Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации'

Педагогическая модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / PEDAGOGICAL MODEL / FORMATION / READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / UNDERGRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Светлана Ивановна

В статье исследуется процесс формирования готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации. Представлено теоретическое обоснование содержания педагогической модели формирования данной готовности. Раскрыто содержание основных блоков сконструированной модели. Рассмотрена методологическая основа модели, которая содержит личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Дана характеристика педагогических условий. Подробно описан процесс проектирования индивидуальной траектории. Статья рекомендуема специалистам сферы иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS’ READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

The article deals with process of formation of physical education students’ readiness for foreign language communication. Theoretical underpinning of pedagogical model of formation of readiness is proposed. The paper describes content of the main blocks of the constructed model. It is dealt with competency-based and learner-centered approaches. The characteristic of pedagogical conditions is given. The article gives a detailed analysis of individual trajectory design process. The article is of interest for foreign language educators.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации»

УДК 378.14:796+81

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

С.И. Сафонова

Аннотация. В статье исследуется процесс формирования готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации. Представлено теоретическое обоснование содержания педагогической модели формирования данной готовности. Раскрыто содержание основных блоков сконструированной модели. Рассмотрена методологическая основа модели, которая содержит личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Дана характеристика педагогических условий. Подробно описан процесс проектирования индивидуальной траектории. Статья рекомендуема специалистам сферы иноязычного образования.

Ключевые слова: педагогическая модель, формирование, готовность к иноязычной коммуникации, студенты вуза.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION

STUDENTS' READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

S. Safonova

Abstract. The article deals with process of formation of physical education students' readiness for foreign language communication. Theoretical underpinning of pedagogical model of formation of readiness is proposed. The paper describes content of the main blocks of the constructed model. It is dealt with competency-based and learner-centered approaches. The characteristic of pedagogical conditions is given. The article gives a detailed analysis of individual trajectory design process. The article is of interest for foreign language educators.

Keywords: pedagogical model, formation, readiness for foreign language communication, undergraduate.

Цель современного высшего образования заключается в подготовке компетентного специалиста, который способен эффективно решать поставленные практико-

ориентированные задачи, готов к профессиональной деятельности в

меняющихся условиях. Значимость владения иностранным языком отражена в Федеральном государственном стандарте высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура в содержании общекультурной компетенции (ОК-5) как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия [5]. Заданный вектор определяет стратегию иноязычной подготовки студентов вуза физической культуры.

Для раскрытия объективного содержания готовности студентов к иноязычной коммуникации как важного компонента в системе подготовки бакалавра мы использовали метод педагогического моделирования, который позволяет

объединить полученные в ходе исследования эмпирические и теоретические данные, логику организации и проведения экспериментальной работы. Модель отражает специфику условий

обучения студентов вуза физической культуры, позволяет представить в единстве и взаимосвязи структурные блоки и дает наглядное представление об объекте и процессе, которые недоступны для непосредственного восприятия. В

предложенной модели представлено авторское видение повышения уровня готовности к иноязычной коммуникации. Первый блок модели отражает цель нашего исследования, которую мы формулируем следующим образом: формирование готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации. При этом следует отметить специфику вуза, которая заключается в обучении определенной группы студентов по индивидуальному графику, в малом объеме аудиторной нагрузки по иностранному языку, в разнородности групп по уровню владения иностранным языком.

Методологическое основание нашего исследования представлено компетентностным и личностно-ориентированным подходами. Компетентностный подход объясняется стандартным требованием к результатам подготовки студентов в вузе по иностранным языкам, что определяется иноязычной коммуникативной компетентностью.

Социальный заказ: конкурентоспособный выпускник вуза физической культуры с

высоким уровнем готовности к иноязычной коммуникации

+ ~~

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: повышение уровня сформированности готовности студентов вуза физической культуры к иноязычной коммуникации. Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный.

Принципы: системность, практическая направленность, взаимодействие, вариативность

I

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Структура готовности к иноязычной коммуникации: мотивационный интерактивный и рефлексивный компоненты.

Педагогические условия: а) проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, мотивирующей к иноязычной коммуникации; б) использование интерактивных методов, направленных на создание ситуации иноязычной коммуникации; в) осуществление самоконтроля при помощи шкалы оценивания готовности к иноязычной коммуникации

> г

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК Организация процесса формирования готовности к иноязычной коммуникации

Методы обучения Формыобучения Средства обучения

интерактивные коллективная, групповая, парная, индивидуальная учебная литература, справочники, словари, мультимедиа, ресурсы Internet

Этапы формирования готовности студентов к иноязычной коммуникации

Организационный Деятельностный Рефлексивный

4

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК Критерии

Лингвистический Социолингвистический Прагматический

Уровни сформированности готовности к иноязычной коммуникации с иллюстративными дескрипторами

Пороговый Продвинутый Высокий

> 1

Прогнозируемый результат: переход на более высокий уровень сформированности готовности студента к иноязычной коммуникации

Рисунок 1. - Модель формирования готовности студентов вуза физической культуры

к иноязычной коммуникации

Личностно-ориентированный подход

обеспечивает условия для самообразования студентов, что особенно важно при обучении студентов-спортсменов по индивидуальному графику. Личностно-ориентированное

образование позволяет учитывать личностные характеристики и помогает раскрыть

внутренний потенциал личности в процессе педагогического сотрудничества, что в конечном итоге обеспечивает проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, успешную коммуникацию между специалистами из разных стран.

Такая методологическая основа способствует эффективному формированию готовности студентов к иноязычной коммуникации.

Содержательный блок модели определяется структурой готовности к иноязычной коммуникации и педагогическими условиями.

Первое педагогическое условие предусматривает проектирование

индивидуальной образовательной траектории. Под индивидуальной образовательной траекторией П.В. Сысоев понимает «персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям» [4, с.125].

На основе анализа исследований Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцевой, А.В. Хуторского, О Ф. Чупровой, а также опираясь на свой практический опыт, мы выделяем следующие этапы проектирования

индивидуальной траектории:

- диагностический (диагностика исходного уровня владения иностранным языком с помощью тестов, собеседования на начальном этапе обучения);

- целеполагающий (целеполагание подразумевает изображение траектории в виде графика: уровень языковой подготовки студентов при поступлении в университет, уровень подготовки, который студент стремится достигнуть во время обучения в вузе. При этом важно обеспечить отбор средств, методов и материалов, которые будут соответствовать потребностям студентов);

- деятельностный (движение студентов по заданным индивидуальным траекториям посредством индивидуальных заданий, интерактивных методов, языковых ресурсов Интернет);

- рефлексивный (анализ и оценка результатов студентами и преподавателями по заданной шкале).

Описание второго и третьего условий будет рассмотрено далее.

Процессуальный блок модели содержит методы, формы, средства и этапы организации процесса формирования готовности к иноязычной коммуникации.

Разработка и освоение интерактивных методов обучения является одним из перспективных направлений профессиональной подготовки. Именно интерактивные методы дают студентам возможность погрузиться на

некоторое время в конкретные ситуации иноязычной коммуникации.

Применение интерактивных методов обучения способствует реализации личностно ориентированного подхода, развитию собственного восприятия студентом, его более полной самоактулизации, самосовершенствованию через взаимодействие с другими людьми на основе получения внешней оценки и, соответственно, саморазвитию.

Под средствами обучения в педагогике понимают «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития» [1, с.322]. Кроме того, к средствам относятся различные виды деятельности (общение, игра).

В процессе обучения иностранному языку мы используем такие средства как учебная литература зарубежных и отечественных издательств, справочники, словари,

мультимедиа, ресурсы Internet, метод проектов, ролевые игры, дискуссия, кейс-стади [2].

В целом, широкое использование разнообразных средств обогащает студентов новыми знаниями из различных областей деятельности человека и обязательно включает будущую профессиональную деятельность.

Контрольно-оценочный блок модели представлен критериями определения уровней сформированности готовности студентов к иноязычной коммуникации. Анализ Общеевропейских компетенций владения иностранным языком и собственный практический опыт работы в высшей школе позволили нам выделить уровни готовности студентов к иноязычной коммуникации и наполнить содержанием иллюстративные дескрипторы этих уровней (я понимаю..., я могу, и т.д.) [3, с.25].

Разработанная нами модель была апробирована в процессе иноязычной подготовки студентов вуза физической культуры. Экспериментальная часть исследования показала переход на более высокий уровень сформированности готовности к иноязычной коммуникации, активность студентов и развитие их мотивационной сферы, прагматическую направленность образовательного процесса, сочетание различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, ведущим компонентом которых является самостоятельная работа студентов.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Г.М. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ; под общ. ред. проф. К.М.

Ирисхановой. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 256 с.

4. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории / П.В. Сысоев // Язык и культура. -2013. - № 4(24). - С. 121-131.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_14/m935.pdf

Сведения об авторе:

Сафонова Светлана Ивановна (г. Челябинск, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», e-mail: svivsa@mail.ru

Data about the author:

S. Safonova (Chelyabinsk, Russia) Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages of Ural State University of Physical Education, e-mail: svivsa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.