Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРЦИАНА КАПЕЛЛЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРЦИАНА КАПЕЛЛЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРЦИАН КАПЕЛЛА / АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арсеньев В.И.

в статье исследуются педагогические идеи Марциана Капеллы - основоположника системы «семи свободных искусств». В аллегорическом сюжете двух первых книг его педагогического трактата заключается авторское видение нескольких путей познания. Он избирает «срединный путь», связанный с филологией и постижением тайн “горнего мира”. Метод, который он использует, - беспрестанный труд, понимаемый как размышление и написание книг. Педагогическая система Марциана Капеллы базируется на нескольких принципах: всеобщности обучения (его доступности как для юношей, так и девушек), основательности и легкости обучения, которое носит воспитывающий характер. Обучение направлено на воспитание 4 добродетелей: 1) предусмотрительность; 2) справедливость; 3) умеренность нравов; 4) сила (стойкость). В целом, педагогические идеи Марциана Капеллы более чем на тысячу лет опережают многие новации мыслителей Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL IDEAS OF MARCIAN CAPELLA AND THEIR HISTORICAL SIGNIFICANCE

the article explores the pedagogical ideas of Marcian Capella - the author of the system of “seven liberal arts”. The allegorical plot of the first two books of "Marriage" contains the author's vision of several ways of cognition. He chooses the "middle way", connected with philology and comprehension of the mysteries of the "upper world". The method he uses is incessant work, understood as thinking and writing books. The pedagogical system of Marcian Capella is based on several principles: universality of education (its accessibility for both boys and girls), thoroughness and ease of learning, which is educative in nature. The training is aimed at the education of 4 virtues: 1) foresight; 2) justice; 3) moderation of morals; 4) strength (fortitude). In general, the pedagogical ideas of Marcian Capella are more than a thousand years ahead of many innovations of Modern thinkers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРЦИАНА КАПЕЛЛЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРЦИАНА КАПЕЛЛЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Арсеньев В.И. Email: Arseniev6122@scientifictext.ru

Арсеньев Василий Иванович - аспирант, направление подготовки: исторические науки и археология, профиль: всеобщая история (соответствующего периода), Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье исследуются педагогические идеи Марциана Капеллы -основоположника системы «семи свободных искусств».

В аллегорическом сюжете двух первых книг его педагогического трактата заключается авторское видение нескольких путей познания. Он избирает «срединный путь», связанный с филологией и постижением тайн "горнего мира". Метод, который он использует, - беспрестанный труд, понимаемый как размышление и написание книг.

Педагогическая система Марциана Капеллы базируется на нескольких принципах: всеобщности обучения (его доступности как для юношей, так и девушек), основательности и легкости обучения, которое носит воспитывающий характер. Обучение направлено на воспитание 4 добродетелей: 1) предусмотрительность; 2) справедливость; 3) умеренность нравов; 4) сила (стойкость).

В целом, педагогические идеи Марциана Капеллы более чем на тысячу лет опережают многие новации мыслителей Нового времени.

Ключевые слова: Марциан Капелла, античная культура, образование, педагогические идеи.

THE PEDAGOGICAL IDEAS OF MARCIAN CAPELLA AND THEIR HISTORICAL SIGNIFICANCE Arseniev V.I.

Arseniev Vasiliy Ivanovich - post-graduate Student, FIELD OF STUDY: HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY,

PROFILE: GENERAL HISTORY (CORRESPONDING PERIOD), KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article explores the pedagogical ideas of Marcian Capella - the author of the system of "seven liberal arts".

The allegorical plot of the first two books of "Marriage" contains the author's vision of several ways of cognition. He chooses the "middle way", connected with philology and comprehension of the mysteries of the "upper world". The method he uses is incessant work, understood as thinking and writing books.

The pedagogical system of Marcian Capella is based on several principles: universality of education (its accessibility for both boys and girls), thoroughness and ease of learning, which is educative in nature. The training is aimed at the education of 4 virtues: 1) foresight; 2) justice; 3) moderation of morals; 4) strength (fortitude).

In general, the pedagogical ideas of Marcian Capella are more than a thousand years ahead of many innovations of Modern thinkers.

Keywords: Marcian Capella, ancient culture, education, pedagogical ideas.

УДК 94

Из общего анализа сочинения Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» можно сделать вывод, что, будучи уже в преклонных летах, он задумал оставить поучение для своего юного сына. Для этого он суммировал всё то, что прочитал за свою жизнь в разных книгах, и представил в несколько переработанном и сжатом виде. В результате получилась своего рода энциклопедия античного знания.

Таким образом, для Марциана Капеллы главная цель - это просвещение.

Первые две книги трактата представляют собой аллегорический рассказ, который сам автор называет "мифом" и "вымыслом" [3, с. 98]. Сюжет разворачивается вокруг женитьбы бога Меркурия (греческий Гермес, вестник богов, покровитель знаний) на смертной девушке по имени Филология (с греч. 'любовь к слову').

Прежде чем посвататься к ней Меркурий хотел жениться на Премудрости (Минерва, Афина Паллада), Мантике (Гадание) и Психее (Душа, "пленница Купидона" - видимо, ее чувственная ипостась). Но отверг все эти варианты.

В этой аллегории, на наш взгляд, заключается видение автором нескольких путей познания. В конце концов, Меркурий избирает некий срединный путь, связанный с Филологией и предполагающий наличие трех ключевых ценностей: Согласие, Вера и Стыдливость [3, с. 88].

В образе Филологии нашел отражение идеал образования - совершенный человек, достойный обожествления. Ей дается такая характеристика: "та, кто неусыпным трудом проникает в заветные тайны, подвизаясь в науках", а еще - "мыслью устремлена в высь занебесную".

Таким образом, цель образования по М. Капелле - постижение тайн «горнего мира». А метод, который он использует - беспрестанный труд, понимаемый как размышление и написание книг.

Аллегорическое значение Марциан Капелла придает окружению Филологии. Ее мать - Фроненсис (рассудительность), ее спутница Периэргия (любопытство), и служанки: Агрипния (неусыпность) и Эпимелия (забота). Тем самым он дает понять, что без рассуждения, сопровождаемого любопытством и ночными бдениями над книгами, невозможно постичь истину. Кроме того, в сцене вознесения Филологии на небо упоминаются Лабор (труд) и Амур (любовь).

В той же сцене мы видим, что перед паланкином, на котором Филология поднимается на небо, шествуют музы. А позади нее - спутница Периэргия, которая "с любопытством всё исследует и обо всем расспрашивает". Тем самым, автор намекает на то, что всякого, кто стремится к познанию истины, посещает вдохновение как помощь, посланная свыше.

В целом, педагогическая система Марциана Капеллы базируется на следующих принципах.

Во-первых, всеобщность (среди спутников Филологии были не только юноши, но и девушки, и автор дает такой комментарий: "дабы оба пола смогли взойти на небо вместе с ней").

Во-вторых, легкость обучения (краткость, ясность, правдоподобие - книга «О диалектике»).

В-третьих, смешанный характер обучения (стихи и проза, вымысел и реальность).

В-четвертых, основательность (обучение основам, главным идеям дисциплин).

В-пятых, воспитывающее обучение. В тексте несколько раз упоминается Пайдейя (с греч. 'воспитание'), которая названа "сестрой Философии". Таким образом, автор признает воспитывающее значение философии, а также Арифметики. Вместе с тем еще в книге 1 М. Капелла пишет о душе, которая "прежде была совершенно неотесанной и вела звериный образ жизни, получила от Филологии столь тщательное воспитание, что вся прелесть и красота ее могли быть приписаны урокам этой девы".

Философия для М. Капеллы - это филология (размышление и написание книг), а не диалектика (искусство спора).

Обучение направлено на воспитание четырех добродетелей, представление о которых восходит к Платону: 1) предусмотрительность (внимательность и осторожность); 2) справедливость; 3) умеренность нравов (воздержность); 4) сила (стойкость).

Помимо вышеназванных педагогических идей (принципов), достойно упоминание также очевидное сочетание дисциплины и непринужденности, которое в своем сочинении выражает Марциан Капелла.

О необходимости дисциплины, то есть наказаний, свидетельствует упоминание в книге «О грамматике» ферулы, - растения, из которого изготавливались розги, как и характеристика этой науки: "...заставляла своих подопечных до изнеможения упражняться во всех видах своего искусства" [3, с. 100].

Однако не меньшее значение М. Капелла придает и легкости, непринужденности в процессе обучения. Он начинает свою книгу с мифа (вымысла), а сатирические отступления от нити повествования он рассматривает как своего рода педагогический прием: "Неужели мне отказаться от всякой выдумки, чтобы никакая примесь милой шутки не могла развеять скуку слушателей?" [3, с. 295].

Эти педагогические идеи и принципы в Средние века оказались практически невостребованными. Однако в эпоху Реформации и Нового времени их открыли заново и переосмыслили.

Так, Мартин Лютер выступал за школьное образование для всех, и не только мальчиков, но и девочек - принцип всеобщности обучения [2]. А Ян Коменский, которого называют «основоположником педагогики Нового времени», в своей «Великой дидактике», по сути, возвращается к идеям Марциана Капеллы, говоря о необходимости всеобщности, легкости, основательности обучения, которое носит воспитывающий характер [1].

В целом, педагогические идеи Марциана Капеллы более чем на тысячу лет опережают многие новации, приписываемые Мартину Лютеру, Яну Коменскому и прочим мыслителям Нового времени.

Список литературы /References

1. Коменский Я.А. Великая Дидактика. М.: Государственное Учебно-педагогическое

издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.

2. Лютер М. Избранные произведения. СПб: издательство «Андреев и согласие»,

1994. 432 с.

3. Капелла Марциан. Бракосочетание Филологии и Меркурия / пер. Ю. А. Шахова.

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф, 2019. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.