ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.Н.ТАТИЩЕВА - ОДНОГО ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ Г.
ЕКАТЕРИНБУРГА
ШУБИНА Н.А.
Дореволюционная история накопила богатый опыт в развитии школьного дела. Первые сведения об учебных заведениях Уральского края появились в середине XIX в. в «Оренбургских губернских ведомостях». Они представляли собой сообщения, заметки описательного характера о положении дел в различных школах, иногда с кратким экскурсом в их историю. История народного образования на Урале занимает определенное место в обобщающих трудах XIX в. по истории края Среди них выделяются работы А.Е. Алекторова, А.В. Васильева, Ш. Абзанова, Х. Амирова, Н.В. Нечаева, В.М. Черемшанского и др. [1,2,3,4,5]. В трактовке истории народного образования местные краеведы во многом были близки к концепции истории школы, разрабатываемой в монографических трудах общероссийского характера [6,7]. В работах И.А. Алешинцева, С.В. Рождественского, С.А. Князькова, П.Ф. Каптерева при рассмотрении истории школы XIX в. на первый план выдвигаются субъективные стремления Александра I и Николая I, заботившихся о просвещении народа [8].
Однако указанные исследования по истории народного образования на Урале страдают разобщенностью. Многие типы школ, отдельные учебные заведения так и не привлекли внимания авторов. Не было предпринято ни одной попытки целостного рассмотрения истории школы в крае. Тем более не актуализировалась проблема истории гимназического образования. На обращение к подобной проблематике указывают лишь отдельные работы [9] [10].
Вопросы генезиса системы образования на Урале и в Свердловской области довольно подробно освещены в работах А.С. Белкина [11], [12]. Автор учебного курса, посвященного истории развития образования на Урале, проводит подробный историко-педагогический анализ становления общего и профессионального образования на Урале и в Зауралье.
Без оценки вклада просвещенных людей в развитие образования региона нельзя понять роли собственно образовательных структур в становлении и развитии Урала как центра российской глубинки. Поистине энциклопедический круг знаний, характерный для представителей эпохи Просвещения, был присущ В.Н.Татищеву, труды которого затрагивают широчайший спектр общественно-политических проблем того времени, представляют потомкам талантливого историка, философа, географа, экономиста, этнографа, лексикографа, общественного и политического деятеля, педагога. Занимая руководящие позиции в основных сферах общественной и государственной деятельности, Татищев разрабатывал проекты построения системы образования в России и сам непосредственно участвовал в открытии школ, в частности, горнозаводских школ на Урале. Занимаясь планированием школ для крестьянских детей, татаро-калмыцких школ, грамматических школ, Татищев вынужден был теоретически обосновывать основные философские, мировоззренческие и педагогические идеи, которые были заложены в основу его практической деятельности.
Среди большого научного, эпистолярного, делового и публицистического наследия ученого-энциклопедиста особое место занимают работы, в которых изложены его педагогические идеи. Это, в первую очередь, «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», «Записка об учащихся и расходах на просвещение», «Духовная», «Инструкция учителям школ при уральских заводах», «Лексикон Российской, исторической, географической, политической и гражданской», «Рассуждение о буквах кирилловских», «Учреждение коим порядком учителя русских школ имеют поступать» и др.
Педагогические идеи, взгляды и наставления Татищева, были востребованы российским обществом в ХVNI в., но остаются современными и по сей день.
Педагогические идеи Татищева, касающиеся проблем воспитания, образования и организации школьного дела представляют определенную систему, в которой можно условно выделить следующие составляющие [11]: первая - это те идеи, которые заимствованы и опираются на наследие религиозных и народных нравственнопедагогических традиций; вторая - идеи из современного ему общественно-политического процесса, социально-культурного опыта, критически переосмысленные, по-новому интерпретированные; третья - идеи, являющиеся качественно новыми для педагогической мысли и образовательной практики того времени.
Общим для этих групп, центральным компонентом системы является то, что в основе педагогических идей лежит принцип исторической преемственности, продолжения традиций русской педагогики в соответствии с принципом пользы и служения государству. Игнорирование данного явления ведет к тому, что система может быть воспринята как комбинация идей и понятий, которые могут быть истолкованы и использованы произвольно, вплоть до их противоположных трактовок, что часто и наблюдается в отношении педагогического наследия нашего прошлого.
По мнению А.С. Белкина, к первой группе педагогических идей Татищева можно отнести систему духовно-нравственных ценностей -»совершенство пребывания»: «любочестие, любоимение, плотиугодие», и разработанную на ее основе программу нравственного воспитания. Кредо Татищева: «держаться благоразумной середины», не отрицая накопленного народной педагогикой опыта и без революционных преобразований
- стало принципом его мировоззрения. Мерилом же этого положения, сдерживающим началом является вера. Отсюда следует основной постулат системы воспитания -укрепление нравственности в вере. Рассматривая вопросы воспитания будущего гражданина страны, Татищев в первую очередь говорит о нравственном воспитании, связывая и нормы нравственности, и ценности с православной верой. Данные категории рассматриваются в контексте «души» (веры и то, что дано от Бога) и знания, науки (то, чему следует научить ребенка).
Как человек своего времени, человек верующий, Татищев не мог не уделять внимания вопросам религии, отдавая дань значимости ее влияния на образование и воспитание будущего поколения. Разделяя законы на божественные, церковные и гражданские, Татищев относит нравственные ценности к законам божественным, тем самым, отдавая им приоритет и подчеркивая значимость основополагающих человеческих ценностей. Он говорит, что гражданские законы несовершенны, зависят от многих обстоятельств, часто добро почитают злом и наоборот.
Рассуждения о вере и пользе религии органично связаны с проблемой воспитания нравственности. Во-первых, Татищев утверждает, что Бог сотворил человека для счастливой жизни и хочет его видеть благополучным и нравственным. Во-вторых, Татищев, выстраивая систему духовно-нравственных ценностей, опирается прежде всего на религиознофилософские и этические принципы, нормы морали православия, представляющие «совершенство пребывания». Главным же для Татищева является то, что любочестие, любоимение и плотиугодие дано человеку от Бога («от творца»).
В инструкции, данной в 1721 г. учителю Кунгурской арифметической школы Д.Одинцову, Татищев изложил обязанности учителя по нравственному воспитанию учеников. Татищев оговаривает, какими должны быть отношения детей. Он призывает учителя следить за поведением учеников и после занятий. Самыми худшими человеческими пороками Татищев считал ложь и воровство, т.к. они «паче всех жизни человеческой вредительны». Поэтому учителям необходимо стараться удерживать учеников от этих недостатков, наказывать за их проявление.
В наказе заводскому комиссару Ф. Неклюдову в 1723 г. Татищев разрабатывает положения о нравственном воспитании учащихся.
Таким образом, считает мыслитель, законам божественным ребенка учить не нужно, они естественны для него, и это то, что дает вера. А вот гражданским законам необходимо учиться. В этом суть сложной интеграции веры, нравственности и учения.
Свое нравственное и политическое кредо Татищев формулировал не только в научных, публицистических статьях, но даже в служебных записках, документах. Тем более не мог он отступить от своих убеждений, опирающихся на нормы православной морали, в завещании сыну. В «Духовной», написанной в 1734г., Татищев формулирует свои взгляды на основные духовные и нравственные ценности: семью, любовь к детям, жене, уважение и почитание старших, родителей, дружбу, долг, учение, службу государю. Но начинает он с веры, на которой все эти ценности зиждятся.
Одной из главных нравственных ценностей человека являются семейные устои. Авторитет семьи для Татищева незыблем: обязательное послушание и почитание родителей, семейная любовь, верность, взаимопомощь.
Выражая достаточно традиционные взгляды на семью и женщину, Татищев тем не менее высказывает и несвойственное тому времени мнение на положение женщины в семье: жена - не раба, а товарищ, друг, помощник во всем (по тем временам эти утверждения были достаточно прогрессивны), у мужа и жены есть одно общее, важное дело
- воспитание детей. Почтение родителей есть первое правило воспитания детей.
Второй по важности наказ Татищева касается службы, и именно службы государю и государству, особенно военной. Именно военная служба занимала главенствующее место в системе нравственных дворянских ценностей. Верность государю означала верность государству и наоборот. Воспитание этих качеств были составляющими общей системы воспитания будущих общественных деятелей, офицеров, чиновников, других служащих -словом тех, от кого зависело будущее России.
В.Н. Татищев оставался искрение верующим человеком, поэтому для него естественным было обращение к вечным истинам, которые провозглашала православная церковь и которые были закреплены в Священном писании. Поэтому он настоятельно требовал изучения Библии, жития святых, «Письма святого». Наряду с чтением книг действенным средством нравственного воспитания Татищев считал посещение церковных служб.
Опираясь на богатый опыт государственника, ученого, родителя, радеющего за процветание страны, воспитание будущего гражданина, Татищев сформулировал «Правила мудрости», сутью которых является система нравственных установок:
1) Правила благоговения. Это правила «внутренняго собственного и высшаго благополучия». Они содержат в себе «науку благочестия или благонравия», или учение добродетелей. Главное в этих правилах - сила души, то есть ум, способный над волею царствовать», и главные три склонности: любочестие, любоимение и плотиугодие.
2) Правила справедливости. Это правила «внешняго, то есть телеснаго и общественнаго покоя», они учат человека защищать свое достоинство и имущество, диктуют права и обязанности, которые человек должен хранить и исполнять.
3) Правила любви, учтивости и пристойности, или правила сохранения содружества. Главными являются три правила: а) «чего себе не желаешь, того иным не твори»; б) учтивости; в) пристойности.
4) Правила благоразумия, или правила предосторожности. Татищев называет их «мудростью благонравия». Это правила, которые предостерегают человека («себя самаго») от неразумньх проступков: «когда мы прилежим нашу волю исправить и в порядок привести».
5) Правила политические. Татищев называет их «мудростью политической». Они дают возможность разбираться во взаимоотношениях с людьми, понимать законы развития общества.
Таким образом, настаивая на укреплении вековых духовных традиций русской культуры, просвещения и веры, Татищев утверждал основы, на которых зиждется государственность.
Ко второй группе педагогических идей, в первую очередь можно отнести идеи, связанные с ролью взрослых: наставников, родителей, духовенства, учителей - в воспитании и обучении детей.
Отдавая должное семье, считая ее важнейшим институтом воспитания, Татищев тем не менее утверждает, что приходит время, когда ребенок должен обучаться в школе.
В чем же видит выход Татищев? В народных училищах, «в которых мы обучать можем». Большую роль в деле воспитания играет учитель. Наступает момент, когда родители уже не в состоянии не только научить своего ребенка, но и воспитать некоторые качества, которые пригодятся ему в жизни. И вот тогда на первое место выдвигается учитель. Татищев пытается сформулировать требования к учителю.
Хорошими учителями были монахи. Вторую группу учителей составляют офицеры, но поскольку из-за недостатка «у нас довольно ученых людей иноземцы употреблены». Следующим требованием, предъявляемым к учителю, является такое важное качество, как способность учить других «ибо не всякой ученой к научению других есть способен».
В «Инструкции учителям школ при Уральских заводах», написанной в 1736 г., Татищев дает определение учителю, подчеркивая великое значение его в жизни ребенка. Далее Татищев перечисляет качества, которыми должен обладать учитель: благоразумие, кротость, трезвость, честность, «не блудник», «не крадлив», «чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном случае как пред божиим судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен».
Далее Татищев подробно расписывает, каким образом учитель должен обучать ребенка чтению, письму, счету, дает методические рекомендации, советует как проверять, как поправлять и делать замечания. Особое внимание уделено наказаниям и поощрениям, причем необходимо создавать ребенку ситуацию успеха. Татищев предлагает дифференцированно давать задания.
Третья группа - идеи, являющиеся качественно новыми, гуманными, прогрессивными для педагогической мысли и образовательной практики того времени.
В.Н.Татищев в «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах», выделяет возрастные периоды человеческой жизни, характеризует их с точки зрения антропологии, тем самым, предвосхищая появление возрастной педагогики. Он подробно характеризует каждый этап. Описывая физическое и психическое развитие человека каждой возрастной группы.
Татищев подчеркивает, что на знания о человеке, возможность показать перемены, происходящие в нем, выводы, которые можно сделать о «состоянии всего мира» повлияли три обстоятельства: 1 - обретение письма; 2 - пришествие и учение Христово; 3 - обретение тиснения книг. По утверждению Татищева, значение письменности, печатание книг трудно переоценить, поскольку они «людей на благое наставлять, а от зла удерживать стали».
Плодотворная идея, к которой пришел Татищев и которую разделяли последующие мыслители, была идея о приоритете знания и просвещения в образовании.
Подчеркивая главенствующую роль религии в воспитании нравственности, тем не менее, Татищев не закрывает глаза на имеющиеся недостатки в деятельности церкви и ее служителей. Он критикует церковь и «сребролюбивых церковников», которые, пользуясь темнотой, необразованностью простых людей, хотят «новое чудо явить», выманивают у них деньги и потакают их слабостям, а иногда и злодеяниям.
Имея немалые полномочия как видный деятель просвещения, начальник горных заводов на Урале, губернатор Астраханского края, Татищев не мог не столкнуться с проблемой, имеющей, в первую очередь, историческое и политическое значение, и связана она с решением национального вопроса в России XVIII в. Вопросы национальной
политики и национальных отношений отражены в его публицистических работах, письмах, документах. Естественно, как государственный деятель Татищев на первое место ставил решение государственных задач. Но в том-то и дело, что вопросы образования входили для него в этот круг и без их решения невозможно было решение государственных проблем. Поскольку Татищев проводил активную политику, направленную на освоение земель за Уралом, укрепление границ, привлечение других народов и народностей в экономику России, а значит и возможность поступления налогов в казну, такая деятельность не могла не соприкасаться с проблемами образования. И это, действительно, так. Татищев проводил политику веротерпимости, ненасилия по отношению к башкирам, татарам, калмыкам, выступал в поддержку армян. Он не только пытался снять социальное напряжение, возникающие из-за незнания особенностей культуры других народов, их традиций, быта, языка, веры, но и старался приобщить эти народы к русской культуре. Так, в «Разговоре... » он пишет о том, что всем, кто живет рядом или в пограничных зонах с другими народами, необходимо изучать язык соседей, особенности их жизни, их историю. Татищев впервые провел классификацию народностей и племен России, наметил планы издания словарей, сам изучал угро-финские и тюркские языки. Он понимал, что в интересах единого государства необходимо проводить политику, направленную на долговременные отношения народов, проживающих рядом. А начинать лучше всего с детей. Поэтому он открывает в Самаре первую в России татаро-калмыцкую школу. Во время волнений башкир на Южном Урале в 1724 г. предлагает взять на обучение лучших детей мурз, обучать их русскому языку, приобщать к русской культуре. В основе этой деятельности и этой политики лежат идеи, которые сегодня могут быть названы идеями национальной толерантности. Естественно, что они носили гуманный характер, но оценены были государственными чиновниками как упущение по службе. Сталкиваясь сегодня с проблемами взаимоотношений народов бывшего Советского Союза, проживающих каждый за своей границей, или оказавшихся в силу разных обстоятельств в нашей стране, в отсутствии патриотического и интернационального воспитания, возможно обратиться не только к нашему недавнему опыту, но и к наследию прошлого. Притом следует особо обратить внимание в первую очередь на государственный подход в решении данных проблем, как умел это делать Татищев.
Достаточно большую часть «Разговора двух приятелей о пользе науки и училищ» занимают рассуждения о науке, пользе и важности учения, основополагающей, стержневой идеей которых является связь необходимости учения с процветанием государства.
Татищев не ставит знака равенства между верой и знанием. Как представитель и поборник просвещенного абсолютизма он признает важность знания и просвещения не только для конкретного человека, но и для государства в целом. Он дает удивительно современное определение науки в свете гуманистической теории: «наука главная есть, чтоб человек мог себя познать». И здесь мы сталкиваемся с взглядами человека, который опередил свое время намного, выбрав антропологический подход в определении своего отношения к сугубо теоретическим проблемам.
Татищев, сам являющийся человеком глубоко и разносторонне образованным, предписывает и другим уважительно относиться не только к людям ученым и образованным, но и к ученикам, как к людям, владеющим знанием. Учителям предписывалось насаждать почитание знания, учения и среди учащихся: хорошо успевающие ученики должны были сидеть за столами впереди других.
К мысли о необходимости и пользе учения Татищев не раз обращался в своих трудах. В его взглядах можно увидеть взаимосвязь рассматриваемых нами категорий необходимость учения он связывает с необходимостью понимания и воспитания нравственных качеств, приобщении к культуре.
В данных рассуждениях можно выделить четыре аспекта: 1 - польза учения для каждого конкретного ребенка; 2 - отдельно он касается вопросов обучения и его пользы для простых людей; 3 - особое внимание обращает на обучение и нравственный облик детей подьячих, будущих служащих канцелярий и контор заводского ведомства; 4 -обучение дворянских детей, «шляхетства».
Отвечая на вопрос, для чего необходимо учиться, Татищев предпринимает попытку классифицировать науки, положа в основу пользу их для нравственного воспитания.
Вначале науки разделяются «по объявленным свойствам сугубо»: душевное -богословие и телесное - философия.
«Другое же разделение есть моральное, которое различествует в качестве». Здесь Татищев разделяет науки на:
I - нужные - к ним относятся «телесные» науки: речь, и те науки, которые помогают «плоть свою и свой род содержать и сохранить»;
II - полезные («которые до способности к общей и собственной пользе принадлежат и суть многочисленны»): письмо, грамматику, красноречие.
III - щегольские или увеселяющие: стихотворство, или поэзия; музыка; русское скоморошество; танцы, или «плясание»; вольтежирование, или «на лошадь садиться»; «знаменование» и живопись; науки, которые «по случаю могут полезны и нуждны быть: как стоять, итти, поклониться, поворотиться».
IV - любопытные или тщетные - это такие науки, которые «ни настоящей, ни будущей пользы в себе не имеют, но большею частию и в истине оскудевают»: астрология («звездопровещание»); «физиогномия, или лицезнание»; 3) «хиромантия -рукознание; наука алхимия, или делание золота.
V - вредные («вредительные») - это науки, которые проповедуют разного рода колдуны, оракулы, кликуши и кликуны, занимающиеся «волхвованием», «ворожбой», «колдунством».
Татищев определяет науки, которые необходимо знать всем. Это полезные и нужные науки: в первую очередь письмо, грамматика и «счисление» разных вещей «по их качествам, мерою и весом», т.е. основы математики. Полезно знать и основы механики, архитектуры, акустики, оптики, которые могут пригодиться в жизни и хозяйстве; ботанику, анатомию, чтобы «врачевать себя»; химию, физику, или естествоиспытание, которые объясняют суть вещей и помогут «будущия обстоятельства разсудить и себя от вреда предостеречь».
Весьма полезно учить «не только отечества своего, но и в других государств деяния и летописи, историю и хронографию, генеологию, или родословие владетелей, в которых находятся случаи щастия и нещастия с причинами», которые помогут избежать собственных ошибок. Землеописание, или география, показывают не только положение мест, но и нравы людей, природное состояние воздуха и земли, достоинства и недостатки «во всяких вещах», чтобы в случае войны знать и использовать в укреплениях и проходах.
Особое внимание уделено в «Размышлении... » изучению родного зыка. Татищев подробно касается вопросов происхождения письменности, в том числе графики. Но его волнует, прежде всего состояние, чистота и сохранение языка.
Нелишне знать иностранные языки, и Татищев подробно расписывает кому, в зависимости от профессии, сословия и места жительства, нужно те или иные языки изучать (еврейский, латынь, греческий, немецкий, французский, персидский, китайский, монгольский, татарский, турецкий и т.д.).
Далее Татищев рассуждает о том, какие науки необходимо знать людям определенных профессий, причем замечает, что от состояния и «стана», т.е. положения это зависит слабо. Он добавляет, даже если полезные науки не пригождаются непосредственно для деятельности, все равно они невидимую пользу приносят тем, «что память, смысл и суждение исправляются».
Татищев не только размышлял о нравственности, вере и знании на страницах своих сочинений, но и пытался на практике внедрять свои идеи и воздействовать на воспитание молодых сограждан. Его тщательно выстроенная система воспитания была поддержана многими молодыми педагогами в училищах и горнозаводских школах Урала, открытых по его указанию и при его участии. Политика просвещенного абсолютизма, в русле которой он разрабатывал проект построения широкой системы образования, требовала наличия приоритета знания, без которого Россия не могла выходить на передовые рубежи и соперничать с западными странами, но в фундаменте этого знания оставались вера и нравственность.
Список литературы
1. Хохлов И. Столетие Оренбургского городского 3-х классного училища 1789 -1889 (Историческая записка). - Оренбург, 1892.
2. Столетний юбилей Уфимской духовной семинарии. 1800-1900. - Уфа, 1901.
3. Васильев А.В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. - Оренбург. 1896;
4. Алекторов А.Е. Очерк народного образования в Тургайской области. - Летопись
5. Алешинцев И. История гимназического образования в России. - СПб, 1912; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народною просвещения. 1802-1902. - СПб., 1902;
6. Князьков С.А, Сербов Н.И, Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II с рис. и портретами. - М., 1910;
7. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - СПб., 1909.
8. История народного образования в Коми-Пермяцком округе. - Пермь, 1976, Сафронова A.M. К истории народных училищ Урала второй половины XVIII в. // Вопросы истории Урала. - Свердловск, 1975. - Вып. 13. - С.26-38;
9. Калинина Т.А. Развитие народного образования на Урале в дореформенный период (80е гг. XVIII в. -1861 г.). Автореф. дис...канд. ист. Наук. - Пермь, 1977;
10.Слудковская И.А. Развитие народной школы на Урале в XIX в. - Пермь, 1976.
11.Белкин А.С., Булыгина М.В. История образования на Урале. Материалы к учебному курсу. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 168 с.
12.Белкин А.С., Сутырина Т.А. История образования на Урале: уч.-мет. пособ. - Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2005. - 159 с.