УДК 796.5+37.0
Соболева Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск
Соболев Станислав Владимирович
Старший преподаватель кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск
Шеманаев Владимир Кириллович
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, [email protected], Санкт-Петербург
Семиреков Владимир Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Чуб Дмитрий Сергеевич
Старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА УЧЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТУРИСТОВ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВЕСА РЮКЗАКОВ В СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ
Аннотация. Статья посвящена педагогической проблеме учета физической подготовленности туристов-спортсменов при распределении веса рюкзаков в туристском походе. Неправильное распределение веса снаряжения без учета физической подготовленности участников и нагрузочных уровней может привести к хроническому перенапряжению или травмированию спортсменов-туристов на маршруте.
Для оценки функциональной подготовленности туристов в предсоревновательный период были подобраны и использованы следующие тесты: проба Руфье, Гарвардский степ-тест, а также тесты, которые определяли уровень общей физической подготовленности. С целью контроля интенсивности нагрузки в течение всего времени в походе снимались показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и на их основании определялся оптимальный вес рюкзака для каждого участника. По завершению маршрута было вновь проведено исследование уровня работоспособности.
Ключевые слова: спортивный туризм, физическая нагрузка, силовая выносливость, энергозатраты организма, физиологическое состояние.
Туристский маршрут представляет собой одно из доступных средств физической культуры. Его успех зависит от физической подготовленности участников. В походе путешественник должен преодолеть разного рода препятствия. Он нередко попадает в условия, требующие от него длительного физического напряжения. Участник похода со слабой физической подготовкой может стать причиной несчастного случая для своих коллег. Данные исследований свидетельствуют, что примерно 25 % всех травм в путешествиях происходили на фоне утомления, нарушения внимания и координации, причиной которых был низкий уровень физической подготовленности участников.
Неправильное распределение веса снаряжения без учета физической подготовленности участников и уровня нагрузки может стать причиной травматизма [7].
Зачастую в туристском походе переутомление наступает вследствие чрезмерного веса снаряжения. Это усугубляется длительными переходами между стоянками на ночлег. В связи с этим нагрузка, которой подвержены участники похода, для некоторых является запредельной и может привести к травмам, а хорошо подготовленные могут ее не почувствовать [6].
В настоящий момент недостаточно освещена проблема влияния физической подготовленности туристов на нагрузку,
а именно на распределение веса рюкзака. Некоторые исследователи руководствуются процентным соотношением веса груза к весу туриста (35-40 % для мужчин и 20-30 % для женщин). Как правило, вес рюкзака у женщин должен быть на 30 % меньше, чем у мужчин. Существует также недопонимание в отношении способов определения оптимальной скорости движения на маршруте и продолжительности интервалов отдыха. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости исследования данного вопроса и является актуальной темой научного исследования.
Интенсивность нагрузки в туризме выделяют в следующие уровни по ЧСС:
• низкий - 90-130 уд/мин;
• средний - 130-170 уд/мин;
• высокий - 170-190 уд/мин.
В состоянии покоя изменение степени общей выносливости можно контролировать самостоятельно по пульсу. Хорошо натренированное сердце сокращается в покое с малой частотой, а пульс обычно варьируется от 60 до 50 уд/мин, а иногда и до 35-40 уд/мин. При нагрузках ЧСС увеличивается, и тренированное сердце обеспечивает необходимое усиление кровообращения. Наиболее высокая производительность сердца достигается при ЧСС 180 уд/мин, дальнейшее увеличение ЧСС неэффективно, поскольку ведет к снижению как ударного, так и минутного объемов сердца, характеризующих его мощность. Исследования показывают, что ударный объем сердца увеличивается во время бега с ЧСС до 130 уд/мин. При этом уровне нагрузок мощность сердца растет, как за счет ударного объема, так и за счет ЧСС. Когда частота пульса выше 130 уд/мин, ударный объем сердца не увеличивается, следовательно, рост мощности идет только за счет ЧСС. При пульсе более 180 уд/мин мощность сердца не увеличивается, а снижается за счет снижения ударного и минутного объемов. Из этого следует, что средний уровень нагрузок (пульс 130-170 уд/мин) является основным в тренировках туристов, так как именно такие нагрузки способствуют улучшению кровоснабжения организма и укрепляют сердечную мышцу [6].
Дыхание при таких нагрузках только через нос практически невозможно, поэтому
в настоящее время специалисты рекомендуют дыхание через рот и нос одновременно [6].
При повышении ЧСС происходит увеличение потребления кислорода, которое, однако, не может быть больше МПК. Величина МПК для каждого человека определяется его индивидуальными особенностями и выражается количеством кислорода (в миллилитрах), потребляемого за 1 мин в пересчете на 1 кг веса человека. Ориентировочные данные для МПК: туристов-спортсменов высшей квалификации до 90 мл; для регулярно занимающихся спортивным туризмом - около 50 мл; для незанимающихся -менее 40 мл [6].
Настоящее исследование состояло из трех последовательных этапов. Эксперимент и его подготовка осуществлялись на базе спортивно-оздоровительного лагеря г. Красноярска «Солнечный-С». В эксперименте приняли участие дети в возрасте 12-13 лет.
1-й этап - подготовительный. Этот этап состоял из изучения и обобщения опыта подготовки к туристским походам. Мы научно обосновали, подобрали и использовали тесты для определения физической подготовленности туристов незадолго до походов: проба Руфье - для определения функциональных резервов сердца, Гарвардский степ-тест (ИГСТ) - для определения физической работоспособности, а также тесты, которые определяли уровень общей физической подготовленности. Все показатели переводились в трехбалльную шкалу (отлично, хорошо, удовлетворительно).
2-й этап характеризовался проведением трех походов выходного дня (ПВД). Все три похода имели сходства по маршруту, рельефу, скорости движения и интервалам отдыха.
Первый поход был организован в окрестностях Николаевской сопки, общей длительностью 4,5-5 часов, с интервалами отдыха между переходами 5-7 минут. Всего насчиталось 10 переходов по 15 минут. Школьники 12-13 лет шли с весом рюкзака, который рекомендован в современной литературе, а именно: мальчики - 12-14 кг, девочки -8-10 кг. Также методом пульсометрии на привалах за 10 секунд мы определяли уровень интенсивности нагрузки, выполняемой участниками на протяжении всего похода (табл. 1).
В следующих походах на основании по-
Таблица 1
Значения тестов до похода и оптимальный вес снаряжения
Номер участника Тесты Вес
ОФП Руфье ИГСТ Вес рюкзака (оптимал.) Вес тела Соотношение, %
1 удовл. удовл. удовл. 11 46 23
2 отл. хор. хор. 14 52 27
3 отл. хор. хор. 13 48 27
4 хор. отл. хор. 16 57 28
5 хор. хор. сред. 11 43 26
6 удовл. удовл. н/сред. 10 54 18
7 удовл. удовл. удовл. 12 55 21
8 удовл. хор. н/сред. 10 47 21
9 хор. отл. хор. 11 40 27,5
10 отл. хор. хор. 10 43 24
11 хор. отл. отл. 9 32 24
12 хор. отл. отл. 10 48 26
Таблица 2
Показатели ЧСС в первом походе
Номер участника I II III IV V VI VII VIII IX X
1 146 122 130 130 122 118 108 114 108 106
2 130 130 134 136 118 108 96 100 104 96
3 154 160 142 142 114 114 112 108 112 108
4 136 142 136 126 116 110 102 104 104 104
5 130 130 136 124 118 114 108 104 102 108
6 136 148 142 136 120 120 116 114 114 112
7 132 142 140 130 128 120 114 118 108 104
8 166 172 178 154 132 126 120 124 120 114
9 122 130 122 118 114 114 108 106 112 106
10 136 130 136 124 118 108 112 108 112 108
11 136 148 142 130 124 112 108 108 102 102
12 123 146 130 124 130 118 102 112 112 100
казателей ЧСС первого похода, а также с учетом показателей тестов, проведенных до похода и времени восстановления ЧСС до нормы, мы изменяли вес рюкзаков между участниками таким образом, чтобы ЧСС при переходах была 130-160 уд/мин, что соответствовало среднему уровню нагрузки. Результаты походов были обработаны и представлены в виде шкалы распределения веса снаряжения для походов детей 1213 лет (табл. 3).
3-й этап - заключительный, включал
в себя организацию и проведение экспериментального похода для подтверждения эффективности разработанной нами шкалы. Непосредственно перед походом повторно были проведены контрольные испытания (тесты), результаты которых мы распределили по двум группам по 12 человек - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В ЭГ мы распределяли вес снаряжения в соответствии с разработанной нами шкалой, в КГ вес рюкзака распределялся в соответствии с рекомендациями, которые
Таблица 3
Шкала распределения веса рюкзака
Показатели физической подготовленности Соотношение веса рюкзака от веса тела, %
Подтягивание/ отжимание Прыжок м/д 60 м, м/д Пр. Руфье М Д
3/5 130/119 8,8/12,1 УД. (10,1-15) 18-21 14-17
5/7 145/137 8,5/12,0 УД. (10,1-15) 20-22 16-18
8/9 166/145 8,6/11,8 хор. (5,1-10) 22-26 19-21
10/9 172/140 8,4/11,7 хор. (5,1-10) 25-27 22-24
13/11 186/163 8,1/11,6 хор. (5,1-10) 26-28 23-25
10/10 176/158 8,5/11,8 отл. (1-5) 27-28 25-26
12/12 190/173 8,2/11,4 отл. (1-5) 28-29 26-27
Таблица 4
Значения тестов до экспериментального похода в экспериментальной группе (юноши)
№ участника Тесты
Подтягивание на перекладине (раз) Прыжок (см) Бег 60 м (сек) Проба Руфье
1 5 145 8,5 удовл. (13,9)
2 10 172 8,4 хор. (7,2)
3 10 176 8,5 отл.(4,8)
4 9 155 8,4 хор. (8,3)
5 12 188 8,2 отл.(4,7)
6 7 156 8,5 удовл. (11,3)
Таблица 5
Значения тестов до экспериментального похода в экспериментальной группе (девушки)
№ участника Тесты
Отжимание (раз) Прыжок (см) Бег 60 м, (сек) Проба Руфье
1 7 137 12,0 удовл. (12,2)
2 9 140 11,7 хор. (8,4)
3 10 158 11,8 отл.(4,4)
4 8 143 11,5 хор. (9,1)
5 13 173 11,5 отл. (3,9)
6 8 149 11,8 удовл. (10,9)
нашли отражение в учебно-методической литературе.
С целью контроля интенсивности нагрузки в течение всего времени в походе определялись показатели ЧСС (табл. 6). По завершению маршрута нами снова было проведено исследование уровня работоспособности.
В таблице 1 представлены значения по каждому из выбранных нами тестов школьников до похода и оптимальный вес снаряжения, соответствующий этому уровню физической подготовленности.
Показатели измерений ЧСС отражены в таблице 2.
Целью второго и третьего походов яв-
Таблица 6
Значения тестов до экспериментального похода в контрольной группе (юноши)
№ участника Тесты
Подтягивание на перекладине (раз) Прыжок (см) Бег 60 м (сек) Проба Руфье
1 6 148 8,5 удовл. (14,1)
3 9 172 8,2 хор. (7,5)
5 10 174 8,6 отл.(4,8)
7 10 161 8,9 хор. (8,1)
9 15 188 8,4 отл.(4,8)
11 6 149 8,6 удовл. (11,6)
Таблица 7
Значения тестов до экспериментального похода в контрольной группе (девушки)
№ Тесты
участника Отжимание (раз) Прыжок (см) Бег 60 м (сек) Проба Руфье
1 9 140 12,1 удовл. (12,1)
2 8 152 12,0 хор. (8,5)
3 12 164 11,9 отл. (4,3)
4 8 149 12,5 хор. (10,5)
5 12 179 11,6 отл.(3,7)
6 7 140 12,1 удовл. (11,3)
лялось индивидуальное определение веса рюкзаков с учетом их уровня физической подготовленности и работоспособности.
На маршруте во время привалов мы отслеживали ЧСС всех участников похода и распределяли вес рюкзаков. Школьнику, которому тяжело было преодолевать предъявленную нагрузку, мы облегчали вес рюкзака и добавляли его тому, для кого нагрузка была недостаточной. Действуя по отработанной схеме, к концу двух походов мы определили оптимальный вес рюкзаков для каждого из наших участников.
Обработав результаты эксперимента, мы разработали шкалу, которая включала в себя распределение веса участника с учетом показателей физической подготовленности. Шкала распределения представлена в таблице 3.
Непосредственно перед походом повторно были проведены контрольные испытания (тесты), результаты которых мы распределили по двум группам по 12 человек - контрольную и экспериментальную группы. Значения тестов до экспериментального похода в экспериментальной группе (юноши)
представлены в таблице 4; в экспериментальной группе (девушки) - в таблице 5.
Значения тестов до экспериментального похода в контрольной группе (юноши) представлены в таблице 6; в контрольной группе (девушки) - в таблице 7.
Во время экспериментального похода мы также методом пульсометрии определяли уровень интенсивности нагрузки, выполняемой участниками похода путем подсчета ЧСС на привалах. Как показывает таблица 8, у экспериментальной группы были более низкие показатели ЧСС после каждого из переходов по сравнению с контрольной группой.
В таблице 9 представлены среднегруппо-вые значения пробы Руфье до и после экспериментального похода. Как мы видим, после похода экспериментальная группа имела лучшие показатели восстановления по сравнению с контрольной группой. Различия результатов в контрольной группе до и после похода, а также между контрольной и экспериментальной группами после похода достоверны.
_ЦРВООШеШ AND TRAINING QUESTЮNS_
Таблица 8
Среднегрупповые показатиш ЧСС у КГ иЭГ в^е^и^д экспериментального похода
Сруппа Переходу!
1 2 3 4 5 У 7 С 9 10
Экспериментальная 12У 13С 136 12С 11С 110 10С 11У 10У 102
Кощауъная 1 38 152 156 142 132 13У 142 130 120 112
Таблица 9
Среднегрупповые значения пробы Руфье
Группа До похода По еле похода и
Х±н оо±н
рокнериментальная С,С ± 0,У7 9,1 ± 0,У1 > 0,05
Контрольная С,У ± 0,7У 10,С ± 0,7 < 0,05
12 10
8
¡5 6
с
® А
ю 4 2 0
10,8
□ контрольная ■ экспериментальная
после
Рис. 1. Значения пробы Руфье в контрольной и экспериментальной группах до и после экспериментального похода
Для большей наглядности средние показатели обеих групп представлены на рисунке 1. Из него видно увеличение показателей в контрольной группе, что свидетельствует о медленном восстановлении сердечной деятельности всех участников группы. В экспериментальной же группе, наоборот, показатели пробы увеличились незначительно.
Тшшм образом, в ходе эксперимента, обработав данные туристских походов школьников 12-13 лет, мы разработали шкалу распределения веса рюкзака с учетом физической подготовленности участников похода и доказали, что можно эффективно проводить походы с оптимальным дозированием нагрузки и меньшим напряжением для организма.
Библиографический список
1. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
2. Иванов В. С. Основы математической статистики. - М.: ФиС, 1990. - С5 с.
3. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.
4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании
школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 272 с.
5. Садиков Н. Б. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания. - Минск: Литература, 199С. - 352 с.
У. ФедотовЮ. Н., ВостоковИ. Е. Спортивно-оздоровительный туризм. - М.: Советский спорт, 2002. - 3У4 с.
7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Академия, 2003. - 480 с.
8. Шальков Ю. Л. Здоровье туриста. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
9. Eckerstorfer K. Alternative forms of movement as an expression of a new youth culture and its effects
on a school sport // Physical education and sports of children and youth. Conferense pro-ceedings. -Bratislava: Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports, 1995. - Р. 25-50.
Поступила в редакцию 25.12.2015
Soboleva Natal'ja Vladimirovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Departament of Theory and Methodology of Sports disciplines, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
Sobolev Stanislav Vladimirovich
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
Shemanaev Vladimir Kirillovich
Cand. Sci. (Pedag.), Prof. of the Departament of Physical-culture and recreation activities and tourism Lesgaft, National State University of Physical Education, Sport and Health, [email protected], St. Petersburg
Semirekov Vladimir Alexandrovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Chub Dmitrij Sergeevich
Senior Lecturer of the Department of Physical Education Faculty of Physical Culture, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
EDUCATIONAL PROBLEM IN REGISTRATION TOURISTS' PHYSICAL PREPARATION AT WEIGHT DISTRIBUTION OF BACKPACKS IN SPORT TOURS
Abstract. The article is devoted to the problem of teaching accounting of physical fitness tourists, athletes in the distribution of the weight of backpacks in the tourism campaign. Improper weight distribution equipment excluding physical fitness of participants and stress levels can lead to chronic overstrain or injury travelers athletes on the route.
To evaluate the functional readiness of tourists in the period prior to the competition the following tests were selected and used: test Rufe, Harvard step test, and the tests that determined the level of general physical preparedness. In order to control the intensity of the load at all times in a campaign starring HR indicators and uses them to determine the optimum weight of a backpack for each participant. At the end of the article was again studied performance level.
Keywords: sports tourism, exercise, strength endurance, power consumption of the organism, the physiological condition.
References
1. Zheleznjak, Yu. D., Petrov, P. K., 2002. Os-novy nauchno-metodicheskoj dejatel'nosti v fizich-eskoj culture i sporte [Fundamentals of scientific and methodical activities in physical culture and sport: Textbook]. Moscow: Academy, 264 p. (in Russ.).
2. Ivanov, V. S., 1990. Osnovy matematicheskoj statistiki [Basics of mathematical statistics]. Moscow: FIS, 85 p. (in Russ.).
3. Lyakh, V I., 2000. Dvigatelnye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitija [Motor abilities of schoolboys: the basic theory and methods of development]. Moscow: Terra-Sport, 192 p. (in Russ.).
4. Lyakh, V. I., 2000. Testy v fizicheskom vospi-tanii shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitija [Tests in physical education students: basic theory and methodology development]. Moscow: Terra-Sport, 272 p. (in Russ.).
5. Sadikov, N. B. 1998. 1000 + 1 sovet turistu [1,000+ Travel Tips 1: Survival School]. Minsk: Literature, 352 p. (in Russ.).
6. Fedotov, Y. N., Vostokov, I. E., 2002. Spor-tivno-ozdorovitelnyj turizm [Fitness tourism]. Moscow: Soviet Sport, 364 p. (in Russ.).
7. Kholodov, Zh. K., Kuznecov, V. S., 2003.
Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i spor-ta [Theory and methods of physical education and sports studies: textbook for students]. Moscow: Academy, 480 p. (in Russ.).
8. Schalkov, Yu. L., 1987. Zdorov'je turista [Tourist Health]. Moscow: Physical Education and Sports, 144 p. (in Russ.).
9. Eckerstorfer, K., 1995. Alternative forms of movement as an expression of a new youth culture and its effects on a school sport. Physical education and sports of children and youth. Conferense pro-ceedings. Bratislava: Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports, pp. 25-50.
Submitted 25.12.2015