УДК 37; 070
Р. П. Баканов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВЫПУСК УЧЕБНОГО МЕДИАПРОЕКТА» (ОПЫТ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В статье обобщен опыт преподавателей кафедры журналистики Казанского (Приволжского) федерального университета, которые ежегодно ведут занятия по дисциплине «Выпуск учебного медиапроекта». Это курс практических занятий, в рамках которого студенты приобретают знания о процессе создания печатного (с недавних пор и мультимедийного) издания, умения и навыки самостоятельного планирования номера газеты или журнала, узнают основы верстки и другие правила допечатной подготовки издания. В процессе работы над созданием номера учебной газеты или журнала студенты проходят все творческие и технические этапы подготовки: от замысла концепции и разработки тематики журналистских материалов до последнего шага технологической цепочки - выпуска учебного печатного или мультимедийного проекта.
Целью дисциплины является освоение студентами-бакалаврами практических навыков организации и выпуска современного печатного или мультимедийного издания. Практические занятия по данной прикладной дисциплине строятся по принципу организации самостоятельного, творческого и технологического процесса работы студентов над печатным или электронным изданием. Для повышения эффективности творческого процесса используется прием «погружения» в текущую редакционную работу, в ходе которой: каждый обучающийся должен «примерить» на себя одну или две редакционные должности; успешно справиться с должностными обязанностями; понять специфику творческой (корреспондент, дизайнер) и административной (редактор, ответственный секретарь) деятельности. Данная дисциплина представляет каждому студенту возможность творчески проверить себя перед будущим возможным трудоустройством в редакцию СМИ. Как правило, студенческие группы проходят этот творческий «марафон» неровно: у одних получается хорошо справиться с обязанностями, другие работают долго, возможно, получая зачет только во время дополнительной сессии.
Ключевые слова: учебная газета, мультимедийный ресурс, творчество, редакция, журналист, средство массовой информации, жанр, творческий прием, медийное образование, медийная грамотность, студент, дисциплина.
В учебном плане подготовки журналистов дисциплина «Выпуск учебного медиапроекта» осваивается студентами бакалавриата на втором курсе на третьем семестре (всего 16 часов, то есть в лучшем случае восемь занятий-встреч или, как их еще называют студенты и преподаватели, так называемых консультаций). Курс закрепляет полученные знания в теоретических дисциплинах цикла основ журналистики - теории журналистики и введения в специальность - и предусматривает реализацию этих навыков в реальной практической деятельности. Ранее, где-то лет 10-15 назад, учебную газету издавали студенты первого курса (во втором семестре), когда у вчерашних школьников сходила эта волнительная растерянность от пребывания в стенах университета, ребята сдавали первую сессию и на один шаг приближались к своей будущей профессии журналиста. Однако в результате трансформаций вектора учебного процесса со специалитета до бакалавриата и последовавших за этим неоднократных изменений учебных планов подготовки журналиста данную дисциплину перенесли на курс позже.
«Выпуск учебного медиапроекта» - практический курс, находящийся во взаимосвязи с другими дисциплинами, направленными на подготовку журналиста как всесторонне развитой личности с широким кругозором, которой интересно многое, причем интересно не просто теоретически, а именно практически: человек многое должен уметь сам. Принимая во внимание штамп, что журналист - это профессиональный дилетант, который мало что знает сам, но всегда найдет,
у кого спросить, мы стараемся его частично опровергнуть. Со второй частью фразы мы согласны: если у тебя нет своей базы источников, ты вряд ли можешь считать себя журналистом - откуда будешь получать эксклюзивную информацию и соответственно становиться уникальным в распространении сведений? Ведь переписать до заметки разосланный по редакциям пресс-релиз - это очень примитивно, не оригинально и часто скучно. Думается, что корреспонденты всегда должны быть в поиске тематики, способной вызвать общественный резонанс. А вот то, что журналист в современном российском обществе все чаще считается профессиональным дилетантом, на наш взгляд, нужно опровергать. Это должны делать сами журналисты, своим творчеством ежедневно доказывая обратное. У начинающих журналистов такая работа еще впереди, в период обучения в вузе им важнее приобрести многие профессиональные навыки и компетенции.
Мы полагаем, что сейчас настало время, когда каждому человеку важно не столько потреблять, сколько фильтровать и отсеивать ненужную, а то и вредную для него и его семьи информацию. Это особенно необходимо современным школьникам и студентам, которые зачастую не могут (возможно, не хотят) отличить фейковые сообщения от достоверных. Такой информационный инфантилизм способен привести молодежь к потреблению распространяемых запрещенными объединениями с негативными целями данных, а быть может, и поддержке их идеологии. Здесь надо быть внимательным как самим ребятам, так и взрослым - родителям и педагогам.
В образовательных учреждениях сейчас необходимо больше внимания уделять повышению уровня новостной, медийной грамотности, медийного образования как юношей и девушек в целом, так и учителей, вузовских преподавателей. Настало время всем стать «немного журналистами». Уметь фильтровать поступающую информацию - сегодня это очень важно для каждого индивида. «На рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, - написал еще в 2003 году профессор А. В. Федоров и дополнил: - Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования ... уже принадлежит прошлому». На наш взгляд, абсолютно справедливым является следующий тезис ученого: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности» [5. С. 7-8].
Приходя на занятия к студентам Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета, преподаватели надеются, что имеют дело с заинтересованными слушателями, желающими самореализоваться в выбранной и осваиваемой профессии журналиста. Потому дисциплина «Выпуск учебного медиапроекта» является по сути репетицией будущей работы каждого студента в редакции СМИ. По учебному плану курс является продолжением уже изученных студентами дисциплин «Основы журналистской деятельности» и «Новостная журналистика», потому базовыми навыками написания журналистских текстов в информационных жанрах и некоторыми приемами подачи материала они ко времени начала работы над учебным медиапроектом (изданием плюс его сайтом) владеют. Важно выполнять свою работу качественно и осознанно профессионально расти.
Увы, не всегда теперь находящиеся в аудитории студенты стопроцентно хотят стать журналистами. Тому виной разные причины (например, невысокие зарплаты казанских журналистов, унификация тематической базы местных СМИ, отсутствие критики по отношению к представителям власти и так далее). Далее в статье мы остановимся на этой ситуации подробнее. К сожалению, есть студенты, которые в процессе дальнейшего «погружения» в журналистику постепенно разочаровываются в ней и, пребывая в раздумьях по поводу дальнейшего трудоустройства, часто впадают в депрессию.
Практические занятия по прикладной дисциплине «Выпуск учебного медийного проекта» строятся по принципу организации самостоятельного, творческого и технологического процесса работы студентов над учебным мультимедийным изданием. В учебном пособии Р. П. Баканова и М. В. Симкачевой «Учимся делать газету» указаны следующие составляющие данного творческого процесса:
• освоение студентами профессиональных обязанностей сотрудников редакции: корреспондента, корректора, ответственного секретаря, редактора, дизайнера-верстальщика;
• знакомство с информационными жанрами: заметкой, репортажем, отчетом, информационной корреспонденцией, интервью; разбор понятий «жесткая новость» и «мягкая новость»;
• обучение практическому применению методов сбора информации, традиционно используемых в журналистике;
• практические рекомендации (методика) написания журналистского текста в информационных жанрах. Структура информационного сообщения в газете (журнале) и на сайте редакции;
• знакомство студентов с функциональными особенностями разных редакционных должностей: редактора, его заместителей по направлениям, ответственного секретаря, дизайнера-верстальщика, корреспондента, литературного редактора, фотокорреспондента и освоение их профессиональных обязанностей;
• правила написания заголовков, требования к ним;
• культуру и правила оформления рукописей для сдачи их в печать;
• требования к графическому оформлению печатного издания [2. С. 21].
Около пяти лет назад преподавателями кафедры журналистики Казанского университета было принято решение начать творческий эксперимент: попытаться делать со студентами не только традиционный печатный номер издания (за предусмотренное учебным планом студенческая группа успевала подготовить к печати всего один выпуск), но и работать над полноценным мультимедийным учебным ресурсом. Данное решение стало ответом на вызов времени, ведь в настоящее время многие информационные потоки циркулируют в онлайн-среде и поступают к аудитории посредством Всемирной Сети. К тому же необходимо обучать студентов оперативному получению, обработке различных сведений, написанию сообщения в одном из информационных (по желанию студента и в зависимости от его способностей и аналитических) жанров. Так возник творческий проект студентов, обучающихся в то время еще на отделении массовых коммуникаций (ныне в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций) КФУ, «Казанская стужурка» (https://ctyzyrka.ru/). «Стужурка» - сокращенное словосочетание «студенческая тужурка» - повседневная форма одежды казанских студентов второй половины XIX века. Сайт задумывался не просто как публикатор учебных новостных сообщений от студентов, но и публикаций в рубриках «Личный опыт», «Фестивали», «Полезные советы». В отдельную рубрику выносятся результаты научно-исследовательской работы обучающихся по профилю «Периодическая печать» студентов, полученные ими во время подготовки курсовых или выпускных квалификационных работ [1].
В дополнение к вышеуказанным составляющим учебного процесса при производстве печатного номера учебного медиа на старте проекта «Казанская стужурка» преподавателям и сутден-там пришлось обратить внимание на:
- информационные предпочтения, культуру и этику сетевого поведения начинающих журналистов. Что они смотрят и обсуждают, с кем общаются, как себя ведут в виртуальном пространстве? Чтобы делать качественный информационный медиаресурс необходимо знать актуальную «повестку дня» целевой аудитории своего медийного проекта. В одной из наших предыдущих статей мы писали о том, что современная молодежь все реже читает вдумчиво, предпочитая смотреть развлекательные проекты, редко освещающие социальные проблемы: «Слабый интерес к происходящему вокруг и уход в виртуальную реальность, на наш взгляд, можно уже назвать тенденцией среди вчерашних школьников. К сожалению, значительное число поступающих на первый курс Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета студентов предпочитают смотреть, чем читать. Культура чтения среди молодежи постепенно утрачивается, отсюда и заштампованность мысли, небогатый словарный запас, прититивизм изложения фактуры. Конечно, есть стремящиеся к успеху студенты, готовые практиковаться круглосуточно, лишь бы приобрести мастерство. Но все больше начинающих журналистов, мечтая об освещении "звездных тусовок", пока сами редко пишут интересно. В редакциях такая практика не приветствуется. Чем и как в таком случае им ежедневно придется удивлять аудиторию в условиях жесткой конкуренции? Думается, что им необходимо не просто потреблять контент, но, знакомясь с определенными творческими примерами, переосмыслить их и на этой основе пытаться самостоятельно воплотить в жизнь собственные идеи» [3. С. 23];
- умение студентов работать с поступающей информацией, особенно на необходимость ее перепроверки. Современный информационный поток очень мощный, крайне неоднороден по содержанию и требует внимания при знакомстве как с первоначально поступившей, еще не обработанной, так и с передаваемой через СМИ информацией. Есть риск получить недостоверные, вводящие аудиторию в заблуждение, сведения. В этой связи от современного журналиста тре-
буется максимальная концентрация внимания, быть всегда начеку, уметь быстро получать подтверждения или опровержения разных сведений из нескольких источников. Этому всему обучают в бакалавриате и магистратуре Высшей школы журналистики и медиакомуникаций КФУ.
Итак, секрет успешного освоения данной дисциплины, на наш взгяд, прост - максимум открытости каждого студента, минимум лени плюс его стремление постигать новое, обучаясь при этом в том числе и на собственных творческих ошибках. В общем, думай, пробуй и ищи...
Целью дисциплины «Выпуск учебного медиапроекта» является освоение студентами - начинающими кореспондентами практических навыков организации и выпуска как печатного издания, так и современного информационного онлайн-проекта на базе ресурса кафедры журналистики КФУ «Казанская стужурка» (https://ctyzyrka.ru/).
Бакалавры, завершившие изучение данной дисциплины, должны знать:
- различия между печатным и электронным номерами газеты / журнала;- особенности организации и планирования работы редакции СМИ;
- основные этапы создания номера печатного издания;
- методы работы творческих и технических подразделений редакции;
- принципы оформления издания;
- основные свойства журналистики;
- виды источников информации;
- жанровую модель журналистики;
- программные инструменты издания.
Уметь:
- сформировывать творческий коллектив для создания учебного журналоистского медийного проекта (газета, журнал, сайт издания);
- разрабатывать концепцию будущего номера учебного печатного и мультимедийного издания;
- создавать тематический план будущего номера учебного медиа;
- находить все возможные источники информации для написания текстов в разных информационных (по возможности и аналитических) жанрах;
- оформлять авторские материалы;
- редактировать одобренные к публикации сообщения.
Владеть: разнообразными методами сбора информации (технологией интервью, наблюдения, работы с документами и т. п.), ее проверки, селекции и анализа; навыками создания новостного текста.
Также студент должен применять полученные знания и умения в будущей практической деятельности журналиста.
Таким образом, в процессе деятельности по созданию учебных масс-медиа преподаватели используют несколько приемов для увеличения эффективности работы как творческого коллектива в целом, так и для каждого его участника в частности.
1. Прием вовлечения (или «погружения») учащихся в решение сложной и многоэтапной твор-ческо-производственной задачи: своевременную (то есть до зачета) подготовку и выпуск оригинального и качественного медийного продукта. Его тематика может быть разной в зависимости от имеющихся интересов у студентов. Вовлечение начинается в период формирования каждой из групп, увеличиваясь по мере того, как каждый из ее членов работает над выполнением возложенных на него редактором номера задач. А поскольку в дополнение к работе над печатным изданием обучающимся необходимо заполнять контентом сайт будущего учебного СМИ, у каждого из них остается еще меньше времени на выполнение других дел. Ведь в этих условиях ограничиться подготовкой и представлением редактору одного текста для печати невозможно, придется постоянно искать, сопоставлять и обрабатывать информацию для наполнения ленты новостей.
2. Прием повышения творческой конкуренции между студенческими импровизированными редакционными коллективами. Такая практика мобилизует бакалавров, побуждая каждую из групп к стремлению создать творческий продукт лучше и интереснее, чем у своих коллег. Насколько это хорошо получается можно узнать во время подведения итогов курса и проверки результатов освоения дисциплины.
3. Прием «мозгового штурма» - каждый студент в рамках работы в учебной группе должен представить своим коллегам не менее трех вариантов названия и слогана будущего учебного
медиа. Все они должны соответствовать его выбранной (кстати, желательно также с помощью данного приема) тематике и проблематике. Затем каждый студент по очереди представляет придуманные варианты, группа оценивает каждый из них, лучший вариант, понравившийся большинству из членов учебной «редакции», принимается в качестве названия и слогана будущего номера. Авторы лучшего названия и слогана могут быть поощрены дополнительными баллами за занятие (например по три-четыре балла за слоган или за название).
4. Прием сравнительного анализа созданных учебными «редакциями» средств массовой информации по критериям (они представлены в данной статье в разделе Заключение). Осуществляется по окончании занятий ближе к зачетной сессии экспертным жюри, состоящим не из преподавателей данной дисциплины, а из других преподавателей всех четырех кафедр, ведущих подготовку бакалавров по направлению «Журналистика». Председателея жюри традиционно является директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета. Победители выявляются по нескольким номинациям: «Лучшее интервью» (персональный приз), «Лучший репортаж» (персональный приз), «Лучшая фотография» (персональный приз), «Лучший визуальный ряд» (персональный приз), «лучшая верстка и дизайн» (персональный приз) и «Лучшая реализованным концепция номера» (коллективный приз). Подведение итогов и награждение победителей проводятся в торжественной обстановке до начала зачетной сессии.
С первого занятия по данному предмету участники импровизированных редакций объединяются в группы, которые в дальнейшем (до зачетной сессии) будут представлять собой «макеты» редакционных коллективов по производству и выпуску учебного печатного и мультимедийного издания. В итоге получается, что одна академическая группа разделяется на три учебные редакционные по 10-12 человек. Каждую группу ведет отдельный преподаватель, роль которого исключительно администрирующая. То есть он осуществляет общий контроль работы группы, стараясь обеспечить всем необходимым для нормальной работы.
У любого коллектива, объединенного общей целью, есть своя иерархия должностей. Поэтому студентам в каждой группе как можно быстрее надо определиться с «должностями»: кто будет поставлять информацию, кто ее обрабатывать, редактировать, а кто думать над концепцией номера в целом. Эти «должности» таковы: корреспондент (скорее всего, специализирующийся на определенном тематическом направлении), корректор, ответственный секретарь, дизайнер-верстальщик и редактор. Таков минимальный «штат» редакции. Вслед за региональными и федеральными изданиями и если позволяет состав участников, в учебном коллективе могут быть введены такие «должности», как фоторедактор и редактор бэкграунда (то есть человек, ответственный за предысторию события). Соответственно, все они оцениваются преподавателем по разным критериям.
Студенту, занимающемуся поиском новостей для учебного медиа, важно всегда быть на связи с ее редактором. Не стоит думать, что он или преподаватель выдадут каждому несколько тем, которые надо будет «развернуть» и интересно подать. Профессионала характеризует и то, что он знает для кого пишет, он представляет своего читателя. Так что сначала придется ответить на вопрос «Что будет интересно вашему читателю?» Кстати, а кто он - сокурсник, преподаватель, директор интститута или родители? Думая над тем, о чем бы написать, не следует забывать о двух вещах: во-первых, всегда строго следовать концепции издания; во-вторых, писать только о том, в чем вы разбираетесь. Не стоит браться за сложные темы: сбор материала там может затянуться, потому есть риск вообще остаться без публикации.
В зависимости от запланированного объема газеты или журнала, каждому корреспонденту придется написать два-три оперативных материала желательно, в разных информационных жанрах. Предварительно с редактором необходимо согласовать: о чем будет сделалано интервью, какой вопрос «достоин» заметки и так далее. Работа репортера заключается также и в том, чтобы делать подписи к фотографиям, добывать подробности к известному факту, переводить тексты с иностранного языка.
Сдавать материалы необходимо в установленные редактором сроки. Чтобы работа не была напрасной, и написанные тексты не «ушли в стол», надо набрать текст на компьютере, сохранив его электронную версию, придумать оригинальный, привлекающий внимание будущего читателя заголовок, повествование лучше всего начать с главной мысли. Не следует затягивать свое вступление. Краткость - сестра таланта. Мы рекомендуем писать только о самом главном, ведь у
предполагаемого читателя будет не так много времени, чтобы понять каждую написанную строчку. Скорее всего, затем текст придется дорабатывать: вносить в него корректорско-редакторские правки, уточнять факты и экспертные высказывания. Это нормальная практика, даже опытные журналисты стараются не допускать в своих публикациях искажения сути проблемы. «Должность» корреспондента в учебной газете является ключевой и требует от студента умения работать со словом и чувства ответственности за каждую опубликованную букву.
На наш взгляд, в репортерской работе должны попробовать себя все студенты вне зависимости от занимаемой в учебной редакции «должности». Понятно, что всегда будут такие учащиеся, желающие занять руководящие позиции: редактора или его заместителя, отвественного секретаря. Почему-то считается, что здесь меньше работы - раздавай задания и собирай готовые тексты. Из разговоров со студентами часто выясняется их стереотип, заключающийся в том, что тем, кто занимает руководящие «должности» в редакции, не надо самому работать над интервью и заметками. Данное представление неверно, ведь если журналист не пройдет все стадии профессионального мастерства, будет ли к нему доверие коллег тогда, когда он займет руководящую должность? Потому нам представляется, что на редакторские позиции в учебной редакции именно преподавателю надо рекомендовать студентам рассмотреть кандидатуры конкретных обучающихся, имеющих к этому времени определенный опыт сотрудничества со СМИ на внештатной основе. Однако каждый студент имеет право по желанию предложить свою кандидатуру. Преподаватель должен объяснить уровень ответственности: если корреспондент отвечает только за фактуру и соблюдение сроков сдачи своего текста в редакцию, то главный редактор со своим помощником (или заместителем) - за соблюдение сроков производственного цикла подготовки всего номера учебного СМИ, в том числе за регулярное и оперативное наполнение контентом сайта данного медиа. Если осознание этого имеется, то пусть забывают о спокойной жизни: отныне им придется «доставать» своих одногруппников и просить у них отчеты о работе над будущими публикациями. Вот почему редактором должен быть человек, способный вести за собой весь редакционный коллектив, провести несколько учебных планерок, сформулировать концепцию будущего номера, видеть темы будущих публикаций, спрашивать каждого корреспондента о ходе работы над тем или иным материалом, обсуждать с ними структуру и жанры создаваемых меди-атекстов. Работать придется не столько на занятии в аудитории (многое ли можно успеть сделать за одну полуторачасовую еженедельную встречу), сколько каждый день, собирая своих авторов в беседки в социальных сетях, на личные встречи-обсуждения хода работы над номером учебного печатного или мультимедийного издания и т. д.
Задача преподавателей дисциплины - напомнить или разъяснить в курируемых ими творческих группах функциональные обязанности каждого сотрудника редакции. Практика показывает, что на младших курсах мало кто из начинающих журналистов ориентируется в редакционных должностях и их функционале, потому такой ликбез им будет кстати. Назначение на каждую руководящую «должность» проводится с учетом мнений всех членов сформированной редакционной группы.
Далее студенты определяют аудиторию будущего учебного медиа, обосновывая свой выбор. Далее начинается работа репортера, состоящая из двух основных этапов: Первый - сбор информации. Ребята самостоятельно выбирают и применяют традиционные и нетрадиционные методы сбора информации, учатся отбирать сведения из Интернета. Второй этап - обработка и перепроверка полученных данных, подготовка текстов. Акцентируется внимание на требованиях к заголовку, условиях информативности и эффективности текста, типах текстов.
Определившись с информацией для будущего журналистского материала, собрав необходимые сведения и факты, начинается непосредственно творческий процесс работы над текстом, состоящий из нескольких этапов:
1. Определение темы, поиск новой идеи.
2. Осмысление проблемы.
3. Подготовка плана журналистского текста: отбор фактов, выбор жанра, формы подачи -композиция, соответствующие изобразительно-выразительные средства.
4. Реализация плана: развитие идеи в сюжетной линии будущего текста.
После того, как все «должности» в импровизированных редакционных коллективах разобраны, с концепцией, названием и слоганом будущего номера определились, казалось бы, должно
наступить относительное затишье, нарушить которое могут студенты с просьбой оценить или отредактировать их тексты. Но, как показывает наша многолетняя практика преподавания данной дисциплины, далее у студентов начинаются сложности дисциплинарного порядка, часто выраженные в несоблюдении установленных сроков представления текстов редактору или его заместителю. В условиях ограниченного времени (напомним, что продолжительность курса всего по восемь недель в третьем и четвертом семестрах) каждая еженедельная встреча преподавателя со студентами дорога. Случается, что кто-то забудет выданную ему редактором для освещения тему, переоценит свои силы в подготовке материала на придуманную и заявленную самим собой проблему, в конце концов, под каким-то предлогом не придет на занятие. Все это затрудняет работу редакции, заставляя отнимать у дальнейшего процесса верстки и подготовки макета издания к печати часть времени. В последние годы так происходит все чаще.
Мы полагаем, что данное нарушение трудовой дисциплины происходит потому, что, во-первых, все больше абитуриентов поступает на направление «Журналистика» без творческого портфолио, а значит, не представляет себе работу редакции. В настоящее время портфолио не является обязательным условием для поступления в Высшую школу журналистики и медиакомму-никаций КФУ. Достаточно к результатам ЕГЭ сдать два внутренних творческих экзамена и быть зачисленным если не на бюджетное (эта форма обучения у нас постепенно сходит на нет), то на коммерческое отделение. Таких, не сотрудничавших с редакциями СМИ до поступления на направление «Журналистика», студентов с каждым годом становится все больше. Увы, на младших курсах у них редко вырабатывается привычка писать.
Во-вторых, дальнейшее развитие онлайн-медиа привело к формированию уникального явления - пишущего журналиста, ни разу не бывавшего в редакции и, возможно, не встречавшегося с главным редактором. В самом деле, к чему на это, как сказал один наш студент, «тратить время», когда можно сотрудничать удаленно? Посредством соцсети или электронной почты из редакции вам приходит задание, вы сообираете информацию, пишете и редактируете текст и отправляете его выдавшему вам задание человеку. Далее текст публикуется на сайте или возвращается вам на доработку.
Возможно, в скором времени так будут работать многие (если не все) редакции. Их владельцам такая организация труда удобна: не надо тратиться на помещения, зарплату персоналу. Сколько написал - столько заработал! Свободно можно творить, на работу ходить не надо.
Однако, на наш взгляд, начинающим журналистам важно научиться работать в команде, понимать, что современная журналистика может быть не только авторским, сколько коллективным делом. Без дисциплины здесь никуда и, как в спорте, чтобы достичь результата, надо всему выкладываться. Кто подскажет им эти простые (казалось бы) правила? Преподаватель в вузе. В редакциях эта теория приобретает практический и наглядный аспект: корреспондент не успел сдать запланированный на первую полосу текст, в результате весь коллектив срочно брошен за латание «дыры» и не доработал в чем-то другом. В итоге срывается график сдачи номера в печать, накладывается штраф за это от типографии, появляются читатели, недовольные тем, что не получили газету в срок...
Потому курирующему учебную группу-«редакцию» преподавателю сразу после распределения заданий необходимо еще раз уточнить у студентов: сможет ли каждый из них справиться с темой, «развернуть» ее. Случается, что студенты сначала тему заявят, а через несколько дней поймут, что поторопились или сделают не то, что хотели, отойдя от первоначального замысла. Чтобы авторы не оставались один на один со своими творческими проблемами, мы рекомендуем создать в социальной сети беседу, куда пригласить всех членов «редакции», и вести текущие разговоры онлайн. Выше мы указали, что одного предусмотренного расписанием раза в неделю для встречи явно недостаточно, потому текущие консультации можно вести постоянно в Сети. В этом случае можно оперативно помочь человеку осмыслить тему или подсказать, к кому обратиться за комментарием, а то и переиграть, заменив кому-то задание. Важно постоянно общаться между собой, мотивировать студентов на выполнение заданий, обращая их внимание на необходимость подготовки текстов в разных жанрах. Один-два текста должны быть «гвоздевыми» - центральными в номере, освещающими важные для целевой аудитории учебного издания проблемы.
Несмотря на то, что обычно из числа студентов назначаются отвественные за корректуру и редактирования поступивших от корреспондентов текстов, преподаватель не должен дистанциро-
ваться от этого процесса. Да, выше было сказано, что роль его администрирующая, но, исходя из отсутствия опыта работы у студентов, прочитать тексты после их корректуры лишнем не будет. Окончательное решение, в каком виде ставить материал на полосу или не ставить его вообще, должен принимать редактор. Его право советоваться с преподавателем и по его просьбе давать руегулярные отчеты о работе каждого члена группы. Впрочем, если преподаватель общается с группой в беседке в социальной сети, он сам увидит и поймет, кто как работает.
Большую роль в подготовке учебного медиа играет планирование работы. Необходимо на первом или втором занятиях четко определить график творческо-производственного цикла: сроки представления информационных сообщений, «гвоздевых» текстов, дату окончания редактирования, верстки, чтения полос и допечатной подготовки. В идеале готовый медийный продукт должен быть сделан в график учебного процесса, то есть за два месяца. Иногда так получается, иногда - нет, все засисит от творческого уровня студентов осваивающей дисциплину группы, а также требовательности и авторитетности редактора. Недаром говорят, что редактор - это половина коллектива.
Отвечая вызовам времени, в 2013 году коллектив кафедры журналистики разработал сайт образовательного мультимедийного студенческого онлайн-издания «Казанская стужурка» - лабораторию студенческой журналистики. Почему лабораторию? Среди задач проекта: обучение студентов оперативному наполнению ленты новостей (для 1-2 курсов) и публикация написанных ими работ в аналитических и художественно-публицистических жанрах (для старшекурсников). Увы, в прессе Республики Татарстан от маститых журналистов аналитике не хватает места, чего уж говорить о начинающих авторах. Публицистики тоже все меньше...
Между тем учебный план подготовки журналиста предусматривает овладение им мастерством написания текстов в разных жанрах, в том числе аналитических и художественно-публицистических. Создание таких материалов требует сосредоточенности автора на фактах, умение видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями, выявлять тенденции дальнейшего развития того или иного действия и т. д. Создателям таких произведений необходимо всесторонне анализировать ситуацию. «Журналист, опираясь на конкретные события, не ставит своей целью более или менее подробно пересказать их. Объясняя их, он стремится установить связь между явленими и общим законом, которым они все без исключения подчиняются, - пишет Д. В. Туманов. - Поэтому, выясняя причину какого-либо явления, автор текста налеливается на тщательную проверку полученных данных, на уточнение внутренней связи между исследуемыми фактами, что, в конечном итоге, поможет ему избежать ошибок в логике построения причинно-следственных связей» [4. С. 167].
Словом, времени на подготовку произведения в аналитическом или художественно-публицистическом жанре тратится много. И будет очень неприятно, если качественный текст будет отвергнут редакциями по причине неформата. Так часто и происходит, даже на сайт отказываются ставить работы. Данная практика начала приводить к тому, что студенты перестали выполнять учебный план. Мы не говорим о тех, кто по разным субъективным причинам не может написать обозрение, рецензию или очерк. Существует проблема «пристраивания» в СМИ хорошего аналитического текста. А если студент отработал на совесть, сделав интересный материал, а его отвергают в редакциях? Произведение можно разместить на своих страницах в соцсетях, но ведь у СМИ гораздо шире аудитория. Обида может обернуться для молодого автора нежеланием больше иметь дел с журналистикой.
Этот недостаток было решено ликвидировать в «Стужурке». Не печатают «большие» СМИ -добро пожаловать сюда! Здесь не просто могут разместить в Сети текст, но и помогут довести его до публикации, дав первоначальную рецензию, советы по улучшению качества фактуры и анализа материала, подскажут, к кому можно обратиться за комментариями. Но за студента его работу делать не станут, как думают некоторые учащиеся. «Лаборатория студенческой журналистики» - возможность творческого роста, шанс на это, оперативная возможность сделать себе первоначальное портфолио, с которым можно идти в редакции. Нам известно много примеров, когда ребят после окончания первого курса с несколькими публикациями в «Стужурке» брали на летнюю практику в СМИ Республики Татарстана хорошего уровня: газеты «Казанские ведомости», «Республика Татарстан», журналы «Эксперт-Татарстан» и «Собака». Главное - не лениться и иметь желание писать. Если его нет, то, на наш взгляд, это можно считать профнепригодностью
студента. Вряд ли можно считать, что если сегодня нет желания писать (хотя бы для себя, фиксируя свои эмоции, увиденные где-то детали, подслушенные интересные или курьезные цитаты и т.д.), то завтра или послезавтра оно появится. Думается, что начинающему журналисту нужно писать как можно чаще, не дожидаясь от «души прекрасных порывов». Они могут не наступить, а вот мимо любопытных и значимых для аудитории фактов или явлений пройти можно, так и не рассказав о них.
Потому и просим бакалавров при работе над подготовкой учебного издания сданные в редакцию и отредактированные оригиналы текстов в первую очередь публиковать на сайте «Лаборатории студенческой журналистики» по адресу https://ctyzyrka.ru/. Сайт - ресурс коммуникативный, насыщенный информацией, содержит сообщения, в большинстве своем написанные специально для их размещения в Сети. Это означает, что бакалаврам надо не просто подготовить новость о чем-то важном, от них преплдаватели ждут два материала. Первый - составленный по правилам привлчения и удержания внимания аудитории текст для нашего Интернет-проекта. Второй текст бакалавр должен представить редактору своей будущей газеты или журнала. Как создать текст, который будет просмотрен и прочитан на сайте как можно большим числом аудитории, подскажет преподаватель на одном из занятий по дисциплине. Прежде чем отправить обучающегося на задание, преподаватели каждой учебной группы обсудят каждую тему, помогут «развернуть» каждый замысел до его «вкусного» представления аудитории, подскажут наиболее выигрышный в каждом случае жанр. Студенту нельзя прогуливать занятия.
Какие сложности возникают при наполнении информационной ленты «Казанской стужурки»? Их почти нет, так как у студентов есть понимание, что новости должны выходить оперативно и постоянно. По сути, опубликованные в онлайн-ресурсе материалы каждый студент может представить к зачету по семестровой редакционной практике. Единственная сложность - неорганизованность некоторых студентов, которые долго «раскачиваются», тем самым пропуская много информационных поводов. А свои предложить они зачастую не могут, потому что у них пока еще слабо развито понимание, что конкретная тема или проблема могут стать поводом для журналистского выступления. Преодолеть эту сложность можно только практической деятельностью: студенту следует больше читать СМИ и внимательнее смотреть по сторонам. Темы многих своих будущих публикаций можно найти на улице.
Вследствие всего выше сказанного можно сделать такие выводы:
1. Предусмотренная учебным планом подготовки журналистов в Казанском университете дисциплина «Выпуск учебного медиапроекта» является творческой, успешное освоение которой зависит не столько от конкретного студента, сколько от командной работы в учебных мини-группах (импровизированных редакциях) и соблюдаемой там дисциплине по соблюдению установленных на первом занятии сроков творческо-производственного цикла. Практика показывает: газета выходит в срок только у тех студентов, которые рационально используют свое учебное время. Курс в первом семестре заканчивается первого ноября. К этому времени учебное издание должно быть опубликовано. Заключительное занятие всегда проводим в форме редакционной «летучки», во время которой обсуждаем каждый опубликованный текст по нескольким критериями: степень раскрытия социальной проблемы (если она в тексте есть), язык и стиль изложения информации, наличие нестандартных и небанальных заголовка и лида, дизайнерская работа, деятельность корректора и выпускающего редактора. Очень важно обсудить с помощью экспертного мнения преподавателя работу каждого студента. Форма отчетности по дисциплине - зачет, выраженный в количестве набранных баллов каждым студентом. Если номер издания был опубликован, мы обычно сразу ставим зачеты тем студентам, кто качественно справился со своей работой. Общее количество баллов им выставляется с учетом мнения редактора и его заместителя. Если студент набрал невысокое количество баллов, но уже достаточное для получения зачета (минимальное их количество 56), студента можно попросить выполнить дополнительное творческое задание или ответить на теоретические вопросы к зачету по данной дисциплине. Это нужно для того, чтобы убедиться в том, что студент приобрел необходимые теоретические знания, практические навыки и компетенции. В случае если учебное СМИ не увидело свет вовремя, группе дается время на его доработку. Зачет принимается строго после издания номера или его презентации в электронном виде со снижением баллов - выполнение творческого группового проекта предполагает и командную ответственность.
2. Организация творческой работы над выпуском учебного журналистского медиапроекта опирается на несколько следующих подходов:
- компетентностный - приобретение студентами шести предусмотренных учебным планом компетенций, направленных на умение работать в творческом коллективе, принимать ответственные решения, ставить и решать амбициозные задачи;
- деятельностный - обучающимся приходится воплощать в жизнь конкретный проект, придуманный на первом-втором занятиях и реализованный ближе к зачетной сессии;
- социализирующий - в рамках данной дициплины каждый студент «примеряет на себя» новые профессиональные роли: кто-то становится корреспондентом, кто-то редактором, кто-то дизайнером-верстальщиком, корректором, фотокорреспондентом, ответственным секретарем. Эти должности ребятам придется занимать в будущей профессиональной деятельности, потому пусть уже с младших курсов учатся понимать специфику и особенности каждой из них, так сказать, готовить себя к работе. Профессионал должен знать редакционную работу на отлично, попробовав себя в разных должностях;
- личностно-ориентированный - при работе в учебной группе-«редакции» осуществляются субъект-субъектные (то есть равные) отношения, по принципу «коллега-коллеге». Даже у преподавателя нет полной и контролирующей функции, а только административная. Он в этом коллективе играющий «тренер», коллега студентам. Чтобы оценить работу каждого члена коллектива, ему необходимо посоветоваться с редактором или его заместителем;
- событийный - в своем учебном медиа студенты не только учатся освещать и интересно представлять ту или иную тему (проблему), но и перед зачетной сессией защитить реализованный проект перед аудиторией. Если газету или журнал не удается издать по причине, например, отсутствия финансирования, то к защите следует представить опубликованный в Сети сверстанный pdf-файл, который можно скачивать или распространять на Интернет-просторах. Критерии оценки для получения зачета следующие:
- соответствие названия и слогана учебного медиа его содержанию;
- наличие публикаций в разных информационных жанрах (аналитические приветствуются, но не являются обязательными);
- нестандартность представления освещаемых ситуаций и проблематик, наличие деталей, особый взгляд журналиста;
- корректура и редактура журналистских текстов;
- соответствие освещаемой тематики целевой аудитории учебного медиа;
- наличие визуально-изобразительного ряда (фото, коллажи, таймлайны, карты, инфографика, рисунки) и понятность их содержания для аудитории;
- наличие центральной («гвоздевой») публикации и уровень ее исполнения;
- качество верстки и дизайна номера;
- структура и композиция номера, его рубрикация, завершенность;
- качество работы редактора (например, уровень его обращения к аудитории, качество опубликованных текстов) и других членов «редакции».
3. Творческая детельность в учебных группах-«редакциях» позволяет студентам не только уже с младших курсов осознать, что от них будет требоваться в редакциях СМИ, но и понять, правильно ли каждый из них выбрал свою будущую специальность, это ли дело всей его жизни. Практическая работа позволяет дать ответы на эти вопросы. Среди студентов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ случаев перехода на другие учебные направления или даже отчислений по причине самоощущаемой профессиональной непригодности пока не было, но может случиться и такое. Потому, на наш взгляд, от преподавателя требуется индивидуально-личностная и непрерывная работа с каждым студентом в своей учебной группе, персональные советы и помощь, не сводящаяся к предусмотренному расписанием однорому занятию в неделю. В творческом деле выходных дней не бывает. Это надо усвоить каждому студенту и регулярно проходить практиР.ку не только в рамках данной дисциплины, но и вообще развиваться.
Итоги нашего исследования и регулярной практической работы в рамках проведения дисциплины «Выпуск учебного медиапроекта» подтверждают, дополняют выводы и расширяют примерами из современной практики российской российского образовательного пространства в рамках подготовки журналистов результаты исследований, содержащиеся в статьях и научной
литературе. К примеру, таких зарубежных авторов, как A. Kaun [6], P. B. Orlik [8], J. R. Linder, K. A. Lyle [7].
Список литературы
1. Баканов, Р. П. Нам «Стужурка» учить помогает : заметка [Текст ] / Р. П. Баканов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2013. - № 41. - 28 июня. - С. 4.
2. Баканов, Р. П. Учимся делать газету: учебное пособие [Текст ] / Р. П. Баканов, М. В. Симкачева. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 102 с.
3. Баканов, Р. П. Цифровые медиа и соблазны молодых корреспондентов: риски конфликтогенности: статья [Текст ] / Р. П. Баканов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2016. - Т. 22. - № 3 (153). -С.19-26.
4. Туманов, Д. В. Творим Золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов [Текст ] / Д. В. Туманов. - Казань: Отечество, 2000. - 272 с.
5. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учебник [Текст] / А. В. Федоров. -Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. - 340 с.
6. Kaun, A. 'I really don't like them!' - Exploring citizens' media criticism [Text] / A. Kaun // European journal of cultural studies. - 2014. - Vol. 17. - No. 5. -Pp. 489-506.
7. Linder, J. R. A Content Analysis of Indirect, Verbal, and Physical Aggression in Television Programs Popular among School-Aged Girls [Text] / J. R. Linder, K. A. Lyle // American Journal of Media Psychology. - 2011. -Vol. 4. - No. 1 (4). - Pp. 23-42.
8. Orlik, P. B. Media criticism in a digital age: professional and consumer considerations [Text] / P. B. Orlik. - NY and London: Taylor @ Fransis Group, 2014. - 599 p.
PEDAGOGICAL METHODS AIMED AT EFFECTIVE MASTERING BY STUDENTS OF THE DISCIPLINE «ISSUE OF AN EDUCATIONAL MEDIA PROJECT» (EXPERIENCE OF KAZAN UNIVERSITY)
Bakanov R. P., Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, [email protected]
The article summarizes the experience of teachers of the journalism department of the Kazan (Volga) Federal University, which annually conduct classes on the discipline "Issue of the educational media project". This is a practical course in which students acquire knowledge about the process of creating a printed (recently and multimedia) publication, the skills and skills of self-planning the issue of a newspaper or magazine, learn the basics of layout and other rules ofpre-press preparation of the publication. In the process of creating a school newspaper or journal, students undergo all the creative and technical stages of preparation: from the conception concept and the development of journalistic materials to the last step of the technological chain - the production of an educational printed or multimedia project.
The purpose of the discipline is to develop the practical skills of organizing and publishing a modern printed or multimedia publication by bachelor students. Practical classes in this applied discipline are built on the principle of organizing an independent, creative and technological process of students' work over a printed or electronic publication. To increase the effectiveness of the creative process, the "immersion" method is used in the current editorial work, during which: each student must "try on" one or two editorial posts; successfully cope with job duties; to understand the specifics of the creative (correspondent, designer) and administrative (editor, executive secretary) activities. This discipline provides every student the opportunity to creatively test themselves before the future possible employment in the media office. As a rule, student groups go through this creative "marathon" unevenly: some are good at coping with their duties, others are working for a long time, possibly receiving a credit only during an additional session.
Keywords: educational newspaper, multimedia resource, creativity, editorial staff, journalist, mass media, genre, creative reception, media education, media literacy, student, discipline.
References
1. Bakanov, R. P. (2013), "Nam "Stuzhurka" uchit' pomogaet" [=To us Stuzurka to teach helps], in: Kazanskij universitet [=Kazan University], no. 41, 28 june, 4 p. (In Russ.).
2. Bakanov, R. P. and Simkacheva, M. V. (2010), Uchimsya delat' gazetu [=Learning to make a newspaper], Kazan, 102 p. (In Russ.).
3. Bakanov, R. P. (2016), "Cifrovye media i soblazny molodyh korrespondentov: riski konfliktogen-nosti" [=Digital media and the temptations of young journalists: the risks of conflict], in: Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta [=News of the Ural Federal University]. Ser. 1. Problemy obra-zovaniya, nauki i kul'tury, Vol. 22, no. 3 (153), pp. 19-26. (In Russ.).
4. Tumanov, D. V. (2000), Tvorim Zolotymperom: master-klass dlya nachinayushchih zhurnalistov [=We create the Golden pen: a master class for young journalists], Kazan, 272 p. (In Russ.).
5. Fedorov, A. V. (2003), Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [=Media education and media literacy], Taganrog, 340 p. (In Russ.).
6. Kaun, A. (2014), "'I really don't like them!' - Exploring citizens' media criticism", in: European journal of cultural studies, Vol. 17, no. 5, pp. 489-506.
7. Linder, J. R. and Lyle, K. A. (2011), "A Content Analysis of Indirect, Verbal, and Physical Aggression in Television Programs Popular among School-Aged Girls", in: American Journal of Media Psychology, Vol. 4, no. 1 (4), pp. 23-42.
8. Orlik, P. B. (2014), Media criticism in a digital age: professional and consumer considerations. NY and London, Taylor @ Fransis Group, 599 p.
Баканов Роман Петрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института массовых коммуникаций и социальных наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.