Научная статья на тему 'Педагогические открытия Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного дополнительного образования'

Педагогические открытия Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ / JOHN AMOS COMENIUS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / EDUCATIONAL IDEAS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL THEORY / "ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА" / FLEXIBILITY OF EDUCATION / CULTURE / "THE GREAT DIDACTIC"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгенти И.В.

Автор рассматривает педагогические идеи выдающегося европейского педагога Яна Амоса Коменского сквозь призму проблематики современного дополнительного образования. Выявлены аспекты, значимые для разработки содержания дополнительного образования и его технологий, усиления гуманитарной составляющей, организации образования на основе уважения и доверия к учащимся. Показана значимость изучения идей Коменского для педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical discoveries of John Amos Comenius in the context of the problems of modern supplementary education

The author examines educational ideas of the distinguished European pedagogue John Amos Comenius through the lens of the problems of modern supplementary education. The aspects meaningful for the development of the contents of supplementary education and its technologies, strengthening of humanitarian components, arrangement of education basing on respect and students’ credibility are revealed. The importance of learning ideas of Comenius by pedagogues of supplementary education is.

Текст научной работы на тему «Педагогические открытия Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного дополнительного образования»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 1, 2015: 20-27

Педагогические открытия Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного дополнительного образования

И.В. Жгенти

Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

117133 г. Москва, ул. Академика Варги, д. 15

Moscow State Academy of Fine Arts and watercolors by Sergey Andriaka Akademika Vargi str. 15, Moscow 117133 Russia e-mail: inga13579@gmail.com

Ключевые слова: Ян Амос Коменский, педагогические идеи, дополнительное образование, культурная среда, теория обучения, «Великая дидактика», универсальность образования.

Key words: John Amos Comenius, educational ideas, supplementary education, culture, educational theory, "The Great Didactic", flexibility of education. Резюме: Автор рассматривает педагогические идеи выдающегося европейского педагога Яна Амоса Коменского сквозь призму проблематики современного дополнительного образования. Выявлены аспекты, значимые для разработки содержания дополнительного образования и его технологий, усиления гуманитарной составляющей, организации образования на основе уважения и доверия к учащимся. Показана значимость изучения идей Коменского для педагогов дополнительного образования. Abstract: The author examines educational ideas of the distinguished European pedagogue John Amos Comenius through the lens of the problems of modern supplementary education. The aspects meaningful for the development of the contents of supplementary education and its technologies, strengthening of humanitarian components, arrangement of education basing on respect and students' credibility are revealed. The importance of learning ideas of Comenius by pedagogues of supplementary education is.

[Zhgenti I.V. Pedagogical discoveries of John Amos Comenius in the context of the problems of modern supplementary education]

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы ... школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Ян Амос Коменский, «Великая дидактика»

Для того, чтобы в обществе появился человек, способный целенаправленно заниматься культуротворческой активной деятельностью, необходимы соответствующие социальные условия и прежде всего, наличие педагогов, которые

целенаправленно и системно образовывают и воспитывают молодое поколение.

Обратившись к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, можно прочитать, что педагогика - это наука о воспитании и обучении. В Древней Греции раб, сопровождающий ученика на занятия и прислуживающий ему, назывался педагогом. В переводе с греческого слово «педагог» означает «детоводитель», а «педагогика» - «детовождение».

Еще в глубокой древности вопросы воспитания волновали философов и мыслителей. Существенный вклад в развитие теории воспитания и обучения внесли такие ученые, как древнегреческие философы Демокрит (460- 370 гг. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнеримские философы - Тит Лукреций Кар (ок. 99- 55 гг. до н.э.), Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.) и другие.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами - Квинтом Тертуллианом (ок. 160-220 гг.), Аврелием Августином (354-430 гг.), Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) и др. В те времена все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было подчинено церковным канонам. В эпоху Возрождения значителен вклад выдающихся философов и мыслителей, гуманистов по духу - Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.), Хуана Вивеса (1442-1540 гг.), Эразма Роттердамского (1469-1536 гг.), Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Мишеля Монтеня (1533-1592 гг.) и др.

История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Проблемами педагогики тогда активно занимались английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) и чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670 гг.). В ходе изучения вопросов, связанных с развитием современного дополнительного образования, идеи Яна Амоса Коменского, его взгляды на роль педагога в становлении личности хотелось бы отметить особенно.

Наиболее значимое место среди работ Коменского занимает «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки именно с именем

Я.А. Коменского и его «Великой дидактикой». Сам Коменский неоднократно подчеркивал, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы» (Коменский, 1947).

Не будет преувеличением сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Многие положения вошли в современную теорию обучения, например, такие как всеобщее обучение, классно-урочная система, идеи дисциплины, понятие школьного года, общешкольный план, учёба с 6 лет, проверка знаний, запрет на пропуск уроков, учебники для каждого класса и многое другое. Дидактические принципы - природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность - стали основой различных программ и методик, работающих сегодня в нашей системе образования.

Теоретики и практики педагогики в России всегда проявляли живой интерес к теории Коменского, подстраивая его по мере необходимости под существующие требования, согласно российским потребностям и условиям, не нарушая при этом идеи выдвинутых Коменским принципов.

Вопросы воспитания и обучения Коменский считал единым целым. Он призывал дать всей молодёжи общее образование, обучить всех родному и латинскому языкам. В своей теории Коменский считал самым существенным порядок и естественность: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Он был убеждён в том, что человек способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение, при котором усваиваются не частичные сведения, а всю систему знаний.

Коменский полагал необходимым с детства вырабатывать положительные нравственные качества - справедливость, умеренность, мужество, и важную роль в этом он отводил примеру взрослых. Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами» (Коменский, 1947), то тем более они должны передать детям «мудрости». Под словом «мудрость» Коменский подразумевал «умение

осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями», чтобы в дальнейшем они могли прожить жизнь «честно и разумно» (Коменский, 1947).

Великий чешский педагог считал обязанностью родителей готовить детей с дошкольного возраста к воспитанию честных и правдивых проводников в жизнь лучших принципов морали. Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает права родителей и взрослых в двух направлениях: неумеренные требования к детям, излишняя строгость в обращении с детьми, и снисходительность к слабостям детских сил.

Стремясь к доступному образованию для всех детей, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. В «Великой дидактике» Яна Амос Коменский говорил о разных ступенях образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося и соответствующих уровней школьной системы: детство -материнская школа (от рождения до 6 лет), отрочество - школа родного языка (6 до 12 лет), юность - латинская школа или гимназия (от 12 до 18 лет), возмужалость - академия или высшая школа для молодежи (от 18 до 24 лет). На каждом этапе обучения расширялось количество и содержание наук и искусств, изучаемых детьми.

По Коменскому, основной целью образования ставится развитие гармоничного человека и совершенствование общества. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы», - писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований». Благодаря всеобщему обучению, при посредстве наук и искусств, у детей развиваются природные дарования, устанавливаются нравы, достойные общества,

совершенствуются языки.

Одной из характерных особенностей современной педагогики является уважение к ребёнку. Но, любя своих детей и уважая их права, мы, взрослое поколение, не можем

отказаться от воспитания детей, как будущих членов общества. Как подчеркивал Ян Амос Коменский, одно из основных условий развития современного общества - это стремление старшего поколения передать детям свой опыт, подкрепив его знаниями и навыками для предстоящей общественной жизни. Проблему сочетания любви к детям и заботам взрослых Коменский рассматривал в своей работе «Материнская школа», ссылаясь на древних мыслителей.

Большого внимания заслуживает вопрос о воспитании детей в труде, который не превышает сил ребёнка и соединен с играми. Развивая свои мысли об этом, Коменский устанавливает три вида деятельности: деятельность ума, деятельность языка, действие рук. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений: во время игр, бесед, обучения. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» (Коменский, 1947).

И, наверно, одним из важнейших аспектов хорошо построенной системы образования является настоящий Учитель. В своей работе «Пампедия» Коменский уделил этой проблеме отдельную главу, где говорит о том, что учитель должен любить свое дело, владеть педагогическим мастерством, готовить деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Для исследования проблем современного дополнительного образования особенно важны теоретические положения проекта единой национальной школы, который был изложен Яном Коменским в произведении «Великая дидактика». Образование в этой концепции располагается на двух уровнях модели единой образовательной системы: университет и гимназия, в которой должны были изучаться грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, физика, география, история, мораль, богословие (Коменский, 1982: 454-455). Очевидно, что Яну Амосу Коменскому удалось разработать значительно расширенный учебный план, преодолев существующее несоответствие между системой образования и уровнем

развития научных знаний и жизни общества на тот период.

Для традиционной организации учебного процесса принцип деления на классы являлся инновационным. Цель обучения в Пансофической школе сформулирована Коменским следующим образом: «Все в пансофической школе должно быть изучаемо, делаемо, соблюдаемо в совершенстве, то есть с такой легкостью и обеспеченностью успеха, чтобы наподобие механических мастерских ничего в ней не делалось насильственно, но все происходило естественным путем и чтобы впоследствии каждый ученик становился магистром» (Коменский, 1982: 46-47).

Принимая во внимание все сказанное, представляется допустимым полагать, что итогом обучения в Пансофической школе - могло иметь итогом получение магистерской степени по свободным искусствам. Подобная практика была весьма целесообразна в условиях дефицита национальных структур университетского образования того времени. По мысли Яна Амоса Коменского, такие школы должны были находиться в каждом городе государства (Коменский, 1940: 86-87), а содержание образования должно включать в себя «все исчерпывающие занятия», охватывающие совокупность наук и человеческой мудрости.

Таким образом, что особенно значимо для разработки содержания современного дополнительного образования, в данном пункте Коменский формулирует требование универсальности образования, останавливаясь на рассмотрении ее теоретических оснований. В частности, он обращает внимание на формирование контингента «ученых и знающих профессоров всех наук, искусств, предметов, языков», на которых будет возложена обязанность обеспечить универсальность образования. Вторым основанием универсальности выступает «избранная библиотека различных авторов», из которой и педагоги, и учащиеся могут черпать материалы, необходимые в процессе обучения, разнообразные сведения, способствующие приращению их знаний (Коменский, 1982: 461).

В системе, разработанной Я. А. Коменским, особенно значимо, что ученый особенно акцентировал ведущую роль

гуманитарной образовательной среды, создаваемой в учебном заведении, важнейшими характеристиками которой в совокупности можно обозначить термином «универсальность».

Такая среда в учреждении дополнительного образования:

1. Акцентирует внимание педагогов на вооружении учащихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении неизвестных пока задач.

2. Связана с фундаментальным характером дополнительного образования.

3. Создает возможность для осуществления вариативного образовательного процесса как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям и, несомненно, придает всему образовательному процессу ярко выраженный гуманитарный характер.

4. Создает предпосылки и для построения личностно-ориентированного процесса обучения, «отправной точкой» которого является личность обучаемого, его предшествующий опыт, интеллектуальные свойства, внутренние установки и т. д., а знания служат лишь средством, позволяющим расширить личностный опыт, влияя на развитие человека.

В целом, рассматривая педагогические идеи Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного дополнительного образования, можно заключить, что многие дидактические положения этого выдающегося педагога являются основой для разработки не только содержания, но и технологий обучения и воспитания учащихся в системе дополнительного образования.

Это связано, прежде всего, с общей гуманистической концепцией образования, разработанной Коменским, а также с глубоким понимание особенностей организации образования, опорой на возрастные характеристики учащихся, на усиление гуманитарной составляющей образования и создание культурно-образовательной среды учреждения. В работах Коменского обращает особое внимание теория универсального образования. Представляется, что дополнительное образования обладает именно таким потенциалом, так как может охватить самые различные области знания и дать учащимся возможность

овладеть самыми разнообразными предпрофессиональными и профессиональными навыками - от декоративно-прикладного искусства до психологических тренингов.

Изучение работ выдающегося педагога, стремление переосмыслить педагогические проблемы, характеризующие современное дополнительное образования, способствуют актуализации многих аспектов его теории и позволяют достигнуть высочайшего профессионализма современному педагогу дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Коменский Я.А. 1982. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 - 656 с. Т. 2 - 575 с.

Коменский Я.А. 1947. Материнская школа. М: Государственное учебно-

педагогическое издательство. 104 с. Коменский Я.А. 1940. Дидактические принципы (Отрывки из «Великой дидактики»). Со вступительной статьи профессора

А.А. Красновского. М.: Учпедгиз. 92 с. Красновский А.А. 1953. Ян Амос Коменский. М.: Учпедгиз. 321 с. Лазарев М.А. 2014. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т.3. № 3: 465-475.

Получена /Received: 17.10.2014 Принята/Accepted: 16.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.