Научная статья на тему 'Педагогические аспекты развития музыкальных способностей'

Педагогические аспекты развития музыкальных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ВОЛЯ / ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОЛОС / ВОКАЛ / СПОСОБНОСТЬ / ОДАРЁННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / ЛАДОВОЕ ЧУТЬЕ / ЧУВСТВО РИТМА / MUSICAL DEVELOPMENT / PERCEPTION / WILL / SINGING ACTIVITY / VOICE / VOCAL / ABILITY / GIFTEDNESS / ACTIVITY / MUSICAL EAR / FRISKY FLAIR / SENSE OF RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джалилов Эргаш Кенжаевич

В данной статье проанализированы взгляды некоторых специалистов о развитии музыкальных способностей учеников и положительном влиянии искусства на их воспитание и учебу. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенности в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Автор, изучая и анализируя мнения других ученых, пытается доказать актуальность дальнейшего более глубокого анализа данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MUZICAL ABILITIES

This article analyzes the views of some specialists on the development of muzical abilities of students and the positive influence of art on their upbringing and education. The voices of children sound so high, so gentle and pure, in addition, children love to sing, perform at holidays and extracurricular events. This gives them self-confidence, develops aesthetic and artistic taste. The author, studying and analyzing the opinions of other scientists, tries to prove the relevance of further in-depth analysis of this topic.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты развития музыкальных способностей»

Список литературы /References

1. Низамова Р.А. Teaching ESP (English for specific purposes) via communicative approach. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования, №4 (49). 2019. С. 124-127. URL: https://cyberleninka.ruarticle/nteacWng-esp-english-for-specific-purposes-via-communicative-approach/ (date of access: 14/10/2019).

2. Мамадалиева Х.А. The role of games in teaching foreign languages. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования, №1 (42). 2019. С.95-98. https://cyberleninka.ru/article/n7the-role-of-games-in-teaching-foreign-languages/ (date of access: 14/10/2019).

3. Маткаримова Б.Х. Applying role plays in a teaching process: advantages and disadvantages. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования, №11 (57). 2019. С.59-62. https://cyberleninka.ru/article/n/applying-role-plays-in-a-teaching-process-advantages-and-disadvantages/ (date of access: 14/10/2019).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ Джалилов Э.К. Email: Jalilov673@scientifictext.ru

Джалилов Эргаш Кенжаевич - и.о. доцента, кафедра музыкального образования, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье проанализированы взгляды некоторых специалистов о развитии музыкальных способностей учеников и положительном влиянии искусства на их воспитание и учебу. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенности в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Автор, изучая и анализируя мнения других ученых, пытается доказать актуальность дальнейшего более глубокого анализа данной темы. Ключевые слова: музыкальное развитие, восприятие, воля, певческая деятельность, голос, вокал, способность, одарённость, деятельность, музыкальный слух, ладовое чутье, чувство ритма.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MUZICAL

ABILITIES Jalilov E.K.

Jalilov Ergash Kenzhayevich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes the views of some specialists on the development of muzical abilities of students and the positive influence of art on their upbringing and education. The voices of children sound so high, so gentle and pure, in addition, children love to sing, perform at holidays and extracurricular events. This gives them self-confidence, develops aesthetic and artistic taste. The author, studying and analyzing the opinions of other scientists, tries to prove the relevance of further in-depth analysis of this topic. Keywords: musical development, perception, will, singing activity, voice, vocal, ability, giftedness, activity, musical ear, frisky flair, sense of rhythm.

УДК 372.878

Музыка, в отличие от мышления - бессловесного выражения души, отображается звуками. Мышление подобно набитому деньгами кошельку, а мелодия - свободна, она чиста. Если глубоко поразмыслить, можно понять истинное значение понятий «чистота музыки». Потому что мировое музыкальное искусство становится известным на исторической арене под именами авторов, написавших великие произведения.

Характеризуя волшебную силу музыки, Хазрат Мир Алишер Навои пишет о том, что музыка порождает волнение души, под ее воздействием у человека приумножаются возможности и он способен совершать великие дела: «Погонщик возгласом "худий" в пустыне погоняет арабского верблюда, тучи, сталкиваясь вместе с молнией создают небесный гром. Люди слушают различные звуки и музыку, они по-разному воздействует на его мир, и без них невозможно представить жизнь человека».

Согласно мнению специалистов актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известный педагог Сухомлинский.

Как они подчеркивают, в процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.

Всем известно, что человеческий голос - удивительный музыкальный инструмент. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенности в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников. Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровье сберегающий фактор.

Доказано многими учеными, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.

Согласно убеждению ученых, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе [1, 6. 8, 8]. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Согласно наблюдению педагогов, дети, которые занимаются музыкальной деятельностью, - эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Но часто взрослые, не обращают внимания на организацию развития певческих навыков детей, что в дальнейшем сказывается на здоровье и состоянии их нервной системы. Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность школьников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей.

Существует множество подходов к понятию «способности». В различные исторические эпохи ученые, подчеркивая сложность и многоаспектность этого явления, по-разному его осмысливали. Исследованием способностей человека занимались С.Л. Рубинштейн, Б..М. Теплов, В.Д. Шадриков, Л.С. Выготский и др.

В современной научной литературе даются следующие объяснения данному понятию:

Способности — индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Процесс формирования способностей происходит на основе задатков.

Каждый вид деятельности предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям. Тогда как способности человека — мера свойств соответствия личности требованиям деятельности.

Различаются конкретно общие и способности специальные. Общие способности необходимы ради всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные — способности к отражению психической действительности. Элементарные развития — степень восприятия-памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, наблюдательность, всесторонняя степень развития интеллектуального и др. соответствующего. Без уровня развития элементарных и сложных общих способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются способности специальные — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные в структуре др. В личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, полно наиболее отвечающие требованиям сфер широких деятельности [1, 11].

Понятие «способности», как утверждал Б.М.Теплов, содержат три основных мысли. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека»[13].

Отмечается, что способности представляют собой комплексное, синтетическое образование, включающее целый ряд параметров, которые влияют на склонность человека к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, проявляющихся только во время какой-либо деятельности [11].

Рассмотрим понятие «творческие способности», его место в структуре способностей. Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них - творческая), а с другой — к поискам общей ее структуры.

Г.А. Семячкина пишет о том, что в процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией [12].

Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания - интонационный. Его стихийное проявление в народном

хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению[5, 14].

Таким образом, под музыкальными способностями мы понимаем комплекс индивидуально-психологических способностей ребенка, таких как музыкальный слух, ладовое чутье, чувство ритма.

В заключении надо констатировать, что данная статья не претендует на самостоятельное научное исследование, так как здесь только анализированы и приведены мнения специалистов в сфере воспитания музыкальных способностей молодежи, тем самым доказывая согласия автора с вышеприведенными мнениями. Разнообразие мнений по данному вопросу ещё раз подчеркивает необходимость дальнейшего более глубокого изучения научных аспектов данного явления.

Список литературы / References

1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» // Н.А. Ветлугина. М., «Флинта», 2005. 230 с.

2. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология // А.Л. Готсдинер. М.:1993. 210 с.

3. Дмитриев Л.Предисловие к книге Д. Огороднова «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле» // Л. Дмитриев. М.: 2005. С. 6-28.

4. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» // Е.А. Дубровская. М., «Просвещение», 2006. 331 с.

5. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников // Л.Н. Комиссарова. М.: «Просвещение», 1986. 279 с.

6. Ковалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.

7. Леонтьев А.Я. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // А.Я. Леонтьев. Вопросы психологии, 1967. № 6, C. 7-22.

8. Метлов Н.А. Музыка - детям // Н.А. Метлов. М.: Просвещение, 1985.

9. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. Дошкольное воспитание, 1994. № 11. Стр. 52.

10. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии // С. Л. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2002. 720 с.

11. Семячкина Г.А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности — автореф. Дис... канд. пед. наук. // Семячкина Г.А. Якутск, 2009. 23 с.

12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) // Б.М. Теплов. М., 2002. 349 с.

13. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание, 1992. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.