УДК 37.017.924
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ДРЕВНЕТЮРКСКОМ ОБЩЕСТВЕ
DEVELOPMENT OF CONCEPTS OF SOCIAL JUSTICE IN THE ANCIENT TURKIC SOCIETY
Г. Р. Маликов G. R. Malikov
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны
Аннотация. В статье представлен анализ поэмы «Кут адгу билик» («Благодатное знание») тюркского средневекового просветителя Юсуфа Баласагуни (XI в.), раскрываются представления древних тюрков о социальной справедливости, связанные с гуманистической утопической мыслью.
Abstract. The analysis of the poem «Kut adgu Bilik» («Blessed Knowledge») by the medieval Turkic educator Yusuf Balasaguni (XI cent.) is given in the article. The notions of social justice among the ancient Turks connected with the humanist utopian thought are revealed.
Ключевые слова: социальная справедливость, личность, общество, тюрки, средневековье, просветительство.
Keywords: social justice, identity, society, Turks, Middle Ages, Enlightenment.
Актуальность исследуемой проблемы. Справедливость - это гарант законности, всеобщего блага и счастья как граждан, так и самого правителя государства. По представлениям древних тюрков, справедливость и честность приведут человека к свершению многих дел, помогут добиться поставленной цели, что актуально и в наше время.
Материал и методика исследований. Теоретической основой исследования послужила поэма Юсуфа Баласагуни «Кут адгу билик» («Благодатное знание») (XI в.). В ходе работы применены аналитический, сравнительно-сопоставительный методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Основу средневековой гуманистической утопической мысли составляет справедливость, о которой говорили еще античные философы Сократ, Платон, Аристотель и др. Средневековые просветители мечтали о справедливом политическом строе, социальном равенстве людей и верили в правителя, способного обеспечить благоденствие и счастье всех граждан государства. Тюркский мир имел свои представления о справедливости. Они нашли отражение в поэме просветителя, древнетюркского поэта, ученого, мыслителя Юсуфа Баласагуни «Кут адгу билик» («Благодатное знание»), являющейся этико-дидактическим, политическим трактатом, в
котором в художественной форме автор высказывает свои взгляды по вопросам политики, государственного управления и военной организации страны.
В произведении поэт разъясняет, что собой представляет жизнь: она очень изменчива, непостоянна, дразнящая. По его представлениям, жизнь как бы играет с человеком; дает приблизиться и в то же время отодвигает; что-то, вроде, и дает, в то же время и отбирает; сама остается вечной, а людей старит неумолимо.
Ю. Баласагуни считает, что в понимании смысла жизни может помочь наука:
«Наука обучит - твой разум прозрит,
Как создан сей мир, что за смысл в нем сокрыт».
По представлениям поэта, вся жизнь человека и общества связана со счастьем, которое вдохновляет, приносит радость, обогащает духовно и материально.
Основу счастья, по средневековым представлениям, составляют благие дела, стыдливость и правдивость. Эти качества обеспечат правящему успех в деятельности, а, заключает поэт, «кто ладен в делах, того любит народ, правдивому мужу и честь и почет». Получается, что людские благодеяния направлены на служение народу. Устами Огдюльмиша поэт рассуждает и о пороках, противостоящих трем благодеяниям: это бессовестность, привычка обманывать (ложь), корыстная жадность (скупость). Они свойственны трем видам глупцов. В поэме дается полная характеристика как добродетелям, так и трем порокам.
Ю. Баласагуни очень мудро и поэтически красиво передает переход счастья как личностного качества в счастье общества. Счастье в лице героя поэмы Айтолды передается всем, кто с ним как-то соприкасается. Таким образом, счастье как палка имеет два конца: один означает дружбу со счастьем, что возносит человека, другой - вражду со счастьем, что ведет к гибели.
Зрящий вдаль Ю. Баласагуни в счастье видит обновляющее начало. Это намек на то, что взамен несправедливому обществу, в котором проживает поэт, придет новое, справедливое. Но в то время лишь строились мечты о справедливом обществе, передовые умы своего времени только начинали об этом говорить, и то лишь в письменном виде, чтобы «не летели головы с плеч».
Поэт описывает качества, которыми должен обладать человек, чтобы стать счастливым. Это целый список требований, которым должен соответствовать человек, готовящийся стать счастливым. Их трудно соблюдать, но они достаточны для полного счастья. Среди этих требований выделяется и праведность, следствием которой является счастье. Таким образом, счастье, необходимое любому человеку, обеспечивается «праведным путем», т. е. справедливостью, которой этот человек придерживается. Это единственный «путь» и возможность удержать свое счастье. Личное счастье поэт переносит на счастье общества, личную справедливость возводит до уровня справедливого общества.
Таким образом, в основе представлений о справедливости Ю. Баласагуни лежит социальный смысл. Социальная справедливость направлена на улучшение жизни народа.
Представление о социальной справедливости Ю. Баласагуни заключается в том, что правитель вместе с простыми людьми думает как и они, видит то, что видят они. Шаг за шагом поэт-просветитель ведет к главной идее своего произведения, вершине своих гуманистических мыслей о том, что:
«При мудром владыке страна расцвела, Все жили в довольстве, не ведая зла.
И стал весь народ столь богатым при нем, Что волк и овца пили воду вдвоем».
По мнению поэта, правитель все силы должен отдавать, чтобы стать почитаемым народом. Для этого следует мудро править государством, что заключается в выполнении целого ряда полезных для государства дел. Конечной целью справедливого правления является целостность государства, его богатства, чтобы все было «спокойно и ладно». Ю. Баласагуни не жалеет эпитетов, чтобы перечислить пользу народу при справедливом правлении государством. При праведном правлении бека «ухожен народ», «и жизнь его добрым укладом идет», «за добрым последует даже злодей», «при власти добра злое гибнет везде» и т. д. Средневековый мыслитель в доброте правителя видит силу и возможность искоренения плохого, недоброго, несправедливого и незаконного. Для этого сам правитель должен обладать многими положительными личностными качествами.
Мысль о том, что талантливым и способным людям дается возможность отличиться от других, была отражена еще в Коране. Поэт развивает эти мысли и считает одной из основ социальной справедливости.
В поэме правитель Кюнтогды благодаря своей справедливости стал любимым народом правителем, без которого не могли обходиться не только простой народ, но и его враги; в его лице люди искали государственную защиту, надеялись на положительное реше -ние проблем.
Подразумевая под «добрым» справедливость, а под «дурным» - несправедливость, поэт устами правителя Кюнтогды дает сравнительную характеристику этим двум понятиям и раскрывает результаты, к которым могут привести справедливые и несправедливые действия. Следует заметить, что справедливое начало побуждает к справедливым делам, и это оценивается как великое свершение, которое не имеет цены и выше всяких похвал; а несправедливые деяния гнусны, как дешевая вещь, лежащая без спроса. Справедливость и несправедливость ведут в разных направлениях: одно - вверх, другое - в бездну. Таким образом, справедливость и несправедливость, проявляющиеся в характере человека, определяют его же судьбу.
Правдивость, честность и человечность властелина делают жизнь народа удивительно хорошей. Именно поэтому к молодому везиру Огдюльмишу тянется народ, который хочет с ним подружиться и служить ему. О деятельности везира Огдюльмиша на го -сударственном посту Ю. Баласагуни пишет с вдохновением, повторяя свою мысль о справедливом управлении и его результатах. Таким образом, суть справедливого управления страной заключается в укреплении основ государства, улучшении жизни народа и борьбе против врагов.
Подход к социальной справедливости у Ю. Баласагуни двойственный: с одной стороны, справедливость приносит пользу населению и делает его счастливым, с другой -польза самому властелину в увековечении имени, что и делает его счастливым, а деятельность, основанная на справедливости, приносит удовольствие правителю:
«Властитель, блюди свой народ справедливо, При праведной власти вся жизнь его - диво! Правдиво и честно верши все дела, Чтоб всюду с тобой человечность была!».
Следует заметить, что справедливость не может исходить лишь от одного отдель -но взятого человека, она предполагает коллективное начало в ее реализации. Ю. Баласагуни пишет о необходимости привлечения к управлению государством помощников, т. е. правитель не является единственным гарантом справедливости, помощники также должны обладать свойством справедливости. Эти мысли поэт передает через уста опытных аксакалов-мудрецов.
Принцип коллегиальности в управлении любым делом, тем более государственным, способствует соблюдению законности и справедливости, при котором люди могут контролировать друг друга, указывать на ошибки и исправлять их. Коллектив, по-современному команда, делает правителя устойчивым в соблюдении прав и свобод личности, в достижении намеченных целей и задач, внушает уверенность, развеивает сомнения, тогда как одинокое правление тревожит и может привести к бедствиям государственного масштаба.
Так как справедливости много не бывает, Ю. Баласагуни пишет, что государство правителя Кюнтогды являлось образцом справедливости для соседних государств. Социальная справедливость здесь заключается в том, что любой человек, обладающий названными эликом Кюнтогды качествами, может быть привлечен к государственной службе при дворе.
Представления о социальной справедливости в тюркском обществе отражаются во взаимоотношениях правителя и подчиненных. Приближение к правителю обеспечивает человеку счастье, так как сам правитель символизирует благо, ибо им становится лишь тот, кто сам достоин управлять государством. Социальная справедливость, по представлениям Ю. Баласагуни, реализуется тогда, когда подчиненные преданно служат своему повелителю. По законам социальной справедливости люди становятся великими и превращаются в повелителей в своей области благодаря хорошей службе и знанию своего дела, а небрежная служба не способствует достижению цели. Поэт приводит в доказательство слова мудреца:
«Негожий, к служению гожий, пригож, И вовсе дурной при усердье хорош. Служить без оплошности должен слуга, К желанному будет дорога легка!».
К социальной справедливости следует отнести и карьерный рост выходца из простого народа везира Айтолды. Свою силу и энергию молодости он решил посвятить служению элику Кюнтогды. Здесь к благородным качествам мужчины добавляется еще одно - кротость. Наличие данного качества у истинного мусульманина не только приветствуется исламом, но и считается одним из основных. Кротость подавляет гнев, учит терпению, ибо все делается во исполнение воли Всевышнего.
Представления о социальной справедливости в древнетюркском обществе связаны с Творцом, личностное совершенство которого способствует воздаянию не только отдельным людям, но и всем в целом. Все граждане занимают равное стартовое положение в социуме, но разнятся согласно своим личностным характеристикам, которые очень разнообразны и индивидуальны у каждого. Равное отношение Создателя ко всем своим рабам и является высшей социальной справедливостью. По представлениям Ю. Баласагуни, к социальной справедливости относится смерть людей. Смерть делает всех равными, она никого не жалеет, относится ко всем одинаково, надевает на всех два полотнища. Чтобы смерть была «красивой», об этом нужно думать заранее и не совершать противоправные деяния.
Чтобы достойно встретить свою смерть, человек должен к этому готовиться задолго, для чего должен себя беречь от пороков и совершать лишь справедливые и добрые деяния.
В отличие от политической (объективной) справедливости в социальных институтах воспитания выделяется также семейная справедливость, которая относится к субъективной. Ю. Баласагуни огромное значение придает воспитанию ребенка в семье и в обществе. В наставлениях поэта отражается цельная тюркская средневековая педагогическая мысль по воспитанию подрастающего поколения. Суть правильного и справедливого воспитания заключается в следующем: с ребенком нужно быть постоянно, «чтоб ему пропадать не пришлось бы»; помочь ему в выборе перед дурным или добрым укладом; следует направить «его верной стезею» и жаловать; пригреть и обучить «его доблести строгой», чтобы обученный он стал людям подмогой; следует воспитать благонравным и честным, чтобы с пользой мог служить и добыть свое; следует быть строгим, суровым, но не неволить его властью, «суровый надзор приведет его к счастью» и т. д.
В диалоге со своим сыном Огдюльмишем везир Айтолды наставляет его быть смелым и правдивым; служить своему правителю верно и честно, что и явится молитвой и памятью об усопшем отце; трудиться без лени; не забрасывать начатое дело; в словах и делах быть честным и смелым; пораньше вставать и попозже ложиться, ибо «встающему рано - все блага» даются. Наставления Ю. Баласагуни могли бы служить руководством в воспитании и в наше время, ибо они актуальны и сегодня:
Пред волею бога в смиренье пади, Элику служи с жарким пылом в груди. С дурными не знайся и чужд им пребудь, Твори лишь добро - будет ладным твой путь. Держи свое слово, здоровье упрочь, Блюди себя - сможешь ты все превозмочь!».
Огдюльмиш свято выполняет завещание отца - дарит его богатство беднякам и нуждающимся гражданам. Прочитав завещание своего везира, правитель Кюнтогды тоже начал укреплять свою власть, а власть, как известно, крепнет справедливыми деяниями. Это и есть основная мысль средневековых гуманистов-утопистов. Сильная власть, основанная на законе, справедливое правление приводят к свершению социальной справедливости - народ становится богаче и живет в благоденствии, в обществе правит закон и везде равноправие.
Резюме. Социальная справедливость по представлениям древних тюрков заключается в том, что человечный и добрый правитель, наделенный разумом и знанием, правит на основе закона, защищает свой народ от внешних врагов, гарантирует сохранность жизни и здоровья, обеспечивает всем необходимым, в результате чего в стране царит благоденствие, везде и во всем равноправие, все счастливы и не знают забот, за что все благо -дарны правителю и чествуют его. При этом не исключается возможность организации благоденствия во всем мире, если им будет править умный, знающий, справедливый правитель.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баласагунский, Ю. Благодатное знание / Ю. Баласагунский. - М. : Наука, 1983. - 558 с.