УДК 371(075)
К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ф. Бережная
В статье анализируется важнейшая тенденция развития системы высшего образования в России в современных условиях - тенденция нелинейности, раскрывается ее содержание, а также рассматриваются возможные формы организации образовательного процесса
Ключевые слова: компетентностная парадигма в образовании, профессиональное развитие специалиста, нелинейность, бифуркация, полифуркация
1В современных условиях система образования в России переживает время перемен. Это связано не только с экономическими, политическими и социальными изменениями в обществе, но и с глобальными процессами, охватившими все страны. В образовании речь идет, прежде всего, о переходе к новой образовательной парадигме.
Знаниевая парадигма, господствовавшая в образовании несколько веков, уходит в прошлое. Контуры новой - только начинают обрисовываться учеными и практиками, но совершенно очевидно, что в основе этой парадигмы образования лежит компетентностный подход.
В данной парадигме стратегическая цель высшего образования формулируется как подготовка компетентных специалистов, способных к самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности, гармонично сочетающих в себе как личностные, так и профессионально значимые качества.
Сегодня ориентация на усвоение определенной суммы профессиональных знаний, а также - на узкопрофессиональную подготовку бесперспективна, поскольку мир стремительно меняется, и невозможно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества в ближайшие двадцать-тридцать лет. Направленность системы высшего образования на перспективу профессиональной деятельности будущего специалиста в течение всей жизни возможно только тогда, когда в вузе закладываются основы и начинается его профессиональное развитие, построенное по индивидуальной траектории и предусматривающего готовность личности к постоянному саморазвитию.
А это означает внедрение и реализацию «широкой диверсификации типов и видов высшего образования, его многовариантность, многообразие и многомодельность», а также «предоставление студентам оптимального диапазона выбора,
Бережная Ирина Федоровна -ВГУ, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой, e-mail: [email protected], тел. (473) 2557201
придание процессу профессионального развития гибкого характера».
В связи с этим можно констатировать, что система высшего образования должна быть нелинейна по своей сути.
Что такое нелинейность в образовательном процесс высшей школы?
В повседневной жизни человеку свойственно линейное мышление. Оно наглядное, соответствует "здравому смыслу". Линейность предполагает простую пропорциональность. Многие явления в природе и обществе подчиняются такой закономерности. Она предполагает выполнение принципа суперпозиции (наложения, сложения). В этом смысле линейность - категория конструктивная. Зная результат действия каждой из сил (двух или более) на тело заданной массы и пользуясь принципом суперпозиции, можно ответить на вопрос: «Как будет двигаться это тело под действием суммарной силы?». В природе встречаются линейные процессы, линейные закономерности и линейные зависимости. Долгое время в науке господствовали линейные представления.
Но окружающий мир и сама природа оказались гораздо сложнее. Чаще всего их не удается описать в рамках линейного подхода, линейного мышления и линейного мировосприятия. В связи с этим в науке возникло понятие нелинейности. Это понятие пришло из математики. Нелинейность в математическом смысле означает «определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могутиметь несколько (более одного) качественно различных решений. Отсюдавытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейногоуравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемойэтими уравнениями (нелинейной системы)» [2].
Нелинейность - это отрицание линейности, ее противоположность. Категория нелинейности не обладает силой конструктивизма. Отрицая принцип
суперпозиции, она ничего не предлагает взамен. Нелинейность - понятие очень ёмкое, оно имеет множество оттенков и градаций. Нелинейный эффект - это эффект, описываемый нелинейной зависимостью, нелинейным уравнением. Нелинейная теория - это теория, в основе которой лежат нелинейные связи между объектами (а значит и нелинейные соотношения), которые она изучает.
Понятия «нелинейность», «синергетика», «динамический хаос» в XXI в. прочно вошли в научный обиход. За рубежом используется более емкий и адекватный термин «NonlinearScience». «Нелинейная наука» должна охватывать все существующее в природе разнообразие нелинейных процессов и нелинейных систем. С конца XX в. издаётся журнал «Chaos». (http://www.chaos-mag.com/) В России с 2003 г. стал выходить журнал «Нелинейный мир»
(http://www.radiotec.ru/catalog.php?cat=jr11), в
котором освещаются самые различные нелинейные процессы. Девизом этого журнала стали слова его главного редактора А. А. Потапова: «Мы все живем в сложном и удивительном нелинейном мире, пронизанном огромным числом отрицательных и положительных связей. При их учете уже не справедлив принцип суперпозиции, позволяющий получать решение сложных задач из решения более простых. Одной из принципиальных концепций науки становится теория самоорганизации, или синергетика. Базовые модели нелинейной динамики позволяют более точно описывать явление Природы, по-новому взглянуть на развитие Науки, Общества, Человека».
Основные положения нелинейной парадигмы в науке были сформулированы Л.Ф. Черногор. К ним автор относит следующие утверждения:
1. Окружающий нас мир - нелинеен, он описывается нелинейными уравнениями. Поэтому нелинейные явления в современной науке не исключение, а закономерность.
2. Нелинейность - универсальное, фундаментальное и главное свойство мира. Оно изначально присуще природе.
3. Материя - сверхсложная нелинейная система. Ее эволюция (движение) описывается нелинейными соотношениями.
4. Нелинейность - движущая сила направленной эволюции.
5. Нелинейная наука сложнее и богаче явлениями, чем линейная наука. Последняя представляет собой предел (и весьма "скромный") нелинейной науки.
6. Нелинейное мировидение - более адекватное, оно более объёмное и более многообразное, чем линейное мировидение.
7. Возможность перехода нелинейной
системы от порядка к хаосу и от хаоса к порядку -два важнейших свойства нелинейного мира [2].
Также Л.Ф. Черногор выделяет особенности нелинейного мировидения.
1. Нелинейная картина мира намного сложнее, более объёмная, более многогранная, чем линейная картина мира.
2. Нелинейность проявляется как универсальное и фундаментальное свойство мира. Скорее всего, это свойство - главное.
3. Нелинейность порождает нетривиальность гипотез, идей, результатов и следствий.
4. Реакция системы изменяется не пропорционально приложенному воздействию. Значительные усилия могут приводить к ничтожному результату. Кому не знакомо выражение "Все усилия уходят в песок". В других условиях слабые, но согласованные с системой воздействия приводят к самоускоряющейся ее эволюции. Возникает самораскачивающийся процесс, например, «экономическое чудо», «деньги, умноженные на деньги» и т. п. Причиной такой эволюции есть нелинейность положительной обратной связи.
5. Самоорганизованность сложных нелинейных систем и процессов. В результате срабатывания многочисленных прямых и обратных, положительных и отрицательных связей между подсистемами развитие системы происходит само организовано. Такой системе нельзя (не имеет смысла) навязывать свой «план развития». Вот почему часто всякие новшества, реформы, революции бывают столь вредными. По этой причине медикаментозное «лечение» человека (живого организма) так часто оказывается бесполезным и даже небезопасным.
6. Если в линейных системах хаос неизбежно приводит к их деградации, в нелинейных системах хаос может играть созидательную роль.
7. Хаос может возникнуть в полностью детерминированных условиях.
8. Порядок и хаос, самоорганизация и деградация - две стороны "одной и той же медали".
9. В сложных системах возможнаполивариантность их эволюции.
10. В консервативных нелинейных системах без флуктуаций процессы обладают обратимостью и периодичностью. Периодическими могут быть процессы в открытых нелинейных системах [2].
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что образование также является сложной нелинейной системой и призвано готовить молодых людей к жизни в нелинейном обществе. В.В. Гура отмечает, что «нелинейность» - фундаментальное понятие новой парадигмы образования. В мировоззренческом плане идея нелинейности может быть выражена в виде:
- идеи многовариантности путей эволюции;
- идеи выбора из данных альтернатив;
- идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);
- идеи необратимости эволюции [1, С.103-
104].
При этом следует отметить, что традиционный процесс обучения линеен по своей сути: он основан на последовательном и непрерывном расположении частей его содержания и способов организации. Эти части логически связаны между собой и представляют определенную линейную «конструкцию», в которой осуществляется процесс приобретения знаний. Известно, что при таком обучении достигается существенная экономия учебного времени, но основной акцент делается на информированность личности, а не на ее развитие. В рамках линейной организации освоения знаний объективно создаются условия субъект-объектного взаимодействия педагога и обучаемых. При этом и сам процесс обучения слабо связан с внутренней жизнью обучающегося, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных особенностей, творческих проявлений личности.
Новая парадигма образования означает переход к такой модели образовательного процесса, в которой создаются условия, где обучающийся становится субъектом процесса приобретения знаний, и, соотвестственно, и субъектом процесса проектирования собственной индивидуальной траектории профессионального развития.
Нелинейность в системе высшего образования - это нарастание множественности решений, индивидуализации темпов
профессионального развития, возможных отходов «назад» и «в сторону» при необратимости эволюционного процесса.
С нелинейностью в развитии системы высшего образования тесно связана тенденция полифуркационности.
Фуркация (лат. - разделение) понимается как разделение какого-либо потока на две -бифуркация, или большее число частей -полифуркация. Термины "бифуркация" и "полифуркация" в современных условиях широко используются во многих науках - в философии, математике, географии, медицине, социологии, педагогике и др.
Фуркация в педагогике означает такое построение учебных планов в старших классах общеобразовательной школы, при котором в целях
учета индивидуальных склонностей учащихся разрабатываются особые учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей группе предметов. При выделении двух циклов, разделов и т. д. фуркация носит название "бифуркация", при выделении трех и больше циклов - "полифуркация". Фуркация как педагогическое явление широко распространена в зарубежной школе, где осуществляется путем предоставления учащимся права выбора одного из отделений (гуманитарного, классических языков, физико-математического и др.), установленных в данной школе, или факультативных курсов [28, С.204].
В широком смысле слова понятие «фуркация» употребляется для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. Точки бифуркации (полифуркации) - особые моменты в развитии живых и неживых систем, когда устойчивое развитие, способность гасить случайные отклонения от основного направления сменяются неустойчивостью.
Понятие «бифуркация» также служит названием для фундаментальной особенности поведения сложных систем, подверженных сильным воздействиям и напряжениям. В этом смысле представление о бифуркации все чаще используется в политологии, философии, футурологии. Теперь исторический процесс трактуется как последовательность «бифуркаций»
(«полифуркаций»), чередующихся с периодами развития по выбранной траектории.
Футуролог ОлвинТоффлер так характеризует эти новые проблемы: «помимо роста технологической мощи и возможностей, также возрастает количество вариантов выбора. Развитая технология позволяет создать избыток выбора товаров, культурных изделий, услуг, субкультур и образов жизни. В то же время избыток выбора становится характерной чертой самой технологии.... Впервые, столкнувшись с избыточным технологическим выбором, общество должно производить не единовременный, а комплексный отбор машин, технологий и систем. Оно должно выбирать так же, как личность выбирает свой образ жизни; оно должно принимать сверхрешения относительно своего будущего. Более того, так же как отдельный человек может осуществить разумный выбор между совершенно различными образами жизни, общество может сейчас осуществить выбор между различными культурными стилями. Это является новым фактором в истории. В прошлом культура возникала непреднамеренно. Сегодня мы впервые можем осуществлять этот процесс сознательно» [Цит. по: 2]. .
Понятие «фуркация» становится все более значимым, так как человек все полнее ощущает, что
живет в неустойчивом, сложном, нелинейном, технизированном мире, где временные масштабы относительны, где надо учиться ориентироваться в хаосе, постигая его особые законы, где все чаще надо решать многочисленные проблемы.
Венгерский ученый Эрвин Ласло в книге «Век бифуркации. Понимание меняющегося мира» (<<TheAgeofBifurcation.UnderstandingtheChangingWor Ш», 1991) предполагает, что человечество в конце второго тысячелетия вступило в эпоху бифуркации. Он пишет: «Проблемы жгучи, ставки огромны, возможности выбора впечатляющи. Мы живем в поистине интересные времена, и это вполне объяснимо: мы живем в век величайшей бифуркации за всю историю человечества» [3] .
Прежде, считает Эрвин Ласло, люди могли оказывать сильное влияние лишь на то, что непосредственно их окружало, - семью, родственников, сообщество той деревни, города, где они жили. «Радиус воздействия» человека на себе подобных был мал. Информация распространялась медленно, оружие могло вызывать лишь локальные разрушения. Но в современных условиях, в эру глобалистики, сверхмощного оружия и массовых коммуникаций, многое изменилось: всколыхнуть мир способно даже отдельное слово, отдельный поступок. И «радиус воздействия» этого поступка может достигнуть планетарных масштабов.
В линейной науке случайность не учитывалась. Ее считали фактором второстепенным, побочным, не имеющим для жизни принципиального значения. Господствовали взгляды, что не толпа, а герои делают историю, что случайности отдельных поступков людей не оставляют следа в общем потоке событий. Прочно предполагалось, что единичное человеческое усилие, воля отдельного рядового индивидуума не могут иметь никакого видимого влияния на ход истории нации, тем более человечества.
Теперь, в наше синергетическое время, ученые пришли к выбору, что даже одна песчинка способна породить страшный обвал; что действия отдельного человека не бесплодны, они не обязательно нивелируются, растворяются в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды (вблизи точек полифуркации) даже индивидуальный человеческий акт способен вызвать далеко идущие социальные последствия, а его деятельность имеет возможность влиять на ход исторического процесса.
Иначе говоря, незначительное изменение начального условия, приводит любую систему совсем в другое состояние. Такая сильная зависимость от исходных или начальных условий получила название «эффекта бабочки» («Легкий взмах крыльев бабочки в Европе теоретически сможет вызвать обильный снегопад в летнее время на территории США»).
Все вышесказанное относится и к системе высшего профессионального образования, которое необходимо рассматривать как нелинейный, неоднородный процесс качественных
преобразований, включающий накопление новых возможностей, появление разнопорядковых новообразований, связанных с повышением уровня целостности, возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир - более структурированным, интегрированным и содержательным
(Л. И. Анцыферова, А. С. Арсеньев, Н.М. Борытко, Б. С. Братусь).
Такой подход обнаруживает кризисный характер профессионального развития человека. Каждая из стадий этого процесса - особая целостность, отличающаяся качественной определенностью. А появление каждой последующей целостности не может происходить иначе, как через «взрыв» старой целостности, через кризис, или точку полифуркации.
Кризисное состояние, по мнению философов, должно побуждать человека к поиску причин, породивших «пограничную ситуацию», чтобы, разобравшись, устранить их и расчистить путь к своему саморазвитию, обеспечивающему поиск средств и возможностей для выхода из кризиса. Кризис может стать точкой перехода к следующей, более высокого уровня целостности, точкой полифуркации. При этом следует учитывать, что эта точка может стать и точкой разрушения.
В процессе профессионального развития студенты преодолевают кризисные точки развития -точки полифуркации, характеризующиеся сменой стабильности и однозначности неопределенностью, в результате которой появляется вариантность траекторий дальнейшего и личностного, и профессионального развития.
Исходя из вышесказанного, в современных условиях перед преподавателями высшей школы стоит задача проектирования такой организации образовательного процесса, которая обеспечила бы его нелинейный характер, в которой были бы созданы условия для реализации индивидуальной траектории профессионального развития каждого студента и преодоления им точек бифуркации (полифуркации).
Отличительными чертами нелинейного образовательного процесса должны стать: наличие
в учебном плане дисциплин по выбору, возможность участия каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана; выполнение таких функций преподавателями как консультант, тьютор, эдвайзер, призванных оказывать помощь студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин; использование в учебном процессе новых информационных технологий -обучающих программ, сайтов преподавателя, форумов, чатов и т.д.; методическое обеспечение учебного процесса в печатной и электронной формах; использование балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов.
В качестве форм организации нелинейного учебного процесса может использоваться модульная система обучения, которая предусматривает блочно-модульное построение курсов за счет рационального использования учебного времени и обеспечивает интенсификацию учебного процесса, также возможно применение метода «погружения» в предмет; подвижного расписания, позволяющего обеспечить
дифференцированный подход к распределению учебной нагрузки.
В условиях нелинейного образования модульная система получает дополнительные возможности по сравнению с линейным обучением. Образовательную программу можно рассматривать как набор модулей, которые могут соединяться с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. В таком случае программа имеет формат сопоставимых модулей. При этом модуль может быть инвариантным для образовательной программы (т.е. обязательным для всех обучаемых) или вариативным (т.е. «выбираемым»). Исходя из необходимости освоения тех или иных модулей, студент может выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Он имеет возможность выбирать порядок освоения образовательных модулей, отдельных тем, а также форму обучения.
Вариативность выбора каждым
субъектомнелинейного образовательного процесса цели, содержания, способов и форм получения знаний создает условия, при которых осваиваемые знания становятся личностно значимыми. Личностно-значимые знания являются результатом познавательного процесса, его итогом, принадлежностью, собственностью определенного человека (субъективируются им). При этих условиях эти знания становятся основой воспитания, культуры личности, особенностями его характера, типом мышления.
Сам процесс обучения в условиях нелинейной организации, при котором состав обучающихся неоднородный и меняющийся, а обучение для разных студентов не совпадает по времени, индивидуализирован. Это влечет за собой изменения форм организации образовательного процесса, которые инициативную
самостоятельность студентов направляют на поиск возможностей освоения необходимого объема знаний. В нелинейной системе организации образовательного процесса преобладают формы, создающие условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности студента в приобретении умений делать осознанный и ответственный выбор в освоении изучаемого содержания и развиваю творческое и критическое мышление будущего специалиста, его внутреннюю и внешнюю самоорганизацию, а, следовательно, активно-преобразующее отношения к окружающей действительности. К таким формам организации образовательного процесса можно отнести проектную деятельность, практикумы, тренинги, творческие лаборатории, сборы, самостоятельную работу студентов.
Таким образом, нелинейность в образовании - это нарастание множественности решений, индивидуализации темпов получения образования и профессионального развития, возможных отходов «назад» и «в сторону» при необратимости эволюционного процесса в целом.
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ (проект 14-16-36004а (р)
Литература
1.Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В.В. Гура. - Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. - 320 с.
2.Черногор Л.Ф. Нелинейность как основа новой научной картины мира / Л.Ф. Черногор // Университеты. Наука и просвещение. - 2006. - №4. http://universitates.univer.kharkov.ua/arhiv/2006_4/inde x2006_4.html
3.Laszlo Ervin. The Age of Bifurcation. Understanding the Changing World / Ervin Laszlo. -1991.
BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHyHHBepcHTeT
THE QUESTION OF DESIGNING NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER
EDUCATION
I.F. Berezhnaya
The paper analyzes the most important trends in the development of higher education system in Russia in modern conditions, the tendency of nonlinearity, its contents, and possible forms of the organization of educational process
Key words: design, nonlineral, education process, higher education