Научная статья на тему 'К 330-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА'

К 330-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Н. Татищев / философско-педагогические воззрения / горнозаводские школы / профессионально-техническое образование / требования к учителю / V.N. Tatishchev / philosophical and pedagogical views / mining and metallurgical schools / vocational education / requirements to the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Лариса Владимировна

В клад государственного деятеля, начальника уральских казенных заводов, историка и организатора горнозаводских школ на Урале Василия Никитича Татищева (1686–1750) до сих пор сохраняет высокую значимость и актуальность для исследователей теории и методики профессионального образования, а философско-педагогические воззрения В. Татищева отражают его представления о созидательной роли просвещения и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BY THE 330th BIRTHDAY ANNIVERSARY OF BASIL TATISHCHEV

Contribution of Basil Nikitich Tatishchev (1686-1750), the great statesman, the chief of the Ural state factories, historian and organizer of mining and metallurgical schools in the Urals, still retains high importance and relevance to the theory and methodology of professional education. And Tatishchev’s philosophical and pedagogical views reflect his creative ideas about the role of education and science.

Текст научной работы на тему «К 330-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА»

11АМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Л. В. Смирнова

К 330-летию СО дня РОЖДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ТАТИЩЕВА

УДК 37:929Татищев В.Н. ББК 74.03

Вклад государственного деятеля, начальника уральских казенных заводов, историка и организатора горнозаводских школ на Урале Василия Никитича Татищева (1686—1750) до сих пор сохраняет высокую значимость и актуальность для исследователей теории и методики профессионального образования, а философско-педагогические воззрения В. Татищева отражают его представления о созидательной роли просвещения и науки.

Ключевые слова: В. Н. Татищев, философско-педагогические воззрения, горнозаводские школы, профессионально-техническое образование, требования к учителю.

Ь.У. Smirnova

By THE 330th BIRTHDAY ANNIVERSARY OF

BASIL TATISHCHEV

Contribution of Basil Nikitich Tatishchev (1686-1750), the great statesman, the chief of the Ural state factories, historian and organizer of mining and metallurgical schools in the Urals, still retains high importance and relevance to the theory and methodology of professional education. And Tatishchev's philosophical and pedagogical views reflect his creative ideas about the role of education and science.

Key words: V.N. Tatishchev, philosophical and pedagogical views, mining and metallurgical schools, vocational education, requirements to the teacher.

Василий Никитич Татищев ро- но родовитой дворянской семье — да-дился 19 (29) апреля 1686 г. в лекие предки Татищева происходили селе Болдино Дмитровского уезда от Рюриковичей. В возрасте семи Московской губернии в небогатой, лет вместе со своим старшим бра-

том Иваном он был взят на службу стольником при дворе царя Ивана Алексеевича (до смерти царя в 1696 г.). Затем учился в Московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Якова Брюса. В ходе Северной войны (1700—1721) В. Н. Татищев участвовал во взятии Нарвы в 1704 г., Полтавской баталии 1709 г., был ранен. В 1712-1716 гг. Василий Никитич совершенствовал свое образование за границей: обучался математике, инженерному и артиллерийскому делу, а также изучал языки (блестяще владел десятью языками: свободно читал и разговаривал на французском, немецком, английском, шведском и польском, знал несколько тюркских языков, церковнославянский и греческий),со-бирал библиотеку, ставшую одной из лучших частных библиотек в России в то время, осваивал новейшие философские труды, которые сформировали у него стремление к критическому осмыслению событий прошлого. Вернувшись в Россию, Татищев был определен Петром Великим «к землемерию всего государства и сочинению

обстоятельной российской географии 1

с ландкартами» .

В 1720-1723 гг. В. Н. Татищев управлял горными заводами на Урале. По его инициативе был построен Екатеринбургский завод, давший начало городу. Организацию горного дела, управление заводами он сочетал с изучением истории края, населявших его народов, их быта, нравов и

обычаев. Татищев собирал исторические документы, закладывая основы методики исторических исследований, источниковедения и археографии.

В 1724-1726 гг. Татищев направлен в командировку в Швецию для изучения финансов и экономики. За границей он общается с лучшими европейскими учеными, покупает книги, работает в шведских архивах, собирая материалы по русской истории. В эти годы был опубликован его первый научный труд с описанием костяка мамонта, найденного в Сибири. В последующие годы Татищев руководил Монетной конторой, разработав рекомендации для правительства по стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный деятель, начальник уральских казенных заводов и организатор горнозаводских школ, философ, историк (создатель первой «Истории Российской»), составитель первого русского энциклопедического словаря В. Н. Татищев внес большой вклад и в развитие отечественного образования и педагогической мысли.

Система философско-педагогичес-ких воззрений В. Н. Татищева представлена в трактате «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», созданном в 1733 г. и опубликованном уже после смерти автора в 1787 г. Трактат написан в форме 119 вопросов и ответов. Под номером 120 В. Н. Татищев поместил призыв к читателю внимательно «выслушать разговор» и извлечь из него пользу.

1 Президентская библиотека им Б. Н. Ельцина http://www.prlib.ru/History/Pages/Item. aspx?itemid=515

Основное содержание трактата составляет обоснование и утверждение постулата о созидательной роли просвещения и науки. Высшей и истинной ценностью («увеселением») для каждого гражданина и для общества В. Н. Татищев считал «разум и способность к приобретению добра», которые, по его мнению, без научения, без привычки или искусства приобретены быть не могут: чтобы человек «разумен был, надобно ему прежде учиться».1

Главное назначение наук и образования В. Н. Татищев видел в том, «чтоб человек мог себя познать».2 С помощью науки и искусства разумный человек, по В. Н. Татищеву, «удобнейшую понятность, твердейшую память, острый смысл и беспогрешное суждение приобретает»3.

Разделяя все науки на: «1) нужные, 2) полезные, 3) щегольские или увеселяющие, 4) любопытные или тщетные, 5) вредительные» — В. Н. Татищев к первым (нужным) относил знание языка, домостроение, вра-чевство или медицину, нравоучение, законоучение, «обучаться оружием себя оборонять», логику; ко вторым (полезным) — письмо, грамматику, «инородные» языки, арифметику, геометрию, механику, архитектуру, физику, астрономию, историю, географию. Подобным же образом В. Н. Татищев описывает перечень наук, отнесенных им к числу щегольских, любопытных и вредительных.

1 См.: Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XYШ века. М., 1985. С. 69-70.

2 См.: там же. С.70.

3 См.: там же. С.74.

4 См.: Глухов А. Во главе рода просветителей // Университетская книга. 2000. №2. С. 35; Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России (IX -XX вв.). М., 2001. С. 33

В. Н. Татищев не предлагает установления единого для всех содержания образования: по его мнению, нужные науки в том или ином объеме должен освоить каждый грамотный человек, тогда как полезные, щегольские и любопытные должны изучать те, кому они пригодятся в профессиональной деятельности. Так, «историкам и политикам география, философам математика нужны, но духовным до оных дела нет. И паки врачам анатомия, химия и ботаника суть нужные; но богословам, политикам и историкам ни мало не нужно».

Для распространения грамотности В. Н. Татищев предлагает «по всем губерниям, провинциям и городам учредить» училища, при этом он считает необходимым ввести следующие правила:

— шляхетство необходимо обучать отдельно от простонародья;

— учителя к обучению и воспитанию должны быть способны, причем всячески должны учителя «от подаяния соблазна безопасны» быть;

— училище надлежит в полной мере обеспечить всеми необходимыми для обучения инструментами и книгами (заслуживает внимания тот факт, что библиоман В. Н. Татищев, уезжая из Екатеринбурга, подарил уральским горнозаводским школам все свое книжное собрание (более 1000 томов), а вскоре отправил из Самары еще 170 книг4);

— руководство работой училищ поручить тем, кто проявляет «довольное искусство в науках, а наипаче рев-

1

ностное радение» .

Система образовательных учреждений для дворянских детей, по В. Н. Татищеву, должна складываться из начальных школ («малых училищ»), а также учебных заведений, дающих среднее и высшее образование.

Во всех губерниях и городах России он предлагал учредить от 120 до 200 мужских и женских начальных учебных заведений, в которых должны были обучаться 12 000 де-тей2. Среднее и высшее образование дворянские дети, по замыслу В.Н. Татищева, могли бы получать в шляхетских корпусах, которые следовало открыть во всех губернских центрах. Следует отметить, что, с точки зрения Татищева, надо учить детей крестьян как мальчиков, так и девочек: до 10 лет — чтению и письму, а от 10 до 15 лет - различным ремеслам.

Важное значение В. Н. Татищев придавал религиозно-нравственному воспитанию детей. В «Духовной моему сыну» он рекомендует ему, помимо освоения совокупности светских знаний, читать православные религиозные и нравоучительные книги, а также знакомиться с другими религиозными учениями, чтобы уметь им противостоять.

В. Н. Татищев был одним из первых организаторов горнозаводских школ и теоретиков профессионально-технического образования. Разработанные им дидактические указания о работе школ, сочетающих общеобразовательную и профессиональную подготовку управленческого и технического персонала для развивающейся отечественной промышленности, представлены в «Наказе уктусскому комиссару Бурцову», «Заводском уставе» и особенно в одном из самых значительных и оригинальных педагогических произведений первой половины XVIII века — инструкции о порядке преподавания в школах при казенных заводах Урала, известной под названием «Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать». Эти документы дают возможность с полным основанием назвать В. Н. Татищева одним из первых дидактов и методистов первоначального общего и профессионального обучения.

В период первого пребывания в должности начальника уральских казенных заводов (1720—1723) В. Н. Татищев издает ряд нормативных актов, регламентирующих работу горнозаводских школ.

Так, в феврале 1721 г. в седьмой главе наказа комиссару Уктусского и Алапаевского заводов Т. М. Бурцеву

1 См.: Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XYШ века. М., 1985. С. 79-80.

2 См.: Смирнов А. В. Русская школа и педагогическая мысль во второй четверти XYШ в. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. М., 1973. С. 53.

он указывает на необходимость организации обучения в школах при горных заводах, «дабы здешние простой и упрямый народ хотя мало во обы-чиях читанием книг переменить и во услуги его величества способнейших учинить, заводы же довольством письмоумеющих в лутшее состояние и размножение произвести».

Предполагаемая В. Н. Татищевым система заводских школ включала 4 основных типа:

— начальную (словесную) школу, которая имела целью научить учеников первоначальной грамоте, т. е. чтению, письму, пению;

— арифметическую школу, где преподавались арифметика, геометрия, тригонометрия, черчение, теоретические начала горнозаводского дела;

— немецкую школу, где изучение немецкого языка использовалось для выполнения учащимися переводов, изучения учебных предметов, близких к технике, таких, как физика и механика;

— латинскую школу для детей высшего технического персонала (преимущественно иностранцев), а также детей высшего духовенства в Екатеринбурге; здесь изучали латинский язык, учились делать переводы.

В сентябре 1721 года в направленной В. Н. Татищевым Инструкции учителю Кунгурской школы Д. Одинцову сформулирована программа организации школы и воспитания школьников, а в октябре 1723 г. в наказе комиссару Екатеринбургского завода Ф. Неклюдову излагается инструкция о содержании школ и учении детей. Ряд глав, устанавливающих порядок управления школами и орга-

низации учебного процесса, меры поощрения и наказания учеников, содержатся в заводском и горном уставах.

В 1736 г. В. Н. Татищев разработал подробную инструкцию «Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать», в которой были сформулированы основные требования к содержанию и организации обучения, определены механизмы обеспечения связи общеобразовательной подготовки с профессиональной, обоснована необходимость объединения теоретического обучения с практической деятельностью в сфере материального производства, установлен режим учебных занятий, выработаны требования к поведению учащихся в организации воспитательных работ.

Успех в реализации образовательной политики, по мнению В. Н. Татищева, во многом обусловлен личностью учителя и его способностью учить и воспитывать детей:

1. Принадлежность к истинной вере, чтобы были «благонравия правил научены, не ханжи, лицемеры и суевер-цы, но добраго рассуждения»; возраст не менее 50 лет; если монахов в этом возрасте не найдется, то можно брать в учителя и «мирских, имущих жен».

2. «Офицеры суть главные учители», но поскольку русских офицеров мало, можно привлекать женатых и немолодых иностранцев; при этом должно быть в составе учителей не менее половины русских, таких, которые хотя склонность к наукам имеют».

3. Необходимо, чтобы каждый учитель «в своей науке не токмо довольно сам учен, но и к показанию достаточные способности имел; ибо

не всякой ученый к научению других способен, особливо люди свирепого и предерзкого нрава к научению младенцев не способны».

4. «Нужно таких учителей из русских приуготовлять, чтоб не всегда иностранных с великим убытком выписывать, то можно из гимназий

подлых, взяв в каждую науку человека по два, в помочь иностранцам определить».

Также о личностных и профессиональных качествах учителя В. Н. Татищев писал и в инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»:

— качества духовно-нравственные: кротость, добродетель, трудолюбие, прилежание к труду, благоразумие, трезвость, честность как правдивость и «некрадливость»;

— знания, умения, качества профессионального характера: способность учить читать, писать и т. д.; умение наставлять, показывать пример,

1

1. Глухов, А. Во главе рода просветителей // Университетская книга. — 2000.

- № 2. - С. 35-42; Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России (IX -XX вв.). - М. : Либерея, 2001. - 80 с.

2. Смирнов, А. В. Русская школа и педагогическая мысль во второй четверти XVIII в. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. (первая половина XIX в.) - М. : Педагогика, 1973. - 599 с.

3. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Часть II. История отечественного образования и педагогики : учебное пособие / В. И. Смирнов. - Н. Тагил : НТГСПА, 2012.

- 421 с.

4. Смирнов, В. И., Смирнова Л. В. Становление системы образования и подготовки учителей в России ( X- начало ХХ веков) : монография с приложением документов и суждений современников об учителе / Смирнов В. И., Смирнова Л. В.

- Н. Тагил : НТГСПА, 2010. - 304 с.

надзирать, проявляя твердость.

Историко-педагогическое значение трудов В. Н. Татищева трудно переоценить: с учетом его идей и педагогических рекомендаций строилась в XIX веке отечественная история и практика общего и профессионального образования.

Список литературы

5. Татищев, В. Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XVIII века. - М.: Педагогика. 1985. - 480 с.

6. Татищев, В. Н. Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать // Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика. 1985. - 480 с.

7. Президентская библиотека им Б. Н. Ельцина http://www.prlib.ru/History/ Pages/Item.aspx?itemid=515

8. Татищев, В. Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах / В. Н. Татищев // Татищев В. Н. Избранные произведения. - Москва : Наука. 1979. - 464 с.

9. Василш Никитичъ Татищевъ. Духовная моему сыну. - СПб. : Издате И. Глазунова, 1896. - II, 84 с. - (Русская классная библютека, издаваемая подъ ре-дакщею А. Н. Чудинова. Пособ1е при изученш русской литературы. Выпускъ

XXII-й).

1 См.: Татищев В. Н. Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.