УДК 378.662:371.134
https://doi.org/10.24158/spp.2018.2.20
Кологривая Ирина Евгеньевна
Kologrivaya Irina Evgenyevna
доцент кафедры организации перевозок и безопасности на транспорте Дальневосточного государственного университета путей сообщения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Associate Professor, Department of Logistics and Transport Safety, Far Eastern State Transport University
TEACHING CONTRADICTIONS AND WAYS TO OVERCOME THEM AIMED AT VOCATIONAL AND EDUCATIONAL ADJUSTMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY'S STUDENTS
Аннотация:
Успешность профессионального становления во многом зависит от адаптации студентов к профессионально-образовательному процессу вуза. В статье автором проанализированы педагогические противоречия в организации преподавания с точки зрения их возникновения и возможностей их преодоления. Исследование опирается на современные представления ученых-педагогов о профессиональной адаптации студентов и формах ее успешной реализации. Поскольку противоречия в педагогическом процессе технического вуза возникают от несоответствия между устаревающими педагогическими концепциями и теориями и изменяющимися, усложняющимися требованиями к личности в социуме или профессиональном сообществе, их выявление является основой для его совершенствования. Наиболее подробно в статье представлены организационно-педагогические противоречия и личностно-твор-ческие противоречия. По мнению автора, для нивелирования противоречий необходимо разработать основы профессиональной адаптации студента к обучению в техническом вузе, так как профессиональная адаптация отличается от адаптации к образовательному процессу.
Ключевые слова:
педагогические противоречия, педагогическая адаптация, профессиональная адаптация, адаптационные процессы, профессиональное взаимодействие, самоопределение, самореализация, готовность к профессиональной деятельности, проблемы адаптации.
Summary:
The successful professional development largely depends on students' adaptation to vocational education process at the university. The author analyzes teaching contradictions from the perspective of their emergence and the possibilities of overcoming them. The research is based on modern views of scientific teachers on students' vocational adjustment and forms of its successful implementation. Since teaching contradictions at the technical university arise from incompatibilities between outdated educational concepts and theories and changing, complex requirements for the personality in the society or professional community, their identification is the basis for teaching process improvement. The author elaborates on teaching arrangement contradictions and personal and creative contradictions. To eliminate these contradictions, it is necessary to develop foundations of student's vocational adjustment to the study at the technical university because vocational adjustment differs from adaptation to the academic process.
Keywords:
teaching contradictions, pedagogical adaptation, vocational adjustment, adaptation processes, professional interaction, self-determination, self-realization, professional readiness, adaptation problems.
Профессионально-образовательное воздействие, направленное на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, имеет своей целью становление личности будущего специалиста в профессиональном направлении с учетом потребностей рынка труда и личностных характеристик студента. Вместе с тем направленность профессионально-образовательного взаимодействия непосредственно воздействует на профессионально-творческую самореализацию личности студента [1].
Успешность профессионально-образовательного воздействия на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности зависит от адаптации студента к профессионально-образовательному взаимодействию в процессе теоретического обучения в вузе и профессиональному взаимодействию в процессе прохождения практик на предприятиях - партнерах вуза.
В процессе профессиональной адаптации студента технического вуза выявляются ряд педагогических противоречий, связанных со становлением личности студента как будущего профессионала:
- организационно-педагогические противоречия в сфере организации профессионально-образовательной деятельности студента, заключающиеся в адекватном сочетании дисциплин
общеобразовательного, общетехнического и профессионального циклов, позволяющем реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки, квалификационной характеристики специальности;
- личностно-творческие противоречия студента, являющегося субъектом профессионально-образовательного процесса в вузе, которые отражают процессы профессионального становления личности. Сущность данного противоречия заключается в переходе педагогической теории от формирования «абсолютного образовательного идеала» к максимальному развитию способностей личности, к профессиональному становлению и социальной идентификации через это становление;
- социально-педагогические противоречия, проявляющиеся в отставании педагогической системы от развивающихся общества и профессионального сообщества. Социально-педагогические противоречия можно рассматривать с двух направлений: с одной стороны, общественные ожидания и представления об облике специалиста-профессионала, его социальном статусе, нравственных качествах, уровне профессиональной подготовки, овладении элементами профессиональной культуры, интеллигентности и т. п.; с другой стороны, возможности профессионального образования обеспечивать необходимое его качество [2, с. 229-237].
Разрешение представленных противоречий является как целью, так и движущей силой процесса профессионального становления личности студента, направленной на обеспечение условий профессиональной реализации и самореализации личности.
Противоречия в педагогическом процессе являются главной движущей силой развития и его совершенствования и возникают от несоответствия между устаревающими педагогическими концепциями и теориями и изменяющимися, усложняющимися требованиями к личности в социуме или профессиональном сообществе.
Проблема педагогических противоречий нашла отражение в научных исследованиях ученых-педагогов В.И. Архангельского, Г.С. Батищева, А.А. Вербицкого, В.И. Войтулевич, Е.А. Климова, А.К. Марковой и др., выявивших законы и стадии развития.
Педагогические противоречия проявляются на всех этапах становления личности будущего профессионала в процессе обучения в вузе и противопоставляют чаще всего новые образующиеся потребности личности имеющимся у него возможностям для их удовлетворения.
Педагогический смысл разрешения противоречий заключается в их преодолении: преодоление противоречия обязано быть посильным для студента в образовательном процессе; противоречия обязаны преодолеваться со временем, шаг за шагом, с опорой на предшествующий опыт.
Рассмотрим представленные педагогические противоречия подробнее.
Социально-педагогические противоречия основываются на возрастающих потребностях общества в квалифицированных специалистах, владеющих умениями, творческими способностями, и недостаточной реализации социально-педагогических условий для их профессионального становления в техническом вузе.
Диалектико-педагогические противоречия в реализации профессионально-образовательного процесса вуза проявляются между педагогической деятельностью преподавателя и самостоятельной активностью студента, направленной на его профессиональное становление. Основанием для возникновения данного противоречия является выбор методов и средств педагогического воздействия со стороны преподавателя и возможность со стороны студента принять это воздействие, проявлять свои учебные, профессионально-ориентированные творческие способности.
Организационно-педагогические противоречия в сфере организации профессионально-образовательной деятельности студента представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационно-педагогические противоречия в профессионально-образовательной деятельности студента
Диалектико-педагогические противоречия. Если преподаватель в своей деятельности применяет методы и средства прямого и формирующего управления, то студент, выполняя распоряжения преподавателя, лишается творческой самостоятельности и не может в полной мере
проявлять свои творческие способности. Если преподаватель в своей деятельности не использует управленческие функции, то они не срабатывают для многих студентов с низким уровнем самоорганизации и самодисциплины.
Преодоление диалектико-педагогических противоречий в организации профессионально-образовательного процесса технического вуза заключается во внедрении адекватных методов и средств преподавания, направленных на развитие профессионально-творческой реализации потенциала студентов вуза.
Организационные противоречия имеют место в организации учебной и профессиональной деятельности студентов. Наиболее ярко организационные противоречия проявляются в сравнении предметной и модульной организации профессионально-образовательного процесса. При предметной организации студенты изучают отдельные дисциплины (в основном профессионального цикла), а общепрофессиональные и гуманитарные дисциплины не считаются нужными и важными в будущей профессиональной деятельности. При модульной организации с усилением межпредметных связей в содержании, методах и формах организации профессионально ориентированной учебной деятельности недостатки предметной организации частично компенсируются, но дисциплины общепрофессионального и гуманитарного циклов все равно слабо увязываются с дисциплинами профессионального цикла. Преодоление организационных противоречий возможно в определенной интеграции общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин с профессиональными дисциплинами.
Мотивационные противоречия основываются на несоответствии форм организации профессионально-образовательной деятельности в вузе и форм профессиональной деятельности специалистов: а) в процессе образовательной деятельности студента используются учебные, оторванные от реального производственного процесса задачи и ситуации; б) студентами изучаются «отстающие технологии», не соответствующие используемым в реальном производстве современным технологиям. При организации профессионально-образовательного процесса в вузе доминирует функциональный подход: одни преподаватели акцентируют внимание на стимулировании положительных мотивов к будущей профессиональной деятельности, другие - на развитии интеллектуальных или творческих способностей студентов, третьи активизируют самоорганизацию личности студента в учебно-профессиональной деятельности. Это приводит к одностороннему, неравномерному развитию различных составляющих процесса профессионального воспитания [3]. Указанные противоречия ослабляют мотивацию студентов к профессиональному становлению.
Профессионально-педагогические противоречия определяются несоответствиями между профессиональными умениями, способностями и педагогическими ценностями преподавателей, необходимыми для организации профессионального становления студентов в вузе, и реальной степенью их освоенности, включенности в деятельность преподавателя [4].
Основанием данного противоречия является проблема адекватной профессиональной подготовки преподавательских кадров вуза. Подготовка преподавательских кадров в аспирантуре по научной технической специальности не является автоматической подготовкой педагогического работника, нацеленного на решение профессионально-педагогических задач профессионального становления студента [5]. В вузах отсутствует полноценная (не имеются в виду отдельные курсы) педагогическая подготовка преподавателей по вопросам дидактики, теории освоения знаний, умений, возрастной физиологии и возрастной психологии и т. д.
Личностно-творческие педагогические противоречия представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Личностно-творческие педагогические противоречия в профессионально-образовательной деятельности студента
Мотивационные противоречия в процессе профессионального становления личности базируются на рассогласованности мотивационных целей профессионального образования: с одной стороны, система образования преимущественно ориентирована на внешние достижения, проявляемые в оценках, грамотах, признании, грантах и т. д., а с другой стороны, развита познавательная творческая мотивация, которая запускает процессы перестройки психических внутри-личностных процессов и трансформируется в профессиональную мотивацию.
Интеллектуальные противоречия основываются на интеллектуальных особенностях личности. Для успешного освоения образовательной программы в вузе студенту необходим достаточный уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов и т. п. Недостаточность уровня интеллектуального развития можно компенсировать за счет работоспособности, но существует предел снижения операциональных возможностей, при котором компенсаторные механизмы уже не помогают.
Возможна и обратная ситуация: при достаточной обучаемости и потенциальных возможностях для профессионального становления - недостаточная мотивационная сфера.
Организационные противоречия наблюдаются между традиционными формами организации профессионально-образовательного процесса в вузе, которые ориентированы, как правило, на репродуктивные способы деятельности, и творческими профессионально ориентированными задачами, требующими неординарного, творческого подхода к их решению.
Личностно-профессиональные противоречия основываются на процессах развития и саморазвития личности в социальной и профессиональной сферах, видении себя в профессии, представлении собственной карьеры, места в профессиональном сообществе, собственных профессиональных планах, с одной стороны, и личностных качествах, с другой стороны.
Противоречия профессионального воспитания определяются тем, что, с одной стороны, оно является педагогически организованным процессом трудовой социализации личности и адаптации в профессиональном сообществе, направленным на овладение специальностью с непрерывным ростом компетентности, мастерства, и, с другой стороны, в нем отсутствует планомерное обучение студентов.
Для нивелирования противоречий необходимо разработать основы профессиональной адаптации студента к обучению в техническом вузе, так как профессиональная адаптация отличается от адаптации к образовательному процессу. Профессиональная адаптация, в нашем понимании, представляется поэтапным процессом развития, базирующимся на индивидуальных особенностях личности с целью формирования профессионально важных качеств, необходимых для последующей успешной профессиональной деятельности.
Х. Хартманн рассматривает адаптацию как способ оценки реальности, чтобы наилучшим образом использовать нерациональные и рациональные склонности личности [6].
Адаптированность к профессионально-образовательной деятельности является результатом процесса профессионально-образовательной адаптации и заключается:
- в высоком уровне мотивации к овладению профессией;
- в заинтересованности к личностному развитию и саморазвитию;
- в формировании профессионально ориентированных компетенций;
- в состоянии психологического комфорта.
В представленной статье мы кратко остановились на некоторых противоречиях и профессиональной подготовке будущих инженеров. Нам представляется, что это далеко не полный перечень таких противоречий, вместе с тем каждое из выделенных противоречий требует постановки и решения в профессиональной подготовке определенных педагогических задач.
Ссылки:
1. Шаршов И.А. Ведущие педагогические противоречия взаимодействия преподавателей и студентов вуза в контексте качества современного высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4 (96). С. 13-18.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 236 с.
3. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
4. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. М. ; Тамбов, 2000.
5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
6. Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. N. Y., 1958.