УДК 37.017.93(470)212
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РЕГЕНТСКОЙ ШКОЛЫ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
PEDAGOGICAL TRADITIONS OF PRESENTORIAL SCHOOL OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS A FACTOR IN MORAL EDUCATION OF CHILDREN
Н. Н. Жаднова
N. N. Zhadnova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения традиций регентской школы Русской православной церкви. Педагогические традиции регентского дела Русской православной церкви рассматриваются как фактор нравственного воспитания детей. Исследуются история возникновения и эволюция традиций регентского дела, рассматриваются вопросы профессиональной подготовки и принципы обучения регентов. Поднимаются вопросы о ведущей роли нравственного воспитания в становлении и формировании личности, о необходимости выявлять и укоренять лучшие традиции отечественного музыкального образования, обращать особое внимание на возрождение и сохранение педагогических традиций регентского дела.
Abstract. The article is devoted to the problem of studying the traditions of precentorial school of the Russian Orthodox Church. The pedagogical tradition precentorship of the Russian Orthodox Church is considered as a factor in moral education of children. The paper examines the history and evolution of the traditions of precentorship, the issues of professional training of cantors. It raises the problem of the leading role of moral education in the development and formation of personality, the need to identify and engrain the best traditions of the Russian musical education, to pay special attention to the revival and preservation of the pedagogical tradition of precentorship.
Ключевые слова: нравственное воспитание, хоровое дирижирование, регент, православие, певческие традиции.
Keywords: moral education, choral conducting, cantor, Orthodoxy, singing traditions.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях расширяющейся глобализации и происходящих социальных преобразований особую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания личности, а также сохранения преемственности традиций народной культуры, в том числе и в области нравственного воспитания. Большой вклад в этом направлении внесли в народную культуру традиции православия, в частности, традиции русской регентской службы. Основу регентской школы в России составила православная музыкальная культура, выполняющая воспитательные функции: воспитание любви к искусству, красоте, формирование у исполнителей и слушателей
установки на доброту помыслов и др. В этом состоит непреходящая ценность православных педагогических традиций, сохранение которых может способствовать нравственному воспитанию детей, так как, по образному выражению композитора Д. Б. Кабалевского, «прекрасное пробуждает доброе».
Материал и методика исследований. Нами были использованы методы теоретические (анализ философской, исторической, психологической, педагогической, культурологической, музыковедческой литературы по теме исследования, работа с архивными материалами) и эмпирические (анализ и обобщение опыта регентов и преподавателей педагогических вузов, колледжей и училищ). Исследование проблемы педагогических традиций регентской школы предполагает сочетание нескольких подходов:
• культурологического, направленного на рассмотрение традиций нравственного воспитания регентов в контексте общероссийской культуры, а также в сочетании с традициями отечественной музыкальной педагогики;
• личностно ориентированного, подразумевающего становление личности, развитие самосознания, восприятия себя как носителя отечественной нравственной и музыкальной культуры;
системного, предполагающего моделирование системы подготовки руководителей хоровых коллективов с учетом традиций нравственного воспитания регентской школы, включающего в себя: цель, задачи, принципы построения данной модели, методы обучения, формы организации и содержание учебного процесса, а также педагогические условия, способствующие эффективности реализации данной модели.
Результаты исследований и их обсуждение. В последнее время значительно усилился интерес педагогической общественности к проблеме нравственного воспитания. Это происходит не случайно, т. к. в результате экономических, социальных и культурных перемен в обществе происходят необратимые процессы, оказывающие значительное влияние на подрастающее поколение. Известно, что основой нравственного воспитания личности являются культурные нормы и ценности той среды, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому очень важно с самого раннего возраста начинать всесторонне развивать детей, воспитывая на шедеврах мирового искусства, знакомить их с самым разнообразным музыкальным репертуаром, который включает произведения всех направлений и стилей, используя как классические произведения, так и современные, фольклорные и духовные. Приобщение учащихся к традициям русской культуры и лучшим образцам мировой музыки является важнейшим фактором, помогающим оградить подрастающее поколение от пагубного влияния окружающей действительности, в которой прагматическое отношение к жизни определяет и масскультуру как его отражение.
Проблема нравственного становления личности имела место еще в античном мире. Вопросы о ведущей роли нравственного воспитания в формировании и становлении личности осознавались и ставились уже в педагогике Древней Греции, где совершенным человеком считали того, кто прекрасен не только в физическом, но и в нравственном отношении. Древнегреческие философы утверждали, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, и придавали огромное значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках [2]. Много веков спустя чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский будет цитировать философа Древнего Рима Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней», а также приведет народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [5]. Немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт также
выдвигал нравственное воспитание на первый план. Выступая за воспитание в детях послушания, дисциплинированности и покорности, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность» [4].
Последующее развитие проблема нравственного воспитания детей получила в трудах Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других европейских мыслителей. Русские просветители А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов также придавали большое значение нравственному воспитанию, рассматривая его как необходимый критерий гармоничного развития личности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что из всего спектра наук главнейшей нужно считать науку о том, как жить, делая как можно больше добра и как можно меньше зла. Однако наиболее цельно и точно значимость нравственного воспитания в развитии и формировании личности охарактеризовал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...» [11]. В Толковом словаре русского языка нравственность толкуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [8]. Нравственное воспитание личности, как отмечает Е. Е. Алтынкович, можно рассматривать как сложный и многогранный процесс, в котором «вырабатывание у личности нравственных идеалов, понятий, убеждений, привычек, морального поведения осуществляется на уровне сознания, разума» [1, 13].
Как известно, принципы нравственного воспитания в России формировались на основе традиций православной культуры. Огромное влияние на воспитание детей и традиции народа оказывала православная церковь, одухотворявшая и освящавшая все стороны его деятельности. Культурные и духовные традиции создавались на принципах православной веры и народных обычаев, с помощью которых формировались основы эстетического, трудового, религиозного и нравственного воспитания. Народные традиции и обычаи, с одной стороны, и духовная культура - с другой, выдвигались в качестве двух взаимосвязанных форм воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Православная вера, пришедшая на Киевскую Русь из Византии в Х веке, стала духовно-нравственной основой ее жизни и определила направление древнерусской педагогики. Именно с принятием христианства на Руси начинает развиваться самобытная русская культура и, в частности, русская духовная музыка, развивавшаяся исключительно в лоне церкви и исполнявшаяся только церковными хорами в течение длительного исторического периода.
Воспитательные традиции, заложившие основу древнерусской педагогики, насчитывают более чем двухтысячелетнюю историю. Киевская Русь, переняв традиции Восточной церкви, унаследовала традиции богослужебного искусства, в том числе и регентского, «которые были созданы предшествующим тысячелетием общецерковной жизни и истории» [6]. Эти традиции, заключающиеся в интонационном богатстве и символической природе древнерусских песнопений, в красоте самого пения, вполне могут рассматриваться как педагогические традиции: воспитание любви к искусству как к неотъемлемой части самой жизни, любви к отечеству, воспитание коллективизма и др.
В первых певческих школах на Руси - общественных и частных - осуществлялось обучение церковному пению. В летописях постоянно упоминаются певцы, доместики (учителя), а также Владимирский, Киевский, Московский, Новгородский, Псковский и
Ростовский клиросы: «Клирошане и доместики принадлежали к сословию людей церковных, то есть получивших благословение на служение в церкви. Православное пение было их профессиональной обязанностью» [9].
На Архиерейском соборе 1274 года впервые на Руси решалась проблема профессиональной подготовки певчих и руководителей православных хоров. Поместным собором было установлено правило о разрешении заниматься богослужебным пением и чтением специально подготовленным людям, получившим благословение архиерея. Нужно отметить, что кроме сугубо церковных предписаний в требованиях к будущим певцам и чтецам особо указывалось на их нравственные качества. На протяжении XV века самой лучшей считалась новгородская школа, в которой преподавали учителя, прославленные знанием церковного пения. В программу обучения кроме пения входили «канонархатие, псалмодическое и экфонетическое пение» [9]. В XVI веке, как отмечал И. А. Гарднер, историк и исследователь русского церковного пения, «ведущее значение в области богослужебного пения постепенно переходит к Москве. Но все же Новгород оставался до XVII века важным центром не только практической разработки богослужебного пения, но и центром певческо-теоретической мысли...» [3]. Со временем новгородская певческая школа вливается в московскую, воспитавшую немало профессиональных музыкантов, тем самым подготовив почву для образования первых профессиональных хоровых коллективов. Один из них - хор Государевых певчих дьяков, в состав которого входили наиболее одаренные певцы, отобранные из разных уголков России, - был основан по образцу певчих византийского императора. Собравшиеся в нем молодые люди «приносили с собой знание местных церковных напевов, которые впоследствии сложились в одно целое и образовали собой так называемый "придворный напев", издание которого рассылалось по всей России» [10]. Главным назначением другого коллектива - хора Патриарших дьяков - было обязательное выполнение церковного устава, сочетавшееся с соблюдением и сохранением певческих традиций [10].
В последующие века эти коллективы - Патриарший хор в Москве и хор Государевых певчих дьяков в Петербурге - соединят в своей деятельности образовательную и исполнительскую функции музыкального образования. Эти хоры сыграли «неоценимую роль в подготовке регентов, учителей пения, оперных певцов. Обучаясь в них, певцы приобретали общую музыкальную культуру и вырабатывали комплекс вокальных навыков» [7]. Именно на основе этих двух главных хоров (Придворного и Синодального) сформировались две ведущие школы хорового искусства России - петербургская и московская.
При Придворной певческой капелле в 1847 г. было положено начало обучению регентскому делу. Организация обучения регентов была одобрена указом Святейшего Синода Русской православной церкви, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось направлять на обучение одаренных певцов для получения регентского образования. С этого момента регентами хоров и учителями пения могли становиться только закончившие учебу и получившие соответствующие аттестаты в Придворной певческой капелле воспитанники [9].
После переезда Придворного хора в Санкт-Петербург Синодальный хор, оставшийся в Москве, продолжает развивать новгородские певческие традиции. Открытое при нем Синодальное училище церковного пения - высшее специальное музыкально-учебное заведение - стало «крупнейшим центром научных исследований церковного пения и подготовки кадров учителей пения и регентов самой высокой квалификации» [7]. Здесь были
разработаны единые принципы дирижерско-хорового образования, объединившие в единый комплекс все профилирующие дисциплины профессиональной направленности для подготовки хорового специалиста. Выпускники училища за время обучения осваивали все стороны хоровой профессии: специалиста хорового пения, хормейстера, хорового дирижера, хорового композитора, учителя церковного и светского школьного хорового пения, учителя теории музыки, специалиста по хоровой аранжировке и методиста школьного хорового пения [9]. Музыканты, получившие прекрасное образование, в дальнейшем направлялись либо руководителями церковных хоров, либо преподавателями хорового пения в учебные заведения всей страны, что впоследствии оказало огромное влияние на развитие хорового искусства в России. Это обстоятельство содействовало тому, что русское хоровое пение к началу XX века достигло такого высокого художественного и профессионального уровня, что стало широко известно и популярно за пределами России [10].
Резюме. Таким образом, опыт обучения в регентских классах Придворной певческой капеллы и в Синодальном училище заложил основу профессионального обучения хоровых дирижеров и учителей пения в России. Образовательный процесс в учебных заведениях, занимающихся подготовкой певчих и регентов в начале прошлого века, «отличался симбиозом высокой духовности, профессионализма и фундаментальных знаний в разных областях науки и культуры», о чем свидетельствуют архивные материалы и исследования ученых. По этой причине современной музыкальной педагогике необходимо обратить особое внимание на возрождение и сохранение педагогических традиций регентской школы Русской православной церкви, основу которой составляют нравственность и духовность, рассматриваемые в качестве целевых ориентиров современного образования, в частности, воспитания детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтынкович, Е. Е. Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности / Е. Е. Алтын-кович // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. -№ 2 (70). Ч. 2. - С. 12-16.
2. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4 / Аристотель. - М. : Мысль, 1983. - 830 с.
3. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской православной церкви : в 2 т. Т. 1 / И. А. Гарднер. - М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - 498 с.
4. Гербарт, И. Ф. Идеи эстетического воспитания : в 2 т. Т. 2 / И. Ф. Гербарт. - М. : Искусство, 1973. -
368 с.
5. Коменский, Я. А. Сочинения / Я. А. Коменский. - М. : Наука, 1997. - 480 с.
6. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Н. А. Менчинская. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.
7. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К. Ф. Никольская-Береговская. - Казань : Владос, 2003. - 304 с.
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, 2008. -
736 с.
9. Пляскина, Е. В. Развитие церковно-певческого образования [Электронный ресурс] / Е. В. Пляскина. -Режим доступа : http://www.iwep.ru/documents/ru/journal/contents/journal/4/pages037-043.pdf
10. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. - Смоленск : Смядынь, 2004. - 229 с.
11. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 239 с.