ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ: Ю.БАЛАСАГУНИ О РАННЕМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
ГАЗИЗОВА Ф.С.
Содержание современного профессионального образования трудно представить без национально-регионального компонента, что также относится и к педагогическому образованию. В связи с этим возникает интерес к истории развития педагогической мысли в разные эпохи становления государственности. Страницы художественной литературы древних тюрков позволяют нам узнать о традициях воспитания и обучения детей того времени.
Одним из самых ярких представителей тюркского мира является Ю.Баласагуни, поэт который написал крупнейшую энциклопедическую поэму «Кутадгу билиг» («Благодатные знания»). Благодаря этой поэме мы можем представить тюркскую педагогическую мысль XI века.
В размышлениях о воспитании в семье Ю.Баласагуни опирается на народную мудрость и приводит пословицу для подтверждения своих мыслей. В народе пословица древняя есть: «Дар сыну - отцовское имя и честь!» Сын, имя и честь получая в награду, В наследстве стократ обретает отраду, -
пишет он для уточнения своих представлений об отношении членов семьи, отца и сына в частности. Пословица несет двойную воспитательную нагрузку. Во-первых, отец должен быть примером для своих детей, обязан гордо нести честь и достоинство своего рода; во-вторых, он в свою очередь передает все эти требования детям так же, как воспринял их от родителей. Отец является средним звеном, передающим все славное и хорошее в роду от старшего поколения (дедушек и бабушек) к молодому поколению (внукам). Сыновья, получая родовое имя и фамилию, тоже должны гордо носить их и стараться быть достойными своего рода. Имя, имеющее в приведенной выше пословице широкое значение и носящее большую смысловую нагрузку, передается независимо от желания обеих сторон и во многих случаях решает будущее и судьбу ребенка, в конечном итоге и всего рода. Именно поэтому люди дорожат своим именем, а дети - именем родителей, полученным в наследство от них, поэтому сын «в наследстве стократ обретает отраду».
Конкретное воплощение эти мысли Ю.Баласагуни находят в сцене прощанья элика Айтолды с сыном Огдюльмишем.
«О сын мой, - сказал он, - уйду я сейчас, Тебе - мое
место и все, что припас. Ты светом очей моих был
для меня, Уйду я - живи, честь и славу храня», -
настаивает Айтолды перед смертью, прощаясь с сыном.
Ю.Баласагуни особое внимание обращает на роль женщины в семье. Она у него
является умной, доброй, преданной мужу. «Правдивая - значит красива жена, / Жена
добродетельным нравом красна», - пишет он об этом. Такое уважительное отношение к женщине прослеживается и у последующих мыслителей средневековья. По утверждению востоковедов, традиция преклонения перед женщиной и матерью идет еще с языческих времен и перешла к исламизированным тюркам в средние века, а ограничение роли женщины в обществе лишь результат эволюции сравнительно последнего времени.
Ю.Баласагуни затрагивает и другие вопросы, связанные с женской проблемой. Это, например, проблемы отношений между мужчиной и женщиной, семьи, любви и т.п. Непростой вопрос - как выбирать себе жену - он решает в свойственном ему духе, ценя в
человеке прежде всего разум и отдавая ему предпочтение перед остальными внешними
свойствами - богатством, красотой и знатностью:
О жаждущий с умной сойтись, не иначе,
Как ты обретешь все четыре удачи!
Нашел себе умную - тут же спеши,
Бери ее в жены, муж доброй души.
Да будет сойтись тебе с умной дано:
Четыре в ней свойства, и все - как одно!
Проникновенное лирическое чувство и мудрость маститого старца гармонично соединяются у Ю.Баласагуни при обращении к вечной теме любви: Влюбленность влюбленных - их лик выдает, А речь поведут - их язык выдает! Захочешь узнать, кто влюблен и кто - нет, Взгляни лишь - их взор в тот же миг выдает!
По мнению поэта, любовь должна быть ответственной. Эта ответственность касается и воспитания детей. Очень емко и в блестящей поэтической форме излагает Ю.Баласагуни принципы древней восточной педагогики и воспитания подрастающего поколения. Эти принципы могут служить надежным ориентиром при воспитании детей и в настоящее время. Верность мыслей поэта проверена веками:
Родятся в семье луноликие чада -Их дома, не где-нибудь взращивать надо.
Смотри, чтоб без дела твой сын не сидел, -Бесцельна вся жизнь у сидящих без дел.
И ежели к детям был строг человек,
Его осмеять не посмеют вовек.
Таким образом, в труде, требовательности и строгости в отношениях видит
средневековый мыслитель основное средство воспитания.
Опираясь на учение своего великого современника Абу Али Ибн Сины, Ю.Баласагуни рассказывает также о том, как человеку уберечь и упрочить свое здоровье - душевное и физическое:
Душа человека - стеклянный сосуд: Смотри, не разбей, будь в деяньях не крут. А душу надломишь - она уж худа: И дружба и радость уйдут навсегда.
Подобные наставления (в поэме их немало) хранитель столь необъятных знаний подкрепляет и практическими советами о методах лечения разных болезней.
Мысли о семейном воспитании поэта Ю.Баласагуни отражены в диалогах героев
поэмы. «Отец твой и мать разве не дали сыну / Понятья, что ты не чета властелину?» -ставит
вопрос элик Кюнтогды, когда объясняется с Айтолды по поводу его недостойного
поведения. Тем самым поэт-мыслитель подчеркивает, что азы этикета воспитываются родителями в семье.
Первыми воспитателями и учителями ребенка являются мать с отцом. Они воспитывают детей в первую очередь своей любовью и лаской. Об этом говорит поэт, характеризуя Айтолды устами элика.
«Добрее, чем мать и отец, ты дитя / Баюкаешь, сладкой улыбкой блестя», - отмечает Ю.Баласагуни, подчеркивая значение матери и отца для ребенка, пишет о необходимости доброго, гуманного отношения к детям в семье.
Ю.Баласагуни размышляет о воспитании ребенка с малых лет. По его мнению, доброе начало в человека входит вместе с материнским молоком и не покидает его до конца жизни. Это дар природы и само по себе не покидает человека, а гибнет только вместе с телом. Для подтверждения верности своих мыслей поэт приводит тюркское присловье:
Кто доброе в детстве всосал с молоком, До смерти он только к добру и влеком. И нрав, что дарован природою нам, Не сломленный смертью, не сломится сам. Во чреве назначен нам образ, внемли, И гибнет он только во чреве земли!
Так подчеркивает поэт-мыслитель об ответственности родителей в воспитании детей с малых лет. Положительные качества, доброта, приобретенные в раннем детстве, не покидают его в течение всей жизни и отражаются в последствии в отношении детей к своим родителям. «Что посеял, то пожнешь», - гласит об этом народная мудрость.
Ю.Баласагуни высоко оценивает детей. «Свет ока людского - один: это - дети», -пишет он об этом. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, и этим заботам нет конца и края. Такую заботу поэт сравнивает с «морем без дна». Она, по мнению поэта-мыслителя, не должна выходить за определенные рамки. Несоблюдение границ ведет к плохим последствиям. Словами поэта: «Но дума о детях - что море без дна: / Заботой румянец сведешь добледна!»
Так, в нескольких строках и образно передает поэт представления своей эпохи о воспитании детей. Они актуальны и по настоящее время, ибо, как учат физиология, психология, педагогика и ряд других наук, чрезмерная забота мешает быть ребенку самостоятельным, приводит к беспомощности и другим негативным последствиям, вплоть до того, что ребенок позже не найдет своего места в жизни.
Особое место в воспитании детей Ю.Баласагуни отводит отцу. Мужчина, имея жену и детей, не знает покоя, в то же время несет большую ответственность за все, что творится в семье, особенно за воспитание детей.
«Кто был и женой и детьми наделен,
Имел ли хоть раз он покой или сон?
Отец за детей перед всеми в ответе,
И кличут отца не по имени дети!» -
говорит поэт, подчеркивая роль и ответственность мужчин в семейном воспитании детей. Айтолды всю жизнь занимался воспитанием своего ребенка, он думает только о нем и перед смертью.
«Лишь ты - моя дума пред смертным концом:
Ты мал, а уже расстаешься с отцом.
Как жить будешь ты без меня, одинок? -Иных я, поверь, и не знаю тревог», -
с такими словами обращается он к сыну. Айтолды уверен, что сын его Огдюльмиш
пойдет по указанному им пути и не заблудится. «Сын, ведавший благо отцовских забот, в
согласии с узнанным жизнь поведет», - размышляет он об этом. Тем самым поэт-педагог подчеркивает, что воспитание не может не оставить следа в ребенке, особенно если это сделано с умом и на должном уровне.
Должным уровнем, как уже было отмечено, поэт считает строгость в воспитании ребенка, и строгость, которая, конечно же, приносит свои плоды - великую радость родителям.
«Он добрым взрастет, если строгость была, И радость родителей будет светла... И чтобы твой сын был умен и смышлен,
Будь строгим, - таков уж предписан закон», -неустанно
повторяет Ю.Баласагуни.
А что, если родители не смогли быть строгими в отношении к своим детям? И на сей счет у поэта готовы примеры для убеждения читателя. Он снова приводит изречение мудреца:
Детей баловал - вред себе же нанес: Весь век горевал - настрадался до слез. Распустит отец с малых лет своих чад -Ты их не вини, - сам отец виноват! И если негожи поступки детей, Отец их -
виновник недобрых затей. А если отец в воспитании тверд, То он за детей подрастающих горд. И ежели к детям был строг человек, Его осмеять не посмеют вовек. Преподаны детям все блага наук -Душа их чиста и не дает мук!
Так, любящий детей, в то же время и строгий в воспитании, Ю.Баласагуни в невоспитанности ребенка винит не самого ребенка, а его родителей.
Старания в воспитании не уходят как вода в песок. Воспитание дает свои результаты. Хорошего сына воспитал и Айтолды. Безмерна любовь Огдюльмиша к своему отцу. Он готов на все, чтобы спасти отца. В поисках спасения от смерти, которая грозит отцу, Огдюльмиш просит его же, чтобы он использовал все свои возможности, ум и знания ради победы над смертью.
«И, если иного не сыщется средства,
Возьми всю казну, что даешь мне в наследство.
И пусть из нее даже все будет взято,
Лишь ты был бы жив, - скопим новое злато!» -
умоляет Огдюльмиш отца и, несмотря на свою молодость, приводит убедительный пример из народной мудрости:
Корми и пои, людям радости множь, Добро проживай - и с добром проживешь! Пока ты здоров - и казна не убудет:
На воле у птицы зерна не убудет. Пока ты живой - все желанья с тобой, Цела голова - сладишь с целью любой!
Этот пример из народных изречений еще раз подтверждает важность физического здоровья по сравнению с земными богатствами.
Таким образом, Ю.Баласагуни большое внимание обращает на воспитание детей в семье, дает конкретные советы, как воспитывать сына. Средневековый поэт-мыслитель основное средство воспитания видит в труде, требовательности и строгости.