УДК 378.1 ББК 74.48
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
I И.Ф. Бережная
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: педагогическая технология, проектирование, индивидуальная образовательная траектория.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING
44
OF TRAINING
| I.F. Berezhnaya
Abstract. The article deals with the issues of pedagogical designing of individual educational trajectories of students in the process of training.
Keywords: pedagogical technology, design, individual educational trajectory.
В современных условиях одной из актуальных проблем системы высшего образования является обеспечение индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента. Одним из путей решения поставленных проблем может стать разработка педагогической технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории
студентов в процессе профессиональной подготовки.
Проблемами технологизации образовательного процесса в современных условиях занимаются многие ученые: В.И. Андреев, В.П. Бес-палько, В.И. Боголюбов, М.В. Кла-рин, Е.А. Леванова, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и многие другие.
В определении понятия «технология» мы согласны с точкой зрения Е.А. Левановой и рассматриваем технологию как «упорядоченную и задачно структурированную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих корректно измеримый результат в постоянно изменяющимися условиях» [1, с. 31].
Важнейшей методологической проблемой построения педагогических технологий является преодоление противоречия между алгорит-мичностью и индивидуальностью студента. По мнению В.В. Серикова, «путь к его разрешению видится в синтезе ... двух концептов: индивидуальность должна быть включена в структуру педагогической технологии как ее законосообразный компонент, а реализация собственной индивидуальности мыслится как необходимый момент достижения важной педагогической цели» [2, с. 150].
Исходя из этих общих методологических положений, мы разработали технологию педагогического проектирования индивидуальной образовательной траектории студента в процессе профессиональной подготовки.
Педагогическое проектирование — длительный процесс, охватывающий все годы обучения в вузе, развертывающийся в логике образовательного процесса в целом, который может быть представлен в виде последовательных этапов. Мы выделили следующие: «поисковый (теоретический), моделирующий (методологический), операционально-деятельностный, (технологический), контрольный (рефлексивный) и преобразующий (стратегический)» [3, с. 44-46]. Эти этапы преемствене
ны по своей сути: каждый новый этап сохраняет конструктивные элементы достигнутого на предшествующем, обогащает их и отрицает то, что на новом этапе исчерпало свои созидательные возможности. «Эта преемственность выражается в последовательном разрешении при переходе к новому этапу противоречий между системой целей, мотивов, притязаний личности и имеющимися у нее реальными возможностями, между требованиями к личности и актуальным уровнем ее развития» [4, с. 171-189].
Поисковый этап — это начало проектной деятельности, в процессе которой происходит предварительное изучение окружающей ситуации: проводятся опросы студентов и преподавателей; экспресс-диагностики, дискуссии по вопросам организации учебного процесса и внеучебной деятельности, изучение опыта других вузов. В ходе коллективных обсуждений используются такие приемы, как мозговой штурм, построение пирамиды проблем; «ба-скет-метода», контент-анализ научных и профессиональных текстов и др. Также очень важна диагностика личностных и профессиональных качеств студентов, которая выявляет мотивацию обучения, сформирован-ность их интеллектуальной сферы, направленность интересов и т.д. Для этого используется тестирование, различные тренинги, беседы, дискуссии, анкетирование.
Несмотря на то, что идет процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории, на данном этапе целесообразно использовать в большей степени групповые формы учебного процесса. Это дает
45
2 / 2016
Преподаватель ^
46
студенту возможность сравнивать себя, результаты своей деятельности с другими и корректировать свои действия; межличностные отношения способствуют возникновению чувства защищенности, поддержки со стороны товарищей.
Преподаватель на этом этапе играет активную роль: является организатором семинаров по проектированию, экспертом результатов микроисследований, консультантом, выступает носителем норм, традиций, требований, предъявляемых к первокурсникам.
Вся эта деятельность может проводиться как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности. В учебной деятельности это могут быть занятия в рамках курса «Введение в профессию», во внеучебной — часы кураторов, подготовка и проведение традиционных адаптационных, творческих мероприятий, таких как адаптационный сбор, «Посвящение в студенты», «Смотр первокурсников», различные тренинги и т.д.
Моделирующий — этап, на котором разрабатываются модель выпускника и инвариант модели индивидуальной образовательной траектории. Этот этап важен с точки зрения ценностно-смыслового самоопределения в проблемном поле проектной деятельности. Идет разработка стратегии и принципов проектирования индивидуальной образовательной траектории; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки.
Для эффективного проектирования необходима выработка идеального образа, способного стать целевым ориентиром в учебной деятель-
ности. Поэтому на этом этапе важно разработать «модель выпускника», сформировать идеальный образ специалиста, к достижению которого каждый студент будет стремиться на протяжении всех лет обучения.
Работая со студентами как коллективным субъектом, важно перевести его участников в систему отношений кооперации и сотрудничества. Для этого используется серия упражнений, игротехнических приемов, ориентированных, во-первых, на формирование отношения к проблеме как к стимулу для творческих действий, во-вторых, на переключение участников с позиции противостояния на позицию принятия разных точек зрения, позволяющих рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон.
На основе полученных умений проектной деятельности и моделирования студенты приступают к созданию проекта собственной индивидуальной образовательной траектории, где каждый студент исходит из своих целей, задач, интересов и потребностей. Обязательными элементами его являются цель, задачи, этапы, виды деятельности и предполагаемые результаты. Форма должна быть такой, чтобы она предусматривала дополнения, изменения, коррекцию.
Реализационный этап — самый длительный по времени и в связи с этим самый трудоемкий этап проектирования. По сути, он начинается тогда, когда студенты включаются в процесс проектирования — постанов -ка проблемы, анализ, осмысление, моделирование — это и есть начало индивидуальной образовательной траектории студента. Важно при этом учесть, что ее реализация предпола-
гает нелинейный процесс, возможны отступления, замедление темпов, обратное движение, которые обусловлены появлением новых интересов, включением в новые виды деятельности и соответственно корректировка образовательных траекторий.
На этом этапе преподаватель создает следующие педагогические условия: возможность выбора — наряду с обязательными предметами студентам предлагаются курсы по выбору; межпредметная координация, что способствует выработки у студентов целостности представлений о профессиональной деятельности; разнообразие форм организации учебного процесса — лекции семинары, тренинги, сборы, органи-зационно-деятельностные игры, консультации, творческие лаборатории, коллоквиумы, конференции и др.; использование различных технологий в преподавании дисциплин, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей студентов (модульно-рейтинговая технология, контекстного, позиционного обучения, развития творческого и критического мышления и др.); внедрение активных методов обучения — деловые игры, групповая работа, дискуссии, кейс-метод и др.; самостоятельная работа студентов; получение дополнительных образовательных услуг; внедрение информационно-коммуникационных технологий: компьютерных обучающих программ, электронных пособий, создание сайтов, форумов по предметам, встречи с учеными в режиме on-line и т.д.; аке тивное включение студентов в научно-исследовательскую работу.
Реализация индивидуальных образовательных траекторий проис-
ходит и во внеаудиторной деятельности студентов. Поэтому большое значение мы придаем включению студентов в различные виды социальной активности: волонтерскую деятельность, работу в педагогических и строительных отрядах, занятиям в творческих коллективах, участию в органах студенческого самоуправления, добровольных студенческих объединениях.
Важно отметить, что на протяжении всех лет обучения осуществляется коррекция индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Контрольный этап — рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов, презентация окончательных результатов и их внешняя экспертиза. На этом этапе проводится тестирование, замеряется уровень развития личностных и профессиональных качеств студентов, осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с результатами исходной диагностики.
Формами осуществления контроля являются: защита портфолио, конкурсы профессионального мастер- 47 ства, научные конференции и др.
Стратегический этап — рождение замысла нового проекта, разработка личностно-профессиональных стратегий дальнейшего развития в профессии. Это выход личности в более широкое социальное пространство в преддверии изменения социального статуса, что позволяет сконструировать стратегию дальнейшего профессионального развития.
На этом этапе наибольшую роль играет производственная практика, которая позволяет проверить и углубить в практической деятельности теоретические знания. На этом же
2 / 2016
Преподаватель
ВЕК
48
этапе выполняется дипломное исследование, которое носит теоретико-практическую направленность и тесно связана с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, педагогическое проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов становится осевой линией образовательного процесса в вузе, где не только диагностически проявляются, но формируются и развиваются, обогащаются ценности, нормы, установки студентов, инициируются их профессионально важные качества. Студент превращается в подлинного субъекта собственного профессионального развития, выстраивающего индивидуальную стратегию своего жизненного успеха.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леванова, Е.А. Технологический подход в практической подготовке педагога [Текст] / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2010.- № 2 (10). - С. 31-34.
2. Сериков, В.В. Личностно-ориентирован-ное образование: поиск новой парадигмы [Текст] / В.В. Сериков. - М., 1998. - 229 с.
3. Бережная, И.Ф. Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза [Текст] / И.Ф. Бережная // Наука и бизнес: пути развития. - 2012.-№ 2(08). - С. 42-48.
4. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы [Текст] / С.М. Годник. - Воронеж, 1981. - 208 с.
REFERENCES
1. Berezhnaya I.F., Tekhnologiya pedagogi-cheskogo proektirovaniya individualnykh traektorii professionalnogo razvitiya budush-chikh spetsialistov v obrazovatelnom protsesse vuza, Nauka i biznes: puti razvitiya, 2012, No. 2(08), pp. 42-48. (in Russian)
2. Godnik S.M., Protsess preemstvennosti vys-shei i srednei shkoly, Voronezh, 1981, 208 p. (in Russian)
3. Levanova E.A., Pushkareva T.V., Tekhno-logicheskii podkhod v prakticheskoi podgo-tovke, Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii, 2010, No. 2 (10), pp. 31-34. (in Russian)
4. Serikov V.V., Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: poisk novoi paradigm, Moscow, 1998, 229 p. (in Russian)
Бережная Ирина Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, beregn55@mail.ru
Berezhnaya I.F., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy and Educational Psychology, Chairperson, Voronezh State University, beregn55@mail.ru