Д. И. Лапшина
(Санкт-Петербург)
Подготовка студентов магистратуры непедагогического
профиля к педагогической деятельности
В статье раскрывается современная ситуация развития педагогического образования, которая характеризуется потребностью государства и общества в подготовке педагогических кадров из числа студентов педагогических и непрофильных вузов. Выявляются теоретические и практические предпосылки исследования проблемы подготовки студентов магистратуры непедагогического профиля к педагогической деятельности.
Важной особенностью современного этапа развития системы педагогического образования является возможность свободного входа в педагогическую профессию на всех уровнях, в том числе для лиц, не имеющих педагогического образования.
Одной из заявленных задач в Концепции поддержки педагогического образования является создание условий для многоканального входа в педагогическую профессию тех, кто имеет педагогический талант, призвание и желание работать в сфере образования, но обучался в непедагогических вузах или на направлениях подготовки непедагогического профиля. Сам термин «многоканальность» предполагает вариативность сценариев педагогической подготовки разных категорий обучающихся - это студенты бакалавриата и магистратуры, действующие учителя и специалисты других профессий [6].
Рассмотрим разные подходы к обоснованию необходимости педагогической подготовки для различных категорий обучающихся и работающих специалистов.
А. В. Каспржак высказывает мысль о том, что необходимо привлекать в профессию учителя выпускников бакалавриата непедагогических специальностей и дипломированных специалистов других профессий. Он отмечает, что такого рода действие - практика всех развитых стран, которые понимают, что тяга в педагогическую профессию у молодого человека может возникнуть не только в 1718 лет, но и несколько позже. Следовательно, надо расширять возможности получить профессию учителя, так выстроить систему подготовки, чтобы войти в профессию можно было «через несколько дверей», пройдя разными дорогами [9].
Другой аспект необходимости подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности обусловлен требованиями государства и общества в связи со стремительным экономическим развитием и высоким уровнем конкуренции на рынке труда. Обзор рынка труда показал, что работодатели испытывают спрос на специалистов, в трудовые функции которых входит преподавание, наставничество, репетиторство и т.п. Подготовка к педагогической деятельности необходима специалистам, осуществляющим функции по организации подготовки, обучению на производстве.
Деятельность современного специалиста давно уже выходит за узкопрофессиональные рамки и становится полипрофессиональной. В своей профессиональной деятельности будущему специалисту придется решать разные профессиональные задачи - управленческие, организаторские, творческие, в том числе и педагогические. Для решения профессиональных педагогических задач будущий специалист должен быть педагогически компетентным.
По результатам опроса в структуре 70% компаний официально выделена функция по организации подготовки и обучению. В 23% компаний указанные функции выполняет отдельное подразделение. В 46% эти обязанности возложены на отдельного сотрудника, чьи функции определены как функции тьютора [8]. Сотрудники этих подразделений должны уметь работать с людьми, обучать персонал, быть готовыми к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования, готовыми к организации командной работы, то есть быть педагогически компетентными.
Исследование, которое проводится на базе РГПУ им. А. И. Герцена, ориентировано на решение проблемы подготовки будущих специалистов непедагогического профиля к педагогической деятельности. В статье делается попытка обосновать значимость и актуальность исследования данной проблемы в современных условиях развития многоуровневого педагогического образования на ступени магистратуры.
Педагогическая подготовка будущих специалистов всегда была в центре внимания ученых. Так, С. И. Гессен в качестве одного из главных, узловых принципов высшей школы выделял «способность университета к самовосполнению путём подготовки преподавателей и ученых».
Н. Х. Розов пишет, что формирование молодой профессионально компетентной и педагогически обученной преподавательской смены является важнейшей, системообразующей функцией всех вузов, единственно могущей обеспечить надежную базу для дальнейшего поступательного развития системы подготовки специалистов с высшим образованием [7].
Особенно актуально сегодня звучат слова П. Л. Капицы о том, что хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам знаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью и, соответственно, быть готовыми к этой деятельности [4].
Анализ тематики диссертационных работ за последние пять лет позволил выявить обобщенные направления проведенных исследований: подготовка преподавателей военных, инженерно-технических, юридических вузов (В. П. Врачинский, Т. М. Погорело-ва, Е. Н. Майнагашева, И. В. Рыжкова, Ю. В. Га-тен, Т. Л. Ерошенко, Л. Ф. Красинская); формирование готовности студентов и их мотивация к педагогической деятельности (Е. Е. Коренева, М. Ю. Кусакин, А. Н. Кривоногова); подготовка к педагогической деятельности в системе повышения квалификации (Л. В. Арбузова, И. В. Сопетченкова); в условиях высшего образования непедагогического профиля (Л. С. Полякова, Е. Ф. Бережная, К. В. Жуко-
ва, О. М. Сальникова, Л. З. Стуколова); эффективные методы педагогического образования студентов магистратуры (С. В. Богданова, В. В. Климентьева].
Анализ ФГОС ВПО и основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров непедагогического профиля в РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургском государственном университете, Кемеровском государственном университете, Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина, Курском государственном университете и др. показал, что во многих из них среди видов профессиональной деятельности, к которым должны быть готовы выпускники, закреплена подготовка к педагогической деятельности. В частности, в 70% ФГОС ВПО РГПУ им. А. И. Герцена закреплена подготовка бакалавров к педагогической деятельности.
Целью магистерского образования является подготовка квалифицированных компетентных специалистов, готовых как к профессиональной, так и к научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Анализ ФГОС ВПО для магистрантов непедагогического профиля показал, что 69% включают развитие готовности к педагогической деятельности и 22% - к научно-педагогической деятельности.
В настоящее время подготовка к педагогической деятельности осуществляется не только педагогическими вузами, но и классическими университетами, непрофильными (техническими, экономическими и т.д.], в которых организуются кафедры педагогики. Востребованным является путь получения педагогического образования как второго высшего. Представляется интересным опыт Международного общества по инженерной педагогике, которое занимается повышением квалификации преподавателей инженерных вузов, магистров, аспирантов.
Педагогическая подготовка будущих специалистов направлена на комплексное изучение человеческих возможностей, освоение механизмов развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп, способов социальной коммуникации, управления и продуктивного общения, создание эффективных моделей и целостных технологий познания и образования, самообразования и самосовершенствования [3]. Результатом педагогической подготовки высту-
Педагогические и психологические исследования
пают педагогические компетенции, которые дополняют структуру профессиональной компетентности выпускника.
В соответствии с позицией ученых РГПУ им. А. И. Герцена, профессиональная компетентность педагога понимается как интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5]. В логике компетентностного подхода готовность будущего специалиста проявляется через наличие у него педагогических компетенций, которые будут необходимы для личностного развития и профессионального роста.
В большинстве ФГОС ВПО подготовка студентов магистратуры к педагогической деятельности сводится к обеспечению их готовности к решению двух типов профессиональных задач: преподаванию определенных дисциплин в образовательных организациях различного уровня и разработке методического обеспечения учебного процесса. В том случае, если студент готовится к научно-педагогической деятельности, то круг профессиональных задач значительно расширяется.
Выпускник должен быть готов к участию в разработке программ учебных дисциплин и курсов, к постановке и модернизации отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам программы магистратуры; к проведению учебных занятий, участию в организации практической и научно-исследовательской работы и руководстве ею; к применению и разработке новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен владеть такими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности, как владение навыками преподавания и навыками разработки методических материалов для преподавания. Для подготовки к научно-педагогической деятельности студентам необходимо принимать непосредственное участие в учебной и учебно-методической работе кафедр и других учебных подразделений по профилю программы магистратуры; участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов; прово-
дить учебные занятия, лабораторные работы; обеспечивать практическую и научно-исследовательскую работу обучающихся; применять и разрабатывать новые образовательные технологии и т.п.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО] магистранты получили возможность готовиться к педагогической деятельности. Проблема исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, эта возможность может быть очень привлекательной. С другой стороны, студент может быть к этому не готов в силу своих профессиональных намерений и психологических особенностей. Поэтому в центре внимания находится личность студента как главная действующая фигура образовательного процесса. Важным условием успешной подготовки студентов к педагогической деятельности является учет их индивидуальных особенностей и профессиональных интересов в образовательном процессе [1].
По результатам анкетирования, бесед с магистрантами непедагогического профиля и преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена (свыше 100 человек] было выявлено, что магистранты плохо информированы о возможной подготовке к педагогической деятельности, не имеют четкого представления о том, что такое педагогическая деятельность, о ее возможностях и пользе для будущей профессиональной деятельности. Магистранты недостаточно информированы о программе их подготовки и, как следствие, слабо мотивированы на освоение педагогической деятельности.
Необходимо предоставлять возможность и мотивировать студентов к освоению педагогической деятельности. Многие люди разными путями приходят в педагогическую профессию, поэтому педагогическая подготовка им явно пригодится. Так, например, известно, что Константин Дмитриевич Ушинский закончил юридический факультет, а стал выдающимся педагогом, основоположником научной педагогики в России. Антон Семенович Макаренко после школы пошел в железнодорожное училище и впоследствии, окончив педагогические курсы, стал выдающимся советским педагогом, основоположником теории коллективного воспитания.
По результатам проведенной диагностики можно говорить о том, что подготовка буду-
щих специалистов к педагогической деятельности еще только получает свое развитие. Лишь незначительная часть вузов в свои образовательные программы включает такое содержание (модули, дисциплины, курсы по выбору, практику, курсовые работы и т.п.). Отсутствует единая система организационно-методического обеспечения подготовки студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности.
Таким образом, исследование, ориентированное на разработку комплексной программы подготовки студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности, является достаточно актуальным. Интерес к этой проблеме обусловлен потребностью государства, рынка труда, работодателей в специалистах, готовых к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях или непосредственно на рабочих местах в различных организациях.
Литература
1. Балакирева Э. В., Лапшина Д. И. Специфика педагогической подготовки бакалавров по направлениям непедагогического профиля // Педагогические исследования и современная культура : сб. науч. ст. Всерос. интернет-конф. с междунар. участием 2225 апреля 2014 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.ga-rant.ru/70265348/#block_1000#ixzz3V2mHBxDo.
3. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компе-тентностный подход. - Минск: РИВШ, 2009.
4. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. - М.: Наука, 1981.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллектив. моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной, проф. Е. В. Пискуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
6. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb. ru/news/14-01-2014_2/.
7. Розов Н. Х. Преподаватель - профессия на все времена // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 26-36.
8. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала : Информационный бюллетень. - М.: НИУ ВШЭ, 2014.
9. Милкус А. Чему и как должен учиться современный педагог? // Комсомольская правда. - 31 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/daily/26153.4/3041789/