Научная статья на тему 'Педагогическая методика развития творческой личности будущего журналиста (лингвосенсорный подход)'

Педагогическая методика развития творческой личности будущего журналиста (лингвосенсорный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИНГВОСЕНСОРИКА / КАРТИНА МИРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ДИАЛОГ / SPEECH COMPETENCE / CREATIVE DEVELOPMENT / VOCATIONAL EDUCATION / LINGUАSENSORY / THE WORLD'S PICTURE / JOURNALISM / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Галина Игоревна

Модернизация системы современного образования в России направлена на формирование деятельной, творческой личности и требует выявления объективных закономерностей творческого развития студентов, разработки новых технологий профессионального образования в области формирования эвристической компетентности. Целью настоящего исследования является разработка методик творческого развития. Задачами исследования я определила выявление специфики современных форм общения и факторов, которые могут повлиять на развитие речевой компетентности студента, в частности, журналиста, а также взаимосвязь развития данной компетенции и творческого развития. Изменение форм коммуникации в современном мире, усиление интенсивности информационных потоков стало как позитивным, так и негативным фактором изменения в речевых коммуникациях. Возник феномен компьютерно-опосредованного общения, которое характеризуется снижением выразительных средств в лексике коммуникантов, заменой красочных эпитетов, пробуждающих яркое чувственное впечатление через слово. Обеднение языка негативно влияет на творческий процесс, влияет на креативность. Мною разработана новая методика, при которой развитие воображения и повышение креативности в профессиональном образовании и личностном росте может быть реализовано через расширение словеснонесловесных связей. Система педагогического сопровождения в моей методике направлена на одновременное повышение речевой компетентности: расширение лексического запаса сенсорных слов, и развитие эмоционально-чувственной сферы. В методике впервые использовались достижения современной прикладной лингвосенсорики в учебном процессе для дополнения рабочих программ различных дисциплин гуманитарного цикла. Предложенная методика апробирована мною в учебных заданиях. В результате в устной и письменной речи студентов-журналистов развилось воображение, создав основу креативности. У них повысилась дифференцированность использования сенсорных слов и лексического выражения понятий, концептов, терминов. Таким образом, исследование подтвердило мою гипотезу о том, что актуализация чувственного аспекта в языковой картине мира является эффективным фактором повышения выразительности речи и развития воображения в парадигме творческого, личностного и профессионального развития студента-журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE FUTURE JOURNALIST (LINGUASENSORY APPROACH)

Modernization of the modern education system in Russia is aimed at the formation of an active, creative personality and requires the identification of objective regularities in the creative development of students, the development of new vocational education technologies in the field of heuristic competence formation. The purpose of this study is to develop methods of creative development. The objectives of the study, I identified the identification of the specifics of modern forms of communication and factors that may affect the development of student speech competence, in particular, the journalist, as well as the relationship of the development of this competence and creative development. The change in the forms of communication in the modern world, the increase in the intensity of information flows has become both a positive and a negative factor in the changes in speech communications. The phenomenon of computer-mediated communication arose, which is characterized by a decrease in expressive means in the vocabulary of communicants, the replacement of colorful epithets that evoke a vivid sensual impression through the word. The impoverishment of language affects the creative process, affects creativity. I have developed a new technique in which the development of imagination and increased creativity in vocational education and personal growth can be realized through the expansion of verbal and non-verbal connections. The system of pedagogical support in my methodology is aimed at the simultaneous improvement of speech competence: the expansion of the lexical stock of sensory words, and the development of the emotional-sensual sphere. In the methodology, for the first time, the achievements of modern applied linguistic sensory in the educational process were used to supplement the work programs of various disciplines of the humanitarian cycle. The proposed technique was tested by me in the training tasks. As a result, in the oral and written speech of student journalists, imagination has developed, creating the basis of creativity. They have increased the differentiation of the use of sensory words and the lexical expression of concepts, concepts, terms. Thus, the study confirmed my hypothesis that the actualization of the sensual aspect in the linguistic picture of the world is an effective factor in increasing the expressiveness of speech and the development of imagination in the paradigm of the creative, personal and professional development of a student journalist.

Текст научной работы на тему «Педагогическая методика развития творческой личности будущего журналиста (лингвосенсорный подход)»

DOI: 10.25198/1814-6457-218-23 УДК 37.036.5

Губанова Г.И.

Российский государственный университет им.А.Н.Косыгина (Технологии.Дизайн.Искусство),

г Москва, Россия E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА (ЛИНГВОСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД)

Модернизация системы современного образования в России направлена на формирование деятельной, творческой личности и требует выявления объективных закономерностей творческого развития студентов, разработки новых технологий профессионального образования в области формирования эвристической компетентности. Целью настоящего исследования является разработка методик творческого развития. Задачами исследования я определила выявление специфики современных форм общения и факторов, которые могут повлиять на развитие речевой компетентности студента, в частности, журналиста, а также взаимосвязь развития данной компетенции и творческого развития.

Изменение форм коммуникации в современном мире, усиление интенсивности информационных потоков стало как позитивным, так и негативным фактором изменения в речевых коммуникациях. Возник феномен компьютерно-опосредованного общения, которое характеризуется снижением выразительных средств в лексике коммуникантов, заменой красочных эпитетов, пробуждающих яркое чувственное впечатление через слово. Обеднение языка негативно влияет на творческий процесс, влияет на креативность.

Мною разработана новая методика, при которой развитие воображения и повышение креативности в профессиональном образовании и личностном росте может быть реализовано через расширение словесно-несловесных связей. Система педагогического сопровождения в моей методике направлена на одновременное повышение речевой компетентности: расширение лексического запаса сенсорных слов, и развитие эмоционально-чувственной сферы. В методике впервые использовались достижения современной прикладной лингвосенсорики в учебном процессе для дополнения рабочих программ различных дисциплин гуманитарного цикла. Предложенная методика апробирована мною в учебных заданиях. В результате в устной и письменной речи студентов-журналистов развилось воображение, создав основу креативности. У них повысилась диффе-ренцированность использования сенсорных слов и лексического выражения понятий, концептов, терминов.

Таким образом, исследование подтвердило мою гипотезу о том, что актуализация чувственного аспекта в языковой картине мира является эффективным фактором повышения выразительности речи и развития воображения в парадигме творческого, личностного и профессионального развития студента-журналиста.

Ключевые слова: речевая компетентность, творческое развитие, профессиональное образование, линг-восенсорика, картина мира, журналистика, диалог.

Gubanova G.I.

Russian State University named by A.N. Kosygin (Technology.Design.Art), Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE FUTURE JOURNALIST (LINGUASENSORY APPROACH)

Modernization of the modern education system in Russia is aimed at the formation of an active, creative personality and requires the identification of objective regularities of students' creative development, the development of new technologies for professional education in the field of heuristic competence formation. The article discusses one of the aspects of creative development associated with the formation of speech competence.

The change in the forms of communication in the rapidly developing modern world, the increasing intensity of information flows has become both a positive and a negative factor in changes in speech communications. The phenomenon of computermediated communication arose, which is characterized by a decrease in expressive means in the vocabulary of communicants, the replacement of colorful epithets that evoke a vivid sensual impression through the word. The impoverishment of language affects the creative process, affects creativity.

The article substantiates the attraction of new scientific research to the development of creative abilities of students-journalists to increase their speech competence and creative development; a technique is proposed for the first time in which the development of imagination and increased creativity in vocational education and personal growth can be realized through the expansion of verbal and non-verbal connections. The system of pedagogical support is aimed at the simultaneous increase of speech competence (expansion of the lexical stock of sensory words) and the development of the emotional-sensual sphere.

On the basis of theoretical substantiation and approbation, a pedagogical methodology is proposed for the first time to use the achievements of modern applied lingo-sensory in the educational process to complement the work programs of various disciplines of the humanitarian cycle. Methods of applying the approach, options for learning tasks that develop the imagination of students-journalists as the basis of creativity, and increase the differentiation of the use of sensory words and lexical expression of concepts, concepts, and terms in their oral and written speech are proposed.

The study confirmed the hypothesis that the actualization of the sensual aspect in the linguistic picture of the world is an effective factor in increasing the expressiveness of speech and the development of imagination in the paradigm of the creative, personal and professional development of a student journalist.

Key words: speech competence, creative development, vocational education, linguаsensory, the world's picture, journalism, dialogue.

Современная деятельность, требующая креативных подходов ставит задачу творческого развития, особенно в таком виде деятельности как журналистика, в том числе тележурналистика. Как пишет Л.М. Стукалова, «исследователи, например, отмечают возрастание «пустых, бесцветных» ответов выпускников школ... Абитуриенты вузов культуры и искусства демонстрируют низкий уровень творческого воображения» [21, с. 19].

В стремительно развивающемся современном мире языковая личность формируется в контексте изменения форм коммуникации, усиления интенсивности информационных потоков. Возник феномен компьютерно-опосредованного общения (Computer-mediated communication CMC), которое характеризуется снижением выразительных средств в лексике коммуникантов, заменой красочных эпитетов, пробуждающих яркое чувственное впечатление через слово. Увеличилась доля визуальных и аудиальных средств общения, замещающих вербальное общение, направленных на непосредственное воздействие цветом, формой, музыкальным материалом в коммуникационных средах, сочетающих несколько вербальных и невербальных систем. Не смотря на позитивный аспект расширения возможности коммуницирования в век развития цифровых технологий, активное языковое поле сужается, что особо заметно в речи современных журналистов.

Исследуя вопросы изменения речи в условиях компьютерной эпохи, Уолтер (Walther, J. B.) [4] еще в 1990-е годы дает описание и оценку 13 основных и второстепенных теорий, анализирует обширные и разнообразные исследования проблемы общения, наличие которых указывает на актуальность ситуации. Исследователь отмечает, что отсутствие невербальных сигналов в CMC при компьютерно-опосредованном общении не позволяет опознавать демографические, личностные и межличностные характеристики собеседников, а это крайне важно в контексте персонализации сообщений в интернете.

Повышение необходимости субъективного стиля во многих видах журналистики служит убедительным обоснованием необходимости новых подходов к развитию выразительности

речи. Среди причин усиления персонализации речи и необходимости развития яркости речи можно выделить несколько. Возрастает актуальность субъективного фактора в таких видах журналистики как блогерство, в авторских стилях (например, гонзо-журналистика) и пр. Усиливается важность более полной и цельной передачи информации о том, кто говорит-пишет в сети, требуется выразительная передача характеристик личности говорящего. Также важной причиной персонализации общения служит то, что речевая медиа-опосредованная коммуникация это один из факторов, обеспечивающих функцию социального присутствия в медиас-фере. Персональность, личные характеристики являются важным элементом в спектре методик воздействия коммуниканта на аудиторию, важной частью диалога [2] как актуальной формы коммуникации. Особенно существенным становится фактор времени - высокая скорость информационного потока. Возникает новая динамика общения, требующая коротких текстов и высказываний. Это приводит к сжатию информации, к ее подаче в концентрированном виде. Современная культура, получившая определение префгуративной, требует разнообразных техник создания дайджеста и передачи сжатой информации [3]. Современные исследования «свидетельствуют о растущем значении вербальной коммуникации» [16, с. 23]1

Гуманизация образования как одна из важнейших целей современного образовательного процесса, актуальность антропологической педагогической концепции в современном образовании являются базовыми принципами для предлагаемого подхода, который также опирается на понимание того, что целостная картина мира является дидактическим средством в образовании как интегрирующий и гуманизирующий фактор освоения реальности. Языковая картина мира, основанная на идеях В. фон Гумбольдта, Вайсгербера, Витгенштейна и разработанная в трудах современных исследователей описывает бытие человека в языке. Целостная картина мира как концепция опирается на понятие «образ мира», выдвинутый А.Н. Леонтьевым [17] и [18] в качестве одного из центральных в системе психологического знания. А.П. Валицкая

1 «Observations testify to the growing importance of verbal communication.....» Перевод Г.Г.

Губанова Г.И.

Педагогическая методика развития творческой личности..

предлагает следующее определение понятия «картина мира» - «это способ систематизации современного знания, инструмент изучения истории культур, инструмент моделирования реальности» [15]. Чувственный аспект картины мира в педагогической концепции Яна Комен-ского [15] на самом раннем этапе формирования педагогики был предложен в качестве важного ресурса развития человека, его мировидения. Глубинную связь природосообразности творчества отмечал Бердяев, утверждавший в работе «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)», что творческая сила индивидуальности основана на универсализме, и творческая деятельность имеет универсальное, космическое значение [9].

Формирование деятельной, творческой личности требует выявления объективных закономерностей творческого развития студентов, разработки новых технологий профессионального образования в области формирования эвристического мышления. Предлагаемая педагогическая методика опирается на процесс, который актуализирует индивидуальный опыт, усиливая связь коммуникативно-речевых метапредмет-ных умений и степени дифференцированности непосредственного восприятия цвета, звука, чувственно-тактильных сигналов в контексте их концептуального осмысления с целью формирования целостной картины мира как в личном, так и в профессиональном аспектах.

Сенсорные слова - особый объект исследований в лингвистике. Сенсорные слова могут более динамично донести образы, что будет способствовать улучшению диалога между коммуникантами. «Язык сенсорики способен усилить эмоциональность и художественность любого дискурса, слуховые экскурсы способны сделать ещё более зримыми зрительные образы» [22, с. 7]. Сенсорика как третий элемент триады - когнитивное, эмотивное, сенсорное - после ряда убедительных научных исследований может быть, на наш взгляд, актуализирована в образовательном процессе, наряду с когнитивным и эмотивным аспектом, которые рассматриваются в учебных пособиях по русскому языку, литературе, журналистике. Поэтому автором данной статьи выделен лингвосенсорный компонент как педагогический ресурс развития личностных и профессиональных качеств.

Дефиницию термина словесно-несловесных связей можно раскрыть как связь лексического выражения непосредственного сигнала (звука, зрительного сигнала, ощущения) и самого сигнала. Слова выражающие чувственное восприятие, сенсорные слова, были углубленно исследованы в работах Berlin, В., & Kay, P. по цветономинациям [1], а также в трудах академика А.П. Василевича [12]. Связь воображаемых ощущений, воображаемой работы органов чувств в процессе применения сенсорных слов с более глубоким уровнем восприятия позволяет влиять в целом на развитие личности, на «этнокультурные и социо-исторические особенности, характерные для совокупности носителей данного языка» [13, с. 26].

Обзор различных учебных пособий и опрос студентов (в том числе магистрантов) показал, что эпитет в школьном и высшем образовании не дифференцирован с точки зрения сенсорных и несенсорных слов. Понятия, термины, концепты как важная часть языковой картины мира недостаточно дифференцируются от слов, отображающих чувственные аспекты и связанных с чувственной картиной мира (сенсорная лексика), в учебных пособиях для ВО, а также в школьных учебниках такая информация не актуализируется. Выявление данной проблемы позволило автору статьи внести принцип дифференциации в средства речевой выразительности по признаку отношения к сенсорности.

Апробация

Методика творческого развития с приме -нением прикладной лингвосенсорики была апробирована мной и другими преподавателями под моим руководством на занятиях в РГУ им. А.Н. Косыгина. С 2014 по настоящее время учебные годы я преподавала ряд дисциплин на направлении Телевидение, связанных с освоением речевой компетенции (риторика, литература, культура речи и пр.). С 2017-18 года по настоящее время методика внедрялась мной как дополнительная к комплексу традиционных методик в работе других преподавателей, сотрудников кафедры, работающих под руководством автора настоящего исследования (зав.кафедрой Журналистики и телевизионных технологий).

Апробация предложенных научных подходов в образовательном процессе была также

проведена в выпускной квалификационной работе студентки-тележурналистки направления Телевидения Т. Ерошкиной «Приемы лингво-сенсорики как средство художественной выразительности в современной тележурналистике» (под руководством автора данной статьи). Материалом для аналитического обзора студентке была предложены тексты журналистики путешествий. Целесообразность изучения слов чувственного восприятия именно в рамках журналистики путешествий была связана тематикой и стилем данного формата, где сенсорные слова соответствуют формату и дают заметный рост характеристик выразительности (например, в таких жанровых формах как путевой очерк, зарисовка, репортаж, рекомендация, путевая заметка, обозрение и другие). В 2018-19 году несколько выпускных квалификационных работ, связанных с коммуникативной компетентностью журналиста и тележурналиста, включают элементы данного подхода. Апробация данной темы также была проведена мной в публичных лекциях на тему «Чувство слова и слово как чувство», «Говорящий цвет» (в рамках проекта Департамента образования города Москвы).

Методики включают предварительное тестирование, лекции и практические занятия.

До применения практических элементов методики проводилось тестирование в игровой форме. Студенты получали задание составить коллективный устный рассказ, где каждый участник говорит две фразы, а следующий продолжает рассказ. В задание на создание устного рассказа на свободную тему предлагался сюжет

знакомой сказки, которая могла развиваться в любой сюжет и включать любых героев. Каждый использовал один модус - зрительный, слуховой или чувственный (обоняние, осязание, вкус, кинестетика).

Описание характеризовалось низким уровнем деталировки. В выполнении задания для описания цвета частотность употребления цветовых «застывших» эпитетов была значительной (серый волк, золотая осень, синее море). Преимущественно употреблялись основные цвета - черный, белый, красный и другие. Описание характеристик цвета ограничивалась парой темный-светлый, описание размера - большой-небольшой. Описание запахов приближалось к нулю. Не использовались конструкции типа запах осенней травы, запах реки, сочетания типа терпкий запах и другие. Использование модуса вкуса ограничивалось характеристикой сладкий, вкусный. Не использовались конструкции типа вкус меда, вкус черники и т. п. Описание описание звуков ограничивалось характеристикой тихий-громкий. Отсутствовали номинации звука типа стон, скрип, шорох, зазвенел, хрипящий и пр). Эпитеты в большей степени состояли из понятийных слов - ужасный, невероятный, красивая, изумительный. Часто отсутствовали вообще характеристики, там, где могли быть сенсорные слова. Подобные тесты проводились во многих группах, более 10, и результаты были в достаточной степени одинаковые. Приведем выводы на примере зрительного модуса (средние данные по 10 группам) (рисунок 1).

■ застывшие ■ сенсорные ■ абстрактные ■ основные ■ отсутствие Рисунок 1 - Выбор цветономинаций

Губанова Г.И.

Педагогическая методика развития творческой личности...

Затем проводилась лекционная часть занятия, где объяснялся механизм восприятия, феномен синестезии, связь со словесным выражением. Студентам был представлен двусоставной лингвосенсорный компонент (ЛСК) мышления (восприятия). Студентам пояснялось, что инте-гративная стратегия усиливает связь секторов, расширяет каждый из них и этим актуализирует индивидуальный сенсорный опыт.

Далее студентам 1 курса предлагались педагогические методики, где в разнообразных формах проводилось расширение лексического запаса и актуализации слов, находящихся в пассиве, и одновременно вызывание в воображении соответствующего сигнала (осязательных, обонятельных вкусовых, двигательных впечатлений), звука, зрительного образа (цвета, формы, размера...). В методических подходах

применялся и принцип взаимно-обратной задачи в один отрезок времени, предложенный академиком Эрдниевым П.М. [19] и дающий сильный эффект при экстраполировании из области школьного преподавания математики к области общих подходов к преподаванию [15].

Апробация лингвосенсорного подхода на занятиях с тележурналистами наглядно показала возрастание творческой составляющей: усилилась дифференциация понятийных и сенсорных слов, актуализировались сенсорные слова, находящиеся в пассивном словарном запасе, активизировалась яркость образов, интенсивность творческой мысли. После занятий по предлагаемым методикам и освоения диф-фернцированности понятий и сенсорных слов, освоения части словаря номинаций восприятия в повторном выполнении задания был актуализирован ряд слов из пассивного словарного запаса. Возрос уровень деталировки. Описание стало живым и зримым. Активизировался творческий процесс, мотивация к творческому созиданию.

Таким образом, можно утверждать, что в условиях образовательного процесса в многопрофильном ВУЗе разработанная педагогическая методика может дополнить арсенал учебно-методических подходов к обучению студентов направлений Журналистика и Телевидение, а также может применяться и на других направлениях гуманитарного цикла.

18.05.2018

Список литературы:

1. Berlin, B. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution / B. Berlin, P. Kay. - Berkeley & Los Angeles, CA: University of California Press, 1969.

2. Dialogical organics of pedagogical discourse: linguo-pragmatic aspect / T. Cherkashina и др. // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference of Social Sciences and Arts. - Vienna, Austria: Alexander Malinov Blvd. - 2018. - Т. 5. - Вып. 3.1. - С. 115122.

3. Educational digest as a technology of prefigurative culture of the information world: from journalism to academism / N. Novikova и др. // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference of Social Sciences and Arts. -Vienna, Austria: Alexander Malinov Blvd. - 2018. - Т. 5. - Вып. 3.1. - С. 145-152

4. Walther, J.B. Computer-mediated communication: Impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction / J.B. Walther // Communication Research. -1996. - 23. - С. 3-4.

5. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Балыхина, Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание / Т.М. Балыхина. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 400 с.

7. Бахтин, М.М. От философии поступка к риторике поступка / М.М. Бахтин. - М.: Издательство «Лабиринт». 1996. - 176 с.

8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986.

9. Бердяев, Н. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. - М.: Г.А.Леман и С.И.Сахаров, 1916.

10. Библер, B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / B.C. Библер. - М., 1997. - 440 с.

11. Валицкая, А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография / А.П. Валицкая, под ред. профессора В.В. Ма-каева.- Санкт-Петербург: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - 146 с.

12. Василевич, А.П. Наименования цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ / Отв. ред. А.П. Ва-силевич. — М.: Ком Книга, 2007.

13. Василевич, А.П. Цвет и названия цвета в русском языке / А.П. Василевич, С.С. Мищенко, С.Н. Кузнецова; под общ. ред. А.П. Василевича. - М:КомКнига,2005. - 216 с.

14. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.

15. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - В 2-х т.- Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

16. Крапивина, М.Ю. Обучение общению в истории педагогики / Крапивина М.Ю., Ерёмина Н.В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - №3(215). - С. 21-27.

17. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М: Изд-во Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с.

18. Леонтьев, А.А. Психология общения (4-е изд., стер.) / А.А. Леонтьев. - М.: «Академия», 2007. - 368 с.

19. Микерова, Г.Ж. Лингводидактические основы обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальных классах: автореф. дис. ... д-ра пед.наук / Г.Ж. Микерова. - Майкоп, 2008.

20. Нагорная, А.В. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований / А.В. Нагорная. - М.: ИНИОН РАН, 2017.

21. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства / О.В. Стукалова. - М.: ИХО РАО, 2011. - 280 с.

22. Харченко, В.К. Лингвосенсорика: фундаментальные и прикладные аспекты / В.К. Харченко. - М.: Либроком, 2012.

23. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П.М. Эрдниев. - М., 1992.

References:

1. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkeley & Los Angeles, CA: University of California Press, 1969.

2. Cherkashina T., Novikova N., Gubanova G., Samosenkova T., Romanova N. Dialogical organics of pedagogical discourse: linguo-pragmatic aspect. 5th International Multidisciplinary Scientific Conference of Social Sciences and Arts. Vienna, Austria: Alexander Malinov Blvd., 2018, vol. 5, iss. 3.1, pp. 115-122.

3. Novikova N., Cherkashina T., Gubanova, G., Kovtun L., Romanova N. Educational digest as a technology of prefigurative culture of the information world: from journalism to academism. 5th International Multidisciplinary Scientific Conference of Social Sciences and Arts. Vienna, Austria: Alexander Malinov Blvd., 2018, vol. 5, iss. 3.1, pp. 145-152.

4. Walther J.B. Computer-mediated communication: Impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction. Communication Research, 1996, 23, pp. 3-4.

5. Aleksandrov YU.I. Osnovy psihofiziologii: Uchebnik [Fundamentals of Psychophysiology]. M.: INFRA-M, 1997.

6. Balyhina T.M. Struktura i soderzhanie rossiiskogo filologicheskogo obrazovaniya. Metodologicheskieproblemy obucheniya russkomuyazyku: Nauchnoe izdanie [The structure and content ofthe Russian philological education. Methodological problems of learning the Russian language: Scientific publication]. M.: Izd-vo MGUP, 2000, 400 p.

7. Bahtin M.M. Otfilosofii postupka k ritorikepostupka [From the philosophy of the act to the rhetoric of the act]. M.: Izdatel'stvo «Labirint», 1996, 176 p.

8. Bahtin M.M. EHstetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. M.: Iskusstvo, 1986.

9. Berdyaev N. Smysl tvorchestva (Opyt opravdaniya cheloveka) [The meaning of creativity (The experience of justifying a person)]. M.: G.A.Leman i S.I.Saharov, 1916.

10. Bibler B.C. Na granyah logiki kul'tury. Kniga izbrannyh ocherkov [On the verge of the logic of culture. Book of selected essays]. M., 1997, 440 p.

11. Valickaya A.P., ed. V.V. Makaev Novaya shkolaRossii: kul'turotvorcheskaya model' [New School of Russia: Cultural Creation Model]. Sankt-Peterburg: izd. RGPU im. A.I.Gercena, 2005, 146 p.

12. Vasilevich A.P. Naimenovaniya cveta v indoevropeiskihyazykah: Sistemnyi i istoricheskii analiz [Color names in Indo-European languages: System and historical analysis]. M.: Kom Kniga, 2007.

13. Vasilevich A.P., Mishchenko S.S, Kuznecova S.N. Cvet i nazvaniya cveta v russkomyazyke [Color and color names in Russian]. M:KomKniga, 2005, 216 p.

14. Vezhbickaya A. YAzyk. Kul'tura. Poznanie [Language. Culture Cognition]. M.: Russkie slovari, 1996, 416 p.

15. Komenskij YA.A. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. M.: Pedagogika, 1982, vol. 1, 656 p.

16. Krapivina M.YU., Eryomina N.V. Teaching communication in the history of pedagogics. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 3(215), pp. 21-27.

17. Leont'ev A.A. YAzyk i rechevaya deyatel'nost' v obshche i pedagogichesko psihologii: Izbrannye psihologicheskie trudy [Language and speech activity in general and pedagogical psychology: Selected psychological works]. M: Izd-vo Moskovskogo social'no-psihologicheskogo instituta, Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 2003, 536 p.

18. Leont'ev A.A. Psihologiya obshcheniya [Psychology of communication]. M.: «Akademiya», 2007, 368 p.

19. Mikerova G.ZH. Lingvodidakticheskie fundamentals of learning the Russian language on the technology of enlarged didactic units in primary grades. Extended abstract of Doctor's thesis. Majkop, 2008.

20. Nagornaya A.V. Lingvosensorika kak perspektivnoe napravlenie sovremennyh lingvisticheskih issledovanii [Linguosensory as a promising direction of modern linguistic research]. M.: INION RAN, 2017.

21. Stukalova O.V. Kul'turno-tvorcheskoe razvitie i professional'noe stanovlenie budushchih specialistov v sfere kul'tury i iskusstva [Cultural and creative development and professional development of future specialists in the field of culture and art]. M.: IHO RAO, 2011, 280 p.

22. Harchenko V.K. Lingvosensorika: fundamental'nye iprikladnye aspekty [Lingvosensorika: fundamental and applied aspects]. M.: Librokom, 2012.

23. EHrdniev P.M. Ukrupnenie didakticheskih edinic kak tekhnologiya obucheniya [Enlargement of didactic units as a learning technology]. M., 1992.

Сведения об авторе:

Губанова Галина Игоревна, заведующий кафедрой журналистики и телевизионных технологий Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн.Искусство)», кандидат искусствоведения, ORCID ID 0000-0002-8102-4412 https://orcid.org/0000-0002-8102-4412

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

115035, г Москва, ул. Садовническая, 33 стр. 1, телефон +7 (495) 951 06 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.