Н.Н. Шамрай,
Высшая школа народных искусств (институт)
Педагогические инновации в системе непрерывного
профессионального образования традиционного прикладного искусства
В процессе реализации выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ, а также совершенствования научной и инновационной деятельности на кафедрах и филиалах института - Высшей школы народных искусств:
• разработана концепция образовательной политики в традиционном прикладном искусстве с учетом мировых тенденций в профессиональном образовании;
• внедрена уникальная модель сетевого вуза как субъекта образовательной политики в сфере традиционно-прикладного искусства, в целях развития профессионализма и компетенции, адаптации выпускников к условиям рынка труда;
• создано профессиональное поле с целью информационного обмена между представителями науки, образования и культуры, повышения мобильности студентов и преподавательского состава;
• внедрена единая система мониторинга качества методического обеспечения образовательного процесса и мониторинга качества подготовки обучающихся; создана и внедрена единая база практик, творческих экспедиций и выставочной деятельности.
В ходе научно-исследовательской работы были выявлены критерии разработки инновационной модели сетевого вуза с целью определения педагогических новшеств различных типов в профессиональном образовнии традиционно-прикладного искусства:
• инновационный, дает наглядное представление о намечаемых новаторских мероприятиях и путях их реализации;
• экономический, отвечает требованиям рынка труда, обеспечивает выпускникам конкурентоспособность;
• педагогический, вызывает у обучающихся интерес к профессии, создает условия для самообразования и самореализации, развивает их творческие способности;
• культурный, формирует художественную культуру с учетом региональных культурно-исторических традиций;
• деятельностный, предоставляет возможность обучающихся использовать свои знания, умения, навыки в реальной художественно-творческой деятельности.
Исходя из вышеизложенных позиций были определены требования к проектированию педагогического процесса:
• моделирование профессиональной деятельности обучающихся;
• профессиональная мобильность выпускников;
• модульное построение содержания профессионального обучения;
• системность и последовательность;
• создание образовательной среды и профессионального поля для сотрудничества и обмена опытом;
• экономическая целесообразность профессиональной подготовки обучающихся с учетом их востребованности на рынке труда.
С учетом специфики педагогических инноваций в зависимости от цели разработки и предназначения были проанализированы основные типы новшеств и нововведений в системе непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства по различным направлениям.
По нашему мнению, следует четко разводить понятия «новшество» и «нововведения», т.к. их характеристики не одинаковы. Основными характеристиками нововведения являются его результативность и эффективность, для новшеств же основными характеристиками являются актуальность, потенциальная полезность, реализуемость и контролируемость.
Для педагогической инноватики, по мнению В.С.Лазарева, исходными
понятиями являются: «новшества», «нововведения», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» [ 5 ].
Новшество это средство (новый метод, методика, технология, программа, организация занятий, средство обучения, новый учебник), а инновация это процесс, который развивается по определенным законам.
В.А. Сластенин, раскрывая особенности инновации в образовании, указывает на связь процесса развития инновации с другим процессом - принятием более или менее значимого нововведения обществом, его одобрением, показывая тем самым, зависимость педагогической инновации от объективных условий в виде государственного заказа [14].
Исследователь проблем инновационной деятельности А.М. Новиков отмечал, что инновации вводятся в настоящее время повсеместно и практически во всех областях человеческой деятельности, по мнению ученого, появилась новая отрасль знания, имеющая в своей основе системный анализ - учение о системе методов исследования, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем [ 11, 12 ].
С учетом научных позиций ученых, были выявлены целевые ориентиры, которые определяют соответствующую им типологию педагогических разработок:
• социальный заказ, культурные ценности, которые определяют, как в целом должно развиваться профессиональное образование, а также в каком направлении должно выстраиваться содержание по определенным видам традиционного прикладного искусства, что определяет модернизацию структуры и содержания профессионального образования, разработку методологии и концепций;
• образовательные стандарты, которые определяют развитие личностных качеств студентов по профессиональным областям и на которые ориентируются разработчики учебников, программ, пособий и средств обучения;
• учебные программы, которые создаются в соответствии с требованиями
образовательных стандартов; • для реализации учебных программ определяются необходимые и взаимосвязанные методы, средства и формы обучения, которые разрабатываются также в соответствии с дидактическими принципами обучения в области традиционного прикладного искусства. Методы обучения теоретически рассматривают пути достижения поставленных образовательных целей на разных этапах художественно-творческой деятельности студентов, они могут иметь альтернативные способы достижения целей. Средства обучения создаются под конкретные методы обучения. Классификация средств обучения выстраивается в зависимости от специфических свойств наглядных средств (статичные или динамичные), материальных носителей (печатные, аудио, видео, электронные), узнаваемости (традиционные или новые информационные технологии), способов создания (самодельные или выпускаемые промышленным способом) и т.д.
Опираясь на стадийную теорию профессионального образования, был проведен отбор новшеств, подлежащих описанию в рамках выполнения научных исследований Высшей школы народных искусств (института).
Исходя из выявленных ранее типов педагогических новшеств в системе непрерывного профессионального образования традиционного прикладного искусства для создания «Банка научно-педагогических нововведений ВШНИ (институт)» были отобраны, такие новшества, которые наиболее ярко представляют вышеперечисленные типы инноваций.
Отбор новшеств осуществлялся в несколько этапов:
- обсуждение типологии инновации и рубрикатора «Банка научно-педагогических нововведений ВШНИ (институт)» с руководителем проекта;
- сотрудничество с авторами инновации;
- составление перечня новшеств;
- отбор наиболее типичных новшеств для описания «Банка научно-педагогических нововведений ВШНИ (институт)».
По результатам проведенной работы, в общий перечень новшеств для
описания «Банка научно-педагогических нововведений ВШНИ (институт)»
79
вошли более пятидесяти научно-педагогических разработок сотрудников. Например, такие как:
• Методика П.Е.Серова: «Педагогическое руководство обучением живописи в процессе профессиональной подготовки обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства» Кафедра живописи ВШНИ (институт), Санкт-Петербург
• Методика О.В.Федотовой: «Реализация педагогических инноваций в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи» Кафедра лаковой миниатюрной живописи московского филиала ВШНИ (институт), Москва
• Методика Т.Е. Лончинской: «Диагностика усвоения и закрепления знаний в процессе реновации произведения искусства кружевоплетения» Кафедра кружевоплетения ВШНИ (институт), Санкт-Петербург
• Технология И.Э. Агаповой: «Мониторинг формирования профессионального интереса у будущего художника традиционного прикладного искусства» Кафедра языковой подготовки московского филиала ВШНИ (институт), Москва
• Интегративная методика С.Ю. Камневой: «Профессиональное обучение студентов в области художественно вышивки на основе реализации проектно-творческой деятельности по формированию проектной культуры». Кафедра художественной вышивки московского филиала ВШНИ (институт), Москва
• Технология П.В.Гусевой: «Обучение технике и технологии иконописи, стилистическим традициям освоения навыков художественно-творческой работы с погружением в церковно-историческую культуру иконописного искусства» Кафедра лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (институт), Санкт-Петербург
• Методика Д.С. Дронова: «Развитие у студентов мотивации к самореализации в профессии будущего художника-ювелира» Кафедра ювелирного искусства ВШНИ (институт), Санкт-Петербург
• Методика Н.Р. Казанской «Организация и внедрение экспериментальной учебно-производственной мастерской с целью формирования профессионального мастерства художника традиционного прикладного искусства». Кафедра художественной росписи ткани московского филиала ВШНИ (институт), Москва
• Педагогическая концепция Н.Ю. Дунаевой «Обновление содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства», учитывающая специфику обучения в соответствии с требованиями конкретных специализаций.
Список литературы:
1. Исследования по общей теории систем// Сб. переводов/ Под ред. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - 520 с.
2. Копнин П.В. Гносеологические и логические основания науки. - М.: Мысль, 1974. - 568 с.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. - 164 с.
4. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года.
5. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. - М.: Изд-во «Просвещение», 2006. - 235 с.
6. Леднев В.С. Научное образование: развитие творческих способностей к научному творчеству. Изд-е 2-е, исправленное - М,: МГАУ, 2002. - 120 с.
7. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 221 с.
8. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство и очень успешно //Ректор Вуза - 2011.- №10. - С.22-27
9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиции и современность», Вологда, 12-14 сентября 2008г.- В.: Изд-во Арника, 2008г. - 269с.
10.Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - с.45.
11.Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008.-136с.
12.Новиков А.М. Методология образования - М.: Изд-во «Эгвес», 2002. - 320 с.
13. Профессиональная педагогика: Учебник./Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. Изд-е 3-е, перераб. - М.: Ассоциация «Проф. образование», 2010. - 456 с.
14.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: «Педагогика», 1986. - 152 с.
15.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность - М., 1997.- 145 с.