Научная статья на тему 'Интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации'

Интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИКА / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАВЫКИ / INTERACTIVITY / INTERACTIVE TRAINING FORM / HIGHER SCHOOL / TEACHING METHODS / COMPUTER SCIENCE / PROGRAMMING / KINDS OF STUDYING ACTIVITIES / REFLECTION / MENTALITY / VOCABULARY / SPEECH CULTURE / EDUCATION / ATTITUDE DEVELOPMENT / SPEECH COMMUNICATION / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Александр Георгиевич, Шкиртиль Марина Ароновна

Обсуждаются проблема использования термина «интерактивность» в связи с нормативным введением интерактивной формы обучения в образовательные программы высшей школы, а также сложившаяся практика применения этого термина в социальной информатике и программировании. Описаны наиболее популярные методы интерактивного обучения. Проанализированы возможности использования различных форм интерактивного обучения по видам занятий. Сформулированы правила поведения участников занятий, которые обеспечивают реализацию интерактивной формы обучения. Как необходимое условие успешного внедрения интерактивных методов обучения определяется воспитание у студентов навыков эффективной речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Александр Георгиевич, Шкиртиль Марина Ароновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE INTERACTIVITY AS THE METHOD OF STUDENTS SKILLS OF SPEECH COMMUNICATION TRAINING

The usage problem of the term «interactivity» in connection with normative introduction of interactive training form into educational programs of higher school and also in connection with existent practice of this terms use in social computer science and programming is discussed. The most popular methods of interactive training are described. The opportunities of different forms of interactive training use in different kinds of studying activities are analyzed. The set of standards of conduct which ensure the realization of interactive training form is formulated. The training of the effective speech communication skills is defined as the necessary condition of the successful implementation of the interactive training methods.

Текст научной работы на тему «Интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации»

смежные вопросы экономического развития

А. Г. Степанов1, М. А. Шкиртиль2

интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации

Слово «интерактивный» (от англ. interaction — взаимодействие) в своем исходном значении означает находящийся во взаимодействии, взаимодействующий. Почти узурпированное информатикой и программированием, это прилагательное, похоже, возвращает себе исходное, более широкое значение благодаря официальному внедрению в «бытие» отечественной высшей школы.

То, что происходит в последние десятилетия с терминологией во многих отраслях, особенно конъюнктурно привлекательных, вполне можно назвать терминологическими войнами. Победа в них почти всегда достается тем, кто традиционной профессиональной терминологией не владеет: как маргиналы, они целеустремленнее, решительнее, настойчивее, свободнее от комплексов. Отличной иллюстрацией может служить семантическая эволюция слова «интерактивный» в языке интернет-СМИ: интерактивный опрос, интерактивное голосование, интерактивная связь, интерактивное общение, интерактивные игры и т. д. Сомнительно, что внедряющие эти терминологические словосочетания люди могут себе представить опрос, голосование, общение, игру и т. п. без взаимодействия. Налицо явная подмена термина «виртуальный».

Поскольку эта терминология агрессивно внедряется в наши умы, появление в новых образовательных стандартах термина «интерактивные методы обучения» вызвало поначалу серьезную озабоченность педагогического сообщества — если речь о виртуальных методах, то что это такое? А если об активных — зачем новый термин?

Все расставляет по своим местам исходное значение слова «интерактивный», приведенное выше, а разницу между активными и интерактивными методами обучения иллюстрирует рисунок.

1 Александр Георгиевич Степанов, заведующий кафедрой бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, профессор, д-р пед. наук, e-mail: georgich_ spb@mail.ru

2 Марина Ароновна Шкиртиль, старший преподаватель кафедры бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, e-mail: mshkirtil@gmail. com

Взаимодействие в аудитории при использовании активных (а) и интерактивных (б) методов обучения

Иными словами, разница между активными и интерактивными методами обучения состоит в степени, уровне взаимодействия. Если при активном обучении речь идет о реактивном взаимодействии, когда следующее сообщение связано только с одним предыдущим сообщением, то при интерактивном необходимо организовать множественное или диалоговое взаимодействие, когда каждое новое сообщение связано не только с множеством предыдущих, но и с отношениями между ними.

Рассмотрим наиболее популярные методы интерактивного обучения.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Эта разработка должна, во-первых, быть самостоятельной (индивидуальной или групповой); во-вторых — завершаться реальным практическим результатом [1]. Метод проектов направлен на развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие критического и творческого мышления. Преподавателю при этом отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов не новинка мировой педагогики. Его стали использовать в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), который определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в отечественную образовательную практику еще в 1905 г. А после революции метод проектов по личному распоряжению Н. К. Крупской применялся в школах России.

Метод кейсов (англ. case method, case-study) — метод ситуационного анализа, использующий описание конкретных, часто реальных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Студенты должны проанализировать конкретную ситуацию, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации.

Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 г. [2]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы, поняв, что учебников, подходящих для магистерских программ в бизнесе, нет, организовали интервью с ведущими бизнесменами, составили подробные описания их деятельности и влияющих на нее факторов. Затем они представили своим слушателям описание реальной ситуации, с которой столкнулась реальная организация, и предложили им самостоятельно найти решение, используя коллективное обсуждение.

Кейс-метод широко применяется во всем мире. Практика его использования не только в бизнес-обучении, но и при изучении технологических, сервисных, медицинских дисциплин наметилась и в России.

Перечислим устоявшиеся классификации кейсов:

1. По целям и задачам обучения:

• обучение решению типовых проблем;

• обучение решению нетиповых проблем;

• обучение принципам анализа и оценки ситуации;

• демонстрация применения конкретной методики на конкретном примере.

2. По структуре:

• структурированные кейсы — краткое изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Предназначены для оценки умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний;

• большие неструктурированные кейсы — материал с большим количеством данных. Предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области;

• первооткрывательские кейсы — могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса позволяет увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, творчески, может ли он подхватить и развить чужую мысль, работать в команде;

• кейсы-наброски — маленькие кейсы, которые требуют четкого владения основными понятиями, применения знаний в узкой области (разделе изучаемой дисциплины).

3. По форме представления:

• бумажные кейсы;

• видеокейсы.

4. По размеру:

• полные кейсы (20...25 страниц) для командной работы в течение нескольких дней (обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения);

• сжатые кейсы (3.5 страниц) для разбора непосредственно на занятии (предполагают общую дискуссию);

• мини-кейсы (1.2 страницы), предназначенные для разбора в аудитории (часто используются как иллюстрация к изучаемому материалу).

Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения по аналогии с процессом научного исследования: выявление подлежащих исследованию фактов, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, составление плана исследования, осуществление этого плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими фактами, проверка выдвинутых гипотез, формулировка результата, оценка значимости полученного нового знания и возможностей его применения.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать навыки творческой работы и самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность и воображение, учит выражать и отстаивать свою или командную точку зрения.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности. Изобретателем метода считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства БББ&О.

Мозговой штурм состоит из трех основных этапов: 1 — постановка проблемы, ее четкая формулировка, отбор участников, определение ведущего, распределение ролей (генераторы, резонаторы и т. д.); 2 — генерация идей, запрет на любую критику и любые оценки; 3 — отбор, анализ, оценка и доработка идей.

Успех мозгового штурма в значительной мере зависит от психологической атмосферы, активности участников, соблюдения этапных правил.

Дискуссия как форма упорядоченного и целенаправленного обмена мнениями, идеями по обсуждаемой учебной теме вполне может быть использована не только при проведении студенческих конференций, но и на практических занятиях и даже на лекции (как короткий иллюстративный элемент). Дискуссия, как и другие интерактивные формы обучения, дает возможность использовать педагогику сотрудничества, усиливает и развивает как линию «педагог-студент-педагог», так и линию «студент-студент» (рис. 1); делает «общим достоянием» кругозор всех ее участников.

Деловая игра, ролевая игра вводит студента в конкретную ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица. Суть ее как метода обучения состоит в моделировании ситуаций той деятельности, которой обучается студент. Она заставляет его мыслить конкретно и предметно для достижения реально ощутимого результата.

Тренинг (англ. training от глагола train — обучать, воспитывать) во многом близок к деловой игре. Это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемым результатом является не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Здесь также велика ответственность участников друг перед другом и их взаимозависимость. История развития тренингов, как и развития обучения, насчитывает тысячи лет, но возникновение тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина, который вместе с коллегами основал в 1946 г. первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении.

«Круглый стол» — в современном значении как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса употребляется с XX в. Как правило, цель обсуждения — обобщить идеи и мнения по поводу рассматриваемой проблемы. Все участники «круглого стола» должны выражать свое мнение по обсуждаемому вопросу, а не по поводу мнений других участников. Все участники равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Проведенный анализ позволил определить возможности использования различных форм интерактивного обучения по видам занятий (см. таблицу).

При желании интерактивный характер можно придать любому виду занятий, институализированных в отечественной высшей школе. Но кроме вопроса о целесообразности использования этих методов с точки зрения формирования компетенций будущего специалиста здесь возникает вопрос об их эффективности. И ответ на него лежит, на наш взгляд, не в сущности самих методов, а в условиях их использования.

Основными аспектами интерактивного занятия являются диалог и рефлексия (осмысление информации, своей роли в ее получении, своего поведения, самого себя, в конце концов).

Успешным интерактивное занятие может быть только при соблюдении следующих правил:

• каждый участник имеет право на собственное мнение и может его высказать;

• никто не имеет права перебивать говорящего;

• если хочешь, чтобы тебя выслушали, высказывайся только по обсуждаемой

теме;

• будь краток;

• если хочешь, чтобы тебя поняли, правильно используй терминологию, сочетай образность и конкретность;

Вид занятий Проекты ы О е & Исследование Мозговой штурм А л о т с й 3 л г у р Тренинг я и с с м с и ч Деловые, ролевые игры

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Курсовое проектирование

Практика

Консультации

Зачеты

Экзамены

Дипломное проектирование

• внимательно слушай партнеров, ищи в их высказываниях рациональное зерно, даже если высказывание кажется тебе спорным;

• если прозвучавшая информация не вполне ясна, не критикуй, а задавай вопросы;

• критикуй идеи, высказывания, а не личности;

• помни, что целью совместной деятельности является не победа какой-либо точки зрения, а поиск наилучшего решения поставленной задачи.

На пути к соблюдению этих правил есть два серьезных препятствия: ментальность современного российского человека, в особенности молодого, и словарный запас сегодняшнего студента.

В статье В. Л. Козырева и В. Д. Черняк [3] опубликованы данные, полученные в результате опроса питерских студентов. Вот лишь несколько ответов на вопрос о значении предложенных слов:

консилиум — съезд депутатов — ученый совет;

кворум — отсутствие согласия у договаривающихся сторон — съезд; толерантность — беспринципность — способность к работе; спонтанный — сумбурный — быстро принимающий решения; дилетант — человек дела — обманщик — человек, все знающий; менталитет — словарный запас — стиль правления — независимость; пасека — поле — пастбище.

Возможны ли при таком разночтении реальные успехи в деловой игре или мозговом штурме? Вряд ли. Ведь это далеко не полный список «самобытно» воспринимаемых слов. А сколько еще не воспринимаемых?

Подчеркнем, что при изучении IT-технологий, информатики, организации связей с общественностью и т. п. терминологические разночтения могут составить не один словарь. Лакуны в лексиконе современных студентов с неизбежностью ведут к коммуникативным неудачам и препятствуют внедрению интерактивных методов обучения.

Что касается ментальности, признаем, что не только молодежь, но и большинство из нас не умеет слушать и слышать собеседника, терпимо относиться к чужому мнению. Главный палец на руках большинства — указательный, а не первый, без которого, между прочим, за что ни возьмись — выронишь.

Означают ли эти грустные выводы призыв отказаться от интерактивных методов обучения? Ни в коем случае. Просто, если мы хотим работать с удовольствием, эффективно и творчески, мы должны заняться тем, о чем давно не принято говорить: воспитанием через предмет. Кроме преподавания учебного курса, надо учить студентов формулировать собственные мысли и задавать вопросы; воспитывать строгость к себе и терпимое отношение к другим, интерес и уважение к родному языку и окружающему миру; способствовать пополнению словарного запаса студентов. Как известно, правильно и вовремя заданный вопрос помогает получить нужный ответ.

Наличие у студентов всех специальностей навыков эффективной речевой коммуникации — необходимое условие успешного внедрения интерактивных методов обучения; с другой стороны, именно интерактивное обучение позволяет вырабатывать эти навыки.

список литературы

1. Лопанова, Е. В. Личностно-деятельностные технологии обучения: учеб.-метод. пособие/Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. — Омск, 2004.

2. Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт/Л. И. Корнеева//Уни-верситетское управление. — 2004. — № 4.

3. Козырев, В.Л. Речевой портрет современного студента: характеристика словарного запаса/В. Л. Козырев, В. Д. Черняк//Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 8.

The list of the literature

1. Lopanova, E. V. Personal and activity training technologies: methodical textbook/ E. V. Lopanova, T. B. Rabochih. — Omsk, 2004.

2. Korneeva, L. I. Up-to-date interactive training methods in the managerial professional development system in Germany: foreign experience/L. I. Korneeva//University management. — 2004. — № 4.

3. Kozyrev, V. L. Today student speech portrait: the description of vocabulary/V. L. Kozyrev, V. D. Chernyak//Herzen university vestnik. — 2007. — № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.