Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В КИТАЕ / ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лу Чжаосин

Пекинская опера (京剧) - одна из важных частей традиционного китайского искусства. Обучение мастерству пекинской оперы представляет собой сложный процесс, выходящий далеко за рамки оперного вокала и включающий в себя приобретение навыков боевых искусств, хореографических, акробатических и других навыков. В данной статье делается попытка проанализировать роль исполнителей и учителей в пекинской опере, а также рассмотреть процесс обучения этому виду искусства в современном Китае, а именно после образования Китайской народной республики, так как основной массив литературы не раскрывает данный процесс в современности. Методы, использованные в работе, включают исторический анализ, а также контент-анализ литературных источников и интервью профессиональных исполнительниц столичной оперы. Благодаря анализу литературных источников и интервью, удалось не только проанализировать исторический контекст развития пекинской оперы, восстановить процесс обучения учащихся, но и проследить возможные сценарии начала их карьерного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PERFORMERS IN TEACHING THE ART OF PEKING OPERA

Beijing opera, also known as Peking opera (京剧) is one of the most important parts of traditional Chinese art. Beijing opera training is a complex process that goes far beyond opera vocals and includes the acquisition of martial, choreography, acrobatic and other skills. This article attempts to analyze the role of performers and teachers in Peking opera, as well as to consider the process of teaching this type of art in modern China, namely after the proclamation of the People’s Republic of China, since the main body of literature does not cover this process in modern times. The methods used in the work include historical analysis, as well as content analysis of literature on the topic and interviews with professional performers of the Beijing opera. Analyzing the literature and interviews enabled the further analysis of the historical context of the development of Peking Opera, restoring the educational process, moreover, tracing possible scenarios for the beginning of student’s career path.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ»

Педагогические аспекты взаимодействия педагогов и исполнителей при обучении искусству пекинской оперы

Лу Чжаосин,

Степень магистра в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена E-mail: weipeiyaopo11@bk.ru

Пекинская опера (жИ) - одна из важных частей традиционного китайского искусства. Обучение мастерству пекинской оперы представляет собой сложный процесс, выходящий далеко за рамки оперного вокала и включающий в себя приобретение навыков боевых искусств, хореографических, акробатических и других навыков. В данной статье делается попытка проанализировать роль исполнителей и учителей в пекинской опере, а также рассмотреть процесс обучения этому виду искусства в современном Китае, а именно после образования Китайской народной республики, так как основной массив литературы не раскрывает данный процесс в современности. Методы, использованные в работе, включают исторический анализ, а также контент-анализ литературных источников и интервью профессиональных исполнительниц столичной оперы. Благодаря анализу литературных источников и интервью, удалось не только проанализировать исторический контекст развития пекинской оперы, восстановить процесс обучения учащихся, но и проследить возможные сценарии начала их карьерного пути.

Ключевые слова: обучение в Китае, пекинская опера, музыкальное образование, Китай, музыка.

Введение: цель, методы и обзор литературы

Пекинская опера - один из самых узнаваемых видов искусства, берущих начало в Китае. Обучению этому виду искусства имело несколько ступеней развития. Цель данной статьи - проанализировать главные составляющие обучения пекинской опере в современности. Для этого будет рассмотрено понятие пекинской оперы, исторический контекст, а также развитие самого процесса обучения. Методы, которые были использованы для написания данной статьи, представляют собой контент- и исторический анализ литературы, а также анализ интервью исполнительниц пекинской оперы, находящихся в открытом доступе. Литература по теме, которая была использована для написания работы, делится на несколько типов: исследования на тему определения, раскрытия понятия пекинской оперы и описывающая исторический контекст, на данные темы было проведено множество исследований именитых авторов, в работе были использованы наиболее новые литературные произведения. При этом, работ, написанных на тему обучения пекинской опере крайне мало, особенно ограничен круг работ, посвященных исследованию процесса последних пятидесяти лет. В связи с этим, автор надеется дополнить объем работ по теме обучения пекинской опере в Китае анализом данного процесса за последние 50 лет.

Данная работа во многом написана с опорой на интервью, двух профессиональных актрис и исполнительниц Пекинской оперы, которые были взяты Джоном Д. Митчеллом, Дональдом Чангом и Роджером Ю, и акцент в которых был сделан на методы обучения пекинской опере и собственному взгляду исполнительниц на ее стиль.

о с

U см

Определение Пекинской оперы

Пекинская опера - это исконно китайская форма искусства, которая сопровождается тщательно продуманными костюмами, гримом, жестикуляцией и акробатическими сценическими движениями, уникальным музыкальным стилем. Пекинская опера представляет собой слияние стилизованных моделей одежды, макияжа, действия, постановки, текста и музыки (как инструментальной, так и вокальной). Каждый из этих параметров является частью многовековой системы. Пекинская опера (^ЖУ) - один из более чем трехсот видов традиционной китайской оперы и, вероятно, самый известный. Четыре типа китайской оперы в настоящее время внесены в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО» (учреждение

Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Пекинская опера была добавлена в этот список в 2010 году [1, с. 1]. Среди наиболее известных видов китайской оперы также выделяют Куньцюй (^Й) и Юэфу (^Й), эти южные типы опер, внесенные в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» на ряду с пекинской оперой, используют некоторые звуковые и визуальные характеристики, которые параллельны или напоминают пекинскую оперу. Четвертый вид оперы, внесенный в указанный список - Тибетская опера (Щ^).

Несмотря на то, что молодое поколение китайцев часто не проявляет особого интереса к пекинской опере и опере в целом, они высоко ценят ее как художественную, исторически значимую, репрезентативную форму искусства.

Исторический контекст и развитие Пекинской оперы

Пекинская опера традиционно предполагает, что ее участники должны быть одеты в костюмы, напоминающие одежду времен династии Мин (13681644), хотя современные постановки, созданные с 1912 года и позднее, когда закончилось имперское правление, могут предполагать и использование современной одежды. Большая часть постановок пекинской оперы датируется имперскими временами и включает персонажей из китайской истории, легенд и мифов. Книга о пекинской опере, написанная и опубликованная в 1970 годах Колином Маккер-расом, включает в себя разные периоды развития феномена и содержит более 1220 произведений [5, с. 15]. Постановки пекинской оперы часто состоят из известных сцен, взятых из нескольких разных литературных произведений, а не иллюстрирующих один повествовательный сюжет. Пекинская опера представляет собой смесь региональных оперных жанров, существовавших в Китае на протяжении нескольких веков.

Пьесы и устные рассказы, дополняемые музыкальным сопровождением, исполнялись в китайских деревнях, поселках и городах на протяжении веков, привлекая в основном неграмотную аудиторию из низшего сословия, при этом исполнители, как правило, также происходили из низшего класса и часто подвергались стигматизации [6, с.

36]. Многие начали свое обучение в детстве, иногда будучи отвергнутыми своими семьями, пережив годы лишений. В долгой истории китайской оперы конец восемнадцатого века был особенно значительным, когда члены императорской семьи начали проявлять большой интерес к этой форме искусства. Один из самых важных деятелей династии Цин (1644-1911), император Цяньлун (годы правления 1736-1796), начал заказывать оперные представления для императорского двора [6, с.

37]. 1790 год стал переломным в истории пекинской оперы. Чтобы отпраздновать восьмидесятилетие императора Цяньлуна, несколько оперных трупп прибыли из провинции Аньхой, чтобы вы-

ступить в Пекине. Представление имело большой успех, после чего пекинская опера стала привлекать меценатов и зрителей в столице и приобрело черты, которые со временем отличали «столичную оперу» от других жанров. В девятнадцатом веке популярность пекинской оперы росла быстрыми темпами, и важные семьи ее исполнителей передавали свое искусство и техники последующим поколениям. На знаменитой картине Шэнь Рон-гпу, написанной во второй половине 19 века, изображены тринадцать известных оперных актеров, картина иллюстрирует типичные костюмы для героев пекинской оперы, а также демонстрирует, что актеры могли изображать на сцене как мужчин, так и женщин. В последние десятилетия девятнадцатого века вдовствующая императрица Цыси (1835-1908) была одной из наиболее запомнившихся правительниц, внесших вклад в развитие традиционного китайского искусства, так как она активно поддерживала пекинскую оперу, построила специальные дворцовые оперные театры. В 20 веке пекинская опера стала своего рода национальным китайским театром, который ассоциировали с этим видом искусства как внутри, так и за пределами страны. При этом, на самом деле в начале двадцатого века он нечасто исполнялся за пределами Пекина [4, с. 31]. Пекинская опера продолжала привлекать внимание в течение десятилетий между окончанием имперского правления в 1912 году и основанием Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года. Некоторые актеры пекинской оперы стали особенно известными благодаря исполнению женских ролей на сцене в этот период. Из них самым известным был Мэй Лань-фан (1894-1961), который выступал по всему миру и вдохновил нескольких современных кинорежиссеров на то, чтобы снять и выпустить в прокат его биографию. Например, фильм 2009 года Чэня Кайгэ. К концу его поездки в 1935 году в Россию, Германию и Америку его работы вызвали восхищение у наиболее известных лиц западного театра, в том числе у Константина Станиславского и Бертольта Брехта [2, с. 171]. В двадцатом веке мужчины, изображающие женские роли на сцене, понемногу уступили место актрисам-женщинам. В настоящее время в некоторых спектаклях наблюдается обратная ситуация - исполнительницы женского пола играют мужские роли, что делает традицию переодевания в одежду другого пола в пекинской опере полноценной.

Политика Культурной революции (около 19661976 гг.) предполагала трансформацию пекинской оперы в строго ограниченное число утвержденных «образцовых пьес», несущих соответствующие политические идеи. Наконец, в период, начинающийся с введения «политики реформ и открытости» (примерно с 1978 г.) и по настоящее время пекинская опера возвращает свое прежнее величие, исполняются самые разнообразные постановки (как традиционные, так и современные), а оперные труппы, театры и учебные заведения получили некоторую официальную государственную поддержку. Китай-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

цы, живущие за границей, распространяют традиции исполнения пекинской оперы, а некоторые современные организации, такие как, например, Институт Конфуция, продолжают поддерживать гастроли китайской оперы по всему миру.

Развитие процесса обучения пекинской опере

Основным учреждением, осуществляющим подготовку исполнителей пекинской оперы, а также другой китайской оперы, является Национальная академия китайского театрального искусства

-государственный университет в районе Фэнтай в Пекине, предлагающий программы бакалавриата и магистратуры по китайской опере. В Национальной академии китайского театрального искусства имеется департамент Пекинской оперы (ШШШ-). Также существуют и другие академии, в которых студенты могут обучаться мастерству пекинской оперы. Важно отметить, что хотя пекинская опера и называется оперой, она сочетает в себе вокал, танцевальные движения, акробатику, а даже навыки боевых искусств [3]. Зачастую процесс обучения начинается с малых лет.

Что касается обучения пекинской опере на стадии начальной и средней школы, система изменилась в пользу баланса академических занятий и обучения опере только во ближе к 1970 годам. В ответе на вопрос интервьюера, заданного профессиональной исполнительнице пекинской оперы в 1974 году, она отметила, что в тот момент детям в академиях начали преподавать школьную программу по вечерам, до этого учащиеся проводили дни и ночи за обучением пекинской опере, все, что они узнавали, касалось происходящего на сцене. Ближе к концу 20 века, однако, как власти КНР, так и Тайваня, где пекинская опера довольно распространена, поставили условие, что все студенты должны получать в том числе и классическое образование, поэтому половина времени в академиях стало посвящаться академическим занятиям. В этом были как преимущества, так и недостатки. Время, отводимое на обучение многим навыкам пекинской оперы, сократилось в два раза. Тем не менее, студенты получали более разностороннюю подготовку.

Процесс обучения пекинской опере в академиях, особенно начиная с 20 века, не является распространенной темой для исследований, однако основываясь на нескольких интервью, можно попытаться восстановить его.

Помимо получения необходимых навыков, в обязанности учащихся входит «забота о своем голосе», в это понятие вкладывается отказ от алкогольных напитков, правильный сон, соблюдение здорового образа жизни. Опишем один из вариантов утренних занятий в академии до того, как в программу обучения были включены академи-— ческие занятия. Утренние упражнения начинались на заднем дворе школы, когда, стоя лицом «м к стене, дети репетировали реплики громким го-еЗ лосом. Далее они переходили к отработке сальто, ]| прыжков и других акробатических трюков. Затем

они принимались за выучивание текстов в формате «учитель говорит строчку - учащиеся повторяют». Все, что выучивалось за один день, должно было сохраниться в памяти. Некоторое время спустя другие учителя приходили в класс и играли на различных музыкальных инструментах, чтобы аккомпанировать пению студентов, после чего дети могли пойти на обед, который длился около двух часов. После этого наступало время для репетиции выступлений на сцене, затем учащиеся, как правило, возвращались к акробатике и занимались ей до ужина. После ужина и почти до полуночи дети репетировали выступления на сцене. Если верить исполнительницам пекинской оперы, интервью которых находятся в открытом доступе, каждый день был регламентирован и состоял примерно из такого расписания, которое описано выше. Согласно мнениям профессионалов, которые добились успеха в пекинской опере, такие суровые обстоятельства были необходимы для обучения [3, с. 185]. За примерно 30 лет обучение пекинской опере вряд ли претерпевало сильные изменения, за исключением добавления к расписанию академических предметов и возращения практики частных занятий вплоть до 2021 года, когда частное образование было фактически запрещено.

В течение первого года в академии, после того как студенты заканчивают начальную подготовку, они начинают играть в спектаклях второстепенные роли, например, горничных, охранников, обслуживающий персонал. Это позволяет им победить страхи и знать, как находиться на сцене. Учителя наблюдают за выступлениями и понимают, для каких ролей подходят ученики. Если учащийся показывает себя хорошо, начинается подготовка к ведущим ролям. Если нет, к второстепенным. Если учителя решают, что ученик не должен выступать на сцене вообще, его готовят на музыканта, чтобы он все еще мог принимать непосредственное участие в выступлении [3, с. 186].

Заключение

Пекинская опера представляет собой не только оперный вокал, этот феномен включает в себя хореографию, акробатические трюки, навыки боевых искусств. Более того, нередко исполнители используют на сцене оружие: копья, алебарды и мечи. Мужчины переодеваются в женщин, а женщины в мужчин. Все это является довольно специфическими практиками для современного театра. Обучение этому процессу, конечно, представляет собой небыстрый и нелегкий процесс, ради которого в какое-то время обучающиеся жертвовали академическими занятиями, при этом не имея гарантий, что они будут отобраны для игры на сцене.

Литература

1. Representative list of the intangible cultural heritage of humanity // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2010.

2. Banu G., Wiswell E.L., Gibson J.V. Mei Lanfang: A case against and a model for the occidental stage // Asian Theatre Journal. 1986. Vol. 3. № . 2. C.153-178.

3. Chang D., Mitchell J.D., Yeu R. How the Chinese Actor Trains: Interviews with Two Peking Opera Performers // Educational Theatre Journal. 1974. Vol. 26. № . 2. C. 183-191.

4. Mackerras C. Peking Opera before the twentieth century // Comparative Drama. 1994. Vol. 28. № . 1. C. 19-42.

5. Mackerras C. The Rise of the Peking Opera, 1770-1870: Social Aspects of the Theatre in Man-chu China / Oxford University Press. Oxford, 1972. 316 c.

6. Silverberg A. A Brief Introduction to Beijing Opera. // Education About Asia: Online Archives. 2012. Vol. 17. C. 35-38.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PERFORMERS IN TEACHING THE ART OF PEKING OPERA

Lu Zhaoxing

The Herzen State Pedagogical University of Russia in St. Petersburg

Beijing opera, also known as Peking opera is one of the most important parts of traditional Chinese art. Beijing opera training is a complex process that goes far beyond opera vocals and includes

the acquisition of martial, choreography, acrobatic and other skills. This article attempts to analyze the role of performers and teachers in Peking opera, as well as to consider the process of teaching this type of art in modern China, namely after the proclamation of the People's Republic of China, since the main body of literature does not cover this process in modern times. The methods used in the work include historical analysis, as well as content analysis of literature on the topic and interviews with professional performers of the Beijing opera. Analyzing the literature and interviews enabled the further analysis of the historical context of the development of Peking Opera, restoring the educational process, moreover, tracing possible scenarios for the beginning of student's career path.

Keywords: education in China, Peking Opera, Beijing opera, music education, China, music.

References

1. Representative list of the intangible cultural heritage of humanity // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2010.

2. Banu G., Wiswell E.L., Gibson J.V. Mei Lanfang: A case against and a model for the occidental stage // Asian Theatre Journal. 1986. Vol. 3. № . 2. C. 153-178.

3. Chang D., Mitchell J.D., Yeu R. How the Chinese Actor Trains: Interviews with Two Peking Opera Performers // Educational Theatre Journal. 1974. Vol. 26. № . 2. C. 183-191.

4. Mackerras C. Peking Opera before the twentieth century // Comparative Drama. 1994. Vol. 28. № . 1. C. 19-42.

5. Mackerras C. The Rise of the Peking Opera, 1770-1870: Social Aspects of the Theatre in Manchu China / Oxford University Press. Oxford, 1972. 316 c.

6. Silverberg A. A Brief Introduction to Beijing Opera. // Education About Asia: Online Archives. 2012. Vol. 17. C. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.