ТРИ «М»:
М.А. Лукацкий
МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
УДК 37.01 + 81-11
Педагогическая семиология: контуры становления
В статье охарактеризована программа построения новой области научного знания — педагогической семиологии. Описана структура нарождающейся научной дисциплины и дана ей интерпретация.
Ключевые слова: семиотика, педагогическая семиология, синтактика, семантика, прагматика.
Многим сейчас стало ясно, что человек — в том числе человек науки — должен освободить себя от сплетенной им самим паутины слов и что язык — в том числе язык науки — остро нуждается в очищении, упрощении и упорядочивании. Теория знаков — полезный инструмент для ликвидации последствий этого своеобразного «вавилонского столпотворения».
Ч.У. Моррис
Знаки потому и знаки, что они означают что-то, проявляющееся в действительности.
М.Л. Гаспаров
Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярных планировок и стандартными домами.
Л. Витгенштейн
То, что познавательная деятельность человека невозможна без использования языка, сегодня ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения. С тем, что язык (система знаков) — это и надежный проводник человека в мир неведомого и непознанного, и посредник между ним и постигаемой им действительностью, и хранитель знаний, полученных в контексте его встречи с незнакомой реальностью, согласно большинство исследователей. Подавляющее их число разделяют убеждение, что язык — универсальный выразитель человеческого понимания мира и судья, выносящий вердикт о правильности или ложности утверждений о происходивших и происходящих событиях. Мало найдется исследователей, всерьез оспаривающих мнение, что
© Лукацкий М.А., 2015
56
Педагогическая семиология: контуры становления
язык — фундамент сознательного бытия человека и базис индивидуального и группового мышления, что именно он несет в себе творческую силу, способную преображать жизнь людей и наполнять их существование смыслом.
Эта особая роль языка в жизни людей и объясняет то пристальное исследовательское внимание, которое в настоящее время в разных науках уделяется раскрытию его тайн. Язык оказался в исследовательском пространстве не только языкознания, но и в философии языка, в социологии языка, в лингвокультурологии, в психолингвистике, когнитивной лингвистике, нейролингвистике и в ряде других научных дисциплин. При всем различии исследовательских подходов, которые используются в процессе осуществления научных проектов, нацеленных на выявление тех или иных сторон жизни языка, всех их объединяет единое понимание того, что он — знаковая система, обеспечивающая хранение и передачу значимой и важной информации.
Удивительное и совсем не характерное для нынешней плюралистичной науки единство во взглядах ученых может показаться случайностью. Но это совсем не так. Трактовка языка как знаковой системы не откровение сегодняшнего дня. Размышления о знаковой основе языка своими корнями уходят в эпоху Античности (стоики, Платон, Аристотель и др.). Осмысливалась знаковая природа языка и в Средние века (Августин Аврелий, Дж. Пойнсот и др.), и в Новое время (Дж. Локк, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, В. фон Гумбольт и др.). В конце XIX века зародилась отдельная наука о знаках — семиотика (семиология) (коммент. 1). Ее появление связано с именами Ч.С. Пирса, Ч.У Морриса, Ф. де Соссюра. В XX веке семиотическая проблематика активно разрабатывалась и зарубежными (Э. Кассирер, Л. Ельмслев, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Женетт, А. Греймас, Ж. Лакан, Ц. Тодоров, Ю. Кристева, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Н. Гудмен, С. Лангер, У Эко и др.), и отечественными (П.А. Флоренский, Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, Н.И. Жинкин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров, Ю.С. Степанов и др.) учеными. Так что единство видения знаковой сущности языка — закономерный итог кропотливого и длительного осмысления исследователями феномена культурного (знаково-символического) бытия человека (коммент. 2).
Одним из заметных результатов развития представлений о языке как о знаковой системе во второй половине XX — начале XXI века стало значительное увеличение количества семиотических исследовательских проектов, ориентированных на изучение того, как знаки слагаются в различные тексты культуры, как они наделяются смыслами и значениями, как влияют на повседневное коммуникативное взаимодействие людей и какие горизонты познания открывают науке. Сегодня появилась возможность уверенно говорить о семиотике как о науке, включающей в себя ряд исследовательских областей. К этому постоянно удлиняющемуся ряду принадлежат биосемиотика, семиотика искусства, семиотика архитектуры, семиотика рекламы, медиасемиотика, компьютерная семиотика, математическая семиотика, семиотика права, семиотика политики, экосемиотика и др. Углубляющаяся дифференциация
57
Педагогическая семиология: контуры становления
семиотических исследований — явное свидетельство того, что перспективы познания особенностей социокультурной жизни людей научный мир в значительной мере связывает с постижением знаковой природы бытия человека. Дифференциация семиотических исследований также указывает на то, что в настоящее время семиотика трактуется как трансдисциплинарная сфера научного знания, объединяющая результаты познавательной деятельности разных конкретных наук, как естественных, так и гуманитарных.
Семиотика «с самого ее возникновения в виде отдельной науки распределилась по трем ее разделам, которым один из ее основателей, Ч. Моррис, дал следующие названия: синтактика — изучающая отношения между знаками; семантика — изучающая отношения между знаками и обозначаемым предметом; прагматика — изучающая отношения между знаком и человеком. Членение на три раздела... сохраняется теперь» [8, с. 80]. В своем строении педагогическая семиология, только приобретающая свои очертания, о чем пойдет далее речь, также в полной мере учитывает такое деление на разделы (раздел синтактика, раздел семантика и раздел прагматика).
Семиотический тренд уже затронул, как отмечалось выше, разные дисциплины. Не является исключением в этом отношении и педагогическая наука. Совсем недавно стала оформляться в относительно самостоятельную область знания и педагогическая семиология. Первая попытка разработать остов педагогической семиологии предпринята в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Этому исследовательскому начинанию предшествовала длительная подготовка, непосредственно связанная с изучением специфики педагогического языка, на котором ведется речь о категориально-понятийном аппарате этой науки, об описательной, объяснительной и предсказательной функциях педагогического знания, о критериях научности педагогических теорий [1, с. 72—78; 2; 3, с. 62—76; 4].
Имя, данное нарождающейся области знания, сигнализирует о том, что разработчики педагогической семиологии придерживаются той версии соотношения науки о знаках и лингвистики, которая берет свое начало в трудах Ф. де Соссюра (коммент. 3). Согласно этой версии, семиология — это трансдисциплинарная наука, использующая лингвистическую методологию и инструментарий для познания нелингвистических объектов (социальная и политическая жизнь, бытие культуры и др.). Эти объекты, хотя и не являются производными от конкретного естественного или формализованного языка, но вместе с тем представляют собой текст, который должен быть прочитан, расшифрован, раскодирован и понят исследователем. Лингвистика в контексте такого взгляда — это основополагающая часть более объемной области знания — науки о знаках, коей и выступает семиология (ком-мент. 4). Лингвистика в рамках такого видения играет роль свай, на которых держится все массивное здание семиологии. Весомым подтверждением тому, что именно так видел соотношение лингвистики и семиологии выдающийся лингвист Ф. де Соссюр, служит следующий короткий пассаж из его «Курса
58
Педагогическая семиология: контуры становления
общей лингвистики»: «Если нам впервые удается найти лингвистике место среди наук, это только потому, что мы связали ее с семиологией» [7, с. 40].
Тезис о том, что развитие педагогической науки самым непосредственным образом сопряжено с совершенствованием ее языка, сегодня разделяется практически всеми учеными, направляющими свои исследовательские взоры на сферу образования. Педагогическая семиология, прицельно изучающая закономерности конструирования языка педагогической науки, феномены включения в него новых языковых элементов и архивирования тех, которые представляют ее вчерашний день, а также исследующая процессы поиска, обнаружения и языковой (знаковой) фиксации ранее не известных научной общественности смыслов и значений образовательной реальности, может и должна стать импульсом обновления педагогической науки. Всерьез рассуждать о возможности достижения такого позитивного результата позволяет то видение сильных сторон педагогической семиологии, которое воплощено в Проекте разработки этой теоретической и прикладной дисциплины, реализуемом в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В число сильных сторон входят: 1) уже упоминавшаяся трансдисцип-линарность, позволяющая педагогической семиологии выходить за пределы одной знаковой системы и изучать феномены педагогического познания и педагогического взаимодействия на межсемиотической основе; 2) возможность творческого использования богатого исследовательского опыта общей семиологии и ряда ее частных ответвлений, которые состоялись как научные дисциплины и располагают прошедшим довольно длительную апробацию понятийным аппаратом, связанным с понятийными аппаратами гносеологии, когнитивной психологии, культурологии, социологии и других наук; 3) органичная встраиваемость методологического инструментария современной структурной лингвистики в познавательный арсенал педагогической семиологии (коммент. 5). Строгая гуманитарная методология структурной лингвистики позволяет изучать уровневое строение языка, исследовать его как динамично изменяющуюся систему, в которой процессы познания и коммуникации порождают новые знаки, служащие материалом для производства новых текстов (знаковых последовательностей).
Современная структурная лингвистика — оригинальная совокупность теоретических взглядов на язык и методов его изучения, стала формироваться в условиях беспрецедентной ломки устоев культурного бытия, начавшейся в первой половине XX столетия. Стремительная технизация жизни, расширение поля межкультурного взаимодействия стали теми внешними для лингвистики факторами, которые потребовали от нее решения ряда сложных прикладных задач: разработка искусственных языков и способов работы с большими массивами текстов, алгоритмизация процесса машинных переводов с одного языка на другой. Произошедшая во второй половине XX века цифровая революция добавила в копилку решаемых структурной лингвистикой задач немало новых, таких как: создание электронных словарей и тезаурусов, систем
59
Педагогическая семиология: контуры становления
информационного поиска и извлечения данных и многих других. Главным же внутренним фактором становления структурной лингвистики выступил диалог, который структурная лингвистика вела с описательной грамматикой, не сумевшей конструктивно решить вопрос сведения лингвистической терминологии в единую иерархическую систему. Под влиянием внешних и внутренних факторов структурная лингвистика и обрела свой нынешний вид, став дисциплиной, совмещающей в ходе исследований и языковедческие, и математические методы. Одними из приоритетных направлений в современной структурной лингвистике являются моделирование в языкознании, разработка структурных и формальных методов анализа и описания языка.
Обращение педагогической семиологии к инструментарию структурной лингвистики (раздел педагогической семиологии — синтактика) даст возможность детально проанализировать, на каких синтаксических основаниях сегодня выстраивается учебная и методическая литература, как сочетаются, соотносятся и дополняют друг друга учебные тексты. Педагогическая наука уже давно поставила перед собой задачу укрепления своей категориально-понятийной базы. Серьезным толчком для становления педагогического терминоведения вполне могут послужить семиологические исследования, использующие методологический потенциал структурной лингвистики. Разработка моделей образования педагогических понятий, вопросов, касающихся сопря-гаемости понятий в научно-педагогических высказываниях, их объединения, дробления, производности от терминов, — давно ожидаемый результат исследовательской деятельности в области педагогического терминоведения.
Мир образования — особый мир. Этот мир конституируется особым языком (представляющим собой смесь естественного языка, языка физики, математики, химии и др.), усвоение которого становится для обучающегося пропуском в самостоятельную жизнь, качество которой напрямую зависит от того, насколько он овладел им. Выход за пределы этого языка для ученика чреват, так как только погружение в язык дает ему шансы на обретение себя в пространстве динамично изменяющегося культурного бытия. Для учащегося, даже если он этого и не осознает, семиологический тезис «все есть язык» наполняется вполне конкретным жизненно важным содержанием. Педагогическая семиология, понимая значимость языкового влияния, оказываемого преподавателем на учащегося, не может не обращаться к изучению этого феномена.
Педагогический дискурс (языковая деятельность, связный текст, речь, «погруженная в жизнь») — это всегда совокупность аргументативных и суггестивных средств языкового влияния. Адресант языкового влияния — учитель, адресат — ученик, текст — языковой посредник, связующий их. Обмен языковыми посланиями в контексте педагогического взаимодействия немыслим без «включенности» сознания коммуникантов в этот процесс. В рамках педагогического общения учитель облекает в языковые формы научные и приобретенные им в приватной жизни знания, которые содержатся в его сознании, а затем посредством лингвистических средств убеждения
60
Педагогическая семиология: контуры становления
и внушения транслирует их ученику. Целью такого языкового влияния является «перемещение» учительского понимания того или иного научного, а порой и обыденного жизненного феномена, из своего сознания в сознание учащегося. Исследование феномена языкового влияния на учащегося в контексте образовательного процесса — дело педагогической семиологии.
Языковое влияние — процесс изменяющий (иногда радикально) стиль и состав ментальной жизни ученика, содержание его мыслительной деятельности, представления о мире и о себе (коммент. 6). Оно вносит коррективы в настроение и поведение учащегося. В этом влиянии всегда есть императивная составляющая, подчас вызывающая у ученика сопротивление ему. Возникновение коммуникативных барьеров между учителем и учеником — явление столь широко распространенное, что оно многократно становилось предметом пристального изучения. Эффективность и сбалансированность языкового влияния во многом зависит от того, как в лингвистическом и риторическом отношении оформлена педагогическая коммуникация, какие виды языкового влияния (доказывание, информирование, уговаривание, призыв, повеление, принуждение и др.) используются учителем в рамках образовательного процесса. Изучение того, как учащиеся воспринимают и интерпретируют устные и письменные языковые послания-сообщения, как они используют в учебном процессе языковые конструкции, — дело экспериментальной, прагматически ориентированной педагогической семиологии (раздел педагогической семиологии — прагматика). Ее помощники на этом экспериментальном пути — когнитивная психология, психолингвистика, филологическая герменевтика, неориторика, нейролингвистика.
Проблема языка, объявленная в начале XX столетия основной проблемой философии, таковой остается и в начале XXI века. Было бы совсем неверным утверждать, что феномен языка не привлекал внимание философов и ученых ранее. Но именно ушедший век привнес радикально новое в рассмотрение этого явления. Язык стали изучать не только сквозь призму представлений о его связи с мышлением и не только как изменяющуюся в контексте истории и культуры структуру. Он стал пониматься как репрессивная сущность, которая конституирует все пространство человеческого бытия. Слова М. Хайдеггера о том, что «это не мы говорим языком, а язык говорит нами», заявления о подчиненности человека языку, высказывания о его плененности языком, в которых фигурируют метафоры «ловушки» и «тюрьмы», утверждения о том, что «язык — это плохой слуга, но хороший хозяин» (Р. Барт), — свидетельства такого, появившегося лишь в XX веке, видения языковой проблемы.
Лозунгом XX столетия стало осторожное и предельно внимательное отношение к использованию языка и к рассмотрению тех его качеств, которые оказывают на человека властное и порабощающее влияние. Центральными для исследователей становились вопросы: как сделать так, чтобы не оказаться в языковых ловушках и избежать навязываемых языком софизмов? Стало очевидным, что строгое соблюдение логико-грамматических правил не спасает от этих уг-
61
Педагогическая семиология: контуры становления
роз. Было обнаружено, что естественный язык не несет в себе универсального эталона истины, выяснено, что некоторые его характеристики, которые раньше рассматривались как слабые стороны, такие, например, как нечеткость и многозначность, обеспечивают людям возможность конструктивного речевого взаимодействия. Углубление в эту языковую проблематику не могло не сопровождаться постановкой вопросов, касающихся познаваемости мира с помощью загадочно ведущего себя языка и его связей с действительностью. Повесткой дня стало выяснение того, что есть значение слова. Семиология — одна из тех научных дисциплин, которые активно включились в поиск ответов на этот вопрос.
Семантика, будучи разделом семиологии, и занимается определением значения знаковых единиц. В поле ее интереса попадают самые разнообразные стороны бытия знаков: именование, означивание, осмысление, понимание, интерпретация. Она исследует отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.
Семантика условно делится на две исследовательские области. Одна представлена теориями референции (обозначения), другая — теориями смысла. Теории референции объясняют, как относятся языковые выражения к обозначаемым объектам; основными понятиями этих теорий выступают: «имя», «обозначение», «истинность», «интерпретация», «модель». Теории смысла содержат ответ на вопрос о том, что такое смысл языковых выражений, когда выражения тождественны по смыслу и когда нет.
Семантические проблемы всегда обращали на себя внимание ученых. Банальное и часто встречающееся явление — непонимание человеком того, что обозначает адресованное ему устное или письменное высказывание — одна из основных причин заинтересованного отношения ученых к проблеме выявления значения отдельных знаков и знаковых последовательностей (текстов). Однако стать центральным разделом семиологии семантике удалось лишь в начале 1960-х годов. К этому времени сложились собственно семантические методы исследования, в составе которых помимо интроспективного метода, позволяющего человеку, наблюдающему за своей субъективной жизнью, определять значение используемых им в общении с другими слов, появились: метод моделирования и экспериментальный метод, а также методы, заимствованные из частных наук: логики (пресуппозиционный анализ), психологии (ассоциативный анализ) и др. Широкое распространение получил оригинальный семантический метод исследования — метод компонентного анализа, позволяющий после проведения ряда процедур определять границы применимости слова. Суть этого метода состоит в эмпирическом установлении равнозначности (синонимия), неоднозначности (полисемия), семантической аномальности (противоречивость и тавтологичность) языковых выражений. Следует отметить, что в настоящее время этот метод применяется, в частности, для «получения» словарных определений слов. Во второй половине XX века к рассмотрению семантической проблематики присоединилась и формальная семантика, объединившая ряд областей философии,
62
Педагогическая семиология: контуры становления
лингвистики, логики и математики. Представителями этой новой дисциплины были предложены эффективные способы изучения семантических пространств формальных и естественных языков и описания этих пространств в математических терминах. Исследования, фундаментом которых является формальная семантика, ныне крайне популярны. Использование математического языка вносит свою положительную лепту в процесс точного описания значений знаковых единиц и вариантов их использования в контексте формулирования высказываний о той или иной реальности.
К сожалению, педагогика с некоторым опозданием начинает использовать в решении своих научно-прикладных задач те методы семантических исследований, которые уже в достаточной степени апробированы в контексте широко ведущегося сегодня в разных областях знания семантического поиска. Без проведения семантических исследований (раздел педагогической семиологии — семантика) невозможно разобраться ни в том, какие картины мира формирует у учащихся современная учебная литература, ни в том, какие смыслы и значения вкладывают учащиеся в слова, обращенные к учителям и сверстникам — своим коммуникантам — в рамках образовательного процесса. Если образование нацелено на подготовку действительно знающего и понимающего человека, способного отличать правду от вымысла и имеющего выверенную в смысловом отношении точку зрения, то путь, ведущий к такому результату, образование сможет пройти только с попутчиком — педагогической семиологией, помогающей образованию разобраться в том, что в семантическом отношении оно представляет собой как процесс укоренения учащегося в знаково-символическом мире культуры.
В своем «Логико-философском трактате» В. Витгенштейн уверенно заявил о том, что главная функция языка — «показывать» человеку мир, и потому границы его языка означают и границы его мира. Так ли это или только в значительной степени так — большой вопрос. Но то, что по аналогии с этим утверждением, имеющим под собой весомые основания, вполне можно говорить, что сфера образования — это тот социальный институт, который с помощью языка «показывает» учащемуся мир и формирует его как личность с языковым горизонтом понимания устройства этого мира, сомневаться не приходится. Сфера образования — это место, в котором у учащихся выковываются навыки жизни в универсуме языка — семиотическом пространстве культуры — семиосфере (по терминологии Ю.М. Лотмана). А раз так, то должны быть те, кто изучает особенности языка, используемого в образовании. Должны быть и те, кто будет способствовать совершенствованию языка самой педагогической науки. Именно такую миссию и способна выполнить педагогическая семиология, контуры самостроительства которой и представлены в данной статье.
Комментарии
1. В современной научной литературе термины семиотика и семиология употребляются как синонимы.
63
Педагогическая семиология: контуры становления
2. Символ (от греч. symbolon — знак, примета, признак) — универсальная форма человеческого познания и творчества; категория, отражающая специфику образного познания в искусстве и др. формах культуры (мифология, религия). Символ является зримым выражением идеи или мысли и соединяет свойства абстрактного понятия и художественного образа, окруженного множеством ассоциаций [9, с. 320].
3. Ф. де Соссюр назвал науку о знаках семиологией.
4. Знак — основное понятие семиологии. «Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем» [6, с. 9]. Знак — двойственная сущность, единство означающего и означаемого. Знак приобретает качество знака только тогда, когда он включается в знаковую систему. Знаковые характеристики конкретного элемента знаковой системы определяются совокупностью отношений этого элемента с другими элементами этой системы.
5. Основоположник современной структурной лингвистики — Ф. де Соссюр.
6. Явление языкового воздействия неоднократно попадало в фокус исследовательского внимания. Примерно до середины 1980-х годов эти исследования в основном проводились с помощью инструментария структурной лингвистики. Примером такого изучения является классификация лингвистических средств воздействия Б.Ф. Поршнева. Им были выделены следующие уровни языкового воздействия: 1) фонологический, 2) номинативный, 3) семантический, 4) синтаксическо-логический, 5) контекстуально-смысловой, 6) формально-символический [5, с. 248]. Впоследствии, в ходе изучения проблематики языкового воздействия, стали учитываться социальные, культурологические, этнолингвистические, гендерные, психологические и другие факторы.
Литература
1. Куровская Ю.Г. Потенциал теоретических разработок когнитивной лингвистики в педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1. С. 72—78.
2. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. Брянск: Ладомир, 2008. 308 с.
3. Лукацкий М.А. О междисциплинарной исследовательской инициативе, объединившей педагогику и когнитивную лингвистику и о перспективах разработки педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 5. С. 62—76.
4. Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. 300 с.
5. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487 с.
6. Резников ЛО. Гносеологические проблемы семиотики. Л., 1964. 304 с.
7. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: КомКнига, 2006. 257 с.
8. Степанов ЮС. Семиотика. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2014. 168 с.
9. Энциклопедический словарь по эпистемологии. М.: Альфа-М, 2011. 469 с.
64