УДК 796.819
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В.Б. Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики зимних видов, велосипедного спорта и спортивного туризма,
В.З. Яцык, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики зимних видов, велосипедного спорта и спортивного туризма,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, А.Э. Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, А.В. Новиков, старший преподаватель,
Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. А.М. Василевского, г. Смоленск. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Координационные способности спортсменов составляют основу их технического мастерства. Проведенные ранее исследования показали, что развитие координационных способностей у бойцов рукопашного боя представляет собой сложный процесс.
Обучение бойцов новым разнообразным движениям должн о осуществляться с постепенным увеличением их координационной сложности. При этом комбинации технических действий должны складываться не как стохастическая конструкция элементов, а как динамическая система, элементы которой проявляются в конкретной ситуативной деятельности, в функциональной реализуемости. Поэтому движения должны не только закрепляться в определенной структуре техники спортсменов на основе координационных способностей, но и взаимодействовать между собой посредством биомеханических, биологических и функциональных связей.
Установлено, что, осваивая новые движения, спортсмены не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Этот подход к развитию координационных способностей у бойцов рукопашного боя был взят за основу при разработке педагогической технологии разви-
тия координационных способностей, состоящей из трех этапов.
На первом этапе проводится оценка уровня развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя. На втором этапе происходит освоение новых движений на основе постепенного увеличения координационной сложности действий, развития способности образовывать новые формы координации движений. На третьем этапе проводится совершенствование различных видов проявления координационных способностей на основе применения дифференцированных специфических средств и методов тренировки бойцов.
Реализация разработанной технологии в процессе подготовки бойцов рукопашного боя в экспериментальной группе, составленной из курсантов Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. А.М. Василевского, показала ее высокую эффективность.
Результативность предложенной технологии проявилась в повышении помехоустойчивости бойцов, в результатах оптокинетической пробы и универсального показателя функции равновесия.
Ключевые слова: технология, бойцы рукопашного боя, развитие координационных способностей, спортивная тренировка.
Для цитирования: Парамзин В.Б., Яцык В.З., Болотин А.Э., Новиков А.В. Педагогическая технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя и оценка ее эффективности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 24-33.
For citation: Paramzin V., Yatsyk V., Bolotin А., Novikov А. Pedagogical development technology of coordination abilities of hand-to-hand combatant and evaluation of its efficiency. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 24-33 (in Russian).
Введение. В настоящее время многие исследователи отмечают, что техническое мастерство спортсменов основывается на их координационных способностях [1, 2, 6]. Из этого следует, что в процессе совершенствования технической подготовленности важно учитывать уровень физических, психомоторных и функциональных возможностей спортсменов и их антропометрических показателей [3, 7, 8].
Все вышесказанное в полной мере относится к подготовке бойцов рукопашного боя, что позволяет утверждать - развитию координационных способностей у бойцов рукопашного боя необходимо уделять первостепенное внимание [11, 15, 17].
Однако до настоящего времени в доступной научной литературе не нашли отражения вопросы, связанные с обоснованием технологии развития координационных способностей [2] у бойцов рукопашного боя.
Программа специальной физической подготовки бойцов рукопашного боя предусматривает освоение в совершенстве технических приемов ударной техники руками, ногами, техники выполнения бросков с последующим продолжением поединка в положении лежа, освобождения от захватов, выполнения болевых приемов. Освоение этих технических приемов требует, с одной стороны, высокого уровня развития координационных способностей у спортсменов [17]. С другой стороны, для реализации современного тренировочного процесса требуются специалисты с высокой степенью профессионализма, наличием специальных знаний и умений находить, сравнивать, анализировать и грамотно применять передовые методики и технологии, учитывать уровень нервно-психической и эмоциональной устойчивости занимающихся [4, 5, 8].
Цель исследования - оптимизация процесса технической подготовки бойцов рукопашного боя на основе разработанной технологии развития их координационных способностей.
Методика исследования. Стабилометрические исследования проводились с использованием программно-аппаратного комплекса клинического анализа движений «МБН-Биомеханика» - функциональная диагностика двигательной патологии, опорно-двигательной и нервной системы.
В комплексе использовалось три основных методики исследования:
- гониометрия - измерение кинематических характеристик движений в суставах;
- динамометрия - регистрация реакций опоры;
- стабилометрия - регистрация положения и движений общего центра давления на плоскость опоры.
Метод «Стабилометрия» позволяет регистрировать проекции положения общего центра массы тела бойцов при движении с измерением его среднего положения, отклонений от среднего положения и других характеристик. В нашем исследовании из вышеназванного метода были реализованы методики: лимит стабильности и показатель функции равновесия (тест Ромберга, оптокинетическая проба).
Методика «Тест Ромберга» включала две части: 1 -исследование с открытыми (О.С., ГО - основная стойка, глаза открыты) и 2 - исследование с закрытыми глазами (О.С., ГЗ - основная стойка, глаза закрыты).
Методика «Оптокинетическая проба» проводилась при отсутствии зрительной стимуляции.
Методика «Лимит стабильности» характеризовала динамическое равновесие с внутренним воздействием и мягким выведением из равновесия за счет наклона тела спортсменов вперед, назад, вправо и влево. Методика проводилась в пять этапов: в положении основная стойка, при максимальном наклоне туловища вперед, назад вправо и влево.
Стабилометрические исследования проводились в экспериментальной и контрольной группах, в каждой их которых было по 15 спортсменов. Все они - студенты Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. А.М. Василевского, активно занимающиеся рукопашным боем.
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие координационных способностей у бойцов рукопашного боя представляет собой сложный процесс, предполагающий использование разнообразных методических приемов. В соответствии с одним из них обучение бойцов новым разнообразным движениям должно осуществляться с постепенным увеличением их координационной сложности [17]. Осваивая новые движения, спортсмены не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Установлено, что спортсмены, обладающие большим двигательным опытом, легче и быстрее справляются с новой неожиданно возникшей двигательной задачей [2, 9-13]. Это достигается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров применяемых упражнений. Установлено, что сложность физических упражнений следует увеличивать за счет изменения внешних условий [2, 14-17].
Исходя из представленных выше подходов к организации тренировочного процесса [1, 6, 7], была разработана педагогическая технология развития координационных способностей, включающая три этапа - оценочный, увеличения координационной сложности, дифференцированного воздействия (рисунок 1).
Рисунок 1. Педагогическая технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя
Реализация предложенной технологии в экспериментальной группе осуществлялась с учетом того, что рукопашный бой подразумевает применение различных технических действий - как ударных видов единоборств, так и технических действий борьбы. В рукопашном бою шансы победить выше у того спортсмена, кто имеет в своем арсенале большее и более разнообразное число приемов, то есть у кого больше объем технических комбинаций.
Комбинации технических действий у бойцов рукопашного боя складываются не как стохастическая конструкци я элементов, а как динамическая система, элементы которой должны проявляться в конкретной ситуативной деятельности, в функциональной реализуемости. Поэтому движения должны не только закрепляться в определенной структуре техники спортсменов на основе координационных способностей, но и взаимодействовать между собой посредством биомеханических, биологических и функциональных связей [1, 2, 6].
В ходе проведения педагогического эксперимента изучалась динамика показателей статического равновесия бойцов экспериментальной и контрольной групп на основе теста «Лимит стабильности» и пробы Ромберга.
В процессе рукопашного боя спортсменам приходится уклоняться от ударов, захватов, при получении удара тело бойца отклоняется, но чтобы избежать падения, необходимо сохранять равновесие. Тест «Лимит стабильности», выполняемый на стабилометрической
платформе, характеризует статическое равновесие с внутренним воздействием с мягким выведением из равновесия за счет наклона тела спортсменов вперед, назад, вправо и влево. Для проверки эффективности разработанной методики, направленной на развитие двигательно-координационных способно стей, в конце педагогического эксперимента проводилось повторное обследование бойцов по определению статического равновесия. Анализу подвергались четыре показателя теста «Лимит стабильности», которые в большей степени характеризуют развитие статического равновесия: лимит стабильности - Sst (мм), показатель лимита стабильности- LoS (%), скорость ОЦД - V (мм/с) и показатель стабильности - Stab (%).
Анализ результатов теста лимита стабильности в течение педагогического эксперимента показал, что данные лимита стабильности у бойцов экспериментальной группы достоверно улучшились (t =3,856; р<0,05). Показатель лимита стабильности при всех четырех исходных положениях (наклоне вперед, назад, влево и вправо) у бойцов экспериментальной группы достоверно улучшился. При наклоне назад, вправо и влево показатели лимита стабильности достоверно улучшились с более высоким уровнем значимости (р<0,01), чем при наклоне вперед (р<0,05).
Скорость перемещения ОЦД спортсменов экспериментальной группы при всех позициях теста достоверно уменьшалась в конце эксперимента по сравнению с исходными данными. Выявлено достоверное уменьшение скорости перемещения ОЦД бойцов в пози-
Таблица 1
Динамика показателей теста «Лимит стабильности» у бойцов экспериментальной группы в течение
эксперимента
Показатели (М±т) (М±т) t Р
Sst (мм) 103,9±0,9 107,87±0,5 3,856 <0,05
1оБ(вперед) (%) 81,5±4,7 98,21±1,47 3,393 <0,05
^(назад) (%) 53,9±3,2 73,27±0,50 5,981 <0,01
LoS(BnpaBo) (%) 92,7±6,4 138,65±6,7 4,967 <0,01
^(влево) (%) 101,5±6,0 156,03±6,4 6,211 <0,01
V (мм/с) О.С. 11,9±0,93 8,27±0,45 3,514 <0,05
V (мм/с) (вперед) 21,2±1,30 12,15±0,71 6,110 <0,01
V (мм/с) (назад) 19,5±1,63 14,03±0,69 3,090 <0,05
V (мм/с) (вправо) 17,9±0,98 13,07±0,65 -4,101 <0,01
V (мм/с) (влево) 19,5±1,71 14,09±0,76 2,891 <0,05
Stab (%) (О.С.) 90,5±0,87 97,04±0,49 6,022 <0,01
Stab (%) (вперед) 89,4±1,05 95,12±0,62 4,691 <0,01
Stab (%) (назад) 81,4±1,89 94,08±1,51 5,242 <0,01
Stab (%) (вправо) 88,54±1,56 93,83±1,12 2,755 <0,05
Stab (%) (влево) 89,01±1,24 94,97±1,12 3,567 <0,05
Таблица 2
Динамика показателей теста «Лимит стабильности» у бойцов контрольной группы в течение
педагогического эксперимента
Показатели (М±т) в начале (М±т) в конце Т Р
Sst (мм) 104,54±0,9 105,17±0,92 0,490 >0,05
LoS (вперед) (%) 82,36±4,82 92,72±1,56 2,045 >0,05
LoS (назад) (%) 53,68±3,29 67,24±2,18 3,436 <0,05
LoS (вправо) (%) 93,12±7,0 113,69±6,1 2,215 >0,05
LoS (влево) (%) 103,24±6,1 118,58±5,7 1,837 >0,05
V (мм/с) (О.С.) 12,28±0,92 11,02±0,84 -1,011 >0,05
V (мм/с) (вперед) 20,56±1,37 17,54±1,20 -1,658 >0,05
V (мм/с) (назад) 17,57±1,70 17,08±0,88 -0,256 >0,05
V (мм/с) (вправо) 17,36±1,02 16,57±1,00 -0,553 >0,05
V (мм/с) (влево) 18,46±1,78 17,28±0,98 -0,581 >0,05
Stab (%) (О.С.) 94,82±3,78 95,01±0,63 0,047 >0,05
Stab (%) (вперед) 93,21±1,05 95,92±1,00 1,869 >0,05
Stab (%) (назад) 81,71±1,86 88,84±1,54 2,953 <0,05
Stab (%) (вправо) 92,79±1,78 93,97±1,67 0,483 >0,05
Stab (%) (влево) 92,66±1,61 93,01±0,76 0,197 >0,05
ции основная стойка (1 =3,514, Р<0,05), наклон вперед (1 =6,110, р <0,01), в позиции наклон влево (1 =2,891, Р<0,05), вправо (1 =-4,101, р <0,01) (таблица 1).
В течение эксперимента у бойцов ЭГ достоверно улучшился показатель стабильности во всех позициях теста, уровень значимости особенно высок при позиции основная стойка и при наклоне назад (таблица 1).
Анализ результатов теста «Лимит стабильности» у бойцов контрольной группы показал, что у спортсменов в течение педагогического эксперимента произошли позитивные изменения, но по сравнению с
показателями бойцов экспериментальной группы они значительно ниже.
Выявлено достоверное улучшение показателя лимита стабильности в позиции наклон назад (1 =3,436, р<0,05) и показателя стабильности тоже в позиции наклон назад (1 =2,953, р<0,05) (таблица 2) .
Прирост показателей лимита стабильности у спортсменов экспериментальной группы составил 3,7 %, контрольной - 0,6 %. Показатели прироста скорости перемещения ОЦД в позиции основной стойки у бойцов экспериментальной группы составил 36,0 %, на-
клон вперед - 54,3 %, наклон назад - 32,6%, наклон вправо - 31,2%, наклон влево - 36,2% у спортсменов контрольной группы - 10,8; 10,8; 2,8; 4,7% и 6,6 %, соответственно (рисунки 2, 3).
Прирост показателей стабильности спортсменов экспериментальной и контрольной групп показан на рисунке 2.
Значения показателей лимита стабильности у спортсменов экспериментальной группы в течение эксперимента увеличивались, их прирост в позиции наклон вперед составил 18,6 % по сравнению с исход-
ными данными, наклон назад - 30,5 %, наклон вправо -54,3 % и влево 39,7 % (рисунок 3).
У бойцов контрольной группы в наклоне вперед показатель прироста лимита стабильности увеличился на 11,8%, при наклоне назад - на 22,4%, вправо - на 19,9%, влево - на 13,8%, что значительно ниже, чем у бойцов экспериментальной группы (рисунок 4).
Сравнительный анализ показателей теста «Лимит стабильности» бойцов экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента выявил, что у спортсменов экспериментальной группы по
Рисунок 2. Прирост показателей скорости перемещения ОЦД в тесте «Лимит стабильности» бойцов экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 3. Прирост показателей стабильности в тесте «Лимит стабильности» бойцов экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 4. Прирост показателей лимита стабильности в тесте «Лимит стабильности» бойцов экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 5. Прирост показателя скорость перемещения общего центра давления у бойцов экспериментальной и контрольной групп (%)
Таблица 3
Показатели теста «Лимит стабильности» у бойцов экспериментальной и контрольной групп в конце
педагогического эксперимента
Показатели ЭГ (М±го) КГ (М±го) t p
Sst (мм) 107,87±0,5 105,17±0,92 -2,579 <0,05
LoS (вперед) (%) 98,21±1,47 92,72±1,56 -2,561 <0,05
LoS (назад) (%) 73,27±0,50 67,24±2,18 -2,696 <0,05
LoS (вправо) (%) 138,65±6,7 113,69±6,1 -3,499 <0,05
LoS (влево) (%) 156,03±6,4 118,58±5,7 -4,370 <0,01
V (мм/с) О.С. 8,27±0,45 11,02±0,84 2,886 <0,05
V (мм/с) (вперед) 12,15±0,71 17,54±1,20 3,866 <0,05
V (мм/с) (назад) 14,03±0,69 17,08±0,88 2,817 <0,05
V (мм/с) (вправо) 13,07±0,65 16,57±1,00 2,935 <0,05
V (мм/с) (влево) 14,09±0,76 17,28±0,98 2,572 <0,05
Stab (%) (О.С.) 97,04±0,49 95,00±0,63 -2,556 <0,05
Stab (%) (вперед) 95,12±0,62 95,92±1,00 0,680 >0,05
Stab (%) (назад) 94,08±1,51 88,84±1,54 -2,592 <0,05
Stab (%) (вправо) 93,83±1,12 93,97±1,67 0,070 >0,05
Stab (%) (влево) 94,97±1,12 93,01±0,76 -2,547 <0,05
эг КГ
10 показателям из 15 выявлен достоверный прирост результатов.
Показатели теста «Лимит стабильности», характеризующие статическое равновесие с внутренним воздействием с мягким выведением из равновесия за счет наклона тела вперед, назад, вправо и влево, у бойцов экспериментальной группы значительно улучшились, что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности разработанной технологии развития координационных способностей (таблица 3).
В ходе проведения педагогического эксперимента на основе оптокинетической пробы и универсального показателя функции равновесия (ПФР) изучалась динамика показателей, характеризующих работу основных сенсорных систем, и помехоустойчивость бойцов. Несмотря на то что скорость перемещения общего центра давления у обследованных бойцов снизилась, до-
стоверных различий между исходными и конечными значениями не выявлено ни в экспериментальной, ни в контрольной группах. Но о том, что показатели скорости перемещения общего центра давления во всех позициях оптокинетической пробы у бойцов экспериментальной группы улучшились в большей степени, чем у бойцов контрольной группы, свидетельствуют показатели прироста (рисунок 5).
Лишь прирост показателей скорости перемещения общего центра давления в позиции основная стойка, глаза открыты у бойцов контрольной группы (23,2%) больше, чем у бойцов экспериментальной группы (18,2 %). Но при этом абсолютные значения скорости перемещения общего центра давления у бойцов экспериментальной группы (9,33 мм/с) меньше, по сравнению с аналогичными показателями бойцов контрольной группы (9,75 мм/с).
Таблица 4
Динамика показателей площади статокинезиограммы по результатам оптокинетической пробы у бойцов экспериментальной и контрольной групп в течение педагогического эксперимента
S90, мм (М±m) в начале (М±m) в конце t Р
ЭГ
О.С., ГО 82,63±6,54 59,93±3,85 -2,991 >0,05
оптокинез вправо 89,15±7,03 60,22±3,11 -3,763 >0,05
оптокинез влево 50,18±4,89 36,23±2,18 -2,606 >0,05
О.С., ГЗ 165,38±11,8 120,14+9,01 -3,047 >0,05
КГ
О.С., ГО 103,83±8,13 80,15±5,91 -2,356 <0,05
оптокинез вправо 91,34±6,65 72,31±3,45 -2,54 <0,05
оптокинез влево 66,96±5,32 45,85±3,03 -3,448 >0,05
О.С., ГЗ 221,10±79,5 154,8+10,16 -0,827 <0,05
Таблица 5
Характеристика показателей оптокинетической пробы у бойцов экспериментальной и контрольной
групп в конце педагогического эксперимента
Показатели ЭГ(М±m) КГ(М±m) Т Р
V, мм/с, О.С.,ГО 9,33±0,93 9,75±0,89 0,326 >0,05
V, мм/с,оптокинез вправо 9,06+0,48 10,98+0,56 2,603 <0,05
^мм/с),оптокинез влево 9,32+0,54 11,64+0,65 2,745 <0,05
V, мм/с, О.С.,ГЗ 15,56±0,49 18,09±0,65 3,108 <0,05
Б90, мм, О.С.,ГО 59,93±3,85 80,15±5,91 2,867 <0,05
Б90, мм, оптокинез вправо 60,22±3,11 72,31±3,45 2,603 <0,05
Б90, мм, оптокинез влево 36,23±2,18 45,85±3,03 2,577 <0,05
Б90, мм, О.С.,ГЗ 120,14+9,01 154,8+10,16 2,552 >0,05
ИУ, ед, О.С.,ГО 42,86±2,87 31,67±3,21 -2,599 <0,05
ИУ, ед, оптокинез вправо 39,76±2,87 30,66±3,12 -2,147 >0,05
ИУ, ед ,оптокинез влево 40,56±2,28 31,82±2,54 -2,561 <0,05
ИУ, ед, О.С.,ГЗ 34,83±1,71 22,39±2,21 -4,452 <0,05
ДК(ед), О.С.,ГО 77,97±3,28 56,63±3,63 -4,362 <0,05
ДК, ед, оптокинез вправо 79,34±3,48 63,07±3,23 -3,427 <0,05
ДК, ед ,оптокинез влево 77,13±3,15 60,48±4,03 -3,255 <0,05
ДК, ед, О.С.,ГЗ 80,89±4,33 73,36±4,28 -1,237 >0,05
Анализируя динамику значений площади статокинезиограммы в течение эксперимента, было выявлено, что у бойцов экспериментальной группы во всех четырех позициях показатели достоверно уменьшились, а у бойцов контрольной группы наблюдается достоверное уменьшение площади статокинезиограммы в позиции оптокинеза влево (таблица 4).
Сравнительный анализ результатов оптокинетической пробы в конце педагогического эксперимента бойцов, участвующих в эксперименте, выявил, что по 12 из 16 показателям у бойцов экспериментальной группы результаты достоверно выше, чем у бойцов контрольной группы (таблица 5). Результаты оптокинетической пробы, показанные бойцами экспериментальной группы, в очередной раз доказывают, что
разработанная технология, направленная на развитие двигательно-координационных способностей, эффективна и положительно влияет на повышение помехоустойчивости бойцов рукопашного боя.
Данные результаты еще раз доказывают эффективность разработанной технологии, направленной на развитие координационных способностей у бойцов рукопашного боя.
Заключение. Разработанная технология развития координационных способностей у бойцов генерирует объединение разнообразнейших индивидуальных движений спортсменов в функционально продуктивные комбинации технических действий. Развитие координационных способностей должно быть ориентировано на общее стратегическое прогрессирование
технических действий спортсменов в ходе поединка. Оно способствует объединению вновь разученных движений на основе упорядоченного развития координационных способностей бойцов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Климов Ю.М. Построение годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации / Ю.М. Климов, В.З. Яцык, Ю.М. Портнов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 9.
- С.26-30.
2. Парамзин В.Б. Подбор вращательных акробатических упражнений для развития и оценки динамического и статического равновесия у студентов летных специальностей / В.Б. Парамзин, В.З. Яцык, И.И. Горбиков, С.В. Разновская // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - 2017.- № 4 - С. 8-13.
3. Парамзин В.Б. Физическое состояние как основной компонент построения процесса физического воспитания школьника / В.Б. Парамзин, М.Т. Рахмонова // Материалы научной и научно-методической конференции ППС КГУФКСТ. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014. -№ 1. - С. 196-197.
4. Парамзин В.Б. Критерии и технология оценки профессиональной работоспособности специалистов физкультурных вузов / В.Б. Парамзин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
- 2007. - № 3 (47). - С. 249-251.
5. Разновская С.В. Применение специальных упражнений для профилактики заболеваний и повышения уровня нервно-психической и эмоциональной устойчивости студентов / С.В. Разновская, В.Б. Парамзин // Материалы конференций ИФКСиТ ПетрГУ. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - С. 169-172.
6. Яцык В.З. Соревновательные модели гандболистов высокого класса / В.З. Яцык, Ю.М.Портнов, В.И. Тхорев // Теория и практика физической культуры. - 1986. -№ 3. - С.11-13.
7. Яцык В.З. Построение тренировочного процесса гандболистов высокой квалификации в условиях длительного соревновательного периода / В.З. Яцык: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1988.
- 24 с.
8. Яцык В.З. Технология профессионального отбора будущих специалистов по направлению «Физическая культура» / В.З. Яцык // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 6-12.
9. Bakayev V.V., Bolotin А.Е. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion // 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
10. Bolotin А.Е. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids // Journal of Physical Education and Sport, 15(3), pp.417-425.
11. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport, 15(3), pp.362-364.
12. Bolotin А.Е., Bakayev V.V., Orlova N.V., Kozulka A.N. Peculiarities of time structure and of biomechanical organization of a construction of motor actions in the hammer throw. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.137-141.
13. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Peripheral circulation indicators in veteran trail runners // Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29 (2017), No.6, pp.1092-1094.
14. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Structure of the parameters that define the preparedness of archers for competitive struggle // Journal of Physical Education and Sport, 17(3), Art. 181, pp.1177-1779.
15. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.
16. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Response of the respiratory system of long and middle distance runners to exercises of different types // Journal of Physical Education and Sport, 17(5), Art. 231, 2017, pp.2214-2217.
17. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 2017, 12(2), pp. 405-413.
PEDAGOGICAL DEVELOPMENT TECHNOLOGY OF COORDINATION ABILITIES OF HAND-TO-HAND COMBATANT AND EVALUATION OF ITS EFFICIENCY
V. Paramzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the
Theories and Techniques of Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department,
V. Yatsyk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theories and Techniques
of Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
А. Bolotin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg,
А. Novikov, Senior Lecturer,
Army Air Defense Military Academy of the Russian Armed Forces named after A.M.Vasilevsky, Smolensk. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, email: [email protected].
Coordination abilities of athletes is the basis of their technical skills. The previous studies have shown that the development of coordination abilities of hand-to-hand combatants is a complex process.
New diverse movements training of combatants should be provided with a gradual increase in their coordination complexity. In this case, the combinations of technical actions must not be built as a stochastic construction of elements, but as a dynamic system which elements are manifested in specific situational activities, in functional realizability. That is why movements should not only be fixed in a certain structure of an athletes' technique on the basis of coordination abilities, but also interact with each other through biomechanical, biological and functional links.
It is established that, mastering of new movements, athletes not only replenish their motor experience, but also develop the ability to form new types of movement coordination. This approach to the development of coordination abilities of hand-to-hand combatants has been taken as a basis for the formation of pedagogical technology of coordination abilities development, consisting of three stages.
At the first stage the assessment of the development level of coordination abilities of hand-to-hand combatants is conducted. At the second stage there is a development of new movements on the basis of a gradual increase in the coordination complexity of actions and the ability to form new types of movement coordination. At the third stage the improvement of various types of manifestation of coordination abilities based on the application of differentiated specific training means and methods of combatants is conducted.
The implementation of the developed technology in the training process of hand-to-hand combatants in the experimental group, completed by the cadets of the Army
Air Defense Military Academy of the Russian Armed Forces named after A.M. Vasilevsky has showed its high efficiency.
The effectiveness of the proposed technology has been manifested in the increase of the immunity of combatants in the results of the optokinetic test and the universal indicator of the equilibrium function.
Keywords: technology, hand-to-hand combatants, development of coordination abilities, sports training.
References:
1. Klimov Yu.M., Yatsyk V.Z.. Portnov Yu.M.. Shustin B.N. The construction of annual cycle of preparation of handballers of high qualification. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical culture], 1989, no 9, pp. 26. (in Russian).
2. Paramzin V.B., Yatsyk V.Z., Gorbikov I.I., Raznovskaya S.V. Selection of rotational acrobatic exercises for the development and evaluation of dynamic and static balance of students of flight specialties. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2017, no 4, pp. 8-13 (in Russian).
3. Paramzin V.B., Rakhmonova M.T. Physical condition as the main component of the process of physical education of schoolchildren. Materialy nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii PPS KGUFKST [Materials of scientific and scientific-methodical conference PPS KGUFKST]. Krasnodar, KGUFKST, 2014, pp. 196-197. (in Russian).
4. Paramzin V.B. Criteria and technology assessment of occupational health specialists sports high schools. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities], 2007, no. 3 (47), pp. 249-251. (in Russian).
5. Raznovskaya S.V., Paramzin V.B. The use of special exercises to prevent diseases and improve the level of neu-ropsychic and emotional stability of students Materialy konferentsiy IFKSiT PetrGU [Conference proceedings If-xit PetrSU]. Petrozavodsk, Izdatelstvo PetrGU, 2016, pp. 169-172. (in Russian).
6. Yatsyk V.Z., Portnov Yu.M., Tkhorev V.I. Competitive models of high-class handball players. Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury. [Theory and practice of physical culture], 1986, no 3, pp. 11-13 (in Russian).
7. Yatsyk V.Z. Construction of training process of highly qualified handball players in a long competitive period. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, VNIIFK, 1988, 24 p (in Russian).
8. Yatsyk V.Z. Technology of professional selection of future specialists in the field of "Physical culture". Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2007, no 12, pp. 6-12 (in Russian).
9. Bakayev V.V., Bolotin A.E. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion. 8-th International Scientific Conference on Kinesiology (May 10-14,2017, Opati-ja. Croatia), pp. 763-767 (in Russian).
10. Bolotin A.E. Pedagogical Model for Developing the Professional Readiness of Cadets studying at Higher Education Institutions Affiliated with the GPS of the MChS with the use of Physical Training Aids. Journal of Physical Education and Sport [Journal of Physical Education and Sport], vol. 15(3), pp. 417-425 (in Russian).
11. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and Content of the Educational Technology of Managing Students' Healthy Lifestyle. Journal of Physical Education and Sport [Journal of Physical Education and Sport], 15(3), pp.362-364 (in Russian).
12. Bolotin A.E., Bakayev V.V., Orlova N.V., Kozulka A.N. Peculiarities of time structure and of biomechanical organization of a construction of motor actions in the hammer throw. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.137-141 (in Russian).
13. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Peripheral Circulation Indicators in Veteran Trail Runners. Journal of Physical Therapy Science, (JPТS) [Journal of Physical Education and Sport], vol. 29, 2017, no.6, pp.1092-1094. (in Russian).
14. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure of the Parameters that Define the Preparedness of Archers for Competitive Struggle. Journal of Physical Education and Spor t [Journal of Physical Education and Sport], 17(3), Art. 181, pp.1177-1779. (in Russian).
15. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity. 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS2017) (30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131. (in Russian).
16. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Response of the Respiratory System of Long and Middle Distance Runners to Exercises of Different types. Journal of Physical Education and Sport [ Journal of Physical Education and Sport], 17(5), Art. 231, 2017, pp.2214-2217. (in Russian).
17. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency. Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) [Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE)], 2017, 12(2), pp. 405-413. (in Russian).
Поступила / Received 04.04.2018 Принята в печать / Accepted 18.05.2018