Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА - DOCENDO DOCēMUR'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА - DOCENDO DOCēMUR Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / SCIENTIFIC CREATIVITY / CONTINUITY / STUDENT / CIVIC CONSCIOUSNESS / METHODS AND FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбашева Людмила Юрьевна

В статье предлагается ретроспективный взгляд на организационную, учебную и научную деятельность факультета авиационного радиоэлектронного оборудования (АРЭО) ИВВАИУ, который продолжает существовать в делах его преподавателей и выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers hindsight at the organizational, educational and research activities of the faculty of aviation radio-electronic equipment (AREA) in Irkutsk higher military aviation engineering school, which persists in the affairs of its teachers and alumni.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА - DOCENDO DOCēMUR»

Experto: транспорт, общество, образование, язык» и от себя лично, дорогие наши авторы и коллеги, с наступающими новогодними и рождественскими праздниками! Пусть особая атмосфера счастья этих зимних дней сохранится на весь следующий год, согревает окружающих, создает тепло в доме и на работе, дарит силы и энергию, помогает добиваться успехов!

В уходящем году сделано немало доброго, хорошего, важного для каждого из нас, поэтому хочется пожелать, чтобы 2018 год соединил в себе итоги минувших достижений с самыми смелыми планами на будущее. Искренне желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, согласия и благополучия!

С наилучшими пожеланиями в канун Нового года, Иванова Людмила Анатольевна, гл. редактор международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» http://ce.if-mstuca.ru/

УДК 378.6

ББК 74.58

Барбашева Людмила Юрьевна

Кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по учебно-воспитательной и профориентационной работе, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Иркутск, Россия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА - DOCENDO DOCÉMUR

В статье предлагается ретроспективный взгляд на организационную, учебную и научную деятельность факультета авиационного радиоэлектронного оборудования (АРЭО) ИВВАИУ, который продолжает существовать в делах его преподавателей и выпускников.

Ключевые слова: научное творчество, преемственность, студент, гражданская позиция, методы воспитания, формы воспитания.

L. Yu. Barbasheva

Irkutsk, Russia

PEDAGOGICAL DIRECTION - DOCENDO DOCEMUR

The article offers hindsight at the organizational, educational and research activities of the faculty of aviation radio-electronic equipment (AREA) in Irkutsk higher military aviation engineering school, which persists in the affairs of its teachers and alumni.

Keywords: scientific creativity, continuity, student, civic consciousness, methods and forms of education

В жизни не только человека, но и коллективов существуют определённые этапы, когда принято подводить итоги, вспоминать даты и события. В 2017 году факультет авиационного радиоэлектронного оборудования (АРЭО) Иркутского высшего военного авиационного инженерного ордена Красной Звезды училища (ИВВАИУ) отметил 30-летний юбилей. Юбилейная дата - 30 лет дает возможность оглянуться назад, подвести итог прожитому.

ИВВАИУ ведет историю с 1931 года. В 90 годах военное училище смогло выстоять и сохранить традиции Харьковского, Рижского, Даугавпилского, Киевского авиационных училищ. Но в 2009 году было расформировано и присоединено к Воронежскому военному авиационному институту. Факультет Авиационного радиоэлектронного оборудования (АРЭО) -это офицеры и гражданский персонал, усилиями которых осуществлялась подготовка высококвалифицированных авиационных специалистов по эксплуатации радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов. Выпускники факультета - инженеры и техники ВВС - успешно служили и служат в строевых частях, НИИ, военных учебных заведениях.

В мае 2017 года встретилась часть коллектива факультета АРЭО ИВВАИУ (пришли те, кто остался в Иркутске, чтобы отметить юбилейную дату). Вспоминали: совместно пережитые события, оставившие след в памяти; сложившиеся традиции; педагогические коллизии и управленческие находки, создававшие неповторимый дух, атмосферу, стиль взаимоотношений в коллективе, где хотелось работать, творить, дружить, преодолевать любые невзгоды. Возникла настоятельная потребность сказать слова благодарности всем преподавателям и офицерам за создание уважительной и доброжелательной обстановки, за умение видеть в каждом курсанте положительное начало, за которое можно уважать и ценить. С высоты прошедших лет можно говорить о создании и существовании настоящего духовного братства, объединенного общим замыслом, общим делом - осмысленное общение непосредственно сменяющихся поколений курсантов и преподавателей, осознававших ответственность за Родину и профессию, честь и достоинство в этом мире. Юбилейная дата - это не просто очередной исторический рубеж, это фиксация связи каждого человека, служившего на факультете, с тремя измерениями времени: прошлым, настоящим, будущим.

Прошлое факультета АРЭО ИВВАИУ - это самоотверженная работа Коноплянникова Ю. А., Евдокимова В. В., Скрыпника О. Н., Жиронкина С. Б., Неудакина А. А., Кобзаря В. А., Барбашева П. М., Миронова Б. М, Огурцова В. К., Карлова В. М., Пипченко И. П., Фио-летова В. Ю., Хапилина Е. А., Васильева Н. А. и многих, многих других. Учебный процесс был организован преподавательскими коллективами: кафедры № 41 «Авиационных радиоэлектронных комплексов и эксплуатации бортового радиоэлектронного оборудования» под руководством полковника Аврамова А. В.; лаборатории № 1, майора Шмидта М. В.; лаборатории N° 2, майора Герасимова А. А., кафедры №2 42 «Радиоэлектроники» полковника Неудакина А. А.; лаборатории подполковника Кузьменко А. Ф.; цикла № 41 «Радиоэлектронного оборудования» полковника Музыченко С. В.; лаборатории Старостина Н. А.; курсовыми офицерами разных лет. Были собраны люди, ориентированные на то, чтобы делать дело, самоотверженно преданные своей профессии, поэтому факультет АРЭО имел свой педагогический, методический, научный опыт. Годы работы на факультете это «и жизнь, и слезы, и любовь...».

Настоящее факультета АРЭО ИВВАИУ

Дум высокое стремленье

Преподаватели и офицеры факультета АРЭО, благодаря профессиональной и психологической подготовке, получили тот ценный опыт, который потом служил основанием для трудоустройства в различные организации и учреждения. Преподаватели, оставшиеся в сфере высшего образования, продолжают воспроизводить модель достойных традиций инженерной авиационной школы.

Кафедра АРЭО Иркутского филиала Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА) приняла замечательную эстафету - воплощать высокие нравственные идеалы, оставаться верными своему призванию, бескорыстно служить студентам и приумножать прекрасные традиции, накопленные «Alma Mater». Такой подход проявляется в организационной, учебной, научной, профориентационной работе кафедры. Так, например, каждое заседание кафедры, где рассматриваются как текущие вопросы, так и стратегические (обсуждение результатов государственной итоговой аттестации или выпускных квалификационных работ) - это разговор по существу. Обсуждение проходит с позиции: минимум призывов, максимум - практических рекомендаций.

Сегодня кафедра АРЭО под руководством Лежанкина Бориса Валентиновича, кандидата технических наук, доцента, сохраняет дух пытливого любопытства и мудрости, объединяя

первоклассных ученых, талантливых педагогов, блестящих организаторов образовательного дела. Это:

доктор технических наук, профессор Скрыпник Олег Николаевич. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище в 1981 г. по специальности «Радиоинженер»;

доцент кафедры, кандидат технических наук Лежанкин Борис Валентинович, в 1995 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент, кандидат физико-математических наук, Кобзарь Владимир Анатольевич. Закончил Даугавпилское высшее военное авиационное инженерное училище в 1983 г. с присвоением квалификации инженер по эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования;

доцент кафедры, кандидат технических наук Ерохин Вячеслав Владимирович в 1998 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент кафедры, кандидат технических наук Караченцев Виталий Анатольевич в 1998 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент кафедры, кандидат физико-математических наук Межетов Муслим Амирович в 1996 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент кафедры, кандидат физико-математических наук Рыжков Дмитрий Александрович в 1992 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент кафедры, кандидат технических наук Туринцев Сергей Владимирович в 1994 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

доцент Патрикеев Олег Викторович окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище в 1981 г. по специальности «Радиоинженер». Автор более 50 научных работ, технических изобретений;

старший преподаватель Портнов Михаил Анатольевич в 1997 году окончил факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации радиоинженер;

старший преподаватель Малисов Николай Павлович в 2001 году окончил факультет авиационного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) с присвоением квалификации инженер по авиационному оборудованию;

инженер кафедры Тихова Анна Ивановна. Отработала на факультете АРЭО ИВВАИУ 16 лет - с 1993 по 2009 годы.

Несомненно, кафедра АРЭО обладает ресурсами, позволяющими создавать условия вовлеченности студента в процесс приобретения знаний, является носителем увлеченности инженерной деятельностью и выразителем комплекса идей, обеспечивающих ценностную и идейную преемственность в науке, выступает своеобразным «лидером мнений». Преемственность - это путь «sic itur ad astra (так идут к звездам)» передачи знаний и опыта, интеллектуального капитала от старшего поколения преподавателей кафедры АРЭО к младшему. Оно, в свою очередь, пополняется новыми наставниками и учителями. Студентов и аспирантов кафедры АРЭО отличает широта интеллектуального кругозора, умение мыслить, высказывать компетентностные и ответственные суждения, а ведь это так важно и для науки, и для образования. Навыки и умения студентов формируются не иначе как через знакомство с образцами мыслительного творчества, через постоянную тренировку интеллекта под руководством педагогов и наставников.

Ценности реальных достижений студентов и выпускников кафедры АРЭО не только в том, что их работы отмечены наградами профессиональной авиационной инженерной школы. Важно отметить, что они становятся новым звеном в преемственном развитии современной инженерной деятельности. В подтверждении сказанных слов стоит напомнить, что аспиранты кафедры АРЭО Арефьев Р. О. и Арефьева Н. Г., представители научного направления, под руководством Скрыпника О. Н., становились победителями: Международного конкурса на лучшую научную и учебную публикацию, конкурса научно-технических работ и проектов в рамках Международной недели авиакосмических технологий «Aerospace Science Week», лауреатами премии Пирогова Н. Г. в направлении «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетной техники», учрежденной Фондом развития Аэронавигации им. Пирогова Н. Г.

В 2016 году Премия Пирогова Н. Г присвоена студентам: Сарабаховой Анастасии Александровне за дипломный проект «Информационно-обучающий комплекс пилотажно-навигационного оборудования самолета Ан-148», научный руководитель - кандидат технических наук, доцент кафедры АРЭО Ерохин В. В.; Верхотуровой Наталье Андреевне за дипломный проект «Метеорологическая радиолокационная станция с разработкой устройства формирования сигналов», научный руководитель - заведующий кафедрой АРЭО, кандидат технических наук, доцент Лежанкин Б. В.

В 2017 году студенты специальности 25.05.03 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» Серебренников Евгений (руководитель НИРС (научно-исследовательской работой студента) к.т.н., доцент Туринцев С. В.) и Никитич Полина (руководитель НИРС к.ф.-м.н., доцент Межетов М. А.) стали победителями третьего Студенческого конкурса - 2017, организованного Фондом развития Аэронавигации имени Пирогова Г. Н. Студентам предстоит поездка на Второй Глобальный отраслевой симпозиум в области Аэронавигации «Global Air Navigation Industry Symposium» (GANIS) Канада, город Монреаль. Участие в отраслевом симпозиуме международного уровня - серьезная заявка на профессионализм, поскольку в нем принимают участие лучшие специалисты аэронавигационной отрасли мирового уровня. Именно здесь впервые озвучиваются и представляются самые передовые разработки в системах посадки и навигации воздушных судов гражданской авиации.

Фонд развития Аэронавигации имени Пирогова Г. Н. отмечает, что педагогический коллектив Иркутского филиала МГТУ ГА на сегодняшний день является единственным в России высшим учебным заведением, оказавшимся готовым ежегодно выдвигать своих кандидатов (педагогов, аспирантов и студентов) на Премию в области аэронавигации. Это бесспорное подтверждение того, что в нашем учебном заведении ведется системная научная работа со студентами и аспирантами. Подобные результаты педагогической и научной деятельности возможны только при высоком профессиональном уровне работы педагогического и профессорского состава.

Искусство воспитания студента - это искусство создания образов для подражания. Студент, развивая себя, раскрывает для себя самого мир через деятельность, в которой он копирует Учителя. Подражание включает и стремление делать (мотив), и образ цели деятельности, и реальный опыт делания.

Verba docent, exempla trahunt (слова наставляют, примеры увлекают). Хорошо известное изречение подтверждает Скрыпник Олег Николаевич заместитель директора Иркутского филиала МГТУ ГА по учебно-научной работе, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, академик Российской академии естествознания. Он сам становился: победителем профессионального конкурса и лауреатом Премии Фонда развития Аэронавигации им. Г. Н. Пирогова в номинации «За особый вклад в развитие аэронавигации России» (2015 г.); победителем I Международного конкурса на лучшую научную и учебную публикацию «Академус» (организаторы - Международный фонд развития науки и образования (International Foundation of Development of Science and

Education, IFDSE) совместно с группой компаний Инфра-М, 2016 г.).

I I ми

Скрыпник Олег Николаевич как научный руководитель работает с бесконечной открытой потенциальностью, позволяющей студентам и аспирантам принимать участие в интеллектуальном поиске, в творении мира идей, который воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями участников научного «со-творчества», «со-творения». В таком «живом разговоре-споре» научный руководитель выражает себя самого, свою сущность, показывает пример внутреннего погружения и сосредоточенности, внутреннего движения мысли от креативно-теоретического уровня до практической реализации. Высший педагогический пилотаж научного руководителя заключается в переходе от спора, принимающего различную степень остроты и различные формы, к высокопрофессиональному заинтересованному диалогу, как поиску понимания и решения научной проблемы изящно, элегантно, красиво. Так полно, системно и всесторонне организовать процесс научного поиска помогают несколько методов, которыми владеет Олег Николаевич, основным из них является принцип комплементарности (дополнительности). Тщательное обдумывание концепций, гипотез, подходов решения исследовательских программ, разработка новых теоретических установок позволяют Скрып-нику О. Н. создавать такие учебные и учебно-методические работы, пособия и учебники, которые подтверждают высказывание Люсьена Февра: «Это не книга, которая учит. Это книга, которая заставляет расти». Достигаются такие результаты созиданием самого себя и других, самоуглублением, приобретением новых смыслов и постановкой новых задач.

Работа факультета АРЭО ИВВАИУ - это развитие во всех сферах: интеллектуальной, эмоциональной. Это воспитание добросовестного, ответственного, активного, неравнодушного человека, нацеленного на изучение окружающей жизни и преобразование своей. Пример самостроительства личности найдет подтверждение в активной гражданской позиции и широте интересов преподавателя кафедры АРЭО Иркутского филиала МГТУ ГА Туринцева Сергея Владимировича, принявшего участие в экспедиции в Монголию для съемок документальной части фильма «Победившие «чёрную» смерть».

В основу фильма легла реальная история борьбы с чумой советских учёных в 40-х годах прошлого века в Монголии. Основателями противочумной системы Монголии, навсегда избавившей страну от ужасов страшной болезни, стали: биолог Петр Прокопьевич Тарасов, врач-бактериолог Елена Константиновна Демидова и Василий Павлович Смирнов.

Туринцев Сергей Владимирович сопровождал в экспедиции детей врачей-героев, которые и сами теперь уже пожилые люди, к тем местам, где их родители совершали свой гражданский и военный подвиг: в отдалённый уголок Монголии - Баянхонгорский район, посёлок Дзок-Сомон.

Согласитесь, что нравственный посыл и высокое гражданское звучание в деятельности педагогов кафедры АРЭО являются подтверждением открытия Павла Александровича Флоренского о долговечных духовных следах людей на Земле!

Высокую оценку деятельности факультета АРЭО ИВВАИУ могут дать вузы города Иркутска, где продолжают работать его преподаватели и выпускники, люди огромной общей культуры и профессионалы своего дела.

Так, например, в Иркутском государственном университете путей сообщения на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь» преподают: профессор, д.т.н. Марюхненко В. С., к.т.н. доцент Миронов Б. М., д.т.н. Демьянов В. В. Вдохновенно читать лекции помогает педагогическое мастерство и высокая научность. Так, например, Демьянов Вячеслав Владимирович (выпускник факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища в 1993 г.) является автором более 100 публикаций (в т.ч. за рубежом) и 3 монографий; 6 патентов на изобретения. Активно ведет прикладные исследования - выезжал с измерительной компанией радионавигационных параметров GPS\nnOHÄCC в условиях полярной ионосферы под эгидой Красноярского Научного Центра (КНЦ) СО РАН в поселок Хатанга (Красноярский край) и в г. Норильск в 2013, 2014 годах. За последние годы принимает участие в зарубежных конференциях и симпозиумах: Япония и Австралия - симпозиум Asia and Oceania Geoscience Society, 2013 (Brisbane, Australia); 2014 (Sapporo, Japan); Болгария, Велико-Тырново, 2015, II INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL CONFERENCE IAG/CPGPS International Conference on GNSS+ (ICG+2016) - Advances, Opportunities and Challenges, July 27-30, 2016, Shanghai, China. Вячеслав Владимирович сотрудничает с National Time Service Center Академии наук КНР, г. Сиань.

Продолжает исследования в области обработки сигналов, математическом моделировании, распространении сигналов в средах, радиоэлектронике Колесник Сергей Николаевич (выпускник факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища в 1997 г.) - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Радиофизики и радиоэлектроники» Иркутского государственного университета.

В полной мере применить богатейший административный опыт может КОБЗАРЬ Владимир Анатольевич полковник запаса, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник факультета АРЭО с 2001 по 2009 годы. Владимир Анатольевич привлечен сегодня к созданию военной кафедры при Иркутском национальном исследовательском техническом

университете (ИРНИТУ) с целью подготовки квалифицированных военных инженерных кадров для Вооруженных сил РФ из числа студентов Иркутской области.

Сохраняют и развивают высокие стандарты качества подготовки специалистов для гражданской авиации в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации преподаватели, а в прошлом - выпускники факультета АРЭО ИВВАИУ. Свой исследовательский и интеллектуальный потенциал в СПбГУ ГА смогли реализовать: заместитель начальника учебно-методического управления, доцент кафедры радиоэлектронных систем Поваренкин Николай Владимирович (выпускник факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища в 1994 г.), Федоров Андрей Валерьевич, доцент кафедры электросветотехнического обеспечения полетов (выпускник факультета авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища в 1994 г.)

Преподаватели факультета АРЭО ИВВАИУ и выпускники разных лет: Неупокоев В. В., Барбашев П. М., Пипченко И. П., Музыченко С. В., Зиновьев С. Н., Перепелица В. П., Ма-рушкин Ю. М., Мощенко А. А., Осипов Н. М., Старостин Н. А., Воронцов В., Евстратенко В. М., Петренко А. В., Майоров И. Ю. - смогли найти себя в современных экономических условиях. Самоорганизация, волевые качества, применение знаний, умений и навыков, полученных в области эксплуатации авиационной техники, накопленный административный опыт помогли успешно выстроить свою дальнейшую профессиональную судьбу.

В этом и заключается самый главный смысл педагогической режиссуры - воздействовать не только на своих учеников, но и перенести этот способ воздействия на себя: Docendo docemur - уча, мы сами учимся.

Будущее факультета АРЭО

Память об Иркутском высшем военном авиационном инженерном ордена Красной Звезды училище и факультете АРЭО живет, она продолжается в наших делах. Vivat Alma Mater! Vivant professöres!

P.S. Примите искренние извинения за то, что не все фамилии прозвучали, кого-то обошли вниманием. Мы знаем, что все сотрудники, офицеры, преподаватели, курсанты и выпускники создавали и развивали традиции факультета АРЭО ИВВАИУ. Хотелось сказать - non multa, sed multum - не много, но о многом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.