Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ МОДЕЛЬ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФГОС / ВУЗ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течиева Виктория Заурбековна, Цгоева Залина Гариковна

Рассмотрено современное содержание педагогической практики, как необходимого элемента профессиональной подготовки студента-бакалавра, будущего педагога. Определены основные векторы развития и адаптации педагогической практики к современным особенностям образовательного процесса с учётом компетентностного подхода к образовательному процессу. Выявлены недостатки организации и проведения педагогической практики в условиях современного образовательного процесса, не соответствующие требованиям действующей редакции Федеральных государственных образовательных стандартов и требованиям современного образования. Актуальность тематики работы определена тем, что в настоящее время студент-бакалавр, обучающийся на педагогической специальности, не имеет иной возможности, кроме педагогической практики, для практической обработки полученных теоретических знаний, навыков и умений к самостоятельной работе по выбранной профессии. Именно педагогическая практика выступает тем элементов образовательного процесса, который готовит студента-будущего педагога к самостоятельной работе, к разноплановому взаимодействию с обучающимися. Целью работы выступили происходящие в настоящее время в России процессы реформирования системы образования страны и это обстоятельство накладывает дополнительные обязательства на современного российского педагога в части его профессиональной подготовки, компетентности, готовности к решению образовательных, воспитательный и иных задач. Разработана и предложена авторская модель организации и проведения педагогической практики с учётом требований современных стандартов образования, с применением интерактивных технологий и информационно-компьютерных технологий, актуальных для современного образовательного процесса. Подробно раскрыты этапы предлагаемой модели с описанием необходимого инструментария на каждом этапе и действий, как самого студента-практиканта, так и руководителя практики от ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Течиева Виктория Заурбековна, Цгоева Залина Гариковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICE OF FUTURE BACHELOR STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION: A NEW MODEL

The modern content of pedagogical practice is considered as a necessary element of professional training of a bachelor student, a future teacher. The main vectors of development and adaptation of pedagogical practice to the modern features of the educational process are determined, taking into account the competence-based approach to the educational process. The shortcomings of the organization and conduct of pedagogical practice in the conditions of the modern educational process, which do not meet the requirements of the current edition of the Federal State Educational Standards and the requirements of modern education, are revealed. The relevance of the subject of the work is determined by the fact that at present a bachelor student studying in a pedagogical specialty has no other opportunity than pedagogical practice for the practical processing of the theoretical knowledge, skills and abilities for independent work in the chosen profession. It is pedagogical practice that acts as the elements of the educational process that prepares the student-future teacher for independent work, for diverse interaction with students. The aim of the work was the processes of reforming the country's education system currently taking place in Russia, and this circumstance imposes additional obligations on the modern Russian teacher in terms of his professional training, competence, readiness to solve educational, upbringing and other tasks. The author's model of organizing and conducting pedagogical practice has been developed and proposed, taking into account the requirements of modern education standards, using interactive technologies and information and computer technologies that are relevant to the modern educational process. The stages of the proposed model are described in detail with a description of the necessary tools at each stage and the actions of both the student-trainee himself and the head of practice from the university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ МОДЕЛЬ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Течиева Виктория Заурбековна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ); аспирант Цгоева Залина Гариковна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ: НОВАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация. Рассмотрено современное содержание педагогической практики, как необходимого элемента профессиональной подготовки студента-бакалавра, будущего педагога. Определены основные векторы развития и адаптации педагогической практики к современным особенностям образовательного процесса с учётом компетентностного подхода к образовательному процессу. Выявлены недостатки организации и проведения педагогической практики в условиях современного образовательного процесса, не соответствующие требованиям действующей редакции Федеральных государственных образовательных стандартов и требованиям современного образования. Актуальность тематики работы определена тем, что в настоящее время студент-бакалавр, обучающийся на педагогической специальности, не имеет иной возможности, кроме педагогической практики, для практической обработки полученных теоретических знаний, навыков и умений к самостоятельной работе по выбранной профессии. Именно педагогическая практика выступает тем элементов образовательного процесса, который готовит студента-будущего педагога к самостоятельной работе, к разноплановому взаимодействию с обучающимися. Целью работы выступили происходящие в настоящее время в России процессы реформирования системы образования страны и это обстоятельство накладывает дополнительные обязательства на современного российского педагога в части его профессиональной подготовки, компетентности, готовности к решению образовательных, воспитательный и иных задач. Разработана и предложена авторская модель организации и проведения педагогической практики с учётом требований современных стандартов образования, с применением интерактивных технологий и информационно-компьютерных технологий, актуальных для современного образовательного процесса. Подробно раскрыты этапы предлагаемой модели с описанием необходимого инструментария на каждом этапе и действий, как самого студента-практиканта, так и руководителя практики от ВУЗа.

Ключевые слова: студент, образование, педагогическая практика, ФГОС, ВУЗ, школа, образовательная программа, научная работа, практико-ориентированная модель, компетентностный подход.

Annotation. The modern content of pedagogical practice is considered as a necessary element of professional training of a bachelor student, a future teacher. The main vectors of development and adaptation of pedagogical practice to the modern features of the educational process are determined, taking into account the competence-based approach to the educational process. The shortcomings of the organization and conduct of pedagogical practice in the conditions of the modern educational process, which do not meet the requirements of the current edition of the Federal State Educational Standards and the requirements of modern education, are revealed. The relevance of the subject of the work is determined by the fact that at present a bachelor student studying in a pedagogical specialty has no other opportunity than pedagogical practice for the practical processing of the theoretical knowledge, skills and abilities for independent work in the chosen profession. It is pedagogical practice that acts as the elements of the educational process that prepares the student-future teacher for independent work, for diverse interaction with students. The aim of the work was the processes of reforming the country's education system currently taking place in Russia, and this circumstance imposes additional obligations on the modern Russian teacher in terms of his professional training, competence, readiness to solve educational, upbringing and other tasks. The author's model of organizing and conducting pedagogical practice has been developed and proposed, taking into account the requirements of modern education standards, using interactive technologies and information and computer technologies that are relevant to the modern educational process. The stages of the proposed model are described in detail with a description of the necessary tools at each stage and the actions of both the student-trainee himself and the head of practice from the university.

Key words: student, education, teaching practice, Federal State Educational Standards, university, school, educational program, scientific work, practice-oriented model, competency-based approach.

Введение. Фундаментальные изменения в российской системе образования, происходящие в ней в последние годы, направлены как на модернизацию всей системы высшего образования в целом, так и на создание в процессе обучения студента условий, обеспечивающих разработку, внедрение и реализацию новых педагогический моделей образовательного процесса и педагогических практик [1].

В настоящее время педагогическая практика выступает одним из важных этапов профессиональной подготовки и становления будущего педагога и основной своей целью имеет формирование практико-ориентированных навыков и умений у будущих педагогов [2].

Педагогическая практика в своём основополагающем фундаменте имеет воссоздание условий реального педагогического процесса, на который органично должны накладываться инновационные, современные методы, формы и методики реализации образовательного процесса, привносимые будущими педагогами и базирующиеся как на процессе их профессионального обучения в рамках высшей школы, так и базирующие на основе их проектной и научной деятельности в стенах ВУЗа.

В рамках перехода отечественной системы обучения на двухуровневую модель, на уровне подготовки бакалавров -будущих педагогов особую актуальность приобретает разработка инновационной модели педагогической практики, вобравшей в себя всё лучшее от советской системы педагогических практики, а так же включающую в себя инновационные подходы к её проведению, учитывающие реалии современного образования.

Изложение основного материала статьи. В педагогике вопросам педагогической практике студентов педагогических ВУЗов было посвящено немало фундаментальный работ таких авторов, как O.A. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, В.П. Горленко, О.С. Гребенюк, Л.С. Нечепоренко, А.И. Пискунов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др. Однако в последние десятилетия было проведено большое количество научно-практических изысканий в данной области, направленных на сбор и анализ материала о современных условиях, формах, методах и видов педагогической практики современных студентов-бакалавров, таких исследователей в данной области, как Бакулина Г.А., Бурлакова Е.Н., Белоусова Т.Ф., Гудзенко Б.Я., Королева Г.И., Рубцова Е.Т. и др.

Исследуя труды всех вышеупомянутых авторов, можно сделать вывод о том, что на текущем этапе развития педагогики в части педагогической практики, определились следующие векторы развития и адаптации педагогической практики к современным условиям, а именно [7]: выработка тесных связей педагогической практики с основными теоретическими

модулями; создание условий самостоятельного применения знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения в ВУЗе.

Кроме того, в настоящее время изменяются общие принципы организации и проведения педагогической практики.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса. Были выбраны следующие методы: метод логического анализа общенаучной литературы и первоисточников, системно-структурный анализ, метод интерпретации и смысловой реконструкции историко-педагогических источников.

Разработка инновационных моделей проведения педагогической практики ведётся достаточно давно. В отечественной психологической и педагогической литературе имеется достаточно значимое количество научных публикаций и исследований по данной тематике. При этом необходимо отметить, что большинство авторов сходятся во взглядах о том, что основанием для формирования данной модели должны выступать вопросы решения дидактических задач педагогической практики.

Рассмотрение трудов таких авторов по исследования проблематики актуализации проведения педагогической практики, как М.Н. Бурмистровой, В.Ф. Миронычевой подводит нас к выводам о том, что в рамках разрабатываемой модели основной упор должен быть сделан на формирование нового мировоззрения будущего педагога, готовность его к решению нестандартных задач, умение изменятся и применять изменения в своей профессиональной деятельности. Всё это однозначно требует изменения подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов в общем и изменение подходов к проведению педагогической практики в частности. [5; 6]. Всё это требует изменений в системе организации современной педагогической практики, а так же реформирование методической основы её проведения.

Для практического воплощения назревших изменений, нам представляется необходимым создание и внедрение новой модели организации и проведения педагогической практики для современного студента-бакалавра, обучающегося в педагогическом ВУЗе.

Данная модель была разработана авторами настоящего исследования и подробно представлена ниже. Организационная схема предлагаемой педагогической практики может быть представлена на схеме.

Рисунок 1. Организационная структура разработанной модели педагогической практики

Первым этапом в предлагаемой модели является выбор студентом места прохождения педагогической практики из числа предлагаемых ответственным за вопросы практики работником ВУЗа. Чаще всего базой практики выступают средние общеобразовательные школы и колледжи [4].

Важную роль в выборе места имеет информация, предоставляемая ответственным работником ВУЗа: особенности работы колледжа или школы, их педагогические традиции, основные направления обучения или их специализация, особенности работы практиканта [3].

Для подробного раскрытия данной информации в рамках предлагаемой модели могут использоваться следующие формы взаимодействия:

1) «Виртуальная школа» - с помощью интернет-портала, интерактивных технологий и технологий визуализации, организатор практики может организовать виртуальное ознакомление со школой, её организацией, структурой, педагогическим коллективом,уставом, контингентом обучающихся.

2) «Портфолио» - с помощью материала предыдущих обучающихся, проходивших практику в данном образовательном учреждении: фотографии, видеоуроки, фото и видео отчёты, презентации и пр.

На основании полученной информации, на основании личной информации (обучающийся лично знает школу/колледж, оканчивал эту школу, у него есть в ней знакомые педагоги), а так же на основании уже частично сформированных профессионально-педагогических возможностей, обучающийся выбирает учебное заведение практики.

Следующим этапом предлагаемой модели является рефлексия, на базе которой возможно применение педагогического постулата о том, что «практическая деятельность рождает опыт, а опыт рождает знание». Отсюда вытекает вывод о том, что студенту недостаточно просто провести практику, недостаточно престо провести какое - либо практическое занятие с обучающимися. Будущем педагогу необходимо научится анализировать собственные занятия, делать из них выводы, определять свои слабые и сильные стороны как педагога, осмысленно подходить к осуществляемой деятельности.

Таким образом становится очевидно, что рефлексия, согласно предлагаемой модели, должна выступать основным спутником проходящего практику студента и должна быть нацелена на определение ошибок и недочётов проводимых им занятий с целью их ликвидации и повышения уровня профессионального мастерства.

Рассматривая методологию рефлексии в рамках предлагаемой модели, целесообразно её проведение в следующей последовательности: самоанализ/самооценка - анализ/оценка «коллегами»-практикантами - анализ/оценка школьного наставника - анализ/оценка преподавателя-консультанта.

Для повышения степени организации данного процесса студентам-практикантам рекомендовано ведение дневника с занесением туда результатов каждого проведённого занятия и замечаний по ним. Для этого студентам-практикантам рекомендовано применение формулы «хочу-могу-есть-требуют», применяя ей в гибкой адаптации в соответствии с целями и задачами проходимой практики. Определение первых трёх компонентов предлагаемой формулы студент должен совершить самостоятельно, заполнив соответствующие разделы в дневнике. Последний раздел «требуют» заполняется методистом от ВУЗа или куратором практиканта из числа школьных педагогов и должен содержать требования к конкретным профессиональным компенсациям практиканта.

Ведение данного дневника представляется важным моментов в формировании аналитического массива данных как для самого практиканта, так и для его куратора. Анализ записей позволяет сделать выводы о уровне профессиональных знаний практиканта, о способности их реализовать на практике, описание психо-эмоционального состояния практиканта, определение его профессиональных целей при проведении практики, а так же его способности к самоанализу и критической оценке своей работы.

Сам практикант, на основе анализа записей дневника и информации от куратора или руководителя педагогической практики, должен проводить коррекцию профессиональной и образовательной траектории практики, внося в неё дополнения, изменения и проводя критический самоанализ осуществляемой работы с обучающимся. На основании этого практикант может в первом приближении проводить оценку своей работы, определяя векторы дальнейшего саморазвития и оптимизации своей практической деятельности [8].

Важным элементов ведения рассматриваемого методического дневника является внесение в него блок-схем, алгоритмов, диагностических карт и матриц обучения, которые существенно ускорили и облегчили бы процесс анализа записей дневника. Так, мы считаем, что для повышения качества анализа записей, в дневник для студентов, обучающихся на гуманитарных профилях подготовки, необходимо внести такие элементы, как «Лист самоанализа занятия», «Карта оценки занятия», «Педагог глазами обучающихся» и т.п.

Самоанализ вкупе с рефлексией выступает базой для приближения практики к полноценной профессиональной деятельности педагога, максимально эффективно подготавливая практиканта к будущей самостоятельной профессиональной деятельности, определяя направления личностного и профессионального роста студента-бакалавра, будущего педагога.

Ещё одной особенностью предлагаемой модели педагогической практики выступает необходимость модификации роли и места руководителя педагогической практики [9].

Суть предлагаемого изменения заключается в отходе от роли осуществления контроля и надзора и переход к функции поддержки, направления и содействия практиканту. При этом на первый план в деятельности руководителя практики должны выходить функции направления, коррекции, поддержки и стимулирования, замещая собой функции надзора и контроля при старых моделях и подходах к организации и проведению педагогической практики.

Согласно предлагаемой модели, руководители практики должны быть объединены в методические группы, обеспечивающие сопровождение практиканта на всём протяжении прохождения практики и должны включать в себя: руководителей практики от ВУЗа, школьного консультанта из числа педагогов школы с максимальным педагогическим опытом, методиста по профилю подготовки, консультанта из числа педагогов-психологов (работника ВУЗа или же сотрудника образовательного учреждения места прохождения практики).

Психолого-педагогические функции, выполняемые данной группой сопровождения должны быть следующие:

1) Осуществление наблюдения и контроля за работой студентов-практикантов на базе образовательного учреждения;

2) Проведение анализа деятельности практикантов в рамках группы при личном присутствии практикантов;

3) Поиск проблемных участков деятельности практикантов,выявление причин их появления и поиск путей выхода из

них;

4) Проведение индивидуальных консультаций участниками группы студентов-практикантов;

5) Проведение групповых форм консультаций и иного методического взаимодействия руководителей практики, консультантов и студентов- практикантов.

Так же мы считаем, что реализация предложенной модели педагогической практики должна осуществятся с учётом применения необходимых дидактических материалов, включающих в себя задания, тесты, кейсы, сценарии ролевых и деловых игр, в соответствии с профилем подготовки направленных на функциональное обеспечение проводимых практикантом занятий, а так же обеспечивающих условия для его профессионального и личностного развития как специалиста [10].

Представляется, что обеспечение практиканта данным дидактическим пакетом, равно как и его разработка и комплектование должны быть задацей руководителя практики от ВУЗа.

Кроме того, при использовании данных дидактических наработок в профессиональной деятельности при проведении педагогической практики, студент-будущий педагог, должен уметь управлять процессами реализации практических знаний, процессами передачи их обучающимся.

Заключающим этапом предлагаемой модели педагогической практики должно выступать портфолио, подготавливаемое студентов-практикантов по результатам проведения педагогической практики и взаимодействия его с обучающимися.

Портфолио не должно заменять собой традиционные оценочные средства, но должно, на наш взгляд, дополнять их, позволяя более точно определить индивидуальную образовательную траекторию студента-практиканта, подчеркнуть его личностные и профессиональные достижения, выявить свойственные ему затруднения и проблемы профессиональной деятельности. В совокупности всё это позволит скорректировать индивидуальный маршрут обучения студента и получить более высокие показатели профессиональной готовности в итоге обучения.

Выводы. Отметим, что существующий инструментарий педагогической практики и научно-педагогические наработки, постоянно формируемые в данной обрасти, позволяют студенту - будущему педагогу выстроить основу фундамента будущей профессиональной деятельности.

В качестве мер стимулирования возможно проведение конкурсов студенческих работ «Шаг в профессию», «Лучший в своём деле» и пр. Кроме того, представляется целесообразным проведение итоговой конференции по итогам практики, позволяющей каждому практиканту помимо представления отчёта о результатах практики, представить свои лучшие наработки и обсудить их с коллегами и более опытными наставниками.

По итогам практики кажется целесообразным проводить студенческие конкурсы: «Лучший студент-практикант», «Лучший отчёт практиканта», «Первые шаги в профессию».

Таким образом, подводя итоги настоящего исследования, можно резюмировать, что использование предложенной модели организациии проведения педагогической практики позволит студентам-бакалаврам, будущим педагогам, вывести полученные теоретических знания на новый уровень, реализовать их практически, получить опыт преодоления педагогических проблем, возникающих в условиях реального образовательного процесса, получить практических педагогический опыт, навыки и компетенции, заложить фундамент своей будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Алексеев, В.Н. Радость открытия: пособие для учителей, школьников и студентов / В.Н. Алексеев, А.А. Алексеева. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. - 120 с.

2. Ведерникова, Л.В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов / Л.В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 98-107

3. Ведерникова, Л.В. Программа педагогической практики 4 и 5 курсов / Л.В. Ведерникова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2004. - 64 с.

4. Мамонтова, Т.С. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности будущего учителя / Т.С. Мамонтова, М.В. Шустова // Научный диалог. - 2016. - № 2 (50). - С. 393-403

5. Педагогическая практика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.К. Розов, В.С. Морозова, Е.П. Белозерцев, О.А. Абдуллина; под ред. В.К. Розова. - Москва: Просвещение, 1981. - 160 с.

6. Саханский, Ю.В. Моделирование информационного пространства обучающегося высшей школы / Ю.В. Саханский, Ю.С. Ерина // Научные исследования и разработки. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Электронный ресурс. - 2017 Издательство: Научный центр "Олимп" (Астрахань). -https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28974476 (дата образщения 07.03.2023 г.)

7. Бердов, В.И. Содержание и организация педагогической практики студентов первого курса: методические рекомендации / В.И. Бердов, В.Д. Богус, А.И. Мищенко, В.И. Овчинникова, А.В. Еливанов; отв. ред. А.И. Мищенко. -Ишим: ИГПИ, 1988. - 23 с.

8. Усова, А.В. Методические рекомендации для студентов III курса по осуществлению непрерывной педагогической практики (физико-математический факультет) / А.В. Усова, А.М. Захаров. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1990. - 50 с.

9. Чешуина, Т.Г. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза: автореферат диссертации ... кандидат педагогических наук / Т.Г. Чешуина. - Томск, 2006. - 23 с.

10. Шахмарова, Р.Р. Методическая подготовка будущего учителя математики на основе фундирования опыта студентов в процессе педагогической практики: автореферат диссертации ... кандидат педагогических наук / Р.Р. Шахмарова. - Омск, 2003. - 23 с.

Педагогика

УДК 378.14

преподаватель Тиньков Иван Валерьевич

БПОУ ОО «Орловский областной колледж культуры и искусств» (г. Орёл)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможности проектной деятельности в процессе формирования профессионально значимых качеств бакалавра физической культуры и спорта. Представлен анализ условий повышения конкурентоспособности бакалавров на рынке труда, исходя из потребностей региона. Показан результат внедрения специального курса «Проектная деятельность» в учебный процесс, эмпирическим путем доказана его эффективность.

Ключевые слова: проектная деятельность, бакалавр физической культуры, профессионал, повышение конкурентоспособности.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the possibility of project activity in the process of forming professionally significant qualities of a bachelor of physical culture and sports. An analysis of the conditions for increasing the competitiveness of bachelors in the labor market is presented, based on the needs of the region. The result of the introduction of a special course "Project activity" into the educational process is shown, its effectiveness is empirically proven.

Key words: project activity, bachelor of physical culture, professional, increasing competitiveness.

Введение. События последних лет значительно повлияли на развитие общества. Изменился не только образ жизни населения, но и внутренние потребности, в значительной степени повлиявшие на вектор развития страны. В данный момент наблюдаются преобразования во всех сферах. Наметились серьезные изменения в сфере спорта, туризма и образования. В основном, изменения на сегодняшний день касаются коммуникации, определения приоритетов, формирования нового, более осознанного отношения к происходящим событиям. Первоочередным стал поиск новых форм и способов развития всех сфер исходя из внутренних ресурсов страны.

Ассоциация туроператоров России провела исследование туристских потоков, из которого стало известно, что на внутренний туризм приходится около 80% путешествий. Также определилась потребность в организации активных туров и коммерческих путешествий.

На фоне больших ограничений выездного туризма возникла необходимость в развитии собственного предложения туристских услуг, закрывающим различные категории потребностей клиентов. Пакетные туры в сегменте внутреннего туризма стали одними из самых востребованных в продажах 2020 - 2022 годов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.