5. Берн Э. Игры, в которые играют люди / пер. с англ. А.И. Фета. - Нючёпинг, Швеция, 2016.
- 164 с.
6. Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования / Д.В. Галкин // Гуманитарная информатика. - 2007. - Вып. 3 - С. 54-72.
REFERENCES
1. Bobkov, V. V., Ryzhkova, L.G., Kuzmin, M.A. and Strizhak, A.P. (2020), "The use of the "circular training" method in preparing students to meet the standards of the TRP Complex", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 39-42.
2. Ryzhkovа, L.G., Bobkov, V.V., Kuzmin, M.A. and Ignatenko, T.V. (2019), "Factors hindering the preparation and implementation of the standards of the VFSK TRP by university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 39-42.
3. Safronov, R.V., Bobkov, V.V., Ryzhkovа, L.G. and Lazarev, I.V. (2023), "Features of holding TRP festivals in higher educational institutions for teachers of physical education and sports departments", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 80-82.
4. Skarzhinskaya, E.N. and Novoselov, M.A. (2022), "Organizational and technical aspects of holding student games in the format of "Games of the future"", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 56-57.
5. Bern, E. (2016), Games that people play, Nykoping, Sweden.
6. Galkin, D.V. (2007), "Computer games as a phenomenon of modern culture: the experience of interdisciplinary research", Humanities Informatics, Issue 3, pp. 54-72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2023
УДК 796.011:794.1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Павел Никитович Мартынов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки шахматистов к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий. Этими условиями являются: применение индивидуальных заданий для формирования навыков эффективной игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, с учетом уровня подготовленности шахматистов; отражение основных моментов тактики и стратегии шахматной игры в индивидуальных заданиях; включение в индивидуальные задания этюдов, направленных на повышение уровня концентрации внимания у шахматистов. Значимыми условиями являются: совершенствование способности быстро принимать правильные решения в ходе игры; формирование умений играть в состояние цейтнота (дефицита времени); развитие навыков у шахматистов успешного участия в блиц-турнирах.
Ключевые слова: шахматисты, психолого-педагогические условия, соревнования по шахматам, дифференцированная подготовка, использование индивидуальных заданий.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p47-51
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE INITIAL PREPARATION OF CHESS PLAYERS FOR COMPETITIONS USING
INDIVIDUAL TASKS
Alexander Eduardovich Bolotin, doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Nikitovich
Martynov, applicant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Abstract
The article discusses the psychological and pedagogical conditions necessary for preparing chess players for competitions using individual tasks. These conditions are: the use of individual tasks to form the skills of effective play in the opening, middlegame, endgame, taking into account the level of preparedness of chess players; reflection of the main points of tactics and strategy of the chess game in individual tasks; inclusion in individual tasks of studies aimed at increasing the level of concentration of chess players. Significant conditions are: improving the ability to quickly make the right decisions during the game; formation of skills to play in a state of time pressure (lack of time); development of skills for chess players to successfully participate in blitz tournaments.
Keywords: chess players, psychological and pedagogical conditions, chess competitions, differentiated training, the use of individual tasks.
ВВЕДЕНИЕ
Шахматный спорт - это составная часть спорта, который является одновременно частью массового спорта и частью спорта высших достижений [1, 2].
Спортивная деятельность в шахматах состоит из двух основных форм: учебно-тренировочного процесса и спортивного соревнования. Под термином «соревновательная деятельность» подразумевают совокупность действий шахматистов в процессе состязаний, объединенных соревновательной целью и объективной логикой ее реализации. [1, 2].
Соревновательная деятельность в шахматах реализуется через систему турниров и соревнований. Система спортивных соревнований по шахматам построена на основе принципа от простого к сложному, т. е. от зачетных соревнований региональных, общероссийских и до международных турниров и соревнований.
Эффективность соревновательной деятельности во многом определяется качеством тренировочного процесса. Она является инструментом контроля уровня подготовки спортсмена и мотивирует его к активной деятельности, а также способствует популяризации шахмат. Поэтому очень важно знать основные психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки шахматистов к соревнованиям.
МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В структуре соревновательной деятельности в блицтурнирах по шахматам можно выделить три основных компонента:
- концентрация внимания;
- способность быстро принимать решения;
- умение играть в состояние цейтнота (дефицита времени).
Следует отметить, что в структуре соревновательной деятельности шахматистов можно выделить много компонентов, связанных с уровнем их психической и физической подготовленности. Все шахматисты должны проходить специальную тренировку для поддержания умственной работоспособности и по необходимости посещать психолога.
По мнению тренеров на соревновательную деятельность шахматистов могут влиять внешние факторы: место проведения соревнования, состояние оборудования, технических средств, для проведения соревнования, а также характер судейства. При этом должное внимание должно уделяться тренировочному процессу с использованием индивидуальных заданий. Важное место должно уделяться созданию психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки шахматистов к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий. С целью определения этих условий проводился опрос тренеров шахматистов. Результаты этого исследования представлены в таблице.
В ходе исследования были выявлены психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки шахматистов к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий. Этими условиями являются: применение индивидуальных заданий для формирования навыков эффективной игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, с учетом уровня подготовленности шахматистов; отражение основных моментов тактики и стратегии
шахматной игры в индивидуальных заданиях; включение в индивидуальные задания этюдов, направленных на повышение уровня концентрации внимания у шахматистов. Значимыми условиями являются: совершенствование способности быстро принимать правильные решения в ходе игры; формирование умений играть в состояние цейтнота (дефицита времени); развитие навыков у шахматистов успешного участия в блицтурнирах.
Таблица - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки шахматистов к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий (п=78, при W>0,72)__
Ранг. место (знач-ть) Психолого-педагогические условия Ранг. пок-ль (%)
1 Применение индивидуальных заданий для формирования навыков эффективной игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, с учетом уровня подготовленности шахматистов 28,7
2 Отражение основных моментов тактики и стратегии шахматной игры в индивидуальных заданиях 21,3
3 Включение в индивидуальные задания этюдов, направленных на повышение уровня концентрации внимания у шахматистов 15,2
4 Совершенствование способности быстро принимать правильные решения в ходе игры 14,8
5 Формирование умений играть в состояние цейтнота (дефицита времени) 11,9
6 Развитие навыков у шахматистов успешного участия в блиц-турнирах 8,1
Применение индивидуальных заданий для формирования навыков эффективной игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, с учетом уровня подготовленности шахматистов респонденты отметили в качестве главного психолого-педагогического условия, необходимого для подготовки шахматистов к соревнованиям.
Соревнования среди шахматистов групп начальной подготовки должны проводиться регулярно. Тренировка шахматистов к турнирам должна проводиться с применение индивидуальных заданий. Это помогает быстрее осваивать навыки эффективной игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. При этом, используемые шахматные доски и электронные часы должны находиться в хорошем состоянии. Все внешние факторы должны создавать комфортные условия для проведения турнира.
Большое внимание, по мнению респондентов, должно уделяться отражению основных моментов тактики и стратегии шахматной игры в индивидуальных заданиях. Во время проведения соревнований решаются, в основном, развивающие шахматистов задачи. Решение этих задач включает в себя такие обязательные для соревнований компетенции, как знание положения о соревнованиях, общих правил ФИДЕ, знания правил швейцарской системы, знания регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований, знания судейства, решения спорных ситуаций. Участие в соревнованиях способствует формированию у шахматистов компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального, компетенций ведения турнирной борьбы, взаимодействия с соперником. В рамках решения этой задачи определяются сильнейшие спортсмены.
Включение в индивидуальные задания этюдов, направленных на повышение уровня концентрации внимания у шахматистов, является важнейшим психолого-педагогическим условием, необходимым для их подготовки к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий. Установлено, что любой блицтурнир требует от спортсмена большой концентрации внимания и способности мгновенно принять верное решение. Поэтому развитию концентрации внимания у шахматистов и способности мгновенно принимать верное решение должно уделяться самое пристальное внимание в ходе подготовки к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий.
Не менее важным условием для успешной подготовки шахматистов к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий является формирование у них умений играть в состояние цейтнота (дефицита времени). Итогом любой соревновательной деятельности шахматистов является спортивное достижение, которое характеризуется
количественным показателем спортивного мастерства: количеством набранных очков в турнире. Практика показывает, что без умений играть в состояние цейтнота и дефицита времени невозможно достичь высоких результатов. Проведенный индивидуальный анализ соревновательной деятельности спортсмена позволяет тренеру определить сильные и слабые стороны начальной подготовки и наметить направления для ее дальнейшего совершенствования.
Развитие навыков у шахматистов успешного участия в блицтурнирах также является, по мнению респондентов, значимым психолого-педагогическим условием, необходимым для их подготовки к соревнованиям с использованием индивидуальных заданий. Спортсмен приобретает когнитивные навыки, связанные с оценкой позиции на шахматной доске, расчетом стратегических или тактических ходов. Участие в блицтурнирах предполагает формирование индивидуальных психологических и личностных качеств у шахматистов, воли к победе, позитивного отношения к победе соперника, развитие коммуникационных способностей.
В ходе педагогического эксперимента шахматисты группы начальной подготовки обучались в течение года по методике, включающей основные темы: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и стратегия шахматной игры с применением индивидуальных заданий. В процессе обучения были проведены соревнования (турниры) с целью оценки качества учебно-тренировочного процесса. В течение года было проведено 4 блицтурнира. В турнирах приняли участие 40 шахматистов начальной подготовки 1-2 курсов. Турниры проводились в 7 туров по швейцарской системе с контролем времени 10+5 (10 минут на партию каждому участнику плюс 5 секунд за каждый ход). Швейцарская система предполагала жеребьевку по равенству очков соперников с учетом цвета фигур. Временные затраты на турнир составляли 3,5-4 часа.
По итогам результатов 4-х турниров 10 лучших шахматистов группы начальной подготовки сыграли в блицтурнире с шахматистами - разрядниками, что позволило более объективно оценить их уровень подготовки.
ВЫВОД
Проведенное исследование показало, что соревновательная деятельность шахматистов начальной подготовки позволяет показать первые достижения в обучении игре в шахматы и мотивирует их на рост спортивного мастерства в этом виде спорта. Развивающие задачи, решаемые в ходе соревнований, формируют у шахматистов компетенции знаний, когнитивных навыков, самоуправления, ведения турнирной борьбы, взаимодействия с соперником.
В ходе педагогического эксперимента была подтверждена целесообразность применения индивидуальных заданий в процессе начальной подготовки шахматистов к соревнованиям [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Котов А.А. Тайны мышления шахматиста / А.А. Котов - Москва : Русский Шахматный дом, 2018 - 217 с.
2. Сущенко В.П. Педагогическая модель дифференцированной подготовки шахматистов с использованием индивидуальных заданий / В.П. Сущенко, А.Э. Болотин, П.Н. Мартынов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 4 (218). - С. 402-406.
REFERENCES
1. Kotov, A.A. (2018), Secrets of thinking of a chess player, Russian Chess House publishing House, Moscow.
2. Sushchenko, V.P., Bolotin, A.E. and Martynov, P.N. (2023), "Pedagogical model of differentiated training of chess players using individual tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (218), pp. 402-406.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2023
УДК 796.02
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
КУРСАНТОВ ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Алим Юрьевич Боренов, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград; Игорь Львович Гросс, доктор педагогических наук, профессор, Колледж полиции, Москва; Владимир Викторович Ан-цыперов, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград
Аннотация
В статье представлены результаты физической подготовленности слушателей высшего учебного заведения МВД России. В ходе тестирования установлено, что по большинству тестов курсанты имеют средний и низкий уровень развития физических качеств. Большинство из них имеют высокий уровень выносливости в беге на 5000 метров и низкий уровень в беге на средние дистанции, требующего высокий темп бега. При этом, примерно равное количество курсантов, продемонстрировали свои возможности в преодолении спринтерской дистанции. Установлен высокий уровень проявления силовых способностей в тесте сгибание разгибание рук в упоре лежа. нами был рассчитан доверительный интервал с заданной вероятностью, позволивший ранжировать курсантов по уровню подготовленности по всем тестам. Для оценки уровня различий в развитии физических способностей слушателей вуза были разработаны соответствующие критерии оценки качества подготовленности согласно правилу 3 сигм.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, тесты, физические способности
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p51-54
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA Alim Yuryevich Borenov, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation; Igor Lvovich Gross, doctor of pedagogical sciences, professor, College of Police, Moscow; Vladimir Viktorovich Antsyperov, doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Agrarian University
Abstract
The article presents the results of physical fitness of students of a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of testing, it was found that in most tests, cadets have an average and low level of development of physical qualities. Most of them have a high level of endurance in the 5000 meters and a low level in the middle distance, which requires a high pace of running. At the same time, an approximately equal number of cadets demonstrated their capabilities in overcoming the sprint distance. A high level of manifestation of strength abilities was established in the flexion-extension test in the lying position. we calculated a confidence interval with a given probability, which allowed us to rank cadets according to the level of preparedness for all tests. To assess the level of differences in the development of physical abilities of university students, appropriate criteria for assessing the quality of preparedness were developed according to the 3 sigma rule.
Keywords: physical training, cadets, tests, physical abilities
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации играет существенную роль. Особая значимость данного вида подготовки проявляется в системе