УДК 370(09)
ББК 433(2)- 5
Жаровина Ольга Александровна
ассистент
кафедра инновационных образовательных теорий и технологий Уральский государственный университет г. Екатеринбург Zharovina Olga Alexandrovna Assistant
Chair of Innovation Educational Theories and Technologies Ural State Pedagogical University Ekaterinburg
Аксиологический потенциал педагогических идей В. Н. Татищева в контексте формирования ценностных основ российского образования ХХ1 века Axiological Potential of V. N. Tatishchev’s Pedagogical Ideas in the Context of the Value Bases Forming of the Russian Education
in the ХХ1 Century
Статья посвящена педагогическим идеям одного из крупнейших представителей эпохи Просвещения - видного государственного деятеля, историка, педагога В. Н. Татищева (1686 - 1750). Педагогические идеи Татищева рассматриваются в аксиологическом контексте как определенная система взглядов, убеждений, установок.
The article is devoted to the pedagogical ideas of one of the most prominent representatives of the Age of Enlightenment, outstanding statesman, historian, teacher V. N. Tatishchev (1686 - 1750). Tatishchev's pedagogical ideas are examined in the axiological context as a particular system of paradigm, convictions and purposes.
Ключевые слова: аксиологический потенциал, педагогические идеи, педагогическое наследие, духовно-нравственные ценности, нравственно-
педагогические традиции.
Key words: axiological potential, pedagogical ideas, pedagogical heritage, spiritual and moral values, moral pedagogical traditions.
Современная социокультурная ситуация в России выявила острую потребность в реформировании и модернизации системы образования в средней и высшей школе. Реформирование системы начального и среднего профессионального образования требует пересмотра теоретических и методологических подходов к обучению и воспитанию молодого поколения. В этой ситуации принципиально важно, чтобы в отечественной концепции модернизации образования наряду с другими доминировал аксиологический подход к процессу обучения и воспитания молодежи.
Аксиологический подход позволяет выявить ценностные ориентиры в историко-педагогическом опыте с целью его применения для насущных проблем педагогики и образования [10, с. 9 - 10]. Данный подход ценен для нас тем, что он дает возможность раскрыть аксиологический потенциал педагогических идей выдающихся деятелей отечественного образования.
Интерес к идеям русских мыслителей, как и к историческому прошлому в целом, пребывает не только в русле национальной культурной традиции, он связан и с нравственными проблемами, вставшими во всей полноте перед на-тттим обществом. Сегодняшняя ситуация в нашей стране требует жесткого противодействия тем негативным явлениям, которые получили развитие в последнее время. Необходимость противодействия негативным последствиям, к которым привело нашу страну в последние десятилетия отсутствие национальной идеи, наступление бездуховности, отказ от гражданских и национальных ценностей, ставит перед обществом и теми, кому от его имени доверено воспитание будущего поколения, задачи восстановления тех норм нравственности и морали, которые сложились в лучшие исторические периоды нашей истории [6, с.60 - 61]. И здесь может помочь опыт наших предшественников, политических и общественных деятелей XVIII века, которые были обеспокоены вопросами, волнующими нас и сегодня. В этом контексте педагогическое осмысление наследия В. Н. Татищева, содержащее значимые идеи для обеспечения ценностного развития личности, обретает особую актуальность. Под наследием В. Н. Татищева мы понимаем ряд исторических памятников, созданных непосредственно В. Н. Татищевым, или при его участии, реально представленных в виде объектов городской среды, заводов, школ, инструкций, педагогических произведений, содержащих важные методические рекомендации, идеи, исторические традиции воспитания и образования, которые представляют научнопедагогическую ценность для современного образования.
В разное время к педагогическому наследию В. Н. Татищева обращались биографы мыслителя, представители его ближайшего окружения, исследователи его творчества, педагоги: Л. Е. Иофа, А. Г. Кузьмин, Н. И. Павленко,
П. П. Пекарский, М. П. Погодин, Н. А. Попов, Н. К. Чупин, И. М. Шакинко и др. В работах данных исследователей были представлены общепедагогические, дидактические, организационные аспекты наследия В. Н. Татищева. Проблемы, связанные с анализом ценностно-мировоззренческих оснований педагогических воззрений выдающегося педагога, в работах данных авторов не исследовались специально. В настоящее время усилился интерес к педагогическому наследию В. Н. Татищева, его всестороннему изучению и объективной оценке. Во многом этому способствовало учреждение премии им. В. Н. Татищева и В. де Геннина, проведение ежегодных Татищевских чтений.
Как показал анализ научной литературы, содержание наследия Татищева, особенно в части заводостроительства и содействия открытию первых школ на Урале, достаточно хорошо изучено, но при этом практически не исследован аксиологический потенциал педагогического наследия В. Н. Татищева, возможности использования педагогических идей Татищева в воспитании аксиологической (ценностной) позиции современной молодежи. Это привело нас к необходимости выявления аксиологического потенциала педагогических идей В. Н. Татищева, что позволило также определить и теоретически обосновать их влияние на современное образование.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, позволяет сделать вывод, что категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал (от лат. «сила») в философии и педагогике трактуется как источник, возможность, средство, запас: то, что может быть использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Рассматривая аксиологический потенциал педагогических идей В. Н. Татищева, мы опираемся на современные исследования педагогической аксиологии [2;4;5] и положения о продуктивности использования краеведческих материалов в образовательном процессе [1;6;8]. Педагогические идеи В. Н. Татищева о воспитании, образовании и организации школьного дела представляют определенную систему, в которой современные исследователи выделяют следующие компоненты: а) заимствованные идеи, опирающиеся на религиозные и народные нравственно-
педагогические традиции; б) идеи, порожденные современным Татищеву общественно-политическим процессом, социально-культурным опытом, критически переосмысленные, по-новому интерпретированные; в) идеи, являющиеся качественно новыми для педагогической мысли и образовательной практики того времени [1, с.22-23 ].
Данные идеи сами зиждутся на трех «китах» - принципах исторической преемственности, сохранения традиций русской педагогики, пользы и служения государству. Все эти принципы, в своей совокупности так или иначе, «работают» на формирование духовно-нравственных ценностей, гражданина своего отечества, национально ориентированного (в широком не только в этническом понимании) человека. Системообразующим центром всего воспитательного процесса В. Н. Татищев считал веру. Ценности православной культуры, православной духовности пронизывают всю воспитательную систему В. Н. Татищева. Одновременно религиозное, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание составляют в его системе одно единое целое. Как без веры не может быть нравственного человека (гражданина), так и без нравственности не может быть верующего человека. В. Н. Татищев доказывая пользу идеи единства веры и нравственного воспитания, исходит из постулата о том, что Бог сотворил человека для счастливой жизни и хочет его видеть благополучным и нравственным [9, с. 140].
В. Н. Татищев выдвинул собственную теорию образования и воспитания, основываясь на характерных для его времени идеях. Идеи, которые развивал мыслитель, нашли освещение в таких его трудах, как: «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», «Записка об учащихся и расходах на просвещение», «Духовная», «Инструкция учителям школ при уральских заводах», «Лексикон Российской, исторической, географической, политической и гражданской», «Рассуждение о буквах кирилловских», «Учреждение коим порядком учителя русских школ имеют поступать». Значительно повышает ценность этих произведений то, что многие положения из них нашли непосредственное воплощение в организации и деятельности горнозаводских школ Урала.
Педагогические идеи, взгляды и наставления Татищева, были востребованы российским обществом в XVIII веке. Как справедливо утверждает Т. А. Су-тырина, они достойны быть достоянием и современной педагогики, естественно с поправкой на время и изменившиеся условия [1, с. 102]. При этом особую ценность представляет его трактат «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», в котором В. Н. Татищев обосновал необходимость широкого распространения научных знаний, дал классификацию наук, изложил план развития школьного дела в России. В «Разговоре ...» Татищев утверждает, что вся сила человека в разуме, знании, науке и в форме диалога ясно раскрывает свои взгляды. Во-первых, он четко заявляет о необходимости распространения детского и юношеского образования. Мало пользы от того, если родители держат ребенка при себе без всякого обучения. Когда ребенок с юных лет, пишет Татищев, не учится, то он «в природной злости и невежестве останется», будет буйным и не порядочным. Только просвещение усовершенствует человеческую природу, положит конец невежеству и суевериям. Он был убежден, что просвещение приносит человеку наслаждение: «Истинное увеселения в детях есть разум и способность к приобретению добра. Разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может» [7, с. 71]. Для В. Н. Татищева разум, знания представляли главное богатство, разумный человек «как бы ... всея земли владетель» [7, с. 72].
Просветитель считает, что разумный человек, имеющий образование отвергает бунты. В. Н. Татищев оспаривает точку зрения, согласно которой, чем народ в государстве неграмотнее, тем для управления государством лучше: «Что же касается до бунтов, то вы сами можете сказать, что никогда никакой бунт от благоразумных людей начинания не имел ...» [7, с. 73]. Он пишет, что бунты от подлости и невежества появляются. Благоразумный государь должен понимать ценность наук, поддерживать их. Они государству более полезны, нежели буйство и невежество [3, с. 43]. Рассуждая о пользе и важности наук, В. Н. Татищев выдвигает идею о ценности образования и обучения, которая не
утрачивает актуальности и в наши дни. Важнейшим в ценностной характеристике образования и обучения явилось признание распространения знания.
В «Разговоре.» В. Н. Татищев заявляет о необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя. Познание внешнее, телесное, духовное достигается только с помощью наук. По Татищеву, наука необходима и для создания современной промышленности, транспорта, армии. Сущность науки, как утверждает просветитель, состоит в ее практической полезности. Исходя из этого положения, он выделяет «науки нужные» - домоводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружием, логику, богословие; «науки полезные» - письмо, грамматику, красноречие, иностранные языки, историю, генеалогию, географию, ботанику, анатомию, физику, химию; «науки щегольские» - стихотворство или поэзию, живопись, музыку, танцы, верховую езду; «науки любопытные» - астрологию, физиогномику, хиромантию, алхимию; «науки вредные» - гадания и волшебства разного рода. Эта, пожалуй, первая в отечественной педагогике классификация наук сделана В. Н. Татищевым исключительно с утилитарной точки зрения, так как в ней соединены вместе и науки, и искусства, и языки, и гадания с волшебством. Главное же в ней - польза или вред, которые они приносят. Рассуждая о силе и назначении науки, он затронул весьма интересную проблему конечности знания. Татищев пишет, что «век человека не равен и не известен, того ради и наука никогда совершенна быть не может. Помысли о себе, когда ты каждодневно с людьми обходишься и разговоры имеешь, то мню, что каждый день услышишь, чего не слыхал или слыхал, да в не том обстоятельстве и рассуждении, а особливо между людьми учеными; если же пойдешь к разным ремесленникам, то всегда у них увидишь новые обстоятельства; ... все оное есть невидимое учение и с пользой продолжается даже до смерти» [7, с. 78]. Таким образом, В. Н. Татищев приходит к выводу, о том, что процесс познания бесконечен. Можно утверждать, что он пропагандирует идею непрерывного образования, которая продолжает оставаться актуальной и в XXI веке.
В «Разговоре . » В. Н. Татищев предлагает план развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию - особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это предложение опередило время и было реализовано в России лишь в начале XIX в., когда было создано Министерство просвещения. Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых бы изучались языки народов, населяющих Российскую империю. Школы для изучения татарского языка он предлагал создать в Казани, Тобольске, Астрахани, Оренбурге: «. нуждно школы такие устроить, чтоб русские младенцы их языка, а их младенцы русской грамоте языка и Закона Божия учиться возможность имели, чрез то весьма удобно их всех вскоре в християнство и в благочестное житие привести и к домовному житию приучить» [7, с. 158]. Татищев подчеркивал, что набор в школы не должен был осуществляться по национальному признаку. Как мы видим, еще тогда в XVIII веке, ученый пытался воплотить в жизнь свою идею веротерпимости, или толерантности, как принято сейчас ее называть.
В «Духовной» В. Н. Татищев конкретизирует свои нравственные принципы относительно различных сфер жизнедеятельности человека - семьи, детей, жены, уважения и почитания старших, дружбы, долга, учения, службы государю. Семейные устои наряду с верой стоят у Татищева в первом ряду ценностей. Семья должна, по мнению его, держаться на таких «китах», как обязательное послушание и почитание родителей, семейная любовь, верность, взаимопомощь и взаимоуважение. В. Н. Татищев считал службу государю и государству первейшей задачей русского человека [ 9, с. 141].
Примечательно, что служба в его наследии преращается в служение. Идея служения «пользе Отечества» пронизывает представления Татищева. Педагогическую позицию Татищева характеризует верность идеалу служения. Идеал служения, выработанный средневековьем, восходящий к христианской системе ценностей, представлен в педагогике В. Н. Татищева в особой ипостаси. Служение является основой самоутверждения человека, однако просветитель меняет объект этого служения - не Бог, а Царь и неразрывно связанное с ним госу-
дарство. В «Духовной» Татищев, давая наставления сыну, учит, как служить Государю и Отечеству: «Верность храни и о пользе всей общей неусыпно прилежи, власть и честь государя до последней капли крови защищай», а «если случится на тебя гнев государев, не злобствуй на него, .и приемли с благодарением, яко от бога посланное наказание». «В службе государю и государству должен ты быть верен и прилежен во всяком положенном на тебя деле, так о пользе общей, как о своей собственной, прилежать и государю, яко от бога поставленной над тобою власти, честь и повиновение отдавать. И сие есть главное в твоей жизни [7, с. 62]. Программа патриотического воспитания Татищева предусматривает формирование и развитие таких социально значимых ценностей, как Родина, патриотизм, гражданственность, милосердие, уважение к ближнему, отвага, совесть, честность. Учитывая, что сегодня проявляется устойчивая тенденция к падению престижа военной и государственной службы, существенно возрастает потребность обращения к проблеме патриотизма в педагогическом наследии В. Н. Татищева.
Сегодня нам Татищев интересен как один из первых просветителей и проповедников идей гуманизма. Он выступал против строгих телесных наказаний, которые предусматривали уставы начала XVIII в. в России. Он полагал, что наказывать нужно «не столько битьем ... более стыдом ... яко стоя у двери ... или неколико часов излишне перед другими в школе удержать» [7, с. 241]. Как мы видим, Татищев не был сторонником жестких воспитательных мер. Следует отметить, что он призывал уважительно относиться к ученикам, как к людям, владеющим знанием: «ученикам пред прочими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, невзирая на чин отца его и лета» [7, с. 241]. Провозглашенный Татищевым принцип взаимного уважения, а не педагогического и родительского диктата был новым явлением, чуждым еще большинству учителей и родителей.
Оценивая педагогические идеи В. Н. Татищева, следует признать, что они оказали благотворное влияние на развитие русской педагогики и школы и не утратили своего значения сегодня. Педагогические взгляды В. Н. Татищева
имеют огромное значение для педагогики России XXI века, призывая к образованию, к воспитанию через учение: «Человек от начала жизни даже до преста-рения учиться нужду и пользу имеет» [7, с. 78]. Таким образом, педагогическое наследие В. Н. Татищева следует признать ценным и актуальным философско-образовательным источником, потенциал которого адекватен проблемам, решаемым исторической и современной Россией. Аксиологическая функция потенциала педагогических идей В. Н. Татищева заключается в его положительном влиянии на процесс нравственного становления личности, формирования ценностных ориентаций, отношений, установок, сознания и поведения молодых людей.
Библиографический список
1. Белкин А. С. История образования на Урале [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006.- 241 с.
2. Гончаров, С. З. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания [Текст] : / С. З. Гончаров // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России : материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18-19 апреля 2003. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. Л. А. Кленов. - Екатеринбург, 2003. - С. 286-301.
3. Начапкин, М. Н. Василий Никитич Татищев о науке и образовании [Текст] : / М. Н. Начапкин // Сб. Шестые татищевские чтения. - Екатеринбург, 2006. - 390 с.
4. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека [Текст] : / Н. Д. Никан-дров // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8.
5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : / В. А. Сласте-нин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. - 192 с.
6. Сутырина Т. А. «О пользе общей, как о своей собственной, прилежать...» В. Н. Татищев о воспитании гражданственности [Текст] : / Т. А. Сутырина // Сб. Шестые татищевские чтения. - Екатеринбург, 2006. - 390 с.
7. Татищев В. Н. Избранные произведения [Текст] : / В. Н. Татищев. - Л., 1979. - 464 с.
8. Фищукова, О. А. Формирование жизненных ценностей молодежи на основе изучения культуры родного края [Текст] : / О. А. Фищукова // Развитие личности в современных социально-экономических условиях России : материалы регион. науч.-практ. конф., Н. Тагил, янв. 2004 г. - Н. Тагил, 2004. - С. 73-77.
9. Чапаев, Н. К. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры [Текст] : монография / Н. К. Чапаев ; Рос. гос. проф.- пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. -196 с.
10. Шкабара, И. Е. Генезис парадигм воспитания в отечественной истории в VIII-XVII вв. [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Е. Шкабара. - Екатеринбург, 2007. - 46 с.
Bibliography
1. Belkin, A. S. The History of Education in the Ural [Text]: Methodological Manual / A. S. Belkin, T. A. Sutyrina; Ural State Pedagogical University. - Ekaterinburg, 2006. - 241 p.
2. Chapaev, N. K. Mining Schools as a Phenomenon of Russian Pedagogical Culture [Text]: Monograph / N. K. Chapaev; Russian State Professional Pedagogical University. - Ekaterinburg, 2008. - 196 p.
3. Fishchukova, O. A. The Formation of Youth Life Values on the Basis of Culture Studies of the Native Land [Text]: / O. A. Fishchukova // Personal Development in the Modern Social Eco-
nomical Conditions of Russia: Materials of the Regional Theoretical and Practical Conference, Nizhni Tagil, January 2004. - Nizhni Tagil, 2004. - P. 73-77.
4. Goncharov, S. Z. Axiological and Creation-Anthropological Bases of Upbringing [Text] / S. Z. Goncharov // Spirituality Upbringing: Value Bases of Modern Education in Russia: Materials of the All-Russian Theoretical and Practical Conference, Ekaterinburg, 18-19th April, 2003 / Russian State Professional Pedagogical University; Managing Editor L. A. Klenov. - Ekaterinburg, 2003. - P. 286-301.
5. Nachapkin, M. N. Vassily Nikitich Tatishchev about Science and Education [Text] / M. N. Nachapkin // Collection of the Sixth Tatischev's Readings. - Ekaterinburg, 2006. - 390 p.
6. Nikandrov, N. D. Spiritual Values and Personality Upbringing [Text] / N. D. Nikandrov // Pedagogics. - 1998. - № 4. - P. 3-8.
7. Shkabara, I. E. Genesis of the Paradigm of Upbringing in the Native History in VIII-XVII Centuries [Text] : Synopsis of Diss. ... Doctor of Ped. / I. E. Shkabara. - Ekaterinburg, 2007. -46 p.
8. Slastenin, V. A. Introduction to Pedagogical Axiology [Text] / V.A. Slastenin, G. I. Chiz-hakova. - Moscow: Academy, 2003. - 192 p.
9. Sutyrina, T. A. “Thinking About the Common Good as About Your Own.” V. N. Tatishchev about Citizenship Upbringing [Text] / T. A. Sutyrina // Collection of the Sixth Tatishchev's Readings. - Ekaterinburg, 2006. - 390 p.
10. Tatishchev, V. N. Selected Works [Text] / V. N. Tatischev. - Leningrad, 1979. - 464 p.