Научная статья на тему 'Системы классификации в монастырских библиотеках средневековой Европы'

Системы классификации в монастырских библиотеках средневековой Европы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК / БИБЛИОТЕКИ МОНАСТЫРСКИЕ / МЕДИЕВИСТИКА / SCIENTIFIC CLASSIFICATION / LIBRARY CLASSIFICATION / EUROPEAN CLASSIFICATION OF SCIENCES / LIBRARY / MONASTERY / MEDIEVAL STUDIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанова Н.А.

Исследование структуры и методологических основ классификационных схем базируется на анализе трудов Марциана Капеллы, Боэция, Алкуина, Кассиодора, Исидора Севильского, Гуго Сент-Викторского и Винсента из Бове. Особое внимание уделено схемам классификации литературы в фондах библиотек монашеских орденов (бенедиктинцев, доминиканцев и августинцев). Результаты исследования дополнят теорию и историю изучения каталогов и систематизации литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION SYSTEMS IN MONASTIC LIBRARIES OF MEDIEVAL EUROPE

The study of the structure and methodological foundations of classification schemes is based on the analysis of the works of Marcian Capella, Boethius, Alcuin, Cassiodorus, Isidore of Seville, Hugo of St. Victor and Vincent of Beauvais. Special attention is paid to the classification schemes of literature in the collections of libraries of monastic orders (Benedictines, Dominicans and Augustinians). The results of the study complement the theory and history of the study of catalogues and systematization of literature.

Текст научной работы на тему «Системы классификации в монастырских библиотеках средневековой Европы»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. СТЕПАНОВА Н.А. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ В МОНАСТЫРСКИХ

БИБЛИОТЕКАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Исследование структуры и методологических основ классификационных схем базируется на анализе трудов Марциана Капеллы, Боэция, Алкуина, Кассиодора, Исидора Севильского, Гуго Сент-Викторского и Винсента из Бове. Особое внимание уделено схемам классификации литературы в фондах библиотек монашеских орденов (бенедиктинцев, доминиканцев и августинцев). Результаты исследования дополнят теорию и историю изучения каталогов и систематизации литературы.

Ключевые слова: научные классификации, библиотечные классификации, европейские классификации наук, библиотеки монастырские, медиевистика. N. A. Stepanova

CLASSIFICATION SYSTEMS IN MONASTIC LIBRARIES OF MEDIEVAL EUROPE

The study of the structure and methodological foundations of classification schemes is based on the analysis of the works of Marcian Capella, Boethius, Alcuin, Cassiodorus, Isidore of Seville, Hugo of St. Victor and Vincent of Beauvais. Special attention is paid to the classification schemes of literature in the collections of libraries of monastic orders (Benedictines, Dominicans and Augustinians). The results of the study complement the theory and history of the study of catalogues and systematization of literature. Key words: scientific classification, library classification, European classification of Sciences, library, monastery, medieval studies.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. СТЕПАНОВА Н.А. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ В МОНАСТЫРСКИХ БИБЛИОТЕКАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Исторический период с кон. V по XIV в. принято называть Средневековьем. В рамках статьи мы исследуем особенности развития и применения в библиотеках систем классификации наук в указанный период. На смену античным представлениям о науке приходят нормы христианства, источником которого является Новый Завет.

Принцип рациональности становится ведущим не только в теологии, но и в средневековой европейской науке. Исследователи отмечают черты, характерные для научных воззрений эпохи Средневековья: продолжение традиций античности (выражалось склонностью к умозрительному теоретизированию), стремление к систематизации и классификации знаний, компиляция трудов античных авторов.

Как было отмечено выше, среди традиций средневековой науки были и попытки систематизации знаний. Остановимся на наиболее известных системах классификаций наук.

Одним из первых латинских авторов-энциклопедистов, который обобщил наследие античных философов и свод знаний, преподаваемых в церковных школах («семь свободных искусств»), был Марциан Капелла (ок. 284 - 330). В своем труде «О бракосочетании Меркурия и Филологии» в девяти книгах Капелла изложил систему наук в форме аллегории о любви Меркурия к Филологии. В книгах III-IX приводятся энциклопедические сведения по разным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Порядок расположения данных наук связан с античными принципами деления научных дисциплин, предложенных в период с нач. VII - сер. IV вв. до н. э. в трудах пифагорейцев и софистов (тривиум: грамматика, диалектика (логика) и риторика; квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка) (1).

Самое знаменитое произведение философа Аниция Манлия Торкватпа Северина Боэция (ок. 480 - 525) - «Утешение философией» (Consolatio philosophiae) - первый в истории латиноязычной литературы систематический труд по светским наукам, философии и христианской теологии. Опираясь на труды Платона и Аристотеля, Боэций выделяет виды философии: теоретическую (speculativa) и практическую (activa). Подвидами практической философии являются этика, политика и экономика (2).

Главный труд средневекового учёного св. Исидора Севильского (ок. 560—636) «Этимологии, или Начала в 20 книгах» - это энциклопедия, в которой с точки зрения христианства трактуются

материальные объекты и явления, причём их сущность объясняется через этимологию их названий. «Этимологии» остались незаконченными. Первым редактором этой книги был Браулон - ученик и последователь св. Исидора, которому принадлежит идея разделения труда на 20 книг. Из них книги I -VIII - образовательные, выстроены по ступеням восхождения ума к Богу: I - III посвящены семи свободным искусствам, IV - V - «второй философии», VI - VIII - теологии, остальные книги имеют вид энциклопедии.

Английскому ученому VIII в. Алкуину принадлежит ряд сочинений о начальном преподавании философии, математики, риторики и грамматики, которые являются частично компиляциями из Боэция и св. Исидора. Порядок расположения наук, в общих чертах повторяет схему Марциана Капеллы, с той разницей, что Алкуин добавляет астрологию и меняет место изучения предметов (4).

Таким образом, схемы научных классификаций Средневековья опирались, чаще всего, на принципы античных философов, в тоже время, религиозный постулат приоритета теологического знания

начинает активно использоваться отцами Церкви при выстраивании порядка наук.

***

Примеры использования библиотечных классификаций мы находим в каталогах и описях монастырских библиотек средневековой Европы. Первые библиотеки появляются приблизительно в V - VI вв., а в IX - X вв. становятся центрами книжной культуры.

Одним из первых монастырей Европы был Виварий («Приют мысли»), основанный Кассиодором Сенатором (487 - 578). Кассиодор является автором первого пособия по формированию библиотечных фондов и управлению библиотекой. Кассиодор впервые предложил разделить «семь свободных искусств» Марциана Капеллы на две группы - тривиум и квадривиум, изменив порядок их изучения и подчинив математические дисциплины единой науке «Математике»: искусства словесные: грамматика, риторика, логика; дисциплины или науки реальные: математика (арифметика, геометрия, музыка, астрономия) (5).

Библиотека Вивария была скорее исключением из правила на фоне монастырских библиотек Европы раннего средневековья. Чаще всего фонд монастырских библиотек размещался в одном сундуке и шкафу; размещение книг в монастырских библиотеках отличалось от системы «семи свободных искусств», так как тематика литературы выходила за рамки перечисленных наук; тематика фонда носила исключительно религиозный характер (Св. Писание, жития святых, сочинения отцов Церкви, литургическая литература); редко встречались книги античных авторов (труды Аристотеля, Платона, Порфирия, Сенеки и Цицерона). Церковная цензура строго следила за составом фонда: в 325 г. был принят первый «Список запрещенных книг» («Индекс...» - «Index librorum prohibitorum») -юридический документ, в котором были зафиксированы еретические книги; в 1559 г. подобный список был впервые опубликован (5).

Библиотеки монашеских орденов получили распространение в Европе в средневековый период. Одним из первых появился орден бенедиктинцев. Его основатель, св. Бенедикт Нурсийский, в своем наставлении монахам писал об обязательном чтении Св. Писания и трудов отцов Церкви в установленное время дня.

Библиотеки монашеских орденов часто обращались к научному сообществу с просьбой составления схем классификаций для нужд своих библиотек. Классификации Боэция и св. Исидора Севильского использовались бенедиктинцами посредством изучения трудов Кассиодора, августинцы использовали схему Гуго Сент-Викторского, а доминиканцы применяли классификацию Винсента из Бове (8).

Библиотеки бенедиктинцев, в основном, использовали систему расположения литературы св. Исидора Севильского, которая была разделена на четырнадцать разделов, а принципом деления материалов был авторитет авторов: Ориген; Иларий; Амвросий; Августин; Иероним; Иоанн Златоуст; Киприан; Пруденций; Авит, Ювенал, Целий Седулий; Евсевий, Павел Орозий; Григорий; Леандр Севильский; Феодосий, Павел, Гай Валерий Катулл; Косма, Дамиан, Гиппократ и Гален (8).

Августинец монастыря Святого Виктора в Париже Гуго Сент-Викторский в 1115 г. создал схему классификации «Дидаскалии», в которой он обосновал, что философия и знания - это путь к возрождению человека. Гуго разделил знания на четыре категории, заявив, что философия

подразделяется на теоретические, практические, механические и логические дисциплины. Каждая категория была разбита следующим образом: теоретические: арифметика, музыка, геометрия, астрономия; практические: философия, этика, экономика и политика; механика: прикладные науки, вооружение, коммерция, земледелие, звероловство, медицина, и театр; логика: грамматика, диалектика и риторика (8).

Монастырь Св. Доминика в Болонье был утвержден в 1216 г., а сами доминиканцы были самым ранним католическим орденом и следовали Уставу св. Августина (наиболее употребительный монастырский устав).

Винсент из Бове (ок. 1190 - 1264 гг.) присоединился к доминиканцам в Париже в 1218 г. и прожил всю оставшуюся жизнь в качестве доминиканского монаха в монастыре в Бове. Он предпринял систематическое и всестороннее изучение всех отраслей человеческого знания и изложил свои мысли в работе «Большее зеркало» (ок.1259 г.), где материальный мир представлен в категориях: наука: язык, грамматика, логика (диалектика); этика: экономика, политика, право; механика: искусство, сельское хозяйство, медицина (8).

Отдельно выделены философия, математика, включая метафизику и богословие. Труд содержит глоссарий приблизительно из 2300 грамматических терминов.

Дальнейшая судьба библиотек монашеских орденов трагична: нападения викингов IX - X вв. уничтожили монастырские библиотеки в Ирландии; из тридцати библиотек Шотландии не сохранилось ни одной.

В течение всего исследуемого периода проблемы классификации наук и литературы занимали умы как светских, так и церковных деятелей. Наибольший интерес представляет поиск новых принципов классификации знания в условиях религиозной системы образования. В период раннего средневековья происходит четкое разделение комплекса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум: им противопоставляется совокупность наук о природе (медицина, право, этика и физика); в особую группу выделяют механические или «полезные» искусства; высшую ступень занимает теология. Основным принципом данной классификации является схоластический, т.е. соответствие направлению средневекового образования от подготовительного до теологического.

В позднем средневековье энциклопедические классификации разделяются на две группы. Одна придерживается традиционного деления явлений природы по библейским дням творения (схема Винсента из Бове); другая пытается логически обосновать классификацию знаний в контексте влияния Аристотеля (деление философии на теоретическую и практическую - Гуго Сент-Викторский).

Немаловажным является и теоретическое обоснование вопросов организации фондов церковных и учебных библиотек, что доказывает их роль в сохранении и трансляции знания. Библиотечные классификации, в отличие от научных (энциклопедических), носят ещё более непоследовательный характер: среди медицинских книг попадаются теологические сочинения, в комплекс грамматических наук включаются все произведения античных писателей и т.п. Чаще всего используется авторский и тематический принципы расстановки фонда, которые в точности воспроизводится в каталогах и инвентарных описях для облегчения поиска книги.

В целом, для схем расположения наук Средневековья характерно отражение церковной парадигмы знания, в то же время отсутствие системности и логичности построения делений не позволяет говорить о сложившейся системе классификации знания в современном понимании.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Степанова Н.А. Античные классификации наук: общая характеристика / Н.А. Степанова // Культурная жизнь юга России. - 2017. - № 3. - С. 70-73.

2. Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Боэций ; пер. Т.Ю. Бородай и др. - М. : Наука, 1990. - 414 с.

3. Исидор Севильский. Этимологии или Начала : в 20 кн. / пер. с лат. Л.А. Харитонова. - СПб. : Евразия, 2006. - 352 с. : ил.

4. Алкуин. Разговор об истинной философии. Энхиридион, или О грамматике. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком. Письма к Карлу Великому. О святителях и святых церкви Йоркской // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. - М., 1994. - Т. I. - С. 302-314.

5. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек : монография / Б.Ф. Володин. - СПб. : Профессия, 2004.

- 432 с.

6. Christ K. The handbook of medieval library history / Karl Christ. - Metuchen, N.J. : Scarecrow Press, 1984.

- 492 p.

7. Morelli G. The evolution of the role the cataloguer: past, present, and future / Giulia Morelli. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/38443/Morelli_Thesis.pdf?sequence=1. - Загл. с экрана.

8. Guthrie L. Monastic Cataloging and Classification and the Beginnings of "Class B" at The Library of Congress these libraries and Catholic Church / Lawrence Guthrie. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/267269335 esc=publicationCoverPdf. - Загл. с экрана.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Степанова Нина Анатольевна - доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института культуры; кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.