Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
УДК 37.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УСТРАНЕНИЯ
МЕНТАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ВОСПРИЯТИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
В.С. Щербаков
Аннотация. Рассмотрены философско-педагогические и методологические механизмы снятия стереотипов восприятия личностью представителей иных этнических групп, включающей принципы, требования, инструментовку процесса обучения.
Ключевые слова: ментально-этнические стереотипы, полиэтничность, полиэтничное образовательное пространство.
TEACHING MECHANISMS TO ADDRESS MENTAL-ETHNIC STEREOTYPES PERCEPTION OF OTHER ETHNIC GROUPS REPRESENTATIVES
V.S. Seherbakov
Abstract. Philosophical and pedagogical and methodological mechanisms removing stereotypes of personality perception of other ethnic groups’ representatives, including the principles, requirements, learning process instrumentation are considered.
Keywords: mental-ethnic stereotypes, multi-ethnicity, multiethnic educational environment.
Исторический опыт убеждает, что реформирование - это не только прогресс системы, но и ее проблематизация, возникновение принципиально новых и актуализация прежде существующих противоречий. В самом общем виде проблема реформирования российского образования может быть сформулирована следующим образом: самоопределение России с точки зрения общих принципиальных направлений развития образования. Актуальность задачи состоит в том, что в настоящее время со всей очевидностью просматривается, с одной стороны, противостояние различных точек зрения на смысл реформирования, а с другой - усиливается тенденция некритической адаптации образцов в образовании, сформировавшихся на основе иных культурных традиций, условий и установок, что может привести к отторжению реформирования образования от культурных традиций России, к утрате целостности, ее способности к саморазвитию.
Вместе с тем, главные идеи реформирования профессионального образования -
создание собственных образцов, ориентированных на актуализацию российских культурных научных и собственно педагогических решений проблем обучения, воспитания и развития человека в условиях интеграции с высокими мировыми стандартами.
Важность системы образования обусловлена следующими императивами:
• образование в современных условиях - наиболее универсальный социальный институт, охватывающий, практически, всех членов общества (по своей социальной природе выполняющий интегративные, объединительные функции);
• воздействие на формирование человека в рамках этого института наиболее системно, научно обоснованно и организованно;
• деятельность системы профессионального образования обеспечивает производство общественного интеллекта и развитой рабочей силы - главного элемента производительных сил;
• роль образования как интегрального
1
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
фактора научно-технического прогресса, экономического роста, социальнокультурного потенциала непрерывно растет и становится решающей (системообразующая роль образования в обществе).
Основной целью поликультурного образования является вовлечение личности в образовательные процессы, опирающиеся на этно-национальные, российские и общечеловеческие ценности.
В структуре поликультурного образования региональный компонент должен реализовать ряд функций, способствующих формированию у молодежи мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей. К числу таких функций можно отнести:
• философско-культурологическую, направленную на формирование этнического самосознания как составной части планетарного сознания, преодоление ограниченного мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам. Культурологическая подготовка в современном мире выступает основой для формирования поликультурного (трансверсального) мышления и гуманитарной грамотности. Данная функция ответственна за формирование «ценностных ориентаций» - фиксированных установок относительно тех элементов действительности, которые являются личностно значимыми для данного индивида;
• этическую, учитывающую идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражающую в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах с позиций гуманизма;
• воспитательно-рефлексивную, ориентированную на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития отдельной личности и прогресса общества, становление нравственных
представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, создание механизмов превращения их в устойчивые навыки конструктивного поведения.
• личностно развивающую, в процессе которой пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина мира. Процесс обучения призван опираться на современные концепции и методики личностно ориентированного обучения и воспитания. Только индивидуальный подход, реальное обеспечение конкретных условий для развития природных способностей и задатков каждого ребенка позволит школе успешно решить проблему формирования личности, активно мыслящей и эффективно действующей в сложном многомерном современном мире.
При решении проблемы толерантности национально-региональный компонент содержания общего образования должен реализоваться в образовательной практике с учетом нижеследующих основополагающих принципов.
Принцип историко-культурной и цивилизационной направленности национального образования. Данный принцип направляет вектор организации учебновоспитательного процесса в сторону изучения истории и культуры своего народа в контексте культуры народов, проживающих в данном регионе. В рамках данного принципа раскрывается историческая обусловленность и взаимосвязь прошлого и настоящего, обычаи и традиции, национальное искусство. При этом само понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Данный принцип нацеливает на культурологический синтез
2
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
своего народа и народов-соседей в культурной общности России. При этом важно отметить, что в системе содержательной реализации данного принципа необходимо опираться на идеи поликультурности и толерантности в образовании и воспитании, которые обеспечивают согласованность национального подхода с идеями формирования «представителя мировой культуры и цивилизации».
Образовательная практика должна опираться на принцип объективного историзма в изложении основ национальной и мировой культуры. Гипертрофированная идеализация народной истории способна создать у молодежи иллюзию того, что, копируя опыт прошлого, механически перенося в современность архаические нравы и обычаи, можно решить сложнейшие проблемы, определить стратегию развития своего народа и народов России. Недостаточно подготовленный учитель, как правило, пойдет по пути наименьшего сопротивления, реализуя на практике упрощенные схемы и подходы. По мнению историка В.А. Тишкова, «в системе образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире: молодежь должна знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн» [2], но их педагогическая инструментовка должна работать на снятие конфликтного напряжения.
Принцип широкой поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основан на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе. Личностноориентированный подход позволит формировать у подрастающего поколения гуманистическое мировоззрение и гуманитарную грамотность, создать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности в поликультурном современном мире. Самоактуализация человека проявляется в стремлении к полноте выяв-
ления и развития своего личностного потенциала в условиях динамично меняющегося мира. Самоактуализирующийся, творческий человек способен жить и творить только в «открытом» мире (т.к. он в этом процессе самореализации выходит за пределы своего сегодняшнего), не ограниченном национальными рамками и монокультурными догмами.
Принцип глобальности культурнообразовательного процесса, отвечающий за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире, включающих преодоление барьеров: языковых, религиозных, расовых, национальных. Данный принцип должен выступать доминирующим фактором в определении содержания образования, привлечении информационных, коммуникативных форм и методов организации образовательного процесса. Этнокультурная образовательная среда любой национальной школы должна быть максимально открыта для прогрессивных идей: гуманизма, непрерывного диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения в ходе сложного исторического развития данного этноса. Данное положение в школьной практике обусловливает специфические требования к преподавателю. Учитель должен выступать не только как носитель национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как посредник между различными культурами. Полиэтничность, многоязычие, многокон-фессиональность, поликультурность российского общества предъявляют системе образования в целом и конкретно педагогу целый комплекс практических и теоретических требований:
• наличие системы этнографических знаний о происхождении, истории культуре, религии, своеобразии национальных обрядов и традиций народов, с представителями которых он работает;
• знаний индивидуально-личностных и
3
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
этнических особенностей субъектов воспитания;
• умения налаживать взаимодействие с родителями, относящимися к разным этническим группам или национальностям;
• умения использовать потенциал эт-нопедагогики;
• умения работать и построить коммуникации в многонациональном коллективе;
• учитывать влияние среды сверстников и воздействие средств массовой информации.
Очевидно также, что национальное образование отражает некоторые философско-религиозные аспекты [1]. Религия играет роль, образующую ментальность, интегрирующую этносы. В этой связи в системе национально-регионального компонента обучения возникает серьезная проблема внесения в светское, главным образом гуманитарное образование, элементов духовного воспитания. Решение этой проблемы видится в:
• насыщении учебных программ курсами, раскрывающими процесс духовного становления своего народа и народов России;
Литература:
1. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука. 2013. 639 с.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. С. 93-103.
3. Димухаметов Р.С., Мунарбаева Б.Г. Социально-педагогическая фасилитация как инновационная технология в образовании. Костанай-Челябинск. 2014. 128 с.
• усилении мировоззренческих, ценностных акцентов в преподавании естественнонаучных дисциплин, направленных на активное формирование в сознании учащихся современной научной картины мира.
Вышесказанное подтверждает необходимость уделить особое внимание этно-педагогической подготовке будущих специалистов, обладающих важным в нынешних условиях качеством - этнокультурной толерантностью. В этой связи особую актуальность приобретает проблема переориентации основных задач профессионально-педагогической подготовки на развитие личностного потенциала, ценностной направленности учителя [2; 3].
Таким образом, педагогический механизм устранения стереотипов состоит из концептуального представления о картине мира, в основе которой лежит целостность, единство и многообразие, формирование когнитивной готовности к «инако-сти» и поведенческой готовности к взаимодействию с этой иной социальной и этнической средой.
References:
1. Tishkov V.A. Rossiyskiy narod: istoriya i smysl natsional'nogo samosoznaniya. M.: Nauka. 2013. 639 s.
2. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka. 1986. S. 93-103.
3. Dimukhametov R.S., Munarbaeva B.G. Sotsial-no-pedagogicheskaya fasilitatsiya kak innovatsionnaya tekhnologiya v obrazjvanii. Kostanay-Chelabinsk. 2014. 128 s.
Щербаков В.С. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Scherbakov V.S. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
4
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
УДК: 37.017.4
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
(на примере социологического исследования «Уровень этнической
толерантности студенческой молодежи» г. Казань в рамках проекта TEMPUS)
Е.В. Гутман, Л.А. Шибанкова, П.И. Захарова
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза с акцентом на главном участнике этого процесса - студенчестве. Выделяется процесс формирования толерантности, который опирается на гуманитарную образовательную парадигму с обращением к когнитивной, аффективной и конативной сторонам сознания студента. Приводятся эмпирические данные социологического исследования уровня этнической толерантности студенческой молодежи на примере г. Казань. В статье представлен краткий экскурс по эффективным педагогическим практикам, которые используются в университетских курсах, связанных с проблемой толерантности.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, толерантная культура, студенческая молодежь, формирование ценностных ориентаций, образовательная среда вуза.
TOLERANCE FORMATION IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
(on the example of the sociological research «Level of Ethnic Tolerance of Student's Youth»
Kazan within the TEMPUS project)
E.V. Gutman, L.A. Shibankova, P.I. Zakharova
Abstract. Article is devoted to a question to formation of tolerance in the polycultural educational environment of higher education institution with emphasis on the main participant of this process - students. Tolerance formation process which leans on a humanitarian educational paradigm with the appeal to the cognitive, affective and konativny parties of consciousness of the student is allocated. Empirical data of sociological research of level of ethnic tolerance of student's youth on the example of Kazan are provided. Short digression on effective pedagogical practicians who are used in the university courses connected with a tolerance problem is presented in article.
Keywords: tolerance, ethnic tolerance, tolerant culture, student's youth, formation of valuable orientations, educational environment of higher education institution.
Глобализация как сложнейший процесс, имеющий социальные, политические, экономические, а также культурные аспекты, актуализировала и создала множество дискурсов, среди которых значимое место занимает проблема культурного многообразия, а также сосуществование разнородных культурных традиций в условиях нового мирового порядка. Поэтому одним из ведущих условий жизни человека становится идея мирного сосуществования в поликультурном обществе при сохранении индивидуальности своей и дру-
гих членов социума, что находит четкое отражение в «Декларации принципов толерантности» [4].
Особую значимость в процессе обучения в вузе занимает проблема толерантности, которая является важным этапом формирования профессиональной и социальной личности, которая способна не только обладать высоким профессиональным уровнем, но и способна конструктивно взаимодействовать с окружающим миром; личности, «воспринимающей себя в качестве субъекта полилога культур,
5
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
имеющей активную жизненную позицию, обладающей развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, способной к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [1].
Федеральные университеты сегодня являются своего рода образовательными площадками, где обучаются представители многих культур и верований. Рассмотрим роль образовательной среды вуза в формировании и поддержании толерантного сознания обучающихся. Основываясь на социологических исследованиях зарубежных ученых (Г. Олпорт, П. Бергер, Т. Лукман), отметим прямую связь между образованием и толерантностью: чем выше уровень образования, тем более высокую приверженность ценностям толерантности демонстрирует индивид на различных уровнях социальной активности. Так, в зарубежных вузах широко распространена практика командно-групповой подготовки студентов к лабораторным и практическим занятиям, подготовки к докладам, работы над научной темой, участия в университетских «дискуссионных клубах». Такие занятия формируют на микроуровне сознание студентов в сторону достижения коллективных целей, приверженности демократическим идеям, принятию культурных различий на личностном уровне, что необходимо также и для будущей профессиональной деятельности, поскольку только через толерантность индивиды могут успешно соответствовать требованиям современной корпоративной культуры, а также взаимодействовать на профессиональном уровне в контексте культурно-ценностного плюрализма.
Образовательная среда вуза не только влияет на субъект образовательного процесса, транслируя ценностные приоритеты, но и демонстрирует значимость каждого индивида в системе ценностей вуза. Вовлечение студента в образовательную среду вуза осуществляется через его осоз-
нание этой среды, обеспечивает интерактивность и положительный психологический эффект, в условиях которого студенты откликаются на поставленные проблемы, предлагают личностно-значимое решение.
По утверждению В.С. Библера, «исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования. В центре его должен стать образ «человека культуры», способного не только включаться в формы деятельности и мышления, но и переформулировать их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и самого содержания образования» [2].
Изучение культурного разнообразия окружающей среды индивида, в том числе и знание своей культуры, способствует пониманию культуры других. Существуют общечеловеческие ценности, некоторый общекультурный базис, опираясь на который, мы можем понять друг друга и найти общие точки взаимопонимания. Вместе существует и культурная вариативность -специфические, присущие определенной культуре ценности, которые не противоречат общекультурным: обычаи, традиции, особенности быта и т.д. Толерантность как ценность, признанная обществом, может не совпадать с ценностями личности, что ставит перед образованием задачу формирования ценностного мира человека, выступающего как регулятор ценностных отношений личности не только с представителями различных социокультурных и этнокультурных групп в поликультурном пространстве, но с миром в настоящем, определяющим характер его будущего. В настоящее время возникает потребность в определении ценностных ориентаций личности, которые позволяют представителю одной культуры вникнуть в сущность другой культуры, оценить ее уникальность и
6
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
красоту, а также принятие другого таким, какой он есть, со всеми его личностными особенностями. Современное поликультурное образование обладает высоким аксиологическим потенциалом, в его рамках, по мнению Х. Томаса, «... имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему, изменить ее в соответствии с чужой культурой» [7].
Формирование ценностных ориентаций, в нашем случае толерантности, опирается на определенные способы воспитания в рамках гуманистической образовательной парадигмы, которые целенаправленно способствуют интериоризации и интеграции этих ценностей. В общеметодологических рамках реализации технологий и методов воспитания студентов отмечается определенная доминанта, обращенная к аффективной, когнитивной и кона-тивной сторонам сознания студента. Аффективный компонент - обогащение эмоционально-чувственной сферы личности посредством проникновения в другую культуру. Когнитивный компонент - это приобщение к знаниям, владение ими, является выражением силы интеллекта. Ко-нативный компонент - демонстрирует практический поступок, поведенческий акт человека, утверждающего себя в новом качестве. Важно, чтобы процесс формирования ценностных ориентаций отвечал внутренним потребностям молодых людей и не вызывал отторжения, побуждал к профессионально-личностному самосовершенствованию [3]. Ценности не принимаются извне, а созидаются в процессе переживаний, кроме рациональных компонентов включают иррациональную составляющую и соответственно имеют прочную эмоциональную основу. Для педагогики из множества эмоциональных
процессов и состояний важны те чувства, которые связывают людей друг с другом.
Формирование ценностного отношения является еще недостаточно изученной проблемой. Осуществляется попытка определения и научного обоснования условий, способствующих формированию ценностного отношения личности, педагогического обеспечения решения названной задачи. Установлено, что основным способом и источником реализации ценностного отношения является деятельность. Сущность процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобще значимой ценности в личностно значимую. Обогащение ценностных характеристик деятельности способствует формированию ценностных отношений ее субъекта, что в свою очередь обусловливает воспроизводство ценностного характера самой деятельности [5]. В структуре ценностных ориентаций выражены в единстве когнитивный, эмоциональный и ценностный компоненты, которые содержательно отражают аксиологическую триаду: ценностные знание, отношение, поведение (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Интеграция толерантной ценности в образовательную среду вуза предполагает формировать в процессе диалога:
• толерантные знания (познание и понимание позиций другого и позиций своего «Я»);
• толерантные отношения (опора на социально-значимые ценности, позитивное отношение);
• толерантное поведение (разумность поведения, соблюдение норм взаимоотношений с другими).
Вхождение студента в толерантную культуру предполагает:
• ориентацию студентов на ценности толерантности с целью осознания ее значимости для осуществления профессиональной и личностной реализации;
• принятие толерантных ценностей через участие в обсуждении-реагировании,
7
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
понимание чужой точки зрения;
• закрепление толерантных ценностей в процессе включения студентов в интерактивные форумы.
В рамках программы TEMPUS «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России» было проведено социологическое исследование «Уровень этнической толерантности студенческой молодежи», позволяющее выяснить развитие толерантности и отношение к мультикультурному обществу студентов, обучающихся как на гуманитарных, так и на технических специальностях. Исследование было проведено в г. Казань - многонациональной и многоконфессиональной столице Республики Татарстан, городе студенчества. В исследовании приняли участие студенты Казанского научно-
исследовательского технического университета, Казанской академии ветеринарной медицины и Академии социального образования, выборка составила 500 респондентов.
Изучив уровень этнической и миграционной толерантности студентов, мы получили нижеследующие результаты. Отношение студентов к многонациональности как характеристике города, региона, страны положительное. Большинство респондентов (47%) и технического и гуманитарного профилей довольны, или скорее довольны, чем недовольны многонациональной средой своего региона. Это в свою очередь говорит о грамотно проводимой национальной политике в регионе, которая способствует мирному проживанию представителей разных народов.
Респонденты и гуманитарного (98%) и технического (86%) профилей имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей. Конкретно к представителям других национальностей они относят: туркменов (78%), выходцев из стран Азии (76% тех., 83% гум.), темно-
кожих (52% тех., 67% гум.).
Вопрос о дискриминации по этническому признаку, по мнению респондентов, стоит следующим образом. Студенты гуманитарного профиля сталкивались с проявлением недоброжелательного отношения по национальному признаку в личном отношении 24,9% и 75% никогда, не сталкивались студенты технического профиля 86%. С дискриминацией в отношении к другим людям иногда сталкивались 52% студентов технического профиля, 14% ответили, что часто. Недоброжелательное отношение к представителям иных национальностей, проживающим на территории нашего региона однозначно не приемлемо для 52% студентов технического профиля и для 32% гуманитарного. Для 15% студентов гуманитарного профиля недоброжелательное отношение является приемлемым в отношении иных национальностей, по сравнению с 4% студентов технического профиля.
По вопросу дискриминации каких-либо этнических групп 77% студентов гуманитарного и 63% технического профилей затрудняются ответить, что говорит о следующем: в регионе действительно спокойная обстановка или же средства массовой информации не полностью информируют о дискриминационных конфликтах, или это говорит о безучастии молодого поколения в социальной жизни региона. Студенты (12% гум. и 9% тех.) назвали этнические группы, подвергающиеся дискриминации: таджики, узбеки, туркмены, кавказцы.
Межнациональная ситуация на территории региона, по мнению большинства респондентов (75% тех. и 60% гум.), в целом стабильная, но могут возникнуть локальные межнациональные конфликты на бытовой почве.
Источниками информации о межнациональных конфликтах являются: лидирующие телевидение и Интернет (85%), газеты, журналы, радио (72%), у студентов
8
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
гуманитарного профиля преимущественно источниками также являются книги (26%) и друзья, соседи (65%). Университет и родители мало информируют о межнациональных отношениях в регионе (79%). Характер информации о межнациональных отношениях, получаемый из приведенных выше источников, по мнению респондентов, в основном положительная: исходит от вуза (41% тех. и 24% гум.), из книг (32% гум.). Нейтральная информация поступает от родителей, друзей, соседей, телевидения, книг (79% тех.), в основном отрицательная из газет, журналов, сети Интернет.
Этническая солидарность и готовность к этнической мобилизации у студентов разных этнических групп развита: «однозначно да» ответили 55% студентов технического профиля и 79% гуманитарного профиля на вопрос о готовности вступить лично в защиту лиц своей национальности, в случае если их права и интересы будут ущемляться.
Вопрос идентичности представляет большой интерес для современного человека в эпоху глобализации, особо он и актуален и в нашем исследовании. В первую очередь респонденты считают себя гражданами России, далее представителем своей религии, гражданином своего региона, представителем своего народа и в конце жителем своего города. К концепту «россияне» респонденты прежде всего относят любого гражданина России, независимо от национальности (76% тех., 47% гум.), далее идет представитель русского или другого коренного народа России и на последнем месте представитель только русского народа. 92% студентов технического профиля считают, что Россия - это государство граждан независимо от национальной принадлежности, что еще раз подчеркивает толерантное отношение к представителям разных народов проживающих на территории Федерации, что связано с историей и территориальным
масштабом страны.
В результате изучения данных исследования установлена необходимость во введении целого ряда специальных курсов во всех университетах, связанных с толерантностью и мультикультурализмом. Обычный курс по проблеме толерантности и мультикультурализма представляет собой сочетание теоретических знаний и практических навыков, которые призваны помочь избежать ошибок, стереотипов, передачи неправильных представлений, их тиражирования, оскорбления достоинства людей, связанных чаще всего с незнанием. Тем самым студенты не только узнают больше о различных культурах или, по крайней мере, ставят перед собой такую задачу в дальнейшем, но и учатся более чуткому отношению к ним, что должно помочь им в будущем стать более критическими потребителями массовых стереотипов и мифов, навязываемых им обществом.
Среди эффективных педагогических практик, которые используются в университетских курсах, связанных с проблемой толерантности, выделяется стратегия коллажа или путаницы, представляющая собой разновидность «канонического контрдискурса» [6]. Она состоит в том, что различные европоцентристские «тексты» в газетных статьях до телевизионных программ, от книг до фильмов - анализируются, деконструируются и в результате переворачиваются студентами и преподавателями. Они как бы извлекаются из привычного контекста, из привычной системы координат, которые делают их естественными, и затем перечитываются или даже переписываются заново с целью акцентирования в них проблем, связанных с муль-тикультурализмом, разнообразием и различием, к которым корпоративная культура остается нередко слепой или подвергает их стереотипизации. Тем самым у студентов формируется активная позиция деканонизации привычных моделей, деавтома-
9
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
тизации самого процесса восприятия и пересоздания событий, мифов, рассказов-клише в соответствии с альтернативными точками зрения. Характерными примерами выступают переосмысление жанра вестерна с точки зрения индейцев, голливудских мюзиклов с точки зрения афроамериканцев, ностальгических фильмов о колониальной Индии с точки зрения индийских антиколониалистов.
Формирование толерантности в полиЛитература:
1. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе: Автореф. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 23 с.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур, опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
3. Брагина А.Д. Развитие поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в современном языковом образовании // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 11-17.
4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. 2001. №1. C. 62-68.
5. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология. Красноярск: СибГТУ. 2008. 293 с.
6. Stam R., Shohat E. Contested Histories: Eurocentrism, Multiculturalism, and the Media // Multicul-turalism. A Critical Reader. Ed. By D.T. Goldberg. Oxford&Cambridge, 1995.
7. Thomas H. Interculturelles Lernen im Schule-raustaush. Saarbruckenu. Fort Lauderdale, 1988.
культурной образовательной среде вуза представляет собой актуальный курс политики государства в процессе воспитания достойного молодого поколения, в то время, когда мир поглощен процессом глобализации.. Необходимо акцентировать внимание молодого поколения на культурных наследиях, которые будут способствовать успешной самоидентификации, уважению и принятию других этносов.
References:
1. Agranat Yu.V. Formirovanie polikul'turnoy lichnosti budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Khabarovsk, 2009. 23 s.
2. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur, opyt opre-deleniya // Voprosy filosofii. 1989. № 6. S. 31-42.
3. Bragina A.D. Razvitie polikul'turnykh tsennost-nykh orientatsiy budushchikh perevodchikov v sovre-mennom yazykovom obrazovanii // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. № 4. S.11-17.
4. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti // Vek tole-rantnosti. 2001. №1. C. 62-68.
5. Slastenin V.A. Pedagogicheskaya aksiologiya. Krasnoyarsk: SibGTU. 2008. 293 s.
6. Stam R., Shohat E. Contested Histories: Eurocentrism, Multiculturalism, and the Media // Multicul-turalism. A Critical Reader. Ed. By D.T. Goldberg. Oxford&Cambridge, 1995.
7. Thomas H. Interculturelles Lernen im Schule-raustaush. Saarbruckenu. Fort Lauderdale, 1988
Гутман Е.В. (г. Казань), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Шибанкова Л.А. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Захарова П.И. (г. Казань), научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Gutman E.V. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Shibankova Ь.А. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Zakharova P.I. (Kazan), research associate, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
10