Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 2 (25). С. 70-79
Педагогическая миссия в созидании
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (по наследию прот. Василия Зеньковского)
Е. С. Воля
Данная исследовательская работа посвящена проблеме созидания православной культуры в аспекте педагогического служения. Понятие «педагогическая миссия», на наш взгляд, является наиболее аутентичным воспроизводству жизни в учительстве, указывает на ценностно-смысловое отношение к педагогической деятельности. Решая задачу соотнесения метода исследования и его предмета (в данном исследовании отличающегося особыми ценностными основаниями), мы применяем авторский метод нормативного анализа образовательной биографии. Материалом для исследования выбраны жизнь (биографические и автобиографические свидетельства) и творческое наследие в области теологии, педагогики, антропологии и психологии прот. Василия Зеньковского.
1
Еще слабы ростки православной культуры, еще не осознана до конца ее задача, ее пути, но уже началось строительство православной культуры, почва взрыхлена, семена брошены, — всходят и всходы...
Прот. Василий Зеньковский
Созидание православной культуры находится в актуальном развитии, имеет несомненную историческую значимость для укрепления государственности России, ценностных оснований и качества жизни человека. Большая роль в этом отводится институту просвещения.
Идея православной культуры появляется у Зеньковского в одноименном этюде, впервые опубликованном в сборнике «Православие и культура» в Берлине в 1923 г. Автор видит свою задачу в том, чтобы «выставить самую идею православной культуры» и обрисовать ее программу как оцерковление всей жизни в духе Христовой свободы.
Основная идея отца Василия заключалась в том, что cвоеобразие, внутренняя творческая сила и синтетическая задача русской культуры имеют свой источник не столько в натуральных исторических или этнографических условиях
русской жизни, сколько в том, что русская душа, питаясь Православием, мыслит и творит в свете его. По его мнению, всякая культура религиозна в своем основном смысле, хотя бы ее эмпирическое содержание и стояло вне религии.
В работе «Идея Православия» просматриваются две содержательные позиции: вопрос о возможности культуры на почве Православия и о содержании православной культуры. Зеньковский полагает, что лишь через Православие мир может вернуться к целостности и полноте, открытой нам Христом, но приобщение христианского и нехристианского мира к полноте и правде Православия должно пройти через стадию внутреннего устремления мятущейся современной души к Православию, построения всей системы культуры на началах Православия. Система же православной культуры, по его мнению, должна быть построена совокупными творческими усилиями не одного, а ряда поколений. Автор свидетельствует, о том, что Православие, от самого его начала до последних дней, было полно глубокого и внутреннего интереса к «культуре», что оно оплодотворяло культурное творчество, было носителем просвещения, неизменно и настойчиво стремилось к смягчению жизненных отношений, к одухотворению и преображению жизни. Православие не чуждо культурному творчеству, однако, по мнению Зеньковского, оно ищет не прямого, внешнего себе подчинения исторического материала, а преображения человеческой культуры изнутри. По Зеньковскому, пути построения православной культуры предполагают не внешнее внесение христианских идей в научную мысль, творчество, этические искания, в социальное и историческое действование, не внешнюю ассоциацию всего этого, а внутреннюю христианизацию духовной жизни и активности. Идея «православной науки» или «православной философии» меньше всего предполагает внешний синтез свободно создавшегося миропонимания и православного сознания, но имеет в виду органическое и внутреннее их единство. Особую роль Зеньковский отводит церковной интеллигенции, которая и должна найти основы творчества во Христе и созидать православную культуру1.
Интерес к проблеме Православия и культуры прослеживается у Зеньков-ского и в более ранних работах. Так, в работе «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» (1911) автор декларирует, что общее и индивидуальное взаимосвязаны в личности. «Соответственно этому индивидуальность развивается только при условии приобщения к общечеловеческой культуре. В то же время, общечеловеческие идеалы не должны заслонять конкретную индивидуальность. Универсализм и индивидуальность должны быть примирены, и путь к этому примирению Зеньковский видел в обращении к Христианским ценностям и идеалам. Он полагал, что понимание индивидуальности сопоставимо с эстетическими и религиозными переживаниями, имеет мистический характер, поэтому индивидуальность как целостное бытие непостижимо для рационального мышления»2. К религиозному идеалу Православия необходимому для развития русской культуры автор обращается в работе «Россия и Православие» (1916).
1 См.: Зеньковский В.В. Идея православной культуры // Православие и культура. Берлин,
1923.
2 Ермишин О. Т. Путь к идейному замыслу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковско-го) // Зеньковский В. В. Собрание сочинений: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 11.
Зеньковский включил программу развития православной культуры в идеологические положения РСХД как пересмотр «всего содержания современной культуры с точки зрения Православия». Результатом этого стало создание лиги православной культуры, председателем которой стал Н. А. Бердяев, из интерконфессионального РСХД стало строго православным (духовным руководителем движения долгие годы оставался прот. Сергий Четвериков).
«Поворот к целостной (церковной) культуре — вот руководящая идея всего религиозного движения среди русской молодежи», — отмечает Зеньковский в работе «Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции»3. Развитие православной культуры становится основным чаянием Зеньковского и реализуется в теоретических трудах, основное направление которых — философия русской культуры. Реализуя свои идеи на практике, Зеньковский создает педагогический кабинет при Православном богословском институте и осуществляет издание «Религиозно-педагогической библиотеки». Идея православной культуры, по Зеньковскому, «есть универсальный синтез, внутреннее и органическое единство между христианством и различными формами жизни»4.
2
Идеи прот. Василия Зеньковского о созидании православной культуры сегодня наиболее остро звучат в связи с проблемой воссоединения Русской Православной Церкви. Процитируем главу «Православная культура» из работы священника Сергия Соколова «История и метаистория в расколе»: «Русь Святая строила величественные монастыри и учила монашескому смирению; оптинские подвижники созидали православную культуру, и не только затворники совершали молитвенные подвиги. Писатель Гоголь, композитор Глинка, как и другие духовные чада Оптиной Пустыни, через славянскую самобытность создавали новые направления в мировой культуре. Вместе с Пушкиным и Тютчевым они стремились воссоздать русский космос. Каждый из наиболее известных русских композиторов писал музыку для православной мистерии. А каждый писатель даже не славянофильской ориентации, такой как Тургенев или Толстой, отобразил житие какого-нибудь праведника. Психологическим опытам Достоевского созвучна триада православия, самодержавия и народности не в меньшей степени, чем историософскому направлению Соловьева, Ключевского, Карамзина, Костомарова и других. В этом смысле выразительна биография Киреевского, который в своих философских опытах был интересен даже для деятелей, державшихся иных убеждений. Имение Киреевских находилось недалеко от Оптиной Пустыни, где в его время уже забил источник русской культуры, но родился он в окружении, не имеющем ничего общего с развитием его взглядов. Его родной отец, как и крестный, Лопухин, члены масонской ложи, были подчинены западному миропорядку, однако сам он сначала "ставит себе задачу содействовать сближению и взаимодействию русской и западной культуры", пи-
3 Зеньковский В. В. Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции // Путь. 1925. № 1. С. 121.
4 Ермишин О. Т. Указ. соч. С. 16.
шет Зеньковский, а затем "целиком примыкает к идее православной культуры" (Зеньковский В. В. История русской философии), чтобы "православное просвещение овладело всем умственным развитием современного мира, чтобы, обогатившись мирскою мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила свое господство над относительными истинами человеческого разума" (Киреевский И. В. Обозрение современного состояния словесности). Оптин-ские просветители отстояли полторы сотни новых книжных изданий, и за это дерзновение подвергались нападкам даже со стороны своего начальства. Они имели непосредственное влияние на создателей русской культуры в период ее цветения, окормляя и поэтов, и философов. Возможно, этот наглядный пример "столпа и утверждения истины" побуждает о. Павла Флоренского к осмыслению источника всякой культуры в культе. Российское любомудрие не ограничивается деятельностью профессиональных философов, которые, вообще говоря, были скорее озабочены богоисканием, чем реальностью мира иного. Надо отдать должное: несмотря на опустошительное варварское нашествие коммунизма, священное предание сохранилось, и вопрос лишь в том, какой ценой оплачена эта миссия?»5
Работа «История и метаистория в расколе» — последняя опубликованная при жизни отца Сергия. По его мнению, Русь Святая несла крест Государства Российского, и именно в этом свете надо рассматривать и смуту, и примирение, и раскол. И парадокс последнего примирения в Церкви Православной (о чем отец Сергий свидетельствует неприкрыто) видится ему в метаистории, в том, что русское зарубежье сохранило «на реках вавилонских» свое патриотическое русло, по которому должен идти поток примирений. Показывая роль епископа Василия (Родзянко) в примирении церквей, отец Сергий пишет, что успех был в значительной степени обеспечен тем, что владыка с лихвой испытал удары судьбы.
Последние слова батюшки воспринимаются нами как духовное завещание. «Башня апостола Ерма от семидесяти строится из людей, это живые камни Церкви; они должны быть прилажены соответствующими гранями, а круглые валяются поодаль, потому что имеют одну грань — замкнутый круг самомнений:
Возвысилась стройная башня Среди валунов у реки, Уныло валяясь на пашне, Волнений они далеки. Лишь гальку волна омывает, Снимая с луны серебро, На камень блесною бросает, Накат шелестит о ребро. Квадратные камни пригодны Краями сомкнуться в ряды, Прямы, обсечены, свободны,
5 Соколов С., свящ. История и метаистория в расколе // Трибуна русской мысли. 2010. № 11. С. 154-159.
В мирском не имеют нужды. Судьба возлагается камнем В фундамент, на стену, в карниз, На месте удержится равнем, Бесчестная скатится вниз.
Готова ли Русская Православная церковь в изгнании хвалиться своими скорбя-ми, "зная, что от скорби происходит терпение", готова ли она хранить надежду, которую никто не сможет одолеть, "потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым"? Это вопрос к тем, кто должен задуматься о расколе и о примирении, ибо есть время разбрасывать камни и время собирать камни (Еккл 3. 5)»6. Тема изгнания у отца Сергия венчается возвращением в лоно Матери-Церкви, к евхаристическому общению7.
Созидание Православной культуры для Зеньковского становится целью образования и просвещения. В связи с этим главной задачей для Зеньковского является возрастание «нового человека», для него русская молодежь — будущее России, предмет забот и чаяний. Программа созидания православной культуры адресатом имеет прежде всего молодых людей. «Даже не зная всех исканий русской интеллигенции в прошлом, они несли в Церковь все свои думы и мечты — и если это вытекало из юношеского идеализма, то все же это было сознательное и безоглядное возвращение в Церковь»8. Вкладом Зеньковского в развитие православной культуры молодежи является программное руководство («Идея православной культуры») и десятки статей и очерков, опубликованных в средствах периодической печати, которые можно рассматривать как одну из форм конституирования православной культуры.
С задачей взращивания церковной интеллигенции связаны исследования Зеньковского в сфере педагогики и психологии. Зеньковскому принадлежит создание религиозно-педагогического кабинета при Православном богословском институте и издание «Религиозно-педагогической библиотеки». Одной из главных тем в педагогике для Зеньковского видится тема свободы. Он разрабатывает педагогическую концепцию христианской свободы, которая не является, по мнению автора, лишь теоретической основой педагогики, а есть неотъемлемая часть личности. Свобода человека, соединенная с Церковью, есть творческая основа для идеи православной культуры. Принцип христианской свободы, описанный автором в ряде работ («Автономия и теономия», «Свобода и соборность»), становится духовным принципом молодежного христианского движения.
Одну из главных задач педагогической деятельности Зеньковский видел в связи целей воспитания с задачами христианского спасения и преображения че-
6 Соколов С., свящ. Указ. соч. С. 154—159.
7 К отцу Сергию я обращалась за благословением и советом. В одной из бесед по моим научным исследованиям педагогической миссии он предложил метафору «служение по призванию» (Воля Е. С. Служение по призванию: о священнике Сергии Соколове и его служении Церкви и науке // Христианство и наука. М., 2012. С. 264—273).
8 Зеньковский В. В. Зарождение РСДХ в эмиграции // Вестник РСХД. 1993. № 168. С. 13.
ловеческой души. По его мнению, детская духовная жизнь, духовная организация стоит ближе к идеалу, чем духовная жизнь взрослого9.
Зеньковский, описывая детскую психологию, показывал всю ее сложность и многослойность, но при этом он признавал наличие духовного центра человека во все периоды его жизни — метафизической личности. Индивидуальное своеобразие человека имеет источник, который нельзя объяснить эмпирическими законами. Отсюда возникает предположение, что личность имеет метафизическую глубину, понимание которой необходимо для объяснения личного духовного единства. Так, Зеньковский наглядно показывал связь между педагогикой, психологией, философией10. По мнению Зеньковского, личность не является абсолютным педагогическим принципом, а в педагогике необходимо осознавать связь воспитания с миром ценностей, в первую очередь с религией. Для понимания педагогического значения православной антропологии надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается крест человека — его духовные задачи, логика его духовных путей11. Таким образом, по мнению Зеньковского, преображение личности в Церкви и воспитание в педагогике должны быть объединены и составлять две части одного процесса. Основные задачи и принципы православной педагогики, по Зеньковскому, следующие: преодоление педагогического натурализма; признание надындивидуального уровня духовной жизни, связь человека с Богом; признание образа Божия началом личности; единосущность человека и человечества; действие первородного греха во всем человечестве; моральное воспитание — помощь детям в преодолении греха и раскрытии образа Божия; социальное воспитание — развитие в детях чувства соборности и сверхнационального единства; интеллектуальное и эстетическое воспитание, направленное на формирование целостного мировоззрения; религиозное воспитание, связанное с участием в литургической жизни Церкви12.
3
Прот. Василий Зеньковский своей жизнью и своими трудами свидетельствует о необходимости и возможности созидания православной культуры в области педагогического просвещения. Выделим основные этапы жизненного и творческого пути Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962).
Первый этап (образование, самообразование в области психологии, философии). С 1900 г. учеба на естественно-математическом факультете Киевского университета. С 1902 г. занятия психологией и философией в семинаре Г. И. Чел-панова. В 1904-1909 гг. учеба на историко-филологическом факультете Киевского университета. В 1909-1914 гг. чтение лекций на Киевских женских курсах и самообразование по психологии и психологии. В 1910 г. возглавляет Институт
9 См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг, 1924.
10 См.: Ермишин О. Т. Указ. соч.
11 См.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
12 См.: Ермишин О. Т. Указ. соч.
дошкольного воспитания. В 1911 г. публикация статьи «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике»13, идеи которой стали основополагающими для дальнейшего творчества Зеньковского. В 1914 г. участие и чтение докладов в московском Религиозно-философском обществе памяти В. Соловьева; защита магистерской диссертации «Проблема психической причинности». В 1916 г. публикация работы «Россия и Православие»14.
Второй этап (государственная служба). Работа на посту министра вероисповеданий в украинском правительстве гетмана П. П. Скоропадского15.
Третий этап (эмиграция, идея православной культуры, программное обеспечение РСХД). В 1921 г. эмиграция в Белград; чтение лекций по психологии и истории русской этики, осенью 1921 г. — лекций по истории философии, этике и психологии на богословском факультете Белградского университета. В 1923 г. публикация сборника статей под редакцией Зеньковского «Православие и культура»16.
Четвертый этап (развитие идей православной педагогики, антропологии). В 1924 г. публикация книги «Психология детства»17. В 1923—1926 гг. работа на кафедре экспериментальной и детской психологии (Русский педагогический институт им. Амоса Каменского, Прага). В 1925 г. публикация статьи «Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции»18; в 1926 г. публикация статьи «Автономия и теономия»19, книги «Русские мыслители и Европа» (глава о Гоголе20). В 1926—1927 гг. изучение проблемы религиозного образования в США; в 1928 г. публикация работы «О чуде»21; в 1930 г. публикация статьи «Об образе Божием в человеке»22. В 1934 г. написание мемуаров «Пять месяцев у власти (15/У—19/Х 1918)»23; публикация книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»24.
Пятый этап (священническое служение, христианская метафизика, христианская философия). В 1942 г. рукоположен в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1948—1950 гг. публикация труда «История русской философии»25, за который прот. Василию Зеньковскому была присвоена степень доктора церковных наук. Благочинный приходов Парижского округа. С 1936 г. член епархиального совета, в 1953—1958 гг. его председатель. В 1955 г. публика-
13 Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. Кн. 108. М., 1911. С. 369—393.
14 Зеньковский В. В. Россия и православие // Христианская мысль. 1916. № 1. С. 101—118; № 2 С. 102-119; № 4. С. 85-102.
15 Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти. М., 1995.
16 Зеньковский В. В. Православие и культура.
17 Зеньковский В. В. Психология детства.
18 Зеньковский В. В. Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции.
19 Зеньковский В. В. Автономия и теономия // Путь. 1926. № 3. С. 46-64.
20 Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Глава о Гоголе. Париж, 1926.
21 Зеньковский В. В. О чуде. Париж, 1928.
22 Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке // Православная мысль. 1930. Вып. 2.
23 Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти.
24 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.
25 Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Париж, 1948-1950.
ции работ «Наша эпоха»26, «На пороге зрелости»27; в 1957 г. публикация книги «Апологетика»28; в 1959-1961 гг. публикация цикла статей «Философские мотивы в русской поэзии»; в 1960 г. публикация работы «Русская педагогика в XX в.»29; в 1961 г. публикация книг «Н. В. Гоголь», «Основы христианской философии»30.
«Очерк моей внутренней биографии»31 и «Очерк моей философской системы»32 были опубликованы после смерти Зеньковского в номере «Вестника РСХД», посвященном его памяти.
Уникальность теоретического и практического наследия Зеньковского нам видится в том, что он задает и реализует основные культурные нормы воспроизводства учительства. На биографическом материале В. В. Зеньковского можно использовать метод Нормативного анализа образовательной биографии (Е. Воля), фиксирующий культурные нормы (идеализированные, культурно-исторические, локально авторитетные, актуально осознаваемые и предвосхищаемые).
Анализ жизненного пути Зеньковского с позиции идеализированных норм33 свидетельствует о его умении учиться как об универсальном образе жизни. Об этом говорят его разносторонние интересы в научных областях, в которых В. В. Зень-ковский получил высшее образование (учеба на естественно-математическом, историко-филологическом факультетах), самообразование (занятие психологией и философией в семинаре Г. И. Челпанова), магистерская диссертация «Проблема психической причинности», участие в научных форумах.
Умение проводить теоретический анализ в области педагогики, психологии, филологии, философии, теологии демонстрирует возможность Зеньковского не только получать знания из разных источников, но и вносить вклад в научное знание собственным вкладом в эти науки, его общеметодологический подход — всеобъемлющий синтез.
Зеньковский, будучи благодарным учеником, признает авторитет своих учителей. В связи с этим интересна статья «Памяти проф. Г. И. Челпанова». О своем учителе Зеньковский писал с особой теплотой: «Мы все ученики Г. И. (Георгия Ивановича) всегда поражались тому, с каким вниманием, с какой добросовестностью изучал он произведения даже чуждых ему мыслителей... В духовном складе Г. И. была вообще поразительная честность (что и определило его большую осторожность и сдержанность при формулировании тех или иных философских положений). Эта честность, эта духовная правдивость с самим собой, не мешавшая его широте, его педагогической заботливости и вниманию, определяли его
26 Зеньковский В. В. Наша эпоха. Париж, 1955.
27 Зеньковский В. В. На пороге зрелости. Париж, 1955.
28 Зеньковский В. В. Апологетика. Париж, 1957.
29 Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960.
30 Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Франкфурт, 1961-1964. Т. 1-2.
31 Зеньковский В. В. Очерк моей внутренней биографии // Вестник РСХД. 1962. № 66, 67. С. 8-15.
32 Там же. С. 37-39.
33 Стойкий интерес к познанию нового на протяжении всей жизни; возможность получать знания из разных источников; признание авторитета собственных учителей, воспроизводство жизни в учении; предпочтение собственного учения перед обучением других.
моральные взгляды на конкретные проблемы жизни. Обладал исключительным чутьем умением привлекать молодежь и помогать найти каждому свой путь... Но к педагогическому дарованию Г. И. присоединялась и другая сила, которая глубоко действовала на всех его учеников, — его собственная неутолимая жажда истины. Работая с учениками и для них, Г. И. всегда искал ответов на поставленные вопросы и для себя — и от этого исходили те излучения, которые загорались ответным огнем в его учениках»34.
Зеньковский подчеркивает, что Челпанов был прежде всего философ, а затем уже психолог, боролся с «дурной» психологией как с проявлением философского невежества. Георгий Иванович был замечательным педагогом в философии в той области, где так мало места для всякого педагогизма.
Сочетание философского и психологического знания и научную добросовестность в изучении чужих идей перенял от своего учителя В. В. Зеньковский, а также, вероятно, и предпочтение философии: «Я ненасытно люблю мир идеи, люблю изучать разные отрасли знания; моя последняя специальность — философия — это как бы узловая станция, где скрещивается много разных путей»35.
Несомненно, жизненный путь Зеньковского — это воспроизводство жизни в учении, осуществление призвания в профессии, собственно педагогическая миссия: созидание православной культуры посредством просвещения, образования, реализации таких их форм, как печатные издания, создание и ведение учебных учреждений, подготовка специалистов для социального служения, православное просвещение, пастырское служение.
Негативная оценка «педагогизма» в характеристике своего учителя Г. И. Чел-панова, а также декларируемые ценности по отношению к ребенку, ученику демонстрируют такое качество Зеньковского, как предпочтение собственного учения перед обучением других.
Анализ жизненного пути Зеньковского с позиции культурно-исторических норм уникален в том смысле, что он сам разрабатывал эти нормы, о чем в полной мере свидетельствует работа «Православие и культура». Культурные нормы были очень важны в данный исторический период, они задали идеальную форму для созидания православной культуры, взращивания православной интеллигенции. И с позиции сегодняшнего дня о них можно говорить как об универсальных воспроизводящихся в поколениях, т. к. система Православной культуры, по мнению Зеньковского, является чаянием не одного, а ряда поколений.
Локально авторитетные культурные нормы хорошо видны в конкретном деле попечения религиозного молодежного движения в эмиграции. Идеи Зень-ковского, выдвинутые в рамках идеологии РСХД, популяризированы и восприняты многими членами движения. В частности, идеи и теоретические положения напрямую повлияли на то, что РСХД из интерконфессионального, как первоначально предполагалось деятелями американской организации YMCA, стало строго православным.
34 Зеньковский В. В. Памяти проф. Г. И. Челпанова // Путь. 1936. № 50. С. 53—55.
35 Зеньковский В.В. Из моей жизни // Вестник РСХД. 2002. № 183. С. 304.
Актуально осознаваемые и предвосхищаемые культурные нормы, воспроизводимые в теорической и практической деятельности Зеньковского, отличаются не только своим многообразием в разных научных сферах, но и гармонией синтеза, способного стать вектором перспективного развития православной педагогики и православной культуры.
Ключевые слова: православная культура, педагогическая миссия, прот. Василий Зеньковский, метод нормативного анализа образовательной биографии.
Pedagogical Mission in Creation of Orthodox Culture (on a Heritage of Archpriest Basil Zenkovsky)
Elena S. Volya
This piece of research deals with the problem of creation of Orthodox culture in the aspect of the pedagogical work. In our opinion, the concept of the "teaching mission" is the most congenial to reproduction of life in teaching, as it indicates the axiological and conceptual attitude to pedagogical activity. Solving the problem of correlation of the method to the object of study (which in this study has special value foundation), we apply the author's method of the normative analysis of educational biography. For the material of our study we have chosen life (biographical and autobiographical testimony) and the creative heritage in the field of theology, pedagogy, anthropology and psychology of Archpriest Vasily Zenkovsky.
Keywords: the Russian Orthodox culture, pedagogical mission, Archpriest Vasily Zenkovsky, the method of a normative analysis of the educational biography.