УДК 37.032:371.13
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ШКОЛЫ И ВУЗА
И.Э. Ярмакеев, Т.С. Пименова, А.Р. Абдрафикова1
'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»
Аннотация. Российское педагогическое сообщество сегодня столкнулось с новым вызовом: поиском новых путей формирования личности преподавателя иностранных языков школы и вуза. Российские исследователи в области преподавания иностранных языков единодушно считают, что обязательная педагогическая практика является необходимым условием формирования ключевых профессиональных навыков педагога, приобретения им педагогического опыта и создания индивидуального стиля преподавания с использованием современных технологий и эффективных методов обучения. Однако исследование роли педагогической практики как средства оценки ключевых профессиональных навыков педагога до сегодняшнего дня в отечественной педагогике не проводилось. В статье определяется роль обязательной педагогической практики в формировании и развитии ключевых профессиональных навыков педагога, а также эмпирическим путем доказывается, что обязательная педагогическая практика является точным инструментом оценки профессиональных навыков педагога. Эксперимент проводился на площадках двух гимназий города Казани, входящих в топ 100 школ России. 84 студента Казанского федерального университета участвовали в эксперименте. Ведущим методом исследования стал количественный и качественный анализ отчетов практикантов. Полученные данные были проанализированы и сопоставлены в соответствии с тремя критериями: методы научного исследования, методы обучения, педагогический менеджмент. В ходе исследования были разработаны аутентичная методика формирования и оценки ключевых профессиональных навыков педагога, основные требования к обязательной педагогической практике и методические рекомендации по педагогическому менеджменту. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе высшей школы при подготовке преподавателей иностранных языков школы и вуза.
Ключевые слова: аутентичная методика оценки профессиональных навыков, ключевые профессиональные навыки педагога, методы научного исследования, методы обучения, обязательная педагогическая практика, отчет практикантов, педагогический менеджмент.
COMPULSORY TEACHING PRACTICE AS A TOOL OF EFL CLASSROOM TEACHERS MODELLING IN RUSSIA
I. Yarmakeev, T. Pimenova, A. Abdrafikova1
'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme
Abstract. The present day system of Russian education faces a new challenge: searching for novel ways of EFL classroom teachers modelling. Researchers in foreign language teaching agree on the point that compulsory school teaching practice is aimed at forming key professional skills, acquiring teaching experience and creating a personal style of teaching with the use of modern technologies and effective teaching methods. No investigation of the role of compulsory school teaching practice as a tool of assessment of pre-service teachers' key professional skills has been made so far. In this paper, the role of compulsory teaching practice in the development of key professional skills of pre-service teachers is examined; it is stated that compulsory teaching practice is also an accurate tool of assessing professional skills of pre-service teachers. The pedagogical experiment was conducted in two Kazan high schools ranked among 100 best schools of Russia. 84 students doing bachelor program at Kazan Federal University were observed. The leading research method implemented in this study was the quantitative and qualitative analysis of pre-service teachers' reports. The obtained data were analyzed and contrasted according to the three points described in teachers' reports: research methods; teaching methods; classroom management. An authentic technique of fo rming and assessing professional skills of pre-service teachers, the main requirements for compulsory school teaching practice of pre-service teachers and the methodological recommendations how to manage EFL classes are suggested. The findings of the research can be used in theoretical seminars and practical trainings that aim to form and assess key professional skills of pre-service teachers.
Keywords: classroom management, compulsory school teaching practice, formation and assessment of professional skills, key professional skills, pre-service teachers' reports, research methods, teaching methods.
Методологические основы исследования. В новой системе российского образования с внедрением программ бакалавриата и магистратуры обязательная педагогическая практика сохраняет свою определяющую функцию формирования личности педагога. Неслучайно обязательная педагогическая практика стала предметом специального изучения ученых России. Многие российские исследователи и педагоги рассматривают педагогическую практику в качестве ориентира для моделирования и развития ключевых профессиональных педагогических навыков преподавателя школы и вуза.
Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева [4] считают, что обязательная педагогическая практика задает вектор педагогической культуры педагога. Н.Е. Щуркова [12] утверждает, что педагогическая практика позволяет преподавателю сконцентрировать внимание на новых требованиях к планированию и проведению современного урока. А.В. Хуторской [9] определяет педагогическую практику как процесс осознания и трансформации действительности и утверждает, что хорошо организованная педагогическая практика обеспечивает реальное педагогическое взаимодействие с учащимися. М.И. Рожков [7] исследует возможность наблюдения за взаимодействием классного руководителя и учителя-предметника, которая предоставляется практиканту во время практики. З.А. Абазов [1] заявляет, что педагогическая практика носит личностно-ориентированный, творческий
характер и должна способствовать развитию индивидуального стиля педагогов. Автор подчеркивает, что практика школьного обучения должна убедить педагогов в том, что они сделали правильный выбор, решив стать учителем и посвятить себя самой гуманной профессии на земле. В.А. Сластёнин [8] предполагает, что практика должна помочь педагогам представить всю систему школьного образования. По мнению Н.Д. Гальсковой [2], педагогическая практика играет большую роль в формировании ключевых профессиональных навыков и приобретении педагогического опыта. В.Т. Чепиков [10] признает, что практика является уникальным способом подготовки педагогов, поскольку они погружаются в аутентичную среду образовательного учреждения. В.М. Полонский [6] обосновывает роль обязательной педагогической практики в создании личного стиля преподавания. А.Н. Щукин [11] выдвигает идею о том, что педагогическая практика
побуждает педагогов использовать современные технологии и эффективные методы обучения. Л.Г. Кыркунова и В.Б. Костылева [5] приводят доказательства тому, что педагогическая практика предоставляет практикантам экспериментальную площадку для проведения научно-методической и экспериментальной работы по сбору данных для курсовых и выпускных квалификационных работ. З.С. Жиркова [3] уверена, что обязательная педагогическая практика интегрирует личностные качества будущего педагога с профессиональными.
Эти и другие работы послужили авторам отправной точкой для темы своего исследования - определение роли педагогической практики как средства оценки ключевых профессиональных навыков педагога в контексте моделирования личности преподавателя иностранных языков школы и вуза.
Цель и материалы исследования. Целью исследования явилось определение роли педагогической практики как средства оценки ключевых профессиональных навыков преподавателя иностранных языков школы и вуза.
Участниками эксперимента стали 84 студента-бакалавра Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета.
Экспериментальными площадками
выступили две казанские гимназии: № 19 и № 122.
В структуру и содержание обязательной педагогической школьной практики входили: пассивная практика (1 неделя): посещение 5 уроков английского языка преподавателей с последующим анализом; взаимопосещение 5 уроков английского языка практикантов с последующим анализом; активная практика (3 недели): проведение 10 уроков по английскому языку; проведение 2 внеклассных мероприятий на английском языке.
Результаты эксперимента. Количественный и качественный анализ отчетов практикантов в качестве ведущего метода исследования позволил авторам провести оценку ключевых профессиональных навыков, приобретенных студентами в ходе обязательной педагогической практики. Отчет практикантов измерялся тремя критериями: использование методов научного исследования, методов обучения, приемов педагогического менеджмента.
Результаты представлены последовательно в рисунках 1 - 3.
Методы исследования
я к а, Хронометрирование
Ё & Круглый стол
Анкетирование ^ш
На блюде ние
) Ю 20 ЗО 40 50 бО 70 80 ЭО
Студенты
Рисунок 1. - Методы исследования, использованные практикантами Методы обучения
О 20 40 60 80 100 Студенты
Рисунок 2. - Методы обучения, реализованные практикантами
Педагогический менеджмент
Планирование урока
к Стиль мониторинга классного ы
Оч руководителя 1
^ Деятельность учеников
Психологический климат в
классе
74 76 78 80 82 84 86
Студенты
Рисунок 3. - Приемы педагогического менеджмента, апробированные практикантами
Проведенное исследование подчеркивает своеобразный характер обязательной педагогической практики в приобретении студентами ключевых профессиональных навыков. Профессиональный педагог имеет в своем арсенале широкую гамму обучающих моделей, стратегий и технологий и знает, как создать педагогические условия для обучения. Обязательная педагогическая практика, обеспечивая взвешенную и своевременную поддержку педагогов, способствует устойчивому профессиональному развитию студентов.
Заключение. В соответствии с вузовской программой обязательная педагогическая практика студентов предполагает взаимодействие преподавателя университета, который отвечает за организацию педагогической практики, педагога-наставника, который курируют студентов во время обязательной педагогической практики, осуществляет методическое руководство, систематический контроль и, как следствие, способствует формированию ключевых профессиональных навыков будущих учителей, а также самого практиканта. Проведенный педагогический эксперимент позволил реализовать такое сотрудничество и показал, что готовность студентов к выполнению профессиональной деятельности достигается за счет целенаправленных, взаимосвязанных воздействий на личность будущего учителя, а именно:
- создания системы знаний и понимания условий и содержания профессиональных задач;
- накопления необходимых навыков и знаний через организацию учебной деятельности, учения и обучения;
- самообразования и самонастройки на успешную профессиональную карьеру.
Авторы уверены, что обязательная педагогическая практика студентов позволяет создавать условия для формирования ключевых профессиональных навыков преподавателя школы и вуза. Однако авторы согласны с мнением В.А. Сластенина [8] и признают, что студенты-практиканты сталкиваются с некоторыми трудностями в ходе своей обязательной педагогической практики. Первая трудность заключается в неспособности интегрировать теоретические знания из разных предметных блоков (психолого-педагогический, предметный, культурный) при решении конкретных образовательных задач. Вторая трудность связана с невозможностью перенести теоретические знания в решение практических педагогических задач. Решение этих проблем требует проведения дальнейших исследований.
Полученные результаты исследования могут быть рекомендованы для организации педагогической практики по подготовке преподавателей иностранных языков школы и вуза.
Литература:
1. Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении / З.А. Абасов // Социологические исследования. - М.: Институт социологии РАН. - 2002. - С. 94-96.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ. - 2003. - 192 с.
3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности / З.С. Жиркова // Фундаментальные исследования. - 2012. - С. 360-364.
4. Коджаспирова Г.М., Борикова Л.В., Бостанджиева Н.И. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия. 2000. - 272 с.
5. Кыркунова Л.Г. Педагогическая практика как важнейший этап формирования готовности к работе с детьми [Электронный ресурс] / Л.Г. Кыркунова, В.Б. Костылева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект»; Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/sectio
n-3/145-pedagogicheskaya-praktika-kak-vazhшjsЫj-etap-formirovaniya-gotovnosti-k-rabote-s-detmi
6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
7. Рожков М.И. Классному руководителю / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2001. - 280 с.
8. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил.
10. Чепиков В.Т. Педагогическая практика: учебно-практическое пособие для вузов / В.Т. Чепиков. - Минск: Новое знание, 2004. - 204 с.
11. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин; 2-е изд., испр. и доп., 2006. - 416 с.
12. Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 61 с.
Сведения об авторах:
Ярмакеев Искандер Энгелевич (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Пименова Татьяна Сергеевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Абдрафикова Альбина Ринатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
I. Yarmakeev (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]
T. Pimenova (Kazan, Russia), Senior Lecturer of the Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]
A. Abdrafikova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]