Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО В ПРОГРАММАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ ПИСАТЕЛЯ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО В ПРОГРАММАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ ПИСАТЕЛЯ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Н. ТОЛСТОЙ / МУЗЕЙ / ДЕТИ / ШКОЛА / ЯСНАЯ ПОЛЯНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова Лада Игоревна

В литературном музее Л. Н. Толстого в Москве проходят интерактивные театрализованные занятия с детьми. Дети открывают для себя мировую культуру, узнают литературный мир писателя. Музейная педагогика здесь опирается на принципы педагогики Л. Н. Толстого. Театрализация произведений Л. Н. Толстого наполнена важной для творчества писателя темой - духовное самосовершенствование как цель и назначение жизни. Детям задаются вопросы и предлагается найти сообща на них ответы, думать, рассуждать. Интерактивность занятия помогает увлечь детей вопросами этики в творчестве Л. Н. Толстого, показать их важность для детей, живущих в ХХII в. В работе используется метод погружения в прошлое и воссоздание урока в школе Ясной Поляны. В музейной практике интересен принцип знакомства с предметами материальной культуры через игру с ними. Каковы истоки современной музейной педагогике в музее писателя? Какие принципы считал писатель главными при работе с детьми? Какие образование и воспитание он считал нравственными? Об этом рассказывает статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвинова Лада Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IDEAS OF L.N. TOLSTOY IN THE PROGRAMS OF MUSEUM PEDAGOGY. THE PRINCIPLES OF THE WRITER'S SCHOOL IN YASNAYA POLYANA

The Leo Tolstoy's Literary Museum in Moscow hosts interactive theatrical classes for children. Children discover world culture, learn the literary world of the writer. Museum pedagogy here is based on the principles of L.N. Tolstoy's pedagogy. Theatricalization of Leo Tolstoy's works is filled with an important theme for the writer's work - spiritual self-improvement as the goal and purpose of life. Children are asked questions and are invited to find answers to them together, to think, to reason. The interactivity of the lesson helps to captivate children with ethical issues in the work of L. N. Tolstoy, to show their importance for children living in the 22nd century. The work uses the method of immersion in the past and the recreation of a lesson at the Yasnaya Polyana school. In museum practice, the principle of acquaintance with objects of material culture through playing with them is interesting. What are the origins of modern museum pedagogy in the writer's museum? What principles did the writer consider to be the main ones when working with children? What kind of education and upbringing did he consider as moral? The article tells about it.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО В ПРОГРАММАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ ПИСАТЕЛЯ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Педагогические идеи Л.Н. Толстого в программах музейной педагогики. Принципы

школы писателя в Ясной Поляне

Pedagogical ideas of L.N. Tolstoy in the programs of museum pedagogy. The principles of the

writer's school in Yasnaya Polyana

Логвинова Лада Игоревна,

студентка,

Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ), Россия, Москва

pine-trees@mail.ru

Logvinova Lada Igorevna,

student,

Russian State University for the Humanities (RGGU), Russia, Moscow

pine-trees@mail.ru

Аннотация.

В литературном музее Л. Н. Толстого в Москве проходят интерактивные театрализованные занятия с детьми. Дети открывают для себя мировую культуру, узнают литературный мир писателя. Музейная педагогика здесь опирается на принципы педагогики Л. Н. Толстого. Театрализация произведений Л. Н. Толстого наполнена важной для творчества писателя темой - духовное самосовершенствование как цель и назначение жизни. Детям задаются вопросы и предлагается найти сообща на них ответы, думать, рассуждать. Интерактивность занятия помогает увлечь детей вопросами этики в творчестве Л. Н. Толстого, показать их важность для детей, живущих в ХХП в. В работе используется метод погружения в прошлое и воссоздание урока в школе Ясной Поляны. В музейной практике интересен принцип знакомства с предметами материальной культуры через игру с ними.

Каковы истоки современной музейной педагогике в музее писателя? Какие принципы считал писатель главными при работе с детьми? Какие образование и воспитание он считал нравственными? Об этом рассказывает статья.

Annotation.

The Leo Tolstoy's Literary Museum in Moscow hosts interactive theatrical classes for children. Children discover world culture, learn the literary world of the writer. Museum pedagogy here is based on the principles of L.N. Tolstoy's pedagogy. Theatricalization of Leo Tolstoy's works is filled with an important theme for the writer's work -spiritual self-improvement as the goal and purpose of life. Children are asked questions and are invited to find answers to them together, to think, to reason. The interactivity of the lesson helps to captivate children with ethical issues in the work of L. N. Tolstoy, to show their importance for children living in the 22nd century. The work uses the method of immersion in the past and the recreation of a lesson at the Yasnaya Polyana school. In museum practice, the principle of acquaintance with objects of material culture through playing with them is interesting.

What are the origins of modern museum pedagogy in the writer's museum? What principles did the writer consider to be the main ones when working with children? What kind of education and upbringing did he consider as moral? The article tells about it.

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, музей, дети, школа, Ясная Поляна.

Key words: L. N. Tolstoy, museum, children, school, Yasnaya Polyana.

В литературном музее Л. Н. Толстого в Москве с 2001 года проходят интерактивные театрализованные занятия с детьми. На занятиях дети открывают для себя мировую культуру, узнают литературный мир писателя. Музейная педагогика здесь опирается на принципы педагогики Л. Н. Толстого. Театрализация произведений Л. Н. Толстого, которая часто происходит под музыку, пронизана важной для творчества писателя темой -духовное самосовершенствование как цель и назначение жизни человека. Детям задаются вопросы и предлагается найти сообща на них ответы, думать, рассуждать. Интерактивность занятия помогает увлечь детей вопросами этики в творчестве Л. Н. Толстого, показать их важность для детей, живущих в ХХП в. В работе с детьми используется метод погружения в прошлое и воссоздание урока в школе Ясной Поляны. На таком занятии музейный педагог помогает какому-то ребенку из участников занятия сыграть роль учителя Петра Михайловича, героя рассказа «Филипок на уроке» - стараясь, чтобы учеба проходила проходила радостно, как в школе Толстого

- без принуждения, с максимальным вовлечением ребят в урок (например, правильность написанного на доске в школе Л. Н. Толстого проверяли в основном сами ученики, а не учитель). На занятиях всегда предлагаются подвижные народные игры.

Занятие «Филипок на уроке» и другие подобные уроки реализуют традиции педагогики школы в Ясной Поляне - большое уважение и внимательное отношение к каждому из детей, побуждение его творчества, открытие наилучших сторон личности.

Погружения в прошлое используется и на занятии «Страницы семейного альбома». На нем дети могут побывать в роли Льва Толстого- ребенка, в ролях его сестры и братьев.

Роль матери детей Толстых, Марии Николаевны играет ведущая. Она приглашает детей к участию в играх, которыми когда-то были увлечены Толстые. Кроме познавательного аспекта занятия, в нем главное -погружение в атмосферу любви и уважения друг к другу семьи Толстых.

В музейной практике интересен принцип знакомства с предметами материальной культуры через игру с ними. На занятиях дети не только видят экспонаты, но могут взять в руки муляж каких-то предметов и поиграть с ним, произвести какие-то действия с ним.

На уроках школы в Ясной Поляне писатель посвящал много времени, считая это важным, изучению истории. А в программе интерактивных занятий история Москвы предлагается для изучения детям не по учебнику - учеба становится интересной игрой. Дети надевают старинную одежду, обучаются прясть, строить избу.

На занятии детям объясняется происхождение многих названий улиц Москвы. Детям рассказывают об истории имен и объясняют значение имен присутствующих детей.

Знакомство с произведениями писателя, культурой русского народа, с ее нравственными аспектами способствует формированию у современных детей гуманистической системы ценностей. Сотрудники музея, проводящие эти программы, уверены, что для современных детей важны те же вопросы этики, которые интересовали Л. Н. Толстого. Они важны для понимания себя и других, единства между людьми, осознания роли познания и культуры.

Каковы истоки современной музейной педагогике в музее писателя? Какие принципы считал Лев Николаевич главными при работе с детьми? Лев Толстой, кроме литературного творчества, много занимался теорией и практикой свободного воспитания. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для 19 века. В Ясной Поляне он устроил школу для крестьянских детей, о своих взглядах он говорил в журналах, письмах. В статьях он утверждал, что важно приобрести свободу мысли, воспитывать детей бережно, чтобы не нарушить их внутренний мир, побуждать их творчество.

Жизнь Л.Н. Толстого проходила в то время, когда был актуален вопрос крепостного права. Реформа 1861 года мало помогла улучшить положение народа, оставила его бедным, забитым, подвластным помещику. Свобода крестьян долго была лишь формальной. Эти моменты нашли отражение в педагогических мыслях писателя.

В Тульской губернии Л.Н. Толстой открыл несколько школ для детей. Дольше всего работала школа в его усадьбе. Она была бесплатной, в нее приходило 30-40 детей от 7 до 13 лет. Уроки шли с 8 утра до 2 часов дня. Потом были обед и отдых, а дальше занятия длились до 8-9 вечера. Дети изучали чтение, письмо, математику, грамматику, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, каллиграфию, Закон Божий, естественные науки. Л. Н. Толстой не придерживался классно-урочной системы. Расписания занятий не было, начало и продолжительность урока были «плавающими»: дети могли опоздать на урок, предметы могли объединяться на одном уроке, который мог длиться и полчаса, и 3 часа. Занятие могло продолжаться или

закончиться по желанию детей. Не было обязательных домашних заданий. Дети могли не приходить на уроки, не слушать учителя на уроке. Учитель мог не разрешить прийти на урок того, кто мешал другим заниматься. Писатель замечал, что несмотря на свободное посещения, пропуски и опоздания бывали обычно только по причине занятости неотложной работой по домашнему хозяйству. Старшие дети чаще младших пропускали занятия, потому что на них возлагалось дома больше работы.

Л.Н. Толстой считал, что главная задача обучения - воспитание творческой личности: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать и копировать». Он утверждал, что дети должны выбирать сами образование, которое им по душе, и уклониться от того, что кажется чуждым. Важно воспитание творческого, этически направленного человека, развитие творчества в мышлении, нравственного самосознания, научность образования.

Писатель очень любил и чувствовал красоту лесов, травы, неба. Он говорил: "Как у бога добра много! Природа бесконечно разнообразна..." Он считал очень важным передать детям чувство восхищения природой и единения с ней.

Настоящее искусство Л. Н. Толстой видел искренним, душевным, обращенным ко всем людям, не только к интеллигенции. Он писал, что искусство должно быть основано на всеобщей любви, братстве.

Он критиковал воспитание и образование страны, потому что в школах практикуется насилие по отношению к детям, им внушается идеология класса господ.

Во время поездок по Европе писатель видел, что дети там тоже принуждаемы и скованы. Унижение, страх, бездумное заучивание господствовали в образовании.

Вместо развития детей школы извращали природу детей, хотя у детей есть большие возможностями душевного и умственного развития.

Мнения об обучении писателя изменялись в течение жизни, главными были свобода детей и развитие творчества.

Вначале писатель думал, что детей нужно обучать самому простому: чтению, письму, арифметике, закону Божьему. Позже его мнение переменилось - интерес детей стал для него критерием, определяющим обучение.

В последние годы жизни Лев Николаевич считал важнейшим религиозно-нравственное воспитание на основе истинного христианского учения. Он полагал бесполезной школу, в которой изучали лишь общие предметы, но не затрагивали нравственных вопросов. Считал необходимым, чтобы «в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием».

Писатель не разделял понятия обучения и воспитания, считая, что любое обучение воспитывает, невозможно передать знания, не воспитывая. Что не существует одного метода для любых случаев жизни. Он называл только тот метод преподавания хорошим, которому рады обучающиеся. Писатель призывал учителей экспериментировать, открывать новые способы трансляции знаний, быть творческими в практике педагогики.

Как метод обучения писатель выделял живое слово учителя: рассказ учителя больше дает знаний, чем сухо изложенный в учебнике материал. Писатель рекомендовал задавать детям для самостоятельного написания сочинения на разные темы.

Он считал, что на уроке нужно стараться, чтобы все дети успевали. Он активно был против наказаний за проступки, в то время когда в школах преобладал „метод палки". Для успешного обучения не следует переутомлять детей, важно наблюдать за тем, чтобы урок не был слишком труден, но и не был слишком легким - чтобы было интересно. Все это интересно описано в знаменитых педагогических статьях писателя.

Его педагогическая деятельность началась в 1849 г, с обучения детей в Ясной Поляне. Более интенсивно он занимался педагогикой с 1859 года, продолжал, с небольшими перерывами, это всю жизнь.

В 1860 году он второй раз поехал за границу, это было „путешествие по школам Европы". Писатель так отозвался об этом: „Я мог бы написать ... книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии".

Принципы Л. Н. Толстого в педагогике:

-Не портить воспитанием.

Детство — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. Любое воспитание — попытка заточения детей в рамки, подчинения законам мира взрослых. Хорошо отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не надо заниматься. Важно развивать то, что в них уже есть, и ценить первозданную красоту их души. «Человек ... живет., чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Л. Н. Толстой.

-Никаких наказаний! Писатель был яростным противником насилия: в школе не может быть розг, недопустимо наказывать за невыученные уроки. Наказание развращает людей. Обучение абсолютно без наказаний в Ясной Поляне было новаторским. Современники сомневались в пользе такого обучения.

-Не скрывать свои слабости. Дети более восприимчивы, чем взрослые. Если взрослые будут делать вид, что у них нет слабых сторон, дети признают в этом лицемерие и перестанут доверять. Учителю и родителю важно стремиться к самосовершенствованию, но быть честным и признавать свои недостатки.

-Научить полезному.

Писатель отрицательно относился к тому, каким было образование в России в 19 в. Дети вынуждены были зубрить теорию, которую потом они не могли применить. Какие-то предметы казались писателю устаревшими. Он считал: важнее знания, которые пригодятся в жизни. Детям нужно самим выбирать, какие предметы они хотели бы изучать.

-Развивать самостоятельность детей. Писатель утверждал, что люди из народа, которые не учились в гимназии и университете, «свежее, сильнее, ... самостоятельнее, справедливее, человечнее ... людей, как бы то ни было воспитанных». Важно не принуждать подчиняться жестким правилам, а воспитывать в свободе.

-Дети должны оценивать происходящее на занятиях.

В Ясной Поляне, кроме уроков, часто проходили беседы. Учителя с учениками обсуждали все для них важное: вопросы науки, учебу. Ученики делились своей точкой зрения, могли даже критиковать учителей. Свободное воспитание предполагало честный и открытый разговор.

-Развивать воображение. Воспитание и образование —не одно только штудирование учебников. На личность детей влияет все, что окружает: «игры, страдания, . книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Писатель ошибкой полагал обучение по четкой методике - лучше только направить ребенка к изучению мира в его многообразии.

-Обучение должно быть понятным. Свободное образование было чуждо учебным учреждениям того времени - детей насильно, иногда используя страх наказаний, заставляли выучивать уроки. Писатель создал учебный процесс без принуждения - радостный. Он советовал вдумчиво наблюдать за душевным и физическим состоянием детей, вместо сухих терминов дарить детям живые впечатления.

-Обучение должно быть человечным. Знания, правила, науки — это меньшее, чему может научить взрослый. Наблюдая за родителями и учителями, ребенок заключает, что такое быть хорошим человеком, как вести себя с другими.

-Самому учителю жить хорошо. Истые души детей познают мир, ориентируясь на поведение родителей и близких. И важно в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а о воспитании себя.

Л. Н. Толстой - замечательный педагог, невероятно много сделавший хорошего для страны, детей, образования.

Тонкий психолог, Л. Н. Толстой мог вызвать искренний интерес детей, побуждал самостоятельно мыслить, глубоко чувствовать. Он пришел к выводу, что недопустимо разделять воспитание и образование. Л. Н. Толстой говорил, что при выборе метода обучения лучше исходить из отношения учеников к разным методам. Школе важно быть педагогической лабораторией, учителю важно развивать в обучении творчество.

Список используемой литературы:

1. Музейная педагогика и музей Л.Н. Толстого https://ru-tolstoy.livejournal.com/7898.html

2. Особенности организации учебного процесса в Яснополянской школе Л.Н. Толстого ll^tps://si-sл.ш^^фllbl/16-1 -0-44

3. Педагогические идеи и взгляды Л. Н. Толстого. https://studopediaш/9 4919 pedaюgcheske4dei-i-лzglyadi-lntolstog).html

4. Соловьева М. 10 правил воспитания детей по Толстому https://www.culture.ru/materials/254428/10-pravil-vospitaniya-detei-po-tolstomu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.