Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЗАВИСИМОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Настюченко А.А.

Данная статья посвящена педагогической профилактике интернет - зависимости школьников. Целью исследования является изучение аспектов проблем интернет - зависимости у школьников и разработка рекомендаций по педагогической профилактике данной формы зависимого поведения. Методы, использованные в исследовании: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования). Данная тема особенно актуальна для нашего времени, так как в век информационных технологий здоровье и нормальная социальная жизнь людей все больше и больше нуждается в защите и контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Настюченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PREVENTION OF INTERNET ADDICTION OF SCHOOLCHILDREN

This article is devoted to the pedagogical prevention of Internet addiction in schoolchildren. The purpose of the study is to study aspects of the problems of Internet addiction among schoolchildren and develop recommendations for the pedagogical prevention of this form of addictive behavior. Methods used in the study: theoretical (analysis of scientific literature on the research problem), empirical (observation, conversation, testing); methods of quantitative and qualitative processing of empirical data. This topic is especially relevant for our time, since in the age of information technology, the health and normal social life of people more and more needs protection and control.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Настюченко А.А.

студент НИУ «БелГУ»

Научный руководитель: Кролевецкая Е.Н., к.п.н., доцент

НИУ «БелГУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ -ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена педагогической профилактике интернет - зависимости школьников. Целью исследования является изучение аспектов проблем интернет - зависимости у школьников и разработка рекомендаций по педагогической профилактике данной формы зависимого поведения. Методы, использованные в исследовании: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования). Данная тема особенно актуальна для нашего времени, так как в век информационных технологий здоровье и нормальная социальная жизнь людей все больше и больше нуждается в защите и контроле.

Ключевые слова: интернет, зависимость, школьники, педагогичекая профилактика, аддиктивное поведение.

Nastyuchenko A.A.

student

National Research University "BelSU" Scientific supervisor: Krolevetskaya E.N., PhD.psychol.sciences

associate professor National Research University "BelSU"

PEDAGOGICAL PREVENTION OF INTERNET ADDICTION OF

SCHOOLCHILDREN

Annotation. This article is devoted to the pedagogical prevention of Internet addiction in schoolchildren. The purpose of the study is to study aspects of the problems of Internet addiction among schoolchildren and develop recommendations for the pedagogical prevention of this form of addictive behavior. Methods used in the study: theoretical (analysis of scientific literature on the research problem), empirical (observation, conversation, testing); methods of quantitative and qualitative processing of empirical data. This topic is especially relevant for our time, since in the age of information technology, the health and normal social life of people more and more needs protection and control.

Keywords: internet, addiction, schoolchildren, pedagogical prevention, addictive behavior.

Введение

Интернет быстро проник в сферы услуг, образования, стремительно создает новые формы обучения и общения, однако с его появлением появилось много проблем. Одной из них стала интернет - зависимость. Эта проблема очень актуальна, так как на современных этапах развития общества все больше школьников подвержено интернет - зависимости. Но самым главным аспектом постоянного нахождения в интернете является возникновение и развитие интернет -зависимости. Для каждого человека в век информационных технологий самым главным является постоянно быть на связи и получать сообщения, а появление и развитие интернет - сети стало главным ресурсом для обеспечения этого желания. И это является одной из главных причин развития зависимости у человека. Педагогическая профилактика - это система мер воспитания, при которой создаются условия для школьника, способствующие раскрытию и дальнейшему развитию различных его способностей. В исследовании принимали участие учащиеся в возрасте от 16 до 18 лет.

Методы исследования

Использование методик:

1. Тест на интернет - зависимость (С.А. Кулаков)

Цель: тест для диагностики интернет - зависимости и выявления особенностей личности школьника, предназначен для оценки степени интернет - зависимости.

2. Тест Векслера WAIS.

Цель: тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его элементы - вербальный и невербальный интеллекты.

Результаты исследования

Нами была проведена методика по выявлению уровня интернет -зависимости и подведены результаты, они отображены на рисунке 1:

низкая интернет средняя интернет сильная интернет - зависимость - зависиомть - зависимость

Рис 1. Выраженность склонности интернет - зависимости у учащихся

о/

Как видно из данных рисунка, для 52% респондентов характерен средний уровень интернет - зависимости, интернет оказывает существенное влияние на их жизнь, а также является причиной некоторых проблем. У них активное нежелание и неспособность отвлечься даже на непродолжительное время от работы в интернете, а уж тем более прервать.

У 28% респондентов выявлена сильная интернет-зависимость, что свидетельствует о наличии серьезных проблем в их жизни. Испытуемые испытывают навязчивое желание пользоваться интернетом, проводить в сети много времени, вследствие чего у них возникают проблемы с учебой, они используют рабочее время для удовлетворения своих потребностей.

20% респондентов мало времени проводят в интернете и способны контролировать себя. Испытуемые полноценно чувствуют себя, находясь вне интернет-сети.

С целью определения степени интеллектуального развития учащихся, склонных к интернет-зависимости нами были проанализированы результаты теста Д. Векслера WAIS. Результаты отображены на рисунке 2:

Уровень интеллекта подростков

■ Учащиеся

плохая норма средний Щ хорошая норма высокий Щ очень высокий Щ

1 12

8

40

Рис 2. Распределение подростков по уровню интеллекта (%).

Как видно из данных рисунка, среди испытуемых нет тех, у кого уровень ^ находится в пограничной зоне или имеется умственный дефект. У 16% респондентов очень высокий У 40% респондентов высокий Среди тех, у кого хорошая норма - 24%. Средний ^ имеют 8%. У 12% плохая норма интеллекта.

Интеллект подростков, склонных к интернет-зависимости, характеризуется высоким уровнем. Данные подростки хорошо осознают роль и значение интеллекта в жизни. Самооценка таких подростков адекватна. Разногласия и конфликты в жизни таких подростков чаще всего решаются мирным путем, путем переговоров. Они склонны к самоанализу.

Заключение

Принимая во внимание специфику подросткового возраста, можно отметить, что система отношений с окружающими и социальная среда имеют для ребенка первостепенное значение, что в свою очередь определяет направление развития школьника. Подросток вступает в новые отношения

с миром взрослых, меняется его социальный статус в семье и школе. Именно в здоровом взаимодействии с социальной средой у подростка формируется адекватная самооценка.

Школьники с интернет - зависимостью существенно отличаются от сверстников без зависимости как характером, поведением, так и умением общаться, самооценкой.

Во избежание компьютерной зависимости, школьникам следует:

1. Научиться контролировать свое время и время за компьютером;

2. Наполнить свою жизнь позитивными событиями, поступками;

3. Найти друзей в реальности;

4. Определить свое место и цель в реальном мире;

5. Избегать легких способов достижения цели.

Родителям, чтобы предотвратить возникновение интернет -зависимости следует:

1. Вызывать у ребенка интерес к подвижным играм и физическим упражнениям;

2. Подавать своему ребенку положительный личный пример. Если родитель все свободное время проводит с телефоном в руках, ребенок будет ему подражать;

3. Вовлекать ребенка в семейные дела и общественную жизнь, чтобы показать ему, что в жизни есть много интересного;

4. При общении с подростком необходимо подчеркивать важность его интересов и увлечений. Их следует поощрять и поддерживать в их осуществлении.

Вместе с родителями педагоги играют огромную роль в жизни подростков. Поэтому также важно, чтобы они соблюдали определенные правила при работе со школьниками с интернет - зависимостью. В этом отношении функция учителей будет во многом воспитательной:

1. Методические объединения классных руководителей с детьми и подростками;

2. Вовлечение ребенка в школьную и общественную жизнь: секции, кружки. Поддерживать развитие интересов, творческих способностей ребенка;

3. Не забывать по очереди работать с другими видами деятельности;

4. Необходимо научить ребенка искать нужную информацию и проверять ее.

Данные исследования свидетельствуют о том, что существуют некоторые различия между школьниками, которые в разной степени склонными к интернет- зависимости; также показывают, что у школьников с интернет - зависимостью по-разному развит интеллект. Даже с интернет -зависимостью большинство школьников имеют высокий ^ и «хорошую норму» интеллекта.

Таким образом, мы выяснили, насколько склонны и компьютерно -зависимы школьники. Насколько развит их интеллект, склонный к интернет-зависимости. Разработанные нами рекомендации по профилактике и снижению уровня компьютерной зависимости у школьников включают в себя формирование у них правильного и рационального использования интернет - ресурсов и ориентирование их на использование в образовательных целях.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Галатенко // В 2-х т. - М.: Педагогика - 2008. 478 с.

2. Аханов Б. Ф., Кунжитигова Б. Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании / Б. Ф. Аханов, Б. Ф. Кунжитигова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - №12. - С. 31-37.

3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998. - №1. - С. 89-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.