Научная статья на тему 'Педагогические функции православной духовной музыки в подготовке будущего учителя'

Педагогические функции православной духовной музыки в подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столица Александр Александрович

Анализируются основные педагогические функции православной духовной музыки как компонента профессиональной подготовки учителя музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические функции православной духовной музыки в подготовке будущего учителя»

3. Рациональное сочетание традиционных и инновационных форм и способов обучения, внедрение новых педагогических технологий (информационных технологий) и новых форм обучения, а именно - дистанционной (ДО), направленной на реализацию технологии личностно ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, са-моразвивающейся, самоактуализируюгций-ся личности (К. Роджерс, А.Г. Маслоу). Основанием для выделения этого требования является положение о том, что в результате интеграции ДО в очную форму обучения выявляются, учитываются и развиваются индивидуальные способности студентов, создается и совершенствуется индивидуальный стиль мышления, самодеятельности. Например, организация обсуждения проблемы в Интернет-форуме, которое является аналогом дискуссии на уроке, но при этом дает возможность «отсроченного по времени» высказывания, обдумывания ответа (столько, сколько необходимо для формулировки мысли), т. к. данный вид общения проходит offline. Это позволяет даже самым слабым студентам участвовать в дискуссии и наравне с сильными приходить к какому-либо решению, что им часто не удается на аудиторных занятиях в виду своих психологических особенностей.

4. Коллективизм выступает одним из условий проявления и развития индивидуальности человека (Т.П. Резник). Подлинный коллективизм - это не собрание безликих, «подстриженных под одну гребенку» индивидов, а объединение самобытных и неповторимых индивидуальностей. Поэтому определить цели и методы воспитания невозможно без учета диалектики коллективности и индивидуальности [6]. Основанием для выделения этого требования является положение о том, что работа в коллективе вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам. Тем самым устраняется резко выраженный индивидуализм, являющийся отрицательной стороной индивидуальности.

Следовательно, при организации СРС в соответствии с перечисленными требованиями она будет обеспечивать развитие индивидуальности студентов, т. к. эта познавательная творческая деятельность, в процессе которой творческая активность

студента как субъекта направлена на созидание, проявление своей самобытности и субъектности, способствует самоопределению и саморазвитию.

Литература

1. Богданова, Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: монография / Р.У. Богданова. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

2. Весна, Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека /Е.Б. Весна // Мир психологии. 1999. № 4. С.279 -285.

3. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калининград, 2000.

4. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя / Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1991.

5. Прохорова, Н.А. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: дис. ... канд. пед. наук/

Н.А. Прохорова. Казань, 2005.

6. Резник, Т.П. Проектная деятельность как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвузов (на материале преподавания иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Резник. Волгоград, 2004.

7. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.

А.А. СТОЛИЦА (Таганрог)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Анализируются основные педагогические функции православной духовной музыки как компонента профессиональной подготовки учителя музыки.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В результате перемен, произошедших в общественном сознании и государствен-

© Столица А.А., 2007

ной политике, была отвергнута официальная коммунистическая идеология, однако разрушались и многие духовно-нравствен-ные идеалы. Сведенной до минимума оказалась воспитательная функция системы образования. Перед обществом стоит задача восстановления исторической памяти народа, которая обеспечивает восстановление нравственных ориентиров, ценностей культуры, духовных традиций.

Духовное воспитание отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам общества и пытается подготовить будущих учителей музыки нового склада, с высокими нравственными понятиями и навыками. Современная музыкально-педаго-гическая школа становится институтом духовно-нравственного воспитания, носителем высших идеалов общества, социального прогресса, умственного развития студентов, способных к профессиональной музыкально -педагогической деятельности. Анализируя способы древнерусского просвещения, следует отметить в них духов-но-религиозный аспект. История древнерусского просвещения открывается летописными известиями о том, что киевские князья Владимир и Ярослав начали строить по городам церкви, собирать в них для учения детей и обязали новоприбывших из Византии священников учить детей [1; 2; 9].

Формирование педагогической направленности и осознание цели воспитания в исторической судьбе русского народа происходили под влиянием православной духовной музыки. По мнению русских философов К.С. Аксакова, И.В. Кириевско-го, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, менталитет русского народа как нации сложился под влиянием духовной музыки в контексте православной культуры [ 1; 8]. Педагогические функции духовной музыки направлены на развитие ценностей, которые в высшей степени свойственны русскому человеку: преданность воле Бо-жией, любовь и смирение, общительность с ближними и устремление всех помыслов к воцерковленной, одухотворенной православной жизни, переход от воспитания к душепопечению.

Духовная музыка представляет собой уникальный тип музыкальной культуры, которая развивает у будущего педагога «музыкальность, эмпатийность, профессио-

нальное мышление и самосознание, артистизм, креативность» [3: 118]. Ее воздействие на слушателя необычайно велико, и, по мнению И.М. Ромащук, как росписи храма есть богословие в красках, так и молитвенные песнопения есть богословие в звуках [6]. Музыка включена в ритуал, воздействует вместе с архитектурой, иконописью, убранством на все органы чувств.

Наши исследования показывают, что нерасторжимое синкретическое единство образуют и текст с напевом. Само духовное пение было мелодически расширенным чтением. Мелодия не только сопровождает текст, но расшифровывает, интерпретирует его содержание, живописуя звуками то, что не выразить словами, когда «синтез в работе над музыкальным произведением выступает как целостный подход к пониманию и выбору всех художественно выразительных компонентов, составляющих сущность содержания произведения при его восприятии, исполнении и донесении до слушателей» [3: 119].

Основными педагогическими функциями православной духовной музыки является формирование у студентов понятий об этике и ее сущности, нравственных межличностных отношений, духов-но-нравственных ценностей человечества: доброты, отзывчивости, уважения, мудрости, гуманности, альтруизма, справедливости, бескорыстия, милосердия, праведного образа жизни.

Духовная музыка являет собой и уникальный способ познания и восприятия духовного текста. Как пишет О.Е. Шелу-дякова, «в процессе общения с самим собой, в акте автокоммуникации происходит самопознание, открываются сердечные свойства, доселе неведомые. Личность здесь предстает как открытая система, способная к расширению и углублению. Содержащаяся в духовной музыке эстетическая и нравственная информация позволяет воспринять действительность по-ино-му. В окружающих явлениях видится высшая логика, они освещаются светом упования и наполняются гармонией любви» [9: 5].

Древнерусское духовно-певческое образование соединяет в себе целый ряд тенденций, актуальных для современной общей педагогики, интегрирующих педаго-

гические функции православной духовной музыки. Наши исследования показывают, что певческое обучение и воспитание, как и в Древней Руси, обеспечивает решение задач нравственного воспитания, возвращения человека к его первоначальному замыслу, чистоте сердца, твердости этических установок, цельности образа во всех его составляющих.

Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения становится первоочередной задачей в условиях модернизации российского образования. При этом происходит комплексное воздействие на разум, чувство и действие.

В певческом искусстве, безусловно, учитывается и эстетическая сторона, обеспечивающая сознательное воспитание умения восприятия и верного понимания прекрасного в искусстве. Педагогические функции понимаются как онтологическая категория, в которой еще с апостольских времен были сформулированы основные качества духовного пения - назидательность, утешительность, благодатность [4; 5; 7].

Таким образом, воспитание в певческом искусстве происходит как решение двух взаимосвязанных задач нравственного и эстетического воспитания, первое из которых являлось приоритетом и системой ценностей для второго. Эта взаимосвязь вполне оправданна, т. к. необходимым условием создания духовного песнопения являлся нравственный компонент. В опытно-экспериментальном исследовании при воздействии православной духовной музыки студенты призывались к сдержанности и благородству внешнего поведения и самоощущения, проистекающим от огромного благоговения перед святостью происходящего, перед высотой богослужебного пения как проповеди высшего, священного. Активно формировались эстетические знания об истории певческого искусства, иконописи, архитектуры. В этих рамках обязательно присутствовал и компонент нравственного знания; подчеркивалось, что творцами икон были святые, не только уникальным мастерством, но и своей жизнью прославлявшие Творца.

Эстетическая культура воспитывалась и самой педагогической профессией. Пение раскрывалось как высокое мастерство

отражения тончайших деталей высокого духовного смысла боговдохновенного текста, точных тембровых красок, звукове-дения. Во всей полноте вставало перед певчими наследие прошлого, знакомили студентов с выдающимися распевщиками, историей русской и византийской церковной культуры. Эстетические идеалы выявлялись в духовных произведениях искусства и в окружающем мире.

Таким образом, в обучении духовному пению сочетаются нравственно-воспитательная, познавательная, эстетическая, действенно-практическая и музыкальнообразовательная стороны, в единстве обеспечивающие сложнейший педагогический процесс, направленный на развитие способностей будущих учителей музыки.

В ситуации обновления содержания образования возникает острая необходимость радикального пересмотра оснований образовательной практики и педагогической деятельности, роли духовной музыки в профессиональной подготовке будущего учителя, ее творческого влияния на развитие духовных сил путем созидания определенных условий.

Личность студента развивается «из самой себя», в ее высших и творческих силах она связана с миром ценностей -сверхиндивидуальных, сверхэмпиричес -ких сил. Помощь в понимании и осмыслении высших духовных ценностей несет в себе духовная музыка, где в живом социальном опыте опирается на объективную сферу, на ценности, которые возвышаются над личностью и придают ей значительность.

Знакомя студента с духовной музыкой и другими произведениями искусства на духовные темы, преподаватель тем самым приобщает его к огромному человеческому опыту, сконцентрированному в музыкальном искусстве. В духовной музыке, обладающей особым энергетическим зарядом и огромной силой воздействия, отражающей нравственно-эстетические и этические идеалы человечества, образцы высокого искусства представлены наиболее полно и ярко.

Духовная музыкальная культура несет в себе высокую духовность и нравственность. Она является значительной частью воспитания и самоопределения человека, гармоничного развития личности.

Литература

1. Барковская, С.П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук/ С.П. Барковская. М., 1999.

2. Демков, М. И. История русской педагогики / М.И. Демков. 3-е изд. М., 1913. 302 с.

3. Высочкина, Н.Е. Развитие интонационного мышления как качества будущего педагога-музыканта / Н.Е. Высочкина // Изв. Волгогр. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2007. №1 (19).

4. Св. Иоанн Златоуст. Для чего употребляется пение / Св. Иоанн Златоуст. М., 2001. 215 с.

5. Кудряшова, А.Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций

и отечественной системы светского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

A.Н. Кудряшова. Ростов н/Д., 2006.

6. Мартынов, В.А. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси /

B.А. Мартынов. М., 2000. 420 с.

7. Арх. Трифон (Плотников). Будущее России: образование и воспитание / арх. Трифон (Плотников). 2006. 356 с.

8. Ромащук, И.М. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: сб. ст., воспоминаний, архивных документов. / И.М. Ромащук. М., 2000. 540 с.

9. Шелудякова, О.Е. Древнерусское цер-ковно-певческое образование как средство воспитания духовности / О.Е. Шелудякова. М., 2001. 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.