Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РФ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РФ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ / PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL SYSTEM OF PLACES OF DETENTION / ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / IMPRISONMENT / ВИДЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / CRIMINAL PENALTIES / РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RELIGIOUS-NATIONAL IDEOLOGY OF RESPONSIBILITY / ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ / CORPORAL PUNISHMENT / ИСТОРИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ / HISTORY OF PRISON SYSTEM / ИСПРАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / CORRECTION OF PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Николай Леонидович

Рассматриваются предпосылки возникновения и формирования в пенитенциарных учреждениях России системы педагогического исправительного воздействия на личность преступника - от жесткого уголовного наказания (так называемой кары) до нравственной полной или частичной исправленности, что в дальнейшем послужило основой формирования современной педагогической системы мест лишения свободы. Основная идея и цель новой системы - не только исполнение уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, но и нравственная позитивная переориентация личности преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF PLACES OF DEPRIVATION OF FREEDOM IN RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL BACKGROUND

Discusses the prerequisites of appearance and formation in the penitentiary institutions of the Russian system of pedagogical correction of the personality of the criminal - from harsh criminal punishment (also called punishment) to the moral full or partial correction, which further resulted in the formation of the modern educational system of places of deprivation of liberty. The main idea and goal of the new system - not only the execution of criminal penalties involving deprivation of liberty, but also positive moral reorientation of the offender.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РФ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ»

Н.Л. Филиппов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РФ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения России, педагогическая система мест заключения, тюремное заключение, виды уголовных наказаний, религиозно-национальная идеология ответственности, телесные наказания, история пенитенциарной системы, исправление заключенных, религиозно-нравственное воспитание.

Аннотация: Рассматриваются предпосылки возникновения и формирования в пенитенциарных учреждениях России системы педагогического исправительного воздействия на личность преступника - от жесткого уголовного наказания (так называемой кары) до нравственной полной или частичной исправленности, что в дальнейшем послужило основой формирования современной педагогической системы мест лишения свободы. Основная идея и цель новой системы - не только исполнение уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, но и нравственная позитивная переориентация личности преступника.

Перед тем как рассмотреть исследуемую проблему, касающуюся истоков и предпосылок возникновения зачатков педагогической системы мест заключения для лиц, совершивших преступления, необходимо изучить исторические и правовые условия разрешения таких противоправных социальных явлений. Вместе с тем отметим, что не ставится цель подробно рассмотреть все исторические нормативно-правовые акты, регулирующие процесс исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и имеющие элементы нормативно закрепленного педагогического процесса направленного на исправление личности правонарушителя. Цель статьи - показать наличие ранее существовавших прогрессивных, а также регрессивных, на то время, закрепленных в праве воззрений на сущность исправительной цели уголовного наказания в виде лишения свободы. Зачатки идей, закрепленных в праве и ориентированных на исправление, указывают не только на необходимость устрашения, но и на возможную исправимость «умышленного» преступника.

Согласно историческим архивным источникам, Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 годов. Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных, противоправных деяний. Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных, да и не считало это важным и нужным делом.

Наказания, прописанные Судебником, как правило, носили суровый характер и были направлены на устрашение населения, но значительно мягче аналогичных уголовных наказаний, применяемых за преступления в странах Западной Европы. Смертная казнь в Судебнике 1497 года предусматривалась примерно в десяти случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного человека к казни. Наиболее распространенными способами исполнения смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения носила публичный характер и имела строго определенные цели устрашения и неотвратимости возмездия за совершенное злодеяние. Как показывают проведенные исследования, относительно видов и способов применения уголовных наказаний, существующее в то время на Западе мнение о русском деспотизме не соответствует действительности. В русском государстве не были столь распространены изуверские способы казни, свойственные средневековой Европе. На практике, в Российском государстве, смертная казнь в этот период применялась не так часто. Большое влияние оказывала существующая религиозно-национальная идеология, в соответствии с которой преступник после смерти отвечал перед Богом, а светская власть не вправе предрешать его судьбу.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади.

Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на точные сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания.

Составы преступлений, изложенные в Судебнике предусматривают лишения свободы за следующие виды преступлений: преступления против правосудия; против порядка управления; квалифицированную кражу; за клевету; за получение взятки. Снабжали едой и одеждой заключенных, чем и как могли их родственники, те, у кого их не было, так называемые безродные, «связанные по двое ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею» [1, 59].

По мере формирования централизованного государства и его правовой системы увеличивалась и роль тюремного заключения в общей системе уголовных наказаний. Соборное Уложение 1649 года предусматривало наказание тюремным заключением в санкциях сорока статей указанного документа. Минимальный срок тюремного заключения составлял три дня, максимальный же срок равнялся четырем годам [1, 61].

Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д. Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население. К таким рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т. д.

Одной из особенностей уголовного преследования в Российском государстве в тот исторический период было то, что право отправления правосудия и применения наказаний представлялось также церковным судам. Нормативным актом, которым руководствовались суды, был Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551 года) [2, 245] .

Впервые в Соборном Уложении 1649 года нормативное закрепление получает общественно-полезный труд заключенных. Лица, отбывающее тюремное заключение за имущественные преступления, обязаны были заниматься трудом: «...посылати в кандалах работать на всякие работы, где государь укажет» [3, 259].

Естественно, трудно говорит о зачатках формирования основных средств исправления преступников, одним из которых является общественно-полезный труд, но все, же это было началом, хотя основной целью тюремного заключения как вида лишения свободы в означенный период была изоляция от общества общественно-опасных граждан и соответственно кара за содеянное злодеяние от лица государства. Как следствие тюремного заключения - страдания и лишения, убогий быт, голодное и холодное существование, призрение сограждан, пожизненное «клеймо». Наказание в виде тюремного заключения отбывалось в особых зданиях или при государственных учреждениях - приказах.

В рассматриваемый период закладывались основы формирования корпуса тюремной стражи. Управление и охрана тюрем возлагались на тюремных сторожей «целовальников». Они должны были жить при тюрьмах и заботится о том, чтобы заключенные не сбежали [3, 259].

Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации «.тюрьмы на Москве строить из Разбойного приказу государевою казною.. А в целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым людям на подмоги, а на подмогу деньги тем целовальникам и сторожам имать с тех сотен и слобод по городам.» [3, 259].

пелпгогичесний журнпл епшкортостпнп N 4(65). во га ёЖ§ЖёЖ5

Существующая центральная власть государства полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении признавалось:

а) строить тюрьмы за счет городов и уездов;

б) сторожей избирать из «сошных людей»;

в) приставникам производить жалование из «скудного приказа»;

г) «колодникам черной избы» давать прокормление;

д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет;

е) за побег колодников взыскивать с приставников;

ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещены.

Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде не находим ни малейших следов, например, организации тюремного продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния... выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий, вроде топоров, пил, ножей и т. д. [3, 259].

Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Как мы отмечали ранее, материально-бытовое обеспечение лиц, подвергнутых наказанию в виде тюремного заключение, было довольно скудным, питались они в основном мирскими подаяниями. Только в 1662 году в России вводится выдача, так называемых «кормовых денег» или как его называли «государево жалование» в размере двух алтын в день на заключенного, что, в общем, то не снимало проблему питания заключенных. Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия.

Существующая в указанный период нормативно-правовая база, регламентирующая теремное заключение и регулирующая порядок и условия отбывания уголовного наказания порождала произвол тюремной администрации, постоянными явлениями были физические наказания и соответственно моральное унижение личности. Петровский период истории государства Российского - это время реформ, XVIII столетие знаменуется кардинальными изменениями в экономической и общественной жизни общества, затрагивают эти изменения и правовую систему России. Именно правовая система приносит изменения, диктуемые экономическими и социальными условиями жизни общества, являясь своеобразным воплощением интересующего нас предмета исследования - социально-правовых основ формирования зачатков педагогической системы мест содержания преступников.

С точки зрения рассматриваемой проблемы представляет особый интерес утвержденный Петром I Указ от 23 июня 1703 года, который закрепил в системе уголовных наказаний, новый для того времени, вид лишения свободы - ссылку на каторжные работы. Сущность этого вида наказания состояла в следующем: физическая изоляция преступников от общества в удаленных местностях, с тяжелыми климатическими условиями, а при существующих средствах связи (почта) и коммуникациях (российские дороги) данный вид наказания был очень эффективным; обязательное привлечение осужденных к тяжелому физическому труду; жестко регламентированный режим отбывания наказания, опять же можно рассматривать как начало нормативного формирования одного из основных средств ис-

правления личности преступника - режим содержания преступников в современном понимании уголовно-исполнительного права в целом и пенитенциарной (исправительной) педагогики в частности.

Предпосылками возникновения и широкого применения ссылки на каторжные работы в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. В указанный период такой вид наказания как ссылку становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Следует отметить, что население Сибири в то время на одну десятую состояло из ссыльных [4, 27895].

Указ от 22 июня 1703 года узаконил и расширил перечень карательных мер в отношении лиц, преступивших закон от имени государства. Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715 года. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение и отмщение от лица государства, как своеобразная превенция, чтобы другим повадно не было. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю России. Практиковались заимствования из Европы, например, ссылка на галеры.

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др. История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное законодательство [5, 4]

Неоценимый вклад в развитие пенитенциарного дела в России внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. В 1787 году Екатерина II собственноручно написала проект общего тюремного устава - «Положение о тюрьмах». Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из ста статей, распределенных по трем разделам:

1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп;

2) о содержании заключенных;

3) о тюремной администрации.

Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Вместе с тем, проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя. Также данный проект предусматривал разобщение лиц, оказывавших вредное влияние друг на друга. Нормальным наполнением арестантских камер признавалось содержание вместе не более 2-3-х человек. К великому сожалению этот, по тому времени очень прогрессивный проект не был реализован, и единый нормативный акт, определявший порядок содержания под стражей, в России отсутствовал вплоть до 1831 года, когда появилась инструкция губернских тюремных замков.

По распоряжению Екатерины II в 1775 году в каждой губернии были организованы «работные» дома для содержания неимущих в добровольном и принудительном порядке для прокормления. Принудительно в работный дом отправляли бродяг, просящих милостыню нищих. Обитатели работного дома занимались неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом: трепали пеньку и паклю, изготавливали бумажные мешки, конверты, тюфяки из мочала и волоса и т. п. Оплата по уборке улиц и на свалках нечистот оплачивались

пелпгогичесний журнпл епшкортостпнп N 4(65). во га ёЖ§ЖёЖ5

дороже. Но таких заказов было недостаточно. Работные дома не могли выйти на самоокупаемость (как похоже на современное состояние мест лишения свободы). На 1 января 1853 года в уфимском работном доме числилось 37 человек.

В 1775 году императрицей был учрежден новый для России вид исправительных учреждений - «смирительные» дома. Они предназначались «для ограждения общества от великих продерзостей, добронравие повреждающих, и потому бывают нужны для общего благочестия и спокойствия семей», то есть от лиц, ведущих недостойный образ жизни, -пьяниц, проституток, бродяг и т. п. (в том числе и для несовершеннолетних). В смирительные дома также направлялись помещичьи крестьяне «за неповиновение владельцам и дурное поведение». Забегая несколько вперед, следует отметить, что на 1 января 1853 года в Уфимском смирительном доме отбывало наказание 151 человек. Смирительные дома просуществовали до 1884 года, когда отбывание наказания в них было заменено тюремным заключением.

При Екатерине II все тюрьмы в России строились в форме буквы «Е». Такая тюрьма была заложена в 1794 году и в Уфе. Сейчас на этом месте по улице Достоевского (бывшей Тюремной) располагается следственный изолятор № 1. И до сих пор еще в некоторых местах этого старинного здания сохранились мощные стены почти двухметровой толщины старинной кирпичной кладки [6].

Указ Александра I от 1812 года ознаменовал кардинальные изменения в системе исполнения уголовных наказаний российского государства. Данный Указ предусматривал постройку тюремных замков во всех губерниях империи по особым единым планам. Не обошел стороной данный Указ и Уфимскую губернию, о чем мы остановимся при дальнейшем изложении научно-исследовательского материала. Указ вводил раздельное содержание различных категорий преступников, по сути, первая дифференциация лиц содержащихся в местах лишения свободы по степени их общественной опасности, что в дальнейшем, особенно в советский период, получило широкое развитие и распространение. Вводились в практику основные положения мировой политики в области пенитенциарных систем. Данный период характеризовался также учреждением в России Общества попечительного о тюрьмах, которое занималось внутренним устройством мест заключения с благотворительной целью и оказанием помощи заключенным, освободившимся из мест заключения. Организацией деятельности и участием в работе этого общества занимался привилегированный класс, и поэтому общество было наделено значительными полномочиями. Одновременно происходило сращивание функций этой формальной представительной организации с функциями административных органов по управлению местами заключения, что нашло отражение в Уставе общества, утвержденном в 1819 году [7, 53]. Основными целями образования данного Общества были названы «нравственное исправление содержащихся преступников», «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам» и «наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной» [8, 29-30].

В 1831 году Советом Министерства внутренних дел был разработан и принят первый нормативный акт, регулирующий порядок и условия исполнения наказания в виде тюремного заключения. Называлась она - Инструкция смотрителю губернского тюремного замка, которая содержала в себе двести сорок статей распределенных по двенадцати главам. Инструкцией определялись основания приема заключенных - письменная резолюция судебного органа, в ней описывались основные сведения о личности конкретного заключенного, какое преступление им совершено и какой назначен срок отбывания наказания. Заключенные принимались в тюремный замок в любое время суток, независимо от праздничных и воскресных дней. При приеме заключенных осматривал врач и давал соответствующее заключение о состоянии здоровья. Серьезно больных и инфекционно зараженных заключенных помещали в тюремную больницу. Инструкцией предписывалось раздельное

содержание лиц мужского и женского пола. Несовершеннолетние преступники должны были содержаться в особых камерах отдельно от взрослых заключенных и раздельно по полам [9, 30].

Анализ нормативно-правовых документов, архивные и иные научные источники позволяют сделать определенные выводы, указывающие на то, что в исследуемый исторический период уже четко начали прослеживаться основные элементы пенитенциарно-педагогической системы, косвенно направленной на нравственное изменение личности преступника, а именно исправление. К элементам этой системы следует отнести: наличие режима содержания как средства, обеспечивающего необходимость принудительного воздействия на личность преступника; обязательность применения труда, и, несмотря на то, что это принудительный, физически тяжелый труд, все же он содержит элементы трудового воспитания, элементы приобщения к общественно-полезной деятельности, элементы овладения теми или иными профессионально-полезными трудовыми навыками; пенитенци-арно-педагогическое воздействие на лиц, лишенных свободы, которое включало религиозно-нравственное воспитание, обучение в школе, грамоте; и общественное воздействие -создание «Попечительного о тюрьмах общества».

Основными приоритетными направлениями современного развития уголовно-исполнительного законодательства в РФ является необходимость совершенствования организации исправительной деятельности, включение в специфический педагогический процесс как лиц осужденных к лишению свободы, так и всех субъектов непосредственно принимающих участие в исполнении уголовного наказания, так и иных субъектов к которым, конечно же, относится общественные, благотворительные, религиозные организации. Наиболее актуальные направления реализации реформирующей деятельности пенитенциарных учреждений изложены в разработанных концепциях ведущих специалистов данной области, таких как: профессоров А.И. Зубкова, М.П. Стуровой, А.С. Михлина, В.С. Епанишникова. Организационно-реформирующая деятельность характеризуется следующими тенденциями: повышением социальной направленности процесса исполнения наказаний; дальнейшим развитием наказаний за уголовные правонарушения и развитие иных мер уголовно-правового характера без изоляции личности от общества; усилением контроля за деятельностью со стороны законодательной и исполнительной власти, правозащитных организаций; активным влиянием международных организаций, участием экспертов Совета Европы в мониторинге различных сфер деятельности пенитенциарных учреждений. В ряде других, последующих направлений предложенных изменений, к сожалению, по нашему мнению, недостаточно говорится об исправительных, педагогических воздействиях на осужденных. Справедливости ради стоит отметить, что вряд ли что могут более приемлемое порекомендовать западные эксперты, тем более в плане совершенствования организации деятельности педагогической системы пенитенциарных учреждений.

Направления развития уголовно-исполнительного законодательства в целом и совершенствование педагогической системы мест лишения свободы в частности особую значимость получили в связи с интеграцией России в международное сообщество и соответствие организации деятельности пенитенциарных учреждений России Европейским пенитенциарным правилам, которые в свою очередь базируются на Европейской конвенции по защите прав человека [10, 6]. Все вышеуказанное, а также современная практика применения уголовно-исполнительного законодательства акцентирует внимание на существование определенных недостатков в исправительной деятельности пенитенциарных учреждений и вместе с этим показывает необходимость совершенствования педагогической системы данных учреждений с учетом сложившихся социально-экономических, политических и идеологических условий.

1. Соборное Уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. М. : Юридическая литература. 1986. Т.3 С.56-84.

пелпгогичесний журнпл епшкортостпнп n 4(65). во 16 ёЖ§ЖёЖ5

2. Исаев, И.А. История государства и права : курс лекций. М. : БЭК, 1993. С. 245.

3. Сергиевский, Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1888. С. 259.

4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. СПб., 1890. Т. 36, №27895.

5. Российское законодательство Х-ХХ вв. : в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А.Г. Маньков. М. : Юридическая литература, 1986.

6. Использованы исторические материалы МВД Республики Башкортостан, ГУФСИН России по Республике Башкортостан.

7. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 122. Оп.1.Д. 176. С. 53.

8. Бачинин, В.А. Пенология и христианство (О праве осужденного на духовное возрождение) II Современное право. 2008. № 2. С. 229-230.

9. Соцкий, Ю.Ф. Основы правового регулирования исполнения уголовных наказаний в России до 1917 г. МВД РФ УВШ. Уфа, 1996. С. 30.

10. Бриллиантов, А.В., Курганов, С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник. -2-е изд. / под ред. А.В. Бриллиантова. - Москва : Проспект, 2015. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.