Научная статья на тему 'Педагогические курсы в Тульской губернии во второй половине Х1Х века как форма повышения квалификации учителей'

Педагогические курсы в Тульской губернии во второй половине Х1Х века как форма повышения квалификации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / ШКОЛЫ / SCHOOLS / УЧИТЕЛЯ / TEACHERS / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ЗЕМСТВО / ZEMSTVO / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / TEACHER-TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненилин В. А.

До появления земских учреждений ситуация в начальном народном образовании в Тульской губернии была неудовлетворительной. Низкий уровень обучения существенно влиял на отношение крестьян к школе. В связи с этим со второй половины 1860-х годов земство начинает проводить меры по повышению профессионального уровня учителей. Одной из таких мер стали педагогические курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER-TRAINING COURSES IN TULA PROVINCE IN THE MID-TO-LATE 19TH CENTURY AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Before the advent of Zemstvo institutions the situation in primary public education in Tula province was not satisfactory. The peasants attitude towards school was greatly affected by the low level of teaching. In this regard, since the second half of the 1860s the zemstvo had been applying measures in improving level of professional development of teachers. Teacher-training course was one of such measures.

Текст научной работы на тему «Педагогические курсы в Тульской губернии во второй половине Х1Х века как форма повышения квалификации учителей»

УДК 371.018.46 - 051 «185/189» UDC 371.018.46 - 051 «185/189»

НЕНИЛИН В.А.

архивариус общего отдела, Тульский государственный университет

E-mail: vasili-nenili@yandex.ru

NENILIN V.A.

The general department archivist, Tula State University E-mail: vasili-nenili@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

TEACHER-TRAINING COURSES IN TULA PROVINCE IN THE MID-TO-LATE 19TH CENTURY AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

До появления земских учреждений ситуация в начальном народном образовании в Тульской губернии была неудовлетворительной. Низкий уровень обучения существенно влиял на отношение крестьян к школе. В связи с этим со второй половины 1860-х годов земство начинает проводить меры по повышению профессионального уровня учителей. Одной из таких мер стали педагогические курсы.

Ключевые слова: народное образование, школы, учителя, квалификация, земство, педагогические курсы

Before the advent of Zemstvo institutions the situation in primary public education in Tula province was not satisfactory. The peasants attitude towards school was greatly affected by the low level of teaching. In this regard, since the second half of the 1860s the zemstvo had been applying measures in improving level of professional development of teachers. Teacher-training course was one of such measures.

Keywords: public education, schools, teachers, qualification, zemstvo, teacher-training course.

Вторая половина XIX века - один из наиболее сложных и противоречивых периодов истории развития российского образования. Реформы Александра II, затронувшие все сферы жизни Российской империи, коснулись и образования. Земские учреждения, введённые реформой 1864 года, начинают играть существенную роль в организации школьного дела. Одним из факторов начавшегося процесса перемен стала организация педагогических курсов, проводившихся в целях повышения квалификации учителей.

Теме народного образования в Тульской губернии посвящали свои работы разные авторы с начала ХХ века и до современности. Как минимум, это - А.Г Дружинин [1], В.В. Куликов [2], С.С. Охендушко [10], Г.П. Присенко [11], Е.И. Самарцева [12][13], С.О. Серополко [15], Л.П. Фролова [16] и некоторые другие.

До появления в России земских учреждений ситуация в начальном народном образовании в Тульской губернии была неудовлетворительной. К середине 1860-х годов учителей в начальных сельских школах не хватало, жалованье они получали крайне незначительное (оно колебалось от 10 до 100 рублей в год). Зачастую обучали детей грамоте случайные люди, не имевшие ни малейшего представления о педагогике: отставные солдаты, крестьяне, люди низшего духовного звания, волостные писари и т.п. Многие из них отличались «крайней неразвитостью и малограмотностью» [17, с. 10]. Обучение в школах было основано на зубрёжке, учителя нередко были грубы и жестоки с детьми, применялись физические наказания в виде рукоприкладства и порки розгами. В течение учебного года учителя часто менялись, что также не способствовало успешному усвоению изучаемого материала. При таких обстоятельствах грамотными становились очень немногие. Низкий уровень обучения сильно влиял на отношение крестьян к школе [17, с. 10 - 11].

Постепенно ситуация с учительскими кадрами в народном образовании начинает меняться. Со второй половины 1860-х годов земство начинает проводить меры по повыше-

нию профессионального уровня учителей. С этой целью в конце 1860-х - начале 1870-х годов в России начинают открываться так называемые учительские школы. В 1869 году были открыты Новгородская учительская школа и Рязанское Александровское училище; в 1870 году - Черниговская земская учительская семинария. Тульское губернское земство поднимало вопрос о создании учительской семинарии в 1969 году, но это намерение не было выполнено [17, с. 18-19].

Еще одним способом повышения уровня образования учителей являлись так называемые образцовые школы, целью которых было улучшение методов преподавания. Вопрос о таких школах поднимался тульским губернским земством. Существовала образцовая школа в Туле на средства тульского уездного земства. В ней преподавала всего одна учительница. Также была попытка основать образцовую школу в Богородицком уезде [17, с. 24].

Важным фактором расширения кругозора учителей и знакомства их с новыми педагогическими приемами были педагогические библиотеки и выписка книг и журналов [17, с. 26-30].

С целью повышения профессионального мастерства и квалификации учителей с конца 1860-х годов начинают проводиться педагогические курсы. В 1868 году были организованы Рязанские курсы в Рязани и Ряжске, проводившиеся до 1875 года, и Новгородские в Череповце, проводившиеся до 1883 года. С 1873 по 1876 годы и в 1879 году проводились Московские летние курсы, на которые губернское земство расходовало 22500 р. В 1872 году открылись Курские курсы, продолжавшиеся в течение шести лет [17, с. 19].

В Тульской губернии педагогические курсы проводились с 1869 года. Одни из первых педагогических курсов устроило Богородицкое земство в 1870 году на свои средства. На эти курсы явились двадцать учителей уезда. В результате они приобрели хорошие знания по педагогике и трое из них были определены в Орловскую волость. Грамотность среди крестьян постепенно распространялась все больше. Осознавая

© Ненилин В.А. © Nenilin V.A.

пользу грамотности, крестьяне уже в 1877 году открыли земскую школу в деревне Черная Грязь [17, с. 13].

В том же 1870 году педагогические курсы проходили в г Новосиль. На этих курсах их руководитель, инспектор народных училищ Крачковский, выступил с речью, в которой определил значение курсов: «...Пока нет у нас в сколько-нибудь достаточном количестве учительских семинарий или институтов, педагогические курсы могут служить единственным живым источником, откуда дело народного образования будет получать более или менее правильное направление, свет и силу» [17, с. 23].

В Туле первые краткосрочные педагогические курсы проходили осенью 1884 года. Они были открыты по предложению директора тульских училищ. Комиссия, избранная Тульским губернским земским собранием для обсуждения этого предложения, признала устройство курсов в Туле «весьма полезным, необходимым и своевременным» [4, с. 3], а управляющий Московским учебным округом дал разрешение на их устройство [4, с. 3].

Главным наблюдателем над курсами был назначен директор училищ М.Т. Яблочков, а их руководителем - инспектор училищ К. С. Еленевский. Открытие курсов было запланировано на 10 сентября. Объявления о курсах были напечатаны в «Тульских губернских ведомостях» и «Тульских епархиальных ведомостях»; кроме того, отдельные объявления были расклеены на видных местах в Туле и во всех уездных городах губернии. Также об устройстве педагогических курсов было сообщено во все уездные училищные советы с предложением командировать на курсы учителей с выдачей им денежного пособия. Уездные училищные советы отнеслись с сочувствием к этому предложению. Тульский училищный совет постановил прервать с 10 по 20 сентября учёбу во всех училищах Тулы и Тульского уезда и отправить на курсы всех учителей [4, с. 3-4].

Для обучения на курсах приехали учителя практически из всех уездов Тульской губернии. Венёвский училищный совет прислал 7 учителей, выдав им пособие по 45 р. Богородицкий совет командировал на курсы 18 учителей, выдав им пособие в 200 р. на всех. Ефремовский совет предоставил возможность всем желающим учителям быть на курсах с пособием по 25 р., в результате на курсы добровольно явились 11 учителей. Новосильский совет в связи с недостатком денежных средств вследствие неурожая прислал только двух учителей с пособием по 25 р. каждому. Крапивенский и Епифанский училищные советы хотели воспользоваться курсами, чтобы подготовить для своих уездов образцовых учителей, у которых учителя-новички могли бы узнать нужные сведения, и поэтому прислали: Крапивенский совет - только одного учителя с пособием в 50 р. и Епифанский училищный совет - двух учителей с пособием по 25 р. Каширский училищный совет отправил трёх учителей с пособием по 25 р., Одоевский - двух учителей с пособием по 25 р., Алексинский совет прислал 9 учителей. Чернский и Белёвский училищные советы не сделали распоряжений об отправке учителей на курсы. Тем не менее и из этих уездов прибыли учителя - добровольно и за свой счет [4, с. 4 - 5].

Всего на курсах присутствовало 63 учителя и 66 учительниц, итого 129. Из них командированных на курсы училищными советами - 61 и явившихся на курсы добровольно - 68. Кроме того, курсы посещали кандидаты на учительские места - 35 и кандидатки на эти же места - 71, итого 106. Всего учителей и кандидатов было 235 [4, с. 8].

Открытие педагогических курсов состоялось 10 сентября, и продолжались они пять недель, с 10 сентября по 13 октября. Сначала занятия проходили в здании Земско-Городского училища, но вследствие большого наплыва слушателей это помещение оказалось слишком тесным и неудобным, поэтому с разрешения губернского предводителя дворянства с 24 сентября курсы стали проводиться в малом зале Дворянского со-

брания. Это помещение было просторно и вполне удобно для проведения курсов [4, с. 9].

Занятия проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 9 часов утра и до 2 часов дня и состояли из 4-часовых уроков. Послеобеденные занятия невозможно было проводить, так как слушатели разместились в разных концах Тулы, некоторые на большом расстоянии от того места, где проводились курсы, и для большинства было бы крайне обременительно собираться для занятий после обеда. Кроме того, потребовалось бы освещение на курсах, чего нельзя было сделать [4, с. 11].

Свободное время после обеда слушатели посвящали подготовке самостоятельных работ и чтению педагогических сочинений. С этой целью на курсах была составлена библиотека из разных педагогических книг; кроме того, директор предоставил свою довольно большую педагогическую библиотеку для чтения слушателям [4, с. 11].

При курсах состояла так называемая образцовая школа. Учеников в ней было 30 человек, по 10 в каждом отделении. Ученики первого отделения присутствовали только на трех уроках, после чего отпускались домой. Ученики второго и третьего отделений оставались на четвертый урок. Занятия на курсах ежедневно начинались общей молитвой [4, с. 12].

Первые дни занятий на курсах, с 10 по 20 сентября, были посвящены изучению так называемого училищеведения, т.е. всего, что касается устройства и существования правильно организованной школы; методики преподавания всех предметов курса начальных училищ: Закона Божия, чтения, письма и арифметики; практической педагогики, куда входили: а) все педагогические приемы, употребляемые при изучении каждого из предметов курса начальных училищ; б) общие вопросы практической педагогики. Ученики образцовой школы в эти дни не присутствовали на курсах постоянно. Чаще всего их отпускали и приводили в класс только тогда, когда нужно было показать слушателям на практике какой-либо метод преподавания или педагогический прием [4, с. 13-16].

После 20 сентября начались занятия с учениками образцовой школы, которые велись следующим образом: образцовые уроки давал директор или руководитель курсов, а по Закону Божию - законоучитель, священник Глаголев. Среди пройденных тем были ведение предварительных бесед с учениками-новичками, установление классной дисциплины, изучение русского языка, обучение церковно-славянскому языку, изучение чисел. По Закону Божию - изучения понятия о Боге, о трех лицах Святой Троицы, о молитве, события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов, изучение карты Палестины, семь таинств православной церкви, богослужение [4, с. 17-20].

Кроме того, с первых же дней занятий начались пробные уроки слушателей курсов. Они давались следующим образом: после методических объяснений или образцового урока по одному из предметов директора или руководителя курсов несколько лиц назначались для дачи пробного урока в тот же день или на следующий день, если требовалась особая подготовка. Директор или руководитель давал им предварительные разъяснения, а во время пробного урока указывал последовательность педагогических приемов. Продолжительность пробных уроков была различна: иногда в течение часа занимались только один или двое учителей, иногда от пяти до семи учителей. Во время пробных уроков учителей остальные слушатели записывали свои замечания относительно ведения пробного урока. На переменах эти замечания высказывались и происходило обсуждение достоинства пробного урока. Окончательное мнение высказывал директор или руководитель [4, с. 21-22].

Первое время на пробных уроках учителя-новички отличались неумением обращаться с учениками и даже говорить с ними; во всем была видна их неопытность. У таких учителей

приходилось вырабатывать на курсах способы обращения с учениками. Впоследствии, под влиянием методических указаний директора и руководителя курсов и образцовых уроков, учителя становились раскованнее и их пробные уроки были более удачными. Многие опытные учителя, практиковавшие уже несколько лет (иногда от 10 до 17 лет), настолько хорошо давали пробные уроки, что их уроки были признаны образцовыми, и таким учителям предлагалось давать образцовые уроки вместо руководителя [4, с. 23].

Большое значение на курсах придавалось религиозно-нравственному воспитанию и развитию верноподданнических чувств [4, с. 26-28].

Курсы были закрыты 13 октября [4, с. 23-25]. После их окончания многие кандидаты на звание учителя получили учительские места, так как училищное начальство при определении на места отдавало предпочтение именно слушателям педагогических курсов [4, с. 30]. Результатом курсов стало существенное повышение профессионального уровня опытных учителей и получение необходимых знаний начинающими учителями [4, с. 29]

Следующие краткосрочные педагогические курсы в Туле состоялись по решению Тульского губернского собрания через два года, в 1886 году. На устройство курсов земское собрание ассигновало 1000 рублей. Курсы проходили с 24 августа по 1 октября. Слушателей было 100 человек, из них 49 учителей и 51 учительница. При курсах вновь была организована образцовая школа с тремя отделениями. Занятия проводились ежедневно в будние дни с 9.00 до 15.00. Послеобеденные занятия не проводились по тем же причинам, что и на предыдущих курсах [5, с. 3-7].

В послеобеденное время слушатели писали сочинения. За время обучения они должны были написать два сочинения. В начале курсов - описание состояния училища, в котором служит слушатель, и те методы преподавания, которые он использовал. В конце курсов - описание образцового училища, каким оно должно быть согласно указаниям, полученным на курсах, и правильных образцовых методов преподавания. Кроме того, при курсах была создана достаточно обширная педагогическая библиотека. Слушатели брали книги для чтения на дом и таким образом получали возможность познакомиться с педагогическими сочинениями, остававшимися недоступными для сельских учителей [5, с. 8].

Некоторым учителям давалось задание прочитать какое-либо педагогическое сочинение, руководство или учебную книгу и изложить на курсах содержание прочитанного сочинения, а также составить отзыв о его достоинствах и недостатках. Наиболее умело и обстоятельно это задание выполнили учителя из окончивших курс в духовной семинарии. Так как у слушателей ежедневно были практические занятия, то накануне объявлялись фамилии тех, кого назначили практикантом на следующий день. Эти слушатели должны были вечером готовиться к ожидаемому на следующий день уроку [5, с. 8].

Утренние занятия на курсах были двух видов: практические и теоретические. Практические проходили с 9.00 до 13.00, теоретические - с 13.00 до 15.00 [5, с. 7-10]. Так же, как и на предыдущих курсах, практические занятия состояли из «образцовых» и «пробных» уроков [5, с. 11-19]; на теоретических занятиях преподавались сведения по училищеведению, практической педагогике и методике преподавания всех предметов курса начального училища [5, с. 19-22].

Еще через два года, в 1888 году, в Туле состоялись третьи краткосрочные педагогические курсы. Как и прежде, главным наблюдателем был назначен директор училищ М.Т. Яблочков. Занятия продолжались с 22 августа до 1 октября и проходили по той же схеме, что и на предыдущих курсах [6, с. 3-19]. К предметам преподавания добавилась гимнастика [6, с. 48-54].

В 1897-1899 годах в селе Никитском организовывались преподавательские курсы для взрослых девиц, преи-

мущественно воспитанниц Никитской воскресной школы. Попечителем этих курсов был граф В.А. Бобринский [14, с. 18]. В 1899 году курсы открылись 30 апреля и закрылись 20 сентября. На момент открытия курсов было 58 слушательниц, но в течение первой недели их число возросло до 71. С 1898 года курсы делились на старшую и младшую группы; с 1899 года к ним добавилась средняя группа. В старшей группе было 12 слушательниц, в средней - 28 и в младшей - 31. Все курсистки, за исключением восьми, принадлежали к Никитскому приходу. Классные занятия проходили в здании местного земского училища; обедали и ночевали курсистки в специально приспособленных хозяйственных строениях [14, с. 22].

Предметы на курсах изучались следующие: Закон Божий, церковное пение, церковнославянский и русский языки, арифметика, география, русская история и пробные уроки в практической школе. Обычно классные занятия продолжались 6 часов ежедневно, кроме праздников. Свободное от занятий время использовалось для написания сочинений, спевок к церковным службам, чтения книг и бесед по поводу прочитанного [14, с. 22-23].

Вознаграждение преподавателей, питание, учебные пособия и письменные принадлежности, наём и приспособление помещений, их отопление и освещение проводились исключительно на средства графа Бобринского. Граф лично принимал участие в выработке программ и порядка занятий, поиске учителей, постоянном непосредственном руководстве слушательницами в учебном и воспитательном отношениях. Также граф сам давал уроки по некоторым предметам, приезжая для этого в Никитское два раза в неделю [14, с. 27-28].

В результате итогового испытания в 1899 году 11 воспитанниц старшей группы были удостоены учительского звания. Четыре из них поступили учительницами в церковноприходские школы, столько же - в школы грамоты и три - в земские [14, с. 27].

В том же 1899 году с 20 августа по 20 сентября в шести пунктах Тульской губернии: Богородицке, Крапивне, селах Богородицком Алексинского уезда, Черняеве Каширского уезда, Тургеневе Чернского уезда и Мансурове Новосильского уезда, - проводились педагогические курсы, организованные на средства Священного Синода. Общее число слушателей всех курсов, включая также и курсы в Никитском, доходило до 380 человек, преимущественно крестьян. На устройство курсов Святейшим Синодом было отпущено 3400 рублей [14, с. 14-15]. Курсы в Богородицке и Тургеневе имели попечителей: первые - в лице графа В.А. Бобринского, а вторые - в лице местного помещика А. А. Лаурица [14, с. 18].

Предметами занятий являлись церковное пение и методика школьного обучения. Занятия велись по программе, которая была также принята в двухклассных школах; местом проведения курсов также являлись двухклассные школы. Преподавателями и руководителями курсов почти везде были заведующие и учителя этих школ, при этом заведующему курсами было назначено вознаграждение 50 рублей, а каждому из трех учителей - по 40 рублей. На питание слушателей полагалось по 20 копеек в день на человека, а на их проезд к месту курсов и обратно - в среднем по одному рублю. На отопление и освещение, на учебные принадлежности и разные мелкие расходы отпущено было по 50 рублей «на каждый пункт» [14, с. 15].

Занятия проводились как утром, так и вечером. При этом до обеда велись в основном практические занятия в образцовой школе и систематические - по церковному пению, а вечером происходили беседы по поводу данных уроков и репетиции хора к текущим церковным службам. В Богородицке по вечерам курсисты, кроме того, занимались по Закону Божию, изучая подробно Священную историю и кратко катехизис и церковный устав. В Тургеневе на знание катехизиса было обращено особое внимание [14, с. 15-16].

По Закону Божию слушатели ознакомились со способами обучения молитвам, преподавания Священной истории и катехизиса, по русской грамоте - со звуковым методом, ведением объяснительного чтения и диктанта, по арифметике - с упражнениями над числами первого десятка и со способами решения задач на все действия, по церковно-славянскому языку - с методом чтения и перевода священного текста. По церковному пению слушатели, за редким исключением, научились петь всенощную и литургию. Обо всем этом говорилось в сочинениях на тему «Что я узнал на курсах», которые были написаны слушателями в конце обучения [14, с. 16].

Педагогические курсы проводились также с 1890 года в Ефремовском уезде в сельце Плоском - имении директора училищ М.Т. Яблочкова. Первоначально это были курсы садоводства и огородничества под руководством помощника заведующего Воронежским помологическим садом Бартольда Людвиговича Богхейма и курсы военной гимнастики под руководством инспектора В.А. Савельева и фельдфебеля Я.Д. Соколова. В 1890 году курсы слушало 52 учителя [8, с. 56], а в 1891 году - 59 [3, с. 49]. В 1895 году число слушателей курсов увеличилось до 71 человека, из них было 57 учителей и 14 учительниц [6, с. 6]. Многие учителя, посещавшие курсы, устроили при своих училищах сады, питомники и огороды [8, с. 56-57][3, с. 54]; если до курсов 1890 года занятие садоводством проводилось только при пяти училищах Тульской губерниях, то после курсов число училищных садов начало быстро увеличиваться [3, с. 54]. С 1892 года по предложению сельскохозяйственной комиссии к курсам садоводства добавились курсы сельского хозяйства под руководством выдающегося русского агронома профессора Ивана Александровича Стебута и курсы лесоводства под руководством преподавателя лесной школы Одоевского лесничества Василия Дмитриевича Максименко-Огиевского [9, с. 1-31].

Еще одни новые педагогические курсы открылись в 1892 году. Это были первые курсы пчеловодства, плодоводства

и огородничества с практическими занятиями. Курсы были устроены Русским обществом пчеловодства при поддержке Министерства государственных имуществ в сельце Понизье Каширского уезда для учителей народных училищ «с целью проведения в народ знаний правильного и прибыльного пчеловодства». Руководителем курсов был назначен член общества Владимир Иванович Писарев. Министерство государственных имуществ выделило на курсы 300 рублей [9, с. 65].

Курсы начались 26 мая и закончились 16 июня. На них присутствовало 19 учителей и 4 учительницы, а также три посторонних слушателя. Порядок занятий был следующий: с 9.00 до 12.00 шли теоретические занятия по пчеловодству с часовым перерывом на завтрак; с 14.00 до 16.00 - практические занятия по пчеловодству и с 17.00 до 20.00 шли занятия по плодоводству и огородничеству, также делившиеся на теоретические и практические, и занятия в мастерской по ремонту ульев и пчеловодных принадлежностей. Занятия по пчеловодству велись по программе, утвержденной Русским обществом пчеловодства. При курсах находилась библиотека, в которой имелись почти все изданные лучшие отечественные и зарубежные пособия по пчеловодству [9, с. 65-72]. После окончания курсов при многих народных училищах Тульской губернии были устроены пасеки. Они устраивались как самими учителями, так и попечителями училищ. В Каширском уезде пять пасек было создано Каширским обществом сельского хозяйства [9, с. 85-86].

Таким образом, во второй половине XIX века в Туле и уездах Тульской губернии стали проводиться педагогические курсы, организованные земством, но получавшие поддержку, в том числе и финансовую, частных лиц и церкви. Такие курсы были необходимы по причине отсутствия достаточного количества учительских семинарий или институтов. Они имели огромное значение для народного образования в целом как форма повышения педагогического мастерства учителей начальных школ.

Библиографический список

1. Дружинин А.Г. Начальное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900 год. Тула: Типография И. Д. Фортунатова, 1901. 164 с.

2. КуликовВ.В. Первые школы Тульского края // Тульская школа. 1994. С. 52 - 53.

3. Отчет о вторых курсах садоводства и огородничества и вторых курсах военной гимнастики, устроенных тульским губернским земством в сельце Плоском Ефремовского уезда, в 1891 году. Тула, 1892. 82 с.

4. Отчет о краткосрочных педагогических курсах, происходивших в г. Туле с 10 сентября по 13 октября 1884 года. Тула, 1884.

30 с.

5. Отчет о краткосрочных педагогических курсах, происходивших в г. Туле с 24 августа по 1 октября 1886 года. Тула, 1886.

65 с.

6. Отчет о курсах духовного пения, происходивших в Туле с 7 августа по 1 октября 1988 года, и третьих краткосрочных педагогических курсах, происходивших в г. Туле с 21 августа по 1 октября 1888 года, устроенных Тульским уездным земским собранием. Тула, 1889. 96 с.

7. Отчет о курсах садоводства для народных учителей с 23-го мая по 10-е июня 1895 года в сельце Плоском, Ефремовского уезда, Тульской губернии. Тула, 1896. 18 с.

8. Отчет о первых курсах садоводства и огородничества и военной гимнастики, устроенных тульским губернским земством в сельце Плоском Ефремовского уезда, в 1890 году. Тула, 1891.77 с.

9. Отчет о первых курсах сельского хозяйства и лесоводства, третьих курсах садоводства и огородничества и третьих курсах военной гимнастики, устроенных тульским земством в сельце Плоском Ефремовского уезда, в 1892 году. Отчет о первых курсах пчеловодства, плодоводства и огородничества, устроенных Русским обществом пчеловодства в сельце Понизье Каширского уезда, в 1892 году. Тула, 1893. 86 с.

10. Охендушко С.С. Сельский учитель Тульской губернии середины 19 - начала 20 века. Социально-политический портрет // Тульская школа. 1995. № 4. С. 52 - 53.

11. Присенко Г.П. Проникновение в былое. Тула: Приокское книжное издательство, 1984. 144 с.

12. СамарцеваЕ.И. Встреча через столетие. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 279 с.

13. Самарцева Е.И. Народное образование в Тульской губернии XVIII - нач. ХХ вв. // Известия ТулГУ Серия: История и теория государства и права. Вып.2. Тула, 2000. С.12-17.

14. Священник Н. Князев. Наши церковно-учительские курсы минувшего лета // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 1. С. 14 - 28.

15. Серополко С.О. Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности тульского земства в области народного образования. -Тула: Типо-литография Е.И. Дружининой, 1902. 12 с.

16. ФроловаЛ.П. Тульское земство 1864-1890 гг.: Дис...канд. ист. наук / Тульск. гос. пед. ин-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 1981 161 с.

17. ШереметевП.С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии. Историко-статистический очерк. Тула, 1892. 64 с.

References

1. Druzhinin A.G. Primary education in Tula province from 1800 to 1900. Tula: Printing-office by I.D. Fortunatov, 1901. 164 p.

2. Kulikov V.V. The first schools of the Tula region // Tula school. 1994. Pp. 52-53.

3. Report on the second horticulture courses and second courses of military gymnastics arranged by the Tula province Zemstvo in Ploskiy settlement, Efremov district in1891. Tula, 1892. 82 p.

4. Report on short-term teacher-training courses that took place in Tula from 10 September to 13 October 1884. Tula, 1884. 30 p.

5. Report on short-term educational courses that took place in Tula from August 24 to October 1, 1886. Tula, 1886. 65 p.

6. Report on ecclesiastical singing courses, which took place in Tula from 7 August to 1 October 1988, and third short-term teacher-training course that took place in Tula from 21 August to 1 October, 1888, arranged by the Tula district Zemstvo assembly. Tula, 1889. 96 p.

7. Report for horticulture courses for the national teachers which took place from 23rd may to 10th of June 1895 in Ploskiy settlement, Efremov district, Tula province. Tula, 1896. 18 p.

8. Report on the first horticulture courses and the third courses of military gymnastics arranged by the Tula province Zemstvo in Ploskiy settlement, Efremov district in 1890. Tula, 1891. 77 p.

9. The report on the first agriculture and forestry courses, the third horticulture and third courses of military gymnastics arranged by Tula Zemstvo in Ploskiy settlement, Efremov district, in 1892. Report on the first year of beekeeping, fruit- growing and horticulture organized by Russian community of beekeeping in Ponziye settlement Kashirsky district, in 1892. Tula, 1893. 86 p

10. Ohendushko S.S. A rural teacher of the Tula province of the mid-19th - early 20th century. Socio-political portrait // The Tula school. 1995. № 4. Pp. 52-53.

11. Prisenko G.P. Insight into the past. Tula: Prioksky book printing-office, 1984. 144 p.

12. SamartsevaE.I. After century meeting. Monograph. 2nd ed., Revised. And additional. Tula: Tula State University book printing-office, 2005. 279 p.

13. Samartseva E.I. Public education in the Tula province of the XVIII - early XX centuries. // Proceedings of Tula State University. Series: History and theory of state and law. Issue 2. Tula, 2000. P. 12-17.

14. Priest N. Knyazev. Our church teacher-training courses of last summer // Tula diocesan bulletin. 1900. No. 1. Pp. 14-28. Report on short-term teacher-training courses that took place in Tula from 10 September to 13 October 1884. Tula, 1884. 30 p.

15. Seropolko S.O. A brief review of the thirty-five-year activity of the Tula zemstvo in the field of public education. Printing-office by E.I. Druzhinina, 1902. 12 p.

16. Frolova L.P. The Tula Zemstvo of 1864-1890: Dissertation in support of candidate of historical sciences/ Tula State Pedagogical Institute by L.N. Tolstoy. Tula, 1981. 161p.

17. Sheremetev P.S. The national male-teachers and female- teachers in the Tula province. Historical-statistical essay. Tula, 1892. 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.