Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 1416 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 1416 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / САМБО / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОМАТОТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцук Екатерина Валерьевна

Введение. Результаты сравнительного и корреляционного анализа скоростно-силовой подготовленности самбистов различного соматотипа показали, что каждый самбист уникален. Планирование и организация тренировочного процесса необходимо строить с учетом морфологических особенностей соматотипа. Морфологические особенности самбистов различных соматотипов влияют на предрасположенность к анатомическому проявлению скоростно-силовых способностей. Таким образом, особенности телосложения предопределяют приоритеты направленности тренировочного процесса. Цель исследования. Разработать педагогическую модель развития скоростносиловых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительный и корреляционный анализ скоростно-силовой подготовленности самбистов различного соматотипа. Результаты исследования и их обсуждения. Нами разработана структура педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов которая представляет собой систему из 4 блоков: 1) целевой; 2) процессуальный; 3) содержательный; 4) оценочный. Выводы. Совокупность представленных блоков окажет положительное влияние на рост скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления самбистов 14-16 лет в сочетании с формированием однородных групп, индивидуально подобранными тренировочными средствами и дозированием в соответствии с особенностями телосложения спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яцук Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SAMBO WRESTLERS AGED 14-16 OF VARIOUS SOMATOTYPES

Introduction. The results of comparative and correlation analysis of speed and strength training of sambo wrestlers of different somatotypes showed that each sambo wrestler is unique. Planning and organization of the training process should be built taking into account the morphological features of the somato-type. Morphological features of sambo wrestlers of various somatotypes affect the predisposition to anatomical manifestation of speed-strength abilities. Thus, the features of the physique determine the priorities of the orientation of the training process. Purpose of research. To develop a pedagogical model for the development of speed-strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of various somatotypes in sambo wrestlers aged 14-16 years. Methodology and organization of the study. To achieve this goal, the analysis and generalization of scientific and methodological literature on the research problem, comparative and correlation analysis of speed and strength training of sambo wrestlers of various somatotypes were used. Results of the study and their discussion. We have developed the structure of a pedagogical model for the development of speed-strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of various somatotypes in sambo wrestlers aged 14-16 years, which is a system of 4 blocks: 1) targeted; 2) procedural; 3) substantive; 4) evaluative. Conclusions. The totality of the presented blocks will have a positive impact on the growth of speed and strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of sambo wrestlers aged 14-16 years in combination with the formation of homogeneous groups, individually selected training equipment and dosing in accordance with the physique of athletes.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 1416 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ»

2. Baevsky, R.M. and Berseneva, E.P. (1997), Assessment of the adaptation of the body's capabilities and the risk of developing diseases, Medicine, Moscow.

3. Zhelezniak, Iu.D. and Petrov, P.K. (2013), Fundamentals of scientific-methodological activity in physical culture and sport, textbook, Academia, Moscow.

4. Kabachkova, A.V. (2015), "Improving physical training for women aged 55-68", Bulletin of Tomsk State University, No. 391, pp. 195-201.

5. Naumenko, Yu.V and Orlan, A.S (2012), "Recreational possibilities of using Scandinavian walking in the system of health-improving classes with women", Physical education and sports training, No. 2 (12), pp. 50-52.

6. Yakimova, L.A. (2017), Theory and methodology of physical culture and sports: educational and methodical manual, Krasnodar.

7. Yakimova, L.A. Emtyl, T.H, Peshkov, N.N., Makhinova, M.W. and Prokopchuk, Y.A. (2019), "Use of fitness technologies in the educational process of universities for the formation of positive motivation of students to physical activity", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 4, pp. 27-33.

Контактная информация: Lusia.ya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2022

УДК 796.015.47

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ

Екатерина Валерьевна Яцук, аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

Аннотация

Введение. Результаты сравнительного и корреляционного анализа скоростно-силовой подготовленности самбистов различного соматотипа показали, что каждый самбист уникален. Планирование и организация тренировочного процесса необходимо строить с учетом морфологических особенностей соматотипа. Морфологические особенности самбистов различных соматотипов влияют на предрасположенность к анатомическому проявлению скоростно-силовых способностей. Таким образом, особенности телосложения предопределяют приоритеты направленности тренировочного процесса. Цель исследования. Разработать педагогическую модель развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительный и корреляционный анализ скоростно-силовой подготовленности самбистов различного со-матотипа. Результаты исследования и их обсуждения. Нами разработана структура педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов которая представляет собой систему из 4 блоков: 1) целевой; 2) процессуальный; 3) содержательный; 4) оценочный. Выводы. Совокупность представленных блоков окажет положительное влияние на рост скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления самбистов 14-16 лет в сочетании с формированием однородных групп, индивидуально подобранными тренировочными средствами и дозированием в соответствии с особенностями телосложения спортсменов.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, самбо, соревновательная деятельность, соматотип.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p524-528

PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SAMBO WRESTLERS AGED 14-16 OF VARIOUS SOMATOTYPES

Ekaterina Valeryevna Yatsuk, the post-graduate student, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Abstract

Introduction. The results of comparative and correlation analysis of speed and strength training of sambo wrestlers of different somatotypes showed that each sambo wrestler is unique. Planning and organization of the training process should be built taking into account the morphological features of the somato-type. Morphological features of sambo wrestlers of various somatotypes affect the predisposition to anatomical manifestation of speed-strength abilities. Thus, the features of the physique determine the priorities of the orientation of the training process. Purpose of research. To develop a pedagogical model for the development of speed-strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of various so-matotypes in sambo wrestlers aged 14-16 years. Methodology and organization of the study. To achieve this goal, the analysis and generalization of scientific and methodological literature on the research problem, comparative and correlation analysis of speed and strength training of sambo wrestlers of various so-matotypes were used. Results of the study and their discussion. We have developed the structure of a pedagogical model for the development of speed-strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of various somatotypes in sambo wrestlers aged 14-16 years, which is a system of 4 blocks: 1) targeted; 2) procedural; 3) substantive; 4) evaluative. Conclusions. The totality of the presented blocks will have a positive impact on the growth of speed and strength abilities on the anatomical basis of the manifestation of sambo wrestlers aged 14-16 years in combination with the formation of homogeneous groups, individually selected training equipment and dosing in accordance with the physique of athletes.

Keywords: speed and strength training, sambo, competitive activity, somatotype.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты научно-теоретического анализа литературных источников свидетельствуют об актуальности проблемы скоростно-силовой подготовки в борьбе самбо. Многие авторы считают, что высокие спортивные достижения самбистов невозможны без эффективной организации скоростно-силовой подготовки на этапе спортивной специализации. Тренировочный процесс в этот период спортивной подготовки приобретает четкую специфику соревновательной деятельности. Увеличивается процентное соотношение затрачиваемого тренировочного времени на специальную подготовку за счет выполнение соревновательных упражнений. Возрастает объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок [2, 3, 5].

Эффективность скоростно-силовой подготовки самбистов зависит от многих факторов. Процесс скоростно-силовой подготовки нуждается в комплексных, научно-обоснованных, инновационных подходах в ходе многолетней спортивной деятельности [2, 3, 5].

Результаты сравнительного и корреляционного анализа скоростно-силовой подготовленности самбистов различного соматотипа показали, что каждый самбист уникален. Планирование и организация тренировочного процесса необходимо строить с учетом морфологических особенностей соматотипа. Морфологические особенности самбистов различных соматотипов влияют на предрасположенность к анатомическому проявлению скоростно-силовых способностей. Таким образом, особенности телосложения предопределяют приоритеты направленности тренировочного процесса [1-5].

Этап спортивной специализации в борьбе самбо приходится на возраст 14-16 лет, и выбран не случайно, так как именно этот возраст характеризуется интенсивным развитием скоростно-силовых способностей. Темп и анатомический признак проявления ско-ростно-силовых способностей предопределен особенностями телосложения соматотипа спортсменов [1-5].

Рассмотренные особенности спортивной подготовки и предрасположенность самбистов 14-16 лет различных соматотипов к развитию физических качеств свидетельствуют о целесообразности разработки педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов.

Цель исследования - разработать педагогическую модель развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет

различных соматотипов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основанием для разработки педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов на этапе спортивной специализации, послужило:

- научно-методическая литература, направленная на повышение уровня скоростно-силовых способностей спортсменов в единоборствах, а также на влияние особенностей телосложения на предрасположенность к проявлению физических качеств;

- результаты предварительного исследования в рамках нашего диссертационного исследования;

- необходимость повышения качества спортивной подготовки самбистов с использованием современных педагогических моделей и технологий.

На рисунке представлена педагогическая модель развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов.

я о SP

К

ч

«о

и о U

Совершенствование скоростно-силовой подготовки в борьбе

£> Выявление соматотипа самбистов 14-16 лет и их морфологических особенностей

Определение ведущих приемов у самбистов различных соматотипов при проявлении скоростно-силовых способностей в условиях соревновательной деятель-

Разработка дифференцированных тренировочных заданий с учетом предрасположенности соматотипа самбистов 14-16 лет к анатомическому проявлению скоростно-силовых способностей

=>

-^-- Компонент А Компонент Б --w- Компонент С

- ' "-- Выбор методов и методических приемов позволяющих дифференцировать

=>

Организационно-педагогические условия

=>

Акцентированное развитие предрасположенности самбистов 14-16 лет к ско-ростно-силовым проявлениям по анатомическому признаку

Рисунок - Педагогическая модель развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов

Нами разработана структура педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов, которая представляет собой систему из 4 блоков: 1) целевой; 2) процессуальный; 3) содержательный; 4) оценочный. Суть движения по блокам заключается в индивидуализации тренировочного процесса и дифференцированном подборе тренировочных заданий и упражнений с целью повышения уровня развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов различных сомато-типов, при этом каждый последующий блок реализуется с опорой на решенные задачи предыдущего блока.

Многими диссертационными исследованиями доказана эффективность использования индивидуально подобранных, оптимальных тренировочных заданий, методов и методических приемов для спортсменов с различными морфологическими особенностями. Первоочередному тренировочному воздействию необходимо подвергать физические способности, которые являются доминирующими у представителя конкретного соматотипа. Таким образом, выявление предрасположенности соматотипа самбистов 14-16 лет к ско-ростно-силовым способностям по анатомическому признаку проявлению и дифференцированное воздействие на их развитие можно назвать одним из условий успешной соревновательной деятельности.

ВЫВОДЫ

Предполагается, что совокупность представленных блоков окажет положительное влияние на рост скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления самбистов 14-16 лет в сочетании с формированием однородных групп, индивидуально подобранными тренировочными средствами и дозированием в соответствии с особенностями телосложения спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

8. Арадахов Ш.Г. Интегральная подготовка борцов в зависимости от весовой категории / Ш.Г. Арадахов, М.К. Пайзулаев, Г.К. Магомедов // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2016. - С. 86-88.

9. Герасимов И.В. Специфика скоростно-силовой подготовки в единоборствах / И.В. Герасимов, Э.В. Губанов // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на- Дону, 2017. - С. 29-34.

10. Дубинецкий, В.В. Специфика скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных в пляжном самбо / В.В. Дубинецкий, В.А. Крестьянинов, В.Б. Шилакин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 7. - С. 75-79.

11. Зебзеев Вл.В. Управление подготовкой квалифицированных дзюдоистов на основе информационной базы данных / Вл.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 81-85.

12. Кошкин Е.В. К проблеме дифференцированного развития скоростно-силовых качеств юных самбистов / Е.В. Кошкин, И.В. Нюняев, А.В. Яцук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 81-85.

REFERENCES

1. Aradakhov, Sh.G., Paizulaev, M.K. and Magomedov, G.K. (2016), "Integral training of wrestlers depending on the weight category", Problems of theory and practice of physical culture and sports development at the present stage, materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Makhachkala, pp. 86-88.

2. Gerasimov, I.V. and Gubanov, E.V. (2017), "Specificity of speed and strength training in martial arts", Physical education and sport: topical issues of theory and practice, collection of scientific works ofparticipants of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, pp. 29-34.

3. Dubinetsky, V.V., Krestyaninov, V.A. and Shilakin, V.B. (2021), "Specifics of speed and strength training of highly qualified in beach sambo", News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 7, pp. 75-79.

4. Zebzeev, V.V. (2017), "Management of training of qualified judoists on the basis of an information database", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 81-85.

5. Koshkin, E.V., Nyunyaev, I.V. and Yatsuk, A.V. (2019), "To the problem of differentiated development of speed and strength qualities of young sambo wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 81-85.

Контактная информация: kat.jatzuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.