Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ СТРЕЛЬБЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ СТРЕЛЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛЬБА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Стрижанов Алексей Вячеславович, Ильин Михаил Алексеевич

В статье приводятся данные по формированию педагогической модели обучения практической стрельбе курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также направления совершенствования огневой подготовки. Определены принципы построения педагогической модели, структурные компоненты, факторы реализации направленные на повышение качества выполнения упражнений прикладной стрельбы курсантами и слушателями, сотрудниками ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Стрижанов Алексей Вячеславович, Ильин Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OFFORMATION OF READINESS OF CADETS AND TRAINEES FOR PERFORMANCE OF EXERCISES OF APPLIED SHOOTING

The article provides data on the formation of the pedagogical model for training the practical shooting of cadets and trainees of organizations that carry out educational activities and are under the control of the Russian Interior Ministry, as well as the direction of improving fire training. The principles of building up the pedagogical model, structural components, implementation factors aimed at improving the quality of exercises of applied shooting by cadets and trainees, police officers have been defined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ СТРЕЛЬБЫ»

ВЫВОДЫ

Из анализа результативности проведенной опытно-экспериментальной работы можно утверждать, что разработанное программно-содержательное обеспечение физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы «ГТО - норма жизни» в рамках внеурочной деятельности, способствуют гармоничному и всестороннему формированию личности подростка. Стоит отметить, что все позитивные сдвиги опытно-экспериментальной работы проходили в течение одной основополагающей цели, которой являлась подготовка к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне», что определяло в наибольшей степени мотивацию подростков к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыжков, В. А. Внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» в систему физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы в рамках внеурочной деятельности // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 27-28 октября 2020 г.) : в 2 т. / под ред. Е. В. Быкова, Н. Ю. Мищенко. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - Т. 2. - С. 148-153.

REFERENCES

1. Ryzhkov, V. A. (2021). "Implementation of the 'Ready for Labor and Defense' complex in the system of physical education of middle-level school students in the framework of extracurricular activities", Actual problems of sports training, health-improving physical culture, recreation and tourism. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, Vol. 2, pp. 148-153.

Контактная информация: ryzhkov_601@mail.ru; trener.85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2021

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ

И СЛУШАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ

СТРЕЛЬБЫ

Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Алексей Вячеславович Стрижанов, старший преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Михаил Алексеевич Ильин, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической

культуры

Аннотация

В статье приводятся данные по формированию педагогической модели обучения практической стрельбе курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также направления совершенствования огневой подготовки. Определены принципы построения педагогической модели, структурные компоненты, факторы реализации направленные на повышение качества выполнения упражнений прикладной стрельбы курсантами и слушателями, сотрудниками ОВД.

Ключевые слова: курсанты и слушатели, огневая подготовка, стрельба, функциональная готовность, педагогическая модель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p278-282

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF CADETS AND TRAINEES FOR PERFORMANCE OF EXERCISES OF APPLIED SHOOTING Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vyacheslavovich Strizhanov, the senior teacher, Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation; Mikhail Alekseevich Ilyn, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture

Abstract

The article provides data on the formation of the pedagogical model for training the practical shooting of cadets and trainees of organizations that carry out educational activities and are under the control of the Russian Interior Ministry, as well as the direction of improving fire training. The principles of building up the pedagogical model, structural components, implementation factors aimed at improving the quality of exercises of applied shooting by cadets and trainees, police officers have been defined.

Keyword: cadets and trainees, fire training, shooting, functional readiness, pedagogical model.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития общества предъявляет особые требования к сотрудникам ОВД, как в уровне теоретических знаний, так и в способности применять физическую силу и оружия для обеспечения личной безопасности, а также по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, задержанию, а возможно и уничтожению преступника [1, 2, 3]. Повышение качества профессиональной деятельности сотрудников ОВД неотделимо от поиска новых средств и не использованных резервов в вопросах обучения курсантов и слушателей, образовательных организациях находящихся в ведении МВД России [1, 2, 4].

К настоящему времени в научно-методической литературе изучен ряд вопросов подготовки сотрудников и разработаны педагогические технологии по формированию двигательных умений и навыков (А.В. Пугачев, А.Н. Блеер и др.); развитию физических качеств, обеспечивающих специальную работоспособность в упражнениях прикладной стрельбы (А.А. Каримов, А.Н.Таран и др.); повышению надежности и психической готовности к применению оружия в условиях оперативно-служебной деятельности (В. А. Торопов, М.А. Сибирко, А.А. Ларин и др.). Однако, не в полном объеме затронут вопрос по разработке педагогической модели обучения стрельбе из боевого оружия с учетом наиболее значимых структурных компонентов: физической, технико-тактической и психологической подготовленности, не определены факторы реализации.

Целью настоящего исследования явилось разработка педагогической модели обучения и совершенствования техники и тактики прикладной стрельбы курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование проводилось на базе Воронежского института МВД России. Выборочная совокупность составила 187 курсантов 1-5 года обучения по программе специали-тета. Исследование функциональных показателей и психологических характеристик личности осуществлялось с помощью аппаратного комплекса «Мультипсихометр», с определением индекса сенсомоторных показателей In™, который рассчитывался исходя из суммы стеновых значений, полученных по результатам прохождения тестовых батарей аппаратного комплекса (ПСМР-1, ПЦВ-6, Баланс нервных процессов-6, пространственные способности, слежение дискретное-1, координация); индекс психологических показателей 7псп рассчитывался по сумме стеновых значений шкал психологических характеристик «Активность» (Ак), «Работоспособность» (Рб), «Спокойствие» (Сп),

«Эмоциональная устойчивость» (ЭУ), «Личностно-адаптационный потенциал» (ЛАП), «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ), «Моральная нормативность» (МН) за вычетом значения шкалы социальной желательности (СЖ). Уровень физической подготовленности определялся по результатам сдачи нормативов с вычислением индекса физической подготовленности - /фп, который определялся суммой баллов, полученных за выполнение контрольных упражнений. Уровень огневой выучки определялся по результатам анализа выполнения упражнений стрельб, предусмотренных действующим Наставлением по организации огневой подготовки в ОВД.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В целях детального изучения влияния индивидуальных психомоторных показателей на результат стрельбы рассчитана трехмерная модель корреляционной взаимосвязи изучаемых показателей (таблица 1). Данные исследуемой выборки соответствовали требованиям мультиколлинеарности и нормального распределения остатков. Аппроксимация сформированного трехмерного графика позволила выделить линейный наклонный характер, определяющийся наличием прямых связей между элементами.

Таблица 1 - Коэффициент корреляции между факторами трехмерной модели

Показатель Индекс психологических показателей Индекс психомоторных показателей Индекс физической подготовки

Индекс психологических показателей 1

Индекс психомоторных показателей 0,64 1

Индекс физической подготовленности 0,59 0,71 1

Проведенный многофакторный регрессионный анализ, выявил достоверные взаимосвязи показателей огневой выучки (скорость, точность, эффективность) с показателями физической подготовленности, психофизиологических и психологических показателей обучающихся исследуемого контингента. Влияние совокупности функциональных показателей на качественные характеристики выполнения упражнений практической стрельбы (точность, время, эффективность), выражались в наличии устойчивой прямой взаимосвязи при уровне значимости р < 0,03.

Так, показатель коэффициента множественной регрессии (Я) для показателя точности стрельбы, выражающейся в количестве пробоин в установленных зонах поражения, составил Я1=0,78; для показателя, характеризующегося общим затраченным временем на выполнение упражнения, Я2=0,81; для показателя эффективности, определяющегося отношением точности к затраченному времени, Я3=0,79. В целях более точно построения модели зависимости, а также учета доли дисперсии случайной ошибки модели рассчитан скорректированный коэффициент детерминации, который соответственно составил Я^иаге^=0,61, Я^иаге^=0,66, Я^иаге^=0,62.

Полученные данные позволяют сделать вывод о существенном влиянии показателей функциональной готовности обучающихся на эффективность овладения стрелковыми навыками на протяжении всего периода обучения. При этом в качестве структурных элементов функциональной подготовки выделены технические, тактические, двигательные и психологические компоненты, на которые следует производить сбалансированное воздействие, исходя из индивидуальных характеристик обучающегося.

Построение педагогической модели повышения функциональной готовности курсантов к выполнению упражнений прикладной стрельбы следует формировать на определении целей, задач, форм и методов занятия (рисунок 1).

Оценочные показатели отражают уровень сформированности отдельных компонентов функциональной готовности с возможностью их оперативной коррекции в ходе учебного процесса. Итоговые задания должны формироваться на основе комплексной оценке готовности к выполнению упражнений прикладной стрельбы и последующему эффективному применению оружия в реальной обстановке.

Базовый уровень функциональной готовности

Факторы реализации педагогической модели

Материально-техническое Квалификация Бюджет учебного

ооеспечение преподавателя времени

Рисунок 1 - Педагогическая модель обучения прикладной стрельбе курсантов и слушателей основанная на корреляционной взаимосвязи изучаемых компонентов

Уровень материально-технической оснащенности кафедры, квалификация профессорско-преподавательского состава, а также бюджет учебного времени, предусмотренного учебным планом для дисциплины «Огневая подготовка» - выступают в качестве факторов, определяющих эффективность реализации педагогической модели.

ВЫВОДЫ

Опираясь на полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод о необходимости существенного изменения действующих подходов в повышении качества огневой подготовки курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России. Модель построения инди-

видуального образовательного маршрута должна включать планирование и организацию как аудиторной, так и самостоятельной работы. В качестве приоритетных форм проведения аудиторных занятий следует определить тематические и интерактивные семинары, практические занятия в тире в виде тренинга. В организацию самостоятельной работы следует включать задания, направленные на проработку изученного материала, разбор тактических ситуаций применения оружия сотрудниками полиции. При этом, повышение готовности к выполнению упражнений прикладной стрельбы основывается на локальном улучшении уровня структурных компонентов: психологического, двигательного, технического, тактического.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корольков А.Н. Эргодические фрагменты структуры соревновательных результатов в прицельных видах спорта (на примере гольфа и пулевой стрельбы) / А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 81-86.

2. Сабирова И.А. Оценка адаптивных возможностей обучающегося в процессе овладения навыками стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия / И.А Сабирова, А.В. Стрижанов, М.А. Ильин // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1 (73). - С.78-80.

3. Стрижанов А.В. Оптимизация огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / А.В. Стрижанов, И.А. Сабирова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 2 (70). - С. 45-47.

4. Филимонова С.И. Выход в новое тысячелетие - метапредметный подход как альтернатива построения тренировочного процесса / С.И. Филимонова, И.А. Сабирова, О.С. Климова // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). - С. 66-68.

5. Халфина, Р.Р. Особенности сенсомоторной реакции спортсменов служебно-прикладного вида спорта / Р.Р. Халфина, М.Н. Кислицын, В.Н. Лебедев. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 5., № 2 (62). - С. 113-117.

REFERENCES

1. Korolkov, A.N., Sabirova, I.A. and Germanov, G.N. (2013), "Ergodic fragments of the structure of competitive results in sighting sports (on the example of Golf and bullet shooting)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, рр. 81-86.

2. Sabirova, I.A., Strizhanov, A.V. and Ilyin, M.A. (2020), "Assessment of adaptive capabilities of the learner in the process of mastering the skills of firing from combat hand small arms", Culture of physical and health, Vol. 73, No. 1, рр. 78-80.

3. Strizhanov, A.V. and Sabirova, I.A. (2019), "Optimization of fire training of cadets and trainees of educational organizations of the Russian Interior Ministry", Culture of physical and health, Vol. 70, No. 2, рр.45-47.

4. Filimonova, S.I., Sabirovа, I.A. and Klimovа, O.S. (2016), "Exit in the new millennium is a meta-specific approach as an alternative to the construction of the training process", Culture of physical and health, Vol. 56, No. 1, рр. 66-68.

5. Khalfina, R.R., Kislitsyn, M.N. and Lebedev, V.N. (2015), "Features of sensorimotor reaction of service-applied sport athletes", Bulletin of Kemerovo state University, Vol. 5, No. 2 (62), рp. 113-117.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2021

УДК 796.814

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОКИНЕТИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОВЫШЕНИИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЫШЦ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

САМБИСТОВ

Борис Александрович Свиридов, преподаватель, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет; Григорий Иванович Попов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.