Научная статья на тему 'Педагогическая помощь родителям по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов'

Педагогическая помощь родителям по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / ORGANIZATION OF STUDIES / INITIAL CLASS / DAY REGIMEN OF THE PUPIL / DAILY OPTIMUM REGIMEN / PREPARATION FOR LESSONS / TRAINING IN SKILLS / IN DUE TIME TO DO HOMEWORK / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ РАБОТ / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / РЕЖИМ ДНЯ УЧЕНИКА / ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПОДГОТОВКИ К УРОКАМ / ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ / СВОЕВРЕМЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарбекова Анара Анарбаевна

В данной статье рассматривается содержание педагогического образования для родителей по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов. Анализируются такие конкретные вопросы, как: режим дня ученика, обеспечение места и соблюдения ежедневного оптимального режима для подготовки к урокам, обучение ученика навыкам, способствующим быстро приступать к работе, а также своевременно выполнять домашнее задание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical help to parents concerning the organization of studies of pupils of initial classes

The maintenance of pedagogical education for parents concerning the organization of studies of pupils of initial classes is considered in this article. Such specific questions are analyzed as: the day regimen of the pupil, providing a place and observance of the daily optimum regimen for preparation for lessons, training of the pupil in the skills promoting quickly to get to work, and also in due time to do homework.

Текст научной работы на тему «Педагогическая помощь родителям по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов»

During lessons Aughan students have made sure that proverbs and sayings of Kazakh and other Oriental people have a lot in common. To prove it let's take a Kazakh proverb 'Bireuge or kazba, ozin tusesin' which means 'Don't dig a pit for others, you may fall yourself in it'. This is similar to Fir-dousi's couplet 'Qim qazyp qousa teren qudyk, oilansyn ozi zhaily bolsa qulyk' (One who digs a deep pit should think of himself first).

To sum up, we are convinced that there a lot of peculiarities of teaching Kazakh to Aughan speakers. We believe that teaching by comparing two languages, explaining parts of the Kazakh linguistics as phonetics, lexis and so on help students to enrich their vocabulary and to make the teaching process more effective and interesting. It is obvious that getting acquainted with new vocabulary, finding their meanings and learning them by heart make students's memory better and speak in Kazakh with preparation or without.

References:

1. Rustemov L. Z. Qazirgi qazaq tilindegi arab-parsy kirme sozderi. - A, 1982.

2. Kumisbayev O. Parsy poeziyasy.- Almaty: Kazakh universiteti, 2003. - 132 p.

3. Kumisbayev O. Shygys shayirlary. - Almaty: Kazakh universiteti, 2004. - 137 p.

Umarbekova Anara Anarbayevna, Talas State University Kyrgyzstan E-mail: [email protected]

The pedagogical help to parents concerning the organization of studies of pupils of initial classes

Abstract: The maintenance ofpedagogical education for parents concerning the organization of studies of pupils of initial classes is considered in this article. Such specific questions are analyzed as: the day regimen of the pupil, providing a place and observance of the daily optimum regimen for preparation for lessons, training of the pupil in the skills promoting quickly to get to work, and also in due time to do homework.

Keywords: pedagogical education; organization of studies; initial class; day regimen of the pupil; daily optimum regimen; preparation for lessons; training in skills, in due time to do homework.

Умарбекова Анара Анарбаевна, Таласский государственный университет Кыргызстан

E-mail: [email protected]

Педагогическая помощь родителям по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов

Аннотация: В данной статье рассматривается содержание педагогического образования для родителей по вопросам организации учебных работ учеников начальных классов. Анализируются такие конкретные вопросы, как: режим дня ученика, обеспечение места и соблюдения ежедневного оптимального режима для подготовки к урокам, обучение ученика навыкам, способствующим быстро приступать к работе, а также своевременно выполнять домашнее задание.

Ключевые слова: педагогическое образование; организация учебных работ; начальный класс; режим дня ученика; ежедневный оптимальный режим; подготовки к урокам; обучение навыкам, своевременно выполнять домашнее задание.

Общеизвестно, что успеваемость ученика связана шо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, и с заботами со стороны членов семьи. Прежде всего, ро- если только он действительно захочет, а кроме того, это дители должны чувствовать значимость учебной работы дело приятное, радостное, счастливое» [3]. Как отмече-и всю ответственность своего участия в ней. Данную за- но в данном высказывании организация учебной работы дачу ярко освещает высказывание известного педагога в семье на первый взгляд кажется легкой и без проблемной,

А. С. Макаренко: «Правильное воспитание самого но на самом деле при ее выполнении возникает множество раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как препятствий разной степени трудности. Таким образом, многим кажется. По своей трудности это дело по силам при организации учебной работы ребенка родители, пре-каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хоро- жде всего, должны ставить требования к себе и, что нема-

ТИе реСадодюа! Ие!р рагеп!в сопеегп1пд Ше огдат2а^оп of studies с^ рирИв of тШа! с1а88в8

ловажно, должны осознанно подходить и контролировать свои действия по отношению к ребенку. На правильность организации учебной работы влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся правильно организованный режим дня, обеспечение ученика рабочим местом, соблюдение использования ежедневного оптимального времени для подготовки к урокам. К внутренним факторам можно отнести обучение ученика навыкам, способствующим быстро приступать к работе, умение работать в определенном темпе, не отвлекаясь на другие внешние объекты, а также своевременное выполнение домашнего задания.

Вышеперечисленные внешние и внутренние факторы определяют результативность учебной работы. Остановимся на каждом из этих факторов.

Немаловажную роль играет правильно составленный и организованный режим дня. Родители должны начать практику составления режима дня ребёнка и контролировать его соблюдение с первых дней обучения, потому как в жизни ребёнка появляется новое понятие — понятие обязанность. Если ребёнок с первого момента начинает привыкать к соблюдению режима, то в дальнейшем это для него становится нормой т. е. ребенок, принимая новые условия жизни, начинает правильно совмещать труд и отдых, в результате у него вырабатываются некие нормы дисциплины.

При составлении режима дня важно учитывать мнение врачей-гигиенистов относительно временных отрезков, когда трудоспособность ребёнка достигает своего пика. Например, ими отмечаются следующие временные интервалы, когда умственная трудоспособность более продуктивна: первый интервал, по мнению специалистов, с 8 часов утра до 11 часов дня, а второй — с 16 до 18 часов дня. Результативность подготовки ребёнка к следующим занятиям в указанные отрезки суток доказана практикой. Придя после уроков домой, ребёнок обедает, а после он играет в подвижные игры на свежем воздухе в течение не менее 3 часов. На помощь по дому ребёнок должен уделять 30-40 минут ежедневно, а готовить уроки в течение 1 часа. Исходя из вышеизложенного, режим дня для ученика 1 класса можно составить в следующем порядке:

Подъем 7.15;

Утренняя гимнастика, туалет 7.15-7.45;

Завтрак 7.45-8.00;

Дорога до школы 8.00-8.20;

Занятия в школе 8.30-12.15;

Дорога от школы до дома 12.15-12.30;

Обед 12.30-13.00;

Отдых 13.00-14.00;

Прогулка 14.00-16.00;

Подготовка домашнего задания 16.00-17.00;

Отдых 17.00-18.00;

Помощь по дому 18.00-18.45;

Ужин 18.45-19.15;

Свободное время 19.15-20.15;

Подготовка ко сну 20.15-20.30;

Сон 20.30.

Следует ожидать, что впервые дни ребёнок не может правильно распределять время по составленному режиму, в таких случаях родители должны прививать навыки соблюдения режима. Для этого обычно требуется 2-3 недели. Но при этом родители не должны забывать о том, что частые напоминания о режиме не должны быть утомительными. Следовательно, ребёнок должен самостоятельно приучаться соблюдать режим [2].

Приучить ребёнка в одно и то же время готовить уроки и доводить эти действия до уровня отточенных навыков в силах каждого родителя. Как выше сказано, организованный подход к действиям ребёнка должен служить предпосылкой к формированию необходимых для жизни навыков. Так как нарушение одного действия, предопределенным досмотренного в режиме, ведёт к негативным последствиям, это может повлиять на качество подготовки ученика к занятиям. Полноценный сон, утренняя гимнастика, правильное совмещение труда и отдыха и, что немаловажно, правильное питание — это факторы, которые напрямую действуют на уровень качества успеваемости ребёнка.

При составлении режима необходимо уделять особое внимание отдыху и сну ребёнка. Так, например, ученику начальных классов полагается спать в сутки 11,5-12 часов. Потому что только во время глубокого и полноценного сна отдыхают нервные клетки, происходит естественный рост организма и, как результат, повышается трудоспособность человека. Успеваемость учеников младших классов зависит, в первую очередь, от его состояния здоровья, поэтому очень важен правильный подход ко сну ребёнка и соблюдение определённых правил, например:

1) Вовремя ложиться спать и вставать;

2) Соблюдать гигиенические процедуры перед сном (умываться, чистить зубы, мыть ноги);

3) Не допускать перед сном переедания, подвижных игр и просмотра телевизора;

4) В комнате, где спит ребёнок, должна быть абсолютная тишина, свет должен быть погашен, недопустимо оставлять телевизор включенным.

Очень важно правильное соотношение труда и отдыха ученика. Бытует ошибочное мнение о том, что основное занятие ребёнка — это учёба, и ему не обязательно трудиться. Но, как и учёба, труд занимает важное место в процессе воспитания детей, потому что через трудовое воспитание формируются личностные качества ребёнка. Стоит отметить, что очень важно учитывать возрастные особенности детей, когда они помогают родителям сделать ту или иную работу. Так как, если занятие трудовой деятельностью ребёнка превышает допустимую норму, то это может вызвать у него переутомление либо физическую усталость. А подобное обстоятельство в свою очередь не может не сказаться на успеваемости ученика в целом. К большому сожалению, в настоящее время подавляющее большинство детей проводят свое время перед телевизо-

ром или Интернетом. Такая негативная тенденция понижает уровень способности учащихся к обучению. И поэтому следует ограничить просмотр телевизора и Интернета. Родители должны способствовать тому, чтобы дети играли в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Но и подвижные игры должны иметь свои разумные ограничения. Своевременность и уместность подвижных игр только поднимают трудоспособность школьника. Например, иногда подготовка уроков может быть крайне утомительной для ребёнка. Именно в подобных случаях рекомендуется уделять короткое время, примерно 10-15 минут, на то, чтобы дети могли отдохнуть, играя в подвижные игры.

В режиме дня должны учитываться разного рода нестандартные ситуации такие, как, например, когда ученик переходит с одного класса в другой. Как известно, в это время увеличивается количество и объём домашних заданий, следовательно, ученику потребуется больше вре-

Рабочий стол ученика надо накрывать материалом желательно серого либо зеленого цвета, а свет должен падать с левой стороны стола. Это объясняется тем, что от света, падающего от лампы на лакированную поверхность стола или же на пёстрый материал, образуется блеск, что создаёт неудобства и дискомфорт для работы ученика. Если в домашних условиях ребёнку не предусмотрено отдельное место для подготовки к занятиям, то в такой обстановке можно в определённое время освободить место от общего стола и создать минимальные благоприятные условия для занятий. Родители не должны допускать ошибочного мнения касательно того, что ученику начального класса необязательно отдельное место для подготовки к урокам. Это может привести к неорганизованности, стихийности подготовки ученика к урокам, тогда как специально отведенное место для подготовки к занятиям служит позитивной предпосылкой для выработки определённых навыков и умений ребёнка. Иными словами, ученик привыкает не только к определённому времени, но и к месту, где он каждый день в определённое время готовится к урокам и когда он садится за стол, он сразу, же приступает к работе. На этом столе ученик должен готовить только уроки, и на столе должны находиться исключительно школьные принадлежности.

К типичным проблемам родителей можно отнести ситуацию, когда родители не могут заставить ребёнка сесть за уроки. Иногда дети игнорируют и не слушают родителей. И после нескольких предупреждений, если ребёнок даже приступит к выполнению домашнего задания, без внутренней установки он не сможет начать работу. В такой ситуации ребёнок не может сосредоточить своё внимание на подготовке к урокам. Даже жесткие замечания родителей не принесут должного результата. Если подобная

мени. Кроме этого при составлении режима важно учитывать и учебную смену ученика. Такие внешние факторы требуют от родителей составления адаптированного и гибкого режима дня. Режим дня помимо адаптации требует постоянного контроля над его выполнением. Потому как во многих семьях в начале учебного года составляются режимы дня, которые в конце учебного года зачастую забываются. В этой связи родителям необходимо не только контролировать выполнение режима, но и тщательно анализировать все обстоятельства, касающиеся режима дня ученика.

Немаловажную роль играет подготовка рабочего места для ребёнка. Правильная организация рабочей обстановки для ученика способствует повышению уровня его успеваемости. Инвентарь ученика, главным образом стол и стул, для выполнения домашнего задания должны соответствовать его росту [4].

ситуация происходит с ребёнком в первом классе, то корень проблемы кроется в более раннем сроке, т. е. были упущения со стороны родителей в воспитании ребёнка в дошкольном возрасте. Точнее, к таким упущениям можно отнести неорганизованность подхода к воспитанию ребёнка, безотказное исполнение любого желания ребёнка, но в будущем, казалось бы, безобидные упущения могут привести к безответственности, слабохарактерности ребёнка. Если вышеизложенная ситуация наблюдается у ребёнка в 3-4 классах, то это во многом объясняется усложнением учебного материала. Родители иногда просто формально напоминают о том, чтобы ребёнок готовил уроки. Но на практике назидательный тон, тем более жесткий подход не могут дать нужного результата, т. е. ребёнок, боясь родительских упрёков и назиданий, начнёт имитировать подготовку к урокам. Во избежание таких нежелательных ситуаций родители должны взять учебную деятельность школьника в семье под свой контроль. Это означает, что родители вносят ясность в проблемную ситуацию, вступая в тесный контакт с ребёнком. Родителям рекомендуется вместе с ребёнком готовить уроки и вникать в детальные вопросы подготовки, например, «какое задание, было задано по кыргызскому языку», «что мы должны делать?», «описать словесно этот рисунок» и т. д. В конце выполнения каждого задания по разным предметам родители вместе с ребёнком проверяют правильность выполненного задания. Такая совместная работа продолжается до тех пор, пока школьник не перейдет к самостоятельному выполнению заданий. Постепенно ребёнок должен с интересом подходить к каждому заданию, потому что, как отмечают психологи, когда отсутствует интерес к деятельности, ребёнок вдвойне теряет энергию, так как он готовит уроки через силу, заставляя себя. Если согла-

Рост ребёнка в см. Высота стола в см. Высота стула в см.

120-129 56 34

130-139 62 38

140-149 68 41

Problems of selection and structuring content of spiritual and moral education

сованная и совместная работа педагогов и родителей пробудят интерес ученика к учебной работе, то он без всякой помощи, либо приказа будет каждый день своевременно готовить уроки. Какого порядка должен придерживаться школьник при выполнении домашнего задания: С чего он должен начинать? С устных заданий или с письменных? Со сложных или лёгких заданий? Сложно ответить на такие вопросы однозначно, потому что невозможно всем ученикам предложить какой-то рациональный подход касательно данного вопроса. Несмотря на это педагогами начальных классов рекомендуется, чтобы ученик 1-2 классов начинал выполнение домашних заданий с письменных работ. И такая рекомендация объясняется тем, что ученикам 1-2 классов, как правило, письменная работа даётся труднее, чем устная. Именно поэтому ученики начальных классов должны начинать выполнять домашнее задание

с письменных работ, когда их энергия еще не затрачена, они внимательны и сосредоточены. А ученикам 3-4 классов, наоборот, надо начинать с устных заданий. Потому что с 3-4 классов идёт усвоение базового теоретического материала школьниками, без которого невозможно выполнение заданий практического характера [1].

Прежде всего, необходимо определить по каким предметам ребенок испытывает затруднения. И именно с этих предметов надо начинать выполнение домашнего задания. При всем этом, конечно же, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: некоторые ученики проявляют активность в начале, а в ходе работы эта активность снижается, другие же, наоборот, набирают темп постепенно. Тем, кто активен вначале, необходимо начинать со сложных заданий, постепенно переходя к простым, во втором случае, наоборот, от простого к сложному.

Список литература:

1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М. - 1987. - 69 с.

2. Воликова Т. В. Учитель и семья. - М. -1980. - 44 с.

3. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: «Педагогика», 1988. - 242 с.

4. Шорина М. В. Беседа с родителями. Начальная школа. - 2011, № 6. - 12 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: [email protected]

Problems of selection and structuring content of spiritual and moral education

Abstract: in this article the problem of structuring the content of spiritual and moral education is considered, need of integrative approach for its construction locates, the principles of an obor of the content of education in this direction, possible options of its structuring are offered.

Keywords: content of spiritual and moral education, principles of selection of the content of education, integrative approach to structuring the content of education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного

университета им. Н. И. Лобачевского, E-mail: [email protected]

Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема структурирования содержания духовно-нравственного воспитания, обосновывается необходимость интегративного подхода в его построении, предлагаются принципы обора содержания воспитания по данному направлению, возможные варианты его структурирования.

Ключевые слова: содержание духовно-нравственного воспитания, принципы отбора содержания воспитания, интегративный подход к структурированию содержания воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.