Научная статья на тему 'Педагогические аспекты психофизиологического воздействия русского песенного фольклора и рок-музыки на личность студентов-музыкантов'

Педагогические аспекты психофизиологического воздействия русского песенного фольклора и рок-музыки на личность студентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / РУССКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / РОК-МУЗЫКА / СТУДЕНТ-МУЗЫКАНТ / ПСИХОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новашина Марина Сергеевна

В данной статье автор, опираясь на мнение учёных и педагогов о положительном влиянии русского песенного фольклора на личность молодого человека и вместе с тем о негативном воздействии на его психику и здоровье прослушивания рок-музыки, доказывает необходимость развития такого направления, как фольклоротерапия. В настоящее время средства фольклора активно используются в психологической практике, что способствует обогащению арсенала узкоспециальных методов работы и оптимизации психологического воздействия. Они находят применение как в решении задач психопрофилактики и психогигиены, так и в рамках психокоррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты психофизиологического воздействия русского песенного фольклора и рок-музыки на личность студентов-музыкантов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА И РОК-МУЗЫКИ НА ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

Марина Сергеевна НОВАШИНА,

аспирантка кафедры педагогики и психологии

факультета государственной культурной политики

Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: masante@mail.ru

В данной статье автор, опираясь на мнение учёных и педагогов о положительном влиянии русского песенного фольклора на личность молодого человека и вместе с тем о негативном воздействии на его психику и здоровье прослушивания рок-музыки, доказывает необходимость развития такого направления, как фольклоротерапия. В настоящее время средства фольклора активно используются в психологической практике, что способствует обогащению арсенала узкоспециальных методов работы и оптимизации психологического воздействия. Они находят применение как в решении задач психопрофилактики и психогигиены, так и в рамках психокоррекционных мероприятий.

Ключевые слова: педагогика, русский песенный фольклор, рок-музыка, студент-музыкант, психология, культура.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL IMPACT OF THE RUSSIAN SONG FOLKLORE AND ROCK MUSIC ON THE IDENTITY OF STUDENTS MUSICIANS

M. S. Novashina, doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: masante@mail.ru

In this article, the author, relying on the opinion of scientists and teachers on the positive impact of Russian folk songs on the personality of a young man and at the same time on the negative impact on his psyche and the health of listening to rock music, proves the need for the development of such a direction as folklore therapy. Currently, the means of folklore are actively used in psychological practice, contributing to the enrichment of the arsenal of narrowly specialized methods of work and optimizing psychological impact. They find application both in solving problems of psycho-prophylaxis and psycho-hygiene, and in the framework of psycho-corrective measures.

Key words: pedagogic, Russian song folklore, rock music, student musician, psychology, culture.

Успех решения основной профессиональной задачи музыкальных педагогов зависит в первую очередь от их способности и умения повлиять на формирование у студентов необходимых для их профессионального становления и актуальных для общества в целом взглядов, вкусов, потребностей и идеалов, то есть мировоззрения.

Общеизвестна облагораживающая роль искусства в жизни человечества. В частности, уже с древних времён музыка считалась мощным средством и лечения, и воздействия на чувства человека. Например, в древнеегипетских папирусах были найдены упоминания о том, как жрецы лечили при помощи музыки народ Египта, а древнегреческий философ и учёный Пифагор (570-490 годы до н. э.), считал, что «... мелодия - это источник энергии, которая соединяется в резонанс с электромагнитными волнами и человек как бы испытывает "клеточный массаж" [цит. по: 2, с. 267]».

Мы полагаем, что каждый человек, слушая музыку, испытывает на себе её влияние. Однако музыка воздействует на человека по-разному, что обусловлено характерными для разных народов культурными традициями. Существует мнение, что при прослушивании восточного духового музыкального инструмента «мизмар» неподготовленные европейцы могут испытывать дискомфорт, что может закончиться даже серьёзными психическими расстройствами. Азиаты, в свою очередь, также отрицательно относятся к «западной» музыке. Психолог Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета США, научно доказал тезис о том, что музыка может оказывать разное влияние на душевное состояние человека и его организм.

Анализируя значение музыки в культурной и социально-образовательной жизни студенческой молодёжи, мы приходим к выводу, что справедливо мнение учёных и педагогов о положительном влиянии русского песенного фольклора на личность студентов-музыкантов и в то же время констатируем негативные последствия на психику слушателей рок-музыки.

Прежде всего, рассмотрим влияние на человека прослушивания рок-музыки. Часто на рок-концертах устанавливается сверхмощная аппаратура, усиливающая звучание инструментов до 130 децибел и более. Немецкий психолог Г. Шетелинг одним из первых доказал, что путём сверхгромкости рок-музыка интенсифицирует процесс торможения корковых реакций по типу «опьяняющего эффекта». Динамика и ритм влияют на дыхание, пульс, кровяное давление, сопротивляемость кожи и мозговую электрическую активность. При диссонансах или дисгармониях, как и при музыкальном темпе по метроному 120 ударов в минуту, наступает сужение зрачков и контрактура сосудов [14, с. 284].

Кроме того, мы особенно подчёркиваем тот факт, что продолжительность однообразного ритма препятствует мыслительной деятельности

слушателя и усиливает агрессивную эмоциональность по отношению друг к другу и окружающей среде.

Советский и российский историк, филолог, философ, культуролог, переводчик Г С. Кнабе отмечал, что сначала рок-музыка была очень простой, варьировавшей мотивы городского фольклора, популярных блюзов и шлягеров, а в текстах - использовалась извечная темя «парень - девушка = любовь» [8, с. 35]. И поэтому такая музыка рассматривалась как безобидная форма развлечения или как проходящее пристрастие взбалмошной молодёжи. Но впоследствии это заключение опровергли. Так, учёные (в Англии - известный музыкальный терапевт А. Книст; в России -С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, И. Р. Тарханов, Ф. Г. Углов и другие) провели экспериментальное исследование влияния рок-музыки на психофизиологию слушателя. С помощью оригинальных авторских методик исследователи зафиксировали ухудшение самочувствия испытуемых; снижение общей производительности умственной работы; снижение устойчивости произвольного внимания; усиление возбуждения и нервозности; утомление; ослабление памяти; угнетение эмоционально-эстетической сферы.

А. Книст в течение 1990-2000 годов анализировал состояние здоровья молодых людей, часто посещавших рок-концерты. Терапевт утверждал, что от «запредельного» уровня шума рок-музыки могут развиться следующие заболевания: паника, истощение, расстройство желудка, гипертония и другие [13, с. 55].

Швейцарские учёные исследовали и доказали, что люди после посещения рок-концертов реагируют в 3-5 раз хуже на разные «раздражители». Также установили, что если слушать рок-музыку на уровне громкости в 100 децибел даже в течение 5-10 минут - происходит частичная потеря слуха. Интересны, на наш взгляд, исследования Б. Рауха - профессора из США, свидетельствующие о том, что при прослушивании рок-музыки в организме человека вырабатываются так называемые стресс-гормоны, стирающие человеческую память [10, с. 31].

Современные российские психологи также обеспокоены состоянием здоровья молодёжи - фанатов рок-групп. Например, Д. Азаров в своей статье «Больная музыка исходит из больной души» констатирует, что сочетание определённых тональностей способно довести человека до умопомрачения. К сожалению, «существуют музыкальные произведения современности, созданные из "звуков-убийц"(!), то есть музыкантами применяются такие ритмические колебания в ритме музыки, которые составляют 120 ударов в минуту (2 герца), что является непереносимым для организма человека [цит. по: 12]».

На сегодняшний день музыкальные педагоги отмечают, что ситуация на рок-концертах ухудшается: появляется много музыкальных произведений,

в которых частота ударов в минуту превышает 240, то есть достигает почти 4 герц, что негативно сказывается на мозге человека, желудочно-кишечном тракте, сердечно-сосудистой, иммунной и нервной системах. Часто любители рок-музыки страдают галлюцинациями, начинают принимать сильно действующие лекарства, алкоголь и наркотики. Западные специалисты ввели в медицину новый диагноз - «музыкальный наркоман» [10, с. 40].

До 1980-1990-х годов медики в России, США и других стран не анализировали связь музыки с поведением постоянных слушателей «рока», полагая, что молодёжь слишком впечатлительна и эмоционально неустойчивая [4]. Мы считаем, что в конце XX века в медицине не было изобретено специальных устройств для определения степени полезности или неприятия той или иной музыки.

В связи с этим ценными, на наш взгляд, являются рекомендации учёных-медиков слушать композиции своих народностей. Народная музыка оказывает положительное влияние на человека - она радует, успокаивает и не позволяет забывать о культурном наследии предков.

Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный и поэт П. А. Флоренский в предисловии к своей книге «Детям моим» писал: «Человек должен помнить о своих корнях [15, с. 4]». В этом напутствии, как мы полагаем, П. А. Флоренский имеет в виду не только «семейные корни», но и обобщающее понятие о Родине, культуре и земле, на которой живёшь и творишь.

Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки [3]. Мы убеждены, что, воздействие русского песенного фольклора на личность человека просто бесспорно, так как происходит эмоциональное переживание, прочувствование отношений и событий истории.

Кроме того, русские учёные подтверждают, что песенный фольклор является одним из компонентов арт-терапии. При этом появляется интерес к фольклористике, то есть изучается музыкознание, этнография, литературоведение. «Народная мудрость» - так переводится фольклор с английского языка. С этим невозможно не согласиться, так как русское народное искусство всегда будет любимо и почитаемо всеми, кто неравнодушен к прошлому «земли русской».

Студенты-музыканты, вовлечённые в процесс пения русских народных песен, начинают размышлять и задумываются о жизни, культуре и стране, в которой они живут. Современная молодёжь отвыкла сосредотачиваться на восприятии, углубляться в содержание, созерцать. А русский песенный фольклор требует осмысления и раздумья над каждым народным произведением. Песенный фольклор, лежащий в основе общекультурного и

музыкального развития студентов, выступает одной из высших духовных ценностей нашего народа. От педагога, его личности, социальной активности и нравственных качеств зависит успех нравственного воспитания молодёжи.

В Московском государственном институте культуры в 2001 году силами педагогов-новаторов кафедры народно-певческого искусства была впервые создана секция - «Древнерусская певческая культура», единственная в системе высшего образования культуры и искусств России, где стала осуществляться подготовка специалистов в сфере возрождения и пропаганды древнерусского песенного фольклора, исполнительского мастерства, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Основой учебного процесса является целостный подход к освоению древнерусского певческого искусства. Студенческие коллективы МГИК активно участвуют в просветительской и концертной деятельности, создаются хоры и ансамбли, осуществляется экспедиционная и архивно-библиографическая практика.

Главная задача, по-нашему мнению, состоит в том, чтобы студенческие концерты напоминали слушателям и зрителям о древнерусском искусстве, фольклоре, который является одним из культурных наследий России.

Опытные педагоги МГИК развивают при помощи фольклора у студентов-музыкантов самосознание и духовность, которая поможет в реализации социальных целей и межличностных отношений.

В фольклоре закреплена определённая форма сознания и отражения в виде устойчивых образов отношения человека к объективному миру и самому себе как его части. Естественное бытование фольклора включает в себя также импровизационное воссоздание устойчивой формулы в совместном творческом акте, в котором находит отражение как общее, так и индивидуальное переживание. При творческом воссоздании формулы фольклора студент-музыкант естественным образом «проживает» эмоциональный опыт предшествующих поколений, сконцентрированный в этих формулах [5, с. 60]».

Остановимся подробнее на понятии, с которым связано русское народное творчество, - «фольклоротерапия». Она определяется как направление арт-терапии, в котором посредством занятий русским песенным фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность [5, с. 65].

Рассмотрим следующие функции фольклоротерапии:

1. Аксиологическая функция - этнокультура включает в себя основные ценности, важные и необходимые для жизни каждого человека.

2. Психологическая - помогает защитить душевное равновесие музыканта, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, это необходимо для обретения силы, спокойствия, устойчивости.

3. Социальная - объединяет этнокультурные ценности, проверенные временем. Доказано, что личность, органично связанная с этнокультурой, находится в состоянии психологической гармонии с миром, что уже способствует здоровьесберегающему эффекту [5, с. 66].

В процессе изучения фольклоротерапии студент-музыкант занимается творческой деятельностью, знакомится с разными способами преодоления и решения проблем и конфликтов. Общеизвестно, что самостоятельно полученные знания в освоении фольклорного действия помогут будущим музыкантам стать профессиональными и конкурентоспособными личностями. Фольклоротерапия - это естественная среда для каждого образованного и культурного человека. К средствам фольклоротерапии относятся следующие составляющие: поговорки, сказки, народные песни и танцы и разные виды декоративно-прикладного искусства. Студентам-музыкантам необходимо использовать психологические практики, в которые входят: доступность, изучение многообразия народного творчества, в таком объёме, чтобы решать педагогические и психокоррекционные задачи.

По мнению российского психолога, профессора доктора психологических наук Ю. П. Платонова: «Всё чаще психологи и специалисты смежных с психологией областей знания в качестве необходимого условия гармоничного формирования личности называют развитие позитивной этнической идентичности и этнокультурного самосознания. Осмысление и глубокое понимание лежащих в основе национальной психологии культурных и социальных стереотипов позволяет современному человеку не отвергать их, но разумно и бережно встраивать в процесс собственного развития, а в критические моменты и выверять по ним этот процесс [11, с. 113]».

Как видим, настоящее волшебное действие оказывает русский песенный фольклор на человека вообще и студентов-музыкантов в частности. Его целительная сила известна ещё с глубокой древности. Педагоги и психологи давно обратили внимание на то, что пение, в особенности занятия русским песенным фольклором, благотворно влияет не только на формирование чувств патриотизма у студентов, но и в целом на их организм.

Литература

1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1 (63). - С. 38-45.

2. Бореев Г Пифагор. Жизнь - как учение. Том 1. - Москва : Гиперборея, 2010. - 400 с.

3. Влияние музыки на человека [Электронный ресурс] // Конструктор успеха : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: https://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html

4. Демина Н. А. Влияние музыки на здоровье человека [Электронный ресурс] // Педпортал.нет : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 25 марта 2015 года. - URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/statya-quot-vliyame-muzyki-na-zdor-ove-cheloveka-quot-avtor-stati-demina-natalya-anisimovna-265645

5. Зыкова М. Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Зыкова Маргарита Николаевна ; Курский государственный педагогический университет. - Москва, 2002. - 180 с.

6. Казакова А. Г. Кафедры и их роль в методическом обеспечении образовательного процесса в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 6 (53). - С. 151-159.

7. Казакова А. Г. Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы // Культура и образование. - 2013. - № 2-4 (11). - С. 8-14.

8. Кнабе Г. С. Избранные труды: Теория и история культуры / отв. ред. Н. И. Кузь-менко. - Москва : Летний сад, 2006. - 1198 с.

9. МГИК - официальный сайт. - URL: http://mgik.org/

10.Печорин В. Имитация. - Москва : Издательские решения, 2015. - 417 с.

11. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 452 с.

12.Светов М. Музыка - это оружие [Электронный ресурс] // Электронное издание МОО «Сириус» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 2009. - № 3 (765). - URL: http://r.sirius-ru.net/2009/2009-08-03.htm

13. Углов Ф. Г. Человеку мало века. - Санкт-Петербург : Наука, 2001. - 140 с.

14. Уколова Л. И. Специфика негативных воздействий на психическое, эстетико-эмоциональное и физическое здоровье молодежи в процессе стихийной музыкальной среды // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 27 марта 2016 года) : в 2 томах. Том 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.].

- Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (5). - С. 279-284.

15. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. - Москва : АСТ, 2004. - 379 с.

16.Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

- 2015. - № 1 (63). - С. 172-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.