Научная статья на тему 'Педагогическая технология как фактор влияния на формирование у слушателей магистратуры готовности к будущей педагогической деятельности'

Педагогическая технология как фактор влияния на формирование у слушателей магистратуры готовности к будущей педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очаковская О.А.

В статье определено понятие готовности к профессиональной деятельности; уточнено понятие педагогической технологии; определены ее аспекты, иерархические уровни применения и факторы, влияющие на эффективность применения педагогической технологии с целью формирования у слушателей магистратуры, как будущих преподавателей, готовности к профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очаковская О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология как фактор влияния на формирование у слушателей магистратуры готовности к будущей педагогической деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ГОТОВНОСТИ К БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Очаковская О.А., к.ф.-м.н, доцент ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Аннотация. В статье определено понятие готовности к профессиональной деятельности; уточнено понятие педагогической технологии; определены ее аспекты, иерархические уровни применения и факторы, влияющие на эффективность применения педагогической технологии с целью формирования у слушателей магистратуры, как будущих преподавателей, готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: готовность, педагогическая технология.

Актуальность проблемы. Одной из проблем, стоящих перед современными вузами непедагогического профиля, является проблема педагогической подготовки слушателей магистратуры как будущих преподавателей.

Достижением педагогической мысли и ответом образования на актуальные потребности современного общества, особенно рынка труда, является компетентностный подход в педагогике к подготовке специалиста. Появление этого подхода детерминировано требованием приобретения личностью необходимых жизненных компетенций.

В связи с указанным для характеристики профессионализма специалиста сегодня все чаще используются понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «готовность к профессиональной

деятельности». Итак, проблема формирования готовности будущего специалиста, в том числе слушателя магистратуры как будущего преподавателя, к будущей профессиональной педагогической деятельности является актуальной для современных высших учебных заведений непедагогического профиля.

Анализ исследований и публикаций. Проблеме профессионализма специалистов посвятили труда психологи и педагоги И. Бех, И. Зязюн, М. Игнатенко, Н. Ничкало, Т. Сущенко, Е.П. Ильин, М.И. Лукъянова и др. Проблему готовности к профессиональной деятельности в психолого -педагогической литературе рассматривали М. И. Дьяченко, А.А.Кандыбович, М. Корольчук, М. Левитов, Д.Н. Узнадзе, В. Лозовая, К. Пиорковский, А. Столяренко, С . Струмилин, А. Тимченко и др. Но, несмотря на основательность указанных работ, проблема формирования готовности слушателей магистратуры как будущих преподавателей к будущей профессиональной педагогической деятельности требует дальнейших исследований.

Цель нашей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть влияние выбора психолого-педагогической технологии на эффективность формирования у слушателей магистратуры как будущих преподавателей готовности к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Изложение основного материала. В психолого-педагогической литературе существует много определений понятия готовности, которые авторы рассматривают как способность выполнять определенную деятельность.

Но, на наш взгляд, готовность предполагает не только способность или умение, но и желание и стремление выполнить определенную деятельность. То есть обязательным является волевой акт, без наличия и осуществления которого выполнения действия или деятельности остается только намерением. Исходя из указанного, мы считаем, что готовность к

осуществлению профессиональной деятельности является сложным интегрированным образованием, имеет сложную структуру и предполагает сформированность системы профессионально значимых знаний, умений, навыков и определенных профессионально значимых качеств личности.

Как известно, профессиональные знания, умения, навыки, а также профессиональные качества личности формируются и развиваются в процессе соответствующей деятельности, в частности, учебно -познавательной, которая имеет профессиональную направленность. Поэтому эффективность формирования и развития указанных качеств личности будущих специалистов-преподавателей, а значит, их профессиональной готовности к преподавательской деятельности в целом, определяется особенностями организации учебно-познавательной деятельности в магистратуре. Таким образом, рациональная организация учебно-познавательной деятельности должна положительно влиять на ее эффективность, следовательно, и на уровень качества готовности как ее продукта.

Как показывает анализ педагогической практики, в современной высшей школе сохраняется много противоречий, которые определяют ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Одним из них является вопрос о рационализации процессуальных основ учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать приоритетным развитие личности студента, курсанта, слушателя магистратуры.

Одним из важных направлений решения названной проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых является степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации деятельности, прогнозов, соответствия результатов обучения требованиям гуманистической системы образования.

В течение последних лет педагоги и психологи много внимания уделяют разработке и внедрению педагогических технологий. Однако

сегодня все еще не существует единого взгляда и понимания по содержанию и применению этого термина.

В словаре русского языка дается следующее определение: технология -совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе производства чего-либо.

Сегодня термин «технология» используется не только в техническом смысле. Дефиниция «педагогическая технология» в отличие от дефиниции «методика» отражает не просто передача информации, а процесс обучения.

Понятие «педагогическая технология» может быть рассмотрен в трех аспектах: научном, процессуально-описательном, процессуально-действенном.

В педагогической практике понятие «педагогическая технология» применяется на трех иерархических соподчиненных уровнях: общепедагогическая (общедидактический), частичнометодическом (предметном), локальном (модульном).

Анализ дефиниций свидетельствует о том, что термин «технология» всегда в максимальной степени является связанным с процессом, то есть с деятельностью преподавателя и студента (курсанта, ученика, слушателя), ее структурой, средствами, формами и методами.

Таким образом, применение той или иной технологии детерминирует особенности деятельности преподавателя и слушателя магистратуры (курсанта, студента), а следовательно, и результат этой деятельности, (то есть качество и уровень готовности будущих специалистов, в том числе будущих преподавателей, к профессиональной деятельности).

Поэтому педагогическая технология должна строиться, прежде всего, на основе учета психологических закономерностей рациональной организации учебно-познавательной деятельности человека, закономерностей восприятия, запоминания и воспроизведения информации,

закономерностей возникновения и протекания умственной деятельности, мышления и т.

Переход высшей школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательных этапа:

- Первый - внедрение личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, которые обеспечивают образовательные потребности каждого магистранта, курсанта и студента в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- Второй - перевод обучения и воспитания на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в направлении реализации проблем адаптивного обучения и воспитания, внедрения новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающей режиме. Им посвящено много исследований, результаты которых уже с успехом реализуются на практике.

Высшая профессиональная школа тоже начинает активно заниматься проблемой адаптации учебно-воспитательного процесса с потребностями и нужд магистрантов, студентов и курсантов, развивающих технологий. Необходимо, чтобы этот процесс осуществлялся на основе усвоения теоретических основ инновационных процессов путем технологизации педагогической деятельности. Это позволит получать гарантированные педагогические результаты.

Развитие личности тех, кто учат, и обучаемых, должно восприниматься не как процесс, осуществляемый сам по себе, а как долгосрочная, научно обоснована и внутренне принятая программа работы всех педагогических коллективов.

Освоение новых педагогических технологий требует времени и специальной подготовки (самоподготовки) преподавателей, работающих в магистратуре и занимающихся подготовкой будущих педагогических кадров для высшего учебного заведения непедагогического профиля. Такая

подготовка преподавателей предполагает, во-первых, подготовку преподавателя к применению непосредственно в своей работе педагогических технологий; во-вторых, подготовку преподавателя к обучению магистрантов как будущих преподавателей применять педагогические технологии в их будущей педагогической деятельности.

Технологизация учебно-воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких педагогических подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в своеобразный производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в которой все действия, входящие в нее, представлены в определенной целостности и последовательности, а обучение и воспитание предусматривают достижение необходимого результата и имеют прогностический характер.

Представление о педагогической технологии как об осуществлении на практике заранее спроекрованного учебного или воспитательного процессов предполагает, во-первых, ее использование специалистами с высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом; во -вторых, -свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностей и условий взаимосвязанной деятельности преподавателя и магистранта (студента или курсанта), в-третьих, - способность и умение разрабатывать новые педагогические технологии, отвечающие потребностям учебного процесса.

Важно различать три основные группы педагогических технологий: - технологии объяснительно-иллюстративного обучения и воспитания, в основе которых лежит информирование, образование магистрантов, студентов и курсантов и организация их репродуктивных действий с целью отработки в них общеучебных умений и навыков;

- личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности магистрантов, курсантов и студентов, учета и развития индивидуальных особенностей юношей (и вообще тех, кто учатся);

- технологии развивающего обучения и воспитания, в центре внимания которых находится способ обучения и воспитания, с необходимостью вызывать и способствовать включению внутренних механизмов личностного развития тех, кто учатся, их интеллектуальных способностей.

Внедрение новых педагогических идей в практику высших учебных заведений, переход преподавателей на более совершенные технологии обучения и воспитания - процесс сложный и длительный. Это объясняется творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс.

Педагогическая деятельность всегда осуществляется в динамичной ситуации и предусматривает значительное пространство для творческого поиска, вариативность применения тех или иных приемов работы в зависимости от реальной ситуации, существующей «здесь и сейчас».

Реализация творческой свободы педагога в учебных актах быстро меняются, вместе с ответственностью за конечный педагогический результат, возможна только при осмысления учебно-воспитательного процесса на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.

В массовой педагогической практике новая педагогическая идея обычно успешно обрабатывается теоретически и методологическом уровнях, но этап ее непосредственного применения, то есть процесс овладения технологии, в силу разных причин оказывается замедленным.

В настоящее время в связи с широким распространением различных педагогических технологий возникла и другая крайность, когда педагог стремится освоить новые подходы в обучении или воспитании только на уровне методики или отдельных педагогических приемов.

Овладение только какого-то одного уровня знаний, например, методологического или технологического, без теоретической основы обязательно ведет к осложнениям в работе, к искажению сути педагогических концепций.

Освоение новых технологий обучения требует формирования внутренней готовности педагога к серьезной работе по преобразованию самого себя.

Работу отечественных учебных заведений определяют как глобальные социально-педагогические процессы, так и традиции, которые мы получили в наследство от эпохи тоталитаризма, когда от системы образования требовалось только одно - воспитывать послушного исполнителя.

Цель, которую выдвигает государство, всегда определяет не только содержание работы образовательных учреждений, условия их функционирования, но и применения тех или иных технологий обучения и воспитания, которые должны обеспечить выполнение социального заказа. Поиск новых педагогических технологий обучения зависит также анализом особенностей так называемого «информационного общества», которое существует в наиболее развитых странах мира.

Итак, главная проблема, стоящая перед специалистами в области педагогики и психологии, связанна с поиском более эффективных средств организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включение механизмов личностного развития.

Одним из эффективных средств модернизации образования, является использование новых образовательных технологий как в учебно-воспитательном процессе курсантов и студентов, так и в процессе обучения слушателей магистратуры как будущих преподавателей.

В педагогических исследованиях существуют описания различных технологий, каждая из которых может учитывать или делать ставку на определенный фактор, считая его основным.

Акцентирую на тои или иной стороне процесса обучения, педагогическая технология получает свое отличие и соответствующее название. Но в принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-нибудь фактор, принцип или метод, то есть педагогическая технология всегда является комплексной.

Обычно учебный процесс строится так, что конструируется определенная полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе определенной приоритетной идеи.

Существенно, что комбинированной дидактической технологии могут быть присущи качества, которые преобладают над качествами каждой из отдельных технологий, входящих в ее состав.

Кроме того, в теории и практике учебных заведений существует много вариантов учебно-воспитательного процесса, при этом каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской .

Вместе с тем каждый магистрант, курсант, студент имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или не успешность использования определенной технологии.

Таким образом, результат применения технологии (в данном случае -готовность слушателей магистратуры как будущих преподавателей к профессиональной педагогической деятельности) зависит еще и от профессиональных и индивидуальных особенностей и качеств преподавателя и магистрантов.

Учитывая все вышесказанное, можем сделать вывод, что готовность слушателей магистратуры к будущей профессиональной деятельности - это сложное интегративное качество личности, которое, как и любое другое качество личности, формируется в процессе соответствующей

деятельности, в том числе учебно-познавательной, и является ее продуктом, и, следовательно, определяется особенностями организации этой деятельности, в том числе и особенностями применяемой педагогической технологии, а также профессиональными и личностными особенностями как преподавателей, так и магистрантов.

Литература:

1. Локаткова О.Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности. //Молодой ученый. — 2013. — №10. - С. 481-484.

2. Стеснякова Н.Е. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Вестник Пензенского университета. - 2013. - № 4. - с. 15-17.

3. Морозова М.А. Педагогическое руководство процессом самореализации студентов ВУЗа. //Вузовская наука в современных условиях. - Ульяновск: 42 НТК УлГТУ, 2008. - с.60-66

4. Боговарова В.А., Мухаметзянова Ф.Г., Кудаков О.Р. Формирование универсальных компетенций педагога-психолога в условиях негосударственного вуза: монография. Казань: ЮЛАКС, 2008.124 с.

5. Ишутина И.Р. Готовность будущих учителей информатики к применению компьютерных обучающих программ в педагогической деятельности. //И.Р. Ишутина. // Вестник Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова: Издат. центр АГУ им. Х. Досмухамедова, №1(12) 2009.- с. 95-100.

Literature:

1. Lokatkova O.N. The period of school age as a stage of planning and preparation for professional activities. // Young scientist. - 2013. - №10. - S. 481484.

2. Stesnyakova N.E. The willingness of future teachers to the profession as a psychological and pedagogical problem. Bulletin of the University of Penza. -2013. - № 4. - with. 15-17.

3. Morozova M.A. Teacher guide the process of self-realization of the university students. // University science in modern conditions. - Ulyanovsk: 42 NTC Ulstu 2008. - s.60-66.

4. Bogovarovo V.A. Mukhametzyanova FG, Kudakov OR Formation of universal competence teacher-psychologist in the conditions of non-public university: a monograph. Kazan: YULAKS, 2008.124 with.

5. Ishutina I.R. Readiness of the future teachers of computer science to the use of computer-based training programs in educational activities. //I.R. Ishutina. // Bulletin of Atyrau State University. H. Dosmukhamedov: Izdat. ASU Center. H. Dosmukhamedov, №1 (12), 2009.- p. 95-100.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абдулгалимова С.А., к.псх.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ЧОО ВО «Дагестанская академия образования и культуры»

Аннотация. Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей младшего школьного возраста показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В связи с этим необходима, проводить своевременная профилактика эмоционального состояния детей с целью оказания действенной помощи, которая должна носить комплексный характер. Ключевые слова: школьный возраст, ребенок, эмоции, страх.

PSYCHOLOGICAL FEATURES FEAR AMONG PRIMARY SCHOOL

CHILDREN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.