Педагогическая профессия и ее роль в современном вузе Pedagogical profession and its role in the modern university
Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В.
G Ganshina, E.Babaeva, Zh. Myraveva.
В статье представлены основные компоненты образовательного процесса в современном вузе, рассматриваются основные функции педагогической деятельности: информационная; развивающая; ориентационная; мобилизационная; исследовательская. Авторы считают, что только уважительное отношение к личности студента, взаимное уважение лежат в основе гуманистической педагогики, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Чтобы процесс преподавания и обучения был эффективным, важно при построении учебных программ, в методике преподавания учитывать возможности, потребности, интересы и мотивацию студентов, а для этого необходимо хорошо знать психологические, тендерные, возрастные и индивидуальные особенности, социально-педагогические условия, в которых находится студент в вузе и за его пределами.
The main components of the educational process in the modern university are presented in the article, the main functions of pedagogical activity are considered: information; developing; orientational; mobilization; research. The authors believe that only respect for the student's personality, mutual respect are at the heart of humanistic pedagogy, the principles of which are completely undeniable in university education. For the teaching and learning process to be effective, it is important to take into account the opportunities, needs, interests and motivation of students in the construction of educational programs, in the teaching methodology, and for this it is necessary to know well the psychological, gender, age and individual characteristics, the socio-pedagogical conditions in which student in the university and beyond.
Ключевые слова: модернизация, образовательная парадигма, вуз, преподаватель, студент, высшее образование, здоровьесберегающие технологии, функции и компоненты педагогической деятельности.
Key words: modernization, educational paradigm, university, teacher, student, higher education, health-saving technologies, functions and components of pedagogical activity.
Планомерное воплощение в жизнь современной образовательной парадигмы, принятие обновленных профессиональных стандартов, динамичное развитие науки и техники, высветило большое количество «белых пятен» в подготовке педагогических кадров. Сегодня преподаватель выступает, прежде всего, как представитель определенной культуры, которого характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, интересы, особенности поведения и т. п.
Глобальные общественные преобразования привели к девальвации традиционных, идеологически привычных общественных ценностей, установок, а значит, и к иному пониманию смысла воспитания молодежи. В русле формирующейся гуманистической педагогики сложилось новое отношение к воспитанию как процессу взаимодействия студента и преподавателя в целях создания условий для саморазвития их личности, ее социального самоопределения как субъекта деятельности [1, с .17].
Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к современным педагогическим технологиям и концепциям, направленным на формирование нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности [2, с.5]. Диверсификация высшего образования, характеризующаяся гибкостью процесса обучения, способностью к быстрой реорганизации, расширению социокультурного пространства вуза, требует необходимости учета возросших требований общества к системе подготовки квалифицированных специалистов
в различных областях экономики. Образование, еще недавно бывшее «кузницей кадров», медленно превращается в сферу проектирования людьми собственной жизни, создания идей, планов, которые затем воплощаются в жизнь [3, с.32].
Интеллектуальный, нравственный, духовно-культурный и экономический, научно-технический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историкографическим типом развития общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Проблемы современной педагогики высшей школы находят отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, В.И. Журавлева, И.Ф, Исаева, Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, И.Ф. Талызиной, А.И. Щербакова, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шамовой, Н.Б. Шмелевой, М.Б. Шмелевой, Д.И. Фельдтштейна, И. С. Якиманской и др.[4, с.5]
Под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [5].
Основными целевыми компонентами понятия «образование» являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих потенций личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого. Жизненно-профессиональная позиция преподавателя, уважительное отношение к личности студента, как полноценного и равноправного партнера совместной деятельности, идея равенства, партнерства и взаимного уважения лежат
в основе гуманистической педагогики, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Свою способность знать и понимать студентов, адекватно оценивать их личностные качества и состояния преподаватели справедливо считают одним из важнейших профессиональных качеств и ставят ее на второе место после знания предмета, который они преподают.
Чтобы процесс преподавания и обучения был эффективным, важно при построении учебных программ, в методике преподавания учитывать возможности, потребности, интересы и мотивацию студентов, а для этого необходимо хорошо знать психологические, тендерные, возрастные и индивидуальные особенности, социально-педагогические условия, в которых находится студент в вузе и за его пределами.
Глобальные общественные преобразования привели к девальвации традиционных, идеологически привычных общественных ценностей, установок, а значит, и к иному пониманию смысла воспитания современного поколения [6, с. 959]. В русле формирующейся гуманистической педагогики сложилось новое отношение к воспитанию как процессу взаимодействия студента и преподавателя в целях создания условий для саморазвития личности, ее социального самоопределения как субъекта деятельности. В условиях модернизации нашего общества молодежь рассматривается как носитель новых социальных ценностей. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным освоением культурных ценностей, достаточно высоким уровнем познавательной мотивации [7, с.555].
Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, когда проявляются самые разные интересы и потребности [8, с.11.]. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии психологические свойства и высшие психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Особенно бурно в период вузовского обучения происходит развитие специальных способностей, формирование системы профессиональных знаний, качеств личности. Студент впервые
сталкивается со многими видами практической деятельности, которые являются компонентами его будущей профессии.
Студенческий возраст (18-25 лет) — это возраст физического, интеллектуального и духовного совершенства человека. Большинство спортивных рекордов установлено именно в этом возрасте. Однако, как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, именно студенты лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями и даже суицидами. Как показывают исследования, причины этого кроются в том, что в процессе вузовского обучения студенты испытывают сильное психическое напряжение, переутомление, часто разрушительное для здоровья.
Безусловно, главной задачей вуза является подготовка студента к самостоятельному решению жизненных проблем, формирование профессиональной компетентности. Тем не менее, каждый взрослый человек, тем более педагог, не могут равнодушно относиться к ухудшающемуся с каждым годом состоянию здоровья подрастающего поколения. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях позволяет решать задачи сохранения и укрепления здоровья студентов и преподавателей, определять направление действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы [9, с 75].
В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить как целостную интегративную систему, включающую принципы педагогики сотрудничества, эффективные педагогические технологии, педагогическое мастерство [10], направленные на достижение оптимальных результатов в обучении студентов, заботу о сохранении их здоровья и воспитание у них личным примером культуры здоровья. Формируя у студентов интерес к своему предмету, выполняя учебную программу, педагог устанавливает доверительные, партнерские отношения с ними, предупреждая и минимизируя проявление неблагоприятных состояний здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого.
Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Эту особенность важно учитывать как в методике преподавания, так и в формальном и неформальном общении. При этом преподаватель может выступать как генератором идей, так и участником интерактивных занятий. Совместная разработка социально-культурных проектов, творческих мероприятий, курсовых и дипломных работ, подготовка материалов для публикаций, конкурсов, поиск нестандартных, но эффективных путей и средств решения исследовательской задачи под руководством и в присутствии преподавателя создает прочную основу для формирования состояния сотворчества, сотрудничества, что, безусловно, повышает потенциал общей работы, авторитет преподавателя и студента. Всячески поддерживать стремление молодого человека быть самим собой, умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с общественными нормами и установками — стержневая задача в преподавании. Педагог должен любить людей, быть толерантным, проявлять уважение к личности ученика, уметь сочувствовать, сопереживать, ценить каждую личность.
Все активнее в преподавательскую деятельность, подготовку специалистов различных уровней и направлений включаются ученые-исследователи, а также практики из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. Профессионально-педагогическая компетентность выступает важной характеристикой личности преподавателя. Совокупность умений педагога, как субъекта педагогического воздействия, особым образом структурировать научные и практические знания для наилучшего решения педагогических задач определяет профессионально-педагогическую компетентность. Основными элементами педагогической компетентности являются профессиональная и специальная компетентность в области преподаваемых дисциплин; методическая компетентность в области выбора средств, способов и форм обучения; социально-психологическая компетентность в сфере общения, мотивации личности, развития способностей
учащихся; аутопсихологическая компетентность в области определения стиля поведения, достоинств и недостатков собственной деятельности.
Выделяют пять основных функций педагогической деятельности: информационная; развивающая; ориентационная; мобилизационная; исследовательская [12, с. 113]. Для современного преподавателя вуза существенным показателем его профессиональной компетентности является интеграция всех функций педагогической деятельности.
Информационная функция требует от преподавателя глубокого владения теоретическим материалом, который основан на тесной связи с практическими наработками в данной области. Развивающая функция отражает единство обучения, воспитания и развития. Она построена на основе глубоких знаний личностных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, особенностей и закономерностей развития психических процессов. Ориентационно-личностная функция направлена на определение ценностных установок и ориентаций обучающихся. Мобилизационная функция сконцентрирована на развитие у студентов потребности, мотивации к познанию и самостоятельной деятельности с целью достижения своих целей и задач. Исследовательская функция — предполагает наличие у педагога творческого подхода к работе, создание оптимальных условий для благополучного решения профессиональных задач.
Н.В. Кузьмина, характеризуя работу педагога, выделяет способности к успешной деятельности.
Гностические способности составляют общеинтеллектуальную основу педагогического труда: готовность принимать решение с учетом способностей и интересов обучаемых, готовность к инновационной деятельности в сфере образования, владение ее средствами, педагогическая интуиция, импровизация.
Конструктивные способности проявляются в позитивных результатах труда, высокой эффективности, профессиональной компетентности. К конструктивным способностям относятся умение диагностировать уровень подготовки и обучаемости студентов, индивидуальный и дифференцированный подход к каждой личности, способность к научно-исследовательской работе,
умение разрабатывать перспективный план своей деятельности, умение общаться, обмениваться информацией и вести конструктивный диалог с участниками педагогического процесса. Главными компонентами коммуникативного процесса являются самопрезентация, адекватное восприятие и принятие другого человека, умение управлять процессом общения, при необходимости корректировать его.
Организаторские способности играют особую роль в педагогической деятельности, так как воспитание, организация познавательной и научно-исследовательской работы студентов являются элементами управления. Поэтому организаторские способности объединяют все другие педагогические умения [13, с.48].
Студенты уважают и ценят эрудированных педагогов, умеющих профессионально вести дискуссию, поддержать беседу, не боятся нестандартных ситуаций, справедливы, терпеливы и дружелюбны. Такие преподаватели — эталон для подражания.
Современный ритм жизни, подвижность профессий и узкая направленность специализаций, диктуемых серьезными преобразованиями в различных областях экономики, свидетельствуют о том, что делать ставку на усвоение определенной суммы знаний и умений, передаваемых преподавателем, уже невозможно. Необходим переход от образования «на всю жизнь» к непрерывному образованию «через всю жизнь». [11]. Следовательно, образовательный процесс в высшей школе необходимо строить так, чтобы будущие специалисты в учебно-научном процессе вуза учились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности, формируя у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности. Важные показатели профессиональной компетентности педагога — проявление интереса к личности обучаемого, равноправное сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса, педагогический такт, общительность, гуманность и творческий поиск.
Литература
1. Ганьшина Г.В. Интеграция этнокультурных событий в социальное пространство России. Современные проблемы сервиса и туризма. Научно-практический журнал. № 4 —М.: РГУТиС, 2012. 130 с. — С.16-24.
2. 2.Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2014. - № 1 (1). - С. 4-23
3. 3.Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея. Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. — Т. 2. №4 (5). — С. 35-52
4. 4.Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин: учебное пособие. — М.: МГПУ, 2017. — 196 с.
5. 5.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. иКЬ:ЬИрв://минобрнауки.рф/проекты/Государственная программа.рё! (дата обращения 08.02 2018)
6. б.Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности. Экономика и предпринимательство. 2015.—№ 6-3 (59-3). — С. 956-960
7. 7.Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Анимация в системеорганизованного досуга туристов. Экономика и предпринимательство. 2015. — № 6-3 (59-3). — С. 554-557
8. 8.Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970-1980 гг.— Монография.— М.: ГГТУ, 2017. — 168 с.
9. 9.Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности. Общество и экономика в эпоху глобализации: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. — ООО «Экспертно-консалтинговый центр «Интеллект». 2016. — С. 75-80
10. 10.Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Старых Л.В. Формирование здорового образа жизни семьи средствами рекреативных
технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-
education.ru/article/view?id=26423 (дата обращения: 22.05.2017).
11. Джанджугазова Е.А. Портфолио студента - успешный путь к работодателю. Современные проблемы сервиса и туризма. 2007.№1, с. 76-83.
12. 12.Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РАУ, 1993. — 234 с.
13. Шмелева Н.Б. Методика преподавания социальных дисциплин (общепрофессиональный и специальный блоки в подготовке социального работника): учеб. пособие/ Н.Б. Шмелева. 2-е изд., доп. — Ульяновск: УлГУ, 2011. - 226 с.