ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Успенская Ю.В.
Аннотация: обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций. Дети с ЗПР имеют благоприятный прогноз при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана c дефектами конституции (тела) ребенка, в других случаях ЗПР возникает в результате различных заболевании: физически ослабленные дети и дети с поражением центральной нервной системы.
Чаще задержка психического развития обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной патогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.
Причины:
- неблагоприятное течение беременности;
- болезни матери: краснуха, грипп;
- соматические хронические заболевания;
- токсикоз, особенно 2 половина;
- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия;
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.
Виды
1. Задержка психического развития конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста.
Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают.
Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перепады редки, обиды быстро забывает.
Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. № дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества.
Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. № может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре. С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной ребёнку в игровой форме.
По решению мед. пед. комиссии он обучается в классе компенсирующего обучения, возможно дублирование класса, так как второгодничество не травмирует детей с этой формой зпр.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Успенская Юлия Викторовна - учитель начальных классов, Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Южно-Сахалинск
Дети данной группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус у детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.
Со взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие.
Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности.
При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов.
Часто возникает аффективное торможение.
На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита.
Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа. В классе компенсирующего обучения.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы.
Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабую интеллектуальную стимуляцию. (дети приютов, неблагополучных семей).
Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок.
Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте.
Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают.
Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумение строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа:
- заторможенный тип,
- возбудимый тип.
При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный.
При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны.
Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае коррекционные классы.
Большое значение имеет именно педагогическая работа учителя с детьми при задержке психического развития.
Работу с такими детьми провожу прежде всего на занятиях: развитии речи, ознакомлении с окружающим миром, лепки, аппликации; вне занятий: игры с конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в учебной сфере, беседы (школьники). С детьми проводятся индивидуальные занятия на.
В своей работе использую такие технологии:
- арт - терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия: "Рисуем имя", "История в картинках", "Я леплю из пластилина".
- сказкотерапия - это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: "Весенняя сказка", дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; "Теремок сказок", в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
Учебная деятельность детей.
Для детей зпр характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.
Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу.
Мы должны пробудить у детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться с тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться с непонятным.
У детей с зпр замедленная реакция.
Для развития восприятия у школьников на занятиях развитие речи и ознакомлении с окружающим миром использую игру "Узнай, что это" (показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей составить целое). Для развития мышления использую игру "Раздели на группы" (одежда - обувь) - развитие речи. Для развития памяти "Запомни фразы", заучивание наизусть. На развитие воображения предлагаю игру:
представьте, что будет. . . если люди научаться летать или если... животные заговорили человеческим голосом.
На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.
Вся работа при задержке психического развития ребенка осуществляется с помощью учителя, логопеда, психолога.
Список литературы
1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. 1999.
2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002.
3. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб. Речь, 2001.
4. Школьный психолог (методическая газета для педагогов-психологов). № 4, №11, 2007.
5. Хромова Т.А. Дети с ЗПР. Воспитание школьника, 1997.