DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.10 УДК 37.02
И. В. Нигматуллина,
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Педагогические инновации в высшей школе: психологические особенности интерактивных методов обучения
Педагогические инновации -одна из наиболее актуальных тем дискуссий и исследований по проблемам высшей школы. Особый интерес к проблематике педагогических и психологических особенностей интерактивных методов обусловлен дальнейшим переосмыслением целей образования в XXI веке. На первый план в большей мере, чем прежде, выдвигается формирование компетентной, конкурентоспособной, мобильной, творческой, инициативной личности с гибким, нестандартным мышлением. В свою очередь, реализация личностно ориентированного подхода к образованию требует внедрения интерактивных методов преподавания.
Новизна нашего исследования педагогических инноваций, результаты которого освещаются в настоящей статье, заключается в том, что педагог на основе своих выводов может выбрать «свой», в чем-то оригинальный метод педагогической деятельности, одновременно пользуясь уже известными технологиями. При этом он не просто выбирает ту или иную педагогическую рецептуру - свою задачу мы видим в том, чтобы нацелить преподавателей вузов на активный поиск, на создание новых и даже уникальных методов педагогической практики.
Присоединимся к точке зрения тех представителей современной психологопедагогической мысли, которые считают оправданным
© Нигматуллина И. В., 2018 10
ггт
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
выделять традиционное и инновационное обучение. Традиционное или репродуктивное обучение формирует «конвергентное» мышление (этот термин предложил американский психолог, профессор, автор модели структуры интеллекта Джо Пол Гилфорд), когда на заданный вопрос дается ответ, принятый в данной культуре.
Инновационное или интерактивное обучение предполагает «дивергентное мышление», когда на заданный вопрос дается один или несколько вариантов ответов, которые не были ранее сформулированы в этой культуре. При пассивном методе обучения главная роль принадлежит преподавателю,
студенты же являются пассивными слушателями. Активный метод обучения предусматривает повышенную познавательную активность молодых людей, при этом происходит взаимное общение педагога и студентов, студенты становятся активными участниками образовательного процесса [5, с. 10-11].
Интерактивное обучение - наилучшая практика обучения, поскольку оно ориентировано на достижение конкретных целей, формирует аналитическое и критическое мышление, вырабатывает способность к совершенствованию и самосовершенствованию, готовит к риску, креативности, предприимчивости, конкуренто-
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА НИГМАТУЛЛИНА
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: социальные и политические процессы в современном российском обществе; краеведение; инновационные и интерактивные методы обучения в высшей школе. Автор 74 опубликованных научных работ
Раскрыта тема педагогических инноваций в высшей школе. Рассмотрены интерактивные методы обучения - игры, дискуссии, модерации, «мозговые штурмы», кейс-стади, тренинги, презентации, мастер-классы. Показана история их возникновения и психологические аспекты преподавания. Сделан вывод о необходимости широкого внедрения интерактивных методов в повседневную практику обучения в вузе.
Ключевые слова: педагогическая инновация, интерактивное обучение, дискуссия, модерация, тренинг, кейс-стади, презентация, мастер-класс.
The article deals with the current topic of pedagogical innovations in higher education. Interactive teaching methods such as games, discussions, moderation, brainstorming, case studies, trainings, presentations, master classes are considered. The history of their origin and psychological aspects of teaching are shown. The conclusion is made about the need for wide implementation of these methods in everyday practice of education at the University.
Key words: pedagogical innovation, interactive learning, discussion, moderation, training, case study, presentation, master class.
способности. Студенты при этом включаются в общую групповую деятельность, происходит переориентация внимания с собственного «Я» на другого человека. Они постигают материал наиболее полно, применяют полученные знания на практике и в реальной жизни.
Прежние государственные образовательные стандарты высшего образования второго поколения были направлены на реализацию квалификационной модели выпускника. Квалификация - это функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования. Квалификация «говорит»: «Я делаю то и так, как предписывается».
Современные федеральные государственные стандарты высшего образования третьего поколения со знаком «плюс» в качестве своей методологической основы имеют компетентностный подход. Компетенция - это показатель преобразовательной активности личности, ее способности делать что-либо хорошо, выполнять особые трудовые функции. Составляющими компетенции являются знания (наличие сведений, понятий, представлений), умения (способности применять эти знания в деятельности), владения (уметь, иметь возможность пользоваться чем-либо).
Таким образом, компетентностный подход объединяет во взаимосвязанный комплекс несколько подходов: знаниевый, деятель-ностный, культурологический и личностно ориентированный. Знаниевый подход нацелен на формирование знаний, умений, навыков студента. Деятельностный - на использование знания на практике. Культурологический направлен на гуманизацию общественного сознания, а личностно ориентированный - на формирование целостной личности [9, с. 7].
В связи с этим можно выделить модели обучения и ведущие образовательные стратегии. К моделям обучения относятся программированное (репродуктивное), когнитивное (проблемное), контекстное (деятельностное) и личностно ориентированное обучение. При программированном обучении учащийся повторяет услышанное, когнитивное развивает интеллект, контекстное «преломляет» знание в действие, личностно ориентированное создает условия для взаимообмена культурных ценностей и позиций.
На основе традиционного обучения возникла информирующая образовательная стратегия, когда происходит отбор информации для формирования знаний. На ос-
нове интерактивного обучения появились проблемная, или дискуссионная, и игровая стратегии. В проблемной стратегии знания актуализируются в момент разрешения проблемы, содержащей противоречие. В игровой стратегии происходит проигрывание знания в предполагаемой ситуации.
Психологические аспекты интерактивного обучения - это психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков; психологические механизмы научения и учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей и формирование необходимых качеств студентов; обучение способам коммуникации с другими людьми; взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Для того чтобы получить качественные знания, очень важен психологический комфорт, студенты должны получать от процесса образования только положительные эмоции. Вырабатывается эмоциональный интеллект -способность осознавать эмоции и управлять ими, формируется эмпа-тия - сопереживание другому человеку [2, с. 3-14].
Педагог, который проводит интерактивные занятия, должен быть компетентным, порядочным, являться своего рода источником вдохновения для обучающихся. Он обязан владеть культурой мышления, уметь анализировать сведения и доносить их до студентов. Совершенствование человека - это великий труд педагога, который происходит до определенного рубежа, после чего человек должен совершенствоваться сам. Когда Будда достиг уровня совершенства своего учителя, тот сказал ему: «А дальше иди сам».
Во время проведения интерактивных занятий со студентами могут возникнуть некоторые психологические барьеры. Это, например, страх студента перед оценкой его мнения окружающими, тем более острый в случаях, когда это мнение не совпадает с мнением большинства. Или это слабая ак-
тивность обучающихся. Иногда активность студентов подавляется лидером группы. А для некоторых групповая работа - вообще способ ничего не делать. Но все это преодолимо.
Кроме того, сказываются различия в познавательной сфере юношей и девушек. Для девушек больше подходят традиционные методы обучения, юноши же должны обучаться в системе научного поиска, экспедиций, походов, в атмосфере споров и соперничества [11, с. 46-50]. Нужно настроить и тех, и других на совместную конструктивную работу, заинтересовать, помочь им проявить инициативу, показать эрудицию, проявить индивидуальность, научить общаться с однокурсниками.
Оценивая результаты внедрения интерактивных методов обучения в различных учебных группах студентов, можно сделать следующие положительные выводы: интерактивные методы обучения развивают навыки коммуникации, способности разрешать конфликты
и идти на компромиссы; навыки анализа и самоанализа личности; формируют ценностно-ориента-ционное единство группы; вырабатывают нравственные нормы и правила совместной деятельности. Важно, что интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, то есть оно повышает мотивацию студентов, их поисковую активность, дает возможность получить новый опыт деятельности, учит мыслить неординарно, обосновывать свою позицию, учитывать мнение других людей, быть терпимыми и доброжелательными.
Издавна считается, что в человеке сочетаются три вечных мира: мир души (божественное), мир ума (психическое), мир тела (физическое). Как осуществляется обучение с использованием комплексного подхода? На физическом уровне создается необходимый объем информации для студента, предусмотренный образовательными стандартами. На психическом
уровне преподаватель как собеседник играет огромную роль, возникает феномен его общения со студентом. Педагог является как бы дирижером, он понимает, когда надо дать знания на физическом уровне, а когда ему нужно привлечь все мастерство, чтобы наполнить мудростью ум и достучаться до души учеников [1].
К интерактивным методам обучения относятся игры, проблемно-дискуссионные стратегии, модера-ции, синектика, «мозговой штурм», кейс-технологии, тренинги, презентации, мастер-классы.
Игра - это метод интерактивного обучения, который позволяет учиться на собственном опыте путем специально организованного и регулярного «проживания» жизненной или профессиональной ситуации. По способам проведения игры бывают разнообразными: ситуационно-ролевые, дискуссионные, имитационные, организа-ционно-деятельностные, деловые. Они направлены на развитие навыков (например, переговоры), на
На тренинге речевого взаимодействия
изучение установок (разговор начальника с подчиненным), на развитие сенсивности, чувствительности (директор фирмы уезжает за границу и дает указания перед отъездом).
Существуют игры-демонстрации ("делай как я" - соревнование двух фирм) и рефлексивные игры (проигрывание ситуаций - конфликт с «трудным» клиентом). Можно составлять со студентами тематические кроссворды на любые темы, проводить «пресс-конференции», когда несколько студентов делают доклады, играя роли ученых, а другие члены группы изображают журналистов, задавая им вопросы.
В игре «Морской бой» сражаются команды двух кораблей, состоящие из капитана, боцмана, матроса; они «стреляют» друг в друга вопросами. Вопрос, на который команда не может ответить, переадресовывается другой команде (это называется «спасательный круг»).
Игра «Интеллектуальный футбол» представляет собой игру двух команд, каждая из которых включает капитана-вратаря, нападающего (он задает вопросы) и защитника. Преподаватель изображает судью, в руках у него табличка с баллами. В конце каждого тайма «бьют» пенальти, когда надо отвечать на вопрос сразу, не советуясь с другими членами команды.
В игре «Ромашка» в конце занятия педагог предлагает студентам цветок, на лепестках которого написаны вопросы, они отрывают лепестки и отвечают на вопросы.
Преподаватель может использовать готовые игры типа «Умницы и умники», «Брейн-ринг», которые студенты смотрят по телевизору, или изобрести собственные игры. Так, по «Истории России» интересны игры «Суд над Иваном Грозным», «Новгородское вече», по «Политологии» - «Выборы президента», по «Философии» - «Афинское народное собрание», по «Основам деловой и публичной коммуникации» - «Чья фирма лучше?», «Прием на работу».
Игра «Суд над Иваном Грозным» проходит в виде судебного заседания: есть прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты, обвиняемому предоставляется последнее слово, а педагог играет роль судьи. В «Новгородском вече» участвуют посадник, тысяцкий, князь, боярин, дружинник, купец, ремесленник.
В игре «Выборы президента» студенты создают две-три партии, каждая из которых состоит из четырех человек: кандидата в президенты, его советника, пиармена и имиджмейкера. Партия должна иметь название, эмблему, программу, устав. Участники игры организуют агитационную кампанию, отвечают на вопросы избирателей, и в заключение проводится всеобщее тайное голосование.
В игре «Афинское народное собрание» выступают древнегреческие философы Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель, архонты задают им вопросы, и затем все студенты голосуют при помощи бобов (белый боб -«за», черный - «против»).
В игре «Чья фирма лучше?» соревнуются две фирмы, они придумывают себе название, слоган, рекламируют свою продукцию. В игре «Прием на работу» директор фирмы проводит собеседование и рассматривает резюме трех претендентов на должность. Ему можно выбрать только одну кандидатуру.
Педагог при подготовке и проведении игр должен учитывать психологические особенности играющих, выявить неформальных лидеров, распределить игровые функции с учетом интересов студентов, формировать у молодых людей коммуникативные навыки. При этом эффективность игры складывается из трех составляющих: познавательной, воспитательной и развивающей. Суть познавательной стороны состоит в том, что студенты во время игры всегда узнают что-то новое. Воспитательный момент определяется тем, что молодые люди в процессе игры формируются как личности. Нако-
нец, студенты активно развивают логическое мышление, общительность, контактность, умение понимать друг друга.
Игра делится на три этапа: подготовительный, основной и завершающий. На первом этапе определяется цель игры, пишется сценарий, разрабатываются правила ее проведения, дается литература и рассказывается о критериях оценки. Основной этап включает проигрывание сюжета, при этом ситуация должна быть проблемной, факты - интересными. Студенты получают во время игры новые знания и навыки. Завершающий этап посвящен подведению итогов и обсуждению игры.
В игре важно соблюдать определенные принципы: занятие - это общая работа всего коллектива, все участники игры равны между собой, каждый имеет свое мнение, нет критики личности, игра дает информацию к размышлению, учит контактировать студентов друг с другом. Трудности в игре часто возникают на начальном этапе, в момент адаптации, порой на игру переносятся личные антипатии, бывает недопонимание, утрата понимания одним из участников. Все это требует от преподавателя особого внимания.
Функции игры многообразны: она вырабатывает лидерские качества, повышает концентрацию внимания, студенты получают ценный опыт и удовлетворение от игры, у молодых людей происходит более активное усвоение материала, игра способствует выходу избыточной энергии. Условиями хорошей игры являются следующие моменты: правила игры должны быть простыми, задания - понятными; в игре должен царить дух соревнования, сотрудничества, уважения; студенты должны активно в ней участвовать; в результате игры должны быть получены результаты; игру нужно закончить на одном занятии.
Очень интересно использовать на занятиях так называемые мини-игры, которые превращают одно-
образный процесс изложения знаний в увлекательное действо. На семинарах по гуманитарным дисциплинам («Политологии», «Социологии», «Основам деловой и публичной коммуникации») такие игры готовят молодых людей к насыщенной жизни в социуме, помогают в формировании гармоничной личности. В деле воспитания у студентов чувства сопричастности к другим членам коллектива, готовности к объединению и координации усилий в группе большая роль принадлежит мини-играм «Молекулы», «Комплименты», «Самый ласковый».
Суть мини-игры «Молекулы» состоит в том, что студенты сначала изображают атомы, которые бессистемно перемещаются. При плюсовой температуре они движутся интенсивно, при минусовой - замедленно [6]. Когда педагог называет какую-либо цифру (например, три), участники игры объединяются в молекулы из трех человек. В конце игры все студенты объединяются между собой.
Научиться понимать информацию при помощи мимики и жестов, то есть невербально, учат мини-игры «Автобус», «Испорченный телефон». В игре «Автобус» на воображаемом светофоре останавливаются два автобуса. Пассажир одного автобуса должен назначить свидание пассажирке другого автобуса при помощи мимики и жестов. Потом она рассказывает, как его поняла.
Умение копировать другого человека, подражать ему, быть наблюдательным воспитывают мини-игры «Зеркало», «Я - звезда». В игре «Зеркало» участвуют два человека, один исполняет какие-нибудь действия, другой копирует его движения.
Каким образом понять намерения другого человека? Этому учат мини-игры «Леопольд», «Волк и семеро козлят». В игре «Леопольд» действуют Мышь и три кота (Леопольд, Мурка, Пушок). Леопольд - добрый, остальные - кровожадные. Зада-
ча каждого кота - убедить Мышь, что он безобидный Леопольд, задача Мыши - найти настоящего Леопольда, иначе она будет съедена.
Очень важно в жизни обладать навыками разрешения конфликтов, этим задачам посвящены мини-игры «Опоздавший», «Между ангелом и бесом», «Министры-конструкторы», «Завтрак с героем». Игра «Между ангелом и бесом» подразумевает любую конфликтную ситуацию, во время которой главному герою подсказывают варианты решения проблемы ангел и черт. Например, молодая женщина идет по улице и встречает подругу, которой негде переночевать. У молодой леди однокомнатная квартира, муж с тяжелым характером, трое детей. За плечами стоят ангел, который уговаривает пустить подругу, и черт, всеми силами старающийся этому помешать. Интрига в том, как разрешится конфликт [3].
Умению поставить себя на место другого человека и даже предмета учит мини-игра «Расскажи о ...», во время которой студент рассказывает о себе, допустим, от имени телефона. В жизни всегда пригодится умение распознать ложь. Такую возможность дает нам мини-игра «Интервью», когда два раза человек отвечает на вопросы искренне, а один раз говорит неправду, и группа должна распознать ложь по мимике и жестам.
Как мы передаем эмоции? Мини-игры «Лифт», «Одним словом» как раз учат этому. В игре «Лифт» преподаватель раздает студентам три карточки с надписями «Удивление», «Гнев», Радость» и говорит, что они находятся в лифте, который неожиданно сломался. Надо изобразить эмоции так, чтобы группа смогла их правильно назвать.
В нашей действительности немалое значение имеет умение торговаться, этому могут научить мини-игры «Восточный базар», «Царевна и семь богатырей». В игре «Восточный базар» всей группе раздаются пустые бумажки, по четыре каждо-
му, на которых они пишут свое имя. Затем педагог собирает бумажки в корзину, перемешивает, и студенты вытягивают по четыре бумажки. Задача - вернуть бумажки со своим именем.
К культурным традициям приобщает мини-игра «Японский театр». Формируются две команды из трех человек, которые могут изображать «дракона», «принцессу», «самурая». Изображая дракона, игроки поднимают руки вверх и рычат, самурай с криком «Банзай!» разрубает воздух воображаемым мечом, принцесса семенит маленькими шажками с восточной улыбкой на лице, руки прижаты к бокам, пальцы параллельны полу, и говорит: «Ти-ти-ти». Дракон побеждает принцессу, самурай убивает дракона, принцесса очаровывает самурая.
Какой климат сложился в студенческой группе можно понять с помощью мини-игры «Дополнительный рисунок», когда студенты по очереди что-нибудь рисуют на листе бумаги. Если всем нашлось место на листе бумаги, то студенты чувствуют себя комфортно в группе, если кто-то «наехал» на рисунок другого и кому-то не хватило места, то в группе есть проблемы.
В целом игры способствуют становлению гармоничного, конкурентоспособного, мобильного, гибкого молодого человека с задатками лидера, которому присущи нестандартное мышление, креативность, коммуникабельность, высокие нравственные и моральные качества.
Важная роль в инновационных методах обучения принадлежит проблемно-дискуссионной стратегии. Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio —«рассмотрение, исследование». Еще в Античности этот метод успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции. Начало устойчивого интереса к дискуссии относится к 30-м годам ХХ века, что во многом связано с работами известного швейцарского психоло-
га Жана Пиаже. Разновидностями дискуссии являются споры, диспуты, дебаты.
Дискуссия организуется педагогом как обмен мнениями, в котором студенты отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу, причем все вовлекаются в активное взаимодействие. Во время дискуссии вырабатывается уважительное отношение к мнению оппонентов, развивается умение осуществлять конструктивную критику, вести полемику, формируется навык говорить по существу, выступать публично, работать в группе единомышленников. Каждая точка зрения в дискуссии имеет право на существование, человек получает возможность увидеть явление глазами других людей, может изменить привычную позицию.
Преподаватель в дискуссии показывает путь к истине. Образно говоря, если студент оказался в лесу, то он делает зарубки на деревьях, если в степи - указывает ему направление вехами. Мало научить человека знаниям, надо, чтобы люди поняли смысл изученного. Для одних знания станут трамплином для дальнейшего совершенствования, для других - скучной и утомительной обузой.
Николай Рерих писал: «Удалый просит лук, птицу он сам достанет», Конфуций говорил: «Нуждающемуся нужно дать удочку, рыбу он сам поймает». Кроме того, педагог должен понимать магическое воздействие слова на человека. В его голосе должны звучать сила, красота, мудрость. Пророческими являются слова Сократа: «Заговори со мной, чтобы я тебя увидел» [1]. Педагог в процессе применения дискуссионного метода должен научить студентов умению отделять главное от второстепенного, критически оценивать ситуацию и защищать свои убеждения, вести активное обсуждение, в случае необходимости найти в себе силы пересмотреть свои установки. А главное - он сам должен руководить дискуссией, творческим поиском истины.
Интересна технология модера-ции, разработанная в 70-е годы ХХ века в Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. В переводе с латинского языка moderare означает «управлять, регулировать, смягчать, сдерживать». Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки коллективной деятельности.
Модерация - это достаточно сложная форма организации обучения студентов на трех уровнях: 1) предметный или содержательный уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе). Выделяются четыре этапа модерации:
- определение темы и целей дискуссии;
- сбор всех точек зрения;
- совместная оценка полученной информации;
- подведение итогов.
Педагог и студент при применении технологии модерации являются равноправными участниками образовательного процесса. Студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию. У молодых людей формируется самостоятельность в принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатываются уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется роль преподавателя. Из «контролирующего органа» педагог превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде со студентами. Растет авторитет педагога, доверие студентов к нему. Снижение энергозатрат преподавателя и студентов, создание комфортной творческой обстановки на занятии, благоприят-
ная психологическая атмосфера в группе - эти положительные эффекты модерации определяют активное использование педагогами данной образовательной технологии.
Цели применения модерации -эффективное управление студенческой группой в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности студентов на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. У студентов повышается умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определять наиболее действенные способы достижения результата, понимать причины успеха и неудачи, способность конструктивно работать даже в случае неуспеха.
К методам модерации относятся «мозговой штурм», синектика, метод карточного опроса, метод точечных вопросов, метод смыслового поля, метод «горячего стула», протоколирование, предписание. Метод «мозгового штурма» был впервые предложен в конце 40-х годов ХХ века в США Алексом Ос-борном. В нашей стране этот метод получил применение в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Его суть состоит в том, чтобы отделить процесс генерирования идей от их критической оценки. Существует предположение, что первыми «мозговой штурм» придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все, от капитана до юнги, и поочередно предлагали способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Принимал решение вождь.
Основателем используемой в наши дни технологии классического «мозгового штурма» стал американский специалист по рекламе Алекс Осборн, который в 1953 году опу-
бликовал книгу «Управляемое воображение: принцип и процедуры творческого мышления» [7]. Известна легенда, что в годы Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, совершавшего рейсы в Европу. Однажды он получил радиограмму о возможной атаке немецкой подводной лодки. Осборн собрал команду для обсуждения, и один матрос в шутку предложил встать у борта и дружно дунуть на торпеду. На основе этой бредовой идеи Осборн придумал вмонтировать в борт корабля небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды (торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта).
В качестве видов «мозгового штурма» выделяют прямой «мозговой штурм» (раскрепощение креативности, например, продажа участков на Луне), обратный «мозговой штурм» (критика объекта, замена недостатков достоинствами), комбинированный «мозговой штурм» (он позволяет наиболее полно представить идею).
Синектика - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества. «Синектика» - слово греческого происхождения и означает соединение воедино различных, порой даже несовместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для решения конкретных задач. Сам термин появился в 1960 году, когда Уильям Гордон создал фирму «Синектикс». В 1961 году он опубликовал книгу «Синектика: развитие творческого воображения» [10].
Еще в 1952 году в Кембридже создали группу синекторов, которые провели эксперимент по постепенному возрастающему проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике за своим творческим процессом и за процессом работы всей группы. В синектике результаты ре-
шения проблемы рациональны, а процесс решения - иррационален, огромное значение придается эмоциональному типу (например, как ведет себя человек - эффективно использует свою интеллектуальную энергию или опускает руки в решительный момент).
Кейс-технологии - методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности, в результате реализации которого у студентов формируются профессиональные компетенции. Родиной метода кейс-стади являются США, а именно школа бизнеса Гарвардского университета, где эта технология была введена в 1920 году, а впервые ее применили еще в 1870 году. В России этот метод был известен с 1924 года.
Идеи метода кейс-стади достаточно просты. 1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична (нет однозначного ответа на поставленный вопрос). 2. Акцент обучения переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотрудничество студента и преподавателя. 3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. 4. Достоинство метода - в развитии системы ценностей студентов, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миро-преобразования. 5. В этом методе преодолевается эффект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала (хорошо организованное обсуждение кейса напоминает спектакль), [4].
Учебные кейсы по целям делятся на иллюстративные (описательные, практические примеры) и традиционные (ориентированные на поиск решения). По степени реальности бывают «полевые» (основанные на фактах реальной жизни) и «кресельные» (основанные на вымысле авторов). По объему различаются «американские» (длинные)
и «западноевропейские»(короткие). Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» (когда в них содержится вся необходимая информация) и «живые» (когда студентов провоцируют на поиск дополнительной информации).
Задачи кейсов заключаются в активизации знания для решения ситуаций профессиональной деятельности, в развитии умений работы с информацией, в формировании диалектического мышления, в развитии коммуникативной компетенции, иррационального, творческого мышления. Кейс состоит из аннотации, текста, приложений, вопросов для обсуждения, методических рекомендаций для преподавателя для работы с кейсом.
Психологические аспекты применения кейс-методов выражаются в ряде моментов: с их помощью вырабатывается способность мыслить логически, оперативно принимать решения, убедительно преподносить и отстаивать свою точку зрения, критически оценивать точку зрения других людей, профессионально расти на основе анализа своих и чужих ошибок.
В числе интерактивных методов обучения выделим социально-психологический тренинг, или, по определению американских специалистов, «обучающий опыт», когда происходит обучение навыкам межличностного взаимодействия, социальным навыкам и исследуются социально-психологические явления, субъективно важные для участников. Тренинг помогает разрешать конфликтные ситуации, преодолевать барьеры в общении, овладевать умениями социального влияния, клиентоориентированны-ми стратегиями.
О методах и эффектах группового воздействия знали еще в древности, примером может служить шаманская практика излечения больных. Первую попытку дать научное объяснение происходящих в группе процессов излечения сделал Франс Антон Месмер, австрийский врач, живший в конце XVIII века и соз-
давший теорию «животного магнетизма». Во второй половине XIX века этот термин заменили понятием «гипнотизм». В ХХ веке идеи школы Курта Цадека Левина, известного немецкого, а потом американского психолога, легли в основу концепции «лабораторного тренинга». В России элементы метода тренинга используются с 1920-1930-х годов.
Каковы цели тренинга? Это, прежде всего, повышение уровня активности студентов, стимулирование интереса в области изучаемого объекта, развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации, изменение установок на сотрудничество, овладение технологиями деятельности для решения профессиональных задач, обнаружение когнитивных, эмоциональных, поведенческих стратегий, возможность увидеть себя со стороны глазами других людей. Во время проведения тренинга важно учитывать, каков был уровень владения умениями и навыками в начале занятия и что изменилось в результате тренинга, как человек стал воспринимать свою «внутреннюю реальность», какие новые модели поведения освоил (например, избавился от страха публичных выступлений) [8, с. 290].
Технология создания тренинга заключается в следующем: формулируются тема и концепция, выдвигаются цели тренинга, вырабатывается логика построения тренинга, фиксируется информационный блок (мини-лекция), выбираются методы тренинга, пишется «сюжетная канва» в виде блоков. Блок может быть такой: вводная часть, шеринг («ожидания» - чего ждут участники от тренинга), разминка, мини-лекция, дискуссия, модерация, деловая игра, дебри-финг (подведение итогов).
При проведении тренинга педагог не должен манипулировать группой, жестко следовать одной стратегии, ограничивать проявления групповой активности, ориентироваться на драматичность
(то есть не допускать никаких слез и расстройств). Педагог несет ответственность за психологическое состояние каждого из участников тренинга и всей группы в целом, следит за атмосферой на занятии, помогает студентам в развитии навыков самообладания, выдержки, эмпатии, терпения, проявляет гибкость и креативность, комбинируя во время занятия разнообразные методы. Можно порекомендовать пару упражнений со студентами: упражнение «Миллионер» - когда один богат, а другой приходит с идеей, чтобы продать ее, используя при этом логический и эмоциональный ин-
восприятие знаний, возникает интерес к предмету.
Принцип мастер-класса - «Я знаю, как это сделать, и научу вас». Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу слушателей. Издревле у мастеров были ученики - подмастерья, и навыки мастерства передавались «из рук в руки». Мастер-класс - это показательное занятие признанного мастера, ко-торое отличается особым стилем и своеобразием. Педагог должен уметь вдохновить своих учеников, увлечь
На деловой игре «Бизнес-партнер»
теллект и упражнение «Кот в мешке» - у «продавца» есть мешочек, содержимое которого он должен продать «клиенту»).
Важными методами обучения являются также презентация и мастер-класс. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, помогает проиллюстрировать материал. У студентов во время презентации улучшаются все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная), концентрация внимания, более глубокое
за собой, чувствовать аудиторию и ее настрой, обладать высокой общей и коммуникативной культурой, эрудицией, импровизацией, яркой творческой индивидуальностью. Во время мастер-класса вся группа и каждый студент в отдельности должны быть вовлечены в работу, представлять ее результаты и достигать нового понимания предмета исследования. Процесс познания здесь важнее, чем само знание. Преподаватель не сообщает новые знания, а вооружает студентов способом их построе-
ния с помощью всех участников занятия. Учитывается плюрализм мнений, то есть это сотрудничество, совместный поиск истины. Так обучал Сократ. Хороший пример мастер-класса на тему «Методы самоанализа личности» приводится в методических рекомендациях И. Н. Пашковской и Н. И. Королевой «Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО»,
изданных в Санкт-Петербургском университете сервиса и экономики [9, с. 76-88].
Интерактивное обучение предполагает интенсивное взаимодействие студентов, оно учит молодых людей работать в команде, формирует их психологические особенности, развивает рационально-логическую, эмоциональ-но-мотивационную и поведенческую сферу обучающегося. В инновационном обучении акцент
делается на компетентностном, психологическом подходах, а в центр образовательного процесса ставится личность с присущей ей индивидуальностью. При таком обучении кардинально меняется роль преподавателя, который из простого передатчика знаний превращается в консультанта, эксперта и активного наставника. За инновационным и интерактивным обучением - настоящее и будущее высшей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахромеев Ю. В., Моисеева Г. Н. Некоторые психологические аспекты в системе обучения // Знамя Майтрейи: газета для строителей Нового Мира. URL: znamya may-treyi.ru /articles/pedagogika/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-v-sisteme-obucheniya (дата обращения: 05.05.2018).
2. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012. № 2.
3. Кипнис М. Тренинг общения, влияния и убеждения. 59 лучших игр и упражнений для развития управлений коммуникации. URL: booki-tut.ru/Trening-jbshheniya-vliyaniya-i-ubezdeniya-59-luchshikh-igr-i-uprazneniy-dlya-rasvitiya-upravleniya-kommunikaczij.html (дата обращения: 30.04.2018).
4. Козлов А. В., Маркина Т. В. Эффективные стратегии принятия решений в инновационном проектировании: теория и кейс-стади. Барнаул: Изд-во АЛТГУ, 2000. 214 с.
5. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ. 2013. 97 с.
6. Набор игр на сплочение. URL: https://snmercamp.ru (дата обращения: 29.04 2018).
7. Панфилова А. П. «Мозговые штурмы» в коллективном принятии решений: учеб. пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2005. 317 с.
8. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учебн. для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 84 с.
9. Пашковская И. Н, Королева Н. И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО: методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 103 с.
10. Педагогический терминологический словарь. Синектика. URL: https://pedagogikal-dictionary.academic.ru/2939 (дата обращения: 05.05.2018).
11. Сиротюк А. Л, Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. Курск: Изд-во РФЭИ, 2011. 231 с.
LITERATURA
1. Vahromeev Y. V., Moiseeva G.N. Nekotorye psihologicheskie aspekty v sisteme obucheniya //Gazeta «Znamya Majtreji» URL. znamya may-treyi.ru /articles/pedagogika/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-v-sisteme-obucheniya (data obrashcheniya: 05.05.2018).
2. Gushchin Y. V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshej shkole // Psihologicheskij zhurnal. 2012. № 2.
3. Kipnis M. Trening obshcheniya, vliyaniya i ubezhdeniya. 59 luchshih igr i uprazhnenij dlya razvitiya upravlenij kommunikacii. URL: booki-tut.ru/Trening-jbshheniya-vliyaniya-i-ubezdeniya-59-luchshikh-igr-i-uprazneniy-dlya-rasvitiya-upravleniya-kommunikaczij.html (data obrashcheniya: 30.04.2018).
4. KozlovA. V, Markina T. V. Ehffektivnye strategii prinyatiya resh-enij v innovacionnom proektirovanii: teoriya i kejs-stadi. Barnaul: Izd-vo ALTGU, 2000. 214 s.
5. Muhina T. G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: ucheb. posobie. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013. 97 s.
6. Nabor igr na splochenie. URL: https://snmercamp.ru (data obrashcheniya: 29.04 2018).
7. Panfilova A. P. «Mozgovye shturmy» v kollektivnom prinyatii reshenij: ucheb. posobie. SPb.: IVEHSEHP; Znanie, 2005. 317 s.
8. Panfilova A. P. Trening pedagogicheskogo obshcheniya: uchebn. dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.: Akademiya, 2006. 84 s.
9. Pashkovskaya I. N., Koroleva N. I. Razrabotka i vnedrenie innovacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v process pri vvedenii v dejstvie novyh FGOS VPO: metodicheskie rekomendacii dlya professorsko-prepodavatel'skogo sostava. SPb.: Izd-vo SPbGUSEH, 2011. 103 s.
10. Pedagogicheskij terminologicheskij slovar'. Sinektika. URL: https://pedagogikal-dictionary.academic.ru/2939 (data obrashcheniya: 05.05.2018).
11. SirotyukA. L.,Sergeeva M. G. Innovacionnyj podhod k obucheniyu v professional'noj shkole. Kursk: Izd-vo RFEHI, 2011. 231 s.