Научная статья на тему 'Педагогические и методические аспекты преподавания дисциплины "возрастная анатомия, физиология и гигиена" для студентов направления "Педагогическое образование"'

Педагогические и методические аспекты преподавания дисциплины "возрастная анатомия, физиология и гигиена" для студентов направления "Педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3778
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ / AGE ANATOMY / ФИЗИОЛОГИЯ / PHYSIOLOGY / ГИГИЕНА / HYGIENE / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамгулова Г. Р., Файзуллина Л. Р., Ишмуллина Г. И.

Необходимый багаж знаний о физиологических особенностях детей и подростков нужен любому педагогу и воспитателю для правильной, системной организации учебных и воспитательных работ в школе. Проведение учебных и воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях без учета физиологических возрастных особенностей может активизировать патологические изменения в работе того или иного органа, системы или всего организма в целом. Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию дополнительных компетенций у бакалавров направления «Педагогическое образование». Занятия по медико-биологическим наукам как дидактической категории рекомендует определенную методику. Она слагается из нескольких взаимосвязанных составляющих, к ним имеют отношение дидактические цели и методические приемы. Педагогические и учебно-воспитательные задачи дисциплины заключаются в вытекающем: дать студентам научные знания о морфологии и жизненно важных процессах организма ребенка, научить прививать им гигиенические навыки и умения, способствующие сохранению здоровья. Научные знания, полученные студентами в определённой системе понятия, способствуют формированию у них клинического мышления и понимания развития человека и природы в целом. Будущий педагог соответственно должен знать анатомо-физио-логические специфики организма школьника, возрастные нормативы, гигиенические мероприятия, и соответственно применять комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамгулова Г. Р., Файзуллина Л. Р., Ишмуллина Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS OF TEACHING OF THE DISCIPLINE "AGE ANATOMY, PHYSIOLOGY AND HYGIENE" FOR TEACHER TRAINING PROGRAM STUDENTS

Any teacher and tutor must know the physiological characteristics of children and adolescents for correct systemic training and educational work at school. Training and educational activities in educational organizations without taking into account physiological particularities can foster pathological changes in the work of an organ, system or the whole organism. The study of the discipline «Age anatomy, physiology and hygiene» is intended to form additional competences of bachelor students taking Teacher Training Program. The lesson should have a certain technique. It consists of several interconnected components including didactic purposes and methods. The aim of the discipline is to give to students the scientific knowledge of morphology and the vital processes of a child’s organism, to teach to instill the hygienic skills and abilities that contribute to the preservation of health. The scientific knowledge gained by students helps them to understand the development of the person and the nature in general. The future teacher has to know anatomic and physiological peculiarities of the pupil’s organism, age standards, hygienic actions and respectively take health measures in daily student teaching as such measures in most cases help to preserve and improve health of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Педагогические и методические аспекты преподавания дисциплины "возрастная анатомия, физиология и гигиена" для студентов направления "Педагогическое образование"»

Since 1999

«-ISSN 2226-7417

Oi) liifü Setemlflu & Educational ''^¡^ А Элацщроипый научцо-овразоващельиый

B ulletin I Г>сс11?имк

r-\ мШШУЩЩ^ И

"Healtt) & cJuuxiicM) itfiliui)i)iuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI иске"

.....Л-....... Jf^'

2018, том 20 [8]

УДК 378.17

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Байрамгулова Г.Р., Файзуллина Л.Р., Ишмуллина Г.И.

Сибайский институт (филиал) «Башкирский государственный университет», г. Сибай, Российская Федерация

Аннотация. Необходимый багаж знаний о физиологических особенностях детей и подростков нужен любому педагогу и воспитателю для правильной, системной организации учебных и воспитательных работ в школе. Проведение учебных и воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях без учета физиологических возрастных особенностей может активизировать патологические изменения в работе того или иного органа, системы или всего организма в целом. Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию дополнительных компетенций у бакалавров направления «Педагогическое образование». Занятия по медико-биологическим наукам как дидактической категории рекомендует определенную методику. Она слагается из нескольких взаимосвязанных составляющих, к ним имеют отношение дидактические цели и методические приемы. Педагогические и учебно-воспитательные задачи дисциплины заключаются в вытекающем: дать студентам научные знания о морфологии и жизненно важных процессах организма ребенка, научить прививать им гигиенические навыки и умения, способствующие сохранению здоровья. Научные знания, полученные студентами в определённой системе понятия, способствуют формированию у них клинического мышления и понимания

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-8-5-10

PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS OF TEACHING OF THE DISCIPLINE «AGE ANATOMY, PHYSIOLOGY AND HYGIENE» FOR TEACHER TRAINING PROGRAM

STUDENTS

Bayramgulova G.R., Faizullina L.R., Ishmullina G.I.

Sibay Institute of Bashkir state university, Sibay, Russian Federation

Annotation. Any teacher and tutor must know the physiological characteristics of children and adolescents for correct systemic training and educational work at school. Training and educational activities in educational organizations without taking into account physiological particularities can foster pathological changes in the work of an organ, system or the whole organism. The study of the discipline «Age anatomy, physiology and hygiene» is intended to form additional competences of bachelor students taking Teacher Training Program. The lesson should have a certain technique. It consists of several interconnected components including didactic purposes and methods. The aim of the discipline is to give to students the scientific knowledge of morphology and the vital processes of a child's organism, to teach to instill the hygienic skills and abilities that contribute to the preservation of health. The scientific knowledge gained by students helps them to understand the development of the person and the nature in general. The future teacher has to know anatomic and physiological peculiarities of the pupil's organism, age standards, hygienic actions and respectively take health measures in daily student teaching as such measures in most cases help to preserve and improve health of children and teenagers.

—--—

~ 5 ~

—--

развития человека и природы в целом. Будущий педагог соответственно должен знать анатомо-физио-логические специфики организма школьника, возрастные нормативы, гигиенические мероприятия, и соответственно применять комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: будущий педагог, возрастная анатомия, физиология, гигиена, методы преподавания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Матюшонок М.Т. и др. Физиология и гигиена детей и подростков: учеб. пособ. для пед. ин-тов. -2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1980. - 288 с.

Необходимый багаж знаний о физиологических особенностях детей и подростков нужен любому педагогу и воспитателю для правильной, системной организации учебных и воспитательных работ в школе. Например, учебные занятия, уроки по физической культуре и трудовому обучению будут довольно успешны лишь при учете возрастных особенностей обучающихся. Только в этом случае обучение в школе поспособствует укреплению здоровья и гармоничному развитию учащихся.

Учебные и воспитательные мероприятия, проведенные в образовательных учреждениях без учета анатомо-физиологических возрастных особенностей, могут активизировать патологические изменения в работе того или иного органа, системы или всего организма в целом.

Предметом возрастной физиологии является закономерность становления и развития физиологических функций организма на протяжении всей его жизни. Основная задача гигиены детей и подростков - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней и создание условий, которые обеспечивают нормальное протекание процессов жизнедеятельности растущего организма. Это превентивная медицина в школе [1].

Педагогические и учебно-воспитательные задачи дисциплины заключаются в вытекающем:

Key words: future teacher, age anatomy, physiology, hygiene, teaching methods.

REFERENCES

[1] Matyushonok M.T. et al. Physiology and hygiene of children and adolescents: studies. benefits. for ped. -M.: Higher. shk., 1980. - 288 p.

дать студентам научные знания о морфологии и жизненно важных процессах организма ребенка, научить прививать им гигиенические навыки и умения, способствующие сохранению здоровья. При изучении дисциплины раскрывается неразрывная связь анатомии, физиологии, медицины и педагогики; даётся научное разъяснение физиологии развивающего организма. Общими для основной образовательной программы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются вытекающие формы организации обучения: лекции, семинары и практические работы, консультации, внеаудиторная работа, подготовка рефератов, докладов и презентаций.

Научные знания, полученные студентами в определённой системе понятий, способствуют формированию у них клинического мышления и понимания развития человека в целом. В целях воспитания студентов в духе патриотизма на конкретных примерах они ознакомляются с достижениями физиологии, медицины и здравоохранения у нас в стране, а также с федеральными программами, направленными на сохранение здоровья людей и достижение долголетия.

Содержание вузовского курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека составляет система взаимосвязанных понятий. Она отражает закономерности развития организма и охрану его здоровья. В методике преподавания

—--—

~ 6 ~

—--—

дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» с учетом содержания данного предмета выделены анатомические, физиологические, санитарно-гигиенические понятия. В конце изучения каждого раздела возрастной физиологии приводятся в качестве примера сведения о режиме учебного процесса, воздушной среде, профилактике утомления, болезней и т.д.

Целостное единство организма в науке понимается как взаимосвязь функций всех структур организма; как взаимосвязь организма с окружающей средой; как взаимосвязь соматического и психологического. Жизненные функции человеческого организма претерпевают изменения в процессе индивидуального развития, которое слагается из зародышевого и послезародышевого развития. Зародышевое развитие представляет собой специализированную функцию органов половой системы. Послезародышевое развитие организмов осуществляется под влиянием генетических, биологических и ещё в большей степени социальной среды. Морфология и физиология по-слезародышевого развития представляет собой общее понятие рассматриваемого курса. В содержание этого понятия входит характеристика особенностей возрастных периодов развития грудного, ясельного, дошкольного и школьного.

Освоение студентами знаний о функциях, связано с обусловленными структурами организма, является базой для понимания мероприятий по охране здоровья человека. Охрана здоровья детей и подростков - составное общее понятие курса. В его содержание входят правила санитарии и гиги-

Тематика лекционных

ены некоторые медицинские мероприятия. Перечисленные понятия курса имеют специфический характер. Они открывают познания о специфическом объекте в органическом мире - организме человека. Понятие данного курса логически связаны со специфическими понятиями, составляющими содержание курсов основы медицинских знаний.

Одной из важнейших закономерностей обучения возрастной анатомии, физиологии и гигиены является формирование биологических и санитарно-гигиенических понятий у студентов педагогического факультета. В данном курсе необходимо направленно формировать у студентов морфологические, физиологические и гигиенические понятия человеческого организма, его онтогенез.

Наиболее широкое понятие онтогенез человека. Работа над его формированием у студентов начинается в начале курса, но овладеть этим понятием в полном объёме они могут лишь к концу изучения материала своего курса.

Нами была разработана тематика лекций и практических занятий (табл. 1). Общий путь развития понятия организм человека можно предложить принципу: синтез - анализ - синтез. Во второй теме курса «Онтогенез и основные закономерности роста и развития человеческого организма» осуществляется первоначальный синтез. Он возникает на основе имеющихся у студентов неполных представлений и понятий об индивидуальном развитии организма человека, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни, об общих чертах сходства и различия организмов человека и животных.

Таблица 1

и практических занятий

№ Наименование тем лекций и практических занятий

1 Значение анатомии, возрастной физиологии для педагогики и психологии. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.

2 Онтогенез и основные закономерности роста и развития человеческого организма.

3 Онтогенетическое развитие опорно-двигательного аппарата. Возрастные изменения в строении скелета. Показатели физического развития. Соматотипы.

4 Анатомо-физиологические особенности систем организма на разных этапах онтогенеза. Внутренняя среда организма. Гомеостаз.

—--—

~ 7 ~

—--—

5 Морфофункциональные и возрастные особенности системы кровообращения.

6 Возрастные особенности пищеварительной системы и органов дыхания. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности органов выделения.

7 Развитие регуляторных систем. Эндокринная система и её возрастные особенности. Анатомия и физиология нервной системы.

8 Высшая нервная деятельность. Развитие речи. Память. Типы ВНД. Сенсорные системы организма и их возрастные особенности.

9 Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Состояние здоровья детей и подростков. Понятие об утомлении.

Преподавателю необходимо не ограничиваться работой над формированием содержания только физиологических понятий, ему необходимо соответственно представлять студентам взаимосвязь возрастной физиологии и гигиены с педагогическими науками. В последующих темах курса продолжается изучение содержание понятия «онтогенез человека». В темах «Онтогенетическое развитие опорно-двигательного аппарата», «Внутренняя среда организма», «Морфофункцио-нальные и возрастные особенности системы кровообращения», «Возрастные особенности пищеварительной системы и органов дыхания» в работе преподавателя над формированием понятий осуществляется аналитический подход. При этом студенты овладевают в полном объеме знаниями о специальных функциях систем органов во взаимосвязи с присущей им анатомической и клеточной структуры и их физиологической роли. Таким образом, раскрывается полное содержание автономных понятий: костно-мышечная система, система кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения. В перечисленных выше темах развивается также содержание понятий: анатомо-фи-зиологические особенности, возрастные особенности, охрана здоровья и роль педагога в профилактики патологий. Это возможно при наличии логических связей содержания понятий, изучаемых в данной теме. Кроме того, студенты узнают об общих чертах сходства и различия в функциях и структуре организмов человека и животных: они знакомятся с правилами санитарии и гигиены, профилактикой и лечением некоторых заболеваний, изучают яркие факты из истории развития науки и деятельности учёных.

В теме «Обмен веществ и энергии» раскрывается в полном объёме применительно к данному курсу сущность возрастных особенностей процессов обмена веществ. В теме «Высшая нервная деятельность. Развитие речи. Память. Типы ВНД. Сенсорные системы организма и их возрастные особенности» первоначально обобщаются те значения, которые студенты получили при изучении предшествующих тем в школьном курсе «Человек»: об общей структуре и функциях нервной системы, о нервных клетках и тканях. Преподаватель дополняет багаж знаний по детской психологии, что в дальнейшем поможет будущему учителю и воспитателю понять ребенка, учитывать его психологическое состояние, целенаправленно воздействовать на негативные факторы в его поведении. Естественнонаучной базой детской психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование знаний по высшей нервной деятельности и педагогической психологии позволяет судить о возрастных анатомо-фи-зиологических и психологических качествах детей и подростков, что помогает учителю благополучно осуществлять нравственное, умственное и физическое воспитание учеников.

В теме «Развитие регуляторных систем. Эндокринная система и её возрастные особенности» раскрывается физиологическое значение гормонов как механизмов, регулирующих жизненно важные функции, дополняющих нервные механизмы и взаимодействующих с ними.

На заключительном занятии осуществляется синтез системы формируемых понятий. Обобщающий синтез формируемых понятий осуществляется в теме: «Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к

—--—

~ 8 ~

—--

обучению. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиенические основы режима дня. Понятие об утомлении». Педагог соответственно должен знать анатомо-физиологические специфики организма школьника, возрастные нормативы, гигиенические мероприятия, и соответственно применять комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Занятие по медико-биологическим наукам как дидактическая категория рекомендует определенную методику. Она слагается из нескольких взаимосвязанных составляющих. К ним имеют отношение дидактические цели и методические приемы. Предназначающей частью занятия является содержание. Способ организации понятий, охватывающих содержание курса «Возрастной анатомии, физиологии гигиены» формируется у студентов на лекциях.

Прямая связь реализовывается преподавателем при применении им различных методов и способов влияния на студентов во время занятия. К ним относиться рассказ, который сопровождается демонстрированием плакатов и презентаций. Обратная связь как конструктивное занятие студентов проявляется в самостоятельной работе с применением учебного пособия. На практических занятиях студенты проводят опыты и наблюдения и делают в конце занятия соответствующие заключения и выводы. На разных этапах урока применяются всевозможные приемы, что содействует формированию физиологических понятий у студентов. В процессе осуществления обратной связи преподаватель проводит контроль знаний у студентов в письменной и устной форме. Знания оцениваются в процессе беседы после самостоятельной работы студентов при заключительном обобщении. При устной проверке знаний используется фронтальная беседа с компонентами индивидуального опроса, в процессе которой преподаватель получает короткие ответы, а также добивается от студента изложения знаний в форме компетентного рассказа. Выявленные знания и умения студентов на различных периодах урока оцениваются баллами рейтинговой системы. Из этих

предварительных баллов слагается заключительная оценка, также возможны поощрительные баллы за разовые ответы студентов в течение занятия.

Письменная апробация знаний студентов совмещается с устной. На завершающем занятии каждой большой темы рекомендуется проводить письменно проверку знаний. В зависимости от интенсивности содержания темы и времени, предлагаемой программой на ее изучение, проверочная работа может захватывать все занятие или небольшую его часть. В последнем случае занятие будет слагаться из двух частей: изучения нового материала и проверки знаний. Порой усвоение нового материала можно сменить повторением и обобщением материала. Закреплению знаний поспособствует также ведение студентами конспектов, которые преподаватель проверяет. Преподаватель при избрании приемов и методов исходит из соответствия их содержанию, а также учитывает уровень подготовки студентов и наличие оборудования в аудитории.

Курс предусматривает использование интерактивных технологий обучения для увеличения компетентности студентов и располагает работу в межличностном взаимодействии: студент представляется инициативным составляющим обучающей системы. Это выражается через взаимодействие в общей группе, когда студенты деятельно взаимодействуют между собой. Интерактивное обучение рассчитывает на организацию всевозможных видов занятий студента: активизацию и раскрытие личного опыта; проблематизацию анализируемых положений; исследовательские работы; проведение деловых игр на тему: «Онтогенез человека».

Таким образом, изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию дополнительных компетенций у бакалавров направления «Педагогическое образование». Будущий педагог соответственно должен располагать сведениями о ана-томо-физиологических спецификах организма школьника, возрастных нормативах, гигиенических мероприятиях, и соответственно применять

—--—

комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. А также должен уметь применять знания о закономерности биологического и социального разви-

тия, знать функциональные возможности детского организма в различных возрастах, основные психофизиологические механизмы познавательной, ориентировочной и учебной деятельности как фундамента для изучения психологии и педагогики.

~ 10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.