Яковлев, Н. С. Федюк // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 1. - С. 54-55.
3. Анализ результатов педагогических технологий с применением цифровых устройств в различных формах физической подготовки / В.П. Сорокин, И.И. Михаил, А.М. Андросов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3(205). - С. 445-450.
4. Значение теоретических знаний по физической подготовке для слушателей военных академий Министерства Обороны Российской Федерации / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Н.С. Федюк, А.Г. Павлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 223-227.
5. Использование технических средств в образовательном процессе (на примере физической культуры) / М.А. Рогожников, Е.Е. Алхимченко, Ю.В. Яковлев, Н.С. Федюк // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма : Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В.А. Щеголева. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2022. - С. 32-35.
REFERENCES
1. Sorokin, V.P., Fedyuk, N. S., Kozikov, Ya. S. and Petrova P. S. (2019), "Inverted lesson" in physical training of undergraduates", Promising areas of scientific research in the field ofphysical culture and sports (theory and practice): A collection of articles of the Final scientific and practical conference for 2018, dedicated to the 65th anniversary of the establishment of the Research Center (for physical training and military-applied sports in the Armed Forces of the Russian Federation. In 2 parts, St. Petersburg, February 26-27, St. Petersburg: Military Institute of Physical Training, pp. 159-163.
2. Rogozhnikov, M. A., Baturin, A. E., Yakovlev, Yu.V. and Fedyuk N. S. (2022), "The algorithm for conducting entrance tests in physical culture in a remote format for applicants to the investigative academy", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 54-55.
3. Sorokin, V. P., Mikhail, I.I., Androsov, A.M., Timofeev, I.Yu., Fedyuk, N.S. and Belov A.V. (2022), "Analysis of the results of pedagogical technologies using digital devices in various forms of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pр. 445-449.
4. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Fedyuk, N.S. and Pavlov, A.G (2017), "The value of theoretical knowledge of physical training for students of military academies of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pр. 223-227.
5. Rogozhnikov, M. A., Alkhimchenko, E. E. Yakovlev, Yu. V. and Fedyuk, N. S. (2022), "The use of technical means in the educational process (on the example of physical culture)", Theory and methodology of physical culture, sports and tourism: Interuniversity collection of scientific and methodological works, Polytech-Press, St. Petersburg, pp. 32-35.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2023
УДК 794.1+37.04
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Павел Никитович Мартынов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются структура и содержание педагогической модели дифференцированной подготовки шахматистов с использованием индивидуальных заданий. Данная модель включает: требования к подготовленности шахматистов; цель и задачи их подготовки; разборы партий; специальные игровые упражнения; разыгрывание партий с условием. Значимое место, в рассматриваемой модели, отводится формированию умений и навыков игры у шахматистов в процессе дифференцированной подготовки, с использованием индивидуальных заданий. Данная модель также включает: систему дифференцированной подготовки шахматистов с использованием индивидуальных заданий; формы, средства и методы тренировки; закономерности, принципы дифференцированной подготовки шахматистов и их отражение в индивидуальных заданиях; основное содержание
дифференцированной подготовки шахматистов на основе разработки для них индивидуальных заданий; развитие когнитивных способностей; высокую эффективность соревновательной деятельности.
Ключевые слова: шахматисты, педагогическая модель, соревнования по шахматам, дифференцированная подготовка, использование индивидуальных заданий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p402-406
PEDAGOGICAL MODEL OF DIFFERENTIATED TRAINING OF CHESS PLAYERS
USING INDIVIDUAL TASKS
Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Edu-ardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Nikitovich Martynov, the applicant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Abstract
The article discusses the structure and content of the pedagogical model of differentiated training of chess players using individual tasks. This model includes: requirements for the preparedness of chess players; the purpose and objectives of their training; analysis of games; special game exercises; playing games with a condition. A significant place in the model under consideration is given to the formation of skills and playing skills of chess players in the process of differentiated training, using individual tasks. This model also includes: a system of differentiated training of chess players using individual tasks; forms, means and methods of training; patterns, principles of differentiated training of chess players and their reflection in individual tasks; the main content of differentiated training of chess players based on the development of individual tasks for them; development of cognitive abilities; high efficiency of competitive activity.
Keywords: chess players, pedagogical model, chess competitions, differentiated training, use of individual tasks.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе подготовки шахматистов недостаточно учитывается индивидуальность спортсменов. Для успешного решения данного вопроса необходимо совершенствование существующих методик подготовки шахматистов. [1, 3].
Таким образом, проблемная ситуация заключается в наличии противоречий в системе дифференцированной подготовки шахматистов:
- между осознанием целесообразности дифференцированной подготовки шахматистов и отсутствием модели их тренировки, с использованием индивидуальных заданий;
- между традиционными методиками в обучении и новыми подходами к ней с применением индивидуальных заданий.
Наиболее перспективным направлением модернизации существующей системы дифференцированной подготовки шахматистов является внедрение личностно-ориентиро-ванных инновационных технологий тренировки, с использованием индивидуальных заданий [2]. При применении данной модели тренировки возможна наиболее эффективная подготовка спортсменов к соревнованиям. В связи с этим, была сформулирована цель исследования - теоретически разработать и обосновать модель подготовки шахматистов с применением индивидуальных заданий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании анализа традиционных моделей подготовки шахматистов было установлено, что они не учитывают индивидуальные черты шахматистов. Это негативно сказывается на росте спортивного мастерства шахматистов. Традиционная модель, на наш взгляд, является устаревшей, не отвечающей требованиям времени.
В разработанной нами модели дифференцированной подготовки шахматистов с использованием индивидуальных заданий выделены целевой и содержательный, организационно-управленческий и результативно-оценочный компоненты (рисунок).
Рисунок - Педагогическая модель дифференцированной подготовки шахматистов с использованием индивидуальных заданий
Анализ показал, что основной новацией в тренировке шахматистов является применение технологий с использованием индивидуальных заданий. Ведущее место в содержании модели занимают индивидуальные задания, специальные упражнения, подобранные индивидуально для каждого шахматиста. Индивидуальные задания позволяют подойти к процессу тренировки шахматистов дифференцированно, с учетом типа темперамента, стиля игры, потенциала каждого спортсмена.
Таким образом, тренер может, с одной стороны - развить сильные сторон спортсмена, с другой стороны - помочь шахматисту, отстающему от основной группы. Кроме того, необходимость постоянно подбирать или разрабатывать индивидуальные задания способствует прогрессу тренера как специалиста в области шахмат.
Для правильного подбора индивидуальных заданий необходимо было их классифицировать. В литературе такой классификации найдено не было, поэтому нами была предложена собственная:
- шахматные задания;
- разборы партий;
- специальные игровые упражнения;
- разыгрывание шахматных партий со специальным условием.
К заданиям был отнесен широкий спектр вариантов упражнений:
комбинационные задачи; задачи на стратегические решения; этюды; Задачи на ретроградный анализ.
Комбинационные задачи - самый распространенный вид задач. В шахматах комбинация - это последовательность ходов, чаще всего инициируемая жертвой, которая оставляет противнику мало вариантов и приводит к ощутимому перевесу или выигрышу стороны, которая проводит комбинацию.
Задачи на стратегические решения позволяют шахматисту помимо навыков тактического мастерства овладеть арсеналом стратегических приемов игры. Для этого
используются специальные упражнения на различные типовые стратегические приемы.
Этюды следует выделять в отдельную категорию заданий ввиду их специфики. Этюдные позиции, как правило, не соотносятся с ситуациями из реальных практических партий, имеют нестандартный путь решения. Основная цель использования этюдов - стимулировать развитие шахматной фантазии.
Задачи на ретроградный анализ позволяют осуществлять движение от финальной позиции композиции к начальной. Шахматисту необходимо найти начальную позицию, имея финальную. Такие задания помогают шахматисту тренировать такую когнитивную способность, как логика.
Разборы партий позволяют шахматисту в ходе самостоятельной работы с книгой или анализом базы данных партий глубже вникнуть в тему прошедшей тренировки. Также вариантом задания может быть собственное комментирование партии шахматистом. Такое упражнение позволяет комплексно увидеть сильные и слабые стороны шахматиста, а также оценить его способность выстраивать причинно-следственные связи в шахматной игре.
К специальным игровым упражнениям следует отнести такие упражнения, которые не соотносятся с реальной практической шахматной партией, но при этом предлагаются шахматисту для разыгрывания с целью тренировки того или иного компонента шахматной игры. Примеры таких заданий описаны в научной литературе. [1]
Разыгрывание шахматных партий со специальным условием помогает шахматисту на практике отработать проблемную задачу в игре. Например, при изучении дебютной системы полезным упражнением будет сыграть несколько партий с использованием данного дебюта. Такое упражнение позволит шахматисту на практике проверить свои теоретические знания по дебютному варианту и получить необходимый для соревнований опыт.
Для достижения цели исследования нами был проведен педагогический эксперимент. Предварительный теоретический анализ и обобщение литературных источников по исследуемой проблеме показали необходимость использования индивидуальных заданий в тренировочном процессе шахматистов. Методологической основой для разработки модели подготовки шахматистов послужил личностно-ориентированный подход к организации тренировочного процесса. Основной принцип личностно-ориентированного подхода к тренировкам шахматистов - уникальность, индивидуальность личности каждого спортсмена, признание его психологических особенностей.
Таким образом, данный подход обеспечивал достижение главной цели тренировочного процесса - подготовки шахматиста высокого уровня. Модель дифференцированной подготовки шахматистов успешно прошла апробацию на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в 2021/22 учебном году. Результаты апробации модели показали высокую ее эффективность в ходе соревновательной деятельности шахматистов. Шахматисты экспериментальной группы имели достоверно значимое преимущество во всех компонентах шахматной игры над спортсменами контрольной группы.
ВЫВОД
Проведенное исследование показало, что использование индивидуальных заданий учитывает индивидуальность каждого шахматиста и увеличивает эффективность тренировки. Традиционные модели не учитывают индивидуальные особенности шахматистов, в первую очередь, стиль их игры.
В ходе педагогического эксперимента была подтверждена целесообразность применения индивидуальных заданий в процессе начальной подготовки шахматистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капабланка Х.Р., Ласкер Эм. Учебник шахмат. Полный курс. - 2-е изд. перераб. и доп./ сост. Н.М. Калиниченко - Москва : изд-во Калиниченко, 2021- 368 с.
2. Котов А.А. Тайны мышления шахматиста/ А.А. Котов - Москва : Русский Шахматный дом. 2018 - 217 с.
3. Михайлова И.В. Шахматы как вид спорта // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - № 3 - С.159-161.
REFERENCES
1. Capablanca, H.R., Lasker, Em. (2021), Chess textbook. Full course. 2nd ed. reprint. and additional, comp. N.M. Kalinichenko, Kalinichenko publishing house, Moscow..
2. Kotov, A.A. (2018), Secrets of thinking of a chess player, Russian Chess House Moscow.
3. Mikhailova I.V. (2017), "Chess as a sport", International scientific journal "Innovative science", No. 3, pp.159-161.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2023
УДК 378.147
ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Ирхина, старший преподаватель, Воронежская государственная академия
спорта, Воронеж
Аннотация
В статье раскрыт фрагмент масштабных исследований по научному обоснованию изменений в содержании основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат), проводимых в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС). Изучение потребностей региона в реализации трудовых функций специалистами в сфере физической культуры и спорта позволило выявить востребованность систематических занятий подвижной игровой деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей их развития. Цель исследования состоит в экспериментальном обосновании рабочей программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, профиль «Физкультурное образование». Методы и организация исследования. Исследование проводилось с марта 2021 по сентябрь 2022 гг на базе ВГАС. В качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-стати-стическая обработка данных, анализ, обобщение, систематизация. Результаты исследования. На основании анализа и систематизации результатов контрольных испытаний студентов разработана рабочая программы элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» для направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Целью программы является формирование у студентов компетенции УК-7 (Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности). Апробация программы в реальном учебном процессе доказала её эффективность, что проявилось в положительной оценке теоретической и практической подготовленности участников педагогического эксперимента. Сравнение результатов тестирования студентов опытной и экспериментальной групп позволило установить наличие достоверных различий в показателях практической подготовленности (р<0,01) испытуемых и отсутствие значимых различий в показателях теоретической (р>0,01). Заключение. Проведенное исследование подтвердило целесообразность внедрения учебной дисциплины «Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в содержание основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» (бакалавриат), реализуемой во ВГАС. При этом перспективным является апробация реализации её содержания в блоке дисциплин по выбору учебного плана, формат которых допускает разные виды учебных занятий.