134
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 4 (52), с. 134-138
УДК 378.016.32
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ-ПОЛИТОЛОГОВ
© 2018 г. Н.Г. Воскресенская, Н.А. Кузнецова
Воскресенская Наталья Геннадьевна, к.психол.н.; доцент кафедры тории политики и коммуникации Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Кузнецова Наталия Алексеевна, к.полит.н., доц.; доцент кафедры тории политики и коммуникации Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского
natkuznet@mail. ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2018 Статья принята к публикации 24.10.2018
Обосновывается необходимость использования эффективных технологий и методов формирования общих и профессиональных компетенций в рамках обучающего процесса при подготовке будущих специалистов по связям с общественностью, политологов. Приводится описание успешной апробации некоторых методов, дается оценка организации эффективного обучающего процесса в вузе (на примере лекционных курсов «Связи с общественностью в мировой политике и культуре» и «Медиаметрические исследования в связях с общественностью»). Утверждается, что нестандартный подход, экологичное воздействие на коммуникативную и эмоционально-волевую сферы, развитие профессионально-ориентированной креативности и ряда индивидуально-личностных особенностей усиливают у магистрантов мотивацию к обучению и позволяют успешно осваивать магистерскую программу; комплексное применение в рамках обучающего процесса креативных технологий и методов формирования общих и профессиональных компетенций магистра оказывает позитивное влияние как на глубину освоения учебного материала, так и на развитие комплекса индивидуально-личностных особенностей, обеспечивающих профессиональную успешность будущих специалистов по политологии, связям с общественностью и рекламе.
Ключевые слова: политология, связи с общественностью, эффективные методы и технологии обучения, общие и профессиональные компетенции.
Введение
Формирование компетенций связано с получением специализированных знаний и направлено на развитие гармоничной личности. Освоение профессиональных компетенций магистрантом невозможно без создания профессионально -образовательного пространства как формы взаимосвязи личности с миром профессий, способа получения качественного профессионального образования в условиях существующей образовательной среды [1-5 и др.]. Его цель не только способствовать формированию знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности, но и мотивировать обучающегося на дальнейшее саморазвитие. В педагогической науке накоплено множество образовательных технологий, позволяющих в достаточной мере осуществлять этот процесс [6-8 и др.]. Однако современные требования рынка труда, повышенная конкурентоспособность потециальных претендентов на работу, экономические, политические и иные условия требуют менять существующие подходы к обучению, переносить фокус внимания с изу-
чения теории на формирование прикладных навыков, необходимых для реализации поставленных государством задач.
Постановка проблемы
Магистратура - значимый элемент современного образования, призванный способствовать выработке качеств, определяющих будущую профессиональную успешность политолога, формировать навыки и умения, обусловливающие готовность к осуществлению профессиональных задач, задавать направленность на дальнейший профессиональный рост. К числу важных профессиональных качеств политологов-магистров относятся: владение специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями, способность к постановке целей профессиональной деятельности и выбор оптимальных путей и методов их достижения, умение создавать модели исследуемых
политических систем и процессов. Создание психологических предпосылок для индивидуально-личностного развития будущих профессионалов и формирования у них необходимых навыков и компетенций предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения и воспитания. Что мы подразумеваем под этим понятием? Новые технологии и методы обучения - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, которые инструментально обеспечивают формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности магистранта. Их применение позволит повысить конкурентоспособность будущих специалистов, нацелит их на дальнейшее самосовершенствование, будет способствовать повышению их самосознания, усилению мотивации к самообразованию.
Целью данной работы является подбор и апробация методов и технологий обучения, которые позволят в процессе подготовки политологов-магистров сформировать необходимые профессиональные компетенции.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) провести поисковое исследование перспективности использования некоторых технологий и методов формирования общих и профессиональных компетенций в рамках обучающего процесса;
2) оценить эффективность использования технологий развития компетенций в учебном процессе, исследуя динамику развития индивидуально-личностных качеств студентов, их познавательную и творческую активность, а также заинтересованность в учебном процессе и мотивацию.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы такие теоретико-познавательные методы, как анализ, синтез и теоретическое моделирование, способствующие обобщению существующего в педагогической практике опыта и использованию его при разработке собственных авторских методов для формирования профессиональных компетенций политологов-магистров. Наблюдение за студентами в процессе обучения, анализ успешности освоения ими учебных программ позволили контролировать эффективность использования данных методов и технологий в учебных курсах.
Результаты исследования
Можно с уверенностью говорить о перспективности использования следующих технологий и методов формирования общих и профес-
сиональных компетенций в рамках обучающего процесса, которые должны лечь в основу личностного и профессионального развития будущих специалистов-политологов: метод проектов, имитационно-моделирующие игры, метод дискуссии, метод самопрезентации, технологии работы с медиатекстами в развивающем обучении студентов.
Педагогическая практика доказывает успешность использования метода проектов для развития познавательной сферы [6; 8]. Он предусматривает применение широкого круга задач проблемного, нестандартного типа, направленного на формирование у студентов умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи, обеспечивающие решение проблемы, собирать информацию, необходимую для решения, и осуществлять контроль выполнения задач. Несомненным преимуществом метода проектов является также то, что он способствует формированию навыков творческой самостоятельной деятельности, стимулирует интерес студентов к профессиональной деятельности.
Например, студенты разбиваются на небольшие группы по три-пять человек. Им дается задание - разработать проект продвижения Нижнего Новгорода в СМИ на основе первичной информации о роли туристического сервиса в формировании имиджа города. Каждая группа сама формирует способы продвижения, выделяет проблемы, с которыми может при этом столкнуться, самостоятельно собирает как можно больше информации о будущем исследовании туристической привлекательности региона. На втором этапе студенты в процессе группового обсуждения делят найденную информацию на ту, что представляет интерес для будущего проекта, и ту, что может пригодиться. На третьем этапе разрабатывается собственный проект. Основная задача этого этапа - аргументированно доказать преимущество данного проекта по сравнению с проектами, созданными другими группами студентов.
Особую роль при использовании данного метода подготовки политологов-магистров играет развитие такого качества, как профессионально-ориентированная креативность. Специфика данного качества заключена в наличии комплекса личностных способностей, составляющих внутреннее устройство нестандартно мыслящего специалиста, который позволяет разрабатывать оригинальные стратегии продвижения политических деятелей, партий, общественных организаций. При этом студента необходимо нацеливать на развитие умения четко соотносить свои творческие идеи с задачами организации и с ожиданиями целевой аудито-
рии, для которой оно предназначено. Формирование креативности будущих магистров-политологов должно сопровождаться развитием таких личностных качеств, как рефлексия, умение не только критически оценивать свои достоинства, необходимые в профессиональной деятельности, но и намечать пути и выбирать средства для их развития [9-12].
Эффективным способом развития познавательной сферы, творческой активности, коммуникативной грамотности являются имитацион-но-моделирующие игры [9; 13]. Они дают студентам возможность самим принимать решения, предполагают развитие умений высказывать и защищать собственную точку зрения, проявлять самостоятельность во время игры. Эти требования задаются компетенциями, которые должен освоить магистрант в процессе обучения. Данные компетенции не только связаны с получением специализированных знаний, обусловленных выбором данной специальности, но и направлены на формирование определенной психической организации личности, способствующей и в будущем успешно развиваться как профессионал в заданном направлении.
Так, студентам предлагалась игра, направленная на развитие умения полемизировать. Они разбивались на две группы. Каждой в процессе жеребьевки доставалось одно из противоположных утверждений, истинность которого предстояло доказать. Важным условием в данной игре было достижение победы в споре, при этом студентам предлагались такие техники аргументации, как «Метод Сократа» и «Метод извлечения корня», а преподаватель следил за тем, чтобы способы ведения спора были корректны.
Для воспитания нравственного самосознания и формирования коммуникативных навыков хорошо зарекомендовали себя метод дискуссии на социально значимые темы [14-16]. Применение подобной формы работы с магистрами позволяет развивать у будущих специалистов по связям с общественностью способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; способность к порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез; способность к профессиональному составлению, редактированию документации, докладов проектов научно-исследовательских разработок и т.д. Магистры учатся не бояться высказывать свое мнение, отстаивать его или идти на компромисс. Умение услышать оппонента также необходимый навык для специалиста в области политологии. При развитии коммуникативной сферы будущих политологов следует уделять внимание развитию ораторских способностей,
умений устанавливать и поддерживать контакты с представителями разных целевых групп, навыков убеждения для представления себя и своих идей целевым группам; психологических предпосылок осуществлять в будущем руководство коллективом и навыков работы в команде при создании творческих проектов.
Формирование профессиональных компетенций будет проходить успешней при параллельной работе над эмоционально-волевой сферой магистрантов. Так, развитие самоконтроля в общении и деятельности является важным условием формирования коммуникативных навыков, в том числе при проведении научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки. А организация и планирование своей деятельности, переработка больших объемов информации для достижения поставленных целей в профессиональной деятельности невозможны без должного уровня развития эмоциональной устойчивости будущего специалиста-политолога.
Наиважнейшим методом для развития профессиональных компетенций специалиста по связям с общественностью считается метод самопрезентации. Нестандартный, креативный подход к подготовке самопрезентации особенно приветствуется. Здесь особо важно создать доверительную атмосферу дружеского взаимодействия, взаимного уважения и принятия [11]. Этот метод позволяет проявить готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, а также развивает способность магистра к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения. Такие личностные качества, как настойчивость, активность, инициативность, стремление к творческой реализации, ответственность, решительность, целеустремленность, уверенность в себе, особенно в ситуациях принятия решений, позволяют не отступать перед трудностями, принимать грамотные решения в ситуациях, вызывающих затруднение, лежат в основе открытости всему новому, позволяют критически оценивать возможности. Кроме того, метод самопрезентации позволяет преодолеть неуверенность, страх работы с аудиторией, расширяет возможности для проявления индивидуальных, личностных качеств, внутренней харизмы.
Следует выделить также ряд индивидуально-личностных особенностей личности, которые обусловливают будущую профессиональную успешность политолога, создавая психологические предпосылки для формирования мотивации дальнейшего профессионального становления, способствуют развитию толерантного от-
ношения при восприятии социальных, этнических, культурных, конфессиональных и культурных различий различных сообществ. Настойчивость, активность, инициативность, стремление к творческой реализации, ответственность, решительность, целеустремленность, уверенность в себе, особенно в ситуациях принятия решений, а также социальная ответственность необходимы будущему политологу, так как позволяют не отступать перед трудностями и принимать грамотные решения в ситуациях, вызывающих затруднение. Они лежат в основе открытости всему новому, позволяют критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков [17-19].
Для формирования профессиональной коммуникативной компетентности работа с медиа-текстами является неотъемлемой составляющей лекционного и семинарского материала, логически вытекающая их него [3] и направленная на активную проработку полученного материала [3; 20]. Она включала в себя работу с медиатекстами в микрогруппах, творческие практикумы, групповые дискуссии вокруг медиаматериалов, касающихся социально-этических аспектов профессиональной деятельности.
Психологические задачи, стоящие перед ме-диаобразованием, можно разделить на два крупных блока. Первый блок направлен на формирование способности к избирательному и рефлексивному восприятию массмедиа, формированию знания о том, как массмедиа влияют на общество и человека с целью пресечения негативных медиаэффектов. Второй блок - формирование и развитие навыков использования ме-диаинформации для решения личных и профессиональных проблем. Работа с медиатекстами оказывает положительное влияние на творческую активность студентов, способствует более глубокой проработке учебного материала, оказывает воздействие на комплекс индивидуально-личностных особенностей, способствующий будущей профессиональной успешности.
Полисемия смыслов, содержащаяся в медиа-образах, отсутствие при их интерпретации однозначно правильных ответов позитивно воздействуют на развитие вербальной креативности и стимулируют творческую активность. Если индивидуальная работа с медиатекстами нацеливает студентов на самостоятельное решение поставленных задач, способствуя формированию личностной ответственности за конечный результат, то работа с медиатекстами в микрогруппах благотворно влияет на развитие организаторских и коммуникативных склонно-
стей, на осознание особенностей позитивного и негативного медиавоздействия на общество и человека, на формирование собственных лично-стно-ценностных ориентиров.
Выводы
Исследовав динамику развития индивидуально-личностных качеств студентов, их познавательную и творческую активность, а также заинтересованность в учебном процессе и мотивацию по окончании курсов «Связи с общест-внностью в мировой политике и культуре» и «Медиаметрические исследования в связях с общественностью», в рамках которых были применены вышеуказанные методы, можно утверждать, что эффективность их использования велика. Это подтверждается увеличением посещаемости указанных занятий до 100%, улучшением показателей успеваемости, формированием благоприятной, комфортной атмосферы в учебной аудитории.
Следует отметить, что сложившиеся рыночные условия и современная коммуникативная среда требуют высокого профессионализма выпускников. Применение нестандартных методов и технологий обучения повышает конкурентоспособность будущих специалистов, ведет к изменению их отношения к дальнейшему самосовершенствованию, повышает самосознание, усиливает мотивацию к самообразованию и способствует развитию толерантного отношения к конфессиональным и культурным различиям, существующим в обществе. Все это подтверждает необходимость применения нестандартных методов и технологий формирования общих и профессиональных компетенций магистров, а также дальнейшего совершенствования и поиска новых форм организации учебного процесса.
Представляется важным использование данного опыта при подготовке магистров по программе «Связи с общественностью в мировой политике и культуре» по направлению подготовки 41.04.04 «Политология», с учетом специфических требований, определяющих успешность профессионала в данной сфере деятельности.
Список литературы
1. Азарова Л.В., Почекаев Р.Ю. Тенденции развития РЯ-деятельности в России и новые подходы к подготовке специалистов в сфере коммуникаций // Известия ЛЭТИ. 2008. № 1. С. 97-102.
2. Богомолова Е.П., Ратникова Т.А., Ратникова Э.Р. Практика обучения по магистерским программам в российских и западных университетах // Мир образования - образование в мире. 2015. № 2. С. 73-82.
3. Вильданова Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности // Прикладная психология. 2002. № 5-6. С. 131-134.
4. Воскресенская Н.Г., Гапонова С.А. Медиаор-ганизация обучающего процесса в вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 226-235.
5. Tapp J. Legal socialization across age, culture and context: psychological and legal justice systems. N.J., 1987.
6. Александров Е.Л. Ретроспективный анализ использования развивающих образовательных технологий в зарубежной высшей школе // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1(69). С. 47-53.
7. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.
8. Кузнецова Н.А. Использование коучингового подхода при формировании компетентностной матрицы студента // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XXIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Туголукова. М.: ИП Ту-голуков А.В., 2017. C. 129-134.
9. Воскресенская Н.Г. «Немгновенный инсайт» в дискуссиях на нравственные темы // Всероссийская научная конференция «Творчество: наука, искусство, жизнь». М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 89-93.
10. Дробышева Н.Н. Выбор подходов и принципов обучения при учете запросов будущих политологов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 96-103.
11. Камалов М.Н. Техники переговоров: тренинги и мастер-классы для индивидуального и группового обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 316 с.
12. Henderson S.J. Follow Your Bliss: A Process for Career Happiness // Journal of Counseling and Development. 2000. Vol. 78. № 3. Р. 305-315.
13. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7(136). С. 4056.
14. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. С. 45-56.
15. Войскунский А.Е. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. 2008. Сер. 14. Психология. № 1. С. 22-35.
16. Якубжанова Д.Б. Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке учителей Узбекистана // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2 (50). С. 84-88.
17. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. С. 356.
19. Ткаченко Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования. М.: ЮНИТИ-ДаНа, 2009. 236 с.
20. Воскресенская Н.Г. Развитие профессионально ориентированной креативности у студентов специальности «Связи с общественностью и реклама» в рамках курса «Психология массовой коммуникации» // Вестник университета ГУУ. 2011. № 16. С. 29-31.
PEDAGOGICAL METHODS AND TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING CERTAIN GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MASTERS STUDENTS IN POLITICAL SCIENCE
N.G. Voskresenskaya, N.A. Kuznetsova
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
This article justifies the need to use effective technologies and methods for the development of general and professional competencies in the course of training of future public relations experts and political scientists. It also describes the successful testing of some methods and gives the assessment of the effective teaching process at a higher education institution (using the example of lecture courses «Public relations in world politics and culture» and «Media metric research in public relations»). Nonstandard approach and ecological impact on the communicative and emotional-volitional sphere of master's program students, the development of professionally-oriented creativity and of some individual personality characteristics contribute to successful completion of the master's program by the students and enhance their motivation to learn. Comprehensive application of creative technologies and methods for developing general and professional competencies in the framework of the learning process has a positive impact both on the depth of learning the curricular material and on the development of the set of students' individual and personal characteristics that ensure the professional success of future experts in political science, public relations and advertising.
Keywords: political science, public relations, effective teaching methods and technologies, general and professional competencies.