Литература:
1. Байбородова Л.В. Средства развития индивидуальности ребёнка // Индивидуализация обучения и воспитания: чтения К.Д. Ушинского (2009 г.; Ярославль). - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - Ч. 1. -С. 131-137.
2. Елисеева Н.Г. Работа с детской одаренностью // Наука, образование и культура. - 2017. - №1(16) -С. 30-32.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
4. Кондратенко А.Б. Методология построения е-learning системы персонализации обучения // Открытое образование. - 2011. - № 5. - С. 17-20.
5. Крупнов Ю.В. Практика персонального образования // Практика персонального образования URL: http://www.personaledu.narod.ru (дата обращения: 18.03.2019).
6. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. -3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
7. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др. - М., 2003. - 95 с.
8. Соловьева Т.В. Факторы социальной уязвимости детей в России // Инженерные технологии и системы. Социология. - 2010. - № 2. - С. 187-191.
9. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
10. Щербинина О.С. Проблема социального развития одаренных детей // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - №5. - С. 180-183.
11. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике // Академик URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 15.03.2019).
Педагогика
УДК:37.06
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент группы ПСП-15 Ксенофонтова Аливия Петровна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ВОПРОС ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных социально-педагогических проблем современного общества - проблеме профилактики асоциального поведения интернет-зависимых школьников. Авторы видят ее решение через широкое использование педагогических технологий дополнительного образования школьников. В статье представлены и обобщены методологические подходы к проблеме изучения интернет-зависимости, определены подходы к коррекции поведения учащихся, имеющих склонность к интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость, асоциальное поведение, психологическая зависимость, социально-психологическая адаптация, виртуальная реальность, система профилактических мероприятий, творческий потенциал школьников.
Annotation. The article is dedicated to the one of actual socio-pedagogical problems of the modern society, the problem of prevention of asocial behavior of the Internet-addicted students. Authors see its solution through the wide use of teaching technologies of supplementary education of students. The article also presents and generalizes methodological approaches to the problem of Internet addiction studying, and defines approaches to correction of Internet-addicted student behavior.
Keywords: Internet addiction, asocial behavior, psychological dependence, socio-psychological adaptation, virtual reality, system of preventive activities, creative potential of schoolchild.
Введение. Образование в современном мире направлено на совершенствование личности, ее ресурсов и предоставлением возможностей для инициативной, самодостаточной и продуктивной жизнедеятельности в современном обществе. Отличием современного информационного общества является отношение к человеку, признание его прав и обеспечение максимальных условий для развития и самоактуализации.
Как свидетельствует практика, для достижения профессиональных, образовательных, культурных и других целей и получения необходимой информации активно используются информационно-компьютерные технологии, автоматизированные информационные, вычислительные системы и комплексы, средства телекоммуникаций, спутниковая связь и Интернет.
Необходимо отметить увеличение влияния сети Интернет на обыденную жизнь личности. Данный фактор рассматривают как одну из причин изменений психологических, социальных, культурных особенностей человека в целом.
Изложение основного материала статьи. Интернет-среда - многоликое и гибкое пространство, отличается многофункциональностью, разнообразием видов деятельности. Интернет является средством для оперативного получения необходимой информации в различных ситуациях, обеспечивает возможность общения, решения задач в области медицины, педагогики, психологии и других наук. С каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества используемых и созданных Интернет-ресурсов, а также рост
количества пользователей во всем мире. Можно отметить, что в деятельность сети Интернет вовлечены все возрастные и социальные слои населения. Умение пользоваться компьютером и обрабатывать информацию с его помощью является нормой повседневной жизни каждого современного человека.
Грейс Крайг считает, что отзывчивая и оказывающая эмоциональную поддержку внешняя среда способствует научению. Люди любого возраста учатся успешнее всего тогда, когда они могут оказывать воздействие на окружающую их среду, ощущают последствия своих действий и способны вызвать изменения», «подростки с их быстро развивающимися физическими и когнитивными способностями особенно часто выступают в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что из-за этого они научаются воспринимать трагедию или жестокость как нечто вполне обычное или развивают в себе стремление к грубой и натуралистической стимуляции. Возможно, что они моделируют свое поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране [2]. Интернет-технология является средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование подрастающего поколения.
Одна из актуальных социально-педагогических проблем современного общества - это проблема профилактики асоциального поведения Интернет-зависимых школьников, вы частности, подростков. Исходя из того, что ведущим типом деятельности в подростковом возрасте выступает интимно-личностное общение со сверстниками, мы можем наблюдать, что Интернет становится площадкой для общения в социальных сетях. По нашим наблюдениям, чрезмерная увлеченность подростков Интернет-ресурсами приводит к негативным последствиям. Технологии обеспечивают множество возможностей для общения, но во многом используются для создания иллюзии общения.
Интернет-зависимость - это феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в уходе от реальности, при котором процесс использования сети в виртуальном мире затягивает человека настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно анализировать свои действия и функционировать в реальном мире [9].
По нашему мнению, чрезмерное использование Интернет-технологий, социальных сетей, сервисов онлайн-общения может оказать негативное воздействие на формирование личности, так как сознание ребенка приходит в состояние, сходное с феноменами лобного синдрома: последовательность целеполагания и интерес к учебной деятельности, взаимодействию с учителями, сверстниками и родителями утрачивается, ребенок впадает в транс, у него нарушается социально-психологическая адаптация. Особенность детской психики такова, что дети не в могут отличить реальную ситуацию от воображаемой. Виртуальная реальность Интернет-ресурсов для детей становится искусственной реальностью, которая, как им кажется, лучше настоящей. Она позволяет ребенку управлять заданными им процессами в приятном эмоциональном состоянии, искусственно меняя настоящую реальность.
Исследования, посвященные изучению психологических детерминант зависимого поведения, освещаются в работах Бухановского А.О., Личко А.Е., Малыгина В.Л, Менделевич В.Д.. Особое внимание к исследованию психологических факторов риска интернет-зависимости было уделено в работах зарубежных и отечественных авторов: Каплан С.Е., Чен С., Гриффитс М., Янг К., Войскунского А.Е., Егорова А.Ю., Литвиненко О.В.
Нами был проведен тест на Интернет-зависимость (С.А. Кулагин, 2004 г.) среди учащихся 7 класса МАОУ «Саха Политехнический лицей». Охват составил 30 человек. Тест состоял из 20 вопросов, направленных на диагностику наличия Интернет-зависимости у респондентов [10]. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале: 1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - очень часто, 5 - всегда.
Анализ результатов показал, что большинство школьников имеют низкий и средний уровень Интернет-зависимости:
• 17 % ответили, что очень редко обнаруживают, что задержались в Сети дольше, чем планировали, 31 % иногда, 28 % часто, 14 % очень часто, 10 % всегда;
• 35 % респондентов очень редко забрасывают свои дела, чтобы провести больше времени в сети, 52 % иногда, 10 % часто, 3 % очень часто;
• 48 % респондентов очень редко предпочитают реальному общению со своими сверстниками развлечения в Интернете, 31 % иногда, 10 % часто, 4 % очень часто, 7 % всегда;
• 59 % респондентов очень редко строят новые отношения с друзьями по сети Интернет, 14 % иногда, 17 % часто, 10 % очень часто;
• 31% респондентов ответили, что их знакомые редко жалуются по поводу количества времени, которое ими проведено в сети, 38 % иногда, 17 % часто, 4 % очень часто, 10 % всегда;
• 28 % респондентов отметили, что от длительного пребывания в сети учеба страдает редко, 45 % иногда, 17 % часто, 7 % очень часто, 3 % всегда;
• 79 % респондентов редко проверяют электронную почту, прежде, чем заняться чем-то другим, 4 % иногда,10 % часто, 4 % очень часто, 3 % всегда;
• 59 % респондентов ответили, что успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета редко страдает, 31 % иногда, 7 % часто, 3 % очень часто;
• 41 % респондентов отмечают, что редко скрывают, что они делали в сети, 41 % иногда, 14 % часто, 4 % очень часто;
• 28 % респондентов ответили, что редко прибегают к тому, чтобы отодвигать на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете, 17 % иногда, 34 % часто, 7 % очень редко, 14 % всегда;
• 28 % респондентов отметили, что редко чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть, 38 % иногда, 17 % часто, 7 % очень часто, 10 % всегда;
• 48 % респондентов редко посещает страх, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной, 28 % иногда, 7 % часто, 10 % очень часто, 7 % всегда;
• 59 % респондентов отметили, что редко раздражаются и кричат, если что-то отрывает вас от нахождения в сети, 28 % иногда, 10 % часто, 3 % всегда;
• 14 % респондентов ответили, что редко теряют сон при позднем нахождении в сети, 34 % иногда, 28 % часто, 10 % очень часто, 14 % всегда;
• 66 % респондентов отметили, что редко чувствуют свою поглощенность Интернетом настолько, что воображают себя в сети, хотя там не находятся на данный момент, 21 % иногда, 10 % часто, 3 % всегда;
• 24 % респондентов ответили, что редко говорят, что проведут в сети «еще пару минут...», 24 % иногда, 28 % часто, 21 % очень часто, 3 % всегда;
• 38 % респондентов отметили, что редко страдают от того, что не могут урезать время пребывания в сети, 38 % иногда, 14 % часто, 3 % очень часто, 7 % всегда;
• 55 % респондентов отметили, что редко скрывают количество времени пребывания в сети, 31 % иногда, 7 % часто, 7 % всегда;
• 65 % респондентов ответили, что редко предпочитают нахождение в сети встрече с реальными людьми, 21 % иногда, 7 % часто, 7 % всегда;
• 72 % респондентов отметили, что редко испытывают подавленность, плохое настроение, когда вне сети и изменение фона настроения при входе в Интернет, 17 % иногда. 7 % часто, 4 % очень часто.
К группам подростков с Интернет-зависимостью необходимо применять меры систематического профилактического и коррекционного воздействия, направленных на повышение осознанности в пользовании сети Интернет.
Анализ полученных данных с целью выявления Интернет-зависимости у учащихся 7 классов свидетельствует о том, что большинство респондентов не имеет зависимости. Это может свидетельствовать о том, что школьникам не свойственна потребность проводить больше времени в сети. Однако есть определенное количество учащихся, у которых наблюдается интернет-зависимость. Это означает, что подростки стремятся к постоянной стимуляции чувств за счет использования Интернета, они уходят в виртуальный мир, ощущая свою незащищенность в реальном мире. Им свойственна подавленность, а также тяготение своей учебой или социальным окружением. Необходимо отметить тот факт, что за Интернет-зависимостью могут скрываться более глубокие проблемы личности - это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение коммуницировать со сверстниками, низкая самооценка как следствие социальной дезадаптации. Такой ребенок комфортнее чувствует себя в виртуальной реальности, нежели в обыденной жизни. Поэтому в первую очередь необходимо обращать внимание на психологические проблемы ребенка, которые толкают его в виртуальную искусственно созданную реальность.
Интернет-зависимость, зачастую, сравнивают с зависимостью от наркотиков или алкоголя, поскольку страдает не только сам зависимый, но и его близкие люди. Поэтому коррекционную работу необходимо проводить со всей семьей, так как это ближайшее окружение и действенность мер по искоренению зависимости зависит от этого.
Социальный педагог и психолог являются главными фигурами в координации усилий всех участников педагогического процесса в образовательной организации, родителей, представителей всех заинтересованных ведомств и организаций в вопросах профилактической работы. Совместная работа по профилактике асоциального поведения способно гарантировать эффективность работы.
Цель системы профилактических мероприятий - повышение осознанности в личном взаимодействии с Интернет-средой, снижение Интернет-зависимости. Понимание ценности Интернета как инструмента, помогающего в учебе и повседневной жизни.
Выводы. Решение проблемы асоциального поведения видится через широкое использование педагогических технологий дополнительного образования. Система профилактических мероприятий с Интернет-зависимостью подростков должна строиться на переключении их внимания на многообразие мира вне рамок сети Интернет - через активное обучение в дополнительном образовании, посещение внешкольных учреждений дополнительного образования: посещение спортивных секций (каратэ, баскетбол, йога, тхэквондо, шашки, шахматы и т.д.), кружков дополнительного образования (робототехника, изучение английского языка, научные кружки по различным направлениям, шитье, ораторское искусство, юридическое право и т.д.), работа в проектной деятельности, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения (художественное искусство, современные танцы, пение и т.д.), полноценное межличностное общение, реализация творчества в музыкальной школе, художественной школе, во Дворце детского творчества, обучение в Малой Академии наук.
Создание условий для профилактики Интернет-зависимости учащихся стимулирует развитию личностной сферы школьников, степень ответственности и осознанности при пользовании информационных ресурсов, реализацию творческого потенциала и способность к саморефлексии. Организация учебно-воспитательной работы, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие всех участников по профилактике асоциального поведения школьников - все это является условиями решения проблемы Интернет-зависимых школьников.
Литература:
1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Академия, 2010. - 367 с.
2. Егоров, А.Ю. Социально приемлемые формы нехимических аддикций. Интернет-зависимость // В кн. «Руководство по аддиктологии» под ред. проф. В.Д. Менделевича. М.: Речь, 2007. - С. 508-515.
3. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 8-15.
4. Крайг, Грайс, Бокум, Дон. Психология развития. - 9-е изд. - СПб: Питер, 2005. - 940 с.
5. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. - 32 с.
6. Палханова, Н.В. Взаимосвязь девиантного поведения с выбором копинг-стратегий. URL: режим доступа: http://5fan.ru. (дата обращения: 12.11.2016).
7. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
8. Янг, К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-28.
9. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertatiya-pedagogicheskie-usloviya-korrektsii-internet-addiktsii-u-podrostkov.
10. https://pandia.ru/text/80/350/87202.php
Педагогика
УДК:378.2
аспирант кафедры педагогики и психологии Пожарская Лилия Арслановна
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего
образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ГИБДД МВД ПО Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Аннотация. В статье рассматривается проблема детской безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, дается описание проекта модели формирования мотивационно - поведенческой культуры безопасности на дороге у учащихся среднего звена образовательных учреждений города Набережные Челны РТ.
Ключевые слова: Федеральная целевая программа РФ по БДД, дорожно-транспортная среда, мотивационно-поведенческая культура безопасности, социальная опасность, риск-избегающее поведение.
Annotation. The paper deals with the problem of road accidents in the road-transport environment, describes the model of creating a motivational and behavioral culture of safety among middle school students in educational institutions in Naberezhnye Chelny city, Republic of Tatarstan.
Keywords: Federal Targeted Road-Traffic Safety Programme of the Russian Federation, road-traffic environment, motivational and behavioral cultureb of safety, socially dangerous, risk-avoided behavior.
Введение. Обеспечение безопасности людей в условиях дорожно-транспортной среды, являясь важнейшей проблемой нашего государства на современном этапе, в то же время ставит каждого представителя общества, ежеминутно находящегося в динамичном пространстве улично-дорожной сети, перед задачей сохранения собственного здоровья, а, порой, и жизни.
В конце ХХ века в Российской Федерации на фоне низкой рождаемости, социально - экономического кризиса, быстрого роста обеспеченности населения легковыми автомобилями, и, вследствие этого, интенсификации транспортных потоков и скорости их движения, при неготовности дорожной инфраструктуры и абсолютного большинства населения изменять свое мышление и поведение на дорогах, в стране развивается демографическая инволюция. Смертность молодого, трудоспособного населения на дорогах страны превысила все остальные причины его убыли во много раз. Сложившиеся условия современного дорожного движения предъявляют к его участникам высокие требования - насущной задачей стала необходимость осмысленного общественно - безопасного риск -избегающего поведения.
С 2006 по 2012 годы в Российской Федерации начинает реализовываться Федеральная программа по Безопасности дорожного движения. Целью введения Программы было сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году. По данным статистики в 2004 году произошло 34 506 ДТП с погибшими, а в 2012 году, на момент окончания сроков реализации ФЦП, погибли 27 991 человек [4].
При значительном снижении общего количества происшествий с погибшими, можно утверждать, что основной целевой показатель не был достигнут. При этом действенность, поставленных Программой, планов нашла подтверждение. И в 2013 году принимается вторая редакция Федеральной программы по Безопасности дорожного движения на 2012-2020 годы, которая также ставит задачу сокращения погибших в ДТП людей. При этом ведущие эксперты по безопасности дорожного движения, комментируя проект Программы РФ по БДД, указывали, что «уровень аварийности в нашей стране сейчас таков, какой был в Европе в 60 - 70 годы прошлого века! И при этом мы к 2030 году хотим выйти на те показатели, которые развитые страны имели в 2000-х годах. У нас отставание по безопасности на дорогах на 40 лет» [1].
На фоне экономических решений (строительство дорог, оборудование их техническими средствами регулирования, обеспечение службы ГИБДД автоматизированными устройствами фиксации нарушений ПДД и т.д.) вторая редакция Программы ФЦП РФ по БДД выделила отдельный раздел - формирование безопасного поведения участников дорожного движения.
Насущная необходимость внесения этого направления в Программу подтверждается статистическими данным: в нашей стране только 1% ДТП случается из-за неисправности транспорта, 19% — из-за дорожных условий, а 80% аварий происходит по вине водителя, знания и умения которого должны давать возможность принять правильное решение для предупреждения ДТП [7].
Изложение основного материала статьи. Самыми аварийноопасными участниками дорожного движения являются подростки, как в качестве активных участников дорожного движения (пешеходов и велосипедистов, иногда и водителей), так и в качестве пассивных - пассажиров.
При этом, учащиеся V- VII классов, являясь самой уязвимой категорией участников дорожного движения, не имеют возможности получить социально безопасные знания на ступени основного образования, так как указанный курс по предмету ОБЖ представлен двумя общими темами «Безопасность на дорогах» и «Опасные ситуации социального характера», на которые отведено по 3 часа в год лишь в VIII и X классах. Эта категория участников дорожного движения в рамках общего образования уроках, не получает системно и последовательно преподаваемых, и объясняемых необходимых «правильных» знаний и умений безопасного поведения на дорогах, следовательно, и навыки поведения в условиях дорожно - транспортной среды у них формируются, исходя из подражания поступкам старшего поколения.
Это происходит, во многом, потому, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, они поступают, следуя образцам поведения старшего поколения, не осознавая опасных последствий этих нарушений.
Практика аварийности с участием детей до 16 лет показывает, что получение детьми знаний по Правилам дорожного движения в виртуальном пространстве, на «безопасной дороге» (в интернет-играх), направленных, скорее, на получение соответствующих оценок по предмету ОБЖ - не ведет к снижению аварийности по неосторожности детей, т.к. не переводит знания - в умения и навыки безопасного поведения в условиях реальной дорожно-транспортной среды.