смежные вопросы экономического развития
А. Г. Степанов1, М. А. Шкиртиль2
интерактивность как метод воспитания у студентов навыков речевой коммуникации
Слово «интерактивный» (от англ. interaction — взаимодействие) в своем исходном значении означает находящийся во взаимодействии, взаимодействующий. Почти узурпированное информатикой и программированием, это прилагательное, похоже, возвращает себе исходное, более широкое значение благодаря официальному внедрению в «бытие» отечественной высшей школы.
То, что происходит в последние десятилетия с терминологией во многих отраслях, особенно конъюнктурно привлекательных, вполне можно назвать терминологическими войнами. Победа в них почти всегда достается тем, кто традиционной профессиональной терминологией не владеет: как маргиналы, они целеустремленнее, решительнее, настойчивее, свободнее от комплексов. Отличной иллюстрацией может служить семантическая эволюция слова «интерактивный» в языке интернет-СМИ: интерактивный опрос, интерактивное голосование, интерактивная связь, интерактивное общение, интерактивные игры и т. д. Сомнительно, что внедряющие эти терминологические словосочетания люди могут себе представить опрос, голосование, общение, игру и т. п. без взаимодействия. Налицо явная подмена термина «виртуальный».
Поскольку эта терминология агрессивно внедряется в наши умы, появление в новых образовательных стандартах термина «интерактивные методы обучения» вызвало поначалу серьезную озабоченность педагогического сообщества — если речь о виртуальных методах, то что это такое? А если об активных — зачем новый термин?
Все расставляет по своим местам исходное значение слова «интерактивный», приведенное выше, а разницу между активными и интерактивными методами обучения иллюстрирует рисунок.
1 Александр Георгиевич Степанов, заведующий кафедрой бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, профессор, д-р пед. наук, e-mail: georgich_ [email protected]
2 Марина Ароновна Шкиртиль, старший преподаватель кафедры бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, e-mail: mshkirtil@gmail. com
Взаимодействие в аудитории при использовании активных (а) и интерактивных (б) методов обучения
Иными словами, разница между активными и интерактивными методами обучения состоит в степени, уровне взаимодействия. Если при активном обучении речь идет о реактивном взаимодействии, когда следующее сообщение связано только с одним предыдущим сообщением, то при интерактивном необходимо организовать множественное или диалоговое взаимодействие, когда каждое новое сообщение связано не только с множеством предыдущих, но и с отношениями между ними.
Рассмотрим наиболее популярные методы интерактивного обучения.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Эта разработка должна, во-первых, быть самостоятельной (индивидуальной или групповой); во-вторых — завершаться реальным практическим результатом [1]. Метод проектов направлен на развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие критического и творческого мышления. Преподавателю при этом отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов не новинка мировой педагогики. Его стали использовать в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), который определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в отечественную образовательную практику еще в 1905 г. А после революции метод проектов по личному распоряжению Н. К. Крупской применялся в школах России.
Метод кейсов (англ. case method, case-study) — метод ситуационного анализа, использующий описание конкретных, часто реальных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Студенты должны проанализировать конкретную ситуацию, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации.
Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 г. [2]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы, поняв, что учебников, подходящих для магистерских программ в бизнесе, нет, организовали интервью с ведущими бизнесменами, составили подробные описания их деятельности и влияющих на нее факторов. Затем они представили своим слушателям описание реальной ситуации, с которой столкнулась реальная организация, и предложили им самостоятельно найти решение, используя коллективное обсуждение.
Кейс-метод широко применяется во всем мире. Практика его использования не только в бизнес-обучении, но и при изучении технологических, сервисных, медицинских дисциплин наметилась и в России.
Перечислим устоявшиеся классификации кейсов:
1. По целям и задачам обучения:
• обучение решению типовых проблем;
• обучение решению нетиповых проблем;
• обучение принципам анализа и оценки ситуации;
• демонстрация применения конкретной методики на конкретном примере.
2. По структуре:
• структурированные кейсы — краткое изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Предназначены для оценки умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний;
• большие неструктурированные кейсы — материал с большим количеством данных. Предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области;
• первооткрывательские кейсы — могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса позволяет увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, творчески, может ли он подхватить и развить чужую мысль, работать в команде;
• кейсы-наброски — маленькие кейсы, которые требуют четкого владения основными понятиями, применения знаний в узкой области (разделе изучаемой дисциплины).
3. По форме представления:
• бумажные кейсы;
• видеокейсы.
4. По размеру:
• полные кейсы (20...25 страниц) для командной работы в течение нескольких дней (обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения);
• сжатые кейсы (3.5 страниц) для разбора непосредственно на занятии (предполагают общую дискуссию);
• мини-кейсы (1.2 страницы), предназначенные для разбора в аудитории (часто используются как иллюстрация к изучаемому материалу).
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения по аналогии с процессом научного исследования: выявление подлежащих исследованию фактов, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, составление плана исследования, осуществление этого плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими фактами, проверка выдвинутых гипотез, формулировка результата, оценка значимости полученного нового знания и возможностей его применения.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать навыки творческой работы и самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность и воображение, учит выражать и отстаивать свою или командную точку зрения.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности. Изобретателем метода считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства БББ&О.
Мозговой штурм состоит из трех основных этапов: 1 — постановка проблемы, ее четкая формулировка, отбор участников, определение ведущего, распределение ролей (генераторы, резонаторы и т. д.); 2 — генерация идей, запрет на любую критику и любые оценки; 3 — отбор, анализ, оценка и доработка идей.
Успех мозгового штурма в значительной мере зависит от психологической атмосферы, активности участников, соблюдения этапных правил.
Дискуссия как форма упорядоченного и целенаправленного обмена мнениями, идеями по обсуждаемой учебной теме вполне может быть использована не только при проведении студенческих конференций, но и на практических занятиях и даже на лекции (как короткий иллюстративный элемент). Дискуссия, как и другие интерактивные формы обучения, дает возможность использовать педагогику сотрудничества, усиливает и развивает как линию «педагог-студент-педагог», так и линию «студент-студент» (рис. 1); делает «общим достоянием» кругозор всех ее участников.
Деловая игра, ролевая игра вводит студента в конкретную ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица. Суть ее как метода обучения состоит в моделировании ситуаций той деятельности, которой обучается студент. Она заставляет его мыслить конкретно и предметно для достижения реально ощутимого результата.
Тренинг (англ. training от глагола train — обучать, воспитывать) во многом близок к деловой игре. Это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемым результатом является не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Здесь также велика ответственность участников друг перед другом и их взаимозависимость. История развития тренингов, как и развития обучения, насчитывает тысячи лет, но возникновение тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина, который вместе с коллегами основал в 1946 г. первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении.
«Круглый стол» — в современном значении как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса употребляется с XX в. Как правило, цель обсуждения — обобщить идеи и мнения по поводу рассматриваемой проблемы. Все участники «круглого стола» должны выражать свое мнение по обсуждаемому вопросу, а не по поводу мнений других участников. Все участники равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Проведенный анализ позволил определить возможности использования различных форм интерактивного обучения по видам занятий (см. таблицу).
При желании интерактивный характер можно придать любому виду занятий, институализированных в отечественной высшей школе. Но кроме вопроса о целесообразности использования этих методов с точки зрения формирования компетенций будущего специалиста здесь возникает вопрос об их эффективности. И ответ на него лежит, на наш взгляд, не в сущности самих методов, а в условиях их использования.
Основными аспектами интерактивного занятия являются диалог и рефлексия (осмысление информации, своей роли в ее получении, своего поведения, самого себя, в конце концов).
Успешным интерактивное занятие может быть только при соблюдении следующих правил:
• каждый участник имеет право на собственное мнение и может его высказать;
• никто не имеет права перебивать говорящего;
• если хочешь, чтобы тебя выслушали, высказывайся только по обсуждаемой
теме;
• будь краток;
• если хочешь, чтобы тебя поняли, правильно используй терминологию, сочетай образность и конкретность;
Вид занятий Проекты ы О е & Исследование Мозговой штурм А л о т с й 3 л г у р Тренинг я и с с м с и ч Деловые, ролевые игры
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа студентов
Курсовое проектирование
Практика
Консультации
Зачеты
Экзамены
Дипломное проектирование
• внимательно слушай партнеров, ищи в их высказываниях рациональное зерно, даже если высказывание кажется тебе спорным;
• если прозвучавшая информация не вполне ясна, не критикуй, а задавай вопросы;
• критикуй идеи, высказывания, а не личности;
• помни, что целью совместной деятельности является не победа какой-либо точки зрения, а поиск наилучшего решения поставленной задачи.
На пути к соблюдению этих правил есть два серьезных препятствия: ментальность современного российского человека, в особенности молодого, и словарный запас сегодняшнего студента.
В статье В. Л. Козырева и В. Д. Черняк [3] опубликованы данные, полученные в результате опроса питерских студентов. Вот лишь несколько ответов на вопрос о значении предложенных слов:
консилиум — съезд депутатов — ученый совет;
кворум — отсутствие согласия у договаривающихся сторон — съезд; толерантность — беспринципность — способность к работе; спонтанный — сумбурный — быстро принимающий решения; дилетант — человек дела — обманщик — человек, все знающий; менталитет — словарный запас — стиль правления — независимость; пасека — поле — пастбище.
Возможны ли при таком разночтении реальные успехи в деловой игре или мозговом штурме? Вряд ли. Ведь это далеко не полный список «самобытно» воспринимаемых слов. А сколько еще не воспринимаемых?
Подчеркнем, что при изучении IT-технологий, информатики, организации связей с общественностью и т. п. терминологические разночтения могут составить не один словарь. Лакуны в лексиконе современных студентов с неизбежностью ведут к коммуникативным неудачам и препятствуют внедрению интерактивных методов обучения.
Что касается ментальности, признаем, что не только молодежь, но и большинство из нас не умеет слушать и слышать собеседника, терпимо относиться к чужому мнению. Главный палец на руках большинства — указательный, а не первый, без которого, между прочим, за что ни возьмись — выронишь.
Означают ли эти грустные выводы призыв отказаться от интерактивных методов обучения? Ни в коем случае. Просто, если мы хотим работать с удовольствием, эффективно и творчески, мы должны заняться тем, о чем давно не принято говорить: воспитанием через предмет. Кроме преподавания учебного курса, надо учить студентов формулировать собственные мысли и задавать вопросы; воспитывать строгость к себе и терпимое отношение к другим, интерес и уважение к родному языку и окружающему миру; способствовать пополнению словарного запаса студентов. Как известно, правильно и вовремя заданный вопрос помогает получить нужный ответ.
Наличие у студентов всех специальностей навыков эффективной речевой коммуникации — необходимое условие успешного внедрения интерактивных методов обучения; с другой стороны, именно интерактивное обучение позволяет вырабатывать эти навыки.
список литературы
1. Лопанова, Е. В. Личностно-деятельностные технологии обучения: учеб.-метод. пособие/Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. — Омск, 2004.
2. Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт/Л. И. Корнеева//Уни-верситетское управление. — 2004. — № 4.
3. Козырев, В.Л. Речевой портрет современного студента: характеристика словарного запаса/В. Л. Козырев, В. Д. Черняк//Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 8.
The list of the literature
1. Lopanova, E. V. Personal and activity training technologies: methodical textbook/ E. V. Lopanova, T. B. Rabochih. — Omsk, 2004.
2. Korneeva, L. I. Up-to-date interactive training methods in the managerial professional development system in Germany: foreign experience/L. I. Korneeva//University management. — 2004. — № 4.
3. Kozyrev, V. L. Today student speech portrait: the description of vocabulary/V. L. Kozyrev, V. D. Chernyak//Herzen university vestnik. — 2007. — № 8.