Урок анализа работ. Часть данного урока учитель химии отводит на рассмотрение вопросов, которые вызвали затруднение у большинства учащихся. Затем школьники работают самостоятельно над ликвидацией пробелов в знаниях по химии, используя электронный учебник. Такая структура урока позволяет активизировать работу всего класса [4, 5].
Система применения информационных технологий обучения химии на уроках различных типов создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения по химии, а регулярные занятия на компьютере способствуют росту уровня информационно-коммуникативной культуры школьников.
Список литературы:
1. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения // Химия в школе. - 2008. - № 5. - С. 12-14.
2. Масленикова О.Н. Использование мультимедийных электронных изданий при изучении химии // Информатика и образование. - 2008. - № 4. -С. 59-61.
3. Нечиталова Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. - 2005. - № 3. - С. 13-15.
4. Трапезникова Т. Электронные учебные ресурсы и их применение // Директор школы. - 2008. - № 4. - С. 61-65.
5. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций // Химия в школе. - 2005. - № 7. - С. 36-37.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
© Тихомирова И.И.*, Тихомирова Г.Ю., Лазаренко Н.И.
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Зеленоград
В статье рассматриваются интерактивные методы обучения и их необходимость внедрения в учебный процесс в высших учебных заведениях. В статье также представлена краткая классификация интерактивных методов обучения.
Ключевые слова интерактивные методы обучения, классификация интерактивных методов обучения, ролевые, «деловые» игры, кейс-метод, дискуссия, «мозговой штурм», тренинги, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов.
Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса в высших учебных заведений и системы образования в целом, что соответствует требованиям ФГОС 3+.
* Доцент кафедры Экономической теории и финансов, кандидат экономических наук.
Одной из главных задач совершенствования системы высшего образования является создание условий для самореализации и развития студентов, которые готовятся стать частью экономически активного населения, и должно будет обеспечивать инновационный путь развития России. Для этого в процессе обучения преподавателям необходимо использовать не только традиционные методы обучения.
Например, дисциплина «Экономика» направлена на формирование у студентов прежде всего общекультурных компетенций. Изучение курса «Экономика» будет способствовать развитию у студентов экономического мышления, навыков анализа экономической информации, формированию инициативности и предпринимательского духа, стремления к успеху [2].
В практике обучения существуют несколько подходов к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные и прочие.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Место преподавателя в интерактивных семинарах сводится к разработке планов практических занятий (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал) и анализу контрольных мероприятий по этим практическим занятиям. Все это способствует достижению студентами поставленных перед ними целей. Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их студенты не только закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:
- ролевые, «деловые» игры;
- кейс-метод;
- дискуссия;
- «мозговой штурм»;
- тренинги;
- групповая работа с иллюстративным материалом;
- обсуждение видеофильмов и т.д.
На данный момент не существует четкой классификации интерактивных методов обучения. Возможно, это связано с тем, что нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным [1].
В настоящее время все большее внимание в процессе обучения уделяется деловым играм. Деловые игры - это моделирование управленческих и произ-
водственных ситуаций с целью развития профессиональных и личностных качеств у студентов к принятию управленческих решений. Решения, принимаемые участниками игры, могут быть простыми и сложными, использующими процедуры оптимизации. Продолжительность выработки оптимального решения, конечно же, будет зависеть от квалификации участников игры.
Деловые игры позволяют студентам рассмотреть реальную ситуацию, предоставляют возможность принимать самостоятельные решения, т.к. целью обучения является не подготовка узких специалистов, а скорее подготовка стратегов, способных на риск, предвидение, умеющих делать выбор, людей готовых к личной и социальной жизни.
Общая цель учебных деловых игр - активизация процесса обучения и ускорение формирования у студентов комплекса знаний, навыков, умений необходимых для повышения эффективности деятельности учащихся на практике.
Деловые игры представляют собой действенные технологии, которые находят свое применение. Они способствуют активизации учебного процесса, пробуждению творческого начала студентов. Игровые ситуации способствуют решению проблем, имеющим место в жизни, повышению заинтересованности участников и создают открытую атмосферу общения, придают процессу обучения эмоциональную окраску и делают его более эффективным.
С использованием деловых игр можно достичь следующие учебно-воспитательные цели:
- обучающую цель;
- формирование необходимых навыков на основе включения каждого студента в реальный процесс принятия управленческого решения;
- воспитательную цель - проявление в процессе игры, деловой активности и качеств личности, формирование навыков командной работы;
- развивающую цель - формирование активной, творчески мыслящей личности, через приобретение навыков деловой расчетливости, умения проводить быстрый анализ сложившейся в ходе игры проблемной ситуации.
«Игры» дают такую практику, которую ничто другое дать не может. Противоречие между потребностью преподавателя дробить предмет обучения на маленькие порции с высокой степенью детализации и потребностью студентов увидеть и почувствовать предмет в целом, тонко разрешается делением игры на части, сопровождаемые комментариями после игровыми, а также обсуждениями и спорами, возникающими в ходе игры. Именно эта возможность реализации ранее полученных и приобретением новых знаний, а также формирование навыков и умений деятельности специалиста и определяет их обучающую ценность, обеспечивает заинтересованность студентов, таким образом повышая мотивацию обучения студентов.
Если говорить о применении деловых игр в процессе обучения экономическим специальностям, то здесь актуально включать в игры межпредметные связи с целью обобщения пройденного материала или закрепления его на
практике. Конечно, игры имеют и свои недостатки. Как правило они могут быть оторваны от реальности, поэтому участие в них может дать студентам представление лишь об общих закономерностях бизнес-процессов. Однако самое важное как раз заключается в том, что прослеживается активное стремление студентов самостоятельно решать поставленные в деловой игре задачи.
Интерактивные методы должны внедряться с учетом ряда принципов.
Первый закон. Занятие не является лекцией, а является общей работой.
Второй закон. Все участники должны быть равны вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта.
Третий закон. У студентов и у преподавателя есть право на то, чтобы иметь и высказывать свое мнение абсолютно по любому вопросу.
Четвертый закон. На занятиях не должно быть места для прямой критики личности. Комментироваться может исключительно идея.
Пятый закон. Все, что было сказано на занятиях, не является руководством к действию, а является информацией к размышлению.
Методы интерактивного обучения должны включать в себя определенный алгоритм проведения. На этапе подготовки к занятию преподавателю рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий. Для этой цели подготавливается дополнительный материал.
Помимо этого, необходимо учесть возраст студентов, временные рамки занятия, особенности темы и так далее. Занятие должно начинаться со вступления, во время которого участникам дается информация о его целях, основных правилах и законах.
Благодаря этому в учебный процесс будут включены все студенты, без исключения [3].
Таким образом, традиционные формы обучения, имеют ряд ограничений, которые в значительной степени преодолеваются в процессе применения интерактивных форм обучения.
Умелое применение методов и приемов активной и интерактивной форм проведения занятий позволит формировать интерес студентов с целью достижения определенных целей и выполнения образовательных задач. Следовательно, интерактивные формы обучения необходимо внедрять в практику высших учебных заведений.
Список литературы:
1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.
2. Кознов А.Б., Тихомирова И.И., Лазаренко Н.И. Практикум по экономической теории. - М.: МИЭТ, 2011. - 87 с.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.