Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОХРАНЕНИИ ЕГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ И ИЗУЧЕНИИ ЕГО ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ. ЗА ЧТО Л.Н.ТОЛСТОГО ОТЛУЧИЛИ ОТ ЦЕРКВИ?'

РОЛЬ МУЗЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОХРАНЕНИИ ЕГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ И ИЗУЧЕНИИ ЕГО ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ. ЗА ЧТО Л.Н.ТОЛСТОГО ОТЛУЧИЛИ ОТ ЦЕРКВИ? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Н. ТОЛСТОЙ / МУЗЕЙ / ХРИСТИАНСТВО / ОТЛУЧЕНИЕ / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логвинова Лада Игоревна

Музей Л. Н. Толстого - это культурная достопримечательность нашей страны и мира. Этот музей - и научно-исследовательский центр. Музей создает интересные проекты работы с детьми. Занятия с детьми в музее основаны на принципах педагогики Л. Н. Толстого: «сотворчество», совместный поиск ответов на вопросы, познание как игра, театрализация. Дети наряжаются в костюмы и исполняют роли главных героев произведений Л. Н. Толстого. Важной для Л. Н. Толстого темой было духовное самосовершенствование как цель и назначение жизни. Этому посвящены все его литературные произведения (и этому посвящен музей). Огромное влияние на современников оказала не только его литература, но и философские работы, и сами факты его жизни. В музее можно познакомиться с материалами, иллюстрирующими его противостояние церкви. Конфликт с церковью связан с публикацией многих сочинений. Л. Н. Толстой критиковал догматы Православной церкви, распространял брошюры, где было описано его видение христианства, отличающееся от общепринятого. Эти идеи нашли большой отклик людей, получили широкое распространение. Возникло движение, которое стали называть толстовством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE LEO TOLSTOY MUSEUM IN THE PRESERVATION OF HIS SPIRITUAL HERITAGE AND THE STUDY OF HIS PHILOSOPHICAL VIEWS. WHY WAS LEO TOLSTOY EXCOMMUNICATED FROM THE CHURCH?

The Leo Tolstoy Museum is a cultural landmark of our country and the world. This museum is also a research center. The museum creates interesting projects for working with children. Classes with children in the museum are based on the principles of Leo Tolstoy's pedagogy: "co-creation", a joint search for answers to questions, knowledge as a game, theatricalization. Children dress up in costumes and play the roles of the main characters of the works of Leo Tolstoy. An important topic for Leo Tolstoy was spiritual self-improvement as the goal and purpose of life. All his literary works are devoted to this (and this is what the museum is dedicated to). A huge influence on contemporaries was exerted not only by his literature, but also by philosophical works, and the very facts of his life. In the museum you can get acquainted with materials illustrating his opposition to the church. The conflict with the church is connected with the publication of many works. L.N. Tolstoy criticized the dogmas of the Orthodox Church, distributed brochures, which described his vision of Christianity, which differed from the generally accepted one. These ideas found a great response from people and were widely disseminated. A movement arose that became known as Tolstoyism.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОХРАНЕНИИ ЕГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ И ИЗУЧЕНИИ ЕГО ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ. ЗА ЧТО Л.Н.ТОЛСТОГО ОТЛУЧИЛИ ОТ ЦЕРКВИ?»

Роль музея Л. Н. Толстого в сохранении его духовного наследия и изучении его философских взглядов. За что Л.Н.Толстого отлучили от церкви?

The role of the Leo Tolstoy Museum in the preservation of his spiritual heritage and the study of his philosophical views. Why was Leo Tolstoy excommunicated from the church?

Логвинова Лада Игоревна,

студентка,

Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ),

Россия, Москва pine-trees@mail. ru

Logvinova Lada Igorevna,

student,

Russian State University for the Humanities (RGGU),

Russia, Moscow pine-trees@mail.ru

Аннотация.

Музей Л. Н. Толстого - это культурная достопримечательность нашей страны и мира. Этот музей - и научно-исследовательский центр. Музей создает интересные проекты работы с детьми. Занятия с детьми в музее основаны на принципах педагогики Л. Н. Толстого: «сотворчество», совместный поиск ответов на вопросы, познание как игра, театрализация. Дети наряжаются в костюмы и исполняют роли главных героев произведений Л. Н. Толстого. Важной для Л. Н. Толстого темой было духовное самосовершенствование как цель и назначение жизни. Этому посвящены все его литературные произведения (и этому посвящен музей). Огромное влияние на современников оказала не только его литература, но и философские работы, и сами факты его жизни. В музее можно познакомиться с материалами, иллюстрирующими его противостояние церкви. Конфликт с церковью связан с публикацией многих сочинений. Л. Н. Толстой критиковал догматы Православной церкви, распространял брошюры, где было описано его видение христианства, отличающееся от общепринятого. Эти идеи нашли большой отклик людей, получили широкое распространение. Возникло движение, которое стали называть толстовством.

Annotation.

The Leo Tolstoy Museum is a cultural landmark of our country and the world. This museum is also a research center. The museum creates interesting projects for working with children. Classes with children in the museum are based on the principles of Leo Tolstoy's pedagogy: "co-creation", a joint search for answers to questions, knowledge as a game, theatricalization. Children dress up in costumes and play the roles of the main characters of the works of Leo Tolstoy. An important topic for Leo Tolstoy was spiritual self-improvement as the goal and purpose of life. All his literary works are devoted to this (and this is what the museum is dedicated to). A huge influence on contemporaries was exerted not only by his literature, but also by philosophical works, and the very facts of his life. In the museum you can get acquainted with materials illustrating his opposition to the church. The conflict with the church is connected with the publication of many works. L.N. Tolstoy criticized the dogmas of the Orthodox Church, distributed brochures, which described his vision of Christianity, which differed from the generally accepted one. These ideas found a great response from people and were widely disseminated. A movement arose that became known as Tolstoyism.

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, музей, христианство, отлучение, церковь.

Key words: L.N. Tolstoy, museum, Christianity, excommunication, church.

Творчество, философские идеи, убеждения Л. Н. Толстого значимы для миллионов людей. Государственный музей Л. Н. Толстого - это замечательный культурный объект нашей страны и мира.

В музее находятся рукописи, рисунки, фотографии, картины, скульптуры, книги на многих языках мира, личные вещи писателя. Этот музей - и научно-исследовательский центр. Музей создает интересные проекты работы с детьми. Дети узнают о мировой культуре и оказываются в пространстве, посвященном произведениям писателя. Для Л. Н. Толстого важным было эмоциональное вовлечение читателей, пробуждение сопереживания, эмпатии. Он считал главным свойством души доброту, а совершенствованием - все больший перенос своего «я» из жизни материальной - в духовную.

Занятия с детьми в музее основаны на принципах педагогики, которые писатель считал важными: совместное творчество, поиск сообща ответов на вопросы, когда каждый оказывается в роли первооткрывателя; познание как игра; театрализация, увлекательная для детей, которые соотносят темы занятий с личным опытом жизни. Дети облачаются в костюмы и играют роли главных героев произведений писателя. Ведущая зачитывает фрагменты текстов, а дети разыгрывают сцены и рассуждают о них. Темы обсуждений - о доброте, дружбе, преданности, чести. Занятия переносят детей в мир людей, среди которых вырос Л. Н. Толстой, в мир их духовных ценностях.

Л. Н. Толстому казалось, что мы находимся на пороге новой радостной жизни, и прийти к ней можно через то начало любви, которое живет в сердцах людей, которое отменит принцип насилия.

Современники старались собрать и сохранить все, что было связано с памятью о писателе. Близкие и друзья еще при жизни писателя хотели создать музей для сохранения его идей. П. И. Бирюков, занимавшийся созданием выставки о творчестве Л. Н. Толстого в Москве, сказал, что дом-музей послужит свободному просвещению в том ключе, который ценил писатель. А в 1911 году был открыт постоянно действующий музей -«территория человечности». В 1920 г. литературный музей, находившийся на Пречистенке, и музей "Хамовники" объединились.

Среди экспонатов музея Л. Н. Толстого - материалы, связанные с его службой и общественной деятельностью; дела полиции и цензуры.

Важной для Л. Н. Толстого темой было совершенствование души как предназначение людей. Этому посвящены все его произведения, и этому посвящен музей. Огромное влияние на современников оказала не только его литература, но и философские работы, и сами факты жизни. И в музее можно познакомиться с материалами, иллюстрирующими события жизни писателя, в том числе его противостояние церкви.

Известно, что он был отлучен от Православной церкви. Об истории отлучения рассказывают хранящиеся в музее документы, воспоминания близких и друзей.

«Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом» от 20—22 февраля 1901 года — постановление (суждение) Святейшего правительствующего синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его (публично высказываемые) убеждения несовместимы с таким членством. Опубликовано в официальном органе Синода «Церковные ведомости», полное название документа: «Определение Святейшего Синода от 20—22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом».

Российское общество восприняло определение Синода как отлучение Льва Толстого от церкви, хотя формально оно не соответствовало канонам отлучения от церкви. «Определение» вызвало в российском обществе резко полярные оценки, от прямых угроз Толстому до актов солидарности с ним. В дальнейшем оно не было отменено и сохраняет своё действие, поскольку примирения писателя с Православной церковью так и не произошло.

24 февраля 1901 года в Российской империи стало известно об отлучении Льва Толстого от церкви решением Святейшего Синода. Высшие православные иерархи обвинили писателя в ниспровержении сущности христианской веры. В ответ Толстой заявил, что верит в Бога так, как сам его понимает. Отлучение графа так и не было снято и сохраняет свое действие до сих пор.

В журнале «Церковные ведомости» 24 февраля (по ст. стилю) 1901 года было опубликовано определение Святейшего правительствующего синода (высшего органа управления РПЦ) об отпадении от церкви графа Льва Толстого — всемирно известного писателя и мыслителя. Авторы определения констатировали, что попытки к

вразумлению «нового лжеучителя» не увенчались успехом, и поэтому церковь не считает его своим членом, пока он не раскается.

Отныне Л.Н. Толстой не мог принимать таинств исповеди, причастия и соборования, а также лишался права быть похороненным в соответствии с православными традициями.

Конфликт с церковью связан с публикацией сочинений - например, "Исповедь", "В чем моя вера?", "Не могу молчать!" и других - Л. Н. Толстой критиковал догматы церкви, распространял брошюры с описанием нетрадиционного видения христианства. Его идеи нашли большой отклик людей, широко распространились. Возникло движение, которое стали называть толстовством.

Л. Н. Толстой говорил о любви и искренности, отвергал многие догмы церкви. Он высоко ценил этические принципы христианства, но был против богослужений, иерархии в церкви. Он критиковал официальную религию, считая духовенство лживым и неискренним, формально служащим Богу. По мнению толстовцев, не нужны посредники (духовенство) для веры в Бога. По-настоящему значимы непротивление злу насилием, любовь людей друг к другу, нравственное самосовершенствование, отказ от большинства благ цивилизации.

В деле департамента полиции о Л. Н. Толстом в 1896 г. были размещены сведения о произведениях писателя, которые передавались тайно по России в списках и которые можно было прочитать в иностранных изданиях. Чиновники резюмировали: писатель полностью отрицает церковное учение.

В своих трудах Л. Н. Толстой говорит, что зло, которое несут народу существующий режим, государство - связано с ролью церкви и религии в жизни общества. Они стремятся "поддерживать суеверие и обман в людях и тем препятствовать человечеству в его движении к истине и благу".

Писатель называет соединение церкви с властью огромным злом. В статье "Не могу молчать!" он описал казнь невинных людей. Их повесили тайком, на рассвете, чтобы другие не увидели, и у палачей есть надежный союзник - церковник. Руки осужденных связали за спиной, а с ними к виселице направляется в расшитой ризе, с крестом в руке представитель церкви, говоря об Иисусе Христе...

Недопустимым считал Л. Н. Толстой воздействие церкви на детей. Он утверждал, что преподавать религию - насилие. Единственное, что может преподаваться - учение этики. Л. Н. Толстой считал, что нужно ограждать от церковного души детей. Он писал об уроке, проводимом священником для детей: это безобразно, так как внушает страх перед наказанием Бога, создает неуверенность в себе и жизни. Хотя в школе Л. Н. Толстого для детей в Ясной Поляне были занятия, посвященные религии, Бог здесь был символом этического понимания жизни. Основное в беседах с детьми о Боге было то, что важно нести добро другим, не делать злого, избегать жестоких мыслей.

По мнению Л. Н. Толстого, религия оправдывала политику государства, возвышение одних за счет других. Церковь признала рабство, подавление свободы, насилие. Писатель называет официальную религию средством обращать людей в духовное и социальное рабство.

В противостоянии церкви Л. Н. Толстой был стоек и бесстрашен. Он считал важным говорить и писать о бесполезности и вреде церкви и ее учения. Причиной разъединения людей он считал материальное неравенство, призывал противостоять ему. Путем к исправлению общества он полагал личное духовное самосовершенствование, братское единение людей независимо от положения в обществе.

Церковь негативно отреагировала на все это. Церковные деятели пытались переубедить писателя, обращались за помощью к Александру III, Николаю II. Наконец, Святейший синод отлучил его от церкви, назвав неверующим.

Решение Синода вызвало большой отклик в обществе. Одни поддерживали Л. Н. Толстого, с восторгом читали его труды, - но большинство его критиковало. Л. Н. Толстой написал Синоду ответ. Он назвал себя глубоко верующим человеком, но сказал, что он усомнился в правоте Церкви. Он снова объяснил свое видение христианства и невозможность примирения с духовенством.

Исследование рукописей, хранящихся в музее, дает возможность увидеть «творческую лабораторию» писателя, в том числе варианты фрагментов о религии и церкви в его произведениях. Исследователь В.А. Жданов, сравнив рукописные варианты романа «Воскресение», постарался проследить историю написания романа. Некоторые реплики о Боге, которые были в первоначальных вариантах, не сохранились в романе, по мнению В. А. Жданова, наверное, потому, что писатель изменял и сокращал отдельные эпизоды, не связанные с основной линией сюжетов.

Например, когда герой романа Нехлюдов шел по тюрьме, он увидел распятие, как будто люди, мучающие в тюрьме заключенных, установили его, чтобы приободрить себя: не одни они мучили невиновных.

По мнению исследователя, причина того, что не все написанное о религии было включено в окончательный вариант - не цензура, потому что для церковников глава о богослужении была вся недопустимой. Причина - в поиске лучшей композиционной гармонии книги. Роман "Воскресение" оценивался правительством как отвергавший основы религии.

Лев Николаевич до конца жизни был привержен своим взглядам и хотел, чтобы его не хоронили по христианским обрядам.

Последователи писателя, называвшие себя толстовцами, создавали свои колонии. Убежденным последователем толстовства, нашедшим в нем подтверждение свои взглядам, был Махатма Ганди, который с помощью философии ненасильственного сопротивления освободил свою страну от английских захватчиков без единого выстрела. Он с огромной радостью читал труды Л. Н. Толстого, в которых находил очень близкое ему понимание жизни. Л. Н. Толстой и Махатма Ганди переписывались, и письма к М. Ганди тоже хранятся в музее Л. Н. Толстого.

Встреча Л.Н. Толстого и М. Ганди удивительна. Неизвестные друг другу люди, живущие в разных странах, обменивались письмами, радуясь взаимопониманию в важных жизненных вопросах. Это огромное счастье - встреча с единомышленником, разделяющим твои взгляды, с тем, кто может понять суть твоих убеждений.

Л. Н. Толстой и М. Ганди написали друг другу по три письма.

М. Ганди писал об индийском самоуправлении. Лев Толстой отвечал, что считает пассивное сопротивление вопросом, важным не только для Индии, но для всей планеты.

Ганди рассказывает в письме о друге и соратнике, Калленбахе - прошедшем многие испытания, которые Л. Н. Толстой описал в «Исповеди». О том, что, прочитав произведения Л. Н. Толстого, его друг выбрал провозглашаемый писателем путь жизни. Калленбах и сам написал письмо Л. Н. Толстому, говоря, что хочет «жить согласно идеям, которые вы ... бесстрашно вносите в мир».

Рассказ в письме М. Ганди о колонии непротивления, письма Ганди и Калленбаха произвели на писателя большое впечатление.

В последнем письме к Ганди Л. Н. Толстой говорит о своем понимании идеи непротивления злу в современном мире, в том числе об освободительном движении в Индии. Это письмо написано как манифест, оно входит в фонд основных произведений писателя, которые передают емко его мировоззрение.

М. Ганди опубликовал письмо, выполнив перевод, в индийском журнале, сообщившем, что Л. Н. Толстой горячо поддерживает движение борьбы за гражданские права.

Интересно, что Л. Н. Толстой высказал мнение о действенности непротивления в борьбе индийского народа против владычества Британии до знакомства с М. Ганди. До этого один индийский журналист в письме к Л. Н. Толстому говорил, что писатель завоевал уважение многих протестом против порабощения русских людей, а народ Индии еще в большей степени подвергается страданиям в результате притеснений правительства Британии, поэтому он просит написать статью об Индии.

Писатель высказал мнение о событиях в Индии. «Они добиваются права участвовать в правительстве, то есть закрепить ... насилие, которое ... совершается». Писатель считал, что люди в борьбе за идеалы не могут опираться на насильственные средства. Участие в правительстве не может привести к хорошему.

Л. Н. Толстой говорил: меня удивляло, что большинство трудящихся людей подчинялись небольшой кучке людей. Многочисленный духовно одаренный народ Индии находился во власти чужеродных ему притеснителей, вдобавок «стоящих в религиозно-нравственном отношении ... ниже тех., над которыми властвуют». На протяжении обозримого периода истории жизнь человечества была связана с насилием, но среди людей непохожих народов была одна мысль: у каждого есть духовное начало, объединяющее всех в любови. Эта мысль появлялась в разных религиях и учениях.

То, что мысль эта жила среди разных народов в разное время, показывает - она свойственна природе людей, содержит истину. Она искажалась официальными религиями в пользу интересов власти.

М. Ганди считал, что Л. Н. Толстой оказал большое влияние на его жизнь: «Книга Толстого . меня сделала убежденным сторонником ненасилия». «Являя своей жизнью образец . ахимсы, Толстой с его огромной, как океан, любовью к людям служит нам маяком...»

М. Ганди пришёл к идее ненасилия не из книг. Он не прочитал об этой идее, но почувствовал её. На вопрос, есть ли историческое подтверждение успеха ненасилия, он дал ответ: это кажется ему научной истиной. Он понял это в опыте духовных поисков, это было его основным религиозным переживанием.

Список используемой литературы:

Государственный музей Л. Н. Толстого http://www.tolstov-museum.ru/

2.Гусейнов А. А. Лев Толстой и Махатма Ганди. https://roman-altuchov.livejournal.com/99396.html

3. Идеи и воззрения Л. Толстого. https://4brзin.ru/bloa/idei-i-vozzreniia-lva-tols;toaэ/

4. Музейная педагогика и музей Л. Н. Толстого https://iu-tolstov.liveioumal.com/7898.html

5.Почему Льва Толстого отлучили от церкви? https://picturehistorv.liveiournal.com/4640914.html

6.Позойский С. И. К истории отлучения Льва Толстого от церкви. Критика догматического богословия. http://tolstov-lit.ru/tolstov/bio/pozoiskii-otluchenie-ot-cerkvi/kritika-dogmaticheskogo-bogosloviva.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.