Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ 15-17 ЛЕТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постнов Ю.М.

Обеспечение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения является важнейшей обязанностью общества и государства. Существующая система физического воспитания школьников не решает стоящих перед ней задач создания условий для разностороннего развития, формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, воспитания морально-волевых и двигательно-координационных качеств. Формальный подход к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе привел к увеличению численности молодых людей с девиантным поведением. Материалы. В статье экспериментально апробирована разработанная методика создания психолого-педагогического воздействия на юношей с девиантным поведением. Методы исследования. Теоретический анализ и систематизация научно-методической литературы, тестирование, беседа, опрос; разработка двигательных заданий, направленных на проявление морально-волевых и нравственных качеств; тренировочные занятии с элементами футбола, бокса, борьбы, волейбола, фитнеса; методическая поддержка волонтеров, педагогический эксперимент. Результаты. Разработана методика формирования потребности в физкультурно-спортивной и трудовой деятельности юношей 15-17 лет, включающая образовательные, оздоровительные и воспитательные мероприятия. Периодически контролировалось их поведение и успеваемость. У занимающихся экспериментальной группы сформировался устойчивый интерес к занятиям спортом; посещение тренировочных занятий было стабильным; заметно улучшилась дисциплина в спортклубе, на улице, в школе. У регулярно посещающих спортивный клуб успеваемость улучшилась с 2,92 балла до 3,42, средний балл за поведение повысился с 2,60 до 3,45 балла. Нарушения дисциплины снизились на 38,5%, пропуски занятий уменьшились на 43,9%. Родители отмечали положительную тенденцию в отношении детей к своим обязанностям, учебе, работе по дому. Заключение. Организация физкультурно-спортивной деятельности с юношами 15-17 лет с целью профилактики правонарушений является эффективным направлением их успешной социализации, воспитания морально-волевых и нравственных, качеств, формирования общественно-значимого отношения к окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постнов Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASIS OF PHYSICAL CULTURE-SPORTS ACTIVITY ORGANIZATION AMONG 15-17 YEAR-OLD BOYS IN ORDER TO PREVENT DELINQUENCY

Physical and moral health of the oncoming generation provision is the most important duty of society and the state in general. The existing system of physical upbringing among schoolchildren doesn’t cope with the set objectives of conditions creation for many-sided development, vital motor abilities and skills, moral-volitional and motor-coordinating qualities formation. Formalistic approach to teaching and upbringing at comprehensive school led to the increase of young people with deviant behavior. Materials. In the article we experimentally test the created methodology of psychological-pedagogical influence on boys with deviant behavior. Research methods. Theoretical analysis and scientific-methodical sources systematization, testing, conversation, survey; motor tasks creation, directed toward moral-volitional and ethic qualities demonstration; the training lessons with the elements of football, boxing, wrestling, volleyball, fitness; methodical support of volunteers, pedagogical experiment. Results. We created the methodology of the need formation for physical culture-sports and labor activity among 15-17 year-old boys. This methodology includes educational, health-improving and upbringing measures. Periodically we controlled their behavior and progress in studies. We managed to form a steady interest in sports lessons among the representatives of the experimental group; training lessons attendance was stable; discipline in sports club, outdoors and at school improved. Progress in studies improved among those, who attended the sports club regularly from 2,92 points to 3,42, the average mark for behavior increased from 2,60 to 3,45 points. Discipline violation level decreased by 38,5%, lessons missing level decreased by 43,9%. Parents mentioned positive tendency in their children’s attitude to duties, studies, household work. Conclusion. Physical culture-sports activity organization among 15-17 year-old boys in order to prevent delinquency turned out to be an effective direction of their successful socialization, moral-volitional and ethic qualities upbringing, socially important attitude to environment formation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

УДК 796-053.7 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-115-119

ББК 75.1

Педагогические основы организации физкультурно-спортивной деятельности юношей 15-17 лет с целью профилактики правонарушений

Постнов Ю.М.*

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-5535-109Х, postnov.ulspu@mail.ru

Аннотация: Обеспечение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения является важнейшей обязанностью общества и государства. Существующая система физического воспитания школьников не решает стоящих перед ней задач создания условий для разностороннего развития, формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, воспитания морально-волевых и двигательно-координационных качеств. Формальный подход к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе привел к увеличению численности молодых людей с девиантным поведением. Материалы. В статье экспериментально апробирована разработанная методика создания психолого-педагогического воздействия на юношей с девиантным поведением. Методы исследования. Теоретический анализ и систематизация научно-методической литературы, тестирование, беседа, опрос; разработка двигательных заданий, направленных на проявление морально-волевых и нравственных качеств; тренировочные занятии с элементами футбола, бокса, борьбы, волейбола, фитнеса; методическая поддержка волонтеров, педагогический эксперимент. Результаты. Разработана методика формирования потребности в физкультурно-спортивной и трудовой деятельности юношей 15-17 лет, включающая образовательные, оздоровительные и воспитательные мероприятия. Периодически контролировалось их поведение и успеваемость. У занимающихся экспериментальной группы сформировался устойчивый интерес к занятиям спортом; посещение тренировочных занятий было стабильным; заметно улучшилась дисциплина в спортклубе, на улице, в школе. У регулярно посещающих спортивный клуб успеваемость улучшилась с 2,92 балла до 3,42, средний балл за поведение повысился с 2,60 до 3,45 балла. Нарушения дисциплины снизились на 38,5%, пропуски занятий уменьшились на 43,9%. Родители отмечали положительную тенденцию в отношении детей к своим обязанностям, учебе, работе по дому. Заключение. Организация физкультурно-спортивной деятельности с юношами 15-17 лет с целью профилактики правонарушений является эффективным направлением их успешной социализации, воспитания морально-волевых и нравственных, качеств, формирования общественно-значимого отношения к окружающей действительности. Ключевые слова: юноши 15-17 лет, девиантное поведение, физкультурно-спортивная деятельность.

Для цитирования: Постнов Ю.М.* Педагогические основы организации физкультурно-спортивной деятельности юношей 15-17 лет с целью профилактики правонарушений. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 115119. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-115-119

Pedagogical basis of physical culture-sports activity organization among 1517 year-old boys in order to prevent delinquency

Yuriy M. Postnov*

IN. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk

Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-5535-109Х, postnov.ulspu@mail.ru

Abstract: Physical and moral health of the oncoming generation provision is the most important duty of society and the state in general. The existing system of physical upbringing

among schoolchildren doesn't cope with the set objectives of conditions creation for many-sided development, vital motor abilities and skills, moral-volitional and motor-coordinating qualities formation. Formalistic approach to teaching and upbringing at comprehensive school led to the increase of young people with deviant behavior. Materials. In the article we experimentally test the created methodology of psychological-pedagogical influence on boys with deviant behavior. Research methods. Theoretical analysis and scientific-methodical sources systematization, testing, conversation, survey; motor tasks creation, directed toward moral-volitional and ethic qualities demonstration; the training lessons with the elements of football, boxing, wrestling, volleyball, fitness; methodical support of volunteers, pedagogical experiment. Results. We created the methodology of the need formation for physical culture-sports and labor activity among 15-17 year-old boys. This methodology includes educational, health-improving and upbringing measures. Periodically we controlled their behavior and progress in studies. We managed to form a steady interest in sports lessons among the representatives of the experimental group; training lessons attendance was stable; discipline in sports club, outdoors and at school improved. Progress in studies improved among those, who attended the sports club regularly from 2,92 points to 3,42, the average mark for behavior increased from 2,60 to 3,45 points. Discipline violation level decreased by 38,5%, lessons missing level decreased by 43,9%. Parents mentioned positive tendency in their children's attitude to duties, studies, household work. Conclusion. Physical culture-sports activity organization among 15-17 year-old boys in order to prevent delinquency turned out to be an effective direction of their successful socialization, moral-volitional and ethic qualities upbringing, socially important attitude to environment formation.

Keywords: 15-17 year-old boys, deviant behavior, physical culture-sports activity.

For citation: Yuriy M. Postnov*. Pedagogical basis of physical culture-sports activity organization among

15-17 year-old boys in order to prevent delinquency. Russian Journal of Physical Education and Sport.

2021; 16(1): 115-119. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-115-119

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения является важнейшей обязанностью общества. Существующая система физического воспитания школьников не решает стоящих перед ней задач создания условий для разностороннего развития, формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, воспитания морально-волевых и двигательно-координационных качеств. По продолжительности жизни населения Россия находится в пятом десятке стран, при том что 75% болезней начинается в детстве [1,2,3,4]. Специалисты установили, что один школьный урок физической культуры в среднем обеспечивает 12 минут двигательной активности занимающихся, поэтому большого эффекта получить в условиях школы невозможно. Школьная физическая культура не вызывает интереса у учащихся среднего и старшего возраста, они предпочитают конкретные виды спорта: бокс, футбол, теннис и другие с их тренирующим эффектом. Это создает предпосылки для выхода юношей 15-17 лет на

внешкольное тренировочно-соревновательное пространство. Объективность этого процесса подтверждается данными о том, что 84,6% американских школьников занимаются спортом вне школы [5,6].

Физкультурно-спортивная деятельность располагает большими возможностями для укрепления и сохранения здоровья. Рациональная мышечная нагрузка с учетом возраста, физической подготовленности и других индивидуальных особенностей стимулирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшает обмен веществ; способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, активизирует мыслительные процессы.

Средства физической культуры и спорта в совокупности с природными факторами обеспечивают закаливание организма, способствуют формированию разнообразных двигательно-координационных качеств,

существенно определяющих двигательную активность детей и подростков [7].

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами коррекции физического и психоэмоционального

состояния. Участие в командных игровых видах спорта приобщает подростков к дисциплине и самодисциплине, ответственности, самостоятельности.

Эти оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры и спорта находят наиболее результативные способы реализации при условии глубокого знания и понимания особенностей поведения и деятельности молодежи из неполных и неблагополучных семей в свете решения задач профилактики правонарушений:

- низкая самооценка уровня развития интеллектуальных и двигательно-координационных качеств;

- неуверенность в себе;

- самоутверждение через грубое, вызывающее поведение в школе;

- искаженное представление о духовно-нравственных ценностях;

- агрессивность, нетерпимость к чужому мнению;

- обостренное чувство справедливости;

- использование внешних атрибутов, подчеркивающих независимость.

Несмотря на то, что физкультурно-спортивная деятельность располагает большими возможностями для укрепления здоровья юношей, коррекции их поведения, сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает реализацию огромного гуманистического и социально-культурного потенциала физической культуры и спорта. Как полагает В.И. Столяров (1997) одной из причин сложившегося положения является недооценка применения психолого-педагогических

приемов организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Кроме того, руководящие структуры недооценивают значимость физической культуры и спорта для управления образовательно-воспитательным процессом и улучшения здоровья подрастающей молодежи, повышения культуры их жизнедеятельности.

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании роли физкультурно-спортивной деятельности как мощного средства

профилактики правонарушений у юношей 15-17 лет.

Задачи исследования: 1. Выявить индивидуальные особенности занимающихся и психолого-педагогические приемы их приобщения к занятиям физической культурой и спортом.

2. Разработать методику формирования потребности к физкультурно-спортивной и трудовой деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов исследований И.Г. Герасимова (2008), М.Н. Жукова (2005), Л.Д. Назаренко, Е.А. Анисимовой (2014) и др. позволили выявить следующие психолого-педагогические приемы вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность:

- создание равных условий для занимающихся (единые правила и требования; одни и те же физические упражнения и игры; дозировка, критерии оценки деятельности);

- обеспечение доброжелательной, уважительно-доверительной атмосферы занятий;

- регуляция проверки уровня развития двигательно-координационных качеств с целью выявления положительной динамики показателей физической подготовленности как одного из стимулов занятий физкультурой и спортом по месту жительства;

- систематичность и эмоциональность проведения тренировок;

- опора на естественную биологическую потребность юношей в двигательной активности;

- создание ситуаций; осознание себя умным, сильным и ловким;

- положительная оценка деятельности занимающихся в течение тренировочного занятия или игры даже по незначительному поводу.

Для проверки эффективности разработанной методики нами был проведен педагогический эксперимент с участием 16 школьников 10-11-го классов, а также студентов

строительного колледжа в количестве 22 человек. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 19 учащихся в каждой. Школьники КГ занимались физическими упражнениями по школьной программе, а также самостоятельно, в обычном, стихийном порядке от 2-3 до 4-5 раз в неделю. В ЭГ тренировки проводились ежедневно с понедельника по пятницу с 14.30 до 16.00 часов под руководством инструктора по спорту. На каждом занятии использовались элементы различных спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола; подвижные игры средней и выше средней интенсивности с содержанием беговых, прыжковых, метательных упражнений; применялись также игровые и соревновательные моменты.

В основе разработанной нами методики формирования потребности в физкультурно-спортивной и трудовой деятельности юношей 15-17 лет заложены психолого-педагогические приемы, реализация которых способствовала формированию устойчивого, осознанного интереса занимающихся к дворовой физкультуре и спорту.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической подготовленности. Кроме того, из бесед с классными руководителями, школьными учителями выяснялись состояние успеваемости, дисциплинированности, а также особенности поведения школьников старшего возраста.

Анализ полученных данных не выявил существенных различий по всем показателям физической подготовленности у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). В ходе проведения педагогического эксперимента по мере формирования привычки к организованным занятиям физкультурой и спортом старшеклассники ЭГ собственными силами соорудили футбольные ворота (используя расположенные на дворовой территории деревья и конструкции), а также деревянную перекладину для подтягивания и выполнения других силовых упражнений; яму для прыжков; сектор для метания набивного мяча (весом 1 кг)

и др.

Изготовленные руками юношей совместно с тренером-инструктором спортивные сооружения и снаряды активно использовались на тренировках для решения комплекса разнообразных задач. После двух месяцев регулярных занятий естественным путем возник вопрос о дисциплине, в которой были заинтересованы все занимающиеся, так как своевременное, организованное начало тренировок, количество времени на разные виды физических упражнений и игр существенно зависели от отношения школьников к занятиям. Постепенно неформальный лидер был признан капитаном данной команды.

Результаты ежемесячных контрольных исследований по физической подготовленности занимающихся ЭГ заносились тренером в специальный журнал. Подростки сами сообщали ему о состоянии своей учебы, нарушениях дисциплины. Полученные сведения периодически проверялись тренером в процессе общения с классными руководителями и другими учителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты педагогического

эксперимента показали, что уровень физической подготовленности улучшился у занимающихся обеих групп: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ показатели оказались существенно выше (р<0,05). Это связано с регулярной, разнообразной мышечной нагрузкой, стремлением юношей к дополнительному, самостоятельному выполнению физических упражнений с целью выравнивания уровня развития своих двигательно-координационных качеств с более успешными сверстниками.

В ЭГ также повысилась успеваемость (в конце I четверти - на 3,7%; II четверти - на 4,9%; III четверти - на 7,2%; IV четверти - на 9,3%); улучшилась дисциплина: в конце I четверти - с 3,12 до 3,28 балла; II четверти - до 3,32 балла; III четверти - до 3,47 балла; IV четверти - до 3,56 балла.

Физкультурно-спортивную деятельность необходимо также рассматривать с позиций

организации досуга подростков, формирования культуры времяпрепровождения, подбора наиболее значимых для развития и совершенствования личности форм поведения и деятельности; выработки гуманистических форм общения с окружающими людьми различного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация физкультурно-

спортивной работы с юношами 15-17 лет является эффективным направлением их успешной социализации, Результативность деятельности зависит от ряда факторов, среди которых ведущая роль принадлежит личности тренера-инструктора и четкой программе его последовательных действий по решению комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; согласованности педагогической деятельности тренера, классных руководителей, школьных учителей, семьи; заинтересованности руководителей спортивных и административных организаций. Большое значение при этом имеет регулярность занятий, учет возрастных особенностей занимающихся, их интересов, потребностей, запросов; применение педагогических стимулов активизации разнообразных видов деятельности.

Подростковые спортклубы, кружки по интересам, разновозрастные дворовые игры должны занять ведущие позиции в деле воспитания подрастающего поколения, формирования общественно-значимого

отношения к окружающей действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимова И.Г., Зотова Ф.Р.

Возможности коррекции психологического здоровья подростков с девиантным поведением средствами физической культуры. Современное здоровье и перспективы внедрения инновационных технологий в спорте и системе физкультурного образования: материалы Всероссийской научно-практич. конф. Набережные Челны: КамГАФКСиТ. 2008: 55-57.

2. Жуков М.Н. Подростковая преступность и ее профилактика средствами физической культуры и спорта. Физическая культура в школе. 2005; 4: 53-55.

3. Назаренко Л.Д., Валкина О.Н., Касаткина Н.М. Условия успешной адаптации организма к тренировочной и соревновательной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 35-45. DOI: 10/14526/01 2018 281

4. Downward P., Rasciute S. Does sport make you happy? An analysis of the well-being derived from sports participation. International Review of Applied Economics. 2011; 25: 331-348. DOI: 10.1080/02692171.2010.511168.

5. Eberth B., Smith M.D. Modelling the participation decision and duration of sporting activity in Scotland. Economic Modelling. 2010; 27: 822-834. DOI: 10.1016/j.emnmod.2009.10.003.

6. Federico B., Felese L., Marandola D., Capelli G. Socioeconomic differences in sport and physical activity among Italian adults. Journal of Sports Sciences. 2013; 31: 451-458. DOI: 10.1080/02640414.2012.736630.

7. Fridberg T. Sport and exercise in Denmark, Scandinavian and Europe. Sport in Society. 2010; 13: 583-592. DOI: 10.1080/174304310003616225.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2021

Постнов Юрий Михайлович - старший преподаватель; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д. 4/5postnov. ulspu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.