Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К МАНЕВРИРОВАНИЮ БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К МАНЕВРИРОВАНИЮ БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / МАНЕВРИРОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДВИЖНОСТЬ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойнов Иван Владимирович, Иволин Петр Аркадьевич, Смирнов Андрей Александрович, Ключников Михаил Иванович, Полякова Татьяна Андреевна

Введение. Высокий уровень маневрирования бойца рукопашного боя повышает эффективность решения ударного, борцовского аспектами в ходе соревновательной деятельности. Высокий двигательный запас бойца является потенциалом для быстрого и легкого решения изменяющихся задач в ходе поединка. Цель исследования. Разработать экспериментальную педагогическую технологию подготовки к маневрированию бойцов рукопашного боя на начальном этапе спортивной подготовки. Методика и организация исследования. Разработана педагогическая технология подготовки к маневрированию в рукопашном бою. Технология представляет собой годичный цикл спортивной подготовки на этапе начальной спортивной подготовки бойцов рукопашного боя в оптимальном сочетании общей физической, специальной физической, технической и техникотактической подготовками и акцентированном развитии двигательно-координационных способностей и подвижности опорно-двигательного аппарата. Результаты исследования и их обсуждения. Структура разработанной экспериментальной технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою включает в себя 5 этапов: 1) общеподготовительный; 2) специально подготовительный; 3) начальной подготовки; 4) комплексной подготовки; 5) контрольный. Выводы. Разработана авторская технология подготовки к маневрированию которая сочетает оптимальное и рациональное соотношение общей физической, специальной физической, технической и техникотактической подготовок. Экспериментальная технология определяет логическую последовательность действий, основу которой составляет повышение уровня двигательно-координационных способностей и увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гойнов Иван Владимирович, Иволин Петр Аркадьевич, Смирнов Андрей Александрович, Ключников Михаил Иванович, Полякова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OFPREPARATION FOR MANEUVERING FIGHTERS OF HAND FIGHTING AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

Introduction. High level of maneuvering of the hand-to-hand combat fighter increases the effectiveness of solving shock, wrestling aspects in the course of competitive activity. The high motor reserve of the fighter is the potential for quick and easy solution of changing tasks during the fight. Purpose of research. To develop the experimental pedagogical technology for preparing hand-to-hand combat fighters for maneuvering at the initial stage of sports training. Methodology and organization of research. The pedagogical technology for preparing for maneuvering in hand-to-hand combat has been developed. The technology is a one-year cycle of sports training at the stage of initial sports training of hand-to-hand combat fighters in the optimal combination of the general physical, special physical, technical and technical-tactical training and accentuated development of motor-coordination abilities and mobility of the musculoskeletal system. Results of the study and their discussion. The structure of the developed experimental technology for preparing for maneuvering in hand-to-hand combat includes 5 stages:1) general preparatory; 2) special training; 3) initial training; 4) comprehensive training; 5) control. Conclusions. The author's technology of preparation for maneuvering has been developed, which combines the optimal and rational ratio of general physical, special physical, technical and technical-tactical training. The experimental technology determines the logical sequence of actions, the basis of which is increase in the level of motor-coordination abilities and increase in the mobility of the musculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К МАНЕВРИРОВАНИЮ БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.015.47

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К МАНЕВРИРОВАНИЮ БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Иван Владимирович Гойнов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт ФСИН России, г. Пермь; Петр Аркадьевич Иволин, инспектор ОРЛС УМВД России, г. Пермь; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии, г. Пермь;

Михаил Иванович Ключников, кандидат юридических наук, доцент, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир; Татьяна Андреевна Полякова, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация

Введение. Высокий уровень маневрирования бойца рукопашного боя повышает эффективность решения ударного, борцовского аспектами в ходе соревновательной деятельности. Высокий двигательный запас бойца является потенциалом для быстрого и легкого решения изменяющихся задач в ходе поединка. Цель исследования. Разработать экспериментальную педагогическую технологию подготовки к маневрированию бойцов рукопашного боя на начальном этапе спортивной подготовки. Методика и организация исследования. Разработана педагогическая технология подготовки к маневрированию в рукопашном бою. Технология представляет собой годичный цикл спортивной подготовки на этапе начальной спортивной подготовки бойцов рукопашного боя в оптимальном сочетании общей физической, специальной физической, технической и технико-тактической подготовками и акцентированном развитии двигательно-координационных способностей и подвижности опорно-двигательного аппарата. Результаты исследования и их обсуждения. Структура разработанной экспериментальной технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою включает в себя 5 этапов: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный; 3) начальной подготовки; 4) комплексной подготовки; 5) контрольный. Выводы. Разработана авторская технология подготовки к маневрированию которая сочетает оптимальное и рациональное соотношение общей физической, специальной физической, технической и технико-тактической подготовок. Экспериментальная технология определяет логическую последовательность действий, основу которой составляет повышение уровня двигательно-координационных способностей и увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: рукопашный бой, маневрирование, двигательно-координационные способности, подвижность опорно-двигательного аппарата.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p98-102

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PREPARATION FOR MANEUVERING FIGHTERS IN HAND FIGHTING AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

Ivan Vladimirovich Goinov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Petr Arkadyevich Ivolin, the inspector

of the ORLS of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, Perm; Andrey Aleksandrovich Smirnov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Perm Military Institute of the National Guard Troops, Perm; Mikhail Ivanovich Klyuchnikov, the candidate of legal sciences, docent, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Vladimir; Tatyana An-dreevna Polyakova, the docent, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm

Abstract

Introduction. High level of maneuvering of the hand-to-hand combat fighter increases the effectiveness of solving shock, wrestling aspects in the course of competitive activity. The high motor reserve of the fighter is the potential for quick and easy solution of changing tasks during the fight. Purpose of research. To develop the experimental pedagogical technology for preparing hand-to-hand combat fighters for maneuvering at the initial stage of sports training. Methodology and organization of research. The ped-

agogical technology for preparing for maneuvering in hand-to-hand combat has been developed. The technology is a one-year cycle of sports training at the stage of initial sports training of hand-to-hand combat fighters in the optimal combination of the general physical, special physical, technical and technical-tactical training and accentuated development of motor-coordination abilities and mobility of the musculo-skeletal system. Results of the study and their discussion. The structure of the developed experimental technology for preparing for maneuvering in hand-to-hand combat includes 5 stages:1) general preparatory; 2) special training; 3) initial training; 4) comprehensive training; 5) control. Conclusions. The author's technology of preparation for maneuvering has been developed, which combines the optimal and rational ratio of general physical, special physical, technical and technical-tactical training. The experimental technology determines the logical sequence of actions, the basis of which is increase in the level of motor-coordination abilities and increase in the mobility of the musculoskeletal system.

Keywords: hand-to-hand combat, maneuvering, motor-coordination abilities, mobility of the musculoskeletal system.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки к маневрированию в рукопашном бою, является одной из наиболее важнейших для спортивного прогрессирования бойцов. Решение проблемы носит комплексный характер и является предметом исследований ученых в области единоборств, а также тренерского состава. Хочется отметить, что научно-обоснованные методики и подходы особо значимы для тренеров. Известно, что мастерство бойцов рукопашного боя складывается из его технико-тактического арсенала, основанного на прочном фундаменте физической подготовленности. Маневрирование составляет основу спортивного мастерства бойца и является одним из важнейших структурных элементов технической подготовки. Сформированность навыка маневрирования во взаимосвязи с ударными, борцовскими техническими аспектами, а также тактическими аспектами повышает эффективность решения соревновательных задач в ходе тренировочного процесса. Высокий двигательный запас бойца является потенциалом для быстрого и легкого решения изменяющихся задач в ходе поединка [1, 3].

Установлено, что положительное влияние на формирование навыка маневрирования оказывают два компонента физической подготовки: двигательно-координационные способности и подвижность опорно-двигательного аппарата. Высокий уровень развития этих компонентов предопределяет пространственные возможности маневрирования, силу и точность при выполнении атакующих действий, способность к смене двигательной активности в соответствии с изменяющимися условиями соревновательной деятельности [2, 4].

Учеными установлено, что возраст 10-12 лет является наиболее благоприятным периодом для развития двигательно-координационных способностей и подвижности опорно-двигательного аппарат. Практика свидетельствует, что формирование техники бойцов необходимо начинать с изучения передвижений. Сопоставив эти два условия, а также изучив федеральный стандарт по виду спорта рукопашный бой, очевидно, что подготовку к маневрированию необходимо начинать на этапе начальной спортивной подготовки [1-5].

Цель исследования - разработать экспериментальную педагогическую технологию подготовки к маневрированию бойцов рукопашного боя на начальном этапе спортивной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С учетом вышесказанного нами разработана педагогическая технология подготовки к маневрированию в рукопашном бою. Технология представляет собой годичный цикл спортивной подготовки на этапе начальной спортивной подготовки бойцов рукопашного боя в оптимальном сочетании общей физической, специальной физической, технической и технико-тактической подготовками. Структура технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою представлена на рисунке.

Рисунок - Структура технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе тренировочного процесса юных бойцов решались следующие задачи:

1. Формирование базового уровня физической подготовленности с акцентирующим воздействием на развитие двигательно-координационных способностей и подвижности опорно-двигательного аппарата спортсменов.

2. Дозированное воздействие на развитие специальных физических качеств бойца.

3. Повышение двигательного потенциала.

4. Обеспечение максимальной согласованности двигательных действий.

Технология, в отличие от программы спортивной тренировки, не включает описание конкретных упражнений, а ограничивается рекомендациями использования средств. Однако это не недостаток, а целенаправленное предоставление возможности тренерам использовать многообразие действий в соответствии с указанным средствами. Дозирование интенсивности нагрузки осуществляется исходя из возрастных особенностей и индивидуального уровня физической подготовленности. Разработанная авторская технология подготовки к маневрированию указывает тренеру научно-обоснованный и экспериментально подтвержденный вектор движения.

Структура разработанной экспериментальной технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою включает в себя 5 этапов: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный; 3) начальной подготовки; 4) комплексной подготовки; 5) кон-

трольный.

Годичный макроцикл спортивной подготовки бойцов рукопашного боя составил по 468 часов учебно-тренировочных в контрольной и экспериментальной группах. Основные направления подготовки и их объем в годичном макроцикле осуществлялись с учетом Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «рукопашный бой», утвержденного Приказом Министерства спорта РФ от 24 декабря 2014 г. № 1062, а также тренировочных программ спортивных клубов. Однако, распределение программного материала в годичном макроцикле в частях тренировочного занятия было направлено на эффективную подготовку спортсменов к маневрированию на основе повышения двига-тельно-координационных способностей, а также увеличения подвижности опорно -двигательного аппарата.

Таким образом, разработанная экспериментальная структура педагогической технологии подготовки к маневрированию в рукопашном бою является педагогическим инструментом тренера, позволяет эффективно организовать тренировочный процесс на этапе начальной спортивной подготовки бойцов рукопашного боя.

ВЫВОДЫ

1. Высокий уровень сформированности техники маневрирования бойца рукопашного боя повышает эффективность решения соревновательных задач. Двигательно-координационные способности и подвижность опорно-двигательного аппарата оказывают положительное влияние на формирование навыка маневрирования.

2. Разработана авторская технология подготовки к маневрированию, которая сочетает оптимальное и рациональное соотношение общей и специальной физической, технической и технико-тактической подготовок.

3. Экспериментальная технология определяет логическую последовательность действий, основу которой составляет повышение уровня двигательно-координационных способностей и увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашин А.И. Методика построения технико-тактических комбинаций в соревновательном поединке по спортивному рукопашному бою / А.И. Абашин, А.В. Конаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2009. - № 1. - С. 57-62.

2. Белый К.В. Технология обучения маневрированию в соревновательных поединках спортсменов киокусинкай : дис. ... канд. пед. наук / Белый Константин Владимирович. - Москва, 2019. - 204 с.

3. Гаранин Е.А. Планирование тренировочного процесса бойцов армейского рукопашного боя с учетом стиля ведения спортивного поединка : дис. ... канд. пед. наук / Гаранин Евгений Александрович. - Набережные Челны, 2018. - 148 с.

4. Демченко В.Я. Технология обучения и совершенствования приемов маневрирования в тхэквондо / В.Я. Демченко // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 47-49.

5. Еганов В.А. Методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надежности защитных тактико-тактических действий в прикладных видах единоборств / В.А. Еганов, А.О. Миронов, С.В. Олин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011.- № 7 (77). -С. 63-69.

REFERENCES

1. Abashin A.I. and Konakov A.V. (2009), "Methodology for constructing technical and tactical combinations in a competitive duel in sports hand-to-hand combat", Theory and Practice of Applied and Extreme Sports, No. 1, pp. 57-62.

2. Bely K.V. (2019), Teaching technology for maneuvering in competitive fights among Kyokushin athletes, dissertation, Moscow.

3. Garanin E.A. (2018), Planning the training process offighters of army hand-to-hand combat, taking into account the style of conducting a sports duel, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Demchenko, V.Y. (2006), "Technology of training and improvement of maneuvering techniques in taekwondo", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 47-49.

5. Eganov, V.A., Mironov, A.O. and Olin, S.V. (2011), "The methodology for organizing training tasks related to the manifestation of coordination abilities, aimed at improving the efficiency of performing the reliability of protective tactical and tactical actions in applied types of martial arts", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7(77), pp. 63-69.

Контактная информация: ivan.gojnov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2022

УДК 378.046.4

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Лилия Васильевна Горюнова, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Анна Валерьевна Шатрав-кина, кандидат педагогических наук, заместитель декана, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров для высшей школы в контексте анализа практики ряда зарубежных вузов. Представлен краткий обзор опыта подготовки преподавателей высшей школы в таких странах как Финляндия, Словения, Швеция, Австралия, ЮАР, США, Великобритания и др. Основной целью проведенного исследования стало рассмотрение существующих зарубежные практики подготовки педагогов высшей школы, выделение как положительных характеристик, так и проблемных моментов, а также поиск тенденций, объединяющие отечественную и зарубежные системы высшего образования. В качестве методологических ориентиров в исследовании выступили положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющие концептуальную основу образовательных программ подготовки кадров для высшей школы в России и ряде зарубежных стран. Проведенное исследование показало наличие успешных корпоративных систем подготовки в зарубежных вузах, ориентированных на поддержку инициатив профессионального совершенствования педагогов высшей школы, а также позволило выявить тенденцию, объединяющую отечественную и зарубежные практики подготовки преподавателей вузов, которая заключается в комплексном подходе к рассмотрению преподавательской деятельности, направленной на решение разнообразных задач, объединенных единым вектором взаимодействия науки и образовательной практики.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, высшая школа, формирование преподавательских компетенций, деятельность преподавателя университета, опыт зарубежных вузов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p102-108

TEACHER TRAINING FOR HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF

FOREIGN RESEARCHES Liliya Vasilievna Goryunova, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Southern Federal University, Rostov-on-Don; Anna Valeryevna Shatravkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, deputy dean, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow

Abstract

The article considers the problem of teacher training for higher education in the context of analyzing practices of several foreign universities. The brief overview of the experience of teacher training for higher education in such countries as Finland, Slovenia, Sweden, Australia, South Africa, the USA, the UK and others is presented. The major aim of the study was to consider the existing foreign practice of training teachers for higher education, to highlight both positive features and points of challenge, as well

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.